Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Командированный – командировочный




командированный – прич. страд., прош. от командировать (отправить куда-либо со служебным поручением) (командированный предприятием)

командировочный–относящийся к командировке (командировочные расходы)

Одеть – надеть

одеть – кого-то (одеть Надежду)

надеть – на себя (надеть одежду)

Статичный – статистический

статичный – такой, в котором нет движения, действия, развития; статический (статичная форма)

статистический – относящийся к статике (раздел механики); связанный с состоянием покоя, равновесия, неподвижности (статическая нагрузка)

Факт – фактор

факт – истинное, действительное событие, явление (исторический факт)

фактор – причина, движущая сила, необходимые условия какого-либо процесса, явления, определяющие его характер или отдельные черты (факторы жизни)

Выборный – выборочный

выборный – относящийся к выборам (выборное собрание)

выборочный – не сплошной, частичный (выборочная проверка)

Драматичный – драматический

драматичный – характеризующийся напряженностью, тяжестью, мучительностью для кого-либо, полный драматизма (драматичный случай)

драматический – относящийся к драме, роду литературных произведений, к произведению подобного рода (драматическое искусство)

Жилищный – жилой

жилищный– относящийся к строительству, благоустройству, эксплуатации жилища (жилищные условия)

жилой – предназначенный, приспособленный для жилья; обитаемый, такой, в котором живут люди (жилой дом)

Целый – цельный

целый – такой, от которого ничего не убавлено, не отделено; в полном составе (целый арбуз)

цельный – состоящий, сделанный из одного вещества, из одного куска, не составной; непрерывный, сплошной (цельный монумент)

Сказать – подсказать

сказать – выразить словесно (в устной речи) какую-либо мысль, мнение(сказать предложение)

подсказать – помочь кому-либо, сказав (часто — тихо, незаметно) то, что тот должен сказать, произнести (подсказать слово)

Изготовить – приготовить

изготовить – сделать при помощи инструментов, приспособлений, машин; выработать (изготовить саблю)

приготовить –привести в состояние готовности, годности к употреблению, использованию (приготовить постель)

Снискать – сыскать

снискать – приобрести (снискать славу)

сыскать – найти, обнаружить (сыскать очки)

Пустой – пустынный

пустой –ничем не заполненный (пустая бочка)

пустынный –относящийся к пустыне, населяющий пустыню, произрастающий в ней (пустынный оазис)

Особый – особенный

особый – не похожий на других, не такой, как все; необычный (особое мнение)

особенный – более значительный, сильный, чем всегда, чем обычно (особенный трепет)

Подменить – заменить

подменить – тайно, незаметно заменить одно другим (подменить письмо)

заменить – взять, использовать, поставить взамен другого(заменить карандаш ручкой)

Представить – предоставить

представить – дать, вручить, сообщить для ознакомления, осведомления, для заключения, официального рассмотрения (представить рукопись)

предоставить – дать возможность обладать, распоряжаться, пользоваться (предоставить квартиру)

Романтичный – романтический

романтичный –мечтательно настроенный, склонный к романтизму, мечтательной созерцательности (романтичный герой)

романтический – относящийся к романтизму (направление в литературе и искусстве конца XVIII — первой половины XIX в.) (романтическая поэзия)

Эффектный – эффективный

эффектный – способный производить впечатление своим видом или действием (эффектное выступление)

эффектиивный – действенный(эффективное обучение)

Дипломат – дипломант

дипломат –должностное лицо, уполномоченное правительством для сношений с иностранными государствами (немолодой дипломат)

дипломант – то же, что дипломник (дипломант-пятикурсник)

Боязно – боязливо

боязно – страшно, жутко (боязно в лесу)

боязливо – робко, несмело; с боязнью, со страхом (боязливо ответить)

Осудить – обсудить

осудить – признав виновным, вынести приговор (осудить преступника)

обсудить – всесторонне рассмотреть, обдумать, оценить, делясь своими мнениями, соображениями по поводу чьего-либо поведения, поступка (обсудить новость)

Цветастый – цветистый – цветной – цветовой

цветастый – имеющий узор из крупных цветов, усеянный по всему полю цветами (цветастая юбка)

цветистый –с большим количеством цветов, покрытый цветами (о поле, луге и т.п.) (цветистая поляна)

цветной – окрашенный в какой-либо яркий цвет (не черный и не белый); разноцветный, многоцветный (цветные карандаши)

цветовой –относящийся к цвету, к окраске (цветовое богатство)

Логичный – логический

логичный – согласующийся с законами логики, основанный на законах логики; логический (логичное доказательство)

логический –прил. к логика (наука о законах и формах мышления) (логические законы)

Типичный – типовой

типичный – воплощающий в себе характерные особенности какого-либо типа предметов, лиц, явлений, понятий и т.п.; ярко выраженный, явный (типичный ученый)

типовой – являющийся типом, образцом, моделью (типовой бланк)

Самолюбие – себялюбие

самолюбие – чувство собственного достоинства (воспитывать самолюбие)

себялюбие – забота только о себе, о своих интересах (мощное себялюбие)

 

Задание 8.Дайте толкование лексического значения слов (слова записывать в столбик). С каждым словом составьте и запишите предложение.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ:

Вакансия - свободное рабочее место. На вакансию главного инженера завода претендуют трое соискателей.

Апогей – высшая точка развития, расцвет чего-либо. Быть в апогее славы.

Апофеоз – прославление, возвеличивание какого-либо лица, явления, события и т.п. Апофеоз императора в Древней Греции.

Ассоциация – объединение лиц или учреждений одного рода деятельности. Мы организовали ассоциацию книголюбов.

Баллотироваться –выставлять свою кандидатуру для голосования (баллотировки). Он баллотируется в президенты.

Беллетристика – общее название художественной литературы в стихах и прозе, либо же исключая стихи и драматургию. На этих книжных полках только беллетристика.

Бестселлер –популярная книга. В продаже появился бестселлер этого года.

Вираж –поворот, движение по кривой самолета, автомобиля, велосипеда и т.п. Самолет совершил крутой вираж.

Витраж – картина или узор из цветного стекла (в окнах, дверях и т.п.) Очень красивы витражи Домского собора в Риге.

Вернисаж –торжественное открытие художественной выставки в присутствии специально приглашённых гостей; также закрытый просмотр художественной выставки. В тот вечер они пошли с Сашей на вернисаж.

Габарит –предельные внешние очертания предмета, а также вообще размер предмета. Эта компания занимается перевозкой товаров крупных габаритов.

Гарантия –ручательство, порука в чем-либо. Заручиться гарантией.

Гипотеза – выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений научное предположение, достоверность которого еще не доказана опытным путем, также всякое предположение, допущение, догадка. Этот ученый выдвинул свою гипотезу.

Гобелен –стенной ковер ручной работы с художественно вытканным изображением, картиной, а также декоративная ткань. Посетить выставку гобеленов.

Геноцид –действия, с намерением уничтожить, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу. Конвенция предусматривает также наказуемость заговора с целью совершения геноцида.

Демагогия – набор ораторских и полемических приёмов и средств, позволяющих ввести аудиторию в заблуждение и склонить её на свою сторону, с помощью ложных теоретических рассуждений, основанных на логических ошибках. Хватит демагогию разводить.

Дебаты –это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведётся по определённым правилам. На уроке состоялись дебаты.

Дебют –первое выступление артиста на сцене, а также первое публичное выступление. Сегодня в нашем зале дебют поэта.

Декларация –официальное или торжественное программное заявление (от лица государства, партии, международных организаций и т.п.). Необходимо знать декларацию прав человека.

Дилемма – суждение или умозаключение, содержащее два исключающих друг друга положения, из которых необходимо выбрать одно. Подумать над дилеммой.

Дилетант –тот, кто занимается наукой или искусством, не имея профессиональной подготовки, специальных знаний. Он дилетант в живописи.

Закоснелый –застарелый, укоренившийся. У каждого есть закоснелые привычки.

Закостенелый –отвердевший, закостеневший. Согреть закостенелые от холода руки.

Тривиальный –лишенный своеобразия, новизны. В этом рассказе тривиальный сюжет.

Меркантильный –мелочно-расчётливый, торгашеский. Он слишком меркантилен.

Импичмент –особый порядок привлечения к ответственности и отрешения от должности высших должностных лиц. Госдума может подвергнуть его и вице-президента импичменту.

Референдум –принятие какого-либо закона или решение какого-либо особо важного вопроса в жизни государства всенародным голосованием, опросом. Граждане проголосовали на референдуме за сохранение франкоязычной провинции Квебек в составе Канады.

Экспрессия –выразительность, сила выражения, проявления чувств, переживаний и т. В его глазах была экспрессия.

Плагиат –умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства или изобретения. Можно говорить о несовершенстве романа, но это не доказывает плагиат.

Спонсор –тот, кто финансирует кого-либо или что-либо, выступает как поручитель, заказчик, устроитель чего-либо. У этого мероприятия есть спонсор.

Имидж –представление, мнение, образ, сложившиеся в обществе или целенаправленно созданные о человеке, организации. Тебе нужно сменить имидж.

Имитация –искусное подражание кому-, чему-либо, точное воспроизведение. У него есть способности к имитации звуков.

Инцидент –неприятный случай, недоразумение. На дороге произошел инцидент.

