Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

На начало весеннего семестра 2011-2012 уч. года                                                                         




Расписание занятий студентов 2 курса по уходу

На кафедре детских болезней педиатрического факультета

на начало весеннего семестра 2011-2012 уч. года                                                                         

Учебные базы:

Волгоградская областная детская клиническая больница (ГУЗ ВОДКБ) на семи ветрах; телефон кафедры 54-42-65; проехать троллейбусом № 15, 15-А или маршрутным такси до остановки «Больничный комплекс», и (МУЗ «Больница № 5»,«Больница Ильича», отделение выхаживания недоношенных; проехать троллейбусом № 1, 8, 8-А, скоростным трамваем, маршрутным такси до остановки «Больница Ильича).

 

Дни недели, время занятий Преподаватель  
Группа № 1 Понедельник. 13.00-14.40 - ч/н c 13.02.2012 Халанский А.Н. на базе ВОДКБ (I-й этаж; учебная комната кафедры)
Группа № 2 Среда. 12.40-14.20 - ч/н c 15.02. 2012 Петрова И.В. («Больница Ильича», отделение выхаживания недоношенных)
 Группа № 3 Среда. 12.00-13.40 -н/н c 08.02.2012 Петрова И.В. («Больница Ильича», отделение выхаживания недоношенных)
Группа № 4 Среда. 12.00-13.40 -н/н c 08.02.2012 Соловьева Н.Ф. на базе ВОДКБ (III-й этаж; учебная комната кафедры)
Группа № 5 Пятница. 12.40-14.20 -ч/н c 17.02.2012 Никифорова Е.М. ВОДКБ (I-й этаж; учебная комната кафедры)
Группа № 6 Вторник. 12.30-14.10 -ч/н c 14.02.2012 Самохвалова В.В. ВОДКБ (I-й этаж; учебная комната кафедры)
Группа № 7 Пятница. 12.40-14.20 -н/н c 10.02.2012 Никифорова Е.М. ВОДКБ (I-й этаж; учебная комната кафедры)
Группа № 8 Среда. 12.30-14.10 - ч/нc 15.02.2012 Соловьева Н.Ф. ВОДКБ (III-й этаж; учебная комната кафедры)
Группа № 9 Понедельник.13.00-14.40 .- н/н. с 06.02 2012 Халанский А.Н. на базе ВОДКБ (I-й этаж; учебная комната кафедры)
Группа № 10 Вторник. 12.30-14.10 -н/н c 07.02.2012 Самохвалова В.В. на базе ВОДКБ (I-й этаж; учебная комната кафедры)

На занятиях иметь белый халат, сменную обувь, маску.

К первому занятию подготовить темы: № 1, № 2, № 3.

Заведующий кафедрой детских болезней

педиатрического факультета д.м.н.                                          Малюжинская Н.В.

 

Тематика рабочей программы

«Общий уход за здоровыми и больными детьми в педиатрии»

 

№ занятия п/п Название темы
1. Тема 1. Введение в специальность. Цели и задачи ухода за больным детьми и подростками. Педиатрия как наука. История педиатрии и сестринского дела. Этапы развития. Вклад отечественных педиатров в развитие науки (Максимович-Амбодик Н.С., С.Ф. Хотовицкий, Н.А. Тольский, Н.П. Гундобин, Н.Ф. Филатов, К.А. Раухфус, А.А. Кисель, Г.Н. Сперанский, М. С. Маслов, А. Ф. Тур и др.). Проблемы профилактической педиатрии. Периоды детского возраста. Значение анатомо-физиологических особенностей детского организма при организации ухода за детьми.   Тема 2. Организация работы детских лечебно-профилактических учреждений.Структура оказания лечебно-профилактической помощи детям и подросткам на современном этапе. Лечебно-охранительный режим детской больницы. Понятие о системе ухода за здоровыми и больными детьми. Принципы Инициативы Всемирной Организации Здравоохранения и Детского фонда ООН «Больница, доброжелательная к ребенку». Роль и место младшего и среднего медицинского персонала при уходе и воспитании детей. Сестринский процесс в педиатрии, организация этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в стационаре. Особенности сестринского процесса при уходе за детьми различного возраста. Этико-деонтологические принципы деятельности медицинского работника. Функциональные обязанности млад­шего и среднего медицинского персонала (палатной, процедурной медицинской сестры).   Тема 3. Устройство и задачи детской больницы. Основные структурные единицы больницы: приемное отделение, лечебные отделения, отделения специальных видов лечения, отделения или кабинеты диагностической службы, хозяйственной службы, организационно-методический отдел. Задачи и функции отделений и служб. Санитарно-противоэпидемический режим. Прием больных в стационар, профилактика педикулеза и инфекционных заболеваний. Осуществление контроля за посещением больного ребенка родителями и передачами. Виды дезинфекции. Техника влажной уборки палат, текущая и заключительная дезинфекция. Техника приготовления и использования дезинфицирующих растворов. Методы и средства стерилизации медицинского инструментария и средств медицинского назначения. Контроль за санитарным состоянием палат, порядок хранения чистого и грязного белья, смена белья. Медицинская документация медсестры и передача дежурств. Организация рабочего места медицинской сестры и младшей медицинской сестры. Правила смены и передачи дежурств. Хранение и учет лекарств.
2. Тема 4. Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов ВиС. Знакомство с профилактикой ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С в детской больнице. СПИД -эпидемиологические и социальные аспекты. Общие вопросы ранней диаг­ностики, лечения. Показания для обследования на ВИЧ-инфекцию, гепатит В и С, правила ведения учетной и отчетной документации. Профилактика ВИЧ- инфекции, гепатитов В и С в детской больнице.    Тема 5. Личная гигиена персонала детских учреждений. Правила личной гигиены персонала детских учреждений. Оборудование детских учреждений. Личная гигиена детей периода новорожденности, грудного, раннего и старшего детских возрастов, подростков. Правила личной гигиены больного, смены нательного и постельного белья. Техника проведения гигиенических и лечебных ванн. Помощь при отправлении физиологических потребностей детям преддошкольного возраста. Тема 6. Транспортировка больных. Правила транспортировки больных с различной патологией. Особенности транспортировки детей грудного, раннего и преддошкольного возрастов, тяжелобольных. Личная гигиена ребенка. Правила личной гигиены больного, смены нательного и постельного белья. Профилактика и лечение пролежней, техника проведения гигиенических и лечебных ванн. Помощь при отправлении физиологических потребностей детям старших возрастов.
3. Тема 7. Термометрия. Регистрация температуры тела. Техника выполнения медицинских манипуляций: антропометрия, термометрия, регистрация результатов. Правила и методика проведения термометрии. Основные места измерения температуры: подмышечная впадина, паховая складка, прямая кишка. Требования к внешнему виду больного.   Тема 8. Питание детей в больнице. Питание здоровых и больных детей. Понятие о физиологических и лечеб­ных столах детей различного возраста. Кормление тяжелых больных. Порядок и правила работы буфетной-раздаточной отделения, транспортировка готовой пищи в отделения больницы. Правила кормления детей, обра­ботка посуды. Техника кормления детей 1 года жизни. Питание детей дошкольного возраста и тяжелых больных.   Тема 9. Уход за ребенком грудного возраста. Элементы воспитания детей раннего воз­раста, режим дня, сон. Одежда детей первого года жизни, техника пеле­нания. Понятие о закаливании, взвешивании, измерении роста. Питание грудных детей, техника кормления. Обработ­ка и хранение столовой посуды, бутылочек и сосок. Правила при естественном, смешанном и искусственном вскармливании детей грудного возраста.
