Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Способы определения моторных и сенсорных асимметрий человека⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
из книги: Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. – М.: Медицина, 1988. – 240 с. Морфологические показатели рук 1. У доминирующей руки ширина ногтевого ложа больших пальцев больше. 2. Доминирующая рука длиннее более, чем на 2 см.. Измеряется длина каждой вытянутой вдоль туловища руки от акромального отростка лопатки до конца 3-й фаланги среднего пальца. Моторная асимметрия. Опрос или наблюдение. Устанавливается какой рукой испытуемый: 1) пишет; 2) точнее бросает мяч; держит ракетку при игре в теннис; 3) зажигает спичку; 4) режет ножницами; 5) вдевает нитку в иголку (или наоборот); 6) метет веником; роет лопатой; 7) держит зубную щетку; 8) отвинчивает (или открывает) крышку банки; 9) заводит будильник (неведущая держит часы); 10) какая рука более активна в жестах. Тестовые задания для рук 1. Переплетение пальцев рук. Большой палец доминирующей руки находится сверху. 2. Поза Наполеона. Кисть ведущей руки лежит на плече неведущей. 3. Тест на аплодирование. Более активна и подвижна ведущая рука. Она совершает ударные движения о ладонь неведущей руки. 4. Динамометрия. 4а. Наблюдают, какой рукой вначале испытуемый берет динамометр и нажимает его. Положить динамометр перед испытуемым на стол и сказать: №Возьмите динамометр и нажмите сначала одной рукой, затем – другой». 4б. На каждую руку проводят измерения 3 раза. Разница в силе рук более 2 кг выявляет ведущую руку, менее 2 кг – амбидекстрия. 4в. Показатели силы ведущей рука при трехразовом измерении оказываются более устойчивыми. 5. Пробы на скорость движения рук. 5а. Завинчивание и отвинчивание болтов правой и левой руками. 5б. Нажимание на ключ (можно теппинг-тест, или набивание точек карандашом) как можно быстрее правой и левой руками в течение определенного времени (10 сек). 5в. Разложить максимально быстро левой и правой руками предметы в течение определенного времени. 5г. Начертить максимально быстро в течение определенного времени вертикальные линии определенного размера на бумаге. 6. Пробы на одновременные движения рук. 6а. С закрытыми глазами нарисовать одновременно правой рукой круг, левой квадрат и наоборот. Ведущая рука чертит точнее. 6б. Проба Черначека. Сначала обрисовать одновременно обеими руками левую и правую фигуры в пробах А и В, а затем дорисовать до полного круга и квадрата. Ведущая рука делает меньше ошибок. 6в. Написать свою фамилию одновременно левой и правой руками. Левши часто пишут с центральной части листа зеркально. 7. Пробы на направления движений. Нарисовать круги на бумаге левой и правой руками. Левши обычно рисуют по часовой стрелке, правши – против. 8. Пробы на точность движений. Попадание в цель: необходимо попасть в точку на бумаге с закрытыми глазами. Вначале делаются 3-4 пробы с открытыми глазами, затем 10 проб с закрытыми. Карандаш держать вертикально, локоть поднят, руку каждый раз необходимо разгибать полностью. Сенсорная асимметрия рук (осязание). 1. Испытуемому с закрытыми глазами предлагают ощупать левой и правой руками контрольный образец плоской фигуры. Затем ему необходимо распознать его этой рукой среди множества других. 2. Распознавание букв или цифр, рисуемых на тыльной стороне ладони. На ведущей руке распознается их меньший размер. 3. Испытуемому с закрытыми глазами предлагают ощупать левой и правой руками контрольный размер шарика. Затем ему необходимо распознать его этой рукой среди множества других шариков. 4. Испытуемому с закрытыми глазами правым и левым пальца придается определенное положение. Ему необходимо на другой руке создать из пальцев такое же положение. На ведущей руке положение распознается точнее. 5. Распознавание монет достоинством 1, 2 3 и 5 копеек левой и правой руками. 6. Испытуемому с закрытыми глазами предлагают ощупать левой и правой руками фигурки различной конфигурации и вставить их в свои пазы на доске. Моторная асимметрия ног. Испытуемый становится у начала 5-10-метровой линии, затем закрывает глаза и пытается пройти по ней. Ведущая нога делает более широкий шаг и испытуемый смещается в противоположную сторону. Асимметрия тела и лица 1. Повороты туловища. При произвольных поворотах испытуемый двигает ведущее плечо вперед (правши поворачиваются налево против часовой стрелки. 2. Мимика ведущей половины лица более активна. 3. Синтезированные фотографии. Соединяются половины лица на фото с его зеркальным отражением и сравниваются между собой. Более похоже на натуральное лицо фото, синтезированное из ведущей половины лица. Сенсорная и моторная асимметрия зрительного анализатора 1. Острота зрения. Лучше видит ведущий глаз (по таблицам на остроту зрения). 2. Проба на мигание одним глазом. Лучше мигает неведущий глаз. 3. Проба на рассматривание в подзорную трубу (микроскоп). 4. Проба Розенбаха. Держать вертикально в вытянутой руке карандаш и, глядя двумя глазами, совместить его с определенной точкой, предметом или линией, затем поочередно закрывать левый и правый глаза, чтобы выяснить кокой глаз осуществил совмещение. Совмещение осуществляет ведущий глаз. 4а. Вариант Г.А.Литинского. Закрыть пальцем вытянутой рука пламя свечи. Тень падает на ведущий глаз. 4б. Вместо карандаша используется «карта с дырой» с отверстием Д10мм. 5. Проба с цветным стеклом Розенбаха. Перед двумя глазами ставятся стекла разного цвета. Пространство спереди воспринимается окрашенным в цвет стекла, расположенного перед ведущим глазом. 6. Особенности мышц глаза. Зафиксировать зрение на кончике пальца, который продвигается к переносице. Неведущий глаз утомляется быстрее и первым начинает отклоняться от слежения за кончиком пальца. 7. Пробы с тахистоскопом. Взгляд зафиксировать на центральной точке перед глазами. Справа и слева с нарастающей экспозицией подаются разные сигналы до полного их распознавания. Ведущий глаз начинает распознавать раньше. 8. Дихотомическое рассматривание слайдов. В стереоскоп вставляются различные слайды на каждый глаз. При кратковременном зажигании света воспринимается слайд ведущего глаза. Измеряются горизонтальные и вертикальные поля зрения правого и левого глаза по периметру Ферстера. У ведущего глаза поля зрения больше.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 219. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |