Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Список использованных источников и литературы




ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Факультет экономистов-международников

Дневное отделение

Кафедра мировой экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Мировая экономика»

На тему: «Влияние иностранных инвестиций на экономику Китая»

 

                                             

 

 Научный руководитель:

Сысоева Г.И. к.э.н., профессор кафедры мировой и национальной экономики ВАВТ

Работу выполнил: студент 2 курса ФЭМ

Куликов А.А.

 

 

Работа сдана на кафедру                                                  Оценка работы

« » __________2011г.                                                   __________                                                                                                                                                     «                                                                                 « »_____________2011г.

                
СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………...……3

 

Глава I. Основные направления экономической политики Китая………..……6

1.1 Общая характеристика внешнеэкономического положения Китая…….….6

1.2 Инвестиционная стратегия Китая……………………………………………9

1.3 Инвестиционный климат в Китае………………………………………..…12

 

Глава II. Влияние иностранных инвестиций на экономику Китая……..……17

2.1 Прямые иностранные инвестиции Японии в Китай ………………….…..17

2.2 Товарооборот с Россией…………………………………………………..…21

 

Заключение……………………………………………………………………….25

 

Список использованных источников…………………………………………...27

 


ВВЕДЕНИЕ



Процессы, происходящие в экономике Китая, на протяжении нескольких последних десятилетий привлекают к себе внимание специалистов и широкой мировой общественности. Достижения, демонстрируемые китайским народом в переустройстве страны, не могут никого оставить равнодушными. Сейчас Китай опасен как располагающий дешевой рабочей силой конкурент, лишающий нас рабочих мест и доли рынков... В глазах слишком многих Китай остается угрозой. Однако и недруги Китая вынуждены признавать, что перемены, происходящие в этой стране, поразительны.

Политика государственного регулирования иностранных инвестиций включает в себя мероприятия по обеспечению доступа иностранных инвесторов на внутренний рынок, упорядочению объемов вложений иностранных инвесторов в уставный капитал совместных предприятий, установлению льготных режимов и упрощению административных препятствий.

С начала экономической реформы 1978 года Китай проводит политику по стимулированию притока иностранных инвестиций в национальную экономику. Увеличение объемов зарубежных капиталовложений и повышение эффективности их использования рассматриваются руководством КНР в качестве приоритетных целей, достижение которых должно способствовать решению таких экономических задач, как развитие экономики в условиях ограниченности внутренних фондов, переход национальной экономики к рыночным отношениям, модернизация экономики за счет внедрения современного оборудования и технологий, интеграция экономики в мировое хозяйство, повышение уровня жизни и занятости населения[32].

В процессах глобализации мировой экономики иностранные инвестиции играют не менее значимую роль, чем международная торговля товарами и услугами. В современном мире практически не осталось стран, не вовлеченных в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Стало аксиомой, что устойчивое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Актуальность темы курсовой работы определяется возможностью использования международного опыта, в частности, экономики Китая, для российской экономики.

Научная новизна работы заключается в том, что несмотря на сравнительно многообразие литературы по отдельным вопросам исследуемой проблемы, комплексный анализ отсутствует. В связи с этим, в работе проведен комплексный анализ политики Китая в инвестиционной сфере, дано комплексное представление наиболее важных сведений о прямых иностранных инвестициях в Китайскую Народную Республику.

Цель работы – проанализировать прямые иностранные инвестиции в экономику КНР на примере Японии и России. Исходя из поставленной цели, автор ставит следующие задачи:

- провести анализ инвестиционного климата в КНР;

- проанализировать отраслевое и территориальное размещение ПИИ в Китае;

- выявить концептуальные основы и механизмы реализации сотрудничества в инвестиционной сфере;

- исследовать ПИИ из Японии в КНР;

- провести анализ товарооборота с Россией.

Следовательно, объектом исследования являются прямые иностранные инвестиции в экономику Китая, а предметом исследования являются прямые иностранные инвестиции Японии и России в экономику Китая.