Каламбур –игра слов, основанная на их звуковом сходстве и смысловом различии (используется в комедийных текстах, дружеских шаржах, пародиях, эпиграммах). У него что ни фраза — то каламбур.

Кампания –совокупность военных операций на одном определенном театре военных действий в определенный период времени. Кампания 1812 года.

Кардинальный –главный, самый существенный. На работе возникла кардинальная проблема.

Радикальный –принадлежащий, свойственный радикалам, отражающий их взгляды, убеждения. Это радикальная партия во Франции.

Клише – речевые стереотипы, используемые в качестве легко воспроизводимого стандарта. Выучите клише, выражающие приветствие.

Когорта –сплоченная высокими идеями, целями группа людей. Когорта борцов за мир.

Компания –группа лиц, проводящих вместе время. Школьная компания пошла в театр.

Компетентный –обладающий основательными знаниями в какой-либо области. На соревнованиях было компетентное жюри.

Кредоубеждения, взгляды, основы мировоззрения (первоначально символ веры в католической церкви).У меня есть жизненное кредо.

Кулуары –боковые залы, коридоры (преимущественно в парламенте, театре), служащие для отдыха, а также для неофициальных встреч, обмена мнениями. Встретимся в кулуарах.

Альтернатива– необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений, вариантов. Отсутствие альтернативы в данном вопросе.

Электорат –население какого-либо избирательного округа, которое может и должно принимать участие в выборах. Существует пассивный и активный электорат.

Инфляция – чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, сопровождающееся их обесцениванием. В стране сейчас инфляция.

Задание 9.Определите род имен существительных (слова записывать в столбик).

Шоссе – с.р. (неодуш. предмет); койне – м.р. (язык); цеце – ж.р. (одуш. предмет, искл.); Миссури – ж.р. (река); ТИУ – м.р. (университет); ножницы – мн.ч. (pluraliatantum); диван-кровать – м.р.(составное слово); рыба-меч – ж.р. (сущ. с приложением).

 

Жюри –с.р. (неодуш. предмет)

крупье – м.р. (название лица)

царь-колокол – м.р. (составное слово)

КНР – ж.р. (республика)

шорты –мн.ч. (pluraliatantum)

макароны – мн.ч. (pluraliatantum)

марабу – м.р. (одуш. предмет)

Онтарио – ж.р. (провинция)

бра – с.р. (неодуш. предмет)

АЭС – ж.р. (станция)

невежда – м.р. и ж.р. (название лица)

бюро – с.р. (неодуш. предмет)

иваси – ж.р. (одуш. предмет, искл.рыба)

салон-парикмахерская – м.р. (сущ. с приложением).

бенгали– м.р. (язык)

Чили – ж.р. (страна)

салями – ж.р. (неодуш. предмет, колбаса.)

цеце – ж.р. (одуш. предмет, искл.)

жалюзи– мн.ч. (pluraliatantum)

сомелье– м.р. (одуш. предмет)

миледи – ж.р. (название лица)

кабальеро – м.р. (одуш. предмет)

визави – м.р. и ж.р. (название лица)

ООН – ж.р. (организация)

Капри – м.р. (остров)

сливки – мн.ч. (pluraliatantum)

идальго – м.р. (одуш. предмет)

пушту – м.р. (язык)

пани – ж.р. (название лица)

ДОСААФ– с.р. (общество)

фиаско – с.р. (неодуш. предмет)

сирокко – м.р. (ветер)

ГТО– м.р. (осмотр)

Мали – ж.р. (республика)

пони – м.р. (одуш. предмет)

табу – м.р. (запрет)

СНГ – с.р. (содружество)

ракета-носитель – ж.р. (сущ. с приложением)

малютка– м.р. и ж.р.(название лица по возрасту)

шашки– мн.ч. (pluraliatantum)

крошка– м.р. и ж.р.(название лица по возрасту)

МГИМО – м.р. (институт)

протеже – м.р. и ж.р. (название лица)

шампунь – м.р. (неодуш. предмет)

контральто – с.р. (неодуш. предмет)

боа– м.р. (одуш. предмет)

ДПС – ж.р. (служба)

Миссисипи – ж.р. (река)

каникулы– мн.ч. (pluraliatantum)

толь – м.р. (неодуш. предмет)

рояль – м.р. (неодуш. предмет)

кенгуру – м.р. (одуш. предмет)

жабо – с.р. (неодуш. предмет)

Гаити – м.р. (остров)

Тбилиси­ – м.р. (город)

спектакль-феерия – м.р. (сущ. с приложением)

евро – м.р. (денежный знак)

кашпо – с.р. (неодуш. предмет)

конферансье – м.р. (одуш. предмет)

мачо – м.р. (одуш. предмет)

туфля – ж.р. (обувь)

фламинго – м.р. (одуш. предмет)

Лимпопо – ж.р. (река)

кресло-кровать– с.р.(составное слово)

койне – м.р. (язык)

Мозамбик– ж.р. (республика)

суфле – с.р. (одуш. предмет)

спагетти– мн.ч. (pluraliatantum)

мозоль – ж.р. (неодуш. предмет)

Гоби – ж.р. (пустыня)

музей-изба – м.р.(составное слово)

реле – м.р. (неодуш. предмет)

гну (антилопа)– ж.р. (одуш. предмет, искл.)

 

Задание 10.Поставьте данные слова в нужную падежную форму и образуйте нормативные словосочетания.

Им.п. мн.ч.: возраст – возрасты, лифт – лифты, образ – образы (образа), слесарь – слесари (слесаря), шофёр – шоферы, ректор – ректоры, паспорт – паспорта,бункер – бункеры, диспетчер – диспетчеры, свитер – свитеры, трактор – тракторы (трактора), колокол – колокола, договор – договоры, крем – кремы,колено – колени (колена), лемех – лемеха, кондуктор – кондукторы, штурман – штурманы, выбор - выборы, токарь – токари (токаря), округ – округа, борт – борта, хутор – хутора.

Р.п. мн.ч.: хорваты – хорватов, сапоги – сапог, ботинки – ботинок, эскимосы – эскимосов, ожерелья – ожерелий, судьи – судей, яблони – яблонь, баклажаны – баклажанов (баклажан), тыквы – тыкв, цапли – цапель, носки – носков, монголы – монгол, буряты – бурят (бурятов), рельсы – рельсов (рельс), амперы – амперов, километры – километров, гранаты – гранат, оладьи – оладий, одеяльца – одеялец (одеяльцев), серьги – серег, рейтузы – рейтуз, томаты – томатов, гренки – гренок, нападки – нападок, четверть – четвертей, пекарни – пекарен, ясли – яслей, яблоки – яблок, дрязги – дрязг, макароны – макарон, брелок – брелоков, килограммы – килограммов (килограмм), эскимосы – эскимосов, осетины – осетин, сумерки – сумерек, башкиры – башкир, монголы – монголов, валет – валетов, свеча – свечей, свадьба – свадеб, блюдце – блюдец, деревца – деревцев.

Управление: обедать в вагоне-ресторане, дракон с тремя головами, благоприятствовать выздоровлению, импичмент президента, трагедия Косово, доказано Дарвиным, кошелек с одной тысячью пятьюстами восьмьюдесятью тремя рублями, благоговеть перед творением искусства, вопреки обстановке, мужчина из триста двадцать седьмой квартиры.

 

Задание 11.Укажите смысловые различия в каждой паре слов. Составьте с ними предложения, запишите.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ: цветы – цвета

Цветы– растения, цвета – краски.

У меня в саду растут цветы. Их цвета разнообразны по тонам и оттенкам.

 

Кондукторы – кондуктора

Кондукторы – детали машин, кондуктора – работники транспорта.

На автомобильный склад привезли кондукторы. Кондуктора сдали необходимые отчеты.

Образы – образа

Образы – художественно – литературные. Образа – иконы.

В тексте необходимо найти образы героев. Смотря на эти образа, на душе становится легко.

Поводы – повода

Поводы – причины, основания, повода – ремни.

У него есть поводы для встречи. Лошадь повели заповода.

Пропуски – пропуска

Пропуски – недосмотры, пропуска – документы.

В вашем отчете имеются пропуски дат. При входе необходимо показывать пропуска.

Тоны – тона

Тоны – звуковые, тона – переливы цвета.

В музыке нужно уметь улавливать тоны. На картине хорошо подобраны тона.

Ордеры – ордера

Ордеры – в архитектуре, ордера– документы.

Эти ордеры относятся к классическому стилю. У него есть ордера на арест этих преступников.

Лагери – лагеря

Лагери – общественно-политические группировки, лагеря – военные, туристские.

Политические лагери расположились на окраине города. В нашем поселке есть лагеря для школьников.

Корпусы – корпуса

Корпусы – туловища, корпуса – здания.

Корпусы людей подвижны. Корпуса университета расположены в разных концах города.

Токи – тока

Токи – электрические, тока – место молотьбы.

Электрические токи в металлах представляют собой упорядоченное движение заряженных частиц. Все тока закрыты.

Тормозы – тормоза

Тормозы - препятствия, тормоза – приборы.

На пути к достижению цели всегда есть тормозы. В машине отказали тормоза.

Учители – учителя

Учители – идейные руководители, учителя – преподаватели.

В жизни встречаются разные учители. Учителя в нашей школе справедливые.

Хлебы – хлеба

Хлебы – печеные, хлеба – на корню.

В этом магазине все хлебы свежие. Он поступил к нему на хлеба.

Мехи – меха

Мехи – кузнечные; бурдюки, меха – выделанные шкуры.

Егорка еще шире раздвинул красные мехи своей гармони. В ее шкафу одни меха.

Соболи – соболя

Соболи – животные, соболя – меха.

В этом лесу водятся соболи. Она купила соболя.

Счеты – счета

Счеты–прототип калькулятора, счета – прибыли и убытки.

На уроке математики нам показали счеты. Он хранит свои счета в банке.

Колени – колена

Колени – сустав ноги, соединяющий бедренную кость с берцовыми, а также часть ноги от этого сустава до таза, колена – изгиб.

Во время зарядки нужно сгибать колени. Колена этих рек мелководны.

Задание 12.Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, дайте им функционально - стилистическую характеристику. Отметьте случаи, когда нет соответствия.

Адвокат – адвокатша (разговорное), аспирант – аспирантка (общеупотр.), бригадир – бригадирша (разговорное), врач – врачиха (разговорное), генерал – генеральша (разговорное), директор – директриса (разговорное), доктор – докторша (разговорное), доцент – нет соответствия, инженер – инженерша (разговорное), инспектор – инспекторша (разговорное), кандидат – кандидатка (общеупотреб.), корреспондент – нет соответствия, космонавт – нет соответствия, строитель – нет соответствия, инженер – инженерша (устар.), бригадир – бригадирша (разговорное), секретарь – секретарша (разговорное), врач – врачиха (разговорное), архитектор – архитекторша (разговорное), имиджмейкер – нет соответствия, маркетолог – нет соответствия, юрист – юристка (разговорное), майор – майорша (разговорное), акушер – акушерка (разговорное), водитель – нет соответствия, кондуктор – кондукторша (разговорное), лаборант – лаборантка (разговорное), научный сотрудник – научная сотрудница, профессор – профессорша (разговорное), руководитель – руководительница, слесарь – нет соответствия, следователь – нет соответствия, тракторист – трактористка (разговорное), учитель – учительница (общеупотр.) учительша (устар.), юбиляр – юбилярша (разговорное).

Задание 13.Раскройте скобки, поставив имена собственные в нужной форме.

Состоялся вечер памяти Юрия Визбора. Песни и стихи, написанные Булатом Окуджавой, любят все. В «Похождениях бравого солдата Швейка» ярко проявился сатирический талант Ярослава Гашека. Знакомство с Чарли Чаплином никого не оставит равнодушным. Учебник «Русский язык и культура речи» издан под редакцией профессора Валентины Даниловны Черняк. Нас познакомили с инженером-нефтяником Александром Кохом. Репертуар Димы Билана обширен. Нужно побеседовать со студенткой Ремчук и студентом Загдай. В концерте приняли участие отец и сын Ойстрахи. Фильмы с участием Семена Фарады незабываемы. Восхищаемся Аней Середой, занявшей первое место. Люблю читать произведения Марка Твена, Жюль Верна, Этель Войнич.

 

Задание 14.Раскройте скобки, цифры запишите словами, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Гражданка Мухина, найдя кошелёк с пятьюстами семьюдесятью двумя тысячами сорока тремя рублями, приобрела самовар стоимостью около двухсот семидесяти тысяч пятисот рублей, а также чай, сахар и кондитерские изделия на сумму свыше двухсот сорока тысяч восьмисот рублей, прибавив к найденным пятистам семидесяти двум тысячам сорока трем рублям ещё что-то около тридцати девяти тысяч девятисот рублей из личных сбережений. Собравшимся у Мухиной ста шестидесяти семи гостям было предложено роскошное угощение. На двадцать восьмой минуте пира на хозяйку напал некто Пауков, но гости, увлечённые едой, не обратили на это внимания. Спас Мухину оперуполномоченный Комаров (это его сто шестьдесят пятая подобная операция). Видно, жалеет теперь Мухина о шестистах пятнадцати тысячах рублей, потраченных на негодяев-гостей!

Задание 15.Найдите в предложениях нарушения лексических, грамматических и стилистических норм, исправьте ошибки.

 

Образец оформления:

Исходное предложение Тип ошибки Исправленное предложение
Он был горяч, полный жизни. Грамматическая ошибка: использование в качестве сказуемого полной формы прилагательного «полный», а также неверное согласование форм однородных членов «горяч» и «полный». Он был горяч, полон жизни.

Исходное предложение Тип ошибки Исправленное предложение
В словарь были включены историзмы и архаизмы, встречающиеся в произведениях писателей-классиков XIX века, затрудняя ученикам понимание текста. Грамматическая ошибка: неправильное построение предложения с деепричастным оборотом В словарь были включены историзмы и архаизмы, встречающиеся в произведениях писателей-классиков XIX века и затрудняющие ученикам понимание текста.
Ряд новых законопроектов отклонены Думой на этой неделе. Грамматическая ошибка: неправильное согласование подлежащего со сказуемым Ряд новых законопроектов отклонен Думой на этой неделе.
Когда молодой Клинтон протестовал против войны во Вьетнаме и уклонялся от призыва, он чувствовал себя борцом за человеческие права. Лексическая ошибка: разрушение фразеологического оборота Когда молодой Клинтон протестовал против войны во Вьетнаме и уклонялся от призыва, он чувствовал себя героем в борьбе за справедливость.
Солдаты, полные жгучей ненавистью к врагу, сражались мужественно и бесстрашно. Лексическая ошибка: неверное управление Солдаты, полные жгучей ненависти к врагу, сражались мужественно и бесстрашно.
Продолжаются слушания по импичменту президенту. Лексическая ошибка: неверное управление Продолжаются слушания по импичменту президента.
Более восемьсот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно. Грамматическая ошибка: неверное склонение числительного Более восьмисот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно.
Девушку очень интересуют науки: она изучает историю и восточные единоборства. Лексическая ошибка: употребление слова в несвойственном ему значении: «восточные единоборства» - это не наука, а искусство Девушку очень интересуют науки, например, история, а также восточные единоборства.
С собаки ручьями текла вода, она была чёрная с белыми пятнами. Лексическая ошибка: речевая недостаточность Собака была черная с белыми пятнами и с нее ручьями текла вода.
Полезно мыть голову шампунью с мёдом. Грамматическая ошибка: неверное употребление формы существительного Полезно мыть голову шампунем с мёдом.
Мы уделяем большое значение досугу горожан. Лексическая ошибка: употребление слова в несвойственном ему значении Мы уделяем большое внимание досугу горожан.

Задание № 16.Составьте тексты следующих деловых бумаг: резюме, заявления (о продлении сессии), объяснительной записки (о пропуске учебных занятий).

Примечание: каждый документ оформляется на отдельном листе.

Резюме

 

Иванов Иван Тимофеевич

Дата рождения: 1 октября 1973 г.

Гражданство: Россия

Телефон: +7(XXX) XXX-XX-XX

Эл.почта: IIT@mail.ru  

Семейное положение: женат, двое детей

Желаемый график работы: полный рабочий день

Цель - Соискание должности инженера

Образование:

1955 г.    Московский энергетический институт

Институт автоматики и вычислительной техники

Кафедра математического моделирования

Опыт работы:

10.2008 — 04.2012 г. ООО «Магистраль»

Должность: ведущий инженер-проектировщик

— Разработка проектной документации

— Разработка технического задания

— Постановка задачи подчиненным инженерам-проектировщикам

— Контроль выполнения, проверка результатов работ

— Сбор исходных данных

— Осуществление координации работ при реализации проектов

09.2012 — 10.2017 г. ОАО «Энергосвязь»

Должность: инженер-электрик

— Подбор оборудования систем электроснабжения

— Организация и контроль монтажных работ систем электроснабжения

— Контроль над техникой безопасности

— Обеспечение безаварийной и надежной работы обслуживаемого оборудования

— Составление технической документации

Профессиональные навыки и знания

• Успешный опыт проектирования крупных объектов

• УверенныйпользовательПК (MSOffice:Word, Excel, Outlook; AutoCAD; Internet)

• Знание нормативной документации по проектированию

Знание иностранных языков

• Английский язык — технический уровень

Прочее

• Работоспособность, системность мышления

• Высокая скорость работы

• Ответственность за достижение результата

 

Декану математического факультета

Рыжикову К. С.

от студента

Иванова И. Т.

 

 

заявление.

 

Прошу продлитьсрок сдачи зимней сессии в связи с болезнью.

 

 

20.01.2018Иванов И. Т.

 

 

Декану математического факультета

Рыжикову К. С.

от студента

Иванова И. Т.

 

 

Объяснительная записка

 

О пропуске учебных занятий

 

Я, Иванов Иван Тимофеевич, пропустил учебные занятия с 9.01.2018 по 13.01.2018 по причине болезни.

 

14.01.2018                                 Иванов И.Т.

 

Задание № 17. Выполните конспект по теме «Стилистика СРЛЯ». Дайте характеристику всем пяти функциональным стилям речи.Минимальный объем конспекта – 6 печатных листов (общая характеристика стилистики РЯ, научный стиль и его особенности, официально-деловой стиль и его особенности, публицистический стиль и его особенности, художественный стиль и его особенности, разговорный стиль и его особенности.

Стилистика – раздел языкознания, в котором исследуются особенности функционирования, употребления языковых единиц и категорий в рамках литературного языка и соответствие с его функциональным расслоением в различных условиях и ситуациях речевого общения, а также изучается функционально-стилевая система литературного языка в его истории и современном состоянии.

Основополагающим понятием функциональной стилистики является понятие стиля.

Стиль - это система языковых элементов, способов их отборов, употребления, взаимного сочетания и соотношения. Функциональные стили - это разновидности литературного языка, зависящие от условий и сферы его функционирования.

Функциональные стили представляет такие системы речевых средств, которые связаны с определенными сферами общественной деятельности людей. В соответствие с этим выделяются следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, разговорно-бытовой, язык художественной литературы.

Самой распространенной в языкознании классификацией функциональных стилей является классификация, которая исходит из функций языка.

Научный стиль

Сфера применения данного жанра языка — это научная деятельность. Используется для повествования информации обучающимся людям. Общая характеристика научного стиля выглядит следующим образом:

  • Используется в естественных, точных и гуманитарных науках.
  • Применяется для написания и печати статей, учебников, рефератов и других исследовательских или повествовательных работ.
  • Все высказывания ведутся от одного лица, как правило, от исследователя.
  • Имеется небольшой набор языковых средств для использования.

В научных трудах используется определенная терминология, как правило, она берется из устаревших и однозначных языков, таких как латинский, греческий и т. п. В них все слова имеют один смысл и не допускают возникновения неточного восприятия информации.

Научный функциональный стиль речи всегда имеет точные названия и дополнительно обогащается графиками, рисунками, формулами и устоявшимися символами (химические, геометрические, алгебраические и т. п.).

Отличительные синтаксические особенности:

  • Все предложения имеют однозначный, подчеркнуто логичный смысл. Отсутствует образность, но преобладает информационная насыщенность предложений.
  • Частое применение сложных предложений, соединенных союзами (вследствие этого, поэтому);
  • Вопросительные предложения используются для привлечения внимания к информации (почему же возникает ламбдацизм?).
  • В тексте преобладают безличностные предложения.

Лексические особенности:

  • В тексте часто встречается научная терминология (энергия, апогей, ротацизм и т. п.).
  • Используются слова абстрактного значения: энергия, проекция, точка. Их невозможно визуально представить в настоящем мире, но они активно используются в терминологии.
  • Применение существительных оканчивающихся на -тель означающих источник действия, орудия или вспомогательного инструмента (двигатель).
  • Используются существительные с -ник, -ие, -ость означают признак чего-либо (инерция, частность, построение).
  • Использование приставок мини-, макро-, графи- и т. п. (макрометр, миллиметр, полиграф).
  • Применение прилагательный с -ист. Означает использование чего-либо в малом количестве в смеси (водянистый, глинистый и т. д.).

Морфологические признаки, частое применение:

  • вводных и уточняющихся конструкций;
  • кратких страдательных причастий;
  • кратких прилагательных.

При проведении любого научного исследования человек ставит перед собой цель — получить новые знания и рассказать о них обществу или другим соратникам. Наиболее надежным способом сохранения полученных знаний является их запись в виде доклада или другого печатного материала. В дальнейшем подобные труды можно предоставлять в виде достоверного источника информации.

Официально-деловой стиль

Важно знать определение данного жанра языка и правильно его применять. Он наиболее часто употребляется при составлении деловых бумаг, договоров, официальных документов.

Используется во время суда над подсудимым, при общении между предпринимателями или государственными деятелями и т. д. Наиболее важен для административно-общественных и правовых деятелей.

Лексическая характеристика официально-делового жанра заключается в использовании:

  • речевых штампов (по истечении промежутка, на основании договора и т. д.);
  • архаизмов (устаревшие слова);
  • профессиональной терминологии (алиби, дееспособность, платежеспособность, кража и т. п.).

Материал имеет повествовательный характер, и вся информация подтверждается проверенными или официальными источниками (уголовный кодекс, конституция и т. д.).

Морфологические признаки, частое применение:

  • составных союзов;
  • отглагольных существительных на -ени (подтверждение, заверение, применение);
  • числительных;
  • сложных слов с двумя корнями;
  • словосочетаний в инфинитиве (ожидать приговора, рассмотреть ситуацию).

Также наблюдается преобладание в текстах имени существительного над местоимением.

Синтаксические особенности, предложения имеют:

  • прямой порядок слов;
  • сложную синтаксическую конструкцию;
  • частые причастные обороты;
  • множество однородных членов;
  • словосочетания в родительном падеже;
  • множество пассивных конструкций (взимается плата, деньги вносятся).

Подобные особенности жанра обуславливаются назначением делового стиля. В нем главным условием является точно передать смысл без двузначности. Язык и речь при этом не имеет эмоционального или образного окраса. Вся информация для читателей и слушающих преподносится в сухом и сжатом виде без лишней информации.

Публицистический стиль

Сфера использования данного жанра — информационные и воздейственные тексты. Их можно встретить в новостных статьях, плакатах, объявлениях и т. п. Целью подобного материала является привлечь общественный интерес на что-либо (товар, акция, происшествие и т. п.).

Благодаря публицистическим текстам формируется общественное мнение и производится различное воздействие на человека, внушение правоты действий обвиняемого и т. п.

Лексическими особенностями публицистического стиля являются использование:

  • малого количества слов негативного характера (отвратительный, омерзительный и т. п.);
  • общественно-политической терминологии и лексики (общество, приватизация, свобода действий и т. п.);
  • речевых штампов, которые придают тексту официальный стиль (на нынешнем этапе, в промежуток с … по). Они предают событию определенные рамки времени.
  • мотивирующих слов и фраз «во благо будущего», «умри, но не предавай Родину» и т. д.

К морфологическим особенностям относят применение:

  • сложных слов и сокращений (ООН, ОАО, СНГ, высокоэффективное);
  • суффиксов и приставок -ультра, -щина, -ичать. Они предают слову эмоциональную экспрессивность (важничать, лютовщина, ультра-мощность);
  • личных местоимений 1 и 2 лица (я, ты, мы, вы);
  • единственного числа в значении множественного (вишня — смолистое дерево).

Синтаксические характеристики, в тексте используются предложения:

  • восклицательные, однородные;
  • с риторическими вопросами, вводные слова;
  • с обратным порядком частей речи;
  • односоставные;
  • ясные и эмоционально усиленные.

Текст имеет монологическое изложение с ясной и понятной для всех читателей информацией. Ведь главное задачей является сообщить человеку важную информацию и привлечь его к активному участию в чем-либо (жизнь страны, покупка товара, помощь проекту и т. д.).

Для того, чтобы читателя заинтересовать публицистический текст имеет хорошую эмоциональную окраску, чтобы играть на чувствах читателя. Наиболее явный пример — информация о болезни ребенка с просьбой отправить деньги на лечение.

Существует четыре подстиля публицистического жанра, разделенного по более конкретной цели использования информации:

1. агитационный;

2. политико-идеологический;

3. газетно-публицистический;

4. массово-политический.

Агитационный подстиль активно применялся во времена Великой отечественной войны (1941-1945 год). Он имел патриотический характер и мотивационный текст. Для усиленного эмоционального воздействия дополнительно оснащался фотографией или рисунком.

Художественный стиль

Применяется в художественной литературе. Главная задача текста — создать у читателя точные зрительные и эмоциональные образы при прочтении материала.

Разделяется на подстили:

1. прозаический;

2. драматургический;

3. поэтический.

Для всех них характерны следующие морфологические признаки:

  • экспрессивность;
  • использование множества тропов (метафора, эпитет и т. д.);
  • использование образных словосочетаний.

Синтаксическим особенностям относят применение:

  • отклонения в структурировании предложения;
  • множества образных стилистических фигур;
  • всевозможных синтаксических средств выразительности;
  • глагольныхречеведений (каждое движение описывается поэтапно с созданием напряжения ситуации).

Применяется для описания, рассуждения и повествования. Они могут встретиться одновременно в одном тексте, меняясь через абзац. Считается наиболее свободным для написания, так как не имеет строгую структуру текста, как официально-деловой, научный или публицистический стили речи.

Разговорный стиль

Является наиболее распространенным. Применяется больше в устной речи для общения между двумя и более людьми. Данный стиль речи использует все языковые структуры (фонетические, лексические, фразеологические, морфологические и т. д.).

Морфологические средства:

  • преобладание глагола над существительным;
  • частое употребление местоимений, междометий, частиц и союзов;
  • использование предложного падежа;
  • применение родительного числа множественного числа существительных (картофель, мандаринов).

Лексические средства:

1. использование суффиксов -ишк, -ач, -яг и т. д. они придают словам разговорно-бытовое звучание (бородач, городишко, бедняга);

2. применение глаголов с -ничать (попрошайничать);

3. к прилагательным добавляют -пре (пренеприятный, предобрый).

Синтаксические средства характеризуются применением:

  • вопросительных и восклицательных предложений;
  • неполных предложений;
  • пауз в речи;
  • частого употребления вводных слов и словосочетаний, не имеющих смысла;
  • повторения одних и тех же слов и букв (ааа, да, да, да).

Текст имеет форму диалога, когда один человек спрашивает, а другой ему отвечает. Также в разговорном стиле речи ударение может использоваться неправильно, что недопустимо в других функциональных стилях речи.

Важно хорошо знать русский язык и правильно использовать его жанры и функции для наиболее точной передачи информации для читателя и слушателя. Особенности каждого функционального стиля позволяют наиболее точно передать задуманный смысл автора.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...