Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Источники административного праваСтр 1 из 3Следующая ⇒
Вопрос 1. Понятие, предмет и метод административного права 1. Понятие административного права. 2. Предмет административного права. • 3. Метод административного права. 1 Административное право - отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти. Нормы административного права: устанавливают формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности в государственном управлении; регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами; • определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления; • регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и экономической сферах. 8, Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Предмет административного права -совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. 3, Метод правового регулирования - способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений. Для административного права характерны следующие методы правового регулирования: • метод власти-подчинения или метод прямого распорядительства (отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому); • метод рекомендаций (рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления); метод согласования (этим методом регулируются отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении); • метод равенства (субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора). ч Суть методов административно-правового регулирования управленческих отношений заключается в следующем: установление определенного порядка действий - предписание к действию в определенных условиях и надлежащим образом, предусмотренным соответствующей административно-правовой нормой; запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия; предоставление возможности выбора одного из предусмотренных административно-правовой нормой вариантов должного поведения; предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные административно-правовой нормой в условиях, определенных данной нормой. Методы административного права
Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий. Источники административного права В юридической литературе под источником административного права понимают внешнюю форму выражения его норм. Известно, что по своему содержанию административно-правовая норма отличается от норм иных отраслей права тем, что регулирует отношения управленческого характера. Нормами административного права определяются границы надлежащего поведения органов исполнительной власти, их служащих, граждан, а также общественных организаций (их органов) в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства. С помощью административно-правовых норм органы управления, государственные служащие, граждане, общественные организации наделяются определенными полномочиями. В этих нормах устанавливаются также гарантии реализации прав и соблюдения обязанностей. Следовательно, благодаря действию административно-правовых норм создается определенный правовой режим управленческой деятельности. Административно-правовые нормы содержатся непосредственно в Конституции Украины, законодательных актах, нормативных приказах, постановлениях правительства, других нормативных актах государственных органов, решениях местных советов. К источникам административного права относятся не только сами нормативные акты государственных органов, но и утвержденные этими актами кодексы, уставы, правила и т. п., регулирующие управленческую деятельность. Таким образом, источник административного права - это акт правотворчества органов государственной власти, органов исполнительной власти, который состоит из административно-правовых норм или даже одного правила поведения, регулирующего исполнительно-распорядительную деятельность. Если акт охватывает наряду с нормами административного права нормы других отраслей права (финансового, гражданского и др.), то для административного права он будет источником лишь в части, которая как бы наполнена административно-правовым содержанием. Каждый источник административного права отличается от других своими особенностями, обусловленными целевой направленностью и содержанием норм, которые его составляют, их юридической силой, масштабом функционирования (действия). Источник может быть общего и локального действия, обязательным к исполнению всеми органами управления и объектами, независимо от подчинения, или лишь только предприятиями, учреждениями, должностными лицами, подведомственными органу, который издал акт. К системе источников административного права относятся нормативные акты, действующие в пределах Украины, а также такие, который регулируют работу украинских учреждений за границей. Могут существовать источники, действующие в пределах области, города, района и т. п. Специфика источников административного права определяется также их соподчинением, которое в свою очередь отображает действие принципа централизма. Составной частью последнего является положение об обязательности решений вышестоящих органов для нижестоящих. Соподчинение источников выражается в следующем: а) все они основываются на нормах Конституции и законах Украины, имеющих высшую юридическую силу; б) источники - нормативные акты органов исполнительной власти всех звеньев служат юридической базой для источников - нормативных актов, которые принимаются низшими органами исполнительной власти; в) источники - нормативные акты вышестоящих органов исполнительной власти характеризуются большим масштабом действия, чем аналогичные акты низших органов; г) источники - нормативные акты отраслевого (ведомственного) характера базируются на источниках общего характера. Учитывая разнообразие источников административного права, их целесообразно разделить на такие виды. 1. Конституция Украины (Основный Закон). 2. Законодательные акты Украины: законы Украины (например, Закон от 23 марта 1996 г. "Об образовании" и др.); кодексы, положения, уставы и иные кодифицированные акты управленческого характера (например, КоАП и др.). 3. Постановления Верховной Рады Украины, содержащие административно-правовые нормы организационно-правового характе-pa (например, утвержденное постановлением Верховной Рады Украины Положение о паспорте гражданина Украины). 4. Указы и распоряжения Президента Украины (например, утвержденное Указом Президента Украины Положение о Министерстве юстиции Украины). 5. Нормативные акты органов исполнительной власти Украины: нормативные постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины; положения, уставы, правила, инструкции, иные акты, утвержденные Кабинетом Министров Украины (например, Положение о порядке легализации объединений граждан); нормативные приказы министров, руководителей иных центральных органов исполнительной власти. 6. Нормативные приказы руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций. 7. Нормативные акты местных советов, их исполнительных органов (например, решения, устанавливающие правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность). 8. Распоряжения местных государственных администраций (их председателей). 9. Межправительственные соглашения Украины с другими государствами и международно-правовые акты, ратифицированные и признанные нашим государством. 10. Акты Конституционного Суда Украины (например, решение о соответствии Конституции Украины постановления Кабинета Министров "Об утверждении перечня платных услуг, предоставляемых в учреждениях здравоохранения и высших медицинских учебных заведениях"). Особое место в системе источников административного права занимают нормативные акты, которые регулируют административную ответственность. Это - КоАП, законодательные акты Украины. Эти акты направлены на охрану государственного и общественного порядка, государственного и коллективного имущества, прав и свобод граждан, установленного порядка управления, а также прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Их реализация обеспечивает укрепление законности, предотвращение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции и законов Украины, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом. В системе источников административного права ведущую роль играет Конституция Украины, которая является Основным Законом Украинского государства. В Конституции Украины определяются система органов исполнительной власти, их полномочия, организация деятельности, внешние формы правовых актов. Конституционные положения устанавливают административно-правовой статус граждан, закрепляют участие объединений граждан и трудовых коллективов в управлении государственными и общественными делами, обязанности и ответственность должностных лиц, важнейшие способы укрепления законности и дисциплины в государственном управлении. Тем не менее роль Конституции Украины как первостепенного источника административного права не может быть сведена лишь к прямому регулированию основных вопросов управленческой деятельности. Некоторые конституционные нормы предусматривают необходимость издания отдельных законов - источников административного права. Кроме того, многие положения конкретизируются в действующем законодательстве - различных законодательных актах, актах Президента Украины, нормативных постановлениях Кабинета Министров Украины, нормативных приказах министерств и иных актах управленческого характера. Следовательно, значение Конституции Украины как ведущего источника административного права состоит в том, что она служит базой для появления иных источников административного права, закрепляет основные принципы осуществления исполнительной власти, права, свободы, обязанности граждан, их объединений, устанавливает статус органов, осуществляющих управленческие функции.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 216. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |