Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Основы социальной психологии




Темы 1 и 2. Психические процессы и теории личности

1. Особенности правополушарного мышления

2. Особенности левополушарного мышления

Параметры Особ. левополушарного мышления Особ. правополушарного мышления
Восприятие Дискретное (по частям) Аналитико-рассудочное восприятие 2ая сигнальная система Целостное Чувственно-эмоциональное восприятие 1ая сигнальная система
Переработка информации Более медленная, в понятиях, логически последовательных Быстрая, восприятие образов
Эмоции + эмоции - эмоции
Сознание Сознательное устройство жизни, контроль Бессознательное восприятие
Речь Центр языка: хорошо пишут и читают Интонационная сторона речи, мимика, жестикуляция
Память Произвольная память (легко учиться). Запоминают последовательность событий (экстраполирование событий) Более сложно учиться. Легко ориентируются в прошлом
Мышление Рациональное, логическое. От частного к общему - индукция Спонтанное. От общего к частному - дедукция
Интеллект Логический (теория). Легче ориентируется во времени, чем -> Невербальный (практика)

3. Отличие восприятия от ощущения

Ощущениеэлементарный процесс продолжительной переработки значимых раздражителей из внешней и внутренней среды, субъективно отраженной органами чувств.

Итог ощущения –чувства.

Восприятиеосмысленный означенный синтез разнообразных ощущений, полученных от разных целостных объектов, дающих в результате образ этих объектов.

Итог восприятия – образ.

Отдельное ощущение – работа одного анализатора;

Восприятие – работа нескольких анализаторов.

 

Восприятие начинается тогда, когда мы проявляем активность по отношению к объекту, который мы ощущаем.

 

4. Понятие сенсорной адаптации

Сенсорная адаптация – способность адаптироваться к действию. Она уменьшает чувствительность к повторяющимся и длительно воздействующим стимулам.

5. Понятие и виды мышления

Мышление - обобщённое, опосредованное восприятие, осуществляющееся посредством слова; отражение действительности в её существенных связях и отношениях, связанное с открытием нового знания и решением задач, возникающих в процессе жизнедеятельности.

Итог мышления – мысль.

Виды мышления:

1. Наглядно - действенное мышление;

2. Наглядно - образное мышление;

3. Образное мышление;

4. Понятийное мышление

 

6. Логические операции мышления

1. Сравнение;

2. Анализ;

3. Синтез;

4. Абстрагирование;

5. Обобщение;

6. Конкретизация.

 

7. Процессы мышления

1. Суждение;

2. Умозаключение;

3. Определение;

4. Индукция;

5. Дедукция.

 

8. Свойства внимания

1. Объём;

2. Распределение;

3. Концентрация;

4. Устойчивость;

5. Переключаемость.

 

9. Причины забывания

· возрастные особенности;

· неиспользование информации;

· характер информации (абстрактные знания забываются быстрее и легче, чем практические);

· недавние знания страдают больше, чем давние;

· интерференция – новая информация мешает воспроизводить старую из-за похожести или наложения отрицательных эмоций;

· подавление – два противоречивых намерения, одно из них забывается.

10. Психологические особенности устной и письменной речи

Диалог – речь, поддерживаемая с помощью собеседника. Развитие информации, эмоционально-экспрессивный характер, ситуативность.

Монолог – непрерывность воздействия, связность, последовательность, логичность, правильная грамматика, четкость, внятность, умеренность жестов.

Письменная речь– отсутствует эмоционально-экспрессивный компонент, только умелый подбор слов, широкий круг воспринимающих, большая работа воображения.

Внутренняя речь –невозможность произнесения, внутреннее мышление, свёрнутость (только центр мысли), смысл преобладает над значением, формируется на основе внешней речи.

11. Понятие и классификация эмоций

Эмоция – переживание телесных изменений, следующих за восприятием волнующего фактора; элементарное переживание возникает в ходе удовлетворения потребностей.

Классификация:

По длительности протекания:

· аффект (отключение на пару минут);

· эмоция (наиболее приближена к животному);

· чувства:

o нравственные

o интеллектуальные,

o эстетические,

o страсть à формируются в процессе социализации

· настроение.

По врождённости:

o низшие (страх, удивление, отвращение)

o высшие.

12. Понятие стресса и фрустрации

· Стресс – состояние напряжения всего организма для решения возникшей проблемы (специфическое понятие реакции организма на новые требования окружающей среды).

· Фрустрация – состояние переживания от встречи на своём пути неожиданного и непреодолимого препятствия, мешающего удовлетворению потребностей.

13. Модель возникновения зависти и гордости

1. Сравнение по формальным признакам (он такой же, как я)

2. Сравнение по значимым признакам

3. Эмоциональные переживания - зависть, если я хуже, гордость, если я лучше

4. Модель возникновения стыда

· Веду себя не так как надо;

· Нет относительной оценки (нет реально обиженного);

· Эмоциональное переживание – стыд.

 

· Оценивают или нет;

· Как будут оценивать другие;

· Стыд.

5. Модель возникновения обиды

· Как поступают другие;

· Оценка со своими нормами;

· Если не совпадают – обида.

6. Классические типы темперамента

Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности.

Типы:

· Сангвиник -высокая психическая активность, энергичность, работоспособность, быстрота и живость движений, богатство мимики, быстрый темп речи.

Сила реакции – адекватная

Очень высокая эластичность

Экстраверт

· Холерик -быстрый, порывистый, неуравновешенный, бурные эмоции, резкая смена настроения

Сила реакции – неадекватно высокая

Низкая эластичность

Экстраверт

· Флегматик -медлительный, невозмутимый, с постоянным настроением.

Сила реакции – низкая

Высокая ретивость

· Меланхолик -ранимый, глубоко переживающий незначительные неудачи, вяло реагирует на внешнюю среду.

Низкая эластичность

Высокая чувствительность

Интроверт,

Ригидный (не готов к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями).

7. Понятие личности с точки зрения бихевиористического подхода

Личность - это сплав характеристик индивидуальных врожденных способностей и характерных особенностей прошлого опыта, которые выражаются набором поведенческих реакций.

8. Структура личности с точки зрения Фрейда (описать)

Личность состоит из трех основных систем:

· Ид («Оно»);

· Эго («Я»);

· Супер-Эго («Сверх-Я»).

«Оно» включает врожденное психическое (включая инстинкты), отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности.

«Я» различает внутреннее и внешнее. Цель:  поддерживать жизнь организма и увидеть, что вид воспроизводится.

«Сверх-Я» -это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия. Цель: оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом.

9. Этапы развития личности по Эриксону (период, конфликт, сильная сторона)

Теория развития Эго по Эриксону охватывает всю жизнь человека, от рождения до смерти.

Стадии:

· Орально – сенсорная(до 1 года). Базальное доверие - недоверие.

Сильная сторона: надежда
(основа веры, убеждённости в надёжности общего культурного пространства);

· Мышечно – анальная (1-3).Стыд – сомнение.

Сильная сторона: сила воли (осуществление свободного выбора и самоограничений);

· Локомоторная-генитальная(3-6). Инициативность – вина

Сильная сторона: цель (способность к планированию);

· Латентная (6-12). Трудолюбие – неполноценность

Сильная сторона: Компетентность

· Подростковая (12-19). Эго-идентичность – ролевое смешение

Сильная сторона: Верность

· Ранняя зрелость (20-25). Интимность – изоляция.

Сильная сторона: Любовь

· Средняя зрелость (26-64). Продуктивность – застой.

Сильная сторона: Забота (обязательства по отношению к людям)

· Поздняя зрелость (65-смерть). Эго-интеграция – отчаяние.

Сильная сторона: Мудрость (способность передать опыт).

10. Понятие коллективного бессознательного и архетипа по Юнгу

Низший слой - коллективное бессознательное – самый глубокий слой – хранилище следов памяти человечества, несёт в себе всё, что досталось от предков, отражены мысли чувства, общие для всех людей, являющиеся результатом воспоминаний нашего прошлого.

Состоит из архетипов – некая идея или воспоминание, которое заставляет людей реагировать на определённые события определённым образом (являются основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок).

11. Три вида невротических ориентаций личности по Хорни – основные характеристики

Защитные реакции под действием базальной тревоги:

o Навстречу людям – ребёнок признаёт собственную беспомощность, пытается завоевать любовь других людей.

o Против людей – принимает как должное враждебность окружающих и решается на борьбу. Бунтует. Хочет быть сильнее.

o От людей – отстраняется от людей, строит свой собственный мир.

