Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. Влияние инфляции на финансы




Занятие 3-4

Тема: Микротема научного текста. Данная и новая информация как элементы развития мысли и связности текста

 

Запомните!

Содержание текста — это то, о чём текст написан: какова его тема, основная мысль, как раскрывается эта основная мысль, какова позиция автора по отношению к теме.

Тема текста — это предмет либо явление, находящиеся в центре внимания автора. Усилия автора направлены на то, чтобы дать характеристику теме, раскрыть тему текста.

Основная мысль текста — это общая характеристика, данная в тексте теме. Основная мысль иногда может быть напрямую выражена в тексте, а иногда выводится из его содержания. Тема раскрывается через ряд связанных друг с другом суждений, каждое из которых прямо или косвенно характеризует тему. Суждения эти могут иметь, в свою очередь, разнообразную тематику. Частные темы, возникающие по мере раскрытия главной, называются микротемами. Учёт микротем необходим для выведения основной мысли текста.

Обратите внимание! Тему текста необходимо отличать от любой его микротемы. Микротема раскрывает содержание лишь одной из частей текста. Тема же целого текста включает в себя (прямо или косвенно) все его микротемы. Кроме того, она всегда связана с основной мыслью текста и с позицией автора.

 Позиция (точка зрения) автора. Выбирая тему текста и раскрывая её с помощью определённых микротем, автор текста проясняет для читателя свою ценностную позицию относительно темы и основной мысли текста. Он прямо или опосредованно выражает собственную оценку тезисов текста и явлений, отражённых в нём.

Микротема научного текста – это части общей темы, состоящая из одного или нескольких предложений, объединенных по смыслу и раскрывающих с разных сторон коммуникативную задачу текста. В тексте могут быть две или более микротемы. Каждая из них может быть представлена одним или более предложениями. Например:

Ø в микротемах о строении предмета рассматриваются части предмета;

Ø в микротемах о составе предмета раскрывается, из каких компонентов состоит предмет;

Ø в микротемах текстов о свойствах предмета дается характеристика конкретных признаков, составляющих его отличительную особенность;

Ø в микротемах текстов о функции предмета дается характеристика того, для чего служат эти предметы, что они выполняют;

Ø в микротемах текстов о классификации предметов содержится краткая характеристики объектов по определенным классам (отделам, разрядам, видам, типам, группам и т.д.).

Часть текста, связанная одной микротемой, называется абзацем. Термин «абзац» имеет два значения:

v отступ вправо в начале строки (красная строка);

v отрезок текста от одной красной строки до другой.

Выделяемый красной строкой абзац улучшает восприятие текста – выделяет начало текста, отделяет реплику одного лица от реплики другого при письменном оформлении диалога и т.п. Как отрезок текста, абзац устанавливает смысловые границы, отделяет одну микротему от другой, подчёркивает эмоционально-выразительные свойства текста. Если с помощью абзаца выделяются смысловые границы и осуществляется переход от одной микротемы к другой, то из первых предложений абзацев можно составить сжатый вариант текста.

Основное назначение абзаца – расчленение текста с целью выделения его компонентов, что облегчает восприятие текста. Актуализация значимых частей текста усиливает его воздействие на читателя. Абзацное членение может иметь разные целевые установки. Основные функции абзацного членения логико-смысловая, экспрессивно-эмоциональная, акцентно-выделительная:

ü для текстов, направленных только на интеллектуальное восприятие, характерны абзацы тематические (каждый новый абзац раскрывает новую тему);

ü для текстов, рассчитанных не только на интеллектуальное, но и на эмоциональное восприятие, абзацы акцентные, экспрессивно-выделительные;

ü для научной речи характерно четкое построение абзацев

Одной из основных задач любого текста является передача информации. Автор не может передать всю информацию сразу, поэтому он выстраивает текст – соответствующее его намерениям развернутое сообщение. Предложение в контексте речи распадается на две части – одна из них содержит уже известную для адресата сообщения информацию, а другая – новую. Речь человека линейна. Мысль автора развивается от известного (данного) к новому. Выделение в высказывании данного и нового называется актуальным членением.

