Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Описание полученных результатов




Методика «Психологический рисунок».

Рисунок эмоционального состояния «Агрессия» (Приложение 4). Все рисунки респондентов можно условно разделить на три группы по характеру самих изображений.

1. В первую группу вошли рисунки респондентов, не имеющие каких-то конкретных форм (никак не связанные с какими-либо символами или предметами), выполненные в черном, красном, сером и оранжевом цветах. Линии с очень сильным нажимом, угловатые («колючие») или в виде клубка, часто пересекающиеся, благодаря чему рисунки получились яркими, а цвета – насыщенными. Таких рисунков больше всего. Респонденты комментируют их следующим образом: «злость, ненависть, негатив, жестокость»; «красный цвет – ярость, злость, перекрещенные линии – стиснутые зубы»; «жестокость, не имеющая границ». В целом, респонденты описываю агрессию (в комментариях к рисункам) как сильное эмоциональное возбуждение, желание «выплеснуть» все накопившееся внутри негодование наружу. Агрессия воспринимается респондентами как нечто неприемлемое, ведущее к разрушению, войнам, смертям. В данном случае комментарии респондентов только подтверждают их рисунки, никак им не противоречат.

2. Во вторую группу вошли всего 5 рисунков. Их также объединяет цветовая гамма, а именно присутствие в них зеленого, синего, коричневого, желтого, красного, серого и черного цветов. Рисунки многоцветные, черного и красного цветов мало (значительно меньше, чем остальных). Линии со слабым нажимом, рисунки выглядят довольно-таки бледными, а за счет преобладания синего и темно-зеленого цветов – даже унылыми. Однако, эти рисунки гораздо больше по размеру, занимают практически весь лист А4 (один из респондентов даже отметил в комментариях, что смотреть на изображение нужно, повернув лист как альбомный, так «рисунок выглядит шире и больше»). В комментариях респондентов четко прослеживается линия описания тех эмоций, которые возникают при столкновении с открытой, направленной на человека, агрессией, их слова, опять же, скорее подтверждают получившиеся рисунки: «тоска и необходимость защищаться»; «А-А-А!!! Слезы! Синий – это слезы и цвет бьющееся посуды»; «куча разных эмоций, как мишень для дартса».

3. Третья группа изображений включила в себя рисунки, выполненные с использованием конкретных образов, предметов, таких как глаза, вулкан, тучи, рот, пламя огня, разбитый бокал, насекомое. Рисунки очень яркие, в них преобладают черный, красный, коричневый, желтый и серый цвета. Некоторые рисунки выполнены с сильным нажимом, заштрихованы, другие, наоборот, выглядят «мягкими»: цвета приглушенные, нажим очень слабый. В рисунках представлены те предметы и явления, которые ассоциируются у их авторов с агрессией: «агрессия – вулкан, я долго терплю, а потом взрываюсь»; «агрессия ассоциируется у меня с каким-то огнем, искрами, языками пламени»; «разбитый бокал – предел, накал страстей»; «черный рот с пламенем: черный цвет, потому что агрессия ничего хорошего не приносит, красное пламя, потому что это чувство живое, активное».

Рисунок эмоционального состояния «Умиротворение» (Приложение 5). Все рисунки респондентов нам представляется возможным поделить на три группы.

1. К первой группе мы относим рисунки, выполненные в пастельных тонах (таких рисунков примерно половина), линии плавные, нажим слабый. Респонденты использовали следующие цвета: нежно-зеленый, светло-желтый, голубой, розовый, светло-коричневый, синий. В большинстве случаев на рисунках изображены небо, море, трава, солнце, т.е. нетронутая человеком природа. Респонденты изобразили те ситуации (пребывание на природе, вдалеке от цивилизации, отдых), в которых они могут почувствовать спокойствие, гармонию, умиротворение. Рисунки сопровождаются следующими комментариями: «земля, трава и небо, единство с природой, вдали от городской суеты и житейских проблем, ничего лишнего»; «пшеничные поля на холмистой местности, вид зрелой пшеницы, бесконечное, глубокое голубое небо, необъезженная дорога»; «ассоциируется с водой и природой».

2. Вторая группа рисунков выполнена в ярких «радужных» цветах: желтый, ярко-зеленый, синий, оранжевый, красный, ярко-розовый. Линии округлые с сильным нажимом. Рисунки получились очень насыщенными, изобилующими цветом. На некоторых рисунках изображена радуга как символ, по мнению респондентов, веселья и творческого начала. Изображения сопровождаются следующими комментариями: «умиротворение – ощущение, когда тебе хорошо, тебя все устраивает»; «цвета яркие, весенние, все мило и приятно; круги, потому что нет углов, о которые можно уколоться»; «это что-то, что внутри тебя, солнечный свет»; «и целого мира мало». Несколько респондентов пояснили, что изобразили «умиротворение», используя те цвета, которые кажутся им приятными и гармоничными (желтый, оранжевый, зеленый, синий).

