Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Верховный Суд Российской Федерации




 

Верховный Суд Российской Федерации в соответствии со ст. 126 Конституции Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, а также осуществляет в предусмотренных законодательством случаях судебный надзор за деятельностью других судов, дает разъяснение по вопросам применения судебной практики, возглавляет всю систему судов общей юрисдикции и военных судов. Его организация и правовое положение в судебной системе Российской Федерации предусмотрены ст. 126 Конституции, ст. 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации", а также главой пятой Закона о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981 г.

Верховный Суд РФ может действовать в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве первой инстанции он рассматривает гражданские и уголовные дела, принятые им к своему производству в силу их исключительной важности и общественного значения. Решения и приговоры Верховного Суда РФ вступают в законную силу с момента их провозглашения и не подлежат обжалованию в кассационном порядке. Они могут быть только опротестованы в порядке надзора.

Как кассационная инстанция Верховный Суд РФ проверяет приговоры и решения Верховных судов республик, входящих в состав РФ, краевых, областных и других равных им судов.

В качестве надзорной инстанции Верховный Суд РФ проверяет обоснованность и законность приговоров и решений нижестоящих судов всех звеньев, вступивших в законную силу, решения кассационных, надзорных инстанций, принятые по делу. Он же является надзорной инстанцией и для приговоров и решений, принятых судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Верховный Суд РФ рассматривает жалобы на решения Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации федерального списка кандидатов в депутаты, о регистрации или отказа в регистрации кандидата в Президенты РФ.

Конституцией РФ (ст. 104) Верховному Суду РФ предоставлено право законодательной инициативы.

Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. При этом он должен строго придерживаться принципа разделения властей и не присваивать себе полномочия законодательной власти. Верховный Суд РФ не может создавать новых норм, восполнять пробелы в законодательстве. Он только разъясняет некоторые положения закона, которые четко не определены и могут иметь разное применение.

Верховный Суд РФ осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений, разрешает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ, направляет в Конституционный Суд РФ запросы о проверке соответствия Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента и Правительства РФ. При возбуждении Государственной Думой РФ процесса об отрешении Президента от должности Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

Структура Верховного Суда РФ. Структурными подразделениями Верховного Суда РФ являются Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам, Военная коллегия, Президиум и Пленум.

Судебная коллегия по уголовным делам в качестве суда первой инстанции рассматривает уголовные дела особой важности и общественного значения, принятые к производству по инициативе Верховного Суда или Генерального прокурора РФ. В качестве суда надзорной инстанции она проверяет не вступившие в силу приговоры судов второго звена судов общей юрисдикции. В порядке надзора судебная коллегия по уголовным делам проверяет приговоры всех нижестоящих судов, вступившие в законную силу, а также кассационные определения и решения, вынесенные в порядке надзора областных и других равных им судов.

Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, которые она приняла к своему производству. В качестве кассационной инстанции она проверяет обоснованность и законность решений по гражданским делам судов второго звена, не вступивших в законную силу. В качестве надзорной инстанции судебная коллегия проверяет решения по гражданским делам всех нижестоящих судов общей юрисдикции, вступившие в законную силу, кассационные определения и решения в порядке надзора областных и других равных им судов.

Военная коллегия в качестве суда первой инстанции рассматривает уголовные дела исключительной важности, а также военнослужащих, имеющих звание генерала (адмирала) либо занимающих должность командира соединения и выше. В качестве суда второй инстанции Военная коллегия проверяет законность и обоснованность приговоров военных судов округов, не вступивших в законную силу. Как надзорная инстанция - вступивших в законную силу приговоров и определений всех нижестоящих военных судов.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей. Заседания Президиума проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Он рассматривает в порядке надзора дела по протестам на решения, приговоры, вынесенные судебными коллегиями по гражданским и уголовным делам, Военной коллегией в качестве суда первой инстанции, дела по протестам на определения судебных коллегий, вынесенные в кассационном порядке и в порядке надзора. Кроме того, Президиум рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства.

Главная задача Пленума Верховного Суда РФ состоит в даче разъяснений по вопросам судебной практики, вытекающим из различного применения закона при осуществлении правосудия. С предложением дать разъяснения по вопросам судебной практики может выступить любой судья Верховного Суда РФ. Основанием для обсуждения этого вопроса могут быть представления Генерального прокурора РФ или министра юстиции РФ. Пленум включает всех судей Верховного Суда РФ и созывается не реже одного раза в четыре месяца, а его заседание правомочно при наличии не менее двух третей полного состава. На Пленуме решаются и другие вопросы: о законодательной инициативе, о соответствии разъяснений Пленума Верховного Суда РФ Конституции РФ и другому законодательству. Пленум утверждает судебные составы коллегий и секретаря Пленума, научно-консультационный совет при Верховном Суде РФ.

Состав Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ состоит из председателя, его заместителей, судей и народных заседателей. Судьи Верховного Суда назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Срок их полномочий не ограничен.

Гражданские и уголовные дела рассматриваются в составе судьи Верховного Суда и двух народных заседателей или трех судей. В кассационном порядке дела проверяются в составе трех профессиональных судей. В порядке надзора дела в коллегиях рассматриваются тремя судьями, а в Президиуме - большинством его членов.

Все судьи Верховного Суда РФ, как носители судебной власти, независимы в своей судебной деятельности, подчиняются только закону и обладают неприкосновенностью. Председателю Верховного Суда РФ предоставляется государственная охрана.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Судебный департамент является новым структурным образованием Верховного Суда РФ, созданным в соответствии с Законом "О судебной системе РФ". Задачей Судебного департамента является осуществление организационного обеспечения деятельности судов. Ранее эта функция принадлежала подразделениям Министерства юстиции РФ и его местным органам. Главное содержание организационного обеспечения деятельности судов составляет финансирование судов, их кадровое и ресурсное обеспечение. Судебному департаменту, находящемуся в настоящее время в процессе становления, передаются из Министерства юстиции РФ соответствующие штаты и финансирование судов.

Предполагается организовать судебные департаменты при областных и других равных им судах.

Руководитель Судебного департамента при Верховном Суде РФ назначается на должность и освобождается от нее Председателем Верховного Суда РФ по согласованию с Советом судей Российской Федерации. Работники Судебного департамента являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента определяется федеральным законом.

Организация работы в Верховном Суде РФ. Основная организационная работа в Верховном Суде РФ возлагается на председателя и его заместителей.

Председатель Верховного Суда РФ является прежде всего судьей. Он вправе председательствовать в судебном разбирательстве по уголовным и гражданским делам, вносить протесты в порядке надзора и приостанавливать исполнение опротестованных решений.

В организационные полномочия Председателя Верховного Суда РФ входит организация работы по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; созыв Пленумов Верховного Суда и внесение на рассмотрение Президиума вопросов, требующих его решения. Председатель Верховного Суда РФ обеспечивает своевременную подготовку материалов, подлежащих рассмотрению на Пленуме или Президиуме, председательствует на заседаниях Пленума и Президиума, распределяет обязанности между своими заместителями, организует работу по подбору кадров, установлению международных связей с судебными органами других стран.

Заместители Председателя Верховного Суда РФ также осуществляют прежде всего судебную деятельность: участвуют в рассмотрении дел, вносят протесты в порядке надзора. Три заместителя Председателя Верховного Суда РФ являются председателями соответственно Судебной коллегии по уголовным делам, Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии. Каждый из них организует работу возглавляемой им коллегии по рассмотрению дел, анализирует результаты обобщения судебной практики, принимает меры по повышению квалификации судей. При отсутствии Председателя Верховного Суда РФ его обязанности исполняет первый заместитель Председателя.

Аппарат Верховного Суда РФ. На аппарат Верховного Суда РФ возлагается обязанность обеспечения деятельности суда. Аппарат Верховного Суда РФ состоит из отделов обобщения судебной практики, проверки судебных решений в порядке надзора, работы с законодательством и кодификации, контроля исполнения судебных решений, международно-правового отдела, отдел хранения судебных документов; управлений делами, планово-финансового, хозяйственного секретариата Президиума.

Наиболее многочисленная группа сотрудников аппарата Верховного Суда РФ - консультанты, занимающиеся изучением поступающих в Верховный Суд РФ жалоб на приговоры, решения, вступившие в законную силу. На основе изучения жалоб и истребованных в Верховный Суд дел консультанты готовят проекты протестов, заключения и справки, которые докладывают Председателю или его заместителям.

В число секретарей, работающих в Верховном Суде РФ, входят секретари судебного заседания, секретари судебного состава, секретарь Президиума. Секретари судебного заседаний готовят к рассмотрению по первой инстанции уголовные и гражданские дела, рассылают повестки, извещают стороны о дне заседания. Их основная задача - вести протокол судебного заседания, правильно отражая действия и решения суда, действия участников процесса. Секретари судебных составов занимаются подготовкой к кассационному рассмотрению уголовных и гражданских дел и рассмотрению протестов в порядке надзора. Секретарь Президиума готовит к рассмотрению уголовные и гражданские дела, поступившие в Президиум.

При Верховном Суде РФ действует Научно-консультативный совет. Это совещательный орган, занимающийся разработкой научно обоснованных рекомендаций по разрешению наиболее сложных вопросов, возникающих в судебной практике. В задачи совета входит обсуждение проектов постановлений Пленума о применении законодательства по материалам судебной практики; представлений по вопросам, подлежащим разъяснению в законодательном порядке; инструкций, методических писем и других документов, разрабатываемых Верховным Судом РФ. В Научно-консультативный совет входят члены суда, работники других правоохранительных органов, видные научные работники. Состав совета утверждается Пленумом Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ сроком на пять лет. В составе Научно-консультативного совета действуют две секции: по гражданско-правовым и уголовно-правовым вопросам.

Печатным органом Верховного Суда РФ является журнал "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации". В нем публикуются постановления Пленума, Президиума, решения коллегий, обзоры и комментарии судебной практики.

Военные суды

 

В соответствии со ст. 22 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 3 декабря 1994 г. "О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции " военные суды в качестве федеральных судов осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации и других воинских формированиях, предусматривающих военную службу. Этот же Закон определил, что военные суды до принятия Положения о военных судах должны руководствоваться Положением о военных трибуналах.

Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации в качестве подсистемы судов общей юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, формированиях, в которых предусмотрена военная служба.

Порядок осуществления правосудия военными судами, как и для других судов общей юрисдикции, установлен уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательствами. При рассмотрении дел в военных судах применяются те же принципы правосудия, что и в судах общей юрисдикции.

К подсудности военных судов относятся:

* дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими военных сборов;

* дела о всех преступлениях, совершенных лицами офицерского состава, прапорщиками, мичманами, сержантами, старшинами, солдатами и матросами органов Федеральной службы безопасности;

* дела о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных лицами начальствующего состава исправительных учреждений;

* дела о шпионаже;

* дела о преступлениях, совершенных лицами, в отношении которых есть специальное указание в законодательстве.

Если военнослужащий обвиняется в совершении преступления в составе группы гражданских лиц, то все дело рассматривается военным судом.

Военные суды рассматривают в основном уголовные дела. Гражданские дела рассматриваются военными судами в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды, а также в российских войсках, находящихся за границами России. Кроме того, военные суды рассматривают жалобы военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы.

Военные суды подразделяются на звенья. В каждое звено входят суды, имеющие одинаковую структуру и обладающие равной компетенцией. Низшее звено составляют суды гарнизонов, армий, флотилий. Второе (среднее) звено образуют военные суды округов, видов Вооруженных Сил, групп войск, флотов. Высшим звеном для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого есть Военная коллегия.

