Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Словари редких и устаревших слов




КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИНГВОДИДАКТИКИ

ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Омского государственного педагогического университета

 

в 100-летие реформ графики и орфографии

ПРОВОДИТ КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

«БУКВЫ»

для учащихся общеобразовательных учреждений города Омска

и Омской области

В рамках конкурса предлагаются такие задания:

ФотоГРАФИКА (для учащихся 5-9 классов)

Перевёртыш (для учащихся 5-9 классов)

Лингвистический прогноз (для учащихся 10-11 классов)

 

(*Более подробную информацию смотрите в приложении)

 

Сроки проведения конкурса:

22.01.2018 – 18.03.2018

Подведение итогов:

19.03.2018 – 26.03.2018

Награждение победителей:

26.03.2018 – 30.03.2018

 

Все участники получат сертификаты, победители – дипломы, учителя – благодарственные письма за подготовку участников.

Сертификаты участников Конкурса могут быть представлены в портфолио абитуриента, поступающего в ОмГПУ.

Дипломы победителей дают 11-классникам право получения 2 баллов за индивидуальные достижения при поступлении в ОмГПУ.

 

Контакты:

Электронный адрес для отправки материалов и переписки с участниками конкурса: essay_omsk@mail.ru

Федяева Наталья Дмитриевна, зав.кафедрой русского языка и лингводидактики, тел. (905)944-78-29, ndfed@yandex.ru

Кафедра русского языка и лингводидактики: Омск, ул. Партизанская, д. 4а, ауд. 204, тел. 23-37-73

 



ЗАЯВКА

на участие

в конкурсе творческих работ для школьников

Омска и Омской области «Буквы», посвященном столетию

реформы русской графики и орфографии

 

_____________________________________________________________

(наименование образовательного учреждения)

 

№ п/п Ф.И.О. участника (полностью) Класс Вид конкурсного задания[1] Ф.И.О. руководителя/учителя (полностью), должность Контактный телефон, E-mail
           

 

  Заявка и конкурсное задание отправляется в электронном виде по адресу essay_Omsk@mail.ru, в графе «Тема» указать «Буквы_БОУ_номер». Просим отправлять все работы, написанные учениками одного БОУ, в одном письме. Название файла должно содержать фамилию ученика и название конкурсного задания (например: Иванов_Фотографика). Контактное лицо: Федяева Наталья Дмитриевна, заведующий кафедрой русского языка и лингводидактики, тел. (905)944-78-29.  

 


КонкурсФОТОГРАФИКА

(для учащихся 5 – 9 классов)

Историческая справка

Орфографическая реформа 1917 – 1918 годов изменила ряд правил в русском правописании, а несколько букв русского алфавита были совсем исключены из его состава. Предпосылки для проведения реформы появились еще в 1904 году. После обсуждений, длившихся несколько лет, в мае 1917 года о реформе было объявлено в «Постановлениях совещания по вопросу об упрощении русского правописания». В декабре 1917 года был опубликован Декрет за подписью советского Народного комиссара по просвещению А. В. Луначарского, где «всем правительственным и государственным изданиям» предписывалось с 1 января (по старому стилю) 1918 года «печататься согласно новому правописанию».

В соответствии с реформой:

Ø из алфавита исключались буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и десятеричное»); вместо них должны употребляться Е, Ф, И (соответственно);

Ø буква Ъ (ер) переставала употребляться на конце слов и частей сложных слов, но оставалась в качестве разделительного твердого знака (подъём, адъютант);

Ø изменялось правило написания приставок на з/с: теперь все они (кроме собственно с-) кончались на с перед любой глухой согласной и на з перед звонкими согласными и перед гласными (разбить, разораться, разступитьсяразбить, разораться, но расступиться);

Ø в родительном и винительном падежах прилагательных и причастий окончание –аго после шипящих заменялось на –его (лучшаго → лучшего), во всех остальных случаях -аго заменялось на -ого, а –яго на –его (новаго → нового, ранняго → раннего), в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего родов -ыя, -ія заменялись на -ые, -ие (новыя (книги, изданія) → новые);

Ø словоформы женского рода множественного числа онѣ, однѣ, однѣхъ, однѣмъ, однѣми заменялись на они, одни, одних, одним, одними;

Ø словоформа родительного падежа единственного числа ея (нея) заменялась на её (неё).

 

Задание

Исчезли ли написанные по-старинному слова из нашей жизни сегодня? Можно ли в современном городе увидеть отголоски прошлого в виде давно забытых букв, приставок и окончаний?

Чтобы выполнить задание, необходимо:

Ø найти в Омске здание, на котором красуется вывеска с буквами старого (дореформенного) русского алфавита;

Ø сфотографировать эту вывеску;

Ø прокомментировать написание, объяснив, как и зачем используется дореформенная графика;

Ø прислать фотографию и текстовый комментарий (объемом от одного до трех абзацев) по адресу essay_omsk@mail.ru.

 

 

Образец выполнения

Ресторан «КОЛЧАКЪ» (Омск, ул. Броз Тито, 2, к.1) Комментарий

 

Критерии оценки

Ø наличие четкой фотографии, указание местонахождения объекта;

Ø корректный исторический комментарий;

Ø обоснованность комментария о целесообразности использования дореформенного написания.

 


КонкурсПЕРЕВЕРТЫШ

(для учащихся 5 – 9 классов)

Рекомендуемая литература



Толковые словари

1. Большой академический словарь русского языка / Гл. ред. К.С. Горбачевич. Т. 1-5. М.: СПб., 2004-2006.

2. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2000.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2010.

4. Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. М., 2000.

5. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М.:, 1999. (Также известен как Малый академический словарь, сокращённо МАС.)

