Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание лекционных (Л) занятий  




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ

 

Утверждаю

 

 

        ___­­ «___»______________2018г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

По дисциплине «СППР»

Специальность: для всех специальностей

 

 

 

Алматы, 2018г.


Рабочая программа составлена на основании:

 

Рабочая программа составлена на основании Рабочим учебным планом, дисциплины «СППР», утвержденным «_______»_____________________________20____г.

           

Рабочая программа обсуждена на заседании МС факультета_____________

(наименование факультета)

 

от «_____»____________20_____г., протокол № _________

 

Председатель МС факультета_______________________________________

                                                                                            (подпись, фамилия, инициалы)

 

Декан факультета_________________________________________________

                                                                                      (подпись, фамилия, инициалы)

 

Рабочая программа рекомендована научно-методическим советом

« _____ »________________________20___ г., протокол № _________

 

 

 
1. Назначение дисциплины

Рабочая программа по дисциплине «СППР» предназначена для студентов не философских специальностей, разработана в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом и содержит перечень тем и вопросов, отражающих требования к уровню профессиональной подготовки специалистов.

Цельпреподавания дисциплины «СППР»:

-формирование у студентов базовых представлений о социологии, политологии, право и религии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности;

- ознакомление студентов с политическими текстами выдающихся исследователей и формирование навыков их критического мышления;

- развитие умения логически излагать свои мысли, грамотно вести социально-политическую дискуссию и аргументированно отстаивать свои собственные позиции по актуальным проблемам современности;

- формирование казахстанского патриотизма;

- способствование обретению будущим специалистом мировоззренческих и духовных ориентиров в современном сложном и быстроменяющемся мире.

 


Данные о преподавателе

Умаров Ильхом Мирсабитович, магистр международных отношений, ассистент профессора ФОГП КАУ

Кабинет № 404

Консультационные часы: по расписанию консультаций СРСП

 

Данные о дисциплине

Время: занятия проводятся согласно расписанию.

Кредиты: 3 (2 ауд. часа лекционных, 1 ауд. час семинарских), второй или третий семестр.

Дисциплина изучается в одном семестре (осеннем или весеннем).

 

  1. Назначение  дисциплины:  Дисциплина  «СППР»  входит в цикл социально-

гуманитарных дисциплин и предлагается как элективный курс студентам всех вузов Республики Казахстан.      

Цели и задачи курса «СППР» определены государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в РК и предполагают получение студентом необходимой суммы знаний, овладение методологией для научного познания будущими специалистами окружающего социального мира.

СППР даёт представление о специфике функционирования законов социального и политического взаимодействия и развития, особенностях функционирования и развития социальных институтов, социальной реальностью и тенденциях развития мирового сообщества.

3. Данные о дисциплине:

Дисциплина «СППР».

 

Распределение часов согласно рабочих учебных планов (РУП)

Курс

Семестр

Количество кредитов

Общая трудоемкость

в акад. часах

Контактные часы

СРС(час)

Всего

В том числе

 

Всего

 

 

в т.ч.

СРСП

  Лекции Практические занятия Лабораторные занятия (студийные)
2 4-6 3 90 30 30   15 60 15
2* 5* 3*  90* 10*  6*  4* 80* 2,5*

* – для заочного отделения

4. Пререквизиты дисциплины: для изучения курса «СППР» студентам необходимы знания следующих дисциплин: «Философия», «История Казахстана».

Постреквизиты дисциплины: знания по данной дисциплине необходимы для изучения дисциплин «Политология», «Психология», «История философии и науки», «Педагогика».

5. Краткое описание:

«СППР» – это социально-гуманитарная дисциплина, одна из отраслей философии известная как социо-политический предмет. Дисциплина знакомит студентов с основами социологической науки, даёт им представление о многообразии отраслей социологии общества; социальных институтах и процессах; социальной структуре и стратификации; социологии личности, девиации и социального контроля, религии и наций, образования, политики, экономики и труда, семьи и гендера, культуры, коммуникации и СМИ.

Одной из задач дисциплины является подготовка студентов к самостоятельному проведению социологических исследований.

Согласно современным требованиям к уровню достижений результатов обучения

 

на  основе  Дублинских   дискрипторов  по  окончании  изучения   дисциплины  студенты

должны:

иметь представление о:

–  социологическом подходе к анализу общества;

– природе возникновения социальных общностей и социальных групп;

– видах и направлениях социальных процессов и социально-политических изменений;

– правовые и политические нормы;

– основных закономерностях и формах регуляции социального поведения;

– методологии и методике проведения социологического исследования.

знать:

– актуальные проблемы истории и теории гуманртарной науки;      

– типологию и основные условия возникновения и развития социальных движений;

– факторы социального развития;

– формы социального взаимодействия и уметь их анализировать;

– знать общегуманитарные теории и теории среднего уровня.

уметь:

– воспроизводить ключевые понятия, определять основные категории социологической науки;

– применять политические и правовые методы в профессиональной деятельности;

–  самостоятельно проводить социологические исследования.

иметь навыки:

– применения теоретических знаний по сппр(социология,политология,основы права,религиоведение) в конкретных ситуациях, имеющих место в обществе;

– использования знаний по социологии в сфере профессиональной деятельности;

– в осуществлении социального контроля в социальной среде.

быть компетентным:

 в проектировании перспектив дальнейшего развития современного общества;

–  в вопросах социализации и социальной мобильности.    

