Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Порядок внесения изменений в ст.65 Конституции РФ.




Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе.    В настоящее время таким образом внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании. Под поправкой понимается любое изменение текста глав 3-8 Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав. В случае исключения статьи, нумерация статей не меняется, а указываются слова "исключена". Текст проекта закона о поправке вносится в Государственную Думу, где с соблюдением правил, установленных Конституцией, данным федеральным законом и Регламентом Думы, обсуждается в трех чтениях.                                                                 Одобренный проект закона в течение 5 дней направляется в Совет Федерации, в котором он подлежит обязательному рассмотрению. В случае отклонения закона Совет Федерации вправе внести в Государственную Думу предложение о создании согласительной комиссии. Повторным голосованием Государственная Дума не может преодолеть несогласие Совета Федерации.                                                                                                   После одобрения Советом Федерации его Председатель опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона о поправке с указанием дат его одобрения палатами Федерального Собрания. Не позднее 5 дней со дня принятия Закон РФ о поправке направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъекта РФ, которые рассматривают закон в срок, не позднее одного года со дня его принятия. Свое постановление об одобрении законодательный орган субъекта РФ направляет в Совет Федерации.

Последний ведет учет и устанавливает общие результаты одобрения закона законодательными органами субъектов в своем постановлении. Президент РФ, законодательный орган субъекта РФ в течение 7 дней со дня принятия указанного постановления вправе обжаловать его в Верховном Суде, немедленно известив об этом Совет Федерации, а законодательный орган субъекта и Президента. В случае решения Верховного Суда о пересмотре результатов рассмотрения законодательными органами субъектов вопроса об одобрении закона Совет Федерации повторно рассматривает вопрос. Одобренный в установленном порядке законодательными органами субъектов РФ закон РФ о поправке Конституции РФ направляется Президенту РФ, который его подписывает и осуществляет официальное опубликование. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.                                                                                                         Принятая поправка к Конституции подлежит внесению Президентом РФ в текст Конституции.                                                                                             В месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке Президент осуществляет официальное опубликование Конституции с внесенными в нее поправками.                                                                                                         В случае, если поправка не получит одобрения установленным числом законодательных органов субъектов, то повторное внесение данной поправки допускается не ранее, чем через один год. Вопросы о порядке одобрения законов РФ о поправках устанавливаются в регламентах палат Федерального Собрания.                                                                                                             В каждом таком     конкретном случае изменения состава РФ принимается отдельный федеральный конституционный закон, на который и указывает п. 1 комментируемой статьи. Такой закон принимается в порядке, предусмотренном ст. 108 Конституции РФ, и он является основанием для внесения изменений в ст. 65 Конституции, которые учитываются при переиздании текста Конституции.

Правовыми основаниями для такого порядка внесения изменений в ст. 65 являются следующие: 1) Конституция РФ предусматривает возможность изменения состава субъектов РФ (ст. 65 ч. 2); 2) федеративное устройство и территория РФ отнесены к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71 п. "б"); 3) свободное волеизъявление новых принимаемых и образуемых субъектов получает свое выражение либо в международных договорах (в случае принятия субъекта), либо в референдумах всех объединяющихся субъектов РФ в новый субъект.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Термин «конституция» зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров. В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.

Первая Конституция появилась в 1787 г. в Соединенных Штатах Америки. В 1791 г. была принята Конституция Франции, в 1793 г. - Польши. В самом общем виде конституцию можно определить, как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.

Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.

В науке конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

Конституция - акт долговременного действия. Ее важнейшим свойством является стабильность. Юридической гарантией стабильности российской Конституции служит особый (жесткий) порядок ее пересмотра и принятия конституционных поправок, предусмотренный гл. 9 Конституции РФ.

Итак, Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов традиционно отличают следующие черты:

1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени, которого она принимается;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3) всеохватывающий характер конституционной регламентации;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесение поправок, специфические формы охраны.

Конституцию отличают и особые юридические свойства, которые производны от вышеперечисленных сущностных черт конституции и выражаются:

1) в верховенстве Конституции;

2) в ее высшей юридической силе;

3) в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;

4) в особой охране Конституции;

5) в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, согласно ст.134 Конституции РФ, могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Таким образом, круг субъектов, наделенных правом выступать с инициативой внесения изменений в действующую Конституцию или принятия новой Конституции, предусмотренный ст.134 Конституции РФ, не совпадает (ограничен) с кругом субъектов права законодательной инициативы, предусмотренным ст.104 Конституции РФ.

Под поправкой к Конституции РФ в Федеральном законе понимается любое изменение текста гл.3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ. Изменения в ст.65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

 

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст.1691.

2. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", N 10, 09.03.1998, ст. 1146.

3. Указ Президента РФ от 20.05.1993 N 718 (с изм. от 31.05.1993) "О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации" // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 24.05.1993, N 21, ст. 1903.

4. Указ Президента РФ от 01.10.1993 N 1557 (ред. от 04.02.1994) "Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период" // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 11.10.1993.

5.Указ Президента РФ от 29.11.1994 N 2131 "Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях" // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3342.

 

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

6. Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ / А.П. Герасимов. - С-Пб.: Норма, 2013. – 178с.

7. Ключевский В.О.Лекции по истории России / В.О. Ключевский. - М.: Юристъ, 2012. – 202с.

8. Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации / А.И. Коваленко. - М.: Артания, 2013. – 132с.

9. Лассаль Ф.О. О сущности конституции / Ф.О. Лассаль. - С-Пб.: Юристъ, 2014. – 242с.

10. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности / Ф. Люшер. - М.: Норма, 2012. – 160с.

11. Михалева Н.А. Социалистическая конституция / Н.А. Михалева. - М.: Юристъ, 2013. – 292с.

12. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / З.М. Черниловский. - М.: Юристъ, 2014. – 167с.

 

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

13. Шейнис В. Что надо и что не надо менять в нашей Конституции. Существует семь законопроектов о поправках в Основной закон / В. Шейнис // Независимая газета. – 2011. - № 8. – С.16.

14. Страшун Б.А. Проблемы реализации новой Конституции Российской Федерации / Б.А. Страшун // Право и жизнь. – 2012. -№ 5. – С.20-22.

15. Никитина Е.Е. Как принимать поправки к Конституции? / Е.Е. Никитина // Журнал российского права. – 2013. -№ 9. – С.8-11.

16. Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной / О.О. Миронов // Государство и право. – 2012. - № 4. – С.6-9.

17. Зенкин С. Дума и Президент: спор о том, как вносить поправки в Конституцию / С. Зенкин // Российская Федерация. – 2013. -№ 8. – С.19-23.

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС

18. Информационно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс].


[1]Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст.1691.

[2]Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ / А.П. Герасимов. - С-Пб.: Норма, 2013. – 178с.

[3]Лассаль Ф.О. О сущности конституции / Ф.О. Лассаль. - С-Пб.: Юристъ, 2014. – 242с.

[4]Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации / А.И. Коваленко. - М.: Артания, 2013. – 132с.

[5] Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации / А.И. Коваленко. - М.: Артания, 2013. – 132с.

[6]Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / З.М. Черниловский. - М.: Юристъ, 2014. – 167с

[7] Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ / А.П. Герасимов. - С-Пб.: Норма, 2013. – 178с.

[8] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / З.М. Черниловский. - М.: Юристъ, 2014. – 167с.

[9]Лассаль Ф.О. О сущности конституции / Ф.О. Лассаль. - С-Пб.: Юристъ, 2014. – 242с.

[10] Шейнис В. Что надо и что не надо менять в нашей Конституции. Существует семь законопроектов о поправках в Основной закон / В. Шейнис // Независимая газета. – 2011. - № 8. – С.16.

[11]Михалева Н.А. Социалистическая конституция / Н.А. Михалева. - М.: Юристъ, 2013. – 292с.

[12] Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации / А.И. Коваленко. - М.: Артания, 2013. – 132с.

[13] Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ / А.П. Герасимов. - С-Пб.: Норма, 2013. – 178с.

[14] Никитина Е.Е. Как принимать поправки к Конституции? / Е.Е. Никитина // Журнал российского права. – 2013. -№ 9. – С.8-11.

[15] Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления / О.Г. Румянцев. - М.: Юристъ, 2012. – 97с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 441.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...