Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прибыль: сущность, концепции, виды




Движущим мотивом и конечной целью предпринимательской деятельности в рыночной экономике выступает прибыль.Она является источником дохода предпринимателя и развития фир­мы, служит показателем эффективности использования ресур­сов и оценки инвестиционных возможностей, наконец, оценкой успеха и психологическим стимулом.

В экономической теории нет единого взгляда на природу при­были, ее источник и механизм формирования.

Представители школы меркантилизмапонимали прибыль как результат неэквивалентного обмена товаров, тем самым источ­ник прибыли находили в сфере обращения.

Физиократы,уделявшие основное внимание сфере сельскохо­зяйственного производства, трактовали прибыль как порожде­ние земли и самой природы.

Основатели классической буржуазной политическойэкономии А. Смит и Д. Рикардо утверждали, что прибыль представляет собой часть неоплаченного труда наемного рабочего. Эти идеи впоследствии развил К. Маркс.

Согласно марксистскойтеории, прибыль — превращенная форма прибавочной стоимости,созданная наемными работниками. На поверхности капиталистического предпринимательства созданиеприбавочной стоимости (m) рабочей силой (ν), а не средствами производства (с) не видно, поскольку для капиталиста важно не только как используется рабочая сила, но и насколько эффективно используются средства производства. В результате складывается впечатление, что прибавочная стоимость создается всем авансированным капиталом, представляется как прирост всеми затратами, а значит как доход, как прибыль.

Показателем, с помощью которого определяется степень возрастаниявсего авансированного капитала, является норма прибыли:

где р’ - норма прибыли;

m - прибавочная стоимость;

(с+v) — авансированный капитал.

На начальном этапе развития капитализма различные по величине нормы прибыли способствовали переливу капиталов из отраслей с низкой в отрасли с высокой нормой прибыли. В результатемежотраслевой конкуренции произошло выравнивание отраслевых норм прибыли в среднюю норму прибыли, обеспечивающую равную прибыль на равновеликий капитал.

Средняя норма прибылиравна отношению суммы прибавочной стоимости, созданной во всех отраслях производства, ко всему капиталу, вложенному в эти отрасли:

%,

Образование средней нормы прибыли в результате межотраслевой конкуренции обусловливает превращение рыночной стоимости в цену производства (Ц.П.).

Ц.П. = издержки производства + средняя прибыль.

В неоклассических теорияхприбыль исследуется на уровне отдельной фирмы и связана с показателями валового, среднего и предельного доходов.

Валовойдоход (ТR) фирмы формируется в виде выручки от реализации всей произведенной продукции, величина которой зависит от цены и количества реализованной продукции: TR = P-Q. Средний доход(AR) рассчитывается на единицу реализованной продукции: AR = TR/Q.

Предельный доход (MR) есть приращение валового дохода в результате продажи дополнительной единицы продукции: МR = ∆TR/∆Q.

Прибыль (П) любой фирмы образуется как разница между вало­вым доходом и общими издержками производства: П — TR - TС Если общий доход фирмы (TR) больше общих затрат (ТС), то фирма получает прибыль. В том случае, когда общие затраты превышают общий доход, фирма имеет отрицательную прибыль или убытки.

Экономисты и бухгалтеры по-разному подходят к определе­нию прибыли. Прибыльное, с бухгалтерской точки зрения, дело может быть экономически убыточным, если используемые дан­ным образом ресурсы дают меньший результат, чем, если бы использовались другим способом.

Бухгалтерская (финансовая) прибыль определяется как раз­ница между валовым доходом фирмы и бухгалтерскими (явны­ми или внешними) издержками. Однако если в производствен­ные издержки включать только явные, то их величина будет заниженной, а прибыль завышенной.

Экономическая, или чистая, прибыль — определяется как раз­ница между валовым доходом и суммой всех (явных и неявных) издержек. Фирма получает экономическую прибыль, когда ее доходы превышают сумму всех издержек.

