Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РЕКОМЕНДАЦИИ. ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТИКУ




Политика –это борьба больших групп людей за государственную власть и возможность влиять на нее.

Политика– это участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства.

Термин ввел: Аристотель (384 год до н. э - 322 год до н. э). Изначально политика понималась как искусство управления государством (полисом).

По его определению политика - это цивилизованная форма общения, взаимодействия людей друг с другом в повседневной жизни в целях достижения высшего блага каждого и всех.

Полис: древнегреческий город-государство. Граждане собирались на площади (агора) и голосовали по важным вопросам полиса путем поднятия руки (появление прямой демократии).

В Древней Греции людей, которые не участвуют в жизни полиса называли «идиотами». Аристотель считал, что человек, в отличие от животных, существо политическое, т.к. у него есть «речь», которая позволяет ему целесообразно взаимодействовать с себе подобными.

«человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа согласно нашему утверждению, ничего не делает напрасно; между тем один только человек из всех живых существ одарен речью».

Макиавелли занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году.

Он писал:

«Политика – совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее… Итак, политика есть обращение с властью, заданное обстоятельствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций»

Если Аристотель понимал политику как совместное управление городом для достижения общего блага, то Макиавелли как борьбу различных групп за политическую/государственную власть.

Макиавелли развел «политику» и «мораль»:

«Политика - особая аморальная сфера общественной жизни, в борьбе за власть нельзя руководствоваться моральными критериями. В оценке политических действий нельзя применять моральную оценку. В политике работает принцип: «цель оправдывает средство». Государь должен обладать силой духа и творить добро, настолько это возможно, и зло – насколько это необходимо. Макиавелли считал, что люди в целом неблагодарны, лицемерны, алчны и малодушны»

Карл Маркс сводил политику к экономическим отношениям между классами. Он считал, что классовое общество является антагонистическим, а значит не способным существовать мирно и справедливо. Маркс понимал политику как классовую борьбу.

Он выделял два основных класса: буржуазия (эксплуататоры) и пролетариат (эксплуатируемые).

Маркса обвиняют в том, что он низводил политику до экономики. Он считал, что базисом (фундаментом) выступают экономические отношения, а политика является лишь надстройкой (приложением) к экономике.

Мы же не будем так понимать политику, т.к. мир политического это самостоятельная сфера жизнедеятельности людей, отличная от экономической, социальной и духовной.

Социолог Макса Вебер при характеристике классов учитывал не только их отношения к средствам производства, как Маркс, но и социальные показатели: социальную самооценку, различные ценностные ориентации.

Разделяя позицию, высказанную еще Аристотелем, Вебер считал, что носителем консенсуса являются средние слои.

К достижениям Вебера можно отнести:

- разработка концепции политического господства (традиционное, харизматическое, легальное);

- разработка типов политических действие (аффективное, целерациональное, ценностно-рациональное)

- расширенная трактовка политики: «что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки, можно говорить о школьной политике городской или сельской общины и политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем».

Мысль Вебера продолжил немецкий политический теоретик Карл Шмитт. Шмитт понимал политику как «политическое», а политическое у него понималось как противостояние людей по принципу: друг/враг.

Он писал:

«противоположности политического и религиозного, политического и юридического, политического и морального, политического и военного и т.д. не содержат абсолютно надежных, одинаково значимых для любой ситуации разграничений. Правда, они дают в спокойном и стабильном положении, в общем, пригодные отправные точки, чтобы отличать политическое от неполитического. Но нужно учитывать, что политическим потенциально может стать все. Поэтому решение о том, является ли нечто неполитическим, в спорном случае является именно политическим решением».

 

Исходя из вышесказанного, есть предложение понимать политику максимально широко и сводить ее к политической борьбе (к противостоянию различных политических групп за власть). Политика – есть борьба. Борьба, которая возникает на основе различных политических интересов. В основании политики лежит социально и природно обусловленная непохожесть людей, это ведет к конфликтам, которые приходиться решать посредством различных механизмов.

 

Структура политики (основные элементы политического мира)

Субъекты политики Объекты политики Политические отношения
Политическая культура Политическая власть Политический процесс

 

Субъекты политики:участники политической жизни общества (индивиды, социальные группы, общественные объединения и организации, политические элиты, государство);

Объекты политики: это то, на что направлены субъекты политики (политическая власть, общественные проблемы, другие субъекты);

Политические отношения: взаимодействие субъектов политической жизни в процессе завоевания, перераспределения и реализации политической власти. Могут быть в форме сотрудничества (поддержки) или конфликта (противостояния).

 

Важно!

В рамках полит. отношений формируются правила и нормы политической игры, принимаются законы, создаются партии, организации, политические институты и т.д. Политический процесс, по сути, является результатом реализации политических отношений.

Власть –это возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Политическая власть– это способность больших социальных групп осуществлять свою волю в обществе, навязывать ее, если это необходимо.

Государственная власть – форма политической власти, осуществляющей руководство обществом от имени народа на всей территории государства посредством государственного аппарата, издания и доведения до реализации общеобязательных правовых норм.

Публичная власть – это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.

 

 

 

Круги ЭЙЛЕРА:

 

Структура власти:

Субъекты власти Объекты власти
Источники власти Ресурсы власти
Формы (виды) власти Функции власти

1. Субъекты:государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии, индивиды.

2. Объекты: индивид, социальная группа, масса, класс, общество и т.д.

3. Функции: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.

4. Источники: сила, авторитет, право, влияние, харизма и т.д.

5. Ресурсы:финансовый, информационный, культурный, силовой, социальный, административный и т.д.

6. Виды:

-в зависимости от места в разделении властей(законодательная, исполнительная, судебная);

-в зависимости от методов управления (авторитарная, демократическая и т.д.);

- по отношению к закону и обществу (легальная и нелегальная, легитимная и нелегитимная);

- в зависимости от типа господства (традиционная, харизматическая, легальная).

 

 

Тезисы:

1.Власть распределена в обществе между различными политическими и неполитическими структурами. Она распределена между различными публичными (государственными/местными) органами, как по вертикали, так и по горизонтали.

2. Власть присутствует у каждого отдельного субъекта политики.

3. Власть реализуется через отношения между людьми (политические отношения);

4. Власть заложена в структуру общества. Отдельные статусные позиции уже сами по себе наделены властными полномочиями (учитель, мать, прокурор).

 

Если народ является носителем власти, тогда получает он ответственен за происходящее?

Политический процесс – ход развития политических событий, последовательная смена состояний в политической жизни (выборы, либерализация, демократизация).

Стадии политического процесса:

 

Виды процессов:

1. Законодательный;

2. Избирательный;

3. Управленческий и т.д.

Каждый процесс обладает своими стадиями и этапами. Под политическими процессами можно понимать любые события (изменения), которые происходят в политической жизни общества.

Политическая культура -отражая исторический опыт, память, ориентации, навыки, ценности людей и социальных групп, она влияет на их участие в политической жизни. Знания, эмоциональные отношения и ценностные ориентации составляют основное содержание политической культуры.

- политические ориентации, взгляды, знания, чувства, идеалы, убеждения;

- политические нормы, традиции, язык, обычаи, символы, стереотипы политической жизни;

- политическое участие и поведение.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

В 1950-1960-е годы системный подход начинает применяться в политологии. Его заметными разработчиками являются Дэвид Истон и Гэбриэл Алмонд. Используемая ими системная методология предполагает рассмотрение политической сферы как целостного системного образования, находящегося в сложном взаимодействии с «окружающей средой» - экономикой, культурой, социальной сферой и пр.

Так, между политической и экономическими система происходят обмен власти и денег, политических решений и потребления денежных ресурсов, например, инвестиций.

 

Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства.

Политическая система – это совокупность политических институтов, а также формы взаимодействий и взаимоотношений между ними по поводу распределения политической власти.

Политическая система – это комбинация различных политических институтов, которые взаимодействуя с друг другом представляют собой нечто большее, нежели каждый из них по отдельности.

Компоненты (подсистемы) политической системы:

Институциональная(организационная) подсистема Это совокупность политических институтов, включающая в первую очередь государство и его многочисленные учреждения, политические партии, общественно-политические движения, а также различные организации и объединения, деятельность которых в той или иной ситуации может приобрести политическое измерение (СМИ, профессиональные союзы, церковь и пр.)
Нормативная(регулятивная) подсистема Представляет собой множество правовых норм (конституция, кодексы, законы, указы), а также иные средства регулирования взаимосвязей между участниками политической жизни – сложившиеся традиции, обычаи, политический этикет и т.д.
Функциональнаяподсистема Это набор тех социальных ролей и функций, которые осуществляются различными политическими институтами (стандартные средства и методы осуществления политической власти, способы воздействия на саму власть и пр.)
Коммуникативнаяподсистема Включает разнообразные отношения, складывающиеся между субъектами политической жизни по поводу распределения власти, выработки и осуществления конкретной политики.  
Культурная (идеологическая)   Включает в себя политические взгляды, теории, идеологии, ценности, установки, ориентации – в общем все то, что в совокупности составляет политическое сознание и политическую культуру.

 

Политическая организация –система соответствующих органов и общественных объединений, с помощью которых осуществляется… (политическая или государственная власть)

Политический институтустойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный сегмент отношений политической власти в обществе (институт власти, институт парламентаризма, государство как политический институт общества).

Классификация политических систем по видам политических режимов:

1. Тоталитарная политическая система;

2. Авторитарная политическая система;

3. Демократическая политическая система.

Функции политической системы:

1. Сохранение целостности общества;

2. Определение путей развития общества;

3. Выявление, агрегирование и реализация различных интересов;

4. Распределение власти и ресурсов;

5. Мобилизация населения;

6. Легитимация политической власти;

7. Политическая социализация и рекрутирование политической элиты.

Политическая система эффективна только в том случае, если она более или менее успешно справляется с перечисленными функциями.

 

Тезисы:

1. Политическая система может существовать только при наличии всех основных ключевых институтов (государство, СМИ, партии);

2. Каждый такой институт выполняет свою важную функцию в рамках этой системы;

3. Система, которая не имеет хотя бы одного элемента системы, скорее всего, не будет функционировать;

4. Система, прежде всего, характеризуется типом политического режима. В зависимости от типа политического режима – характер и форма отношений между институциями, может, сильно отличаться.

 

 

План по политической системе:

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 623.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...