Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Логистические посредники в дистрибьюции




 

Современный бизнес с его высоким уровнем специализации, как правило, приводит к необходимости использования в дистри­бутивных каналах фирмы логистических посредников, выполняю­щих различные функции.

Укрупненно эти функции можно разделить на:

- функции (операции) физического распределения;

- функции обмена (купли-продажи);

- поддерживающие функции (стандартизации качества дистри­бьюции, финансирования, информационной поддержки, страхо­вания рисков и т.п.).

Посредниками в операциях физического распределения явля­ются различные специализированные транспортные, экспедиторс­кие, транспортно-экспедиторские (логистические) фирмы, ком­пании физического распределения, грузовые терминалы и терми­нальные комплексы, грузовые распределительные центры, пред­приятия по сортировке, затариванию и упаковке ГП, грузоперера-батывающие и прочие предприятия. Логистические активности, относящиеся к физическому распределению, могут выполняться и торговыми посредниками.

Среди посредников в дистрибьюции, выполняющих поддержи­вающие функции, можно указать на предприятия и учреждения финансового сервиса (банки, финансовые компании, клиринго­вые и расчетные центры и компании и т.п.), предприятия инфор­мационного сервиса (информационно-диспетчерские центры, вы­числительные центры коллективного пользования, предприятия связи и телекоммуникаций и т.п.), страховые компании, учрежде­ния стандартизации, лицензирования и сертификации и т.д.

Центральное место среди логистических посредников в дистри-бьюции занимают торговые посредники, которые кроме непосред­ственно функций обмена (купли-продажи) товара могут выпол­нять и многие другие функции физического распределения и под­держивающие (например, транспортировки, экспедирования, стра­хования, грузопереработки, управления запасами, кредитно-фи­нансового обслуживания, предпродажного и послепродажного сер­виса и т.д.).

Торговые посредники в зависимос­ти от их функций в дистрибутивной сети фирмы-производителя ГП могут быть классифицированы по трехуровневой схеме (рис.6).

Рис. 6. Схема классификации торговых посредников

 

Третий уровень, непосредственно приближенный к потребителям, включает такие признаки классификации, как оказываемые сер­висные услуги, класс потребителей, право собственности, контро­ля или представления, продуктовые атрибуты, методы организа­ции торговли.

Оптовые торговцы 1-го уровня приобретают право собственно­сти на товар со всеми сопровождающими это право коммерчески­ми рисками. Функциональные комиссионеры обычно избегают риска, связанного с приобретением товара в собственность, однако осуществляют определенные сервисные услуги как для производи­теля, так и для потребителя ГП.

2-й уровень классификации характеризует в основном степень полноты охвата посредниками всех торгово-распределительных функций в дистрибьюции и уровень сопутствующего сервиса.

Среди звеньев розничной торговой сети (ритейлеров), осуще­ствляющих непосредственную продажу ГП потребителям, можно отметить независимых розничных торговцев, франшизу, коопера­тивы ритейлеров, розничные магазины фирм-изготовителей ГП, предприятия, торгующие по почте, супермаркеты и др.

В настоящее время различают три основных типа организации продаж фирмы-изготовителя:

• ориентированная на потребителя (вертикальная дистрибу­тивная сеть, возглавляемая директором по продажам, кото­рому подчинены менеджеры оптовиков и ритейлеров);

• регионально-ориентированная (горизонтальная дистрибутив­ная сеть, когда директор по продажам возглавляет соответ­ствующие отделения по регионам рынка сбыта);

• продуктово-ориентированная (смешанная дистрибутивная сеть, когда директору по продажам подчинены региональ­ные менеджеры по видам ГП).

На практике все эти три базовых типа организации продаж мо­гут комбинироваться в различных сочетаниях для достижения це­лей логистической стратегии фирмы.

Физическое распределение

 

Все операции, связанные с преобразованием непосредственно материального потока в ЗЛС дистрибутивной сети, составляют клю­чевую логистическую активность — физическое распределение. К этим операциям (элементарным активностям) относятся: погруз­ка, разгрузка, затаривание, перевозка, экспедирование, хранение, сортировка, комплектация, консолидация и т.д. Элементарные ак­тивности объединяются в комплексные: транспортировку, склади­рование, защитную упаковку, грузопереработку, управление запа­сами и другие с целью повышения эффективности работы ЛС и оптимизации качества логистического сервиса в дистрибьюции.

Фирмы, осуществляющие подобное комплексное обслуживание производителей или владельцев продукции, часто на Западе назы­вают логистическими фирмами или компаниями физического рас­пределения (КФР).

