Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система воспитания и образования в Древнем Риме.




Система воспитания и образования в Древней Греции.

В Древней Греции были две основные системы воспитания: спартанская и афинская.

Спартанская система воспитания имела преимущественно военно-спортивный характер. Это было обусловлено необходимостью подавлять частые восстания бесправного большинства населения (илотов, периэков, рабов, занимавшихся земледелием) против спартиатов-рабовладельцев, а также военными конфликтами.

Особое место занимала военная подготовка и физическое воспитание. Главной целью спартанской системы воспитания было подготовка мужественных, дисциплинированных, зака-ленных воинов, способных держать в повиновении рабов.

Только здоровые дети при рождении получали право на жизнь. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев.

С семи лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в государ-ственные учреждения — агеллы, где воспитывались до 18 лет под руководством назначаемого государством лица — педонома.

Мальчиков приучали к выносливости путем закаливания организма, умению владеть оружием, бдительному надзору за рабами, дисциплине. К примеру, мальчики-спартиаты носили легкую, одинаковую зимой и летом одежду, ели простую пищу.

В Спарте получила свое начало система физических упражнений, распространившаяся за-тем и по другим древнегреческим государствам, так называемое пятиборье: бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья.

Достигнув 18 лет, юноши поступали в эфебию, где проходили подготовку к военнойслуж-бе, участвуя в маневрах, охраняя порядок в городах.

Спартанская система воспитания включала в себя определенные элементы и для девушек: кроме традиционных (навыки домоводства, ухода за ребенком, музицирования) существовала специальная система военно-физических упражнений.

Для того, чтобы в будущем произвести здоровое и крепкое потомство, девушки должны были позаботиться об укреплении и соответствующей тренировке своего тела.

Девушки, так же как и юноши занимались пятиборьем: бегали, прыгали, боролись, бросали диск и кидали копье. Действующие в Спарте уставы исключали для девушек изнеженный образ жизни.

Роль семьи, в системе спартанского воспитания была незначительной. В воспитании детей, являвшемся делом государственным, принимали участие все взрослые граждане, особенно старики, умудренные жизненным опытом.

Целью афинской системы воспитания было сочетание физических и нравственных досто-инств.

Афинская педагогика выдвигала как идеал сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.Формированию гармонически развитой личности подчинялось содержание образования в системе частных и платных школ. В них обучались мальчики, начиная с 7 лет.

В школе грамматиста мальчики получали общие основы грамоты, а несколько позже од-новременно занимались в школе кифариста, где изучали музыку, пение, декламацию. Достигнув 12-16 лет, подростки занимались гимнастикой в школе — палестра под руководством педотриба (специалиста по отдельным видам гимнастики)

Девочки по традиции получали домашнее воспитание и образование на женской поло-вине дома. Уделом женщины являлось домашнее хозяйство.

Афинская система воспитания из-за высокой платы за обучение была недоступна детям несостоятельных в материальном отношении родителей, а дети рабов полностью исключались из нее.

Система воспитания и образования в Древнем Риме.

Целью римской системы воспитания было подготовить активного члена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и государства, быть храбрым воином, презирающим рабов и все иноземное, политиком, расчетливым землевладельцем.

Ведущую роль в формировании юных римлян играло домашнее обучение и воспитание. Отец в семье был наделен неограниченной властью. В его власти было даже продать детей в рабство. Мать имела намного меньше прав, чем отец, но играла почетную роль в воспитании. Девочек воспитывала мать, а воспитанием мальчиков занимался отец.

Низшей ступенью обучения небогатых и незнатных свободных граждан являлись триви-альные школы (элементарные). Поступали в них дети с 7 до 9 лет. Учились в них как мальчики, так и девочки. Эти школы были самыми массовыми. Оплата за обучение была незначительной. Школы были частными, учебных программ не было. Находились школы в примитивных помещениях. В круг изучаемых дисциплин входили: латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, основы счета, знакомили с законами страны.

