В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ДЕЛАМИ
Конституционный принцип демократизма проявляется в обеспечении раввюго права граждан Украины участво- вать в управлении государственными делами. Конститу- ция Украины предусматривает следующие формы учас- тия граждан в управлении государственными делами:
1) право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в орга- ны государственной власти и местного самоуправления. Активное избирательное право дает возможность гражда- нам участвовать в формировании состава органов госу-* Дарственной власти и местното самоуправления. Пассив- ное избирательное право дает возможность гражданину
130
131
стать народным депутатом Украины, депутатом местного совета, сельским, поселковым, городским головой, и от име- ни избирателей управлять государственными и обществен- ными делами;
2) право принимать участие во всеукраинском и мест- ных референдумах. Участвуя в референдуме, граждане Ук- раины непосредственно принимают политические решения (например, принимают закон, одобряют международный договор);
3) право на доступ к государственной службе и служ- бе в органах местного самоуправления. Государственная служба и служба в органах местного самоуправления — это профессиональная деятельность лиц, занимающих дол- жности в государственном аппарате и исполнительных комитетах органов местного самоуправления и получаю- щих заработную плату за счет государственных средств.
Вопросы, связанные с принятием на службу и ее про- хождением, урегулированы Законами Украины «О госу- дарственной службе» (16 декабря 1993 г.). ]
Граждане Украины имеют равное право! на доступ к государственной службе и службе в органах) местного са- моуправления в том случае, если они получили соответ- ствующее образование или профессиональную подготовку и прошли конкурсный отбор (или иную процедуру, уста- новленную Кабинетом Министров Украины). Ограниче- ние права участвовать в управлении государственными делами связано с дееспособностью лица. Граждане, при- знанные судом недееспособными, не могут избираться в органы государственной власти и местного самоуправле- ния, не могут приниматься на государственную службу или службу в органах местного самоуправления.
ПРАВО ГРАЖДАН НА ПРОВЕДЕНИЕ
СОБРАНИЙ, МИТИНГОВ, ШЕСТВИЙ
И ДЕМОНСТРАЦИЙ
Данное право предоставляет гражданам Украины возможность свободно обсуждать актуальные вопросы го- сударственной жизни и общественного развития, противо- стоять каким-либо антидемократическим проявлениям, нарушениям прав человека.
Реализация этого права носит уведомительный ха- рактер. Иначе говоря, о проведении собраний, митингов, шествий и демонстраций заблаговременно (не позднее, чем за 10 дней до намеченной даты) ставятся в известность органы исполнительной власти или органы местного са- моуправления .
Конституция Украины устанавливает следующие фор- мы реализации свободы собраний:
1) собрание — общее присутствие, как правило, огра- ниченного количества людей, объединенных общими ин- тересами (например, собрание избирателей); заседание чле- нов объединения граждан. По общему правилу, проводит- ся в помещении;
2) митинг — массовое собрание для обсуждения поли- тических и иных вопросов. Как правило, проводится на улицах, площадях, стадионах;
3) шествие — прохождение улицами города с целью выражения определенной общественно-политической по- зиции;
4) демонстрация — прохождение улицами города с целью выражения определенной общественно-политиче- ской позиции, отличающееся массовостью.
Указанные мероприятия должны иметь мирный, нена- сильственный характер, их участники должны быть безо- ружны. Судебные органы могут установить ограничения в реализации данного права с целью предупреждения беспо- рядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей.
ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ
В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Право петиции, т.е. обращения к государственной вла- сти является одним из конституционных прав человека и гражданина. Порядок его реализации закреплен ст.40 Конституции Украины и Законом Украины «Об обраще- ниях граждан» (2 октября 1996 г.)
Каждый имеет право обратиться в органы государствен- ной власти и местного самоуправления, а также в негосу- дарственные институты (объединения граждан, предприя- тия, учреждения, организации, средства массовой инфор-
132
133
мации) с замечаниями, жалобой, предложением, касающимся их уставной деятельности, а также с заявлением (хода- тайством) относительно реализации своих прав и закон- ных интересов, жалобой об их нарушении.
Обращения, оформленные надлежащим образом и по- данные в соответствии с установленным порядком, подле- жат обязательному принятию и рассмотрению. Если поставленные в обращении вопросы находятся вне компе- тенции адресата, то в пятидневный срок обращение пере- сылается в соответствующий орган, о чем сообщается граж- данину.
Не подлежат рассмотрению анонимные обращения, об- ращения недееспособных лиц, а также повторные обраще- ния, если первое из них разрешено по существу.
Гражданин, обратившийся с заявлением или жалобой в государственную или негосударственную организацию, имеет право:
1) принимать участие в проверке поданной жалобы или заявления;
2) знакомиться с материалами проверки;
3) предоставлять дополнительные материалы или на- стаивать на их запросе;
4) присутствовать при рассмотрении заявления ли жа- лобы;
5) пользоваться услугами адвоката (или иного защит- ника);
6) получить письменный ответ о результатах рассмот- рениях заявления или жалобы;
7) требовать соблюдения тайны рассмотрения заявле- ния или жалобы;
8) требовать возмещения убытков, если они стали ре- зультатом нарушений установленного порядка рассмот- рения обращений.
Органы государственной власти и местного самоуправ- ления, предприятия, учреждения, организации, объедине- ния граждан, средства массовой информации, их руково- дители и должностные лица обязаны объективно, всесто- ронне и своевременно проверить обращение гражданина, вынести обоснованное решение по существу обращения и обеспечить его реализацию.
Обращения, не требующие дополнительного изучения, должны быть рассмотрены в течение 15 дней со дня их получения; обращения, требующие изучения — в месяч-
ный срок. В любом случае срок разрешения вопросов, по- ставленных в обращении, не должен превышать 45 дней.
4.21. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
|