Особенностью деятельности КФР является то, что они обычно обслуживают или определенную территорию (зону, регион, область и т.д.), или транспортные коридоры (например, в интермодальных перевозках), или определенную группу клиентов. КФР, как прави­ло, заинтересованы как в транспортировке, так и других операциях физического распределения на протяжении возможно большей ча­сти логистических каналов фирм-производителей (владельцев) то­варов в определенной территориальной зоне. Обычно КФР работа­ют с несколькими видами товаров или несколькими товарными складами по материальным потокам. Они являются менеджерами товарных запасов, консолидируют, распределяют ГП, обеспечивая даже ее упаковку и предпродажный сервис.

Современные тенденции в развитии деятельности КФР заклю­чаются в попытках захватить как можно больший контроль над ма­териальными потоками, обеспечив себе тем самым максимальную прибыль. Это проявляется, например, в специализации снабжения-сбыта и контроле всей дистрибутивной сети по отдельному виду продукции или захвате рынка транспортных услуг по продвижению определенной номенклатуры грузов в территориальной зоне. При этом КФР, как правило, не являясь владельцами товаров, берут на себя только часть финансового риска, связанного с движением, хранением и обработкой товаров по дистрибутивному каналу (или сети).

Изготовитель (продавец) товара должен учитывать издержки и финансовый риск, фиксировать цену на каждом этапе товародви­жения, чтобы сохранить контроль над потоками товаров и защи­тить свою прибыль или обеспечить выполнение иной целевой фун­кции интегрированной ЛС.

Когда продукт достигает конечной точки в цепи внутрипроиз­водственной логистики, т.е. является пригодным для физического распределения в дистрибутивной сети и конечного потребления, с этого момента продукт будет проходить через так называемые цен­тры консолидации.

Каждый центр консолидации может быть определен как центр, товары которого сгруппированы или разделены на части, либо в котором выполняются операции как группирования, так и разде­ления. Каждой передачей груза будет осуществляться:

- либо группирование товаров для получения более крупных единиц в целях снижения расходов на хранение, погрузочно-разгрузочные работы и перевозку;

- либо операции по разделению на части, так чтобы получен­ная единица измерения продукта в конце логистической цепи была пригодна для потребления.

Одно из основных правил логистики в дистрибьюции заключа­ется в транспортировке как можно дальше и как можно чаще са­мых крупных из возможных производственных или транспортных единиц. Для достижения этой цели до конца логистической цепи необходимо «консолидировать» насколько это возможно все различные предметы материального потока, направляемого к конеч­ной точке этой цепи.

Любая единица является результатом согласований и определе­ний в соответствующих ЗЛС. По этой причине в западной литерату­ре по логистике они называются «transaction units» — учетно-договорные единицы (УДЕ). Эти единицы являются соглашением по обмену между партнерами (ЗЛС) внутри дистрибутивного канала какой-либо продукции. Как только такая единица определена, она будет иметь снабженческо-сбытовые характеристики, достаточно долго закрепленные, чтобы облегчить повторные логистические операции физического распределения. Эти характеристики много­численны и различны: вес брутто, вес нетто, высота, ширина, длина, прочность на раздавливание, климатическая стойкость, вес тары, полезная нагрузка, высота груза, объем груза, различные способы защиты, скорость транспортировки, взаимозависимость или независимость единиц измерения продукции и транспортных еди­ниц при любом способе транспортировки, пригодность единицы для любых способов погрузки, разгрузки и хранения и т.п.

Многообразие характеристик вызывает необходимость постоян­ного согласования (гармонизации) между ними в логистических каналах продвижения не только одного товара, но всех товаров вместе на определенных рынках и в коммерческих товаропроводя­щих структурах. Продуктивная гармонизация означает не только договоренность (соглашение) о характеристиках, но и в большей степени рационализацию и стандартизацию УДЕ во всех логисти­ческих активностях. Стандартизация приводит к экономии за счет эффекта масштаба в логистике. Фактически стандартизация долж­на начинаться, когда товар проектируется, с тем чтобы, напри­мер, размеры упаковки соответствовали объемным модулям транс­портных средств для экономичного физического распределения.

В физическом распределении важную роль играет стандартиза­ция и гармонизация продуктовых и транспортных УДЕ. В пределах заданного дистрибутивного канала логистические характеристики должны быть определены для транспортных средств, имеющих наи­большую грузовместимость (грузоподъемность). Затем можно выве­сти УДЕ, кратные различным вместимостям меньших транспорт­ных средств и упаковочным характеристикам ГП. Аналогично мож­но определить продуктивную гармонизацию между различными видами транспорта в физическом распределении, требующем сме­шанных перевозок (например, в транспортных узлах).

