Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предисловие к первому изданию




ЛОГИСТИКА

 

УЧЕБНИК

 

Под ред. профессора Б. А. Аникина

 

 

Издание третье, переработанное и дополненное

 

 

Рекомендовано

Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений

 

Москва

ИНФРА-М

2002

 УДК (075.8)33

ББК б5.050я73

     Л69

 

 

Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Л69 ИНФРА-М, 2002. — 368 с. - (Серия «Высшее образование»).

 

ISBN 5-16-000912-4

 

В учебнике системно излагаются знания о бурно развивающемся в мире новом научном и учебном направлении — логистике, науке об организации и управлении процессами и материальными потоками в экономике. Авторы анализируют понятийный аппарат, факторы развития, концепцию логистики. Подробно рассматриваются основные составляющие логистики в их взаимосвязи — информационная логистика, логистика товарно-материальных запасов, логистика складирования, транспорт, организация логистического управления, контроллинг в логистических схемах и др.

Для студентов вузов, слушателей учреждений послевузовского образования, руководителей и специалистов.

 

                           

 

                                                                                           

 ББК 65.050я73

 

ISBN 5-16-000912-4                           ©Коллектив авторов, 1997, 2000, 2002

 

 

Учебник подготовлен авторским коллективом

в следующем составе:

Аникин Б. А., д-р экон. наук, профессор — архитектоника учебника, предисловия, глава 10, разделы 3.3 и 13.2-13.3;

раздел 13.1 (совместно с В. И. Сергеевым)

Дыбская В. В., д-р экон. наук, профессор — глава 8

Колобов А. А., д-р техн. наук, профессор — глава 11 (совместно с И. Н. Омельченко)

Омельченко И. Н., д-р техн. наук, профессор — глава 11 (совместно с А. А. Колобовым)

Сергеев В. И., д-р экон. наук, профессор — раздел 6.3;

раздел 13.1 (совместно с Б. А. Аникиным)

Тунаков А. П., д-р техн. наук, профессор — глава 12

Федоров Л. С., д-р экон. наук, профессор — главы 1-2 и 9, разделы 3.1, 4.1, 6.1, 7.1-7.2

Наймарк Ю. Ю., канд. экон. наук, профессор — глава 5

Стерлигова А. Н., канд. экон. наук, профессор — разделы 4.4, 6.2 и 7.3-7.7

Чудаков С. К., канд. экон. наук, доцент — разделы 4.3 и 4.5

Аникин О. Б. — разделы 3.2 и 4.2

 

Рецензенты:

Кафедра производственного менеджмента

Московского государственного технологического

университета «Станкин»

д-р экон. наук, профессор С. В. Смирнов

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие к первому изданию ........................................…………............... 7

Предисловие ко второму изданию .............................................…………........ 8

Предисловие к третьему изданию ...........................................…………........... 9

 

Глава 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ

И ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ .............................................………....... 12

1.1. Определение, понятие, задачи и функции логистики ..……......... 12

1.2. Факторы развития логистики ...............................................……... 22

1.3. Уровни развития логистики..................................................…….... 27

 

Глава 2. КОНЦЕПЦИЯ ЛОГИСТИКИ ..................................………….......... 34

2.1. Эволюция концептуальных подходов к логистике ........…........... 34

2.2. Категория экономических компромиссов............................……... 42

2.3. Логистика как фактор повышения

  конкурентоспособности фирм ............................................……..... 48

2.4. Основные требования логистики .........................................……... 53

 

Глава 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА.........................…………..... 60

3.1. Информационные логистические системы.........................…….... 60

3.2. Информационная инфраструктура......................................……..... 69

3.3. Цели и роль информационных потоков

  в логистических системах ....................................................…….... 80

 

Глава 4. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА ......................................………….... 84

4.1. Задачи и функции закупочной логистики ...........................……... 84

4.2. Механизм функционирования закупочной логистики ....……..… 94

4.3. Планирование закупок .......................................................…….... 110

4.4. Выбор поставщика ...............................................................……... 118

4.5. Правовые основы закупок ..................................................…….... 122

 

Глава 5. ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

ПРОЦЕССОВ........................................................................……...... 130

5.1. Цели и пути повышения организованности

   материальных потоков в производстве ................................…... 130

5.2. Требования к организации и управлению

   материальными потоками ..............................................……....... 134

5.3. Законы организации производственных процессов

  и возможности оптимизации организации

  материальных потоков в пространстве и времени .............…..... 138

5.4. Организация рациональных материальных

             потоков в непоточном производстве ................................…….... 152

5.5. Оптимизация организации производственного

  процесса во времени .........................................................……...... 155

5.6. Правило 80-20...................................................................……....... 164

 

Глава 6. СБЫТОВАЯ (РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ)

ЛОГИСТИКА......................................................................………........ 169

6.1. Логистика и маркетинг ........................................................……... 169

6.2. Каналы распределения товаров.......................................……....... 176

6.3. Правила распределительной логистики .............................…….. 186

 

Глава 7. ЛОГИСТИКА ЗАПАСОВ ............................................…………..... 192

7.1. Категория товарно-материальных запасов........................…….... 192

7.2. Системы управления запасами на фирмах ........................……... 198

7.3. Место логистики запасов

  в логистической системе организации .............................…….... 205

7.4. Виды запасов ......................................................................……..... 208

7.5. Основные системы управления запасами...........................…….. 213

7.6. Прочие системы управления запасами ...............................…….. 221

7.7. Методические основы проектирования

  эффективной логистической системы

 управления запасами...........................................................…….... 227

 

Глава 8. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ ...........................…………..... 235

8.1. Основные функции и задачи складов

  в логистической системе.....................................................…….... 235

8.2. Проблемы эффективного функционирования склада........…….. 238

8.3. Логистический процесс на складе.......................................……... 241

8.4. Система складирования как основа рентабельности

работы склада .......................................................................………….. 246

 

Глава 9. ТРАНСПОРТ В УСЛОВИЯХ ЛОГИСТИКИ ...............………….. 258

9.1. Влияние логистики на транспорт........................................……... 258

9.2. Политика транспортных предприятий

  и изменения в характере их деятельности ...........................……. 262

9.3. Новые логистические системы сбора

  и распределения грузов........................................................……... 266

 

Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО

УПРАВЛЕНИЯ.......................................................................………… 272

10.1. Основные формы управления

    материально-техническим обеспечением .........................…..... 272

     10.2. Механизм межфункциональной координации

    управления материальными потоками ..............................…..... 285

10.3. Развитие системы управления логистической

    организацией: от функционального агрегирования

    до информационной интеграции ......................................……... 295

10.4. Контроллинг в логистических системах.............................….... 301

 

Глава 11. ЛОГИСТИКА СЕРВИСНОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ................................................................………..... 304

11.1. Классификация видов сервисного обслуживания

    продукции.............................................................................…….. 304

11.2. Критерии сервиса удовлетворения

    потребительского спроса....................................................…….. 306

11.3. Критерии сервиса оказания услуг

    производственного назначения ..........................................……. 308

11.4. Критерии сервиса послепродажного обслуживания ........…..... 310

11.5. Критерии сервиса информационного обслуживания.......…….. 312

11.6. Критерии сервиса финансово-кредитного

    обслуживания ......................................................................…….. 313

 

Глава 12. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ....................................…………... 315

12.1. Логистические центры фирм ..............................................…..... 315

12.2. Региональные логистические центры.................................……. 316

12.3. Состав типичного регионального центра ..........................…..... 317

12.4. Логистические центры в России .........................................….... 321

 

Глава 13. ЛОГИСТИКА БУДУЩЕГО.........................................…………... 324

13.1. Глобальная логистика .........................................................…….. 324

13.2. Интеграция организаций России в мировую

    логистическую сеть ...........................................................…....... 329

13.3. Логистика «стройного» производства................................…..... 331

 

Рекомендуемая литература .........................................................………….... 334

 

 

Предисловие к первому изданию

 

Логистика — наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве. Подразделения логистики созданы на предприятиях промышленности, аграрно-промышленного комплекса, транспорта, в аппарате НАТО, они включаются в состав организационных комитетов по проведению крупных международных соревнований и т. д.

К конце XX века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную, или снабженческую, логистику, логистику производственных процессов, сбытовую, или распределительную, логистику, транспортную логистику, информационную, или компьютерную, логистику и ряд других. Каждая из перечисленных областей деятельности человека достаточно изучена и описана в соответствующей литературе; новизна же самого логистического подхода заключается в интеграции перечисленных, а также и других (неназванных) областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками. Таким образом, логистика прежде всего работает на потребителя, стремясь максимально удовлетворить его запросы.

Все это позволяет сделать вывод о том, что хотя о логистике известно давно, тем не менее она претендует на название научной и учебной дисциплины XXI века и, на наш взгляд, будет со временем введена в качестве базовой дисциплины в программу высшей школы и послевузовского образования, а специалисты по логистике окажутся востребованы практически всеми областями деятельности человека.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...