3. Несколько респондентов облекли изображение «умиротворения» в конкретные формы: цветок, бабочка, объятья людей, весы, лист дерева. Эти рисунки тоже очень яркие, цвета в основном светлые, и, благодаря сильному нажиму, насыщенные: ярко-желтый, салатовый, розовый, оранжевый, голубой. Много округлых, мягких линий, рисунки очень жизнерадостные: «умиротворение – это целостность, весь мир в равновесии»; «солнечный свет, порхающая в его лучах бабочка, хрупкая и нежная; все мирно и красиво, и на душе становится легко»; «умиротворение – это когда ты как в капсуле».

Рисунок эмоционального состояния «Я простужен» (Приложение 6). Все рисунки этой серии можно условно разделить на две группы.

1. В первую группу мы включили те рисунки, в которых явно прослеживается негативное отношение к простуде. Таких работ чуть больше половины. В рисунках преобладают серый и черный цвета. Линии угловатые, перекрещивающиеся, сильная штриховка и нажим. В некоторых рисунках присутствуют синий, зеленый, красный и коричневый цвета, но, в сочетании с обилием серого и черного, изображения выглядят угнетающе, отталкивающе. Цветовые сочетания не выглядят гармонично, скорее наоборот, респонденты использовали несочетающиеся комбинации цветов. Не возникает сомнений в негативном отношении респондентов (авторов рисунков этой группы) к простуде. Студенты прокомментировали свои работы следующим образом: «хочется плакать и очень плохо»; «изоляция от общества, недостаток общения, апатия»; «вокруг меня пустота и чернота – тошно, грустно, одиноко»; «простуда сковывает, лишает возможности делать то, что хочется»; «состояние раздражения выражают острые, угловатые линии, цвета яркие, неприятные».

2.  Вторая группа рисунков очень сильно отличается от первой. Рисунки очень яркие, цвета скорее «жизнерадостные»: преобладают желтый, салатовый, розовый, оранжевый, синий, зеленый цвета; черного и красного мало. Линии с сильным нажимом, много округлых линий. В этой группе изображений встречаются и конкретные образы, такие как цветы, девочка с зонтиком под дождем, солнце и луна. Некоторые комментарии респондентов демонстрируют их негативное отношение к простуде, что явно противоречит получившемуся рисунку. Например: «воспаление, вирус, слезы, слизь», - при этом на рисунке изображены розовый круги, желтые, оранжевые, зеленые волнистые линии (рисунок напоминает конфетти). Или: «Я заболел, солнце и месяц переживают за меня», - Солнце и Месяц действительно выглядят «грустными», но об этом можно догадаться только благодаря нарисованной черным цветом мимике, зато сама простуда изображена мягкой штриховкой в нежно-розовых и светло-оранжевых тонах. Комментарии к остальным рисункам подтверждают отсутствие у респондентов негативного отношения к заболеванию: «сразу появляется много свободного времени»; «чай с лимоном, под одеялом с ноутбуком»; «простуда – это дождик, а ты с зонтиком, потому что рядом с тобой всегда есть те, кто тебя любит»; «измененное состояние сознания, даже интересно».

Рисунок эмоционального состояния «Я выздоровел» (Приложение 7). Все работы мы снова условно делим на две группы.

1. Большая часть рисунков выполнена в ярких, свежих, «сочных» тонах. Респонденты использовали следующие цвета: салатовый, ярко-желтый, розовый, оранжевый, зеленый, реже – красный и синий. Благодаря сильному нажиму цвета получились насыщенными, интенсивными. Многие респонденты объясняли выбор палитры тем, что именно такое сочетание цветов ассоциируется у них с весной, обновлением, гармонией в природе, яркой жизнью, с чем-то свежим, бодрым, активным и приятным; обилие салатового цвета объясняют тем, что свежий зеленый цвет, на их взгляд, является символом новой жизни. Респонденты прокомментировали свои рисунки следующим образом: «отличное настроение, ощущение комфорта, радости, счастья»; «здоров, значит все отлично»; «зеленый и голубой – цвета жизни, я чувствую, будто заново родился»; «хорошее самочувствие – хорошее настроение».

2. Примерно треть работ мы отнесли ко второй группе. В этих работах тоже присутствуют яркие, «жизнерадостные» цвета, но здесь также встречается черный, серый и темно-синий цвет. Сами рисунки выполнены в несколько иной манере: много угловатых линий, сильный нажим (особенно черным мелком), много штриховки, «запутанных» линий. Казалось бы, яркий на первый взгляд подсолнух выглядит, скорее поникшим и погибающим: листья опущены, соцветие практически не прорисовано. «Бесконечное небо» наводит на мысль о приближающемся ливне, шторме или урагане, над травой нависла сине-черная туча, практически легла и давит на землю. Часть рисунков никак не прокомментирована. В комментариях к остальным изображениям прослеживается следующая тенденция: выздоровление – это здорово, но нужно снова возвращаться к привычным обязанностям, которые далеко не всегда приносят удовольствие: «все стало ярче, яснее, ничего не беспокоит, но это возвращение рабочих будней»; «и снова в бой»; «возвращение к нормальной жизни, но и в здоровом состоянии иногда чувствуешь себя плохо от того, что творится вокруг».

 

Методика «Дерево» (Приложение 8).

