Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зарождение крестьянства на Руси.




Исследовательская работа

Крестьяне Глазовского уезда

Казакова Т.Е.

Г.Глазов

Год

Содержание:

1. Введение…………………………………. 3
2. Крестьянство России……………………… 5
2.1 Зарождение крестьянства на Руси………. 5
2.2 Крестьянство Вятской губернии и Удмуртии………………………………….   14
2.3 “Картофельные” бунты…………………… 33
2.4 Борьба крестьян за свои права…………… 49
2.5 2.6 Отмена крепостного права………………. Столыпинская реформа…………………… 70 77
2.7 Становление земства в Вятской губернии 91
3. Крестьяне Глазовского уезда…………… 125
3.1 Глазовский уезд в составе Вятской губернии……………………………………   125
3.2 Глазовский уезд глазами современников…………………………….   139
3.3 Быт крестьян, обычаи и религия………… 174
3.3.1 В русских деревнях………………………. 175
3.3.2 В удмуртских деревнях…………………. 219
3.4 Демографический состав населения……. 268
3.5 Крестьянин – земледелец ………………. 316
3.5.1 Соха-матушка……………………………. 316
3.5.2 Урожай-батюшка…………………………. 328
3.6 3.7   3.8    Переселение крестьян……………………. Старообрядство……………………………. Достижения крестьян……………………. 354 397 421
3.8.1 Ярмарки, торжки…………………………. 441
3.8.2 Базары……………………………………. 463
3.8.3 Сельскохозяйственные выставки………… 466
4. Поклонись земле…………………………. 479
5. Заключение………………………………… 481
6. Используемая литература………………… 484
7. Приложения………………………………. 486

Вступление.

Много раз я убеждалась, что любая встреча с человеком не бывает случайной. Значит, так нужно, так определено судьбой. Иногда просто обычная встреча может переоценить твои взгляды на уже сложившиеся годами жизненные понятия.

В 2012 году свела меня судьба содним из моих дальних родственников, ранее о котором мне даже было неизвестно. Владимир Сергеевич Чежегов, 1930 года рождения, уроженец деревни Русский Караул. Сейчас он живет в Великом Новгороде, но ежегодно приезжает на свою родину.

С помощьюВладимира Сергеевича значительно расширились рамки нашего семейного древа по линии Суворовых-Чежеговых, проживавших в деревне Русский Караул.  И не смотря на возраст, а ему было 82 года, у него прекрасная память! В семье его отца было десять детей, помнит о дате рождения всех братьев, сестер, а также их жен и мужей, каждого своего племенника и племянницы, а также их детей, внучатых племянников. У самого Владимира Сергеевича пятеро детей и 22 внука. Но самое удивительное то, что в возрасте 80 лет он начал писать стихи. Владимир Сергеевич – человек верующий, по нескольку часов ежедневно проводит в молитве. И как он говорит сам: «Меня от смерти много раз спасала только вера в бога».

Владимир Сергеевич очень много рассказал о жителях деревни. С такой теплотой он вспоминал деревенскую жизнь, несмотря на трудности жизни в деревне. А вот его стихотворение о жизни в деревне.

 

Я родился в семье деревенской,

Видел весь тот родительский труд.

Каждый день труд мужской и труд женский,

Не забытые мною живут. 

                          Сколько в доме всей женской работы,

                          Вся скотина, семья, огород.

                          Ежедневные эти заботы,

                         Доставляют немало хлопот.

Тяжело жить в деревне крестьянам,

Каждый день рано утром вставать,

А работы полно постоянно,

Мало времени ночью поспать.  

                          Был я мал и учил понемногу

                          Важность к делу, стремленье к труду.

                          Он поставил меня на дорогу,

                          По которой всю жизнь я иду.

И задумалась: а что я знаю о жизни в деревне и ее жителях? Практически ничего. Я всегда жила в городе, в деревне родственников у нас не было.

Я смогла «раскопать» свои родословные корни по всем направлениям, вплоть до 19 поколения и XVI века. Убедилась, что уже в IV поколении мои прародители были крестьянами и жили в деревнях.

В Вятской губернии во второй половине XIXвека крестьяне составляли 97% всего населения, а в Глазовском уезде на одного городского жителя приходилось 150 сельских жителей - крестьян.

Россия была преимущественно аграрной страной, крестьянское население преобладало, и во многом от его положения зависел уклад жизни русского народа.