Тема и рема – актуальные для говорящего единицы информативного деления предложения на «данное, известное» (тема) и «новое, неизвестное» (рема).

Данная и новая информация текста относятся к элементам развития мысли и связанности речи. Данная информация текста – это исходная информация, от которой начинается развитие мысли. Она содержится в предложении, передающем коммуникативную задачу текста. Данное передается словом или словосочетанием, которое наиболее точно отражает коммуникативную задачу текста. Оно способствует развитию текста. Новым текста называется неизвестная, новая информация текста, которую необходимо узнать. Данная информация текста обычно имеет обобщенное значение (характеризуется в общих чертах). Новая информация текста - это информация, которая раскрывает, конкретизирует данное, влияет на развитие смысла в тексте. Количество новой информации в одной микротеме может быть разным в зависимости от содержания текста.

Алгоритм действий для определения данной информации текста: Определите коммуникативную задачу текста.

1. Найдите предложение, в котором она выражена.

2. Выявите слово или словосочетание, наиболее точно передающее коммуникативную задачу – данное текста.

3. Убедитесь, что значение именно этого слова или словосочетания раскрывается в тексте.

Алгоритм действий для определения новой информации текста:

1. Определите данную информацию текста.

2. Выделите микротемы, в которых раскрывается значение данного.

3. Найдите в них слова, конкретизирующие значение данного текста, т.е. новую информацию.

Например:

Жизнь Трезора

Трезор, пестрая собака с крупными лапами и сон­ной мордой, был отпетым тунеядцем, хитрецом и увальнем.

В доме, кроме него, проживали еще три кошки, и посуда для еды животных - старая эмалированная кастрюля - была одна на всех. Первым засунув мор­ду в кастрюлю, пес выбирал то, что помягче, по-вкусней; а кошки терпеливо сидели вокруг и обли­зывались, не смея потревожить трапезу господина. Если какая из кошек совала морду в кастрюлю, Тре­зор издавал грозный рокот, такой гневный, что кош­ки бросались врассыпную.

После еды Трезор или засыпал возле дверцы то­пившейся печки, или выходил на улицу, потягивал­ся, широко, со сладким воем открывая пасть, и от­правлялся драться с братом Мухтаром...

Летом Трезор совсем ни с кем не дрался. Он был совершенно поглощен заботами о сладком пропита­нии, которое научился вымогать у приезжих из города ребятишек и сердобольных тетенек. В то время, когда его брат Мухтар плавал по реке вслед за лод­кой хозяина, караулил нехитрое имущество рыба­ков, Трезор, начиная с крайней хаты, обходил дере­вушку. Он садился против ворот или перед откры­тым окном и ждал, когда ему дадут сахарку или ка­кое другое лакомство. Если долго не давали, Трезор напоминал о себе лаем и в конце концов получал то, что хотел.

Неторопливо прохрустев сахаром, Трезор облизы­вался и совал свою огромную лапу благодетелю либо ложился возле ворот и какое-то время «сторожил» двор. Норма его работы зависела от угощения: мало давали сахару - он лежал под воротами недолго, а то и сразу убегал к другой избе.

Ближе к осени Трезор скучнел: городской народ разъезжался из деревушки. Каждую семью он прово­жал до автобусной остановки. Опустив голову, по­весив хвост, плелся пес по дороге, со вздохом ложил­ся в тенек, словно говорил: «Что поделаешь? Отпуск есть отпуск. Но помните, люди, что у вас здесь остался верный и надежный друг».

Стоило, однако, автобусу удалиться за мосток, переброшенный через речку, исчезнуть за островком ельника, как Трезор завинчивал кренделем хвост, ставил уши топориком и с бодрым лаем возвращался в деревушку: «Прогнал я, прогнал этих дачников! Повадились, понимаешь. Одно от них беспокойство!»

 (По В. Астафьеву)

В данном тексте его тема названа в заглавии, а основная мысль сформулирована в первом предложении.

Однако достаточно часто основная мысль не оформ­ляется словесно, читатель или слушатель должен определить ее сам, вдумываясь в содержание текста.Тема или основная мысль, как правило, находят отражение в названии текста.

В каждом тексте существуют опорные слова, передающие основное в его содержании. При чтении только этих слов можно определить как тему текста, так и направления ее раскрытия. Например, в пер­вом и втором абзацах текста «Жизнь Трезора» опор­ными можно назвать слова Трезор, собака, тунеядец, хитрец, увалень; три кошки, кастрюля одна, пес вы­бирал, кошки сидели, облизывались, совала морду, грозный рокот, бросались врассыпную.

Следующим признаком текста является развернутость, т.е. развитие темы и реализация основной мыс­ли текста через подтемы и микротемы.

Подтемы обеспечивают широту охвата темы, а микротемы — глубину раскрытия темы. Назва­ния подтем обычно соотносятся с простым планом текста, добавление названий микротем превращает простой план в сложный.

Данная информация заключена в первом абзаце текста, остальные абзацы постепенно добавляют новую информацию, развивая текст.

Например, в тексте «Жизнь Трезора» можно выделить следующие подтемы и микротемы:

1. Господин:

а) трапеза господина;

б) после трапезы.

2. Заботы о сладком пропитании:

а) вымогательство сладкого;

б) «работа».

3. «Верный» и «надежный» друг:

а) до автобусной остановки;

б) с автобусной остановки.

Таким образом, текст позволяет не только выра­зить мысль (как в предложении), но и развить ее.

 

Практические задания:

Задание 1.  Прочитайте тексты, передайте основную мысль.

А. Человек и природа

Еще несколько веков назад влияние человека на природу было крайне незначительно, однако в ходе научно-технического прогресса цивилизация стала настолько сильно воздействовать на окружающую среду, что сегодня экологический вопрос является одним из наиболее актуальных во всем мире. В ХХ веке произошел значительный скачок производства и развития человеческой деятельности, в результате чего появились промышленные заводы и фабрики, которые стали выпускать технические средства, облегчающие жизнь всем людям. Значительный комфорт, однако, стал причиной негативных последствий, которые сказались на природных ресурсах и на всем биологическом сообществе на Земле.

Так, к примеру, вырубка лесов в течение длительного времени привела к миграции животных, птиц и млекопитающих. А поскольку в природе все взаимосвязано, при нарушении цепочки в системе питания начинают происходить процессы вымирания отдельно взятых животных, растений или насекомых. Именно поэтому в настоящее время влияние человека на природу стараются уменьшить, а истребляемые ресурсы по возможности компенсировать (посадка леса, опреснение соленой воды и так далее).

Следует заметить, что человек, являясь единственным существом на Земле, имеющим разум и волю, не должен потребительски относиться ко всему тому, что дает ему планета. Наоборот, человечество должно стараться гармонизировать свою жизнедеятельность и привести ее в соответствие с законами природы. Именно на это направлены усилия мирового сообщества в настоящее время, и в результате этого наша цивилизация постепенно начинает переходить на качественно новый уровень своего развития. Все больше вводится в производство экологически чистых технологических новинок, примерами которых могут быть: в сфере автотранспорта — электромобили, в сфере теплоснабжения — геотермальные котлы, в сфере добычи электроэнергии — ветряные и солнечные электростанции. Поэтому сегодня можно говорить о том, что отрицательное воздействие человека на природу постепенно снижается. Конечно, до хороших показателей экологичности еще очень далеко, однако начало положено уже сегодня.

Радует и то, что сами люди начинают осознавать гибельность дальнейшего уничтожения природы и постепенно переходят на здоровый образ жизни. Медленно, но верно происходит отток жителей из центра городов в пригороды и сельскую местность, поскольку в большинстве крупных городов предельно допустимая норма СО (угарного газа) превышает предельно допустимую концентрацию в несколько раз. Растет количество коттеджных городков, где влияние человека на природу минимально. Все это говорит о том, что человечество постепенно начинает отходить от повальной системы потребления природных ресурсов и переходит к системе гармоничного развития.

Современная нефтегазовая промышленность также находится в стадии постепенного свертывания, поскольку всей разведанной нефти на Земле хватит еще максимум на 50 лет. Это очень маленький срок даже по человеческим меркам, поэтому все развитые страны уже давно инвестируют свои капиталы в экологически чистое производство новых ресурсов. Кардинально новый подход заключается в поиске возобновляемых источниках топлива. Здесь в качестве примера можно привести биотопливо, которое можно выращивать на специально отведенной территории. В результате всего этого влияние человека на природу постепенно приобретает положительный характер.

Подводя итоги этой интереснейшей темы, можно сделать вывод, что наша цивилизация наконец-то осознала, что продолжать и дальше истощать природные запасы нельзя, поскольку ни к чему хорошему это не приведет. Отрицательное влияние человека на природу уже проявляется в виде катаклизмов и глобального изменения климата. Все это еще раз подчеркивает тот факт, что все люди на Земле несут ответственность за то, что происходит с планетой сегодня, и только совместными усилиями наша цивилизация сможет преодолеть все трудности.

Б. Аральское море

На глазах одного поколения происходит постепенное исчезновение второго по величине (после Каспийского моря) внутреннего водоема страны – Аральского моря.

Как это могло произойти?

Аральское море – саморегулирующаяся система, которая зависит от прихода и расхода воды. При уменьшении притока воды падает его уровень, уменьшается площадь акватории. За последние тридцать лет из-за увеличения площади орошаемых земель по течению рек Сырдарьи и Амударьи, а также потерь при естественном испарении воды уровень моря понизился почти вдвое. Средняя глубина моря составляет приблизительно 16-20 метров, тогда как раньше эта цифра составляла 40-47 метров.

В результате Арал разделился на две самостоятельные акватории: глубоководную западную и мелководную северо-восточную – Большое и Малое море. Если сократить расход воды на сельскохозяйственные нужды, то снижение уровня в Малом море может прекратиться примерно через пять лет.

Непродуманная хозяйственная деятельность людей превратила Арал в район экологической катастрофы. Распространяются пустыни, исчезают многие виды животного и растительного мира Приаралья. Меняется вся экосистема Аральского региона. На карте Казахстана появляется новая пустыня – Аралкумы.

Ученые и общественность бьют тревогу. Нужны срочные меры по спасению моря, по возвращению людям нормальной среды обитания. Сегодня ученые разрабатывают различные проекты по решению Аральской проблемы. Необходимо помнить, что Аральская катастрофа приобретает глобальные масштабы, влияя на экологию не только Средней Азии, но и всего континента.

Аральская катастрофа – тяжелый урок нашим потомкам. Спасение моря в наших руках.

 

В. Влияние инфляции на финансы

Инфляция также не «безучастна» к положению дел в финансовой системе государства. Финансы и инфляция выступают важными методами перераспределения национального дохода. Современная инфляция оказывает воздействие на все звенья финансовой системы, изменяя характер взаимоотношений между ними, а также между финансовой системой и другими секторами экономики.

Рост цен приводит к росту государственных расходов. Снижение покупательной способности значительной части населения требует от правительств принятия мер, носящих компенсационный характер, что ложится дополнительным бременем на бюджет. 

Перераспределение национального дохода, вызванное «шоковой терапией» по-советски, в основе которой лежала либерализация цен, вернее, последствия такого перераспределения еще нуждаются в серьезных исследованиях. Однако результаты в общем-то известны, произошла гигантская поляризация населения по уровню получаемых доходов. 

Инфляция приводит к обесцениванию финансовых ресурсов. Государственные доходы при инфляции растут в номинальном выражении, что связано главным образом с расширением подоходного и косвенного налогообложения. Однако при высоком уровне инфляции происходит эрозия финансовых средств государства, налоги и займы поступают в обесцененных деньгах, а расходы надо финансировать по новым ценам.

От инфляции в большей мере страдают лица наемного труда. Это объясняется тем, что их доходы номинально увеличиваются и они поступают в группы, доходы которых облагаются по более высоким прогрессивным ставкам. Инфляция способствует в силу этих же причин расширению налогооблагаемой базы по подоходному налогу. 

