Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перечень вопросов к экзамену




Темы контрольных работ

1. История формирования научной школы психологии детей с нарушениями речи (логопсихологии).

2. Методы исследования в психологии детей с нарушениями речи.

3. Онтогенез речевого развития.

4. Характеристика нарушений устной речи.

5. Характеристика нарушений чтения.

6. Характеристика нарушений письменной речи.

7. Особенности моторики при речевых нарушениях. Психокоррекционное значение пальчиковой гимнастики.

8. Особенности развития речи у детей с нарушением слуха.

9. Особенности развития речи у детей с нарушением зрения.

10. Особенности развития речи у детей с задержкой психического развития.

11. Особенности развития речи у детей с психическим недоразвитием (с умственной отсталостью).

12. Особенности восприятия различной модальности при речевых нарушениях.

13. Особенности развития познавательной сферы у ребенка с общим недоразвитием речи.

14. Личностные новообразования кризисных периодов развития (1 года, 3-х и 7-ми лет).

15. Особенности эмоционального развития при заикании.

16. Особенности межличностных отношений при тяжелых нарушениях речи.

17. Коммуникативные нарушения у младших школьников.

18. Особенности социальной адаптации лиц с тяжелыми нарушениями речи.

19.  Психологическая диагностика познавательной деятельности детей с нарушениями речи.

20. Психологическая диагностика эмоционально-волевой сферы ребенка с нарушениями речи.

21. Психолого-педагогическое изучение личности ребенка с речевыми нарушениями.

22. Психологические особенности детей с ринолалией.

23. Психологические особенности детей с заиканием.

24. Семейное воспитание ребенка с речевыми нарушениями.

25. Роль семьи и окружающих в формировании адекватной самооценки у ребенка с нарушениями речи.

 

Темы курсовых работ

1. Организация психолого-педагогического изучения детей с нарушениями речи.

2. Особенности игровой деятельности у детей с алалией.

3. Особенности внимания у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи.

4. Особенности учебной деятельности у младших школьников с нарушениями письменной речи.

5. Социально-психологические особенности заикающихся разных возрастных групп.

6. Развитие мнестических процессов у детей с речевой патологией.

7. Особенности слухового восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

8. Готовность детей с нарушениями речи к обучению в школе.

9. Программа психологического изучения ребенка с нарушениями речи.

10. Особенности пространственных представлений при оптической дисграфии.

11. Клинико-психологическая характеристика детей с заиканием.

12. Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией.

13. Развитие вербально-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи как одно из условий преодоления их речевого нарушения.

14. Система психокоррекционной работы по преодолению нарушения внимания у младших школьников с общим недоразвитием речи.

15. Психокоррекционная работа при нарушениях межличностных взаимоотношений у детей с тяжелыми нарушениями речи (заиканием, ринолалией, дизартрией).

16. Психокорреционная работа при нарушениях эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями речи (заиканием, ринолалией, дизартрией).

 

Перечень вопросов к зачету

 

1. Предмет и объект психологии лиц с нарушениями речи (логопсихологии).

2. Цели и задачи логопсихологии.

3. Связь логопсихологии с другими науками.

4. История формирования научной школы психологии лиц с нарушениями речи.

5. Методы исследования в психологии лиц с нарушениями речи.

6. Особенности применения методов психолого-педагогического обследования при изучении детей с нарушениями речи.

7. Методологическая основа психологии лиц с нарушениями речи.

8. Психофизиологические основы логопсихологии.

9. Лингвистические основы логопсихологии.

10. Концепция речи как ключевой высшей психической функции.

11. Теория нормального и нарушенного развития.

12. Концепция внутренней картины речевого дефекта.

13. Речевые нарушения первичного характера

14. Речевые нарушения вторичного характера.

15. Развитие речи в норме и патологии.

16. Виды речевой патологии.

17. Этиология нарушений речи.

18. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи.

19. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи.

20. Структура речевого дефекта при речевых нарушениях.

21. Классификация нарушений в психическом развитии детей (В.В. Лебединский).

22. Характеристика дизонтогенеза детей с нарушениями речи.

23. Варианты дизонтогенеза у детей с нарушениями речи.

24. Общие закономерности психического развития детей с нарушениями речи.

25. Специфические закономерности психического развития детей с нарушениями речи.

26. Особенности ощущения при речевых нарушениях.

27. Особенности восприятия при речевых нарушениях.

28. Особенности внимания у детей с речевыми нарушениями.

