Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Император Никифор (802-811 гг.).




Император Никифор, прозванный Геником от его должности, ибо он был государственным казначеем. Как ревнитель казны, он возмущался бесхозяйственной щедростью Ирины, особенно по отношению к монастырям. Сам он был иконопоклонник, но с точки зрения государственных интересов разделял взгляды иконоборческой партии о повышении налогов и усилении государственных финансов. Врагами их сделались монахи, на сторону которых встал и народ, ибо увеличение государственного тягла всегда непопулярно. Никифор отобрал в государственное управление лучшие части имуществ церквей, монастырей и их учреждений, a налоги оставил прежние, т.е. фактически почти удвоил их. Конечно, это было тяжким ударом для монастырских хозяйств, которые широко развернулись при Ирине. Один Студийский монастырь, например, с двенадцати человек братии разросся до тысячи. Никифор ввел немало и других экономических мер, ввел экономию и в бюрократии, и в войске.

Иночество под водительством Платона и Феодора Студита не переставало осуждать Никифора. Прежде всего за то, что император по смерти Тарасия возвел в патриархи тоже светского человека, государственного секретаря по имени также Никифор (806 г.). Монашеской группе были несимпатичны эти "политики" из государственной среды, имевшие запах светского иконоборчества и антимонашества. По смерти Тарасия первым авторитетом Константинопольской церкви был студийский игумен Феодор. Его прочили в патриархи. Император Никифор этого не хотел и хитро предложил Феодору указать ему "достойнейшего" кандидата. Феодор уклонился от предложения и указал только на каноническую норму свободного выбора собором епископов. После поставления светского Никифора игумены готовы были даже канонически разорвать с ним. Но новый патриарх Никифор был благочестив и иконопоклонник, и иноки стали возносить его имя в церкви. Однако патриарх Никифор по желанию императора Никифора снял в 806 г. запрещение со злополучного аввы Иосифа, венчавшего неканонический брак Константина VI с Феодотой.

 Именно Иосифу удалось уговорить вовлеченного в бунт и смиренного Вардана превратиться в Савву. Конечно, император Никифор должен был оценить такую политическую услугу Иосифа, но Феодор Студит называл Иосифа "паршивой овцой" в стаде. И другим монахам это казалось заражением всей церкви грехом прелюбодеяния.

Вопрос о втором венчании в то время решался по разному: развод допускался, но какие причины для развода важные, а какие нет – неопределенность. Василий Великий, например, считал, что для развода прелюбодеяние жены – достаточно, а прелюбодеяние мужа – нет.

Святитель Никифор прежде всего ставит этот вопрос не на гражданскую, а на церковную основу.

В Церкви готовится раскол, притом в раскол уходят подвижники благочестия: Платон, бывший игумен монастыря Саккудион и его племянник Феодор Студит – они поминают Никифора как законного патриарха, но не признают его акта – восстановления эконома Иосифа.

Константина уже нет в живых, где находится Феодота - никто не знает, но т.к. Иосиф восстановлен в прежней должности ключаря кафедрального собора, то они демонстративно отказываются служить в Софийском соборе и вслух и гласно критикуют действия патриарха. Причем, пишут об этом папе Римскому да еще и с критикой VII-го Вселенского Собора – нагнетание обстановки внутри Церкви. Это длится до 808 г. – патриарх все терпит.

Авторитет преподобных был весьма велик, поэтому Церкви грозил раскол, так же как по поводу Иоанна Златоуста. (За Иоанна Златоуста заступился Рим, отлучив от себя все остальные патриархаты – Константинопольский патриархат тогда еще не обладал автокефалией). Действия преподобных приводили к подрыву авторитета и патриарха и кафедры, а также и авторитета VII-го Вселенского Собора. Феодор Студит обращается к папе Льву III с просьбой о третейском суде, при этом много льстит и папе и Риму. (1054 г – великая схизма и это не начало, а конец).

Ситуацию усугубил архиепископ Иосиф, родной брат Феодора Студита, который приехал навестить брата и за полгода ни разу не навестил патриарха, ни разу не отслужил литургию. Император посылал к нему посланца и указал ему на его неприличное поведение. И вот, в конце 808 г. терпение патриарха кончилось и он применяет меры: все трое в декабре 808 г. были запрещены в служении, т.е. Платон, Феодор и Иосиф, и временно были заключены в монастыре.

В январе 809 г. – архиерейский собор, на котором признаются действия патриархов покойного Тарасия и ныне здравствующего Никифора – спасительной икономией. Феодор, Платон и Иосиф признаны смутьянами и сосланы на Принцевы острова (места не столь отдаленные) вплоть до покаяния, но с правом бесцензурной переписки. Феодор перепиской широко пользуется. Пишет в Рим с целью дискриминировать архиерейский собор. В этих письмах Федор отрицал даже автокефалию Константинопольской церкви. Пишет он так: “Они, восточные иерархи, не побоялись составить еретический собор, хотя не властны составлять и православного собора без Вашего ведома, тем более справедливо было бы твоему божественному первоначальству составить законный собор и правым учением отразить еретическое”. (Претензии Рима, которые разрешились в 1054 г., подпитывались веками. И первым, кто обратил на это внимание был патриарх Фотий.)

Папы и Лев III и Пасхалий I - оказались достаточно мирного устроения – все было спущено на нет.

 

Трехлетняя борьба монахов с царем из-за Иосифа кончилась тем, что на соборе 809 г. Иосиф был утвержден в сане, a авва Платон, Феодор Студит и его брат Иосиф, в ту пору архиепископ Солунский, были отправлены в ссылку.

Православные вольно и невольно становились чем-то вроде политической партии. Масса толковала замысел этой партии как возврат к порядкам до 716 г., т.е. до исаврийской династии. A православным власть имущим (патриарху, игуменам монастырей) приходилось участвовать в решении текущих государственных вопросов, давать по ним соборные ответы и нести ответственность перед скрытой революционной оппозицией "иконоборцев."

Император Никифор погиб 25 июля 811 г. в войне с болгарами, хотя он одержал над ними победу. Как человек скупой, он не сговорился с вождем болгар Крумом из-за выкупной цены за пленных. Ожесточил тем и болгар, и своих греков. Крум устроил Никифору ловушку и захватил царскую ставку. Никифор был убит, причем тут сами греки добили его, a Крум отсек ему голову, носил ее на копье, a затем сделал из черепа чашу "и приказал пить болгарским начальникам, похваляясь над византийским царем как ненасытным и не желавшим мира."

Тяжело раненный болгарами сын Никифора Ставракий носил титул царя всего 68 дней. Он ушел в монастырь и вскоре скончался. Воцарился зять Никифора, женатый на его дочери, сестре Ставракия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 337.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...