 

Словари синонимов

1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М., 2001.

2. Горбачевич К. С. Краткий словарь синонимов русского языка. М., 2001.

3. Горбачевич К. С. Словарь синонимов русского языка. М., 2006.

4. Евгеньева А. П. (ред.). Словарь синонимов русского языка. В 2 т. М., 2003.

 

Фразеологические словари

1. Алефиренко Н. Фразеологический словарь. Культурно-познавательное пространство русской идиоматики. М., 2008.

2. Берков В. П., Мокиенко В. М., Шулежкова С. Г. Большой словарь крылатых слов русского языка. М., 2005.

3. Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Русская фразеология: Историко-этимологический словарь. М., 2005.

4. Галиуллин К.Р., Мартынов Д.А. Словарь языка русских пословиц и поговорок конца ХVII – первой половины ХVIII в.: сборник пословиц Петровской галереи. Казань, 2006.

 

Словари редких и устаревших слов

1. Баско Н. В., Андреева И. В. Словарь устаревшей лексики к произведениям русской классики. М., 2013.

2. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. М., 2005.

3. Словарь русских историзмов: Учеб. пособие / Т.Г. Аркадьева, М.И. Васильева, В.П. Проничев и др. М., 2005.

4. Федосюк Ю. А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. М., 2002.

5. Харченко В.К. Словарь богатств русского языка. Редкие слова, метафоры, афоризмы, цитаты, биографемы: в 2 т. Белгород, 2003.

 

Исторические словари

1. Словарь русского языка XI—XVII вв.: Справочный выпуск / Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН. М., 2000.

2. Словарь русского языка XVIII века. Л.; СПб., 1984-2011. Вып. 1-19.

3. Словарь русского языка XIX в.: Проект. СПб., 2002.

Задание

Переименуйте известные заведения нашего города, заменив современные единицы на устаревшие. Прокомментируйте произведенные замены с опорой на словари русского языка.

1. Книжный магазин «Читай-город»

2. Кондитерская «Карамель»

3. Кофейня «Вояж»

4. Парикмахерская «Апельсин»

5. Пиццерия «Перцы»

6. Ресторан «Клуб деловых людей»

7. Ресторан «Охотничий домик»

8. Сеть аптек «Фармакопейка»

9. Супермаркет «Пятёрочка»

10. Чайный магазин «Унция»

 

Образец оформления

 

Современное название Название-«перевертыш» Комментарий
Елки-палки Певка–Бадог Певка – дерево, растущее в Палестине, род сосны, лиственница. См.: певга, певка, пихта (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М.: Прогресс, 1964-1973)   Бадог – палка, дубина, трость. См.: За бадог водить кого. Прикам. Водить слепого или немощного человека. Бадог –палка. (Мокиенко В. и др. Большой словарь русских поговорок. М: Олма Медиа Групп, 2007)

 

Критерии оценки

Ø оригинальность полученного названия;

Ø корректность лингвистического комментария.

 


КонкурсЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ

(для учащихся 10 – 11 классов)

Справка о состоянии вопроса

После реформы 1917 года, внесшей существенные коррективы в правописание, и появления в 1956 году свода правил орфографии и пунктуации неоднократно обсуждалась судьба ряда орфограмм. Так, в конце 90-х гг. разрабатывался проект принципиально нового орфографического словаря, который должен был внести коррективы в существующие правила. Однако общественность не поддержала этого начинания, и проект остался проектом.

Подробнее о состоявшихся реформах орфографии и нереализованных проектах вы можете прочитать в статье О. Карповой «История с орфографией» (http://magazines.russ.ru/nz/2010/3/ka19-pr.html), о том, какие правила предлагали изменить авторы проекта 2000 г., – в материале Л. Беловой «Размышления о грядущих переменах в русской орфографии» (http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_1_22).

Задание

Как видите, не только у школьников возникают сомнения в том, что правило –правильное. Как вы думаете, какие орфограммы изменятся первыми? Почему? Это хорошо или плохо?

Мы ждем ваш лингвистический прогноз, в котором:

Ø вы сформулируете современное правило;

Ø докажете, что назрела необходимость его изменений;

Ø предложите новый вариант орфограммы.

Требования к оформлению

 

Представленный прогноз должен быть оформлен в соответствии с требованиями:

шрифт Times New Roman, кегль – 14, цвет – черный;

абзац: первая строка – отступ 1 см, межстрочный интервал – полуторный, выравнивание по ширине; поля по 2 см с каждой стороны; переносы не ставить;

объем текста – не более 2 страниц.

 

Критерии оценки

Ø верность формулировки современной орфограммы;

Ø обоснованность, аргументированность прогноза;

Ø корректное использование лингвистических терминов;

Ø иллюстративность (наличие примеров).

 




ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении конкурса творческих работ для школьников

Омска и Омской области «Буквы», посвященного столетию

реформы русской графики и орфографии

I. Общие положения

1.      Настоящее положение определяет общий порядок организации и проведения конкурса творческих работ для школьников Омска и Омской области «Буквы», посвященного столетию реформы русской графики и орфографии (далее – Конкурс).

2. Организатором Конкурса выступает кафедра русского языка и лингводидактики филологического факультета Омского государственного педагогического университета (далее – кафедра).

II. Цель Конкурса

3. Конкурс проводится с целью популяризации филологического знания, приобщения школьников к отечественной лингвистической традиции; расширения кругозора; воспитания уважительного отношения к государственному языку Российской Федерации и его истории.

III. Участники Конкурса

4. Принять участие в Конкурсе могут учащиеся 5 – 11-х классов общеобразовательных учреждений города Омска и Омской области.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...