29. Психолого-педагогическая диагностика ощущения и восприятия у детей с речевыми нарушениями.

30. Психолого-педагогическая диагностика свойств внимания у детей с речевыми нарушениями.

 

Перечень вопросов к экзамену

 

1. Предмет, объект и задачи психологии лиц с нарушениями речи (логопсихологии).

2. История формирования научной школы психологии лиц с нарушениями речи.

3. Современные методы исследования в психологии детей с нарушениями речи.

4. Основные концепции логопсихологии: психофизиологические и лигвистические основы логопсихологии.

5. Основные концепции логопсихологии: концепция речи как высшей психической функции.

6. Основные концепции логопсихологии: концепция внутренней картины речевого дефекта.

7. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.

8. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

9. Психодиагностические модели в психологии детей с нарушениями речи.

10. Организация психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи.

11. Классификация нарушений в психическом развитии.

12. Общие и специфические закономерности психического развития детей с нарушениями речи.

13. Структура дефекта при речевых нарушениях.

14. Особенности восприятия при речевых нарушениях.

15. Психолого-педагогическая диагностика восприятия у детей и подростков с речевыми нарушениями.

16. Внимание. Свойства внимания и их характеристика. Особенности внимания у детей с нарушениями речи.

17. Психолого-педагогическая диагностика свойств внимания у. детей и подростков с речевыми нарушениями.

18. Мнестическая деятельность при речевых нарушениях. Виды памяти, их характеристика.

19. Психолого-педагогическая диагностика мнестической деятельности у детей и подростков с нарушениями речи.

20. Виды мышления и их характеристика у детей с нарушениями речи.

21. Психолого-педагогическая диагностика мышления у детей с речевыми нарушениями.

22. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей и подростков с нарушениями речи.

23. Психолого-педагогическая диагностика эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями речи.

24. Личностные новообразования и особенности их формирования у детей с речевыми нарушениями.

25. Самооценка и особенности ее формирования у детей с нарушениями речи.

26. Психолого-педагогическое исследование личности лиц с речевыми нарушениями.

27. Организация и содержание комплексного психолого-педагогического обследования детей с речевыми нарушениями раннего дошкольного возраста.

28. Организация и содержание комплексного психолого-педагогического обследования детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.

29. Организация и содержание комплексного психолого-педагогического обследования детей с речевыми нарушениями школьного возраста.

30. Программа диагностического обследования детей с нарушениями речи. План-протокол психологического обследования.

31. Сравнительная характеристика психологических особенностей детей с ФФН, ОНР, заиканием, алалией, афазией.

32. Характеристика межличностных взаимоотношений у детей с ФФН, ОНР, заиканием.

33. Характеристика межличностных взаимоотношений у детей с алалией, афазией.

34. Виды взаимодействия и общения ребенка с нарушениями речи, их особенности.

35. Особенности социального поведения детей и подростков с речевыми нарушениями.

36. Психолого-педагогическая диагностика межличностных отношений у детей и подростков с речевыми нарушениями.

37. Значение психолого-педагогического изучения ребенка с нарушенной речью для планирования психокоррекционной и психопрофилактической работы.

38. Общая характеристика влияния речевых нарушений на психическое развитие детей.

39. Социально-психологические проблемы лиц с нарушениями речи.

40. Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с речевыми нарушениями.

41. Организация и технология психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с речевыми нарушениями.

42. Цели и задачи психологической помощи лицам с речевыми нарушениями.

43. Основные направление, организация и содержание психокоррекционной работы с детьми-логопатами.

44. Организация и содержание работы психолога, логопеда по преодоление нарушений познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями.

45. Организация и содержание работы психолога, логопеда по преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы детей и подростков с речевыми нарушениями.

46. Организация и содержание работы психолога, логопеда по преодоление нарушений личностной сферы детей с речевыми нарушениями.

47. Основные направления, организация и содержание психопрофилактической помощи лицам с речевыми нарушениями.

48. Профилактика нарушений интеллектуального развития у детей с нарушениями речи.

49. Профилактика нарушений эмоционально-волевого развития у детей с нарушениями речи.

50. Профилактика нарушений личностного развития у детей с нарушениями речи.

 

Основная литература

 

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М., 2004.

3. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М., 2006*.

4. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями. – СПб., 2005.

5. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. – М., 2004*.

6. Логопедия: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2002*.

7. Маланов СВ. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. – М.,2001.

8. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000.

9. Методы обследования речи детей / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2005.

10. Нижегородцева Н.В., В.Д. Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2002.

11. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М., 2002.

12. Основы специальной психологии / Под. ред. Кузнецовой Л.В. – М., 2002*.

13. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи: Психолингвистика и современная логопедия. – М., 1998.

14. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. – М., 1997.

15. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. – М., 2005.

16. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М., 2005*.

17. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2005.

18. Сорокин В.М. Специальная психология. – СПб., 2003.

19. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000*.

20. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 1997.

21. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учеб. пособие для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений: В 2 тт. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М., 1997. *

 

Дополнительная литература

1. Акатов Л.И., Блинков Ю.А. О некоторых аспектах комплексного подхода к обучению и социальной реабилитации инвалидов // Высшее образование инвалидов. – СПб., 2000.

2. Басов М.Л. Проблема развития человека: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1980.

3. Бейн Э.С., Кистенев Б А., Шохор-Троцкая М.К. К вопросу о фрагментарности слухового восприятия при сенсорной афазии // Физиологические механизмы нарушения речи. – Л., 1967.

4. Винарская Е:Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии. – М., 1987.

5. Власенко И.Т. Нарушение речевого мышления у больных афазией // Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985.

6. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М., 1990.

7. Власенко И.Т. Словесное мышление взрослых и детей с нарушениями речи. – М., 1990.

8. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

9. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М., 1983.

10. Волкова Г.А. Заикание и дизонтогенез // Хрестоматия по логопедии: Учеб. Пособие для студ. высш. и средн. спец. пед. учеб. заведений: В 2-х т. – Т. 1. – М., 1997.

11. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. – СПб, 1993.

12. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1980.

13. Гаркуша Ю.Ф. Развитие произвольного внимания у детей с моторной алалией 5-6 лет в процессе логопедической работы // Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985.

14. Глазерман Г.Б. Психофизиологические основы нарушения мышления при афазии. – М., 1989.

15. Гуровец Г.В. Использование ассоциативного эксперимента при обследовании детей с моторной алалией // Нарушение речи и голоса у детей. — М., 1975.

16. Гуровец Г.В. Особенности психоречевых расстройств у детей с моторной алалией и обоснование лечебно-коррекционного воздействия // Расстройства речи и методы их устранения. – М., 1975.

17. Давидович Л.Р. К вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития // Расстройства речи и методы их устранения. – М., 1975.

18. Детская психология: Учеб. Пособие / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – М., 1988*.

19. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Интеллект // Недоразвитие речи у дошкольников / Под ред. P.M. Беловой-Давид. – М., 1972.

20. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.

21. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. – М., 1985.

22. Зайцева Л.Л. Создание условий повышения эффективности устранения заикания: Методические рекомендации. – Минск, 1982.

23. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребен-ка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1980.

24. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986.

25. Инюшин Г.С. Некоторые психологические особенности заикающихся дошкольников // Актуальные проблемы логопедии. – М., 1986.

26. Калита Н.Г. К вопросу о нарушениях мышления у больных с акустико-мнестической афазией // Проблемы афазии и восстановительного обучения. – М., 1979.

27. Ковалев В.В. Расстройства речи в детском возрасте с позиции психического дизонтогенеза // Проблемы патологии речи. – М., 1989.

28. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей: Учеб. пособие. – М., 1985.

29. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

30. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

31. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. – М.,2001.

32. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / Ред.-сост. С.А. Миронова. – М., 1987.

33. Орлова О.С., Гончарук Л.Е. Личностные особенности больных со спастической дисфонией // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. – М., 1983.

34. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е Левиной. – М., 1968.

35. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. – Спб., 1997*.

36. Практикум по детской логопедии / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1995.

37. Радугин А.А. Психология. Учеб. Пособие для высш. учеб. завед. – М., 2003.

38. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1986.

39. Сараева Н.М. Характеристика волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата по материалам экстенсивных методов // Дефектология. — 1979. — № 6.

40. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. – М., 2000.

41. Селиверстов В.И. Материалы к изучению эффективности устранения заикания у детей и подростков // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. – М., 1973.

42. Селиверстов В.И. О психологии модели феномена фиксированности заикающихся на своём дефекте // Учитель-дефектолог. Проблемы подготовки / Отв. Ред. В А. Лапшин. – М., 1989.

43. Сорокин В.М.. Специальная психология. – СПб., 2003.

44. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999.

45. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 144.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...