В гарнизонах, армиях, флотилиях, соединениях действуют военные суды, составляющие низшее звено системы военных судов. Это звено является основным, поскольку именно эти суды рассматривают большую часть уголовных дел, отнесенных к подсудности военных судов, и все гражданские дела. Суды гарнизона и равные им суды действуют только в качестве судов первой инстанции.

Им подсудны уголовные дела по обвинению лиц, имеющих воинские звания вплоть до подполковника и капитана 2 ранга включительно и занимающих должности не выше заместителя командира полка. Кроме того, они не могут рассматривать дела о преступлениях, за которые в качестве меры наказания в мирное время может быть назначена смертная казнь. Суды гарнизонов и равные им суды рассматривают жалобы на незаконное и необоснованное применение к подозреваемому, обвиняемому военнослужащему заключения под стражу в качестве меры пресечения. В порядке гражданского судопроизводства военные суды гарнизонов и равные им военные суды рассматривают жалобы военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы. Военные суды гарнизонов и равные им суды рассматривают гражданские дела в тех местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды, а также в российских войсках, размещенных за границами России. Военные суды гарнизонов и равные им суды также дают разрешение на ограничение конституционных прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений в отношении военнослужащего. К компетенции военных судов первого звена относится и разрешение вопросов, возникающих при исполнении судебных решений и приговоров, вынесенных военными судами.

Военные суды гарнизонов и равные им суды состоят из судей и народных заседателей. Судьи военных судов назначаются Президентом РФ, срок их полномочий законом не ограничен. Народные заседатели избираются на собраниях военнослужащих сроком на пять лет и привлекаются к исполнению своих обязанностей не более двух недель в году. На военных судей полностью распространяются положения Закона "О статусе судей в РФ". Они независимы, подчиняются только закону, неприкосновенны. Какое-либо вмешательство в их деятельность влечет предусмотренную законом ответственность. Народные заседатели в период исполнения своих обязанностей пользуются равными полномочиями с судьей. Отличительная особенность судей и народных заседателей военных судов в том, что они состоят на военной службе, имеют воинские звания, пользуются правами и льготами в соответствии с Законом "О статусе военнослужащих".

Как правило, дела рассматриваются коллегиально в составе судьи и двух народных заседателей. Уголовные дела, наказание по которым не превышает пяти лет лишения свободы, могут быть рассмотрены военным судьей единолично.

Возглавляет военный суд гарнизона и равный ему военный суд председатель. Он не только сам осуществляет правосудие, но и организует работу военного суда: распределяет обязанности между судьями, руководит обобщением судебной практики, ведением судебной статистики, организует работу по приему военнослужащих. В штат военного суда входят также старший судебный секретарь, судебный секретарь и технический персонал.

Военные суды округов, видов Вооруженных Сил, групп войск, флотов составляют среднее звено системы военных судов. Они рассматривают дела в качестве судов первой инстанции, второй (кассационной) и надзорной инстанций.

В качестве судов первой инстанции суды округов рассматривают уголовные дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинское звание полковника или капитана 1 ранг, а также лиц, занимающих должности командира полка, корабля 1 ранга и выше, и им равных по служебному положению лиц. Военные суды округов и равные им военные суды рассматривают также все дела о преступлениях, за которые в мирное время возможно применение смертной казни. Кроме того, суды среднего звена вправе принять к своему производству любое уголовное или гражданское дело, отнесенное к подсудности нижестоящего суда при наличии ходатайства или согласия сторон.

В качестве суда кассационной инстанции суды округов и равные им суды проверяют приговоры и решения судов первого звена - гарнизонов, флотилий, соединений, армий, - не вступившие в законную силу.

В порядке надзора суды округов и равные им суды проверяют законность и обоснованность приговоров и решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу, но только в том случае, если они не были предметом кассационного рассмотрения в этих судах.