Мы живем в настоящем, уходящем корнями в прошлое. Поэтому «стоит помнить, что крестьяне и крестьянские дети, как в прошлом, так и в настоящем, представляют большинство человечества и останутся таковыми до конца нашего столетия и еще долго после». И в российском обществе, ставшем городским только во второй половине XX века, еще долго будет заметно его крестьянское прошлое.   

По словам академика С.Д.Сказкина «История крестьянства есть вместе с тем и история самого народа».

Именно сегодня очень полезно оглянуться назад и посмотреть историю развития сельского хозяйства нашей страны на примере Вятской губернии, а еще более глубоко - на примере Глазовского уезда.

 Тут особенно интересен и поучителен период конца XIX – начала XX века. Именно в этот период темпы развития нашей страны были самые высокие. Экономика России стремительно развивалась. Дешевизна рабочей силы обеспечивала ей конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции на мировом рынке. Если бы не ряд трагических просчетов и ошибок руководства страны, Россия могла бы стать одним из мировых лидеров.

И всегда в традиционной крестьянской системе ценностей главными приоритетами были хозяйство и земля, а дом был для них показателем достатка и свидетельством крепкого, хорошего хозяйства. Семья составляла внутреннюю сущность крестьянствования и в глазах земледельца считалась первым условием благосостояния, так как именно в ней возникали узы духовного народного единения, памяти народа и его общей судьбы.

Конечно, я начала свое знакомство с деревней, когда писала работу о своем древе. Мне хочется более глубоко изучить жизнь крестьян в Глазовском уезде.

Крестьянство России.

Зарождение крестьянства на Руси.

 

Крестья́нин (мужик, землепашец, земледелец, селянин, поселянин, сельский обыватель) — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой – вот такое определение мы находим в Толковом словаре Ожегова.

Вернадский Г.В. так описывает появление слова «крестьяне»: «Самый ранний восточный документ, использующий слово «христиане» в значении «землевладельцы», грамота митрополита Киприана монастырю Св. Константина (1391 год). В ней он называет так арендаторов монастырских земель, желая, видимо, подчеркнуть их скорее духовную, чем официальную зависимость от монастыря. Термин повторяли как в этой форме, так и в форме «крестьяне» в разных церковных документах, и скоро он стал обычным в сфере отношений, связанных с церковными землями. Поскольку монастыри к этому времени владели значительной долей земель Восточной Руси, новый термин, в конце концов, стали применять к другим категориям земель. Его использовали в Уложении 1550 годов».

Наиболее распространённое и почти общепринятое объяснение звучит так: «крестьяне» — искажённое слово «христиане». Промежуточная форма — простонародное «хрестьяне». Но главное, становиться понятно, откуда пошло название крестьян. Сначала их просто упоминали в документах как часть населения, исповедующая крестьянскуюхристианскую веру. А потом, когда вера на всей Руси стала одна, а называть ее стали все-таки Христианской, то за простым людом из сельской местности так и закрепилось это название - крестьяне.

Такое объяснение выглядит правдоподобно, если бы не несколько «но».

Во-первых, слово «крестьяне» фиксируется в письменных документах только с XIV века. Тогда как первые христиане появились на Руси уже в VIII веке; что же касается земледелия, то оно знакомо нашим предкам ещё со времён праиндоевропейской общности.

Во-вторых, почему не князья да бояре, не купцы, не попы и монахи, а именно селяне-земледельцы названы «просто христианами»? Это тем более странно, что в период насаждения христианства на Руси из всех сословий именно селяне проявляли наименьшее усердие к новой вере и в первые десятилетия после официального крещения, и спустя века после него, когда имена древних богов оказались забытыми. Православные мужики дисциплинированно выстаивали службы и ходили к причастию, но не забывали уважить домового дедушку и лесного хозяина. Да и поклонение святым угодникам в «народном православии» порой принимало вполне языческие формы. Земледельцы — именно в силу их близости к природе, зависимости от неё, преклонения перед её силами, которые олицетворяли языческие боги и духи, — никак не могли выступать эталоном христианского благочестия.

А если принять во внимание, что главная святыня христианства — КРЕСТ? И соответственно «крестьiане» — это «люди креста», «поклоняющиеся кресту», «крещёные». Кстати, наши предки в обиходной речи называли себя «православные» или «крещёные», но крайне редко — «христиане».

Впрочем, крест, как известно, почитали не только христиане, но и язычники, что рождало парадоксальные коллизии. Академик Б. А. Рыбаков в своём труде «Язычество Древней Руси» приводит отрывок из Чудовского списка «Слова об идолах», составленного в XIV веке: «А се иная злоба в крестьянех — ножем крестят хлеб, а пиво крестят чашею та иным чем — а се поганьски творят».

Существует очень много версий происхождения слова «крестьянин». Некоторые весьма забавны. На одном из интернет-форумов имеются такие рассуждения: «″Крест″ — символ поклонения, ″янь″ и ″инь″ — энергии природы, в итоге получается поклоняющийся природе. Крестяньинь позже после перестановки мягкого знака превратилось в «крестьянин».

  Появление крестьянства на Руси относится примерно к IX веку, когда пришел в упадок первобытнообщинный строй на территории страны. Но вот именовались эти труженики долгое время очень оскорбительно - смердами. Слово «крестьянин» стало обозначать земледельца лишь с конца XIV века. По происхождению оно равно понятию «христианин» и прежде имело ре­лигиозно-национальный смысл. Крестьянами (христианами) в период татаро-монгольского ига в противоположность «нехристям» - поработителям - называли всех русских людей.

 

Рис. 1. Картина Н.Булычова «Микула Селянинович».

 

  В древней Руси всё население кроме бояр и духовенства называлось смердами. Класс смердов делился на три разряда:

                         - на свободных,

                         - прикреплённых,

                         - несвободных.

Позже смердами стали называть только сельское население землевладельцев. В великом княжестве Литовском, где государственным языком был русский, землевладельцев ещё долго называли смердами, а в Великом княжестве Московском, позже и в Московском царстве землевладельцев стали называть крестьянами.

В Восточной Руси примерно с середины четырнадцатого века сельских жителей называли просто «крестьяне» (или христиане).

В XIV-XV столетиях землевладельцами в основном были церковь и князь с боярами. В XVI веке людям, служившим государю Московскому в качестве оплаты их труда великий князь стал раздавать землю – поместья, часто вместе с крестьянами.

Итак, если до XVI века крестьяне по отношению к землевладельцам делились на 3 разряда:

- церковные,

- боярские,

- государевы: дворцовые (приписаны к дворцу) и черные.

«Не хочу быть черною крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой»,-кричала старуха в «Сказке о Золотой рыбке»у Пушкина. Черными, или черносошными, называли крестьян XV-XVII веков, проживавших на «черных», то есть свободных от помещика землях. Разумеется, с этих земель приходилось платить налоги московскому князю, но никакой ближний «хозяин» над крестьянским миром не стоял. Черный крестьянин оставался лично свободным человеком. Он мог податься в город и даже записаться в дворяне. Так продолжалось до петровского времени, когда черных крестьян стали именовать государственными. Вместе со старым именем они потеряли и былую вольность.

В Московском княжестве XIV века крестьяне уже образовали целое сословие. У крестьян Московского княжества никогда не было своей земли. Они селились на владельческих землях по договору общин, круговой поруки.

В земледелии на территории России существует одна очень важная деталь – все должно сделать только один раз в год – один раз в год посеять или убрать. Если в это время крестьянин не будет трудиться – погибнет урожай, будет голод.

Но по многим причинам (притеснение землевладельца к семье крестьянина, семейные отношения) крестьянину всегда нужно иметь возможность перемены места жительства и работы. Поэтому в договоре общины с землевладельцем в те годы всегда предусматривалось право крестьянина на свободный переход на другую землю, к другому землевладелец, но так чтобы не навредить урожаю. По московскому судебнику 1497 года крестьянам разрешается переход только в один срок – за неделю до, неделю после осеннего Юрьева дня (26 ноября), причем крестьянин должен заплатить землевладельцу за жилье и имущество в зависимости от срока его эксплуатации.

ВXVI– XVII веках появились крестьяне поместные, где во главе стоял не собственник земли, а дворянин, получивший землю в виде жалованья на время службы. Естественно, что владельцы поместий назывались помещиками. Для новых поместий использовались вотчины бояр и княжеские земли.

В XVI—XVII веках нерусское крестьянское население Поволжья, за исключением состоявших на службе у Русского государстваслуживых татар, называлось «чувашами», а нерусское крестьянское население западных областей Русского государства — «латышами».

