Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исправьте предложения. Укажите, какие типы норм нарушены.




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Распечатайте и впишите свои ответы ручкой.

Контрольные работы, выполненные в печатном виде, НЕ ПРИНИМАЮТСЯ.

 

Стартовый тест по Русскому языку и культуре речи

В заданиях выберите правильный вариант ответа и укажите его в свободной клетке:

 

Поставьте ударение в следующих словах. Укажите номер слога (1 – 6).

1.1.а-по-строф   1.4.жа-лю-зи   1.7. об-лег-чить   1.10. пу-ло-вер  
1.2.ба-ло-вать   1.5 му-со-ро-про-вод   1.8. о-бес-пе-че-ни-е   1.11. (на) по-хо-ро-нах  
1.3.ге-не-зис   1.6 ка-та-лог   1.9 ос-ве-до-мить   1.12. ща-ве-ль  

 

В свободной клетке укажите, как произносится сочетание согласных «чн».

[шн] [чн]  и  [шн] - в [чн]

 

2.1.горчичник шн 2.4.Кузьминична   2.7.игрушечный   2.10. конечно  
2.2.дачник   2.5 Саввична   2.8. булочная   2.11.порядочный  
2.3.скучно   2.6 шапочный   2.9 прачечная   2.12. яичница  

 

В свободной клетке укажите, как произносится согласный звук перед «е».

Мягкое произношение [де] Вариантное произношение [де] и [дэ] – в Твердое произношение [дэ]

 

3.1. термин е 3.4. консенсус   3.7. тезис   3.10.бутерброд  
3.2. компьютер   3.5 академия   3.8. корректный   3.11. пресса  
3.3. террор   3.6 менеджер   3.9 проект   3.12. идентичный  

 

Определите род имен существительных. Укажите ваш вариант ответа в свободной клетке.

М.р. Ж.р. Ср.р. Общий род

 

4.1 умница   4.4. бра   4.7. судья   4.10. визави  
4.2. мозоль   4.5 бездарь   4.8. тамада   4.11. воротила  
4.3. какао   4.6 туфля   4.9 лакомка   4.12. мазила  

 

Образуйте форму им.п. мн.ч., укажите нормативные варианты (свитер – свитеры и свитера – ы,а) в свободной клетке.

 

5.1. доктор   5.4. профессор   5.7. вексель   5.10. бухгалтер  
5.2. инструктор   5.5 лектор   5.8. шницель   5.11. отпуск  
5.3. век   5.6 катер   5.9 паспорт   5.12. шофер  

 

Образуйте форму род.п. мн. ч., укажите нормативные варианты (микроны – НЕТ микрон и микронов – 0, -ов) всвободной клетке.

0 -ов -ьев -ец -ель -ий -ей

 

6.1. чулки   6.4. копья   6.7. сумерки   6.10. вафли  
6.2. серьги   6.5 носки   6.8. туфли   6.11. грузины  
6.3. апельсины   6.6 верховья   6.9 амперы   6.12. сплетни  

 

Определите, какие глагольные формы являются нормативными.

Нормативный вариант (н) Просторечный вариант (простореч. – п/р)
7.1.ощущу   7.5. победю   7.9.кущусь (от куст кустится)  
7.2.дерзю   7.6. пылесошу   7.10.очутюсь  
7.3. убедю   7.7.галдишь   7.11.гуду (от гудеть)  
7.4. цежу (от цедить)   7.8. отчубучу   7.12 кисну  

 

Определите: дан нормативный или просторечный вариант глагольных форм.

Нормативный вариант (н) Просторечный вариант (простореч. – п/р)

 

8.1. не тронь   8.5. хочем   8.9. езжай  
8.2. ложи   8.6.пущай   8.10. поклади  
8.3.ляг   8.7. скидавай   8.11. сыплет  
8.4.лазает   8.8.выпимши   8.12. щипет  

 

Определите, какие из названных собственных имен склоняются, а какие нет.

Скл-ся имя + скл-ся фамилия Скл-ся имя + не скл-ся фамилия Не скл-ся имя + скл-ся фамилия Не скл-ся имя + не скл-ся фамилия
ИФ Иф иФ иф

 

9.1.Иван Дурново   9.7. Василий Гроссман  
9.2. Эмиль Золя   9.8.Анна Зегерс  
9.3.Булат Окуджава   9.9.Джина Лоллобриджида  
9.4. Петр Черных   9.10. Станислав Жук  
9.5.Лев Владимирович Щерба   9.11. Марина Влади  
9.6. Светлана ТомА   9.12. Джонни Депп  

 

Укажите, какие фразеологизмы соответствуют данным значениям. Укажите соответствующий номер в свободной клетке.