1. Значительная часть изображений деревьев выполнена в схожей манере. Рисунок занимает почти весь лист А4, само дерево огромное, ствол толстый. У каждого такого дерева очень хорошо прорисована мощная корневая система (на одном рисунке вообще нарисован только толстый ствол и могучие корни) и ветвистая голая крона: «Большое корявое дерево. Ветки – костлявые руки. Оно шумит, качается». В рисунках использованы черный, серый, коричневый цвета. Корни деревьев уходят в обожженную, высохшую землю, как будто сами деревья «вытягивают» жизнь из земли и отравляют ее, рядом с таким деревом больше ничего не растет: «Корни крепкие, оно все из земли высасывает, поэтому земля такая пустынная, черная». Однако, часть респондентов отмечает, что несмотря на отсутствие листвы (листья нарисованы только на одном дереве как доказательство жизни этого дерева) и иссохший ствол, деревья живые и сильные: «Оно скучное, сухое, но довольно устойчивое, которое не так легко искоренить». Другие указывают на то, что дерево мертвое, безжизненное, но при этом все равно сильное и крепкое. Глядя на рисунки, не возникает сомнений в негативном отношении респондентов к простуде. На вопрос: «Каково Ваше отношение к этому дереву», - респонденты отвечали следующим образом: «предпочитаю никогда его не видеть, неприятное зрелище»; «я его боюсь, может схватить и долго держать»; «мне оно не нравится, хочется от него уйти».

2. Еще в ряде работ простуда предстает в виде слабого, «тощего», хрупкого деревца, у которого чаще всего нет корней. Практически все такие деревья изображены с опадающими осенними листьями. Некоторые деревья изображены гнущимися от сильного ветра, другие – со сломанными ветвями. В данном случае респонденты скорее изобразили не «дерево-простуду», а простуженное дерево, ослабшее и уязвленное болезнью: «тонкий ствол – слабость, достаточно высокое, плодов нет, есть только жуки»; «многие ветки у него сломаны, ствол дряхлый, на нем растут грибы-паразиты». Изображая ствол дерева, респонденты использовали коричневый, черный и серый цвета. Стволы получились очень тонкими, как будто дерево либо совсем молодое, еще не прижившееся, либо уже старое и совсем ссохлось. Листва деревьев нарисована желтым, красным, оранжевым и зеленым цветом. Листьев нарисовано очень мало, словно это уже поздняя осень и последние из них облетают и устилают землю вокруг дерева: «опадающие листья – грусть, болезнь, печаль». Комментарии к рисункам позволяют понять, что респонденты относятся к этому дереву скорее с жалостью (так это дерево болеет простудой), поэтому и здесь можно сделать вывод, что авторы рисунков негативно относятся к простуде: «Дерево жаль, хочется ему помочь и вылечить от болезни»; «Мое отношение – жалость, смотрю на него с тоской, кажется, что тоже скоро заболею».

3. Серия рисунков выполнена в ярких тонах. Деревья выглядят очень живыми, крепкими, с зеленой могучей кроной: «это плющ, большой такой, заматеревший и зеленый»; «рядом с деревом я изобразила мох – это дерево хорошо развито, тем самым я показала, что у него есть отростки, из которых может вырасти другое дерево, такое же могучее и сильное». В рисунках отсутствует черный цвет. Зато очень много зеленого, салатового. Рисунки крупные, занимают практически весь лист А4. Комментарии респондентов «подтверждают» изображения. Практически все отмечают, что в простуде есть нечто негативное, но и позитивное тоже присутствует: «мне нравится это дерево»; «и гадковато – не хочется болеть, и в то же время интересно, и даже уважение какое-то»; «оно ни плохое, ни хорошее, оно просто есть».

Методика «Дом» (Приложение 9).

Все рисунки респондентов мы условно делим на 5 групп.

1. К первой группе мы отнесли рисунки респондентов с изображением дома-простуды в виде обветшалого, заброшенного загородного домика. Эти рисунки выполнены в разной цветовой гамме, однако везде присутствует черный или серый цвет. Все такие дома одноэтажные, покосившиеся, некоторые с заколоченными окнами, другие с выбитыми стеклами, дверь висит на одной петле. Практически все сделаны из дерева, местами прогнившего или обгоревшего. Дома явно нежилые, давно заброшенные. На двух таких рисунках можно распознать забор, сломанный, поваленный, тоже из ветхих досок. Несмотря на то, что три таких рисунка выполнены в синем, красном и песочном цветах, не создается ощущения яркости и живости изображения, скорее наоборот, гнетущее впечатление. Также появляется ощущение жалости к этим домам (любой заброшенный и ветхий дом был когда-то крепким, новым, в нем жили люди, следили за ним, а теперь он непригоден для жизни, постепенно разрушается). При анализе рисунков не возникает сомнений в негативном отношении респондентов к простуде, - такое ощущение, что это болезнь довела некогда отличные дома до такого состояния. Комментарии респондентов только подтверждают впечатление от рисунков: «Обветшалый дом, в котором жить нельзя»; «Серый дом, уныние, одиночество»; «Старый разрушенный дом на краю деревни. Почти разобранный, с покосившейся террасой и сломанной дверью. Грустно смотрящий на мир пустыми глазницами разбитых окон. Там уже давно никто не живет. О нем забыли, и от этого на душе становится грустно и больно»; «Слегка покосившийся, темный, грустный, холодный, одинокий»; «Мрачный, неприглядный, ощущение беспокойства, тревоги». Дома, действительно, выглядят очень одинокими.