 В русских эпиграфических источниках того времени под соционим «чуваши» подпадали предки современных бесермян, южных удмуртов, казанских татар и собственно чувашей. В статье И. П. Ермолаева по этому поводу сказано:

«Тяглое нерусское население местного происхождения обычно называлось «чувашами», а нерусское население западных областей — «латышами». Крестьянские дворы (русские крестьяне) в хозяйствах феодалов указываются отдельно от «чувашских» и «латышских».

По уложению 1649 года община была оформлена как обособленная замкнутая группа, к которой все члены общины были закреплены постоянно. Всякий, кто покидал общину без разрешения правительства, наказывался ссылкой в Сибирь. В 1658 году за переход из одного посада в другой установили смертную казнь.

Крепостными крестьянами были земледельцы, которые целиком зависели от господ-феодалов. Они как бы «прикреплялись» к земельным наделам (у них была «крепость» к земле), отсюда и такое название.

Древняя Русь минула рабовладение, однако крепостничество было немногим лучше. Оно начало формироваться на Руси еще в XI веке, полностью же эта позорная система утвердилась в XVII столетии с принятием соответствующих законов.

В первой половине ХVI века на Руси появляются общины, объединяющие свободных крестьян. Каждый крестьянин даже должен был принадлежать к какой-нибудь из этих общин. Вне их находились только бродяги. Эти общины представляют собой самоуправляющиеся единицы, основанные на демократических и коммунистических началах. Собрание, где обсуждаются общие дела, состоит из представителей всех домов, старших членов семейств. Несколько общин составляли волость. Волостной сход имел право издавать обязательные для своих членов постановления, выбирал голов и общественных старост. Он распределял прямые подати, наложенные правительством на землю и промыслы, избирал лиц, которые должны были присутствовать на суде и играть роль средневековых присяжных; наконец, через свободно избираемых должностных лиц, выполняет полицейские обязанности, защищает перед правительством общинные интересы. Удалось установить, что на черных землях в ХV-ХVI веках существовала в зачаточной форме коллективная собственность или такого же рода владение.

Надел каждой семьи не представлял собой определенного, установленной меры участка. Русская община не имела ничего родового. Она открыта для каждого. Всякий крестьянин может войти в нее, приняв на себя часть общих повинностей. Русская община представляет чистый тип общины договорного характера и этим отличается от старинных форм, сохранившихся в своем первоначальном виде среди других славянских племен. В то время крепостная зависимость встречалась на Руси только в виде исключения.

Последнее десятилетия ХVI века наблюдаются явственные признаки преодоления кризиса и нового подъема страны. «Состояние Московского государства, - передает свои собственные упоминания Иссак Масса, - улучшилось, и народонаселение увеличилось. Московия, совершенно опустошенная и разоренная вследствие тирании покойного великого князя Ивана и чиновников, теперь, благодаря преимущественно доброте и кротости князя Федора Ивановича, а также необыкновенным способностям Бориса Годунова, сумевшего первым добиться власти, снова начала оправляться и богатеть».

В 80-90 годы ограбленное крестьянство начинает широко переводиться с денежного оброка на барщину. Тогда же начинают появляться черты крепостнического уклада жизни, достигшие зрелых форм в ХVШ столетии и больше известные нам по истории того времени, - продажа людей без земли, гаремы из крестьянских жен и дочерей… Воля государства и право сильного стали единственными законами общественной жизни. Повсеместный произвол помещиков, приведший к утверждению крепостного права, нельзя расценить иначе как национальное преступление, поскольку во всех своих проявлениях он был подобен иноземному рабству.

Положение в этом смысле не поменялось и в годы царствования благочестивого Федора Ивановича, напротив крепостное рабство в это время начинает оформляться законодательно. Событие же, последовавшее вскоре после его смерти, свидетельствует уже о полной деградации национального чувства. В годы страшного бедствия – голода 1601-1603 годов, унесшего жизни сотен тысяч людей, амбары знати и богатых монастырей ломились от запасов хлеба.

Их владельцы в условиях национального бедствия, равнодушно взирая на заваленные трупами улицы и прочие ужасающие сцены, выжидали, когда цены на зерно подскочат еще выше.