           

Силлабус (содержание дисциплины)

Модуль 1 «Социология»

Содержание лекционных (Л) занятий  

Л 1*: Социология в структуре социально-гуманитарных наук – 1 час.

Социология как наука об обществе. Объект и предмет социологии. Взаимосвязь социологии с другими социально-гуманитарными науками. Сруктура социологического знания. Макро- и микросоциология. Теоретическая и прикладная социология. Законы и категории социологии. Методология социологии. Понятие социального факта. Социальный процесс, его классификация. Функции социологии. Роль социологической науки в становлении высококвалифицированных специалистов технического профиля.           

Л 2:* Основные направления в истории социологии – 1 час.

Основные этапы в становлении социологии. О.Конт – родоначальник социологии. Социальная статика и социальная динамика. Учение  (О.Конта) о трёх стадиях развития общества. Г.Спенсер о натуралистической концепции эволюции. Социологизм Э.Дюркгейма. Социология ХХ века. Социологическая теория П.Сорокина. Структурный функционализм в социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон). Социология М.Вебера. Новая историческая социология. Социологический анализ конкретных исторических проблем в работах Р.Мертона, Н.Смелзера и др. Социология в США. Социология в России. Социологические взгляды казахских мыслителей ХIХ-ХХ веков: Ч.Валиханова, А.Кунанбаева, А.Байтурсынова, А.Букейханова и др. Институализация социологической

мысли в Казахстане. Современный этап развития социологии в РК.

      Л 3*: Методика и техника конкретных социологических исследований – 1 час.  

Понятие «конкретное социологическое исследование». Современная  классификация  социологических  и  маркетинговых  исследований. Программа социологического исследования. Методологическая часть программы. Выявление предмета и объекта исследования. Цели, задачи, определение понятий, общая характеристика объекта исследования; формирование гипотезы. Процедурная часть программы. Генеральная и выборочная совокупность. Репрезентативность. Основные методы сбора данных, их виды. Выборка социологических исследований. Количественные и качественные методики исследования. Количественные методики – виды опроса (анкетирование, интервью), контент-анализ текстов. Качественные методики исследования – глубинные интервью, наблюдение, эксперимент, анализ личных документов. Методы обработки данных и социологический анализ результатов исследования. Международные правила сбора социологической и маркетинговой информации.

Л 4: Общество как социальная система. 

Общие положения системного подхода. Понятие «общество» и «система» в социологии. Характеристика основных подсистем общественной жизни: экономической,

социальной, политической, духовной. Роль и значение понятий: «социальная общность», «социальная организация», «социальный институт», «культура» (как совокупность норм и ценностей) в системе категориального анализа общества. Общество и его основные типы (простое и сложное). Система общественно-экономических формаций. Капитализм и социализм. Теория трех стадий (Д.Белл, У.Ростоу, Р.Арон) – доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное развитие обществ. Понятие модернизации. Прогресс и регресс в развитии общества. Эволюция, революция и реформы – 1 час.

Л 5: Социальная структура

Понятие «социальная структура общества». Виды социальных структур: социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная. Элементы социальной структуры: классы, слои, этнические общности, семья, трудовые организации, маргинальные социальные группы. Срезы социальной структуры.

Теории социальной стратификации. Понятия: «статус», «социальная роль», «ранг», «престиж», «социальная позиция», «страта». Основные направления стратификационной теории. Классовая теория (К.Маркс). Функционалисткая теория социальной стратификации (Т.Парсонс, Р.Мертон). Класс и статус (М.Вебер). Учение П.Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. Современные стратификационные модели. Социальная мобильность, ее виды. Каналы социальной мобильности – 1 час.  

Л 6: Социология личности. 

  Понятие «личность» в социологии. Человек, индивид, личность. Структура личности. Типология личности в социологических исследованиях. Социальный статус и

социальная роль личности. Сочетание биологического и социального в личности. Историко-социологические аспекты формирования теории личности. Теория развития личности: теория развития личности (Г.Кули, Дж.Мид), психоаналитические теории (З.Фрейд, Э.Эриксон), теория развития познания (Ж.Пиаже), теория нравственного развития (Л.Колберг). Проблема интеграции личности в различные типы социальных общностей. Методологическое значение теории личности в социологическом исследовании и их роль в формировании концепций воспитания. Теория и практика процесса социализации личности. Понятие «социализации» в социологии. Факторы и механизмы социализации. Этапы социализации: социальная адаптация и интериоризация. Адаптация и активность личности. Первичные социализирующие группы и их роль в развитии личности. Соотношение и взаимодействие макро- и микросреды в процессе социализации личности. Значение воспитания в решении проблем социализации личности. Методы исследования процессов социализации личности в различных социально-культурных средах. Ресоциализация личности в условиях постсоветского общества: издержки и перспективы. Роль социологической науки в формировании всесторонне развитой личности в условиях реформирования всех сторон жизни общества в РК– 1 час.

Л 7: Социология семьи и гендера.

Социологическое понимание семьи и брака. Семья как социальный институт. Типология семейных структур. Анализ социальных функций семьи. Анализ основных проблем семьи в казахстанском обществе. Кризис семьи как традиционного института социализации. Социальные причины распада семьи. Альтернативы браку и семье.

Содержание гендерной социологии, её основные категории. Движение феминизма. Признаки маскулинизма. Роль мужа и жены в христианских и мусульманских семьях. Политика притеснения по половому признаку. Гендерная политика в Казахстане – 1 час.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 514.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...