2. Ко второй группе мы отнесли рисунки с изображением дома-простуды в виде многоэтажных бетонных домов. Все рисунки выполнены в черном, сером и синем цвете, сильно заштрихованы или вообще не закрашены, только контуры домов. Изображения напоминают холодные бетонные коробки, многоквартирные дома в спальном районе. Правда все эти «коробки» не выглядят жилыми, окна черные, нигде не горит свет, у многих домов даже нет входной двери. Рисунки производят ужасающее впечатление, дома серые, скучные, холодные, мрачные, безрадостные. «Многоэтажный дом с коммунальными квартирами, он мрачный, ненадежный, печальный»; «Там мало мебели. Свет бледно-синий. Углы острые, резкие». Многие респонденты написали в своих комментариях, что в доме никто не живет постоянно, люди приходят туда каждый день (как на работу) и уходят: «Туда иногда приходят люди, но в тот же день уходят»; «Иногда там живут люди, попавшие в плен этого дома». Несколько респондентов указали, что в таких домах живут обычные люди, уставшие от повседневной суеты, эти люди часто болеют, так как легко заражают друг друга простудой: «Люди живут в одинаковых квартирах, их жизнь скучная и безрадостная. Они редко бывают на природе, поэтому у них плохой иммунитет»; «Люди живут близко друг к другу, болезнь одного вызывает болезнь всех»; «Живут обычные люди, уставшие от однообразия и рутинной деятельности».

3. Еще три рисунка мы выделили в отдельную группу. Это изображение дома-простуды в виде обветшалой «избушки на курьих ножках». Рисунки объединяет не только то, что все они «на ногах», но и состояние дома. Оконные стекла разбиты, дверь перекошена и вот-вот отвалится. Дома нарисованы в разной цветовой гамме и в разном окружении. Один – в черно-сером цвете (как будто после пожара), дом словно катится под откос, земля нарисованная с сильным наклоном влево, из трубы идет дым, хотя респондент указал, что нем никто не живет: «Сейчас там никто не живет. Если бы у меня был враг, я, возможно, хотела бы, чтобы он там жил. Но если бы он был не совсем плохим, я бы не хотела, чтобы он там жил». Налицо явное негативное отношение к получившемуся дому-простуде. Другая «избушка» нарисована в коричнево-черном цвете в лесной глуши (дом окружают разлапистые темные ели), дом заброшенный и ветхий (дверь перекосилась, стекла в окнах потрескались). По мнению автора рисунка, в нем никто не живет: «Это избушка в лесу, к ней нет дороги, она заброшена, никто там не живет». Третья изба, судя по цветовой гамме, сделана из дерева, которое либо обгорело, либо начало гнить, дверь еле держится на одной петле, из трубы идет дым (по словам автора рисунка: «Никто не живет в этом доме, только ветер гуляет в комнатах его. Им управляет ведьма»). Наличие ног у дома-простуды позволяет ему, по мнению респондентов, «разгуливать» где угодно и «заражать» людей простудой, но как такового страха заболеть у респондентов нет (разве можно бояться такого хлипкого домика): «Я его сторонюсь, но не боюсь. Он все равно придет ко мне. Главное – вовремя от него отделаться».

4. Еще два рисунка выполнены в своеобразной манере. Один из них представляет собой мощный кирпичный дом, похожий скорее на крепостную стену: «Из коричневого кирпича для прочности». Окна по своей форме напоминают бойницы. Постройка выглядит крепкой, нерушимой. Второй дом нарисован в виде небоскреба с острыми гранями: «Из железа и бетона. Его не разрушить». Дом поднимается выше облаков, на рисунке изображена крыша дома, также видно, что в доме очень много окон. На крыше установлен флагшток со знаменем (возможно, как символ одержанных побед, или для того, чтобы дом казался еще выше). По мнению авторов обоих рисунков, в домах никто не живет: «Постоянных жителей нет, там темнота. Но бывает, случайно забредают путники»; «В нем никто не живет. Дом сам по себе разумный, с высоты он высматривает «простофиль», на которых можно напасть и простудить». В целом, создается впечатление отсутствия возможности какого-либо контроля над процессом заболевания и бессилия респондентов в борьбе с болезнью (такие дома просто невозможно разрушить).

5. Серия рисунков сильно отличается по палитре и характеру изображения домов. Дома яркие, крепкие, явно жилые, с целыми окнами, в которых горит теплый свет, и дверью, выглядят очень уютными. Один из таких домов нарисован в окружении цветов, в небе светит солнце: «Это уютный домик, в котором можно отдохнуть. Он сделан из дерева, что создает тепло и уют». Другой изображен в снегу (зимняя ночь). Из трубы валит дым, в окошке горит свет (картинка напоминает изображение на новогодней открытке): «Домик зимой завалило снегом, ни войти, ни выйти. Внутри тепло, уютно, просто отлично». Еще один дом нарисован в коричнево-сине-желтых тонах. Первый этаж дома практически не прорисован, зато чердак с большим окном выглядит очень теплым и уютным: «Этот дом хорош тем, что в нем есть чердак специально для простуды, где можно приятно проводить время, излечиваясь от болезни». Еще один дом нарисован с распахнутыми ставнями, дымом из трубы, светящимися окнами. Дом стоит на зеленой лужайке: «Дом из дерева. В нем топится печка, поэтому тепло и уютно. Там все заботятся друг о друге, когда болеют. В нем все по-семейному». Практически все респонденты считают, что в этих домах нет постоянных жильцов. В них заселяются на время болезни и отдыхают (наверное, поэтому все дома нарисованы как загородные): «В таком доме могут жить только хорошие люди, которые заслуживают отдых»; «В нем можно отдыхать, но не жить постоянно». В целом, у этой группы респондентов нет негативного отношения к простуде, они воспринимают болезнь как возможность отдохнуть, побыть дома в тепле и уюте.

 

Анализ результатов

С помощью методики «Психологический рисунок» удалось собрать богатый материал для качественного анализа. Рисунки эмоциональных состояний агрессии и умиротворения послужили отправной точкой для анализа всех последующих графических работ респондентов. С одной стороны работа над первыми двумя рисунками («Агрессия» и «Умиротворение») помогли самим респондентам понять принцип выполнения подобных (рисуночных) заданий, т.е. убедиться, что особых навыков рисования от них не требуется, и что можно изображать не только материальные объекты и явления, но и свое отношение к ним. С другой стороны, результаты этих рисунков послужили источником полезной фоновой информации, которая была использована при анализе основных рисунков и анализе результатов, полученных с помощью других графических методик («Дом» и «Дерево»). В результате анализа рисунков эмоциональных состояний «Я простужен» и «Я выздоровел» и комментариев к ним, мы смогли прийти к выводу о том, что открыто демонстрируемое отношение респондентов к изучаемому явлению (то, которое заявлено в комментариях к рисунку) может сильно расходиться с тем отношением, которое «заложено» в самом рисунке. Так, например, часть респондентов пишет о тех неприятных ощущениях, которые возникают во время простуды, однако рисунки этих респондентов «говорят» о том, что и в состоянии болезни можно найти нечто приятное.

Анализ результатов методики «Психологический рисунок» проводился по следующей схеме: оценка «формальных» характеристик: цвета, линии, детали, формы и образы, размер и т.д.; выделение эмоциональных характеристик: плавность, резкость, скучность, агрессивность – выявлялись положительные и отрицательные составляющие отношения к объекту (Мельникова, 2007). То есть, с помощью методики «Психологического рисунка» нам удалось получить данные только об эмоциональном компоненте (установки и отношения) социальных представлений респондентов о простуде.

Для анализа результатов, полученных с помощью методик «Дом» и «Дерево», мы воспользовались следующей схемой анализа рисунков. В рисунках дома и дерева выделялись следующие признаки: форма, пропорции, размер, цвета (в данном случае цвета интерпретировались не только с опорой на принципы толкования цветов по Люшеру, но и основываясь на интерпретации цветов самими респондентами в методике «Психологический рисунок» (рисунок «Агрессия» и рисунок «Умиротворение»)); состав линий (нажим, угловатость, наличие и характер пересечений, наличие штриховки); содержание изображения (образы, детали); эмоциональные и смысловые характеристики рисунка (акцент на некоторые детали изображения (тщательное прорисовывание одних деталей, и лишь условное обозначение других), использование символических деталей в рисунке). Общее впечатление от изображения играет немаловажную роль при интерпретации смыслового и эмоционального содержания рисунка (например, рисунок может быть выполнен в достаточно жизнерадостных цветах, и при этом производить гнетущее впечатление). Все вышеуказанные параметры рисунков не анализировались по отдельности: безусловно, все эти признаки важно учитывать, но только в совокупности, т.е. изображение анализировалось целиком. Именно поэтому, проводя анализ результатов методик, мы поделили на группы все вошедшие в них рисунки респондентов скорее по смысловому содержанию, нежели по характеру линий, или цветовому соотношению.

Важной составляющей анализа рисунков было выделение в изображениях респондентов всех трех компонентов социальных представлений о простуде, т.е. информации о заболевании, поля представлений и установок. Данные, полученные с помощью методик «Дом» и «Дерево» оказались более развернутыми, разносторонними, так как респонденты были ограничены в выборе объекта изображения (можно было рисовать только дом, и только дерево, другие объекты можно было рисовать лишь в дополнение к основным), они вынуждены были проецировать свои представления на конкретный объект. В то время как в задании к методике «Психологический рисунок» подобных ограничений не содержалось, респондентам была предоставлена свобода выбора объекта для рисования (ограничения касались лишь тематики самого рисунка), поэтому в таких рисунках гораздо больше прямых ассоциаций, они менее информативны.

Графическая проективная методика «Дерево» позволила получить глубокую информацию, касающуюся представлений респондентов о простуде. Объект изображения (дерево) не вызвал у респондентов прямых ассоциаций с изучаемым явлением. Интересно то, что в данном случае, ответы на вопросы, которые были обязательной частью выполнения задания, не расходились с получившемся изображением. С помощью этой методики удалось получить гораздо больше информации о социальных представлениях респондентов о простуде, об их действительном отношении к данному заболеванию, нежели с помощью методики «Психологический рисунок» (часть респондентов указала на «опасность» простуды, трудности с «избавлением» от недуга; часть проецировала свое подавленное эмоциональное состояние от простуды на изображаемое дерево (потребность во внимании, заботе, помощи); некоторые воплотили в рисунке свои амбивалентные чувства и переживания, связанные с заболеванием).

Графическая проективная методика «Дом» также позволила получить достаточно материала для качественного анализа. Объект изображения (дом) мог бы вызвать у респондентов прямые ассоциации с медицинскими учреждениями, именно поэтому в инструкции к заданию мы предупредили студентов о нежелательности изображения больниц и поликлиник. И респонденты легко справились с заданием. Ни в одном рисунке не присутствует условных обозначений лечебных заведений или объектов так или иначе связанных непосредственно с простудой. Здесь мы также можем отметить соответствие вербальных ответов (ответы на вопросы к методике) респондентов получившимся рисункам. Анализируя результаты этой методики, мы можем утверждать, что с ее помощью нам удалось получить богатую информацию о представлениях студентов о простуде, об их действительном отношении к заболеванию, о тех эмоциональных переживаниях, которые возникают в связи с сильной простудой. В результатах методики «Дом» мы можем проследить те же тенденции в представлениях о простуде, что и всех предыдущих графических методиках. Однако тема одиночества и потребности в сочувствии представлена здесь наиболее ярко.

В целом, можно отметить, что результаты по всем методикам получились практически идентичные. Результаты одной методики дополняют результаты другой, таким образом, мы получили развернутую картину представлений респондентов об изучаемом явлении.

Применение нескольких методик в рамках изучения одной проблемы позволило нам валидизировать результаты исследования. Можно сказать, что данные, полученные в ходе нашего исследования, отвечают требованиям инструментальной валидности, так как результаты использованных нами методик подтверждают друг друга. Кроме того, рисунки, полученные с помощью графических проективных методик «Психологический рисунок», «Дом» и «Дерево», совпадают с ответами, полученными с помощью методики «Неконченое предложение», и вербальными комментариями к образным ассоциациям в методике «Галерея изображений» и «Семантический дифференциал». Некоторые расхождения можно наблюдать только в результатах методики «Психологический рисунок» – комментарии нескольких респондентов противоречили рисунку. Подобное несоответствие текста рисунку представляется возможным объяснить с точки зрения характера изучаемого явления (некоторые респонденты не до конца осознают свое действительное отношение к простуде, с другой стороны, возможно, они боятся проявлять некоторую инфантильность при описании своего положительного отношения к заболеванию - удовольствие от пребывания дома в окружении заботливых родителей, поэтому пытаются «замаскировать» собственные чувства и отношения) и особенностей самих методик (рисуночные методики не позволяют респондентам контролировать процесс своего самовыражения).

 

Выводы

1. Проанализировав результаты эмпирического исследования социальных представлений молодежи о простуде, мы пришли к выводу, что с помощью качественного исследования можно собрать данные, описывающие все три компонента социальных представлений. Мы получили данные о той информации, которой располагают студенты относительно характера и причин заболевания. Под информацией понимается сумма знаний об объекте исследования, степень осведомленности об объекте, информация рассматривается как необходимое условие формирования социальных представлений. Получены данные о содержании поля представлений (поле представлений – более или менее выраженное богатство содержания, иерархизированное единство элементов, где имеются образные и смысловые свойства представлений; содержание поля представлений является характерным для определенных социальных групп). А также, эти методики позволили собрать данные об отношении респондентов к простуде (отношение субъекта к объекту представления, позитивное или негативное, определяется как установка).

Итак, была получена следующая информация об объекте исследования: знания респондентов о простуде сформировались на основе личного опыта, наблюдения за протеканием заболевания у близких людей, а также в процессе общения с другими людьми (например, информация о причинах заболевания и медикаментозных способах лечения). Часть респондентов указывает на вирусный характер заболевания (можно заразиться простудой от другого человека, особенно во время эпидемии), часть видит причины простуды в переохлаждении организма (если, например, одеться не по погоде, выйти на улицу с мокрой головой, промочить ноги и т.д.) и, как следствие, снижении иммунитета. Все респонденты хорошо осведомлены об основных симптомах простуды (причем респонденты описывают не только характерные нарушения в физическом состоянии, но и в эмоциональном, например, плохое настроение, депрессивное состояние, пассивность, тревожность) и о способах лечения заболевания (прием различных медикаментов, а также всевозможные народные средства: горячий чай с медом, лимоны, отвары из трав и т.д.).

Содержание поля представлений респондентов о простуде можно описать следующим образом: для большинства респондентов характерно определение простуды с помощью схожих смысловых свойств (простуда – это плохо, неудобно, противно, она мешает, лишает возможности вести привычный образ жизни и т.д.). Благодаря тому, что респонденты говорят о разных причинах простуды, разных способах ее лечения, по-разному описывают характер своей активности во время заболевания, говорят как о негативном, так и позитивном отношении к простуде, мы можем констатировать ярко выраженное богатство содержания поля социальных представлений. В связи с тем, что большинством респондентов разделяется мнение о негативном характере простуды, можно утверждать, что содержание поля представлений является характерным для данной социальной группы (в нашем случае это группа студентов).

