Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

От Петра до Екатерины. Судьба петровских реформ.




 

После смерти Петра начинается период так называемых «дворцовых переворотов», который прерывает успешное поступательное развитие русской государственности и погружает страну как минимум на четверть века в пучину непредсказуемых событий. Меняются как в калейдоскопе лица, и совершенно невозможно предсказать, кто завтра окажется на русском престоле. Злополучный петровский указ о престолонаследии спровоцировал череду смены правителей и правительств. Слабость верховной власти была очевидна, и в определённые моменты казалось, что даже национальная самостоятельность России находится под угрозой. Хотя преувеличивать это обстоятельство не стоит (Е. В. Анисимов), и, в целом, политика правительства носила национальный характер. Даже в годы правления Анны Иоанновны (1730-1740 гг.), при которой, как часто можно услышать, Россией правили немцы, количество иностранцев при дворе было ничуть не больше, чем при Петре I.

Особенно усиливаются патриотические тенденции в годы правления Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Она и взошла на престол в результате дворцового переворота, окрашенного в патриотические тона. Елизавета заявила о своей приверженности делу отца и желании «править по завету Петра Алексеевича». Это помогло ей завоевать сторонников в военной среде и свергнуть законного императора Ивана Антоновича (Иоанна VI), которому пришлось провести всю жизнь в заточении.

Правление Елизаветы Петровны было попыткой восстановить авторитет верховной власти, и небезуспешной. Большим влиянием в годы её царствования пользовались такие видные государственные деятели как А. П. Бестужев-Рюмин, братья И. И. и П. И. Шуваловы, братья Разумовские, при непосредственном участии которых несколько модернизированы были военная (что позволило одерживать победы в ходе Семилетней войны) и торгово-финансовая сферы (отменены были внутренние таможенные пошлины и организованы первые государственные банки). В конце жизни Елизавете пришлось испытать большую тревогу по поводу наследования престола, т. к. у неё не было детей. Согласно завещанию Екатерины I, права на русский престол имел голштинский герцог Карл Петер Ульрих (его матерью была старшая дочь Петра I и сестра Елизаветы Анна), которого Елизавета и пригласила в Петербург в 1742 г. Карл Петер Ульрих стал после смерти Елизаветы следующим русским императором Петром Фёдоровичем (1761-1762 гг.).

Личность Петра III всегда вызывала полемику в историографии: с одной стороны, несомненно, странное и даже аффективное поведение, на котором настаивают современники, а с другой – активная законотворческая деятельность, в чём-то предвосхитившая основные законодательные мероприятия Екатерины II. Петра Фёдоровича обычно цитируют в связи с изданием знаменитого Манифеста о вольности дворянской и Указом о секуляризации церковных земель, которые не имели особых последствий при жизни императора, но должны были завоевать ему популярность в дворянской среде. Этот период характеризуется слабостью верховной власти, частой сменой правителей, многие из которых оказываются на российском престоле не совсем законно, возрастанием роли совещательных органов при государе, состоящих из наиболее доверенных лиц. Это Верховный тайный совет при Екатерине II (1726-1727 гг.) и Петре Алексеевиче (1727-1730 гг.), Кабинет министров при Анне Иоанновне (1731-1740 гг.), Конференция при высочайшем дворе Елизаветы Петровны (1756-1761 гг.), Совет при императоре Петра III (1761-1762 гг.).

Тем не менее, в этот сложный период не происходит отказ от петровской модели государственного управления. Она совершенствуется и корректируется, приспосабливаясь к нуждам меняющегося времени.

Особую страницу в истории России занимает царствование Екатерины II (1762-1796 гг.), при которой, несомненно, произошло полное восстановление верховной власти и оформление российского абсолютизма. Наметившиеся ещё при Елизавете проекты нашли своё воплощение в реформе центрального и местного правления, проводившейся в несколько этапов.

Утверждённые 15 декабря 1763 г. новые штаты должны были лишь улучшить сложившуюся к тому времени систему управления, но они позволили ввести денежное жалованье всем гражданским служащим и унифицировать состав учреждений, бюрократизировав характер системы в целом. Бюрократизация проявилась особенно в центральном управлении, где нашла своё воплощение давно наметившаяся тенденция к усложнению структуры учреждений и усилению специализации их деятельности. Исследователи считают, что появлению Штатов предшествовал проект Шаховского, которым воспользовались при их составлении.

Реформирован был не только Сенат, поделенный на 6 департаментов, департаментскую структуру получили практически все коллегии. Система местного управления в эти годы практически не изменилась.

Уже в 1764 г. стало ясно, что Екатерина не удовлетворена проведёнными преобразованиями, и на повестке дня стоит разработка общей реформы управления, прежде всего местного. Начало реформе положило «Наставление губернаторам» 1775 г., в котором из безропотного исполнителя центральной власти губернатор превратился в «поверенную особу» самой императрицы и получил право личной с ней переписки. В ведомство губернатора перешли все местные учреждения, включая таможни, магистраты, полицию, ямские правления и проч., которые раньше от него не зависели. Губернаторам и воеводам было разрешено владеть землями во вверенных им уездах.

В результате появления «Учреждения о губерниях» 1775 г. и передачи центральных функций местным учреждениям, правительству удалось устранить многие недостатки системы государственного управления, действовавшего в 60-е гг.: власть была приближена к населению, учреждены многочисленные сословные суды, где «равный» судился равным, сокращена канцелярская переписка. В результате государственной реформы 1775 г. вся Россия покрылась сетью государственных учреждений. По сравнению c 1760-ми гг. число их выросло более чем в пять раз (с 700 до 3700). Можно сказать, что государственная реформа Екатерины II завершила государственное оформление страны.

 

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине представлен в приложении к рабочей программе по дисциплине «История».

 

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

 

Основная учебная литература

 

1. История России с древнейших времен до наших дней [Электронный ресурс]. В 2 тт. – М.: Проспект, 2015. – URL: http://www.e.lanbook.com [дата обращения: 25.08.2017].

2. Моисеев В. В. История России [Текст]: учебник. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 901 с.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239980 [дата обращения: 25.08.2017].

3. Новейшая история России. – М.: Проспект, 2015 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.e.lanbook.com [дата обращения: 25.08.2017].

4. Орлов А. С., Георгиев В. А. История России. – М.: Проспект, 2015. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.e.lanbook.com [дата обращения: 25.08.2017].

 

Дополнительная учебная литература

 

1. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 2014. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.e.lanbook.com [дата обращения: 25.08.2017].

2. История СССР / РФ в контексте современного россиеведения (2015 г.). – М.: Проспект, 2015. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.e.lanbook.com [дата обращения: 25.08.2017].

3. Самыгин П. С., Самыгин С. И., Шевелев В. Н., Шевелева Е. В. История: для бакалавров [Текст]: учебник. – 3-е изд., перераб. – Ростов-н/Д: Феникс, 2014. – 576 с.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271484 [дата обращения: 25.08.2017].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...