Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Переходная экономика России и мировое хозяйство




 

Доклад: Глобализация и наукоемкий сектор российской экономики.

Выступления :

  1. Роль и место России в мировом хозяйстве.

2. Протекционизм в развитии российского рынка человеческого капитала.

Интернационализация хозяйственной жизни и тенденции международного экономического сотрудничества.

Причины, сущность и факторы международной экономической интеграции и участие России в основных интеграционных группировках.

Практикум: Тестирование и решение задач.

Литература:

1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика – СПб: Питер. – 2007. – 240 с.

2. Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория: Учебное пособие. - М.: ДИС. – 2006. – 352 с.

3. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: Учебник. 1-е изд.,испр. и доп. – М.: ИНФРА-М. – 2007. – 672 с.

4. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. образов. – 2007. – 654 с.

 

Семинар № 15

Тема: Содержание и черты российской экономики

 

Доклад: Основные пути преобразований в российской экономике

Выступления:

  1. Предпосылки и причины переходных состояний экономических систем.
  2. Разновидности переходной экономики и особенности современной переходной экономики.
  3. Противоречия постсоветской экономической системы и основные черты российской переходной экономики.
  4. Повышение роли экономической политики государства в российской экономике.
  5. Роль национальных традиций в трансформации российской экономики.

Темы рефератов:

1. Социально ориентированная рыночная экономика.

2. Особенности структурной политики в условиях переходной экономики.

3. Развитие рыночной экономики в условиях глобализации.

Практикум: Тестирование и решение задач.

Литература:

1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика – СПб: Питер. – 2007. – 240 с.

2. Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория: Учебное пособие. - М.: ДИС. – 2006. – 352 с.

3. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: Учебник. 1-е изд.,испр. и доп. – М.: ИНФРА-М. – 2007. – 672 с.

4. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. образов. – 2007. – 654 с.

 

Семинар № 16

Контрольная работа: Охарактеризовать современную экономику России по основным макроэкономическим показателям.

Литература:

1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика – СПб: Питер. – 2007. – 240 с.

2. Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория: Учебное пособие. - М.: ДИС. – 2006. – 352 с.

3. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: Учебник. 1-е изд.,испр. и доп. – М.: ИНФРА-М. – 2007. – 672 с.

4. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. образов. – 2007. – 654 с.

Балльно - рейтинговый регламент дисциплины

 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Лекции 32 час.
Семинарские занятия 32 час.
Отчетности (официальные) экзамен
Количество баллов, выделенное на курс 60

 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БАЛЛОВ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

Блоки Вид занятий Баллы

1

Текущая работа 25
 Контрольная работа 5
2  Экзамен 30

 

          РАБОЧИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ               

 

Тема кол-во занятий баллы
1 Кредитно-банковская система современного рыночного хозяйства 2  
2 Финансовые рынки 2  
3 Инфляция и антиинфляционная политика 2  
4 Социально-экономическая политика государства и перераспределение факторных доходов 2  
5 Макроэкономическая политика в целом: регулирование рынка 2 15 (за темы 1-5)
6 Рыночная система в открытой экономике 2  
7 Мировое хозяйство и теория мировой торговли 1  
8 Переходная экономика России и мировое хозяйство 1  
9 Содержание и черты российской экономики 1 10 (за темы 6-9)
  Контрольная работа: Охарактеризовать современную экономику России по основным макроэкономическим показателям. 1 5
  Итого 16 30

Расчет рейтингового показателя:

60 баллов - 100%

54 балла и более– «отлично»;

48 - 53 баллов -«очень хорошо»

42 - 47 баллов -«хорошо»

36 - 41 баллов- «удовлетворительно»

31 - 35 баллов- «посредственно»

30 баллов и менее– «неудовлетворительно»

Менее 15,3– не допуск к экзамену

Список литературы.

5.1.БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК

 

  1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика – СПб: Питер. – 2007. – 240 с.

 

 

5.2.ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

2. Алексеева В.Е. и др. Макро- и микроэкономика: задачи, упражнения, математическое обеспечение: Сборник. В 2-х т. Т.2 - СПб.: Изд. Михайлова В.А. - 1997.

  1. Антипина В.И., Белоусова И.Э., Бубликова Р.В. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, ТК Велби. – 2007. – 576 с.
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория Учебник для студентов, обучающихся по эконом. специальностям. 10-е изд., испр. – Новосибирск: Сиб. согл., Омега-Л. – 2007. – 732 с.

5. Бартенев С.А. Экономическая теория и школы (история и современность): Курс лекций - М.: Бек. - 1998.

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Практикум. - М.: Проспект, ТК Велби. – 2007. – 288 с.

7. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник - М.: Юристъ. - 2000.

  1. Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория: Учебное пособие. - М.: ДИС. – 2006. – 352 с.
  2. Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Добрынин А.И., Дятлов С.А., Журавлева Г.П., Селищев А.С., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР. – 2007. – 127 с.
  3. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: Учебник. 1-е изд.,испр. и доп. – М.: ИНФРА-М. – 2007. – 672 с.
  4. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория (политэкономия): Учебник. 4-е изд. – М.: ИНФРА-М. – 2007. – 640 с.
  5. Гальперин В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Макроэкономика, Спб.: Изд-во С-Петербург. ун-та экономики и финансов, 2003.

13. Гальперин В.М и др. Макроэкономика. Учебник. СПб.: Эко­номическая школа, 2000.

14. Гальперин В.М и др. Микроэкономика. Учебник. СПб.: Эко­номическая школа, 2000.

  1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х т. Общая редакция Гальперина В.М. Изд. 2-е, испр. СПб.: Экономическая школа, 1996.
  2. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: 3-е изд.,доп. и испр.- СПб: ГУЭФ, Питер. – 2007. – 544 с.
  3. Ефимова Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах: Учебное пособие. 3-е изд., испр. – М.: Флинта, МПСИ. – 2006. – 156 с.
  4. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика-1, 2: Мезоэкономика: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К. – 2007. – 934 с.
  5. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. М.: Дело, 2001.
  6. Камаев В.Д., Борисовская Т.А., Ильчиков М.З. Экономическая теория. Краткий курс: учебник. 2-е изд., стер. – М.: Камерон, КНОРУС. – 2007. – 384 с.
  7. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А.В. Сидорович. М.: МГУ, 1997.
  8. Лизогуб А.Н., Симоненко В.И. Экономическая теория (конспект лекций в схемах) Пособие для подготовки к экзаменам – М.: А-Приор. – 2007. – 160 с.
  9. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА.М, 2001.
  10. Селищев А.С. Микроэкономика. СПб: Питер, 2002.
  11. Сидоров В.А. Общая экономическая теория Учебник для вузов. – М.: ЭЛИТ. – 2006. – 528 с.
  12. Симкина Л.Г. Экономическая теория. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика. Макроэкономика. История экономических учений: Учебник. 2-е изд. – СПб: Питер. – 2007. – 384 с.
  13. Слагода В.Г. Экономическая теория: Рабочая тетрадь. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, ФОРУМ. – 2006. – 160 с.
  14. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. образов. – 2007. – 654 с.
  15. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Теория спроса, предложения и рыночных структур. М.: ТЕИС, 1999.

30. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник - М.: Инфра-М. - 1997.

 

5.3.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994.

2. Вехи экономической мысли. Рынки факторов производства. Т.3. под ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 2000.

3. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: учебник для вузов/Пер. с англ. Под ред. Н.Л.Фроловой.

4. Гайгер Л. Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М.: Инфра-М, 1996.

5. Долан Эд., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб.: «Автокомп», 1999.

6. Кларк к. Распределение богатства. – М.: Экономика,1992.

7. Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3-х т. / Пер. с англ. – М., издательская группа «Прогресс», 1993.

8. Менгер К., Визер Ф., Бём-Баверк Е. / Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика, 1992.

9. Теория потребительского поведения и спроса. / Под ред. В.м. Гальперина СПб.: Экономическая школа, 1993.

10. Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб: Экономическая школа, 1995.

11. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. / Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1992.

12. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. / Пер. с англ. М., Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993.

 

Методические рекомендации.

 

 

Самостоятельная работа студентов (СРС) – это совокупность самостоятельной деятельности студентов, направленной на глубокое изучение учебного материала и выработку навыков использования знаний в ходе решения учебных задач и последующей экономической деятельности.

 

6.1. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

 

При подготовке к этим занятиям студент, кроме рекомендованной литературы, должен обязательно использовать периодическую печать, статистические данные и другие новейшие материалы в целях характеристики тех или иных современных экономических процессов и явлений. Доклады на семинарских занятиях должны содержать план выступления (введение, основная часть из двух-трех разделов, заключение, список использованных литературы и источников), определения терминов, применяемых в выступлениях, и содержать два принципиально важных раздела – теоретический и практический. В практической части необходимо с помощью анализа найденного самостоятельно фактического статистического материала подтвердить те или иные теоретические положения первого раздела. Умение подобрать материал для исследования, способность проанализировать его и сделать самостоятельные выводы – важнейшая часть работы по подготовке выступления на семинарском занятии. Во время доклада на занятии студент может использовать различные средства наглядного оформления своего выступления - графики, диаграммы, таблицы, формулы и другие иллюстративные материалы, которые могут быть показаны на доске, розданы участникам семинара на бумажном носителе либо доведены до слушателей техническими средствами. В ходе семинарского занятия преподаватель определяет уровень самостоятельной подготовки студента и оценивает его знания в соответствии с балльно-рейтинговой системой.

 Высший бал получают студенты, показавшие глубокое знание предмета, свободно владеющие терминологией, умеющие довести свою информацию до слушателей (без чтения доклада безотрывно по тексту), использующие при этом различные наглядные средства.

В период самостоятельной подготовки к практическому занятию студент должен подробно изучить соответствующую теоретическую тему по различным учебникам и периодической печати, самостоятельно решить несколько задач и тестов с использованием задачников и методических материалов, усвоить необходимые формулы, уравнения, зависимости, определения, понятия и т.п. В ходе практического занятия преподаватель с помощью решения студентами задач, тестов, конкретных учебных ситуаций определяет уровень самостоятельной подготовки студента к практическому занятию и оценивает его знания в соответствии с балльно-рейтинговой системой.

Таким образом, семинарские и практические занятия являются важным средством промежуточного контроля успеваемости студентов.

 

6.2.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ.

Реферат по экономической теории является важной формой учебной работы и научно-исследовательской деятельности. Написание реферата предполагает основательную самостоятельную работу студентов, которая способствует более глубокому усвоению наиболее сложных теоретических проблем курса. Реферат можно определить как доклад на заданную тему, сделанный на основе изучения учебной, монографической, периодической, статистической литературы и других источников. Процесс подготовки реферата состоит из следующих этапов; выбор темы на основе предложенной тематики; изучение литературы по теме реферата; написание и защита реферата. Для студентов очной формы обучения - это выступление на семинаре или конференции.

Студенты-заочники представляют рефераты согласно учебному плану для их рецензирования и оценки преподавателем.

Реферат должен включать следующие разделы: оглавление, введение, основную часть (изложение основного содержания темы), заключение и список использованной литературы.

Оглавление - это логическая основа работы, которая позволит правильно определить ее структуру, содержание, соподчиненность категорий и причинно-следственные связи между явлениями. Желательно, чтобы план был предварительно согласован с преподавателем, ведущим занятия по данной дисциплине. В план должны включаться основные вопросы темы в определенной автором логической последовательности. Следует избегать излишней детализации плана.

Введение. В этой части работы необходимо аргументированно показать актуальность темы. Кроме того, необходимо сформулировать основную цель и задачи, которые ставятся в реферате.

Основная часть. Данный раздел реферата имеет собственную структуру, которая состоит из двух параграфов. В этой части работы основное внимание должно быть уделено теоретическому анализу темы. Рекомендуется решить эту проблему в первом параграфе. Во втором параграфе анализ должен вестись в практической плоскости. Другими словами, теоретические положения должны быть обоснованы хозяйственной практикой новейшего периода российской экономики. Здесь на основе периодической и статистической литературы исследуются состояние, динамика и перспективы экономического явления.

Заключение должно содержать выводы по задачам (определенным во введении), которые автор сформулировал на основе проведенного анализа. Основной упор должен быть сделан на практическую значимость полученных результатов.

Реферат должен быть написан ясным литературным языком. Он не должен содержать повторений, не общепринятых в экономической теории аббревиатур и сокращений.

Оформление реферата. Правильное оформление реферата предполагает наличие на титульном листе следующих реквизитов: название вуза, факультета, кафедры, наименование изучаемого курса и темы, индекс группы, фамилия и инициалы студента, ученая степень и звание научного руководителя.

На следующем листе приводится оглавление реферата с указанием страниц соответствующих разделов.

Текст реферата должен быть напечатан. Приводимые в работе цитаты из экономической литературы, а также статистические данные должны быть снабжены ссылками на источники, из которых они взяты, с указанием автора, названия работы и страниц.

Страницы реферата должны быть пронумерованы. Объем реферата 10-15 страниц текста, написанного на компьютере через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman, размер 14.

В конце реферата приводится список использованной литературы, который оформляется по правилам библиографического описания в следующей последовательности:

1. Официальные материалы (законы, указы, постановления).

2. Монографическая литература и другие источники в алфавитном порядке.

Студенты, не представившие реферат в соответствии с учебным планом или получившие отрицательную рецензию, к зачету или экзамену по макроэкономической теории не допускаются.

 

 

7. Программно - информационное обеспечение дисциплины.

Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ: www.economy.gov.ru

 

 

                             ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ.

 

1. Развитие предмета макроэкономической теории.

2. Методология и современные методы макроэкономической теории.

3. Сущность, содержание и динамика рыночной экономики.

4. Содержание, роль и функции рынка в общественном воспроизводстве.

5. Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономике России.

6. Смешанная экономика: неоднородность структуры и внутренний источник совершенствования.

7.Экономическое содержание собственности и объективная необходимость многообразия ее форм.

8.Экономическая основа многообразия форм хозяйствования в рыночной экономике.

9.Содержание социально ориентированного рыночного хозяйства.

10. Место и роль государственной собственности в современной экономике России.

11. Приватизация и разгосударствление: анализ мирового и российского опыта.

12. Частная собственность и ее роль в формировании конкурентно-рыночных отношений.

13. Экономическая реализация государственной собственности в переходной российской экономике.

14. Формирование интеллектуальной собственности в переходной экономике России.

15. Частный и общественный интерес и их соотношение в современной российской экономике.

16. Собственность и хозяйствование в современных российских условиях.

17. Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества.

18. Сущность, необходимость и формы акционирования предприятий.

19. Совместные предприятия: сущность, необходимость и перспективы функционирования.

20. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства.

21. Понятие, задачи и история возникновения системы национальных счетов.

22. Валовой внутренний продукт (ВВП): сущность, методы исчисления и его динамика в экономике России.

23. ВВП России и оценка экономического благосостояния ее населения.

24. Анализ современных теорий и моделей макроэкономического равновесия.

25. Динамика потребления и сбережений в современной экономике России.

26. Функциональная роль инвестиций. Инвестиционный кризис в российской экономике и пути его преодоления.

27. Макроэкономическое равновесие на денежном рынке в условиях изменения предложения денег.

28. Равновесие и динамика рыночной системы в модели «IS-LM».

29. Формы и методы регулирования рынка в разных странах.

30. Экономический рост и его факторы в современных условиях.

31. Современные теории и модели экономического роста.

32. Экономический рост и проблемы сохранения окружающей среды.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

 

1. Денежная система государства: понятие денежного обращения, типы денежных

       систем; понятие денежной массы, "квази-денег", агрегатов денежной массы.

2. Денежный мультипликатор: процесс создания новых денег банками, формулы денежного (банковского) мультипликатора.

3. Спрос на деньги и их предложение: номинальный спрос на деньги, покупательная способность денег, понятие реальных денежных остатков; предложение денег.

4. Монетаристская (количественная) теория денег; суть кембриджского уравнения и "уравнения Фишера".

5. Кейнсианская теория денег: трансакционный, спекулятивный мотивы и мотив предосторожности; проблемы "портфельного выбора".

6. Воздействие денег на объем производства: суть расхождений кейнсианской и монетаристской теорий; денежная (монетарная) политика государства; фискальная политика; инструменты кредитно-денежной политики Центробанка.

7. Модель равновесного рынка "IS-LM": равновесие на товарном и денежном рынках.

8. Кредит, функции кредита, формы кредита.

9. Современная кредитно-денежная система, ее структура: Центробанк, коммерческие банки, специализированные финансово-кредитные учреждения и их функции.

10. Капитал в форме ценных бумаг: ценные бумаги и курсовая цена бумаг; функции рынка ценных бумаг.

11. Виды ценных бумаг: акции и их разновидности; облигации и их виды; депозитные и сберегательные сертификаты; чеки; векселя; государственные ценные бумаги.

12. Первичный и вторичный рынок ценных бумаг, биржевой и внебиржевой оборот ценных бумаг.

13. Понятие фондовой биржи, ее признаки.

14. Каковы направления воздействия государства на рынки ценных бумаг.

15. Понятие инфляции и ее проявление.

16. Причины инфляции: внутренние и внешние.

17. Виды инфляции: инфляция спроса и инфляция предложения (издержек); типы инфляции.

18. Измерение инфляции через индексы цен, определение темпов инфляции.

19. Последствия инфляции: социальные и экономические; два подхода к антиинфляционной политике.

20. Доходы населения, их виды; дифференциация доходов и ее причины; показатели дифференциации доходов.

21. Социальная политика государства: суть политики доходов, социальные трансферты, индексация доходов.

22. Бедность и показатели, ее измеряющие: прожиточный минимум, потребительские бюджеты населения.

23. Понятие национальной валютной системы: валютный рынок, конвертируемость валюты, спрос и предложение на валютных рынках.

24. Валютный курс: курс покупателя, курс продавца, "кросс-курс", курс "спот", форвардный курс.

25. Факторы, влияющие на колебания валютных курсов, платежный баланс страны, торговый баланс страны.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 379.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...