Теоретико-методологической основой данной работы являются положения и выводы, понятия и определения, содержащиеся в основополагающих документах, международных документах и актах, трудах отечественных и зарубежных ученых, политиков в области экономической науки, специализирующихся на освещении проблематики привлечения прямых иностранных инвестиций в Китай, а также документы и материалы, регулирующие инвестиционную сферу в КНР.

При написании данной работы автор использовал такие методы, как сбор информации, системный анализ, индуктивный и дедуктивный метод, историко-хронологический метод.

Хронологические рамки исследования охватывают период XX - начала XXI века.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее положения и выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении динамики и особенностей инвестиционного сотрудничества КНР, факторов, влияющих на его изменение.

Исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемых источников.

 


Глава I

Основные направления экономической политики Китая

 

1.1 Общая характеристика внешнеэкономического положения Китая

Наиболее развитой формой внешнеэкономических связей КНР является внешняя торговля.

За годы проведения реформы товарооборот Китая увеличился с 20,1 млрд. долл. в 1978г. до 510 млрд. долл. в 2001г. В 1979 - 2003 г. объем внешней торговли КНР ежегодно увеличивался в среднем на 15,3%. За данный период времени доля экспорта в ВНП страны возросла в 4 до 20%, следствием чего является существенное повышение роли внешних факторов в экономическом развитии КНР. Товарный экспорт дает 75-80% всех валютных поступлений. По объему экспорта Китай занимает 13-е место в мире [5, стр.84].

В 2006 рост экспорта составил 45 % (от 2005) и достиг объема в 442,1 миллиарда долларов США. Из-за дешевой рабочей силы, Китай конкурентоспособен во многих трудоемких производствах. В результате, изделия китайского производства занимают все больше и больше места во всем мире в таких областях как электрические бытовые приборы и другие высокотехнические изделия, одежда и принадлежности, строительные материалы, мебель, и т.д. По сравнению с ценами европейского и американского производства, цены на китайские изделия в 2-3 раза ниже, при том же уровне качества.

Зависимость китайской экономики от импорта возросла (5% в 1978г. и 10% в 2000г.), что свидетельствует о достаточно глубокой вовлеченности КНР в мирохозяйственные связи. По объему импорта Китай занимает 16-е место в мире. Доля КНР в мировой торговле за период с 1978 по 2000гг. возросла почти в пять раз, но по-прежнему остается довольно низкой и составляет около 3%. Следует отметить, что в 1978г. она составляла лишь 0,75%.

Одна из важнейших задач китайской внешней торговли — приобретение техники и технологии для развития народного хозяйства. Существенно возросла зависимость ряда отраслей от импорта. Наибольшее значение импорт имел для автомобилестроения, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, самолетостроения, черной металлургии.

За счет импорта техники и технологии было обеспечено около 60% прироста промышленного производства, а на внутренний рынок поступило свыше 8 тыс. наименований новых видов продукции.

В настоящее время они составляют примерно 20% импорта. Китай резко сократил ввоз зерновых и полностью прекратил закупки хлопка, соевых бобов, ряда других культур, что стало возможным благодаря внедрению новых форм хозяйствования в деревне, позволившему значительно увеличить сборы сельскохозяйственных культур внутри страны. В то же время сохраняется довольно высокая импортная зависимость по товарам группы сырья и материалов производственного назначения: лес и лесоматериалы, металлы, каучук, целлюлоза, химические товары.

Импорт КНР показал рост 34 % в 2007 с 380,55 миллиардами долларов США. Главные пункты для китайского импорта - сырье и источники энергии, как: сырая нефть, первичные пластмассы, металлы, интегральные схемы и электронные компоненты, а также высокотехнологичные производственные линии и комплексы [10, стр.118].

Страна занимает первое место в мире по экспорту хлопчатобумажных тканей и натурального шелка. Текстильная промышленность служит важнейшим источником инвалютных доходов КНР. В то же время текстиль — один из наиболее болезненных вопросов в торговых отношениях с промышленно развитыми странами. Опасаясь быстрого роста ввоза изделий китайской текстильной промышленности на свои внутренние рынки, ряд стран потребовал от КНР ограничить их ввоз.

