Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава II. Основные формы и виды речевых расстройств




Расстройства речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивают возможности познавательного развития и социокультурной адаптации.

Расстройства (нарушения) речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта.

Основные виды речевых нарушений:

Дислалия -- (от греч.dis - приставка, означающая частичное расстройство, и laliо - говорю) нарушение звукопроизношения при нормальном слухе. Дислалия яляется одним из самых распространенных дефектов речи (искаженное произнесение звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков, реже - пропуски). Известны две основные формы дислалии: функциональная и органическая. Функциональная дислалия - отсутствие органического нарушения в строении артикуляционного аппарата. Органическая (механическая) дислалия – наличие анатомических дефектов органов артикуляции (зубов, челюстей, языка, нёба). У детей, как правило, дислалия сопровождается нарушениями письменной речи.

Заикание - нарушение речи, при котором речь нарушается непроизвольными повторениями отдельных звуков, слогов или целых фраз. Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью. При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание. Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего - артикуляционные судороги, судороги мышц гортани - голосовые (отсюда название "заикание" - спазмы напоминают икоту). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха.

Афазия (от греч. a – отрицат. частица и phasis – высказывание) утрата речи – системные нарушения речи, которая уже была развита. Афазия возникает при локальных органических поражениях коры левого полушария (у правшей) в результате перенесенных травм, опухолей и т.д. Афазия затрагивает фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи. Выделяется семь форм афазии: сенсорная афазия (нарушение фонематического слуха); акустико–мнестическая афазия (нарушение слухоречевой памяти); оптико–мнестическая афазия (нарушение зрительной памяти); семантическая афазия (дефекты симультанного анализа и синтеза); афферентная моторная афазия (нарушение кинестезической афферентации, идущей при произнесении слов); эфферентная моторная афазия (нарушение кинетической организации речевых актов ); динамическая афазия (нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, связанные с планированием речи.

 
Афония - (а + греч. phone - голос) - потеря голоса. В силу органических поражений центральной нервной системы или функциональных нарушений в гортани (голосовых связках, гортанных мышцах) больной теряет звучность голоса, хотя сохраняется шепотная речь. То есть афонию можно определить как потерю громкого голоса. Характерно неполное смыкание голосовых связок при слабом их напряжении, однако во время аффекта может внезапно появиться громкий, звучный голос. Афония может быть следствием болезненных процессов голосовых связок (острый катар, туберкулёз, опухоль, сифилис), профессионального утомления голоса, у здоровых людей – при внезапных и сильных волнениях. Афония - нередкий симптом истерических психозов и неврозов. Наблюдается, в частности, при перенапряжении голосовых связок у лекторов, учителей, актеров, при внезапных и сильных волнениях. Также может быть последствием операций на щитовидной железе при повреждении возвратного нерва.

Дисфония - (dysphonia; греч. dys- + phone звук, голос) - расстройство голосообразования, нарушение высоты, силы, тембра голоса. Голос становится хриплым, слабым, вибрирующим, фальцетным, дрожащим, срывающимся, монотонным, с металлической окраской и т.п. Среди причин вызывающих голосовые расстройства можно назвать грипп, ОРВИ, ангину, трахеит, бронхит. Особое место среди голосовых расстройств можно уделить перенапряжению голоса, особенно когда люди стараются перекричать других в компании, в шумном помещении или, несмотря на недомогание, отправляются читать лекцию и преподавать предмет. Микроклимат в помещении, в котором человек проводит много времени, также может служить причиной дисфонии. Сырость, пыль, температурные перепады могут оказывать негативное воздействие на голосовой аппарат. Может возникать в результате различных заболеваний гортани, глотки, языка или полости рта, а также вследствие психогенных расстройств .

Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. При дизартрии больной не может выговаривать не отдельные звуки, а страдает вся произносительная сторона речи. У страдающих дизартрией ограничена подвижность речевой и мимической мускулатуры (мягкого неба, языка, губ). Дизартрия возникает при поражениях заднелобных и подкорковых отделов головного мозга. Эти поражения могут произойти во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.). В детском возрасте при дизартрии могут нарушаться чтение и письмо . Во взрослом возрасте дизартрия сопровождает, как симптом, афазию (последствие кровоизлияния в мозг).

Ринолалия (от греч. rhinos – нос, lalia-речь) - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, по причине анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. Ринолалия по своим направлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного (от лат. nasus - нос) тембра голоса. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы. В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии. При патологическом выдохе воздушная струя либо направляется в нос при всех звуках речи - открытая ринолалия.( целом речь при ринолалии мало разборчива, монотонна). Либо проход в носовую полость всегда закрыт, даже при произнесении носовых звуков - закрытая ринолалия. При этом страдает произношение носовых согласных и гласных звуков. Причины возникновения ринолалии можно разделить на органические (функциональные центрального или периферического характера) и врожденные (приобретенные)

Аграфия - (a-grapho-не пишу; лат.) нейропсихологическое нарушение, расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полной утрате способности письма при сохранении двигательных функций руки. Аграфия в большинстве случаев возникает совместно с афазией, при поражении левой височной коры. При тяжелой степени аграфии больной абсолютно не может писать, а при легкой - грубо искажает написание слов, пропускает и переставляет буквы (литеральная параграфия), пропускает и переставляет слова (вербальная параграфия), неспособен соединять буквы и слоги. При афатической аграфии проявляются дефекты фонематического слуха и слухоречевой памяти. Возможна также чистая аграфия, не связанная с другими синдромами и обусловленная поражением задних отделов второй лобной извилины доминантного полушария. Патологический процесс при чистой (оптической) аграфии локализуется в угловой извилине, у правшей слева .

Алексия – (от греч. а – отрицат. частица и lexis – слово) неспособность овладения процессом чтения. Существует несколько форм алексии. Оптическая алексия, при которой не определяются либо буквы, либо целые слова. Возникает при поражении коры затылочных долей. Слуховая алексия, при которой нарушаются фонематический слух и звукобуквенный анализ слов. Возникает при поражении коры височной области левого полушария (у правшей). Кинестезическая моторная алексия определяется нарушением кинестезической основы речевого процесса. Возникает при поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей). Кинетическая (эфферентная) моторная алексия, при которой нарушается кинетическая, сукцессивная организация речевого акта. Возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей). И особая форма алексии, при которой нарушается целенаправленный характер чтения, отключено внимание. Возникает при поражении коры лобных долей мозга.

Также существуют два вида нарушения темпа речи брадилалия - патологически замедленный темп речи, и тахилалия - патологически ускоренный темп речи.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...