12. Экзистенциальные потребности по Фромму

Потребность:

1. ценностной ориентации;

2. в привязанности и социальной связи;

3. в самоидентификации;

4. в действии, ощущение дееспособности;

5. в стимуляции и возбуждении.

 

13. Иерархия потребностей по Маслоу

1. физиологические потребности;

2. безопасность и защита;

3. принадлежность и любовь;

4. самоуважение;

5. самоактуализация.

14. Полноценно функционирующий человек по Роджерсу

· Открыт переживанию;

· Личность проистекает из переживания, а не подгоняется под существующую “я”- концепцию;

· Испытывает доверие к своему организму;

· Чувствует эмпирическую свободу;

· Креативен.

 

 


Тема 3. Основы социальной психологии

1. Структура речевого сообщения

· Значение и смысл слов

· Паралингвистикавыразительные качества голоса - темп речи, высота и тональность голоса, ритм, тембр, интонация

· Экстралингвистика - смех, хныканье, плач, шепот, выдохи, охи, различительные звуки, паузы

 

2. Коммуникативные барьеры

· Смысловой барьер – одно и то же видение может иметь для людей разный личностный смысл

· Эмоциональный барьер – любое эмоционально переживание искажает восприятие

· Барьеротношений – негативные чувства друг к другу, личные и ролевые неприязненные отношения

· Барьерречи – речевые ошибки или дефекты

· Когнитивныйбарьер – разница в уровне знаний и образования

· Физическийбарьер – условие общения не соответствуют характеру общения

 

3. Приемы активного слушания

· Парафраз (перефразирование)

· Уточнение (просьба пояснить неясные моменты)

· Разюмирование (периодическое подведение итогов в течение беседы)

· Ключевые слова

· Отражение чувств (проговаривание вслух чувств собеседника)

 

4. Группы жестов по функциям

· Жесты-иллюстраторы + мимика, пантомимика – используются для визуальной иллюстрации нашей речи.

· Жесты-адаптеры – специфические жесты привычек, помогают телу адаптироваться к среде, проявляются при волнении и не осознаются.

· Жесты-эмблемы – заменяют слова в общении.

· Жесты-аффекторы (эмоции) – передают информацию об эмоциональном состоянии человека в момент общения.

· Жесты-регуляторы – помогают регулировать поток речи.

 

5. Виды личных дистанций по Э. Холлу

· Интимная зона - 0-45 см, допускаются только близкие люди

· Личная персональная зона - 45-120 см, для обыденного общения

· Социальная зона - 120-400 см, для официального общения

· Публичная зона - 4-7 м, с незнакомыми людьми

 

6. Ошибки атрибуции

· Обесценивание – причины, для которых есть альтернативы, отбрасываются;

· Фундаментальная ошибка – тенденция наблюдателя недооценивать ситуацию и переоценивать личностные причины;

· Фактор установки – зависит от предшествующей оценки;

· Фактор превосходства – хорош в чём-то, значит, хорош во всём;

· Фактор физической привлекательности;

· Фактор отношения к наблюдателю – человека, к которому относимся хорошо, воспринимаем хорошо в целом.

 

7. Механизмы социальной перцепции

· Рефлексия –осознание человеком того, как его воспринимает партнёр по общению;

· Идентификация –процесс неосознаваемого отождествления себя с собеседником;

· Казуальная атрибуция –интерпретация примитивных причин, достраивание информации.

8. Транзактная теория взаимодействия по Э. Берну

Транзакция – единица взаимодействия. Люди могут общаться на основе 3 позиций:

1) Ребенок: человек проявляет эмоции, чувства или детскую беспомощность;

Ребёнок – следует своим желаниям и советам других:

· Спонтанное я – хитрость;

· Приспосабливание – страх;

· Бунтующий – протест.

2) Родитель: забота, либо критика;

3) Взрослый: логика, либо разум, общение на равных (скованность, бедность фантазии, отсутствие эмоций).

9. Классификации малых групп (2)

1) По характеру направленности:

· Int- группа – группа, активность которой направлена во внутрь;

· Ext – группа – группа, активность которой направлена во вне.

2) По реальной включённости:

· Группы членства (члены фактически);

· Референтные (реально не включён, но выполняет нормы группы, отождествляет себя с этой группой):

o нормативные референтные (хочет стать членом группы)

o сравнительные референтные (используется для оценки статуса, но нет стремления попасть внутрь:

§ положительные – сравниваем;

§ отрицательные – не хотим быть похожими).

