Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Образование слов путём перехода из одной части речи в другую
Слова некоторых частей речи исторически образовались путём перехода слов из одной части речи в другую. Мы уже называли образование существительных путём перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий) — субстантивацию. Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ / -ющ, -ащ / -ящ не является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу. Поэтому в лингвистике существует описание образования подобных слов суффиксацией: заведу-ющ-ий ← заведовать, заведующий — «тот, кто заведует». Переходом из других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением — существительных (дома, весной), — прилагательных (попусту, в открытую), — деепричастий (сидя, лёжа), — числительных (вдвое). Необходимо понимать, что переход слова из одной части речи в другую — процесс исторический. С точки зрения современном состояния языка (с синхронической точки зрения) все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой ← зима, леж-а ← лежать, по-пуст-у ← пустой. Процесс перехода активен при образовании служебных слов. Так, например, можно назвать следующие группы предлогов, образованные переходом из других частей речи: — отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счёт, по поводу, — отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя, — наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль. При этом разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от реального наличия или отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) — Я обошёл вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их значении — производный отглагольный предлог выражает значение отношения, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) — Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство (деепричастие). Что касается отыменных предлогов, то степень их отхода от самостоятельных слов различна. В ряде случаев предлоги абсолютно обособились и утратили смысловую связь с базовым существительным, например: ввиду, в течение, путём, насчёт, по мере; в современном языке эти предлоги следует считать непроизводными. В других случаях смысловые связи живы: в качестве, в сфере, с помощью, в пользу. Такие предлоги называют предложными сочетаниями, поскольку они сохраняют некоторые синтаксические свойства существительного: избирательную сочетаемость (в роли кого — в функции чего), возможность принимать определение (выступить в сомнительной роли умиротворителя). В этих случаях мы имеем дело с живым процессом «опредложивания» именных сочетаний. С точки зрения современного состояния языка можно выделить следующие способы образования предлогов: 1) суффиксальный — от глаголов: исключа-я ← исключать, 2) приставочно-суффиксальный — от существительных: во-врем-я ← время, 3) сложение — от предлогов: из-за ← из + за. Материал, касающийся образования слов одной части речи от слов другой части речи, наглядно показывает необходимость и пути разграничения исторической и синхронической производности. Словообразовательный разбор слова Словообразовательный разбор производится по следующей схеме: 1. Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия — инфинитив). 2. К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова через значение производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую (производящие) основы. 3. В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано приставкой и / или суффиксом. 4. Указать способ словообразования. 5. Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть: — чередование гласных и согласных, — усечение производящей основы, — интерфиксация, При словообразовательном разборе необходимо обратить внимание на следующее. Во-первых, не следует путать словообразование и формообразование. Так, нельзя описывать прошедшее время глагола, причастие или деепричастие как слова, образованные от инфинитива (например, читал, читающий, читая от читать). В данном случае мы имеем дело с формами одного и того же глагола, то есть с одним и тем же словом. Именно для избежания ошибок такого рода исследуемое слово предварительно ставят в начальную форму. Производящая основа также должна стоять в начальной форме (например, подоконник ← окно, а не *под окном), исключение составляют лишь случаи сращения (сумасшедший ← с ума сшедший) и субстантивации (учащийся сущ. ← учащийся прич.). Во-вторых, при словообразовательном разборе необходимо правильно определить производящую основу — ближайшую по форме мотивирующую основу. Ошибочным будет разбор, в котором в качестве производящей основы будет указано начальное непроизводное слово словообразовательной цепочки, а не непосредственное производящее исследуемого слова. Так, например, для слова пароходный его производящей основой будет слово пароход, а не слова пар и ходить. Средство образования слова пароходный — суффикс -н-, способ — суффиксация. В-третьих, не следует загромождать словообразовательный разбор полным морфемным разбором исследуемого слова. Лишние операции свидетельствуют о недопонимании задачи словообразовательного разбора и его отличия от морфемного разбора. В исследуемом слове должны быть выделены только основа и та морфема (морфемы), которые непосредственно участвует в словообразовании. В редких случаях исследуемое слово может находиться на одной ступени производности от двух разных основ, например: невесело ← весело / невесёлый. В этих случаях говорят о двойной мотивированности данного слова. Его можно описать и как приставочное производное от слова весело, и как суффиксальное производное от слова невесёлый. Приведём несколько примеров словообразовательного разбора: 1) излишество излишество ← излишний; излишество — «что-то излишнее»; способ словообразования — суффиксация, процесс, сопровождающий словообразование, — усечение ПЩ основы. 2) заметались — форма глагола заметаться заметаться ← метаться; заметаться — «начать метаться», способ словообразования — приставочный. 3) ухода ухода — форма существительного уход уход-Ø ← уходить; уход — «когда уходят, то же, что уходить», способ словообразования — суффиксация, процессы, сопровождающие словообразование: — усечение ПЩ основы, — чередование д’/д. 4) снегокаты — форма существительного снегокат снег(о)катØ ← снег + кататься, снегокат — «то, на чём катаются по снегу», способ словообразования — сложение с суффиксацией, процессы, сопровождающие словообразование: — интерфиксация — усечение ПЩ основы глагола. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 532. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |