Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Культура, цивилизация, формации




РАЗДЕЛ 7. Социальная философия

Социальная философия изучает наиболее общие законы и ценности общественного бытия. Предметом социальной философии является теория общественного развития, всеобщие социальные связи и отношения, специфика социального познания.

Социология – область знания о системной организации общества, изучающая структурный аспект общественной жизни

Огюст Конт (1798-1857) – французский философ, родоначальник позитивизма – учения, признающего значение только научных знаний. Конт ввел в научный оборот понятие «социальная физика», пытался построить социальную науку по образцу наук о природе, как «социальную физику» и открыть основной закон общественного развития. Конт сформулировал закон «трех стадий»: общество постепенно проходит стадии: религиозную, метафизическую, положительную. Первые две стадии – младенческая и юношеская. Взрослая стадия – положительная, позитивная – стадия господства науки.

Натуралистический подход – общество, его структура и историческое развитие определяются законами природы. Н.П. обосновывает единство всемирной истории, ее географической основы, биологической целостности человечества как результат развития Вселенной, Космоса и живой природы. Так, Жан Боден, Шарль Монтескье, Томас Бокль, Лев Мечников, Фернан Бродель подчеркивают определяющее влияние природы на хозяйственную деятельность, экономические отношения, традиции и нравы народов.

Тема: Структура общества

Общество как система подразделяется на подсистемы – сферы общественной жизни:

1) экономическую – материальное производство и отношения между людьми, возникающие в процессе производства, обмена и потребления материальных благ; (н-р, производство мебели)

2) социальную – взаимодействие людей в группах, классах, слоях и групп между собой; (н-р, формирование рабочего класса)

3) политическую – деятельность организаций и социальных групп по поводу государственной власти и управления;
(н-р, принятие антимонопольного законодательства)

4) духовную – различные формы и уровни общественного сознания (моральные и правовые нормы, мифология, религия, искусство, философия, наука, образование, психология и идеология)

Этатизм – идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и предполагающая широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества.

Томас Гоббс развил теорию общественногодоговора происхождения государства.

Марксистский подход: общественное бытие определяет общественное сознание. Докоммунистические общества делятся на классы.  

Классы – большие группы людей, которые существенно отличаются друг от друга по месту и роли в системе производственных отношений, по образу жизни, по политическим и другим интересам и по особенностям их общественного сознания 

Стратификационный подход к анализу общества. Данный подход предполагает деление общества на страты – большие группы людей, объединенные общими признаками: профессиональным уровнем, возрастными, половыми, этносоциальными характеристиками. СП разработал Питирим Сорокин. По мнению Сорокина, в обществе существует социальная мобильность, которая предполагает изменение социального статуса человека. В роли социального лифта могут выступать институт брака, политики, образования, наследования и др. – они упорядочивают систему социальной стратификации.

Нация –исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, материальной и духовной культуры. Становление нации является закономерным продуктом развития капиталистических отношений, централизации средств производства, концентрации собственности, политической централизации, общественного разделения труда.

Гражданское общество –общество, достигшее партнерских отношений с государством, способное поставить государство под свой контроль, при этом обеспечить безопасность своих граждан.  

«Массовое общество» - понятие, характеризующее черты современного безличностного общества. Концепцию «МО» разделяли мыслители ХХ в., такие как О. Шпенглер, Х. Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев, К. Манхейм, Х. Аренд, Т. Парсонс, Д. Белл, Р. Виленский и др.

Бездуховность – серьезная болезнь, которая поражала и продолжает поражать многие общества. Главным виновником всегда выступает идеология. Если определенным политическим силам выгодно, чтобы миллионы людей видели смысл жизни в потреблении все равно чего – кино, развлечений, еды или одежды, то такая идеология будет создана профессиональными идеологами (Миронов В.В.)


Тема: Общество и история

Историцизм – различные исторические теории, определенные «философией истории»

Гесиод– древнегреческий мыслитель – предложил идею регресса исторического развития. Гесиод сформулировал схему нисходящего развития общества «от золотого века, через серебряный, медный до железного века».

Утопия – изображение идеального общественного строя, как уже существовавшей или существующей где-то страны. Термин «утопия» ведет свое происхождение от названия произведения Т. Мора. Традиционные описания совершенного общественного строя восходят к античным легендам о «золотом веке», далее нашли воплощение в трудах Т. Кампанеллы «Город Солнца», Ф. Бэкона «Новая Атлантида» и т.д. Основными характеристиками социального утопизма являются проективность, априоризм, антиисторизм, максимализм.

Теологический подход движущей силой общественного развития является божественное провидение

Гегель рассматривал всемирную историю как закономерный процесс развития абсолютной идеи.ГеоргГегель ввел в научный оборот понятие «всемирно-исторический дух»

Николай Бердяев - автор произведения «Судьба России».«Подойти к разгадке тайны, скрытой в душе России, можно, сразу же признав антиномичность России, жуткую ее противоречивость... Противоречие русского бытия всегда находили себе отражение в русской литературе и русской философской мысли. Творчество русского духа так же двоится, как и русское историческое бытие». «Россия - самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ - самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю. Все подлинно русские, национальные наши писатели, мыслители, публицисты - все были безгосударственниками, своеобразными анархистами. Анархизм - явление русского духа, он по-разному был присущ и нашим крайним левым, и нашим крайним правым». «Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о земном устройстве». И с другой стороны: «Россия - самая государственная и самая бюрократическая страна в мире; все в России превращается в орудие политики. Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира. Силы народа, о котором не без основания думают, что он устремлен к внутренней духовной жизни, отдаются колоссу государственности, превращающему все в свое орудие. Интересы созидания, поддержания и охранения огромного государства занимают совершенно исключительное и подавляющее место в русской истории». Данное противоречие не искусственно, оно соединяет в себе две правды. Так многие маститые писатели совершенно искренне признавались, что они отчаянно ленивы и много работали, только стремясь иметь возможность в любой момент времени отдаться своей привычке к праздной жизни.

Петр Лавров - автор книги «Исторические письма».В книге Лавров обосновывал примат прогрессивного нравственного идеала как фактора общественно-исторической эволюции. Книга обращена к молодежи с целью привлечения ее к сознательному участию в общественной жизни, она стала «библией народничества» (H. A. Бердяев), вызвав феномен «хождения в народ».

Георгий Плеханов– философ, политический деятель, социолог, историк, теоретик марксизма, автор произведения «К вопросу о роли личности в истории». Сила передовых выдающихся личностей состоит в том, что они выражают и отстаивают интересы народа, побуждают в нем героическое самосознание. Личность тесно связана с классом, народными массами, и, только выражая их подлинные интересы, она может занять соответствующее место в истории, оказывая влияние на исторический процесс. «Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам».

Карл Ясперс ввел в научный оборот понятие «осевое время». Это время примерно 6 в. до н.э., когда в разных странах одновременно возникли глубокие философские и религиозно-философские учения: буддизм, даосизм, конфуцианство, античные философские учения. Мир как бы приблизился к оси бытия, и поэтому истина бытия открылась многим.

Эдуард Тайлор– английский этнограф, основоположник эволюционистской школы в антропологии, автор книги «Первобытная культура» (1871 г.), в которой история культуры трактуется как постепенный и непрерывный прогресс орудий труда, знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и т.п., осуществляющийся в соответствии со столь же строгими законами, как и законы природы. Всемирную известность Тайлору принесла анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях.

Юрий Лотман разработал семиотический подход к рассмотрению культуры. Лотман рассматривает культуру как иерархию частных семиотических систем, как сумму текстов и соотнесенного с ними набора функций или как некоторое устройство, порождающее эти  тексты.    

Тема: Культура, цивилизация, формации

Понятие культуры имеет три основных значения: 1) возделывание, творчество, производство; 2) образование, воспитание и развитие;
3) поклонение и почитание; имеется в виду религиозный культ. В самом широком смысле под культурой нередко понимается все созданное человеком, все достижения человечества.

А. Формационный подход (марксизм) утверждает: история – это линейное поступательное движение, логика которого выражается в смене общественно-экономических формаций(базовое понятие материалистического подхода к истории). Ф. подход (К. Маркс) рассматривает всемирную историю как целостный и закономерный процесс развития, прогресса. Стержнем о.э. формации выступает способ материального производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Структурными элементами материально-производственной сферы являются производительные силы и производственные отношения. Производительные силы включают в себя средства труда и людей, обладающих производственным опытом, знаниями и навыками. Производственные отношения– это отн.-я по поводу собственности на средства производства, в которые вступают люди в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Ступени общественного развития – «общ. –эк. формации»:
1) первобытное общество, для которого характерен низкий уровень развития производительных сил, охота и собирательство как основные формы хозяйственной деятельности, отсутствие частной собственности и эксплуатации человека человеком;

2) Рабовладельческое, где с переходом к производящему хозяйству используется труд рабов, а прибавочный продукт полностью присваивается собственником;

3) Феодальное, в котором используется труд крепостных крестьян, сохраняющих личную зависимость от собственников, но при этом заинтересованных в результатах труда в связи с появлением излишков производства; 4) Капиталистическое, основанное на машинном производстве и труде наемных рабочих, которые, не владея средствами производства, находятся в экономической зависимости от собственников;

5) Коммунистическое – общество будущего, для которого характерен высокий уровень развития производительных сил, общественная собственность на средства производства и отсутствие эксплуатации.

Б. Цивилизационный подход – история раздроблена во времени и пространстве и представляет собой развитие локальных цивилизаций,подобных организмам. Вся история человечества выступает как бесконечное повторение множества одних и тех же процессов, имеющих в рамках отдельных цивилизаций циклическую структуру – от их зарождения до упадка. Представители цив.п.: Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби. 

Б1. Николай Я. Данилевский – философ, социолог, первый представитель цивилизационного подхода к истории, автор теории культурно-исторических типов. Основной труд – «Россия и Европа».

Б2. Освальд Шпенглер (ярчайший представитель цивилизационного подхода) утверждал: мировая история – это кругооборот самобытных культур, которые, подобно живому организму, проходят стадии рождения, юности, зрелости и старости. Завершающая стадия развития культуры трактуется у Шпенглера как стадия цивилизации. Цивилизация, будучи старостью культуры, характеризуется упадком творческих сил, холодной рациональностью, превращением народа в массу. С т. зрения цивилизационного подхода Шпенглера, понятия культура и цивилизация противопоставляются друг другу. Цивилизация – завершающая стадия развития культуры.

Б3. Арнольд Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация, по Тойнби — замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: 1) религия и форма её организации; 2) территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло считал, что развитие любой цивилизации обусловливается действиями «вызова-ответа». Например, экспансия коммунистических идей лишь один из неизбежных ответов на противоречие «между западной цивилизацией как агрессором и другими цивилизациями как жертвами». Тойнби утверждал, что «на вершине своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный облик». Тойнби предсказывал, что в 21 в. определяющим историю Вызовом станут выдвинувшая собственные идеалы Россия (которую Запад не жаждет принять в свои объятия), исламский мир и Китай.

Типы цивилизаций и культурные особенности
Западная цивилизация – интенсивность развития, плюрализм в экономике и политике
Восточная цивилизация – преобладание духовной культуры над материальной, созерцательность

Русская цивилизация – многонациональность, соборность, миссионизм

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...