Школами повышенного типа являлись частные грамматические школы. Здесь, как прави-ло, обучались привилегированные подростки после домашней подготовки с 12 до 16 лет. По сравнению с тривиальными грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях, предлагали более расширенную программу. Помимо предметов, преподававшихся обычно в тривиальной школе, здесь изучали греческий и латинский языки, основы римского права, грамматику латинского языка, риторику. Обучение было преимущественно индивидуальным, а в более поздний период делались попытки разбить учащихся на группы (классы).

В IV в. появляются риторические школы или (школы ораторов), где знатное юношество за высокую плату обучались риторике, философии, правоведению, греческой и латинской литературе, математике, музыке, астрономии. В процессе обучения активно использовался эффективный метод диспутов на заданную тему. Риторические школы выполняли строгий социальный заказ – готовили чиновников для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.

Военную подготовку в течение 3-4 лет юноши проходили в воинских формированиях – легионах. Учителя назначались от имени императора, контроль над деятельностью этих школ осуществляло государство. Обучение носило религиозный характер.

Таким образом, система воспитания и образования в Римской империи обеспечивала воспроизводство определенного типа личности, способствовала распространению начальной грамотности среди широких масс и овладению фундаментальной подготовкой средних и высших слоев римского общества, обеспечивая нужды государственного управления и развития среди-земноморской культуры.

 Но в отличие от греческой системы образования римская мало уделяла внимания физической культуре и музыкальному воспитанию, отличаясь большим прагматизмом, хотя и ее основная цель состояла в том, чтобы молодежь овладела дисциплинами гуманитарного цикла.

 

           Цицерон выдвинул широкую программу образования, необходимую, по его мнению, для настоящего оратора. Он настаивал на изучении философии, прежде всего этики, которая должна дать будущему оратору глубокое знание человеческой природы, а также риторики, литературы, права.

Целью воспитания Квинтилиан рассматривал наилучшую подготовку к исполнению граж-данских обязанностей.

При воспитании нельзя прибегать к физическим наказаниям, так как битье подавляет стыдливость и развивает рабские качества. Ввиду важности свободного воспитания необходимо тщательно подходить к выбору кормилицы для младенца. Ей следовало обладать достойными моральными и нравственными качествами, хорошими произношением и дикцией.

Квинтилиан одним из первых предложил стройную систему обучения ораторскому искус-ству.

Первой ее ступенью было домашнее воспитание и обучение. До семи лет ребенок должен был овладеть началами латинской и частично греческой грамматики (предлагалось начинать с иностранного языка, поскольку, по мнению Квинтилиана, затем лучше усваиваются правила родного языка). В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать интерес к обучению через игру и похвалу, соблюдая чувства меры в нагрузках, чтобы «ребенок не возненавидел ученье». С особой тщательностью Квинтилиан предлагал подходить к выбору товарищей-сверстников, окружавших ребенка.

В программу первоначального школьного обучения включался ряд предметов. На первом месте стояли занятия грамматикой и стилем, мораль, азы математики, музыка, гимнастика. Основным же предметом грамматической школы оставалась грамматика.

В риторической школе центральным предметом являлась риторика, под которой понималось «искусство красноречия». В риторическую школу принимались учащиеся не по летам, а по способностям. Помимо риторики слушатели изучали философию (этику, физику и диалектику), историю и литературу.

Особое внимание Квинтилиан обращает на музыкальное воспитание, поскольку музыка воспитывает необходимые оратору гибкость голоса, ритм речи и движений.Основными методами обучения являлись: подражание, теоретическое наставление и упражнение.

Для многих учеников образование завершалось на элементарном уровне. Немногие продолжали учиться в учебных заведениях повышенного типа.

Образование выше начального (энкиклиоспедиа) давали грамматические школы. Они могли быть церковными и светскими (частными и государственными). Постепенно образование выше начального сосредоточилось в столице империи – Константинополе, где в IX – XI вв. насчи-тывалось до десяти соответствующих учебных заведений. В них обучались дети с 10 - 12-летнего возраста до 16 – 17-летнего возраста, т.е. пять-шесть лет.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...