Инфляция обостряет проблему государственной задолженности, так как по темпам роста расходы значительно опережают доходы. Для финансирования бюджетного дефицита правительство прибегает к займам, выпуск которых приводит к увеличению размера государственного долга. При инфляции правительство испытывает проблемы с размещением новых займов, так как для инвесторов правительственные ценные бумаги теряют свою привлекательность. Повышая процент по займам, государство тем самым не способствует их размещению, однако при этом увеличиваются размеры государственного долга.

 

Задание 2. Ответьте на вопросы:

- Какие сегодня экологические проблемы стоят перед человечеством?

- Какие основные факторы провоцируют возникновение этих проблем?

- Что называется саморегулирующейся системой Аральского моря?

- Почему понизился уровень моря?

- На какие части разделился Арал?

- Почему Приаралье называют районом экологической катастрофы?

- Может ли прекратиться снижение уровня в Малом море?

- Почему ученые и общественность бьют тревогу?

- Кто может решить проблему Арала?

Задание 3.Определите тему, данную и новую информацию текста А. Разделите на смысловые части. Составьте кластеры конструкций, выполняющих  «функцию прогрессии текста», «функцию обеспечения связности текста», «функцию обобщения текста».

Задание 4.Определите микротемы текста Б, которые развивают, уточняют, конкретизируют основную тему.

Задание 5.Используя приведенные ниже выражения, передайте краткое содержание текстов А, Б, В.

Статья (название) посвящена проблемам …

Автор обращается к вопросу …, касается …, утверждает, что …

Автор поднимает вопрос о …

В статье указывается …

Задание 6. Найдите предложения из текста В, соответствующие конструкции «Что  выступает чем? Что приводит к чему? Что способствует чему?

Задание 7. Просклоняйте по падежам следующие словосочетания: солнечные электростанции, Большое и Малое море , национальный доход.

Задание 8. Сделайте синтаксический и морфологический разбор предложений абзаца №2 текста Б, определите тип предложений.

СРСП / СРС: Работа с литературой по специальности. Подбор текста. Пересказ текста.

 

 

Занятие №5

Тема 5. Роль предложений в тексте. Способы связи предложений и развитие информации в тексте.

Запомните!

Роль предложения в тексте. Предложение может выполнять ряд функций (ролей) в образовании текста. Значение механизма действий этих функций помогает понять не только структуру текста, но и его смысл, разобраться, каким образом развивается в нем информация, а, следовательно, имеет большое значение для понимания смысловых связей внутри текста.

Текстообразующими функциями предложения являются:

· функция прогрессии текста – увеличение объема новой информации,

· функция обеспечения связности текста – логическая последовательность развития информации,

· функция обобщения текста – логическое завершение изложения мысли.

По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три разновидности:

1. тексты с цепными связями;

2. тексты с параллельными связями;

3. тексты с присоединительными связями.

Цепная (последовательная, линейная) связь самый распространённый способ соединения предложений. Широкое использование цепных связей во всех стилях речи объясняется тем, что они в наибольшей степени соответствуют специфике мышления, особенностям соединения суждений. Там, где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, неизбежны цепные связи.

Среди различных видов цепной связи по способу выражения наиболее широко распространены:

· местоименные связи (существительные, прилагательные, числительные заменяются в последующем предложении местоимениями и местоименными наречиями);

· лексические и синтаксические повторы;

· синонимические замены.

В качестве примера приведём отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Уездный лекарь»:

Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался.

При построении данного текста каждое последующее предложение развивает предыдущее, причём наиболее значимая информация в предыдущем предложении различными средствами повторяется в последующем, становясь основой для введения новой информации. А эта новая информация в следующем предложении вновь повторяется, становясь основой для следующей новой информации.

Так, первое предложение: Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог – можно условно разделить на две части по типу передаваемой информации. Вначале даётся описание общей ситуации (однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля), а затем – наиболее значимая по смыслу часть, характеризующая то, что, собственно говоря, произошло (я простудился и занемог). Во втором предложении: К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором – дается повтор этой информации. Существительное (лихорадка) соотносится с информацией, передаваемой ранее глаголами того же тематического ряда (простудился и занемог). Новой в этом предложении и потому наиболее значимой становится информация о том, что рассказчик послал за доктором. В следующем предложении: Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый – эта информация вновь повторяется (для этого используется синонимическая замена: доктор → лекарь), а новым является описание доктора. Далее вновь следует отсылка к предшествующему тексту (для этого используется местоимение он), и в качестве новой информации сообщается о поступках и поведении доктора.

Цепные связи очень характерны для деловой, научной, публицистической речи, то есть они присутствуют везде, где есть линейное, последовательное, цепное развитие мысли.

В текстах с параллельной (централизованной) связью связанные по смыслу предложения обычно имеют один и тот же субъект. Называя действия, события, явления, располагающиеся рядом (рядоположенные), параллельные связи по самой своей природе предназначены для описания и повествования.

Наиболее типичной для текстов с параллельной связью является следующая структура. Сначала следует зачин, содержащий мысль-тезис всего текста. Затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль, причём синтаксическими признаками данных предложений являются:

· параллелизм их структуры;

· единство форм выражения сказуемых.

Лишь в концовке обычно допускается смена временного плана и отсутствие параллелизма.

В качестве примера рассмотрим отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», в котором автор даёт сопоставительную характеристику своим героям:

Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря... Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек...

Первое предложение представляет собой зачин-тезис: Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Каждое следующее предложение содержит противопоставление Хоря и Калиныча (субъекта здесь два, но они объединены в одно целое в зачине – оба приятеля) по какому-либо признаку, причём это противопоставление даётся через систему параллельных конструкций. Параллелизм структур проявляется, в частности, в том, что предложения представляют собой сложные бессоюзные конструкции, первая часть которых характеризует Хоря, вторая – Калиныча, причём их имена, повторяясь, открывают каждую часть. Далее обычно следует группа сказуемого, причём все глаголы стоят в прошедшем времени обычно несовершенного вида: был, принадлежал, понимал, ладил, ходил, благоговел и т.д. Поскольку целью описания является доказательство полной противоположности характеров героев, то И.С. Тургенев использует систему параллельных контекстуальных антонимов: человек практический, административная голова, рационалист – идеалист, романтик, человек восторженный и мечтательный; понимал действительность, обстроился, накопил деньжонку – ходил в лаптях, перебивался кое-как; расплодил большое семейство – детей и не бывало и вовсе; насквозь видел г-на Полутыкина – благоговел перед господином и т.д. Тем самым повествовательные контексты раскрывают тесно связанные между собой явления.

Третий вид связи между самостоятельными предложениями – присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению, например: Ефремова жена слыла бабой неглупой –и недаром (Тургенев); Незачем мне оправдываться,да и не в моих это правилах (Чехов).

Присоединительные конструкции обычно содержат дополнительную информацию – по ассоциации, в виде пояснения, комментария и т.д. Они имитируют живую речь с её непринужденностью, естественностью и т.д. Г.А. Солганик в пособии «Стилистика текста» в качестве характерной иллюстрации этого вида связи приводит отрывок из очерка К.И. Чуковского «Чехов»:

И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать он мечтал не в одиночку, а вместе с другими и готов был приглашать к себе в соавторы самых неподходящих людей.

«Слушайте, Короленко... Будем вместе работать. Напишем драму. В четыре действия. В две недели». Хотя Короленко никогда никаких драм не писал и к театру не имел отношения.

И Билибину: «Давайте вместе напишем водевиль в 2-х действиях! Придумайте 1-е действие, а я – 2-е... Гонорар пополам».

И Суворину: «Давайте напишем трагедию...»

И ему через несколько лет: «Давайте напишем два–три рассказа... Вы – начало, а я – конец».

Практические задания:

Задание 1. Прочитайте две записи. В какой из них предложения связаны по смыслу? Озаглавьте её, запишите; подчеркните главные члены предложений; обозначьте время глаголов-сказуемых.

1) Маленькая льдина быстро плыла по реке. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков.

2) Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.

Задание 2. Из данных предложений составьте текст. Озаглавьте его и запишите.

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шёл неделями. Леса моросили дождём облетавшей листвы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 434.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...