Разносторонняя информация была получена и относительно отношения и установки респондентов к исследуемому явлению. Часть респондентов склоняется к «описанию» негативных последствий простуды, точнее, тех негативных переживаний, которые могут быть вызваны простудой (подавленное настроение, снижение активности, недостаток общения, одиночество, изолированность, потребность во внимании, депрессивное состояние, отсутствие желания что-либо сделать, чувство жалости к собственной персоне и т.д.). Незначительное количество респондентов «говорит» о приятных эмоциональных переживаниях во время простуды (ощущение уюта от пребывания дома, возможность отдохнуть от повседневной занятости, внимание со стороны близких людей и.т.д.). Подавляющее большинство респондентов отмечает нежелательность заболевания, стараются начать лечение уже при первых признаках простуды, чтобы не допустить ее развития. Некоторые респонденты отмечают, что предпринимают меры, чтобы не заразиться простудой, как можно дольше ею не болеть (например, стараются не общаться с больными людьми, принимают иммуностимулирующие средства в период эпидемии).

В сущности, можно утверждать, что с помощью проведенного качественного исследования нам удалось получить данные, описывающие все компоненты социальных представлений молодежи о простуде, что означает, что выбранные нами методики пригодны для исследования данного социально-психологического феномена. То есть, можно констатировать конструктную валидность задействованных в исследовании проективных методик. В частности, можно сделать вывод о том, что графические проективные методики «Дом» и «Дерево» являются конструктно валидными, так как именно с их помощью нам удалось получить наиболее разнообразную и богатую по содержанию информацию о социальных представлениях респондентов о простуде.

Как мы уже отметили ранее, наиболее глубокую и разностороннюю информацию об отношении респондентов к данному заболеванию удалось собрать с помощью графических проективных методик («Психологический рисунок», «Дом», «Дерево»). Анализируя только имеющуюся вербальную информацию, а также результаты методики «Семантический дифференциал», мы не получили бы столь развернутой картины отношения респондентов к изучаемому явлению. В своих вербальных суждениях студенты гораздо чаще склонялись к описанию своих негативных переживаний, связанных с заболеванием, в то время как выполненные ими рисунки говорили об обратном. Методика «Семантический дифференциал» чаще всего используется в исследованиях, связанных с анализом социальных установок. В данном случае, с ее помощью нам действительно удалось собрать информацию об отношении респондентов к простуде. Однако, эта информация оказалась не столь «многогранной», как, например, полученная с помощью графических методик. Тем не менее, данные о том, что большинство респондентов негативно относятся к простуде (простуда приводит к нарушению привычного ритма жизни, ухудшению самочувствия и эмоционального состояния, и вообще болеть неприятно и нежелательно), полученные с помощью «Семантического дифференциала», подтверждают аналогичные данные, полученные с помощью проективных методик. Анализируя нагруженность шкал методики, важно отметить, что методика обогащает результаты исследования выявлением двух важных факторов: простуда не воспринимается респондентами как безнадежное заболевание и не требует от них серьезных материальных затрат.

2. Анализ результатов графических методик позволяет сделать следующие выводы: методика «Психологический рисунок» позволила получить богатую информацию об отношении респондентов к изучаемому явлению (в данном случае – данные, относящиеся к эмоциональному компоненту социальных представлений). Но, с ее помощью нам не удалось получить информацию о когнитивном компоненте социальных представлений (информации и поле представлений). Однако анализ рисунков этой методики позволяет исследователю «грамотнее», корректнее интерпретировать использование респондентами определенных цветовых сочетаний, определенных форм и характера линий в рисунках других графических методик. Следовательно, мы не можем ограничиться использованием только графической методики «Психологический рисунок» в рамках изучения социальных представлений, так как с ее помощью мы получим информацию только об отношении респондентов к изучаемому феномену, но с ее помощью мы можем точнее интерпретировать рисунки методик «Дом» и «Дерево».  

С помощью графических проективных методик «Дом» и «Дерево» нам удалось получить данные, касающиеся всех трех компонентов социальных представлений: информация, поле представлений и установки. В процессе анализа и интерпретации результатов этих методик были учтены цветовые сочетания, использованные респондентами в методике «Психологический рисунок».

Говоря об изучении социальных представлений с помощью графических методик в качественном исследовании, нам представляется уместным предложить следующую схему использования рисуночных методик: методику «Психологический рисунок» следует использовать как фоновую, разминочную, так как данные, полученные с ее помощью, помогают интерпретировать результаты других рисуночных методик более корректно, а также позволяют получить информацию об отношении респондентов к изучаемому феномену. Методики «Дом» и «Дерево» можно использовать после проведения методики «Психологический рисунок», а также можно воспользоваться только одной из двух вышеназванных методик, так как обе они позволяют получить разностороннюю информацию о содержании социальных представлений респондентов.

3. Большая часть ассоциаций, полученных с помощью методики «Галерея изображений», оказались поверхностными и непригодными для качественного анализа. Возможно, это связано с тем, что методика была разработана для маркетинговых исследований, а набор изображений, входящих в эту методику, создавался специально для исследования восприятия брендов и является мощным диагностическим инструментом для исследования сути бренда. Мы же использовали методику для изучения социальных представлений о простуде, поэтому, возможно, и не получили желаемого результата (глубоких и разносторонних ассоциаций) от всех респондентов. Хотя, часть респондентов все же смогли дать достаточно глубокие, пригодные для качественного анализа вербальные ассоциации. В целом, можно заключить, что методику «Галерея изображений» можно использовать как стимульный материал для получения более глубинных ассоциаций по сравнению со стандартной процедурой свободных ассоциаций.

4. Применение нескольких методик в рамках изучения одной проблемы позволило нам валидизировать результаты исследования. Можно сказать, что данные, полученные в ходе нашего исследования, отвечают требованиям инструментальной валидности, так как результаты использованных нами методик подтверждают друг друга.

5. Была подтверждена инструментальная и конструктная валидность графических методик «Дом» и «Дерево». Данные, полученные с помощью этих методик, подтверждаются данными, полученными с помощью всех остальных методик, в том числе и с помощью количественной методики «Семантический дифференциал». Комплекс использованных нами методик позволил получить информацию о всех содержательных компонентах социальных представлений. Можно сделать вывод, что графические проективные методики «Дом» и «Дерево» являются адекватным инструментом исследования социальных представлений, а использование этих методик в социально-психологических исследованиях социальных представлений позволит получить валидные результаты.

Заключение.

Актуальность нашего исследования связана с возрастающим интересом к графическим проективным методикам социально-психологического исследования, ориентированным на неосознаваемые и сознательно неконтролируемые области психики. Однако еще нет данных о том, насколько результаты применения некоторых графических методик (в частности – методик «Дом» и «Дерево») можно считать валидными для исследования социально-психологических механизмов и феноменов, в частности – социальных представлений.

В данной работе предпринята попытка анализа накопленных знаний о применении, возможностях и специфике использования графических проективных методик в рамках социально–психологического исследования.

В теоретической части работы была рассмотрена специфика качественной методологии и, в частности, графических проективных методик в социальной психологии. Также была проанализирована теория социальных представлений и специфика их исследования в социальной психологии. Особое внимание уделено проблеме валидизации результатов качественного исследования с использованием графических проективных методик.

В эмпирической части работы приводится обоснование выбора конкретных методик для решения эмпирических задач, связанных с изучением социальных представлений на примере представлений молодежи о простуде, с учетом специфики изучения отдельных элементов самих социальных представлений.

Проанализированы результаты применения методик «Дом» и «Дерево» при изучении социальных представлений молодежи о простуде, получено развернутое описание таких представлений, на основании чего делается вывод о конструктной валидности этих методик.

Также проанализированы возможности повышения валидности результатов, полученных в ходе применения графических проективных методик «Дом» и «Дерево» с помощью процедуры методологической триангуляции. На основании выполненной работы делается вывод, что процедуру исследования можно считать инструментально валидной, а анализ полученных результатов позволяет говорить о конструктной валидности использованных методик.

Итогом данной работы можно назвать выявленные и проанализированные возможности применения графических методик «Дом» и «Дерево» в социально-психологическом исследовании социальных представлений. Графические проективные методики позволяют получить глубокую и разностороннюю информацию. Но, проводя подобное исследование, целесообразно воспользоваться комплексом методик, для обеспечения валидности результатов.

Таким образом, проведенный анализ методологических и методических принципов применения графических проективных методик «Дом» и «Дерево» вносит вклад в развитие методического аппарата современной социальной психологии и способствует развитию качественного направления социально-психологических исследований.

Приложение 4. Методика «Психологический рисунок». Примеры изображений эмоционального состояния «Агрессия».

1. Рисунки, отнесенные к 1 группе.

2. Рисунки, отнесенные ко 2 группе.

3. Рисунки, отнесенные к 3 группе.

Приложение 5. Методика «Психологический рисунок». Примеры изображений эмоционального состояния «Умиротворение».

1. Рисунки, отнесенные к 1 группе.

2. Рисунки, отнесенные ко 2 группе.

3. Рисунки, отнесенные к 3 группе.

Приложение 6. Методика «Психологический рисунок». Примеры изображений эмоционального состояния «Я простужен».

1. Рисунки, отнесенные к 1 группе.

2. Рисунки, отнесенные ко 2 группе.

Приложение 7. Методика «Психологический рисунок». Примеры изображений эмоционального состояния «Я выздоровел».

1. Рисунки, отнесенные к 1 группе.

2. Рисунки, отнесенные ко 2 группе.

 

Приложение 8. Методика «Дерево». Примеры изображений «дерева-простуды».

1. Рисунки, отнесенные к 1 группе.

2. Рисунки, отнесенные ко 2 группе.

3. Рисунки, отнесенные к 3 группе.

Приложение 9. Методика «Дом». Примеры изображений «дома-простуды».

1. Рисунки, отнесенные к 1 группе.

2. Рисунки, отнесенные ко 2 группе.

3. Рисунки, отнесенные к 3 группе.

 

4. Рисунки, отнесенные к 4 группе.

5. Рисунки, отнесенные к 5 группе.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...