4. Тема 10. Воспитание детей раннего возраста. Уход за детьми с патологией нервной системы. Средства физического и нервно-психического воспитания детей раннего возраста. Элементы воспитания детей раннего возраста, режим дня, сон. Система воспитания детей первых лет жизни с использованием средств нервно-психического и физического воздействия. Понятие о режиме, контроле за развитием и поведением детей. Внешняя обстановка, окружающая детей, эстетическое оформление помещений. Состояние участка для прогулок. Мебель и оборудование манежей, подбор игрушек. Поведение и внешний вид персонала и детей. Санитарно-гигиенические требования к одежде для детей раннего возраста. Комплекс элементов физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Режим дня детей различного возраста. Организация досуга детей. Контроль за развитием и поведением детей. Особенности ухода за ребенком с патологией нервной системы. Оказание доврачебной помощи при судорогах.  
5.  Тема 11. Методы и правила забора, хранения, доставки биологического материала (кровь,моча, кал, мокрота и др.) для лабораторных исследований в зависимости от целей диагностики. Методы подготовки больного к ультразвуковому, эндоскопическому, рентгенологическому исследования; подготовка и проведение электрокардиографии, суточного мониторирования артериального давления. Тема 14. Способы и методы применения лекарственных средств. Техника и методика введения лекарств детям через рот. Знакомство с техникой парентерального введения лекарственных средств. Методы  и средства парентерального введения лекарственных средств (внутрикожные, подкожные, внутримышечные, внутривенные инъекции). Показания для парентеральных вмешательств. Правила и методики проведения парентеральных вмешательств. Профилактика парентеральных инфекций. Осложнения (гематома, кровотечение и др.). Особенности проведения парентеральных вмешательств у детей грудного и раннего возраста с лечебной и диагностической целью. Контроль при проведении внутривенных введений и инфузий.
6. Тема 12. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями мочевыводящей системы. Уход за больными детьми с патологией почек и мочевыделительной системы. Особенности питания, водного и солевого режи­ма. Методика контроля за количеством выпитой и выделенной жидкости. Сбор мочи для лабораторных исследований. Особенности сбора мочи у детей раннего возраста. Методы подготовки больного к ультразвуковому и рентгенологическому исследованиям. Тема 13. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Уход за больными детьми с патологией сердечно-сосудистой системы. Техника подсчета пульса, частоты сердечных сокращений и дыхания, измерения артериального давления. Особенности питания, водного и солевого режи­ма при сердечно-сосудистых заболеваниях. Обеспечение наблюдения за выполнением двигательных режимов детьми с патологией сердечно-сосудистой системы.
7.   Тема 15. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов пищеварения и эндокринной системы. Особенности питания при гастритах и язвенной болезни желудка, болезнях желчевыводящей системы, сахарном диабете. Техника желудочного и дуоденального зондирования, опорожнения кишечника, методы контроля уровня сахара в крови при сахарном диабете. Контроль за характером стула у ребенка. Методики промывания желудка и постановка очистительных и лечебных клизм. Оказание доврачебной помощи при рвоте, диарее, болях в животе, гипергликемических и гипогликемических состояниях. Основные этапы доврачебной помощи при желудочно-кишечном кровотечении.         Тема 16. Уход за больными с заболеваниями кожи. Уход за лихорадящими больными. Особенности питания, водно-солевого режи­ма при лихорадочных состояниях и заболеваниях кожи. Термометрия, регистрация результатов. Профилактика мокнутий, опрелостей, потницы, гнойничковых поражений кожи. Уход за больными с кожными поражениями. Техника выполнения медицинских ма­нипуляций по уходу за кожей, полостью рта, глазами, носом, половыми органами, гигиенические ванны. Оказание доврачебной помощи. Техника выполнения гигиенических процедур (утренний туалет, ванна, подмывание, уход за волосистой частью головы, за ногтями и др.). Применение лечебных ванн, примочек. Правила использования болтушек, мазей.
8. Тема 17. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов дыхания. Уход за больными детьми с патологией дыхательной системы при острых респираторных вирусных инфекциях, бронхитах, пневмониях, бронхиальной астме. Техника подсчета частоты дыхания и пульса, сердечных сокращений, измерения артериального давления. Подготовка к проведению функциональных исследований (методика пикфлоуметрии, спирометрии, спирографии, забор мокроты для исследования. Техника лечебных манипуляций при этих заболеваниях. Тема 18. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями с повышенной кровоточивостью. Виды кро­воточивости. Уход за детьми с заболеваниями системы гемостаза и органов кроветворения. Особенности двигательного режима детей при повышенной кровоточивости. Оказание доврачебной помощи при носовых, маточных, желудочно-кишечных и других видах кровотечений.    

 

 

Рекомендуемая литература

 

3.1.1 Основная литература

1. Мазурин А.В., Запрудов A.M., Григорьев K.И. Общий уход за детьми, - М., 1998. - 292 с.  

 

3.1.2 Дополнительная литература

 

2. Исаева Л.И. Стандарт профессиональной деятельности палатной медицинской сестры. - М.: Анми, 1998. - 107 с.  

3. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Практикум. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004. – 467 с.                                                                                                       

4. Шамсиев Ф.С.. Еренкова Н.В. Этика и деонтология в педиатрии. – М., Вузовская книга. 1999. - 184 с.

5. Солодухо Н.Н., Ежова Н.В., Русакова Е.М. и др. Сестринское дело в педиатрии. - Минск, 1999. - 160 с.

6. Дружинин В.И. Диагностические и лечебные медицинские процедуры. Техника и осложнения. Уч.-метод. пособие для студентов высших медицинских заведений и врачей стажеров. Изд. 4-е переработ. и доп. Мн.: БГМУ, 2003. – 95 с. 

в). Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

 

– [Электронный ресурс]: режим доступа: //www. Consilium-medicum.com. каталог медицинских ресурсов INTERNET;

– «Медлайн»; 

– е-library;

– каталог «Корбис»;

– профессионально-ориентированный сайт www. Medpsy.ru;

– Энциклопедия Российского законодательства (программа поддержки учебных заведений). «Гарант-студент. Специальный выпуск для студентов, аспирантов, преподавателей»;

Компьютерные справочные системы: «Консультант Плюс», «Система Гарант»:

– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".

– Федеральный закон «О предупреждении распространения в российской федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита Человека (вич-инфекции) (в ред. Федерального закона от 12.08.96 № 112-фз, от 09.01.97 № 8-фз).

– СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов" (зарегистрированы в Минюсте России 06.06.2003, регистрационный N 4654.).

– СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно- профилактических учреждений».

– Сан ПиН 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных болезней на территории РФ».

– СП. 3.1.958-00 «Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами».

– СП 3.1.1.2341-08 Профилактика вирусного гепатита В.

– СП.3.1./3.2. 1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».

– СП 3.2.1317 -03 «Профилактика энтеробиоза».

– ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения».

– Методические указания № 287-113 от 30.12.1998г. «По дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения».

– МР. 3.5.904-04 «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях».

 

– ПРИКАЗ МЗ РФ от 05.08.03 №330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации»

– Декларация ВОЗ/ЮНИСЕФ «Охрана, поощрение и поддержка практики грудного вскармливания, особая роль родовспомогательных служб».

– Охрана, поощрение и поддержка практики грудного вскармливания. Совместная декларация ВОЗ/ЮНИСЕФ. – Женева 1989.

– 40-часовая программа ВОЗ/ЮНИСЕФ “Консультирование по грудному вскармливанию”.

– Руководство «Консультирование по грудному вскармливанию. Больница доброжелательного отношения к ребенку: руководство для преподавателя. – Проект «Мать и Дитя» (2003).

– Руководство «Консультирование по грудному вскармливанию. Больница доброжелательного отношения к ребенку: руководство для участника. – Проект «Мать и Дитя» (2003).

– «Руководство по внедрению эффективной помощи в области охраны здоровья женщин и детей 1-го года жизни. Проект «Мать и Дитя» (2003).

– Методическое пособие «Практика охраны, поддержки и поощрения грудного вскармливания в детских амбулаторно-поликлинических учреждениях» (2003).

–  Методическое пособие «Организация работы по охране и поддержке грудного вскармливания в лечебно-профилактических учреждениях родовспоможения и детства» (2005).

– СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" от 25 марта 2003 г.:

– Требования к организации питания

– Приложение 8 к СанПиН 2.4.1.1249-03 Примерные схемы вскармливания детей первого года жизни

– Приложение 9 к СанПиН 2.4.1.1249-03 Примерная схема введения продуктов и блюд прикорма при естественном вскармливании детей первого года жизни
Приложение 10 к СанПиН 2.4.1.1249-03 Нормы питания детей

– Приложение 11 к СанПиН 2.4.1.1249-03 Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков организованных коллективов

– Приложение 12 к СанПиН 2.4.1.1249-03 Таблица замены некоторых продуктов

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 123.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...