Одним из самых горестных итогов царствования Ивана Грозного было полное разорение страны. Цифры, которые приводят историки, ужасающи: по сравнению с серединой столетия площади пахотных земель составляли лишь 16 % в относительно благоприятных уездах. В северных же областях, особенно пострадавших и от опричников, и от близости к театру военных действий, и того меньше - всего 7,5%. Страх перед опричниками, властными над жизнью и смертью, над честью и имуществом любого человека, а крестьянина в особенности, полная гибель суда, а, значит, господство произвола, постоянное ничем не регламентированное усиление податного гнета вынуждали «ратаев» покидать обжитые места и искать спасение в бескрайних девственных лесах Севера, переваливать за «Камень», так называли тогда Уральские горы, либо вовсе порывать с земледельческим трудом и вливаться в ряды вольного казачества, начавшего заселять в эти годы дикие берега Волги и Днепра, Дона и Терека…

Одним из общих чувств, несомненно, было облегчение, как вспоминал позднее знаменитый Авраамий Палицын после смерти Ивана Грозного «все православное христианство начаша от скорби бывшия утешатися и безмятежно житии».

Первым повсеместным сбором для экстренных сборов военного характера был «подымный сбор» 1638 и 1639 годов. Для целей подворного обложения предпринята была и перепись 1646–1648 годов. Она и послужила немедленно по окончании для нового экстренного сбора и для перевода на двор одной из постоянных податей – «полоняничных денег».

Едва только они были окончены, как уже немедленно были употреблены в дело для подворной раскладки нового экстренного сбора «ратным людям на жалованье» – по 2 гривны с двора.

 В 157 (1648/49) году былвведен и положен подворно по переписи 154 (1645/46) года постоянный налог – полоняничные деньги, но по своей очень невысокой ставке, он не имел большого финансового значения. И после этого все старые постоянные налоги оставались на сошном письме до полной замены его дворовым числом».

Россия была страной по преимуществу сельской, аграрной. В городах жило всего 134 тыс. человек, что составляло 0,02% от общего числа подданных царя (сейчас в России – не самой развитой стране мира – горожан больше половины всего населения, в других же, более развитых странах, численность их составляет 90 и даже 97%). Такой город, как Симбирск, в котором было 2 тыс. горожан, считался очень большим, что немудрено: в 1678 году из 173 городов России в 136 жило менее одной тысячи жителей.

С 1678 по 1724 год существовало подворное обложение. Это означало, что единицей обложения крестьян и горожан был «двор». Иначе говоря, переписчики объезжали деревни и города и переписывали не собственно людей, а число дворов, в которых они жили. Так, по каждому населенному пункту или земельному владению (вотчине или поместью), а потом – по уезду образовывалось так называемое «дворовое число», которое и лежало в основе всех податных расчетов. Например, нужно было собрать определенную сумму денег -А.Ее делили на число дворов Б по всей стране. В итоге получалось число В - это и был налог с каждого учтенного при переписи двора, подворный налог.

В 1710 году власти все же провели новую подворную перепись, но ожидаемого результата – роста «дворового числа» в сравнении с предыдущей переписью 1678 года – не произошло. Наоборот, оно сократилось на 20%! В 1715 году было решено провести еще одну перепись. И опять неудача – «дворовое число» не превысило прежней величины. Примечательно, что до Петра I и его чиновников стали доходить сведения о том, что «дворовая убыль» вызвана не только бегством или высокой смертностью крестьян, но и их упорным нежеланием нести тяжелые повинности. Это было видно уже по тому, что число дворов не увеличивалось, а населенность двора между тем росла. Это означало, что крестьянские семьи не делились, как прежде, и молодые крестьяне не строили собственных дворов, а жили во дворе родителей. И все это делалось для того, чтобы не платить налогов.

В качестве радикальной меры Петр I решил изменить принцип налогообложения и единицей обложения сделать не «двор», а «душу мужского пола». Важно, что Петр I решил провести реформу налогообложения одновременно с реформой содержания армии. Огромная по тем временам 200-тысячная армия вернулась после войны в страну, и ее нужно было где-то разместить, на какие-то деньги содержать. И здесь Петр I, опять же, прибег к шведскому опыту. С давних пор шведские солдаты жили в тех местностях, где их полки получали деньги на содержание. Это было удобно – деньги от плательщиков поступали прямо в кассы приписанных к ним полков. Петр I решил воспроизвести эту систему.

