Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
НАУКА. КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕНСтр 1 из 64Следующая ⇒
В. П. Кохановский ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Учебник для высших учебных заведений Феникс РОСТОВ-НА-ДОНУ 1999 ББК Ю25 К75 Рецензенты: Доктор философских наук, профессор Т. П. Матяш Доктор философских наук, профессор В. П. Яковлев К75 Кохановский В. П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. - 576 с. Кохановский В. П.Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. - 576 с. ISBN 5-222-00502-Х Первый фундаментальный учебник по дисциплине «Философия и методология науки» подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Госкомвуза РФ. Рассматривает специфику науки как системы знания, формы духовного производства и социального института; анализирует закономерности развития науки, ее структуру, уровни и методологию научного познания; выявляет сходство и различие естественных и гуманитарных наук, этапы их формирования и специфику их методов; показывает, как решаются данные проблемы современными западными философами. Учебник отличает ясность и четкость изложения материала. Рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей, а также всех, интересующихся проблемами истории, философии и методологии науки. ISBN 5-222-00502-Х ББК Ю25 © Кохановский В. П., 1999 © Оформление. Издательство «Феникс», 1999 ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................... 3 Глава I НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 5 § 1. Знание, познание и его формы 5 § 2. Возникновение науки. Наука и практика 11 § 3. Научное знание как система, его особенности и структура........... 22 § 4. Классификация наук и проблема периодизации истории науки.. 34 § 5. Наука как форма духовного производства и социальный институт.. 44 § 6. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм 48 Глава II ФИЛОСОФСКИЕ ОБРАЗЫ НАУКИ И ЕЕ МЕТОДОВ......... 59 § 1. Идея создания «новой науки» (Ф. Бэкон, Р. Декарт) 59 § 2. Как возможно научное знание? (И. Кант) 64 § 3. Философия как «наука наук» (Г. Гегель) 72 § 4. Наука — «сама себе философия» (О. Конт) 77 § 5. Наука как «всеобщий духовный продукт общественного развития» (К. Маркс)..... 79 Глава III ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ .......... 85 § 1. Преемственность в развитии научных знаний 85 § 2. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки 90 § 3. Дифференциация и интеграция наук 92 § 4. Взаимодействие наук и их методов 95 § 5. Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации 97 § 6. Теоретизация и диалектизация науки 104 § 7. Ускоренное развитие науки 107 § 8. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма 110 § 9. Все более полное приближение к абсолютной истине, преодоление заблуждений 113 Глава IV ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 119 § 1. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование 119 § 2. Особенности эмпирического исследования 122 § 3. Специфика теоретического познания и его формы. 126 § 4. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой ее элемент 142 § 5. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики. Проблема материализации научной теории........ 155 Глава V МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 167 § 1. Метод и методология 167 § 2. Предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и субъективного 174 § 3. Классификация методов 182 Глава VI ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ 187 § 1. Основные модели соотношения философии и частных наук .................... 187 § 2. Функции философии в научном познании 196 Глава VII ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ И МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАУ 209 § 1. Диалектика как система элементов, и их регулятивный характер 209 § 2. Роль принципов диалектики как регулятивов научного поиска 218 § 3. Границы, сфера действия диалектического метода.. 235 § 4. Метафизика и ее значение для научного познания.. 245 Глава VIII ОБЩЕ-ЧАСГНОНАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТОДОВ255 § 1. Научные методы эмпирического исследования 255 § 2. Научные методы теоретического исследования 259 § 3. Общелогические методы и приемы познания 265 § 4. Частнонаучная методология. 282 § 5. Взаимодействие методов.. 286 Глава IX ПАРАДИГМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ: СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ .............................. 291 § 1. Натурфилософия и естествознание 291 § 2. Классическое естествознание и его методология 303 § 3. Революция в естествознании конца XIX—начала XX в. и становление идей и методов неклассической науки…… 323 § 4. Концептуально-методологические сдвиги в естествознании конца XX в... 346 Глава X ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ…. 371 § 1. Понятие социального познания. 371 § 2. Формирование социально-гуманитарной методологии в философии истории 374 § 3. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт) 387 § 4. Методология социальных наук М. Вебера 399 § 5. Логика социальных наук К. Поппера 414 § 6. Философская герменевтика Г. Гадамера 427 § 7. Структурный метод в гуманитарных науках (М. Фуко).............. 438 § 8. Особенности социального познания и его методов (общая характеристика) .451 § 9. О новой парадигме социальной методологии 477 Глава XI ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ В ПОСТПОЗИТИВИЗМЕ....................... 501 § 1. Концепция науки и развития научного знания К. Поппера.......... 501 § 2. Концепция смены парадигм и «методологические директивы» Т. Куна 514 § 3. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса 528 § 4. Реконструкция истории науки П. Фейерабендом и его теоретико-методологический плюрализм 541 ЛИТЕРАТУРА........................................................ 561
ПРЕДИСЛОВИЕ Наука — сложное многогранное целостное явление, а процесс развития научного познания — в силу его сложной и многослойной структуры — не однонаправленный монотонный, «одноплоскостной» процесс. Это всегда, в любую эпоху процесс нелинейный, характеризующийся разнонап-равленностью изменения форм научного знания, в котором постоянно возникают новые точки роста, нововведения и центры изменения, многообразные возможности и ситуации выбора. Поэтому не только возможны, но и необходимы разные модели и образы развития науки. Научное познание развивается в контексте исторического развития общества. А это значит, чтобы понять его природу, особенности и историческую динамику, необходимо рассматривать научное познание как социально-культурный процесс. Надо понять, как осуществляется и развивается социальная жизнь людей, как она определяет на разных этапах своей истории состояние и особенности научной деятельности. Наука является достаточно неоднородным образованием: наука переднего края и нормальная наука, наука Нового времени и современная, наука профессиональная и любительская, наука Запада и восточная наука, государственная и «народная» наука и т. п. Наука — это та сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, в которую науки — по мере своего развития — проникают все более глубоко и широко. Вместе с тем наука ориентируется и на человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления. Наряду со знаниями об объектах наука формирует знания и о методах, принципах и приемах научной деятельности. Потребность в развертывании и систематизации знаний второго типа приводит на высших стадиях развития науки к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск. Наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия и методология науки, исследующая общие закономерности научно-познавательной деятельности, структуру и динамику научного знания, его уровни и формы, его социокультур-ную детерминацию, средства и методы научного познания, способы его обоснования и механизмы развития знания. Философия науки сложилась к середине XX в. и как философское направление-, исследующее общие характеристики научной деятельности в целом, и как раздел философии, разрабатываемый в рамках различных философских течений, поскольку они так или иначе обращаются к феномену науки.
Глава I НАУКА. КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 376. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |