Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Храм Зевса Олимпийского (Олимпейон)




Содержание

I. Введение

II. Древнегреческие храмы

1. Из истории

2. Храм Парфенон

3. Храм Ники Аптерос

4. Храм Зевса в Олимпии

5. Храм Зевса Олимпийского

6. Храм Аполлона в Дельфах

7. Храм Деметры в Элевсине

III. Заключение

IV. Список используемой литературы

V. Приложение

 

 

Введение

Храмы Древней Греции – важнейшие архитектурные памятники античной греческой культуры. В эллинскую эпоху храмы воспринимались не просто как место поклонения, а как полноценные обители почитаемых богов. Отсюда и монументальная архитектура божественных жилищ, которые живописно выделяются среди многочисленных греческих акрополей и древних развалин.

Главной задачей архитектуры у греков было строительство храмов. Оно породило и выработало художественные формы, которые перешли потом к сооружениям различного рода. В течение всей исторической жизни Древней Греции её храмы сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и Древними римлянами. Греческие храмы не походили на храмы Древнего Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но более изящные и богатые.

 

Из истории

Архитектура древней Греции менее величественная, чем египетская, но при этом конструктивные элементы и строения в целом более сложные. Плоское перекрытие крыши египетского храма заменено двухскатной крышей с четырьмя угольными фронтонами частей здания. Вместо мощных и грозных пилотов у входа в египетский храм - легкий, воздушный, пронизанный светом портик - великое изобретение греков, живущее и по сей день. Греческие архитекторы создали твердый и логичный порядок расположения и соразмерности отдельных частей здания - орден. Порядок рождает ритм. Ритм определяет красоту. Это как в музыке, когда равномерное чередование ударений, пауз, повышений звука рождает особую мелодию, приносящую радость и наслаждение. Так и в архитектуре.

Говоря о греческом стиле в архитектуре, сравнивая его с более древней - египетской архитектурой можно увидеть не только конструктивные особенности, но и отличия в эстетике. Греческий храм ближе к человеку, открыт для доступа, каждый может обратиться к богу, доверить ему свои сокровенные тайны. Архитекторы древней Греции логически встраивали свои сооружения в окружающую природу, чтобы храмы напоминали произведение природной формы. Как будто сами боги сотворили для себя это жилище. Египтяне складывали свои храмы из огромных блоков, камни подгонялись друг к другу практически идеально, и общая конструкция подавляла зрителя своим могуществом. Храмы Египта были подчеркнуто вытянутые, обозначая недоступность пути к богу, его величие и отстранённость.

Известно три греческих основных элемента конструкции здания: основание; колонна, стоящая на этом основании; и антаблемент - элемент, завершающий здание и находящийся на вершине колонны. Основой всего этого была колонна. Она исполняла роль несущего элемента, на которой давит вся тяжесть перекрытия, также и декоративную роль. Весь ордер называли именем колонны, которая использовалась: дорический, ионический или коринфский. Есть предание, один римский архитектор по имени Витрувий, современник Цезаря, дал вольную интерпретацию названий ордеров. Он разглядел подобие дорического ордена с мужской фигурой. Ионический сравнил с женской формой, а коринфский считал подобным девичьей стати.

Самая мощная дорическая колонна стоит прямо на платформе лишенная прокладок-подушек, со стороны выглядит как мужеподобная фигура без излишних декоративных элементов. Эта мощь подпирает собой большую тяжесть. Вся колонна вдоль изрезана вертикальными желобами - каннелюрами - единственное украшение колонны. Верхнюю часть делали уже, чем нижнюю. Вверху колоны находилась конструкция в виде подушки называемой эхин, а уж на ней лежала квадратная плита - абака, на которой покоилось перекрытие. Ионическая колонна родилась на востоке на греческом побережье средиземного моря. Общий вид колонны был более стройный, каннелюры на ней вырезаны глубже, появилось круглое основание - база. Верхний элемент - эхин украшался спиральными завитками.

О происхождении коринфской колонны рассказывает легенда. В городе Коринфе незадолго до свадьбы умерла прекрасная девушка. После похорон на ее могилу кормилица принесла закрытую корзину со всеми драгоценностями. Принесла и оставила. Прошли осень и зима. Весной на кладбище-некрополь забрел скульптор Каллимах. Случайно он увидел, как на могиле девушки ростки аканта проросли сквозь корзину. Не сумев поднять тяжелую крышку, они стали изгибаться и завиваться в стороны. Корзина с листьями так потрясла воображение скульптура, что он решил её в камне и использовать, как капитель колоны.

При возведении своих зданий греческие архитекторы учитывали не только законы физики, но и особенности человеческого зрения. Если внимательно рассмотреть конструкцию Парфенона, то можно заметить что все колонны имеют уклон чуть к центру. Кроме того, оказалось, что середина ступеней стереобата, карниз и колонны чуть шире, чем на краях. Абсолютно прямые линии человеческий глаз воспринимает не естественно. Создается обманчивое впечатление, что все элементы, как будто, вытянуты в центре. Но греки знали еще один секрет. Путем длительных наблюдений они пришли к тому, что любой удаленный предмет кажется чуть тоньше, чем он есть на самом деле. Поэтому когда строили ряд колонн, то угловые части ставили чуть ближе друг к другу и делали их толще остальных. Для того, что бы компенсировать зрительное впечатление.

 

Храм Парфенон

При посещении Афин обязательно стоит обратить внимание на величественный Афинский акрополь – древняя часть города, находящиеся на возвышенности и имеющая укрепления на случай отражения нападения. Жемчужина акрополя – храм Парфенон, представитель классической греческой архитектуры и наиболее известный памятник античности. Его возраст около 2500 тысяч лет, а история полна неожиданных поворотов и преобразований. Храм много страдал в ходе череды войн, было время, когда он был переделан в мечеть во времена турецких завоеваний. В последние 100 лет в храме в храме ведутся реставрационные работы разной степени интенсивности. Храм построен целиком из мрамора, изначально имевшего белый цвет, но с годами он приобрел золотистый оттенок.

Акрополь является одним из холмов в городе Афины, имея высоту 160 метров и размеры приблизительно 320 на 150 метров. Парфенон построен в честь древне-греческой богини Афины — дева-воительница и покровительница искусств, наук и ремесел. Когда-то в самом храме располагалась статуя покровительницы города.

Величественные колонны украшают периметр здания, всего их было 46 штук, в настоящее время часть колонн отсутствует. Храм украшают многочисленные барельефы, фронтоны и статуи, многие из которых являются копиями, т.к. оригиналы либо не дожили до наших дней, либо находятся в составе экспозиций музея Афин, а так же некоторых мировых музеев.

Храм Ники Аптерос

Каждое из священных сооружений Акрополя посвящено кому-то из древнегреческих богов. Одна из самых знаменитых богинь древней Греции – Афина. А храм Ники Аптерос посвящен покровительнице города - богине войны. Согласно древней летописи, изначально статуя Ники Аптерос была деревянной и без крыльев, однако древние греки не могли представить эту богиню без крыльев. Они хотели, чтоб Ника не покидала их город никогда.

 Первым возведением комплекса знаменитого Акрополя, возвышающегося над городом, стал храм Ники Аптерос. Возведения храма берет свое начало в 427 г. до н.э., в период тридцатилетней Пелопоннесской войны. Несмотря на небольшие размеры здания Ники Аптерос, именно оно было размещено на наиболее видном в Акрополе месте – на скале, откуда святыню можно созерцать со всех сторон города. Этот храм и в наше время является одним из самых ярких возведений, которые приветствуют посетителей Акрополя

Это хрупкое божественное сооружение оставалось невредимым втечение долгого времени, пока не было разрушено турецкими завоевателями в 1686-м году. Практически полностью храм был отстроен в 1838-м году. По его бокам располагались четыре колонны, вход был окружен двумя величественными столбами, а возвышавшийся над стенами фриз был украшен рельефами и скульптурами.

 Внутри храма находилась в традиционной воинской одежде – статуя богини Ники. Эта статуя заметно отличалась от остальных воинственных греческих статуй, так как Ника не только богиня войны, но еще и богиня правды и мудрости.

В настоящее время храм Ники Аптерос практически неизменный. В нем не достает многих фронтовых колонн и крыши, а резные фризы, украшавшие стены здания помещены в музей Акрополя, где также находятся многие другие ценные фрагменты древней Греции.

Храм Зевса в Олимпии

(Не следует путать с Храм Зевса Олимпийского.)

Храм Зевса — один из самых почитаемых храмов Древней Греции, первый подлинный образец дорического ордера. Служил центром архитектурного ансамбля древней Олимпии и был посвящён верховному олимпийскому богу Зевсу. Сооружение считается одним из высших достижений в развитии дорического периптера.