Двадцать шестого ноября 1718 года был издан указ о проведении в стране подушной переписи. Все помещики и старосты подавали реестры, или, как тогда говорили, «сказки», с указанием числа мужчин, живущих в каждой деревне, селе, вотчине. За 1719 год сказки, в основном, были собраны. Но властям стали известны многочисленные факты жульничества: переписи избежал каждый третий плательщик. Тогда решили собрать специальные военные команды и провести проверку, или, как тогда говорили, «ревизию», числа душ мужского пола.

Самыми распространенными формами сопротивления крестьян против роста податей и повинностей были: утайка дворов и людей; тайная распашка и обработка земельных угодий взамен забрасываемой «впусте» тягловой пашни, учтенной писцовыми книгами; отказ от уплаты стрелецких денег и ясака; бегство на новые земли, в основном – в степи башкирского Закамья и леса Перми Великой. Как отмечает М.В. Гришкина, по отдельным территориям Удмуртии в «бегах» числилось от 28 до 30% взрослого мужского населения. Попытки пресечь незаконное переселение силами военных команд вызывали открытые проявления возмущения и сопротивления. Так, в 1721 году один из отрядов под командованием поручика Молчанова ловила беглых на Казанской дороге. Последние напали на отряд, взяли солдат в плен, а поручику сделали внушение, чтоб более по дорогам «не ездил, а ежели поедет, убит будет до смерти». Часть беглых людей создавала вооруженные отряды и нападала на купцов, зажиточных крестьян и иных проезжающих по дороге, деля награбленное поровну. Таким образом, разбойничество также содержало в себе элементы социального протеста.

Проверка населения оказалась делом сложным, и работа ревизоров затянулась до 1724 года. Перед ними возникало много проблем. Ведь им предстояло проехать через каждую деревню, проверить сказки по этой деревне, внести в них исправления, выявить, поймать и отослать на прежние места жительства всех беглых, определить, что делать с разными категориями населения, которые раньше податей не платили, и т. д.

В итоге к 1724 году стало известно о 5 млн. 656 тыс. душ мужского пола. К этому времени уже были сделаны расчеты содержания армии. По проекту 1720 года расходы на кавалериста составляли 40 рублей, а на пехотинца – 28,5 рублей; в целом же расходы на всю армию достигали 4 млн. рублей. Сумма налога на одну душу определялась путем деления 4 млн. рублей на 5,6 млн. душ. Получилось, что подушный налог составил 74 копейки. Так начала свою долгую (длившуюся свыше 150 лет) историю подушная система. Она была удобна для властей – сразу же были отменены десятки налогов, податей, меньше стало проблем со сборами и пересылкой налогов в центр. Полки разместились в тех дистриктах, откуда они получали деньги. Полковые офицеры, вместе с выбранными из местных дворян земскими комиссарами, собирали подушину прямо в полковую кассу. В целом подушная подать не была тяжелее подворной, но она все равно оказалась весьма болезненной для плательщиков. Им, как и раньше, приходилось платить за умерших, бежавших, больных. Ведь следующая проверка сказок – ревизия – после 1724 года была организована лишь в 1742 году! Солдаты стали селиться в деревнях, что доставляло больше хлопот для крестьян. Кроме того, с введением подушной подати контроль государства за подданными усилился. Все ведь должны быть записаны в сказки, крестьянину стало трудно выйти на заработки. Об уходе на новое место жительства или работы не приходилось и говорить, так как до следующей ревизии было запрещено покидать те места, где крестьяне записывались в сказки. Податная реформа Петра I – введение подушной подати – имела колоссальное значение.

Черносошные крестьяне были переименованы в государственные.

Государственные крестьяне – сословие в России XVIII - первой половине XIX века, образованное из бывших черносошных крестьян (лично свободных общинников), половников (феодально-зависимых крестьян, плативших феодалу половину урожая), однодворцев и др. Жили на казённых землях, несли повинности государству, были лично свободны. Казённые (государственные, экономические, дворцовые) крестьяне фактически пользовались землёй, принадлежавшей казне, не платили оброк казне, выполняли натуральные повинности; недоимочных крестьян направляли на принудительные работы; ограничено право заключать сделки, переходить в другое податное сословие.

За годы Северной войны налоги и повинности росли непрерывно и в конце царствования Петра стали для крестьян очень тяжелыми. Множество плательщиков бросали свои хозяйства, дворы и бежали на Дон, за границу, в другие владения. Стала образовываться «убыль дворов». Провести учет пустых, «убылых дворов» было технически очень сложно. Поэтому новые налоги по-прежнему рассчитывались по указанному выше принципу В = А: Б. Иначе говоря, еще большая податная тяжесть ложилась на оставшиеся «жилые дворы».

