Философское направление, школа
| Представители
| Произведения
| Основные идеи
|
Древняя Индия.
| | Веды, Упанишады
| 1.мир богов-мир людей-мир демонов
2. вечный круговорот жизни
3. душа бессмертна
4. реинкарнация – переселение душ. Карма
|
Буддизм
| Сиддхартха Гаутама (Будда)
| Т(р)ипитака
| 1. жизнь-это страдание
2. отказ от желаний как путь спасения
3. Карма-закон воздаяния
4. переселение душ-Сансара
|
Китай. Конфуцианство
| Кун-цзы
| Беседы и суждения
| 1. личность не для себя, но для общества
2. Чего не желаешь себе, того не делай другим- гуманизм
3. идея благородного мужа
4. меритократии- власть достойных
|
Китай.
Даосизм
| Лао-цзы
| «Дао Дэ Цзин» - трактат
| 1. дао – неизменный и естественный путь, ему необходимо следовать
2. жить в согласии со всеобщим абсолютом дао (дать вести себя),
3. принцип недеяния -человек должен следовать естественному ходу вещей
4. «Передаю, но не творю»
|
Западная философия: Античная, Средневековая, философия Возрождения, философия Нового времени, философия XIX в, философия XX в
|
Милетская школа
+ Демокрит- Материализм- «линия Демокрита»
| Фалес
Анаксимен Анаксимандр Гераклит
| | 1. искали первоначало мира:
Фалес – вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон, Гераклит – огонь «Всё течёт, всё изменяется»
2. материализм- материя первична, сознание вторично
|
Софисты -древнегреческие платные преподаватели красноречия
| Протагор
| О Богах
| 1. знания о мире относительны и субъективны
2. «Человек есть мера всех вещей»
3. стремление всё проверить на практике, логически доказать верность или неправильность той или иной мысли – софизмы – логические приёмы
|
Классический период античной философии
| Сократ
Киники, Диоген
| Диалоги
| 1. основоположник этики, теория морали
2.диалектика - поиск истины через противоречия
3. диалог как метод поиска
1.Философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, попрошайничество, бродяжничество)
2. предпочтение наихудшим условиям жизни, аскетизм, непризнание авторитетов
|
Платон, ученик Сократа; Академия Платона
Идеализм –«линия Платона»
| Апология Сократа, Государство, Законы
| 1. идеализм Платона: бытие – это не материя, но эйдосы-идеи. Материя вторична, сознание первично
2. идеальное государство : мудрецы – воины – работники (крестьяне и ремесленники
3. типы государства: монархия- тирания; аристократия – олигархия; демократия – тимократия (венные)
|
Аристотель, ученик Платона, Ликей Аристотеля
| Метафизика
Политика
Афинская полития
| 1.Государства бывают:
• правильные - монархия, аристократия, полития
• неправильные - тирания, олигархия, охлократия. (крайняя демократия)
2. Идеальное государство – полития -совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии; государство среднего класса
|
Эллинистическая философия с III в н. э.
Стоицизм
Эпикурейство (эпикуреизм)
| Сенека
| «О досуге»
О стойкости мудреца
О счастливой жизни
| 1. нет страстям
2. идеал – невозмутимый мудрец
3.нравственность – основа жизни
4. «Кто согласен, того судьба ведёт, а кто не согласен, того тащит»
5. освобождение от влияния внешнего мира
|
Эпикур, егопоследователей называют«философами из сада»,т.к. школа находилась в саду философа
| | 1. этика счастья
2. эвдемонизм– освобождение души от страха «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет»
3. душевное спокойствие и умеренные удовольствия и наслаждения; чувственное восприятие мира
|
Средневековая философия:
1. патристика – философия отцов церкви(теоцентризм)
| Августин Блаженный IV-V вв
| О граде Божьем
Исповедь
| Чтобы познать мир, надо познать Бога в душе
|
2. схоластика –догматизм, подчинение религиозным идеям, Библия – это нормативный текст, задача человека –понять идею Бога, изучая Библию
| Фома Аквинский XIII век
Томизм
Многие схоласты были преподавателями в Университетах
| Сумма теологии
Сумма философии
| 1.Чтобы познать Бога, надо познать внешний мир
2. Пять доказательств существования Бога (движение, причина, случайность и необходимость, степень качества, цель)
|
Философия Возрождения XV-XVI
(антропоцентризм, гуманизм)
| Н. Кузанский
Н.Маккиавелли
| Государь
| 1.Бог и мир едины. Познание бесконечно. 2.Абсолютное знание недостижимо
Общее благо народа превыше всего и достижение его оправдывает любое насилие, обман, любые средства
|
Социалисты-утописты
| Томас Мор
Томмазо Кампанелла
| Утопия
Город Солнца
| 1. нет частной собственности
2. социальное равенство
3. коллективизм
|
| Монтень
| Опыты
| Счастье и удовольствие – главный двигатель человеческих поступков
|
Философия Нового времени XVII-XVIII
| Т. Гоббс
Дж. Локк (XVI-XVII
| Левиафан
Опыт о человеческом разумении
| 1. Теория «общественного договора»
2. Гоббс – государство-это чудовище
2.Идея Локка о разделении властей -исполнительная и законодательная
|
Эмпиризм
| Ф.Бэкон
| Новый органон
| 1.В основе познания лежит опыт, «Знание-сила»
2. В основе научного познания должны лежать индукция и эксперимент.
|
Рационализм
| Декарт (Я мыслю, следовательно, я существую)
Спиноза
Лейбниц
Гроций
| | Опыт не может лежать в основе познания не подкрепленный разумом
Естественное право
|
Философия просвещения
| Вольтер( Мари Франсуа Аруэ)вольтерьянство
Ж.Ж. Руссо Монтескьё
| Энциклопедия
«Раздавите гадину»
| 1.Принцип политического равенства людей.
2.Причины появления теории «общественного договора».
3.Идея социального равенства
|
| А. Смит
| Исследование о природе и причинах богатства народов
| 1.Теория трудовой стоимости.
2.Основные условия процветания государства.
3. Роль рынка ; «Невидимая рука рынка»
|
Социалисты-утописты
| Сен-Симон (Человек человеку-брат)
Фурье
(фаланстер-дворец особого типа, являющийся центром жизни фаланги — самодостаточной коммуны)
Оуэн
| Новое христианство
Книга нового нравственного мира
|
| 1. Основные черты идеального общественного строя
(социализма).
2.Критика капитализма.
3.Попытка Оуэна на практике реализовать свои идеи. «Новая гармония»
|
|
Философия XIX в
марксизм
| К. Маркс
Ф. Энгельс
| Капитал
Диалектика природы
| 1. Законы общественного развития.
2. Теория прибавочной стоимости.
3. Теория социалистической революции.
4. Учение о высшей фазе общественного развития (коммунизм)
|
Немецкая классическая философия
| И.Кант
| Критика чистого разума
| Моральный закон – категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства»
|
| Г.Гегель
| Наука логики
Философия права
| 1. диалектика – закон развития
2. идея гражданского общества
|
Философия «жизни»
| А. Шопенгауэр
С. Кьеркегор
Ф. Ницше(идея сверхчеловека)
| Так говорил Заратустра
| 1. Изучение жизни как особого феномена во всех её проявлениях
2. цель философии - помочь человеку реализовать себя, приспособиться к окружающему миру
3. экспансия «я»- расширение своего «я во внешнем мире»
4. воля к власти – это самая суть жизни
|
Позитивизм- направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твёрдую научную основу
| О.Конт
Г. Спенсер
| | 1.Научное знание для Конта – высшая, самая совершенная форма знания
2. Основная цель позитивизма — получение объективного знания
3. Это возможно на основе опытного познания и логического анализа
|
Философия экзистенциализма
XX век (экзистенция - существование)
| К. Ясперс
Ж.-П. Сартр
А. Камю
| Экзистенциализм – это гуманизм
| 1. предмет изучения сам человек, его проблемы, трудности существования в окружающем мире
2.Человек – хозяин своей судьбы
3. стержень жизни человека-свобода
4. человек делает себя сам через свой выбор («Всё, что со мной происходит- это моё»)
|
Русская философия
|
Чаадаев Пётр Яковлевич
1794-1856
Западник, идеалист
| Историческая философия
|
1.»Философические письма»
2. «Апология сумасшедшего»
| 1.Признавал существование Высшего Разума
2. Чаадаев не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле»= справедливое общество, которое уже осуществляется на Западе
3.«Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, — пишет он, — мы — народ исключительный»
4. " Мы одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его, мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих".
|
Владимир Сергеевич Соловьев 1853-1900
| Либеральная философия
| 1"История и будущность теократии"
2. "Россия и вселенская церковь"
3. "Кризис
западной философии (против позитивистов)"
| 1.Благодаря вере в Христа человечество способно возродиться.
2.Прогресс науки и философии привел к тому, что христианство находится в несоответствующей ему форме.
3. Система Соловьева - попытка создать религиозную философию, представляющую собой синтез науки, философии и религии.
|
Павел Александрович Флоренский 1882-1937
| Русская религиозная философия
| 1."Столп и
утверждение истины (1913) 2"Смысл идеализма"
| 1.Он полагает, что истину нельзя
познать посредством слепой интуиции она познается лишь с помощью рациональной интуиции.
2. Подлинная истина, разумная истина возможна только на небе, а на земле мы имеем лишь множество истин, "осколков истин.
3. Флоренский развивает учение Соловьева о конкретных идеальных началах мироздания, об идеальном бытии.
4. Идеальная христианская жизнь должна состоять не в отгораживании от мира, а в принятии жизни и мира оптимистическим образом в его улучшении.
|
Иван Александрович Ильин 1882-1954
|
| 1."Религиозный смысл
философии"
2. "О сопротивлении злу силою"
3. "Путь духовного обновления" 4."Аксиомы
религиозного опыта"
| 1. Борьба со злом - это прежде всего нравственное воспитание, духовное воздействие.
2. Он полагает, что в борьбе со злом возможно и даже необходимо полагаться на государственную машину. Резкие критические высказывания Ильина против толстовства как раз и связаны с тем, что толстовская идеология способствовала принижению роли государственного начала в социальной жизни.
3.В центре философии Ильина всегда были вопросы духовного развития личности и проблемы совершенствования ее.
4. Вера, любовь, свобода, семья, патриотизм, национализм – любовь к нации - вечные основы духовного бытия
|
Николай Александрович Бердяев 1874-1948
|
| 1.«Философия свободы»
2. «О рабстве и свободе человека»
3. «Русская идея (Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века)»
|
1. «Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любовь. Я утверждаю примат свободы над бытием, бытие вторично»
2. У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству. Дуализм в его философии — это Бог и свобода
|