Первый, наиболее ранний, храм, посвященный местным и пан-эллинским божествам, возведен на этом месте еще в конце микенского периода. Альтис — обнесенный стеной Священный лес, с алтарем Зевса и холмом Пелопса, были впервые построены в течение 10-9 веков до н. э, когда культ Зевса присоединился к уже распространенному здесь культу Геры (см. Храм Геры в Олимпии).

Классический храм Зевса был заложен в 52 олимпиаду элейцомЛибоном, но закончен только в период 85-86 олимпиад Фидием, то есть между 472 и 456 до н. э.

В 406 н. э. император Феодосий II повелел разрушить все храмы и сооружения в Олимпии как свидетельство языческой традиции. Уничтожение уцелевших остатков храма довершили мощные землетрясения 522 и 551 годов. Большинство сохранившихся до наших дней фрагментов храма хранятся в Археологическом музее Олимпии, несколько фрагментов фронтонов — в Лувре, Париж.

Храм Зевса представлял собой типичный гипетральный храм (храм без крыши над средней частью, где стояла статуя божества), а именно дорический периптер с 6-ю колоннами по ширине храма и 13-ю по его длине. Материалом для строительства послужил известняк-ракушечник с Пороса. Фундамент достигал высотой 22 м, в ширину — 27 м, в длину — 64 м. Фундамент, колонны и росписи этого храма были открыты и восстановлены в прежнем виде благодаря раскопкам, проведенным в 1875 году под руководством немецкого археолога Эрнста Курциуса.

Внутри храма стояла хрисоэлефантинная Статуя Зевса также работы Фидия — одно из Семи чудес античного мира. Массивный пьедестал статуи около 3,5 метров высотой украшали позолоченные фигуры, изображавшие олимпийских богов. На этом пьедестале, представлявшем подобие Олимпа, находился трон, сделанный из золота и драгоценных камней с множеством различных украшений из слоновой кости и черного дерева. Статуя Зевса была более 10 метров высотой, с выражением могущества и вместе с тем родительской нежности. В левой руке бог держал скипетр, увенчанный орлом, а на протянутой правой руке стояла богиня Ника из золота и слоновой кости. Как свидетельствует Павсаний, с первого взгляда казалось невероятным, что храм мог вместить эту статую.

Восточный фронтон храма украшала скульптурная группа мастера Пеония с Меиды, представлявшая приготовления к соревнованию на колесницах перед взором Зевса между Эномаем и Пелопсом, а западный фронтон — группа мастера Алкамена из Афин, представляющий сцену битвы лапифов с кентаврами. На метопах изображены 12 подвигов Геракла.

Храм Зевса Олимпийского (Олимпейон)

Олимпейо́н, храм Зевса Олимпийского (греч. ΝαόςτουΟλυμπίου Διός) — самый большой во всей Греции храм, строившийся с VI века до н. э. до II века н. э.; располагается в Афинах в 500 метрах к юго-востоку от Акрополя и около 700 метров южнее центра Афин, площади Синтагма.

Согласно легенде храм был построен на месте святилища мифического Девкалиона, праотца греческого народа.

Возведение храма было начато в период тирании Писистрата, в 515 г. до н. э., в коринфском ордере. Афинская демократия интересовалась храмом мало, Фемистокл (полководец периода Греко-персидских войн 500—449 г до н. э., государственный деятель Афин) даже использовал его части для оборонительной стены, связавшей Афины с Пиреем (ее раскопанный участок виден рядом с храмом).

В 175—164 гг. до н. э. достраивать храм Зевса (уже в коринфском ордере) принялся царь эллинистической Сирии Антиох IV Эпифан. В 84 году до н. э. римский диктатор Сулла, имевший обыкновение увозить в Рим всё, что ему приглянется, снял с колонн Зевса несколько роскошных резных капителей и употребил их для строительства храма его римского аналога — Юпитера Капитолийского. Несмотря на это ограблениеисторик Тит Ливий почти столетие спустя называет афинский храм Зевса «единственным на свете, достойным этого божества». Легко понять его восхищение: стоящие 15 колонн относятся как раз ко времени Антиоха.

Завершён храм был только через 650 лет после начала строительства, при римском императоре Адриане, поклоннике греческой культуры. Поклоннике настолько страстном, что, желая походить на великих греков, он — вопреки всем правилам императорских приличий — решился даже отпустить бороду. Освящение нового храма, который Адриан посвятил Зевсу Олимпийскому, было приурочено ко второму визиту императора в Афины и стало центральным пунктом программы Всегреческих празднеств 132 г. Благодаря этому в Греции есть один из самых красивых в мире храмов.

В настоящее время у храма уцелел один угол, состоящий из 14 колонн, увенчанных коринфскими капителями, 2 отдельно стоящие колонны и одна поваленная.

Храм Аполлона в Дельфах

Дельфы, расположившиеся на южных склонах горы Парнас, на высоте 570 м над уровнем моря самое знаменитое из священных мест древней Эллады, славился в античном мире своим храмом Аполлона и знаменитым дельфийским оракулом, к которому приезжали издалека, чтобы внимать оракулу Аполлона, верховная жрица которого вводила себя в транс и предсказывала будущее. Приблизительно в 1400 году до н.э. Дельфы были святилищем богини Земли Геи. Расцвет святилища пришелся на VII-VI века до н.э. Во II веке до н. э. власть Рима распространилась на Дельфы, прекрасный храм стал разрушаться и влияние оракула ослабевало.

Храм Аполлона в Дельфах играл огромную роль в жизни древних греков во все времена их истории. С Дельфийским оракулом советовались по разным вопросам, как политическим, например по поводу основания новых греческих колоний, так и житейским. В Дельфы, к храму Аполлона и прорицательнице – пифии, шли паломники из многих греческих городов и деревень. К дельфийским пифиям обращались за советом цари Мидас Фригийский, Тарквиний Гордый, царь Лидии и многие другие. В скалистом полу адитона имелась расщелина, из которой исходили дурманящие газы. Над ней возвышался золотой треножник, на котором восседала прорицательница пифия.

От Кастальского ручья дорога шла к священному участку земли - теменосу, на котором располагались храм Аполлона и оракул. Теменос окружала высокая каменная стена с несколькими воротами. Центральный вход находился напротив Кастальского ключа. Вдоль Священной дороги от Центральных ворот к храму Аполлона некогда стояли многочисленные статуи - дары и пожертвования различных греческих городов. Жители острова Керкира установили здесь медного быка, граждане города Тегеи - множество статуй богов и героев. Спартанцы в память победы над афинянами в конце V века до н. э. пожертвовали статуи Диоскуров, Зевса, Аполлона, Артемиды и Посейдона. Здесь же находились дары Афин - изваяния Афины, Аполлона, Эрехтея, Кекропса, афинского полководца Мильтиада, победителя персов при Марафоне. Эти памятники были выполнены великим скульптором Фидием. А в центре святилища возвышалось здание храма Аполлона. Его окружало множество мраморных и бронзовых фигур.

Храм Апполона был построен в 366-339 годах до н. э., на месте нескольких сменявших друг друга построек, самая ранняя из которых датируется 548-547 годом до н. э. Но и до нее на этом месте существовало, по крайней мере, еще несколько храмовых зданий. По приданию самый древний храм Аполлона был, по преданию, построен из лавра, и ветви были доставлены сюда из Темпейской долины. Второй храм, по словам дельфийцев, был построен одним дельфийцем, которого звали Птера и который, как строитель, дал имя и храму. Третий храм был сделан из меди. Четвертый храм был построен Трофонием и Агамедом и, как рассказывают, был каменный. Этот храм сгорел во время архонства в Афинах Эрксиклида, в первый год 580й Олимпиады. Ныне от величественного храма Аполлона уцелело несколько колонн и фундаменты.

Некогда его окружали со всех сторон по шесть колонн с торцов и по пятнадцать - на длинных боковых сторонах. Это был классический древнегреческий храм, получивший название периптера, то есть окруженный колоннами со всех сторон, Дорический периптер имел 23,8 м. в ширину и 60,3 м. в длину. На стенах были высечены изречения семи мудрецов, к примеру, такое: «Познай самого себя». На фасадах было по шесть колонн и по пятнадцать - на длинных боковых сторонах.

Фронтоны храма Аполлона были богато украшены многофигурными рельефами, мраморными и известняковыми скульптурами. До наших дней сохранилась только фигура богини победы Ники и фрагменты фигуры богини Афины. По свидетельству Павсания, помимо Ники храм украшали статуи Аполлона, Артемиды, Лето, Гелиоса, Диониса. Вход в храм находился с восточной стороны.

Перед входом в храм стоял алтарь, сооруженный из белых мраморных плит жителями острова Хиос в начале V века до н э. Возле алтаря проводилась церемония освобождения рабов на волю. Наос - основное внутреннее помещение храма - был разделен на три части двумя рядами колонн. Некогда здесь находился жертвенник. В западной стене имелась дверь, ведущая в главное святилище адитон. Адитон, таким образом, был центром храма, и весь периптер воспринимался как роскошное архитектурное оформление этого священного места Дельф. В адитоне стояла золотая статуя Аполлона и росло лавровое дерево - символ Дельф.

В храме находились лучшие и драгоценнейшие дары Аполлону, здесь стояли мраморные изваяния великого Гомера, статуи богинь судьбы мойр, Зевса и Аполлона В I веке до н. э святилище Аполлона в Дельфах было захвачено и разграблено римским полководцем Суллой. Храм в Дельфах был закрыт в 385 году н.э. христианским римским императором Феодосием.

Всякий, входящий в храм Аполлона, предварительно должен был совершить омовение в водах Кастальского источника. Вода источника считалась священной, она очищала от скверны служителей храмов, ее пили перед Пифийскими играми участники состязаний

Храм Деметры в Элевсине

На краю низкой гряды предгорий, в 22 км к северо‑западуотАфин, недалекоотглавнойплощадигородаЭлевсина (Elefsma), центрапроизводстваоливковогомасла, стоитхрамДеметрывЭлевсине. НапротяжениивековэтотхрамбылвГрецииглавнымместомкультаДеметры, богиниплодородия. Легенда гласит, что ритуал этого культа установила сама богиня. Как говорится в греческом мифе, Деметра подарила людям зерно, навыки земледелия и плуг. Её культ с VI века до н. э. был тесно связан с Афинами. Праздник в честь Деметры отмечался дважды в год: весной Малые Элевсинии, а в сентябре Большие Элевсинии. Народ принимал участие только в праздничных шествиях. Главная же часть церемоний, Элевсинские мистерии, оставалась таинством для посвящённых. Предполагают, что в первую очередь эти ритуалы были связаны с плодородием. В конце IV века император Феодосий I своим указом упразднил мистерии. Архитектурные фрагменты храма относятся к нескольким этапам его строительства между VI в. до н. э. и II в. н. э. В 395 году вестготы разрушили это святилище.

У входа заканчивается та Священная дорога, которая начинается от Керамикоса в Афинах. Среди множества развалин ещё видна сохранившаяся мостовая. Храмовый комплекс окружён мощными обводными стенами, которые между архаической и поздней классической эпохами время от времени обновлялись. Так, стены восточнее центрального святилища возводились в основном в позднюю архаическую эпоху при Писистратидах (конец VI в. до н. э.), а стены на южной стороне – в эпоху высокой классики при Перикле (середина V в. до н. э.).

Справа от лестницы виден колодец, у которого, как говорят, сидела печальная Деметра. Его называли Каллихором («Колодцем прекрасных хороводов»), потому что элевсинские девушки танцевали вокруг него во время совершения обрядов. Большие пропилеи – это копия ворот Акрополя, созданная в II веке н. э. В пролётах ворот заметны глубокие следы от движения деревянных створок. За Большими следуют Малые пропилеи, постройки I века до н. э. Они вели в запретную область, где находились Плутоний (Ploutonion) (вход в Аид) и Телестерий (Telesterion), место для мистерий: почти квадратный колонный зал площадью 2800 м 2 (V в. до н. э.). В центре помещалась святая святых (наос).

На ступенчатых зрительских рядах террасы могли поместиться несколько тысяч человек. Перед Телестерием лежат остатки колоннады IV века, портика Филона. Выше храмовой территории есть музей с кое‑какимиподлиннымиархеологическиминаходкамиисхорошосделаннымикопиями. БольшинствоценныхэкспонатовбылоперевезеноотсюдавНациональныймузейвАфинах.

 

Заключение

Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказало искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры.Одним из величайших достижений греческого зодчества были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать известняк и белый мрамор. Строительство храма было подчинено определённым законам. Размеры, отношения частей и количество колонн были точно установлены.Все элементы архитектуры древней Греции гармонично взаимосвязаны между собой, их размеры и пропорции исходят не из метрической системы, ориентируясь исключительно на внутреннее впечатление о красоте, которое звучит в унисон с музыкой созданной богом.

 

 

Список используемой литературы

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%97%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%B0_%D0%B2_%D0%9E%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%B8

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B8

3. http://viimiracula.ru/russian/styles/greek.htm

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BD

5. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/PARFENON.html

6. http://www.temple.su/temple01.html

7. http://www.obelick.ru/progulki-iz-afin-khram-djemjetry-v-eljevsinje.html

 

 

Приложение

Храм Зевса в Олимпии
Храм Зевса Олимпийского
Храм Аполлона в Дельфах
Храм Ники Аптерос
Храм Деметры в Элевсине
Храм Парфенон
Храм Парфенон  










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 521.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...