С 1841 года, после завершения проведения реформы управления государственными крестьянами, перешли под управление министерства государственных имуществ. В середине XIX в. их насчитывалось примерно 45 % от всех крестьян.

Новая Россия в преобразованиях Петра Великого и Екатерины Великой является уже вооруженной с ног до головы для всех завоеваний моральных и материальных, приведенных в исполнение в то время или после.

Несмотря на начало разложения крепостнической системы, сельское хозяйство страны в 1760-90 годы развивалось довольно успешно. Осваивались новые земли в Поволжье, на Урале и в Сибири, где крестьяне-переселенцы и местные жители, традиционно занимавшиеся кочевым скотоводством, переходили к земледелию. Выводились новые породы скота и виды сельскохозяйственных культур. Все большее значение приобретало разведение картофеля и подсолнечника.

Удельные крестьяне — категория феодально-зависимого сельского населения Российской империи конца XVIII — середины XIX века, образованная в 1797 году из дворцовых крестьян, на основании «Учреждения об Императорской фамилии». К удельным крестьянам относились крестьяне, проживавшие на удельных землях и принадлежавшие императорской семье. Крестьяне платили оброк и несли государственные повинности.

Число крестьян, обращённых в удельные, достигало (по 5-ой переписи) 467 тыс. душ мужского пола, находившихся в 35 губерниях. Больше всего их было в Костромской губернии (53 тыс. ревизских душ), Смоленской (51 тыс. душ), Вятской (40 тыс.), Владимирской, Нижегородской, Вологодской, Симбирской, Орловской и Тамбовской (23 — 24 тыс. душ в каждой). крестьян своего ведомства. Меры, принимавшиеся против малоземелья удельных крестьян, в некоторых губерниях оказались достаточными лишь для того, чтобы парализовать естественную тенденцию уменьшения единичных участков вследствие размножения населения; в других губерниях они не имели и этого результата; возрастание участков крестьян к моменту увольнения их в свободное состояние наблюдалось лишь в Тверской губернии (где состоялись крупные приобретения уделами частновладельческих земель) и, по-видимому, в северных губерниях, где участки крестьян увеличивались явными и тайными расчистками удельных лесов.

При обращении дворцовых крестьян в удельных в центральных, гуще населённых губерниях, уже прочно, по-видимому, утвердился обычай периодического (при ревизиях) передела земель в границах владений отдельных селений. На севере и на окраинах, где ещё не чувствовалось острой нехватки земли, распространён был обычай наследственного пользования участками. Обращение наследственного пользования землёй в уравнительное в подобных местностях происходило в разное время по распоряжению удельного управления.

К концу царствования Екатерины Новороссия стала не просто производить хлеб в большом количестве, но и вывозить его за границу. Успехи промышленности и сельского хозяйства способствовали дальнейшему развитию внутренней и внешней торговли. Еще больше стало сельских торжков и ярмарок, что говорило о постепенном втягивании крестьян в рыночные отношения.

Власти – губернская и уездная – признавали единственно возможным в воздействии на крестьян применение силы. Правительство не одобряло чрезмерные строгости местных властей, т. к. они могли вызвать ответную реакцию крестьян. Оно, например, допускало массовые порки крестьян для прекращения волнений «в исключительных случаях, не терпящих отлагательства», однако этому должен был предшествовать выезд губернатора на место беспорядков «для личного вразумления неповинующихся». Но злоупотребления местных властей часто проходили безнаказанно, а т. к. угрозами и насилием действовать проще, чем убеждением, на местах широко их применяли.

Сход выбирал сельского старосту. Несколько общин составляли волость, существовал волостной сход и волостное правление: волостной старшина и сельские старосты. Большую роль в правлении играл волостной писарь, часто единственный грамотный в нём. Правление наблюдало за порядком, исполнением законов, сбором податей в пределах волости. Действовал также волостной суд, разбиравший конфликты между крестьянами. Волостное начальство могло подвергать крестьян аресту, назначению на общественные работы, штрафу и наказанию розгами. Крестьянское самоуправление зависело от полиции, уездного и губернского по крестьянским делам присутствий, с 1889 года – и от земских начальников.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 700.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...