10.1. Символ мира   1.Вавилонское столпотворение 11. Прокрустово ложе
10.2.Полное опустошение   2. Золотой телец 12. Иерихонская труба
10.3. Что-то редкое, нужное, желаемое.   3. Дары данайцев 13.Между Сциллой и Харибдой
10.4. Разнородная группа людей, оказавшихся в тесном соседстве   4.Ящик Пандоры 14. Авгиевы конюшни
10.5.Подвергаться опасности одновременно с разных сторон   5.Всякой твари по паре 15. Содом и Гоморра
10.6.Предавать скорби   6. Бочка Данаид 16. Валаамова ослица
10.7. Источник бедствий   7.Оливковая ветвь 17. Мерзость запустения
10.8. Напоминание о постоянно грозящих опасностях   8. Манна небесная 18. Краеугольный камень
10.9. Деньги; власть денег.   9. Ноев ковчег 19. Притча во языцех
10.10. Мерка, под которую стремятся насильственно подогнать.  

10.Дамоклов меч

20. Посыпать голову пеплом

10.11. Неожиданное заговоривший долго молчавший человек  
10.12. предмет общих разговоров (ирон.)  

 

11.Запишите числительные словами:

с 5 387 человеками________________________________________________________________________________________________________

о 2 947 километрах_______________________________________________________________________________________________________

100 – квартирный дом____________________________________________________________________________________________________

850-летие___________________________________________________________________________________________________________________

 

Цикл I. Языковая норма

 

Определение языковой нормы. Характерные признаки языковой нормы

 

Познакомьтесь с различными определениями нормы литературного языка. Сравните эти определения. Какие признаки нормы называются в каждом определении?

Норма языковая - совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закреплённых в процессе общественной коммуникации. Норма, как совокупность стабильных и унифицированных языковых средств и правил их употребления, сознательно фиксируемых и культивируемых обществом, является специфическим признаком литературного языка национального периода. В более широкой трактовке Норма трактуется как неотъемлемый атрибут языка на всех этапах его развития (Лингвистический энциклопедический словарь- М., 1990. -С. 337).

Норма. Принятое речевое употребление языковых средств, совокупность правил (регламентации), упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида (Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов.- М., 1966. - С. 270).

Норма. Наиболее распространённые из числа сосуществующих, закрепившиеся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые (речевые) варианты (Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - М., 1985. - С. 152).

Норма - это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов (Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. -М., 1974. -С. 259-260).

Норма языковая, норма литературная - принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств (Русский язык: Энциклопедия.- М., 1997).

Напишите своё определение.

Норма языковая –  

 

 



Обратите внимание, что типы норм соответствуют языковым уровням. Заполните таблицу 1.

Единицы языка Уровни языка Разделы языкознания Типы норм
Звуки, фонемы Фонетический Фонетика а) б)
Морфемы (части слова) Морфемный Морфемика (словообразование) словообразовательные
Формы и классы слов      
Слова (лексемы)     а) б)
Словосочетание Предложение      

 

Справка.

Уровни языка: морфологический, лексический, синтаксический.

Разделы языкознания: морфология, лексикология и фразеология, синтаксис.

Типы норм: нормы произношения (орфоэпические), нормы ударения (акцентологические), морфологические (грамматические), лексические, фразеологические, синтаксические (грамматические).

 

Запомните, какие правила соответствуют определенным типам норм. Заполните таблицу 2. Какие нормы не были названы в таблице 2?

ПРАВИЛА НОРМЫ
ударения акцентологические
произношения  
употребления слов  
устойчивых сочетаний слов  
образования слов словообразовательные
образования грамматических форм  
объединения слов в словосочетания и предложения  
написания слов  
постановки знаков препинания  

 

Исправьте предложения. Укажите, какие типы норм нарушены.

 

Образец:

Давно хочу посмотреть на этот загадочный Хуанхэ. (Нарушены морфологические нормы).

Давно хочу посмотреть на эту загадочную Хуанхэ.

 

1. Вот тебе, дедушка, и Юрьев день!

___________________________________________________________________________________________________________________

2. Нам нужны проводы для уроков физики.

___________________________________________________________________________________________________________________

3. Мы приняли действия, которые от нас требуются.

___________________________________________________________________________________________________________________

4. Сейчас распространяют много порочных сведений об известных политиках.

___________________________________________________________________________________________________________________

5. В работе семинара активно участвовали 21 человек.

___________________________________________________________________________________________________________________

6. Акцизу сейчас легко подделать.

___________________________________________________________________________________________________________________

7. Меньшая часть домов в поселке камены.

___________________________________________________________________________________________________________________

8. Чья туфлЯ? – Мой туфель!

___________________________________________________________________________________________________________________

9. Пожелание избирателя: «Увеличить уровень благосостояния каждого гражданина в России».

___________________________________________________________________________________________________________________

10. Он преступил все доступные нормы.

___________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Литература

 

1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1978.

2. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. – М., 2000.

3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...