Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НАУКА. КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН




В. П. Кохановский

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Учебник для высших учебных заведений

Феникс

РОСТОВ-НА-ДОНУ

1999

ББК Ю25

К75

Рецензенты: Доктор философских наук, профессор Т. П. Матяш Доктор философских наук, профессор В. П. Яковлев

К75 Кохановский В. П.

Философия и методология науки: Учебник для выс­ших учебных заведений. — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. - 576 с.

Кохановский В. П.Философия и методология науки: Учебник для выс­ших учебных заведений. — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. - 576 с.

ISBN 5-222-00502-Х

Первый фундаментальный учебник по дисциплине «Философия и мето­дология науки» подготовлен в соответствии с государственным образователь­ным стандартом высшего профессионального образования Госкомвуза РФ. Рассматривает специфику науки как системы знания, формы духовного про­изводства и социального института; анализирует закономерности развития науки, ее структуру, уровни и методологию научного познания; выявляет сходство и различие естественных и гуманитарных наук, этапы их формиро­вания и специфику их методов; показывает, как решаются данные проблемы современными западными философами. Учебник отличает ясность и чет­кость изложения материала.

Рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей, а также всех, интересующихся проблемами истории, философии и методологии науки.

ISBN 5-222-00502-Х ББК Ю25

© Кохановский В. П., 1999 © Оформление. Издательство «Феникс», 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................... 3

Глава I НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН       5

§ 1. Знание, познание и его формы                           5

§ 2. Возникновение науки. Наука и практика            11

§ 3. Научное знание как система, его особенности и структура...........           22

§ 4. Классификация наук и проблема периодизации истории науки.. 34

§ 5. Наука как форма духовного производства и социальный институт..       44

§ 6. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм 48

Глава II ФИЛОСОФСКИЕ ОБРАЗЫ НАУКИ И ЕЕ МЕТОДОВ.........     59

§ 1. Идея создания «новой науки» (Ф. Бэкон, Р. Декарт) 59

§ 2. Как возможно научное знание? (И. Кант)          64

§ 3. Философия как «наука наук» (Г. Гегель)            72

§ 4. Наука — «сама себе философия» (О. Конт)       77

§ 5. Наука как «всеобщий духовный продукт общественного развития» (К. Маркс)..... 79

Глава III ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ ..........     85

§ 1. Преемственность в развитии научных знаний   85

§ 2. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки 90

§ 3. Дифференциация и интеграция наук                  92

§ 4. Взаимодействие наук и их методов                    95

§ 5. Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации 97

§ 6. Теоретизация и диалектизация науки                 104

§ 7. Ускоренное развитие науки                                107

§ 8. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма 110

§ 9. Все более полное приближение к абсолютной истине, преодоление заблуждений 113

Глава IV ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ           119

§ 1. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование 119

§ 2. Особенности эмпирического исследования   122

§ 3. Специфика теоретического познания и его формы.  126

§ 4. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой ее элемент  142

§ 5. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики. Проблема материализации научной теории........ 155

Глава V МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ  167

§ 1. Метод и методология                                     167

§ 2. Предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и субъективного        174

§ 3. Классификация методов                                  182

Глава VI ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ           187

§ 1. Основные модели соотношения философии и частных наук .................... 187

§ 2. Функции философии в научном познании     196

Глава VII ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ И МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАУ 209

§ 1. Диалектика как система элементов, и их регулятивный характер 209

§ 2. Роль принципов диалектики как регулятивов научного поиска 218

§ 3. Границы, сфера действия диалектического метода.. 235

§ 4. Метафизика и ее значение для научного познания..  245

Глава VIII ОБЩЕ-ЧАСГНОНАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТОДОВ255

§ 1. Научные методы эмпирического исследования 255

§ 2. Научные методы теоретического исследования 259

§ 3. Общелогические методы и приемы познания 265

§ 4. Частнонаучная методология.                          282

§ 5. Взаимодействие методов..                               286

Глава IX ПАРАДИГМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ: СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ .............................. 291

§ 1. Натурфилософия и естествознание                 291

§ 2. Классическое естествознание и его методология      303

§ 3. Революция в естествознании конца XIX—начала XX в. и становление идей и методов неклассической науки…… 323

§ 4. Концептуально-методологические сдвиги в естествознании конца XX в... 346

Глава X ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ….     371

§ 1. Понятие социального познания.                     371

§ 2. Формирование социально-гуманитарной методологии в философии истории       374

§ 3. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт)     387

§ 4. Методология социальных наук М. Вебера     399

§ 5. Логика социальных наук К. Поппера              414

§ 6. Философская герменевтика Г. Гадамера            427

§ 7. Структурный метод в гуманитарных науках (М. Фуко).............. 438

§ 8. Особенности социального познания и его методов (общая характеристика)          .451

§ 9. О новой парадигме социальной методологии   477

Глава XI ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ В ПОСТПОЗИТИВИЗМЕ.......................         501

§ 1. Концепция науки и развития научного знания К. Поппера.......... 501

§ 2. Концепция смены парадигм и «методологические директивы» Т. Куна   514

§ 3. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса 528

§ 4. Реконструкция истории науки П. Фейерабендом и его теоретико-методологический плюрализм         541

ЛИТЕРАТУРА........................................................ 561

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Наука — сложное многогранное целостное явление, а процесс развития научного познания — в силу его сложной и многослойной структуры — не однонаправленный моно­тонный, «одноплоскостной» процесс. Это всегда, в любую эпоху процесс нелинейный, характеризующийся разнонап-равленностью изменения форм научного знания, в кото­ром постоянно возникают новые точки роста, нововведе­ния и центры изменения, многообразные возможности и ситуации выбора. Поэтому не только возможны, но и не­обходимы разные модели и образы развития науки.

Научное познание развивается в контексте историчес­кого развития общества. А это значит, чтобы понять его природу, особенности и историческую динамику, необхо­димо рассматривать научное познание как социально-куль­турный процесс. Надо понять, как осуществляется и раз­вивается социальная жизнь людей, как она определяет на разных этапах своей истории состояние и особенности на­учной деятельности.

Наука является достаточно неоднородным образовани­ем: наука переднего края и нормальная наука, наука Но­вого времени и современная, наука профессиональная и любительская, наука Запада и восточная наука, государ­ственная и «народная» наука и т. п. Наука — это та сфера человеческой деятельности, в которой происходит выра­ботка и теоретическая систематизация объективных зна­ний о действительности, в которую науки — по мере сво­его развития — проникают все более глубоко и широко. Вместе с тем наука ориентируется и на человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих спо­собностей, культуры мышления.

Наряду со знаниями об объектах наука формирует зна­ния и о методах, принципах и приемах научной деятель­ности. Потребность в развертывании и систематизации знаний второго типа приводит на высших стадиях разви­тия науки к формированию методологии как особой от­расли научного исследования, призванной направлять на­учный поиск.

Наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного твор­чества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия и мето­дология науки, исследующая общие закономерности на­учно-познавательной деятельности, структуру и динамику научного знания, его уровни и формы, его социокультур-ную детерминацию, средства и методы научного познания, способы его обоснования и механизмы развития знания.

Философия науки сложилась к середине XX в. и как философское направление-, исследующее общие характе­ристики научной деятельности в целом, и как раздел фи­лософии, разрабатываемый в рамках различных философ­ских течений, поскольку они так или иначе обращаются к феномену науки.

 

Глава I

НАУКА. КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 376.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...