Минимальная плата, необходимая, чтобы предприниматель­ские способности использовались в данном предприятии, назы­вается нормальной прибылью или предпринимательским дохо­дом. Она является вознаграждением за выполнение предприни­мательских функций и элементом внутренних издержек. Это прибыль необходимая, чтобы побудить людей к организации и управлению фирмой, прибыль, от которой предприниматели от­казываются, используя в производстве собственные ресурсы, но которую могли бы получить, вложив их в иное дело. Это — не фактически полученный доход, а доход, который мог быть полу­чен при альтернативном использовании собственных ресурсов.

При последующем анализе предполагается, что основной за­дачей фирмы является максимизация прибыли, хотя в действи­тельности это не всегда так. В условиях, когда на рынке имеет место интенсивная конкуренция, принцип максимизации прибыли используется в качестве инструмента микроэкономического анализа для прогнозирования поведения фирмы. Можно выделить два принципа максимизации прибыли.

Один из них основан на сопоставлении совокупной выручки и совокупных издержек. Поскольку цена продукции при совершенной конкуренции не изменяется, очевидно, что величина дохода фирмы будет формироваться в зависимости от количества реализованной продукции, и представлять прямую линию с положительным наклоном, исходящую из начала координат (рис. 29). Наклон TR к оси абсцисс равен отношению изменения дохода к изменению объема выпуска, то есть предельному доходу:

При совершенной конкуренции каждая последующая единица реализованной продукции продается по такой же цене, как и предыдущая. Поэтому средний доход, получаемый от каждой продукции, будет постоянным и равен цене единицы продукции:

Кроме того, поскольку все выпускаемые единицы продукции реализуются по одной цене, то выручка от реализации дополнительной единицы товара MR будет равна среднему доходу и цене продукта на рынке: MR = AR = R.

Как видно на графике (рис. 29), до определенного объема про­изводства, соответствующего точке А, общие затраты превыша­ют общий доход и прибыль (π) имеет отрицательное значение. В точке А совокупный доход TR равен совокупным издержкам ТС и прибыль равна нулю.

Так как величина прибыли функционально зависит от коли­чества проданной продукции, то максимальная ее величина бу­дет получена тогда, когда дополнительно реализованная едини­ца продукции не даст приращения прибыли, то есть π = max при  Поскольку π = ТС - TR, то  Учитывая, что  - угловой коэффициент кривой совокупной выручки ТR, а  - угловой коэффициент кривой совокупных издержек ТС, то максимальная прибыль будет получена при объёме выпуска, соответствующего на графике точке В, для которого наклон кривой совокупной выручки равен наклону кривой совокупных издержек. Отсюда следует, что фирма максимилизирует прибыль при условии равенства предельной выручки и предельных издержек: МR=МС.

Другой способ основан на определённом анализе и состоит в сопоставлении предельной выручки МR и предельных издержек МС (рис.30).

При анализе используются те же исходные условия, что и в предыдущем способе. Если прибыль максимилизируется при , а , то максимальная прибыль будет получена фирмой при  или при . Так как , а , то величина прибыли достигает своего максимума при таком выпуске продукции Q, когда значения предельной выручки МR и предельных затрат МС равны.

На графике (рис. 30) видно, что общий доход TR можно пред­ставить как площадь большого прямоугольника PCQ * О. Пло­щадь прямоугольника P'CQ * О — это общие издержки фирмы при количестве продукции Q*. Если из площади прямоугольни­ка PCQ * О вычесть площадь прямоугольника P'CQ * О, то пло­щадь прямоугольника РСКР' и будет объем общей прибыли фир­мы. Если фирма попытается изменить объем выпуска Q, то в любом случае площадь прямоугольника уменьшится, то есть объем общей прибыли станет меньше, чем при выпуске Q*.

Следовательно, общим условием максимизации прибыли яв­ляется равенство предельного дохода и предельных затрат в си­туации, когда предельные затраты возрастают.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 401.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...