Основой такой гармонизации являются стандартные УДЕ про­дукции и тары, таких как паллет (поддон) и контейнер. Примене­ние паллетов для перевозок ГП явилось первой необратимой тен­денцией, которая изменила в мировом бизнесе все процессы физи­ческого распределения, получив название «паллетизация».

Вторая необратимая тенденция, которая коренным образом из­менила логистику, вызвана применением контейнеров в физичес­ком распределении — «контейнеризация». Стандартизация грузо­вместимости универсальных контейнеров, регламентированная ISO привела к появлению новой УДЕ продукции (тары) и вызвала на­стоящую революцию в логистике, так как следующая за паллетом грузовая единица — контейнер — превратилась в стандарт, кото­рый необходимо было интегрировать на все виды транспорта.

Продуктивная гармонизация должна быть найдена также между иерархической лестницей УДЕ продукции и иерархической лест­ницей транспортных УДЕ для всех видов транспорта (см. схему рис.7). Задачей логистики в физическом распределе­нии должно быть нахождение баланса между имеющимися возмож­ностями транспортных средств и возможностью их оптимального использования с точки зрения УДЕ продукции.

При организации физического распределения необходимо ра­ционально интегрировать УДЕ измерения продукции и их возмож­ности, а также транспортные УДЕ и их вместимости до конца ло­гистического канала. Кроме того возникает потребность в много­численных согласованиях в ЗЛС между УДЕ различных этапов фи­зического распределения. Управление подобным согласованием и координация работы на всех этапах физического распределения должны быть прерогативой верхнего уровня руководства фирмы-изготовителя продукции (интегрального менеджера, отдела логис­тики).

 

Рис. 7. Классификация УДЕ в логистике

 

Задачи физического распределения должны быть точно ориен­тированы на те цели, которые оптимизируют результаты интегри­рованной логистики. В этом плане современные тенденции физи­ческого распределения связаны с концепцией контейнеризации перевозок грузов. В странах ЕС принято несколько программ, на­правленных на создание межнациональных логистических центров перевозок и консолидации грузов на основе использования кон­тейнеров в смешанных перевозках (программы Collomodul, UNCTAD). Одной из главных задач этих программ является отыс­кание продуктивного согласования (гармонизации) внутри иерар­хии УДЕ измерения продукции и использования контейнеров в большей части УДЕ межвидовых перевозок грузов.

 

2.5 Координация и интеграция действий логистических посредников

 

Наличие в дистрибутивной сети фирмы большого количества посредников в значительной степени усложняет принятие эффек­тивных решений для логистического менеджмента. Основная труд­ность заключается в согласовании локальных целей и задач функ­циональных групп посредников с маркетинговыми и логистичес­кими глобальными (стратегическими) целями фирмы. Кроме того необходимо учитывать, что в каждой функциональной группе ло­гистических посредников возникают, действуют и трансформиру­ются определенные рыночные взаимоотношения, которые укруп­нено можно разделить на кооперацию, конфликты и конкурен­цию.

Кооперация проявляется в том, что фирмы-посредники, вы­полняющие одинаковые или различные логистические операции (функции) в дистрибьюции, объединяют свои усилия для дости­жения цели (системы целей) на своем сегменте рынка.

Конфликты возникают как между логистическими посредника­ми, сгруппированными в дистрибутивных каналах по функциональ­ному признаку, так и между посредниками и фирмой-производи­телем ГП.

Конфликты возникают, когда посредники имеют конкурирую­щие цели, а достижение оптимального взаимодействия во всем дистрибутивном канале затруднительно. Различают горизонтальные и вертикальные конфликты между посредниками в дистрибьюции.

Горизонтальные конфликты могут возникать между посредни­ками одного уровня в дистрибутивном канале, например, между среднеоптовыми торговыми фирмами, реализующими одинаковый ассортимент ГП в определенной территориальной зоне.

Вертикальные конфликты могут возникать между функциональ­но сгруппированными посредниками в логистической цепи: «про­изводитель — оптовик — ритейлер — потребитель».

Мотивирующим поведением, формирующим совершенные вза­имоотношения посредников в дистрибьюции, является возраста­ние канальной конкуренции. Здесь необходимо подчеркнуть два момента. Во-первых, параллельную конкуренцию между возмож­ными посредниками на конкретном дистрибутивном уровне (на­пример, между автомобильными дилерами в определенной геогра­фической зоне). Во-вторых, конкуренцию между дистрибутивными каналами, которая в современных условиях все более усиливается. Это связано с возрастанием роли интегрированной логистики в бизнесе, когда логистические посредники в дистрибьюции, стре­мясь захватить конкретный дистрибутивный канал и установить длительные связи с производителями, конкурируют с посредника­ми другой структуры канала распределения.

В конкурентной борьбе с лидерами другие посредники все в боль­шей степени используют новые формы логистической интеграции между собой и с товаропроизводителями, основными из которых являются:

Двойная дистрибьюция.Многие фирмы в логистической практи­ке дистрибьюции развивают и поддерживают два и более дистрибу­тивных канала для одной продукции с переменной интенсивнос­тью материалопотока ГП в них в зависимости от спроса (объема продаж).

Взаимодействие с эксклюзивным партнером (партнерами).Рас­пространенной практикой с современном западном бизнесе явля­ется использование фирмой-производителем эксклюзивных диле­ров, дистрибьюторов, торговых агентов, которым предоставляется исключительное право на определенные логистические активности.

Захват определенной группы, категорий ГП или товарной номен­клатуры(вертикальная интеграция). В этом случае посредник или группа посредников стремятся захватить весь дистрибутивный ка­нал продукта или товарной категории фирмы-производителя за счет снижения общих логистических затрат для конкретного канала, повышения качества сервиса или другими способами. Интеграция действий посредников охватывает обычно все активности, начи­ная от приема и обработки заказов и кончая послепродажным сер­висом.

Связанные взаимоотношения.Логистические партнеры в дистри­бьюции для обеспечения конкурентоспособности связывают себя определенными (иногда полулегальными) обязательствами в тор­говых или других отношениях (например, не получать или не про­давать товар фирмы-конкурента и т.п.).

Приведенные выше направления взаимодействия и интеграции логистических партнеров, также как и лидерство в дистрибьюции обычно ограничены национальными антимонопольными (антитрестовыми) законодательными актами.

У пер­сонала логистического менеджмента фирмы возникает комплекс задач по координации и оптимизации функционирования системы дистрибьюции, а именно:

 

• координация работы логистических посредников;

• создание интегрированных с производителем ГП дистрибу­тивных каналов и сетей, позволяющих минимизировать ло­гистические издержки при обеспечении требуемого каче­ства логистического сервиса в дистрибьюции;

• оптимизация планирования, контроля и регулирования уров­ней запасов ГП в дистрибутивной сети;

• оптимизация организационной структуры и количества ЗЛС в дистрибьюции;

• оптимизация параметров физического распределения мате­риальных потоков в дистрибутивных каналах.

 

В заключение остановимся на основных факторах, которые не­обходимо учитывать при проектировании дистрибутивных систем и совершенствовании логистического менеджмента в них. На рис. 8 приведена схема воздействия факторов макро- и микроэкономи­ческой внешней среды на проектируемую дистрибутивную систему.

Рис.8 Схема учета важнейших факторов при проектировании дистрибутивных систем.

     На схеме показаны основные макроэкономические факторы, к которым относятся: технологический уровень, законодательство, экономические условия и уровень инфляции, конкуренция, торго­вые, финансовые и др. Факторы микроэкономической среды, вли­яющие на синтезируемую дистрибутивную сеть и определяющие направления ее совершенствования, сгруппированы в зависимости от взаимоотношений между логистическими партнерами (посред­никами) в дистрибьюции, структуры дистрибутивных каналов и эффективности реакции на потребительский спрос.

 

 

Заключение

 

В заключении сформулируем три «золотых» правила логистики в физическом распределении.

Правило 1

Для наиболее эффективного удовлетворения потребителей дист­рибутивная логистическая цепь должна проникать возможно глубже  к точкам конечного сбыта, использоваться возможно чаще и осуществ­лять транспортировку на возможно большее расстояние путем ис­пользования грузовых единиц продукции и грузовых транспортных еди­ниц, обеспечивающих получение возможно больших вместимостей.

Правило 2

Для наиболее эффективного решения задачи физического распреде­ления в логистической цепи необходимо использовать минимальное количество УДЕ измерения продукции и минимальное количество УДЕ транспорта, независимо от их вместимостей.

Правило 3

Если нельзя избежать создания стационарного склада, он должен Располагаться на логистической цепи в центре консолидации, кото­рый размещается возможно ближе к конечным торговым точкам, если это касается физического распределения в плане транспортировки, и в Центре консолидации, расположенном возможно ближе к исходному производственному процессу, если это касается сортировки.

 


 

Список используемой литературы

 

1. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2001г. – 608с. – (Серия “Высшее образование”)

2. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник. – 11-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2005. – 432с.

3. Плоткин Б. К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику: Учебное пособие. – СПб.: СПбУЭиФ, 1996. 171с.

4. Соколин В.П. Введение в логистическое управление материально-техническим снабжением: Учебное пособие. – М.: ВЗИИТ, 1993. 27с.

5. Федоров Л.С., Шуйская А.В., Савари Т.И. Терминология для логистики //РИСК, №1, 1995.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...