Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 8 . Основы профессиональной диагностики




Цель и принципы профессиональной диагностики

Цельпрофессиональной диагностики состоит в том, чтобы при помощи определенных психодиагностических средств и методов произвести объективную оценку способностей и деловых качеств человека и разработать практические рекомендации по совершенствованию индивидуального стиля его профессиональной деятельности. Другими словами, цель профессиональной диагностики - показать молодому специалисту или профессионалу с определенным опытом практической работы возможности повышения их собственной компетентности и квалификации за счет обучения, развития и саморазвития профессионально значимых качеств.

Основные принципыпрофессиональной диагностики заключаются:

  • в вероятностном характере диагностической оценки;
  • в зависимости результатов диагностики от осознания материалов;
  • в открытости и искренности ответов обследуемого;
  • в зависимости целей диагностики от целей развития;
  • в отсутствии оценки психодиагностических результатов как "хороших" или "плохих";
  • в наличии в реальности смешанных психологических типов.

Итак, оценка личностных, интеллектуальных и индивидуально-психологических особенностей человека производится с определенной долей вероятности. Существует некоторое допущение о возможности незначительного или существенного, но в рамках индивидуального диапазона изменения психологического качества.

Изменение психологического качества происходит в трех основных случаях: в ситуациях запредельного стресса, в особых периодах развития ребенка (например, в подростковом возрасте: от 8-9 до 15-16 лет) и в кризисных периодах (войны, политического кризиса и проч.).

149

Это означает, что оценка психологических качеств человека в процессе диагностики, в короткий промежуток времени и когда обследуемый находится в спокойном состоянии, может измениться, если он попадает в стрессовую ситуацию, переживает возрастные изменения или кризис.

Точность и прогностичность психодиагностической информации зависит также от таких факторов, как степень открытости человека в ходе тестирования, знание им своих особенностей, степень осознания им собственных психологических защит и установок, функционального состояния и настроения, желания или нежелания тестироваться.

Заметим, что степень открытости человека при ответах на вопросы тестов, предлагаемых в процессе психодиагностического обследования, в свою очередь, зависит от его доверия к психологу, проводящему диагностику. Если между обследуемым и диагностом установился оптимальный психологический контакт, результаты диагностики могут быть адекватными особенностям и структуре индивидуальности обследуемого. В случае если последний в чем-то не доверяет психологу или по тем или иным причинам психолог не смог установить позитивную атмосферу в процессе тестирования, человек может построить психологическую защиту, и результаты обследования будут существенно искажены.

Следует учитывать и то, что одним из ведущих факторов внутреннего развития человека и, как следствие, изменения результатов психодиагностической оценки выступает фактор волевой саморегуляции. Так, при психологическом тестировании могут быть выявлены те или иные недостатки или "слабые" качества индивидуальности, но за счет собственных активных усилий и воли человек способен преодолеть свою природу и достичь высоких результатов в профессиональной деятельности.

Результаты психодиагностического обследования не следует воспринимать однозначно, как обычно воспринимаются отметки в школе: "хорошие" или "плохие". Психодиагностические результаты - это отражение и фиксация конкретных особенностей индивидуальности человека, которые могут быть как "сильными", или способствующими высокому психологическому качеству жизни и успешности, так и "слабыми", или препятствующими эффективному поведению. Но в том и другом случаях социальная и психологическая ценность индивидуальности человека не снижается.

Выбор стиля профессиональной деятельности должен производиться с опорой на "сильные" стороны индивидуальности, которые

150

могут компенсировать "слабые" стороны человека, как бы "затушевывать" их. Более того, часто одно и то же психологическое качество, как правило, имеет двойную функциональную природу относительно своего значения и продуктивности. А именно в одних профессиональных ситуациях одно и то же качество выступает как "сильное", а в других - как "слабое".

Например, высокая стрессустойчивость, необходимая во многих стрессогенных профессиях (спасателя, летчика, водителя и др.), может оказаться "слабым" качеством в общении, поскольку люди, способные сохранять самообладание в экстремальных ситуациях, часто проявляют низкую эмоциональную чувствительность в коммуникативных контактах, могут неосознанно и нецеленаправленно обидеть, уязвить собеседника. И наоборот, тонкие и чувствительные люди, неэффективные в стрессовых и напряженных ситуациях, как правило, проявляют высокий уровень развития интуиции в сложных коммуникативных ситуациях, в условиях информационной неопределенности и противоречий. Кроме того, такие люди способны на эффективную эмоциональную поддержку, так необходимую в условиях профессионального стресса.

Следует учитывать, что "чистые" психологические типы имеют место только в теоретических концепциях в виде моделей. В реальных условиях, как правило, встречаются "смешанные" психологические типы, в которых могут проявляться в более или менее выраженной форме черты и свойства как одного типа, так и другого. Более того, в различных ситуациях человек склонен проявлять себя противоположным образом. Известен, например, "комплекс генерала", обозначающий феномен, при котором властный и директивный руководитель, которому ни один из подчиненных не может сказать слова против его мнения, в семейных условиях становится, наоборот, послушным мужем, полностью отдающим "бразды правления" своей властной и энергичной супруге.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 279.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...