3) Формальные группы – когда внешняя деятельность группы регламентирована;

Неформальные группы – когда внешних параметров не задаётся.

 

10. Элементарные параметры малой группы

· Состав(из кого состоит)

· Структура(взаимосвязи между членами)

 

11. Измерения в структуре малой группы

· Формально-статусное измерение - субординация в системе официальных отношений

· Социометрическое -субординация в системе межличностных отношений (предпочтения)

· Коммуникативное измерение - в системе информационных потоков

· Измерение социальной власти- в системе влияния в группе:

o вознаграждающая власть,

o принуждающая,

o легитимная,

o референтная,

o экспертная.

12. Понятия социальной фасилитации и социальной лености

· Социальная фасилитация – усиление доминантных реакций в присутствии других людей.

Причины:

§ Боязнь оценки;

§ Наличие врождённой реакции.

· Социальная леность - тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.

 

13. Понятие и причины конформизма

Конформизм – изменение поведения или убеждения в результате реального или мнимого давления группы.

Причины:

· Нормативное влияние;

· Забота о социальном имидже;

· Информационное влияние;

· Желание быть точным.

 

14. Факторы и условия возникновения конформизма по Милграму и Ашу

Факторы возникновения:

· Эмоциональная удалённость от жертвы;

· Близость и законность авторитета;

· Освобождающее воздействие группы.

Условия возникновения:

· Размер группы;

· Сплочённость;

· Статус влияющего (разница в статусах);

· Публичный ответ;

· Отсутствие предварительных заявлений.

 

15. Понятие и условия деиндивидуализации

Деиндивидуализация- утрата самосознания и боязни оценки. Возникают в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность.

Причины:

• размер группы;

• физическая анонимность;

• возбуждающее и отвлекающее действие;

• ослабленное самосознание.

16. Виды толп

· Случайная толпа(любопытство к неожиданному происшествию);

· Конвенциональная толпа(заранее известный объект внимания);

· Экспрессивная толпа(совместное выражение эмоций, не собираются действовать, самая мирная);

· Действующая:

o Агрессивная – ненависть к объекту внимания,

o Паническая – спасение от опасности,

o Стяжательная – борьба за обладание ценностями,

o Повстанческая – возмущение действиями властей.

 

17. Этапы формирования толпы

· Циркулярная реакция — один заражает другого;

· Процесс кружения — эмоциональное напряжение заставляет двигаться;

· Появление нового объекта внимания;

· Активизация через дополнительное стимулирование - обязательно работают подстрекатели.

 

18. Способы воздействия, реализуемые в толпе

· Авторитетное руководство, директивный лидер;

· Отвлечения внимания от источника страха.

19. Понятие и виды слухов

· Слухи – сообщение, исходящее от одного или более лиц, о ничём не подтвержденных событиях и устно передающиеся от одного к другому.

· Виды:

· Слух - мечта (выражает надежду и стремление);

· Слух - пугало (выражает страхи, тревоги)

· Слух - разделитель (выражает негативные предрассудки)

20. Причины возникновения слухов

· Социальные

§ Важность темы;

§ Отсутствие информации.

· Психологические

§ Компенсация эмоциональной недостаточности (рассказчик и слушатель получают удовольствие);

§ Массовые коммуникации удовлетворяют потребности;

§ Необходимость в утверждении личности в группе;

§ Впечатление доступности закрытой информации;

§ Стремление к первенству -> прибавление новых деталей;

§ Вера в истинность;

§ Желание предупредить товарища об опасности;

§ Озлобление и враждебность;

§ Индивидуальность человека;

§ Значимость и масштабность события (чем больше, тем активнее распространение слухов).

 

21. Понятие этноса

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных групп (самоназвание).

Этнос – динамическая система, имеющая особую структуру и оригинальные стереотипы.

 

22. Понятие этноцентризма

Этноцентризм — восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры. Тенденция считать свою группу эталонной, обычаи - универсальными. Гордость своей группой, чувство неприязни к членам другой группы.

 

23. Понятие этноидентичности

Этноидентичность — совокупность представлений членов этнической общности о своей группе и о других, включая установки и стереотипы наряду с эмоциональным и ценностным значением, которое придаётся этому членству.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 371.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...