В состав военного суда округа и равного ему суда входят судьи и народные заседатели. Судьи назначаются на должность указом Президента РФ, срок их полномочий законом не ограничен. Народные заседатели избираются на собраниях военнослужащих сроком на 5 лет и призываются для исполнения своих обязанностей не более двух недель в году. Судьи и народные заседатели состоят на воинской службе, на них распространяются положения Закона "О статусе военнослужащих в РФ". Вместе с тем статус военных судей определяется Законом "О статусе судей в РФ". Они независимы, подчиняются только закону, неприкосновенны. Народные заседатели пользуются всеми правами судьи в период их привлечения к осуществлению правосудия.

Дела по первой инстанции в военном суде округа и ему равном рассматриваются только коллегиально: или судьей и двумя народными заседателями, или тремя профессиональными военными судьями. В кассационном и надзорном порядке военные суды второго звена рассматривают дела в составе трех судей.

Военный суд округа и равный ему суд не имеет каких-либо структурных образований. Возглавляется он председателем, который осуществляет и судебные функции: председательствует на судебных заседаниях, ведет прием граждан, приносит протесты на приговоры и решения военных судов первого звена и организует работу суда. Председатель распределяет обязанности между военными судьями, решает вопрос о передаче дела из военного суда одного гарнизона в военный суд другого гарнизона, организует работу по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики.

В состав военного суда округа и ему равного входят также заместители председателя, .его помощник.

В аппарате этого суда имеются судебный секретарь, секретари судебных заседаний, осуществляющих ведение протокола судебного заседания и подготовку дела к слушанию, заведующий делопроизводством, начальник канцелярии, консультанты, на которых возлагается предварительное рассмотрение поступающих жалоб на вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих судов и подготовка в случае необходимости проектов протестов, справок.

Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ. Она рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке.

По первой инстанции Военная коллегия рассматривает уголовные дела исключительной важности, а также дела о преступлениях лиц, имеющих воинское звание генерала (адмирала) либо занимающих должность командира соединения и выше, и им равные. Кроме того, по ходатайству или с согласия сторон Военная коллегия имеет право принять к своему производству любое уголовное или гражданское дело, подсудное нижестоящим судам. Приговоры и решения Военной коллегии кассационному обжалованию не подлежат, так как вступают в законную силу немедленно после провозглашения. Они могут быть пересмотрены только в порядке надзора.

В качестве суда кассационной инстанции Военная коллегия проверяет обоснованность и законность приговоров, решений военных судов округа и равных ему, не вступивших в законную силу.

В порядке надзора Военная коллегия проверяет приговоры и решения, вступившие в законную силу, всех нижестоящих военных судов.

Приговоры, решения и определения Военной коллегии могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ, который является высшей судебной инстанцией и для общих, и для военных судов.

Военная коллегия состоит из судей Верховного Суда РФ и народных заседателей. Судьи назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, срок их полномочий законом не ограничен. Народные заседатели избираются сроком на пять лет, привлекаются к исполнению своих обязанностей не более двух недель в году. И судьи, и народные заседатели состоят на военной службе, на них распространяется действие положений Закона "О статусе военнослужащих". В то же время судьи Военной коллегии обладают правами, предусмотренными Законом "О статусе судей в РФ". Они независимы, подчиняются закону, неприкосновенны. Народные заседатели обладают теми же правами, что и судьи, на период привлечения их к отправлению правосудия.

Военную коллегию возглавляет председатель. Он председательствует на судебных заседаниях, вносит протесты на приговоры и решения военных судов, вступившие в законную силу, организует работу в коллегии: распределяет обязанности между судьями, организует работу по изучению и обобщению судебной практики, а также по осуществлению контроля за выполнением военными судами постановлений Пленума Верховного Суда РФ.

Аппарат Военной коллегии составляют секретари судебного заседания, осуществляющие ведение протоколов судебных заседаний и подготовку дел к слушанию, консультанты, изучающие поступающие жалобы на вступившие в законную силу приговоры и решения военных судов, готовящие на их основе проекты протестов, и другой технический персонал.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 314.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...