На машиностроительную и электротехническую продукцию приходится не менее 20% экспорта. К числу экспортных товаров китайского машиностроения относятся металлообрабатывающие станки, судостроительная техника, велосипеды, бытовые электроприборы. Проникновение этих товаров на мировой рынок сдерживается невысоким качеством, возможностями послепродажного обслуживания и пока не выдерживает конкуренции с другими поставщиками этой продукции, среди которых выделяются Тайвань, Южная Корея. Удельный вес продукции машиностроения КНР в мировом экспорте не превышает 0,6%.

Степень зависимости некоторых отраслей от экспорта довольно значительна. Наибольшее значение экспорт имеет для отраслей текстильной промышленности: хлопчатобумажной промышленности (52%), шелковой промышленности (65%), а также легкой промышленности (45%). В основном на внутренний рынок работает химическая промышленность — экспортная квота составляет 5%. [13, стр.8]

Основными торговыми партнерами Китая являлись Япония, США, страны Западной Европы. На их долю приходится свыше 70% закупок техники и 90% технической документации и «ноу-хау». При этом основная часть китайских закупок машин, оборудования за рубежом приходится на долю Японии, что объясняется географической близостью и активной политикой стимулирования экспорта, проводимой японским правительством, которое предоставляет Китаю финансирование закупок на льготных условиях, что помогает тому оплачивать дорогостоящий импорт. На долю Японии приходится в среднем около 50% китайских закупок машин и оборудования. США лидирует в поставках высокотехнической продукции, самолетов и электронно-вычислительной техники. Особое место среди ведущих партнеров КНР занимал Гонконг.

Сейчас КНР поддерживает внешнеэкономические связи более чем с 220 странами (и территориями). Ведущими торговыми партнерами являются Япония, США, страны ЕС, Республика Корея, Австралия, Россия, Канада. Первое место в экспорте КНР занимает продукция машиностроения (85 млрд. долл.), доля которой в объеме достигает 30%. В 2003 г. было экспортировано наукоемкой продукции более чем на 46 млрд. долл. и ее доля в объеме экспорта составила 17,5%. В 2003 г. Китай занял второе место в мире по экспорту угля (более 80 млн. т.).[20, стр.47]

 

1.2 Инвестиционная стратегия Китая

Деятельность инвесторов в Китае регулируется такими основными законодательными актами, как Законом КНР «О совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом», Законом КНР «О предприятиях с иностранным капиталом» и другими. А также значительным количеством подзаконных нормативных документов (указаний, инструкций и др.) по тематике учреждения, производственной и коммерческой деятельности предприятий с участием иностранного капитала. Указанные документы постоянно совершенствуются и обновляются.

Со временем вступления Китая в ВТО, в стране проводится активное изменение законодательной системы в области привлечения инвестиций в страну, защиты прав инвесторов в соответствии с требованиями ВТО. К таким положительным моментам можно отнести: открытие доступа для зарубежных инвестиций в такие отрасли как телекоммуникации, городское газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, зарубежные инвестиции,  в которые ранее были полностью запрещены; отмена положения, обязывающего иностранные предприятия отдавать приоритет китайскому сырью при производстве готовой продукции; расширены возможности для иностранных предпринимателей в розничной и оптовой торговле; развитие инвестиционных зон, предоставляющих значительные налоговые льготы.

При этом остается ряд проблем, затрудняющих свободный доступ прямых иностранных инвестиций в страну. Среди таких проблем инвесторы выделяют следующие: сложный порядок взимания налогов, отсутствие урегулированной системы разрешения споров, а главное отсутствие защищенности прав инвесторов, прежде всего, недостаточная защита прав на интеллектуальную собственность.

Таким образом, исследуя нормативно-правовую базу регулирования иностранных инвестиций в КНР, можно сказать, что Китай достиг огромных успехов в сфере регулирования инвестиционной сферы, проводит всестороннюю реформу законодательной базы в области инвестиционной деятельности для улучшения благосостояния народа страны и развития экономики государства.

К середине 90-х годов КНР стала вторым в мире (после США) и крупнейшим среди развивающихся стран получателем прямых иностранных инвестиций. Зарубежных предпринимателей привлекают в Китае возможности освоения гигантского и быстрорастущего внутреннего рынка страны, использования местной дешёвой рабочей силы и природных ресурсов. Большое значение имеет также наличие многочисленной зарубежной диаспоры этнических китайцев, располагающих значительными капиталами, налаженными сбытовыми сетями и опытом деятельности на мировых рынках. На вложения предпринимателей китайской национальности, проживающих в других странах, а также на территориях, по тем или иным причинам, отторгнутым в своё время от Китая (Гонконг – особый административный район Китая с 1997 года, Макао, Тайвань), приходится не менее 60% общего объёма прямых инвестиций в экономику КНР. [2, стр. 131]

Этот потенциал инвестиционного сотрудничества реализуется благодаря умелой политике государства по стимулированию иностранных вложений. Её характерная черта – предоставление предприятиям с иностранным участием специальных льгот (налоговых, таможенных, валютных и т.д.). В особенности это было свойственно начальному периоду политики открытости, когда Китай воспринимался большинством инвесторов как высокорискованный рынок, а перестройка хозяйственной системы КНР только набирала обороты. По мере активизации притока иностранного капитала с одной стороны, и углубления рыночных реформ – с другой стороны, происходит постепенное выравнивание режимов хозяйствования для национальных и иностранных инвесторов. Но делается это не столько путём лишения предприятий с иностранным участием преференциального статуса, сколько за счёт распространения аналогичных условий на китайские предприятия. Как и в случае с внешней торговлей, китайское руководство не спешит либерализовать режим иностранного инвестирования в возможно более короткие сроки. Специальные льготы получают, прежде всего, предприятия в приоритетных сферах материального производства (машиностроение, электроника, сельское хозяйство и т.д.). Напротив, иностранные инвестиции в сферу финансовых услуг и розничной торговли были разрешены только в нескольких городах наиболее развитого приморского пояса Китая.

Зона свободного предпринимательства — часть территории страны, на которой разрешено совместное предпринимательство ряда стран в различных формах. В таких зонах вводятся льготные налоги, таможенные сборы, устанавливаются "мягкие" режимы аренды, получения виз, валютного обмена, трудового найма. Все эти меры призваны служить привлечению иностранных инвестиций [8,стр.248].

В настоящее время в КНР действуют 4 специальные экономические зоны — Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, 14 зон свободной (беспошлинной) торговли, 53 зоны высоких и новых технологий, более 70 научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей, 38 зон переработки продукции, ориентированной на экспорт.

В качестве примера можно привести данные по региону Шэньчжэнь, который получил официальный статус свободной экономической зоны в августе 1980 года. ОЭР Шэньчжэнь — самая быстро развивающаяся зона: в 1980—2001 годах средний ежегодный рост его ВВП превысил 29,5 %. Город является первым в Китае по объёмам внешней торговли.

Три из четырёх китайских Специальных Экономических Зон (СЭЗ) — Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу — находятся в провинции Гуандун. Отчасти благодаря этому, провинция Гуандун занимает ведущее место на материковом Китае по производству электронной, текстильной, пищевой, фармацевтической продукции и лидирует в сфере производства бытовой техники. В провинции находятся сборочные заводы таких гигантов, как Nissan, Honda и Toyota; в нефтяной и нефтехимической отрасли провинции доминирует китайская корпорация Sinopec; среди производителей электроники можно выделить китайские корпорации BBK Electronics, TCL; в регионе также расположено производство Guangzhou Pharmaceutical (GP) — одной из крупнейших аптечной сети в Китае.

 

1.3 Инвестиционный климат в Китае

В рамках процессов трансформации мировой экономики и международных экономических отношений под мощным воздействием процессов глобализации, интернационализации, научно - производственно - информационной революции, формирования глобального информационного общества, и обострения международной, межстрановой и внутристрановой конкуренции резко усилилась дифференциация стран мира. Для развивающихся стран сейчас центральной проблемой их экономического развития в условиях этих процессов является именно обеспечение доступа к мировым финансовым, научно-техническим и научно-технологическим ресурсам, которые все в большей степени оказываются под контролем развитых стран (их ТНК и ТНБ). В этих условиях резко возрастает значение и роль формирования инвестиционного климата для привлечения внешних источников финансирования.

Инвестиционный климат – это экономические, политические, финансовые условия, оказывающие влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны. Благоприятный климат характеризуется политической устойчивостью, наличием законодательной базы, умеренными налогами, льготами, представляемыми инвесторам.[9, стр.82]

По итогам исследования, проведенного американо-китайской торговой комиссией, 88% иностранных респондентов –предприятий, которые инвестируют в Китай, получают прибыль, у 81% из них показатель прибыли превышает коэффициент подобной прибыли во всем мире, 85% предприятий ставят Китай на первое место в своих планах развития собственного бизнеса за рубежом [32]

Чтобы стимулировать иностранных инвестиций, министерство коммерции КНР объявило, что те иностранные компании, объем зарегистрированного капитала которых составляет 100 млн. долларов или ниже, смогут получить одобрение на свою деятельность со стороны главных коммерческих ведомств на уровне провинций. Министерство коммерции также заявило, что будут поощрять иностранных бизнесменов делать инвестиции в сферу новой и высокой техники, сферу экономии энергии и охраны окружающей среды, в современный сервис, содействовать отраслевому развитию в государственных зонах технико-экономического освоения.

Для стабилизации уровня привлечения иностранного капитала и повышения качества его использования, как отметили в Министерстве Коммерции КНР, в 2011 году внимание акцентировано на четырех направлениях, а именно - совершенствовании условий для инвестирования, оптимизации структуры размещения иностранных инвестиций с повышением доли высокотехнологичных отраслей, сферы энергосбережения и охраны окружающей среды и индустрии услуг, поощрении инвестирования в Центральный и Западный Китай, содействии стимулирующей роли иностранного капитала в реформировании отечественных предприятий и модернизации китайского производства. Представитель министерства Яо Цзянь высказал мнение, что благодаря дальнейшему совершенствованию правовой среды и системы правительственных услуг, а также набирающей обороты урбанизации в стране в 2012 году сохранится рост притока иностранных инвестиций. [34]

Важнейшим фактором привлечения прямых иностранных инвестиций в Китай является эффективная деятельность по формированию и улучшению инвестиционного климата в стране.

Иностранным инвесторам запрещено осуществлять инвестиции, затрагивающие национальную безопасность Китая, причиняющие ущерб социально-экономическому развитию страны и общественным интересам, загрязняющим окружающую среду.

Как сообщается, за годы после начала проведения в Китае политики реформ и открытости объем освоенных Китаем иностранных инвестиций превысил 700 млрд. долларов. Свыше 100 отраслей индустрии услуг Китая открыты для зарубежного капитала.[28]

По мнению многих экономистов, в частности российских, к важным факторам для зарубежных инвесторов при размещении своих капиталов в других странах необходимо относить размер рынка. Китай, население которого составляет 1,3 млрд. человек[10, стр. 48], является страной с огромным потенциалом рынка. Иностранные инвесторы рассматривают китайский рынок как довольно емкий, с огромными перспективами роста, поэтому многие из них вкладывают капитал в Китай, прежде всего, чтобы занять этот рынок, а затем уже извлекать прибыль. Такой стратегии придерживаются инвесторы США.

Особенностью деятельности компаний США в КНР является реализация продукции, произведенной на предприятиях с участием американского капитала, на территории самого Китая. Для инвестиционной политики фирм Японии основной фактор вложения капиталов в экономику Китая – дешевая и высококвалифицированная рабочая сила, а также низкие издержки производства.

Политика Китая на привлечение иностранных инвестиций остается необратимой, страна продолжит расширять сферу открытости внешнему миру и совершенствовать инвестиционный климат в целях непрерывного расширения масштабов и повышения уровня использования зарубежных инвестиций, а также содействия быстрому и здоровому развитию национальной экономики.

Отсюда, однако, не следует, что в Китае все проблемы, связанные с формированием инвестиционного климата и привлечением иностранных инвестиций, решены.

Инвесторы продолжают сталкиваться с отсутствием прозрачности, непоследовательно насильственных законов и постановлений, слабая защита интеллектуальной собственности, коррупция политики защиты местных фирм, а также ненадежности правовой системы неспособны гарантировать неприкосновенность контрактов. В Китае существует мощнейшая государственная бюрократия, которая имеет огромную власть. Однако в Китае с ней активно борются, причем достаточно жестко. Госаппарат Китая является проводником курса власти на развитие экономической мощи Китая, власть жестко спрашивает с чиновников.

Власти Китая делают очень многое для дальнейшего развития конкурентного инвестиционного климата. Они создают современную рыночную инфраструктуру, активно работают над строительством автодорог, железнодорожных путей, развитием энергетики. В стране идет настоящий строительный бум, бурно развиваются города. Имеются серьезные планы по развитию атомной энергетики. Китай уже давно используют привлечение частных инвестиций для строительства платных дорог и инфраструктуры. Имеются амбициозные планы по строительству аэропортов, регионального развития. По общей протяженности скоростных автострад Китай занимает 2 место в мире - 41 тыс.км.[5, стр. 167].

Улучшению инвестиционного климата в КНР во многом способствует создание зон совместного предпринимательства. Эти зоны характеризуются разнообразием форм, гибкой адаптацией к местным условиям, что позволяет добиваться увеличения темпов экономического роста в зонах эффективного освоения иностранных инвестиций с учетом приоритетных направлений развитии экономики КНР.

Таким образом, привлекательность КНР как реципиента иностранного капитала определяется поддержанием высокого уровня социально-экономической и политической стабильности, наличием емкого внутреннего рынка и дешевой рабочей силы, а так же активной национальной инвестиционной политикой.

 


Глава II

Влияние иностранных инвестиций на экономику Китая

 

2.1 Прямые иностранные инвестиции Японии в Китай

Говоря об инвестиционной политике Японии в отношении Китая, необходимо отметить принятую Японией в 2006 году «Глобальную экономическую стратегию Японии», в которой отражены основные направления внешнеэкономической политики государства, в том числе в отношении сотрудничества с Китаем. В данном документе подчеркнуто, что в последнее время были улучшены отношения с Китаем, вес которого огромен как в двусторонней торговле, так и в инвестиционном сотрудничестве.

К Китаю же, как к привлекательной стране, с 2004 года заинтересованность со стороны японских компаний падает. Результаты исследований показывают тенденцию снижения заинтересованности японских компаний к рынку Китая, и, наоборот, к ее увеличению к рынкам Индии, России и Бразилии [15, стр.11].

В настоящее время Япония является третьим по объему инвестором Китая после США и Гонконга, и занимает восьмое место среди инвесторов России. В 2010 году объем прямых иностранных инвестиций из Японии в Китай составил 6,2 млрд. долл. [21, стр.18]

При рассмотрении особенностей инвестиций в Китае, необходимо отметить главную черту. Большая часть инвестиций в структуре японских инвестиций в Китай приходится на прямые инвестиции. В связи с этим в официальной статистике, как правило, указываются только объемы японских прямых инвестиций в Китай. Это связано с существующей политикой Китая в отношении иностранных инвестиций, которая направлена на стимулирование прямых иностранных инвестиций. В то время как на другие формы иностранных капиталовложений накладываются ограничения. При этом именно прямые иностранные инвестиции в значительной мере определяют развитие реального сектора экономики, финансируют экономический рост, приводят в производство новые технологии, ноу-хау и новый рыночный менеджмент.

Объем прямых инвестиций японских компаний в экономику Китая в 2010 году вырос на 19,8% и достиг 6,53 млрд. долл. - максимального значения за всю историю торговых отношений между странами по данным на март 2010 года. В 2009 году был побит предыдущий рекорд японских инвестиций в 5,45 млрд. долл., сообщала Японская организация содействию развития внешней торговли. Таким образом, в 2009 году Китай по-прежнему оставался основным рынком для японских капиталовложений в Азии, в основном благодаря крупным японским автопроизводителям, вложившим средства в строительство заводов в Поднебесной. При этом объем инвестиций в Китай со стороны США и Южной Кореи - главных конкурентов Японии в борьбе за китайский рынок - сократился в 2011 году на 22,3% и 17,3% соответственно. Общий объем инвестиций в китайскую экономику, по данным ДЖЕТРО, в 2010 году уменьшился на 0,5% по сравнению с 2009 годом и составил 60,3 млрд долл.[25, стр. 51].

Основные мотивы японских компаний, направляющих свои средства в Китай можно свести к следующим:

- потенциал роста внутреннего роста;

- высокие темпы экономического роста. В Китае в настоящее время наблюдается высокие темпы экономического роста. Положительная тенденция обозначилась с начала проведения политики реформ и внешней открытости;

- формирование среднего класса. Наличие в социальной структуре общества среднего класса является гарантией устойчивого развития. Именно этот класс, обладающий достаточно высокими доходами, создает основной платежеспособный спрос на внутреннем рынке, стимулируя экономический рост;

- географическая близость;

- трудовые ресурсы. Дешевизна рабочей силы является одним из самых привлекательных факторов для японских инвесторов в Китае;

- низкая стоимость сырья;

- членство в ВТО. С момента присоединения Китая к ВТО, произошли значительные изменения в экономике КНР, способствующие привлечению иностранных инвестиций;

- наличие зон льготного экономического режима. В Китае имеется значительный опыт в данной области, так как процесс создания инвестиционных зон начался в конце 70-х годов. И в настоящее время в Китае образовано более 200 зон льготного экономического режима, которые являются одним из двигателей притока иностранных инвестиций в экономику[32];

- социальная и политическая стабильность;

- доступ к информации о стране;

К проблемам препятствующим привлечению прямых иностранных инвестиций Япоии в Китай можно отнести следующие:

- все еще неразвитая правовая система и ее неясное исполнение являются главными проблемами;

- большая освоенность рынка. Китай является одним из мировых лидеров по привлечению иностранных инвестиций, активно вовлечен в мировую торговлю, в связи с чем, рынок Китая отличается жесткой конкуренцией среди зарубежных компаний;

- проблема со сферой защиты прав на интеллектуальную собственность;

- кроме того, необходимо отметить две тенденции, отнесенные японскими компаниями к факторам риска ведения предпринимательской деятельности в Китае. Это увеличивающиеся налоги и возрастающая стоимость рабочей силы. Таким образом, основные преимущества китайского рынка дешевая рабочая сила и налоговые преференции возможно в скором времени не будут являться таковыми.

Основные характеристики японских инвестиций в Китае охватывают региональное размещение, направленность и структура инвестиций, формы предпринимательской деятельности японских компаний в принимаемой стране и другие показатели.

С точки зрения регионального размещения прямых иностранных инвестиций Японии в Китае следует отметить преимущественную ориентацию японских инвесторов на наиболее экономически развитые и богатые ресурсами районы. В Китае японские компании наиболее активны в Восточных районах страны, где осуществляются капиталовложения во все отрасли промышленности.

Отличительной особенностью японских инвестиций в Китае является их направленность на экспорт в третьи страны, а также высокая доля реэкспорта в Японию. При этом наблюдается постепенная переориентация японских инвесторов на увеличение инвестиций для расширения продаж на внутреннем рынке страны.

В 90-х годах произошла переориентация прямых японских инвестиций в Китае на отрасли обрабатывающей промышленности. По данным на 2011 год большая часть прямых инвестиций была направлена в автомобильный сектор [23, стр.33].

Наиболее распространенными формами предпринимательской деятельности японских компаний в Китае являются создание совместных предприятий и учреждение филиала японской компании со стопроцентным японским капиталом.

Определенной инвестиционной политики Японии отдельно в отношении Китая не существует, однако общие ее направления отражены в программных документах экономических организаций Японии, таких как ДЖЕТРО, Кэйданрэн, а также в докладах и исследованиях Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, Банка международного сотрудничества Японии. Наибольший интерес представляют «Белая книга ДЖЕТРО по международной торговле и иностранным инвестициям». «Глобальная экономическая стратегия Японии», «Стратегия освоения быстро растущих рынков БРИК» и другие. Предприятия со 100%-ным иностранным капиталом останутся превалирующей формой прямых иностранных инвестиций.

Таким образом, можно сказать, что в целом сотрудничество Китая и Японии в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций расширяется. Разрабатывается правовая база, проводятся двусторонние встречи, саммиты.

Японский бизнес, перенося производства в Китай, получает возможность сконцентрироваться на наиболее перспективных направлениях развития. Для Китая укрепление долгосрочного партнерства с Японией обеспечивает расширение доступа китайских товаров на внешние рынки, а также увеличение притока капиталов и технологий из Японии, повышает роль КНР.

 

2.2 Товарооборот с Россией

В товарной структуре российского экспорта в Китай усиливается тенденция к увеличению удельного веса в нем сырьевых товаров и продукции первичного передела. Так, если в 2009 г. в структуре российского экспорта доля таких товарных групп как «минеральное топливо», «древесина», «удобрения», «рыба и морепродукты», «черные и цветные металлы», «целлюлоза», «руды» составляла 84,2%, то в 2010 г. этот показатель составил 88,7%, а к 2011 году достиг 90,0%.[35]

Экспорт товаров составил в январе-феврале 2011 г. 39 млрд. долларов США и снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,8 раза. Уменьшение стоимости экспорта вызвано снижением цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на нефть. По предварительной оценке экспорт нефти в январе-феврале 2011 года снизился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в физическом выражении на 2,7%, природного газа – в 2,4 раза, каменного угля – на 22 процента.

Экспорт товаров в январе 2011 года составил 17 млрд. долларов США и снизился в 2,0 раза к январю 2010 года.

В январе 2011 г. в структуре экспорта уменьшилась доля топливно-энергетических товаров на 5,8%. Доля сырьевых неэнергетических товаров увеличилась на 3,5%, машин и оборудования – на 1,3 процента.

В группе топливно-энергетических товаров сократился экспорт нефти и нефтепродуктов соответственно в 2,2 раза и в 1,8 раза при снижении цен в 2,1 раза, газа природного – в 3 раза при снижении физических объемов в 3,2 раза.

Экспорт продукции химической промышленности снизился в стоимостном выражении на 31,9%, в том числе удобрений - на 6,4% (за счет уменьшения физических объемов на 32,7%, несмотря на рост цен на 39,2 процента).

На сокращение стоимостных объемов экспорта металлов и изделий из них на 43,4% повлияло снижение экспорта черных металлов в 1.7 раза, меди – в 1,8 раза, никеля – в 3,7 раза.

Несмотря на сокращение объемов производства нефтепродуктов, каучука синтетического, фанеры клееной, целлюлозы древесной, автомобилей грузовых доля экспорта в совокупных объемах производства данной продукции увеличилась.

Уменьшились доли экспорта в объемах производства нефти сырой, газа природного, угля каменного, лесоматериалов необработанных, бумаги газетной, легковых автомобилей.

Наибольшую долю в экспорте российской продукции, поставляемой Китаю, составляет сырье: нефть, уголь, лес и т. п. Основными факторами роста экспорта были, во-первых, возрастающая потребность Китая в импорте сырьевых товаров, во-вторых, благоприятная ценовая конъюнктура.

Мировой экономический кризис серьезно отразился на двух сторонней торговле между Россией и Китаем. Экспорт из России упал на 17%. Такого резкого снижения не наблюдалось в течение последних 7-8 лет. В 2008 году основными статьями экспорта в Россию были машины, оборудование и бытовая техника. Благодаря росту поставок, которых, в целом по году, наблюдался ускоренный рост, который позволил 2-х сторонней торговле между Россией и Китаем достигнуть новых рубежей.

Рост товарооборота в 2008 году составил около 44%, однако темпы роста, по сравнению с 2007 годом, значительно снизились.

2008 год стал новым рубежом в торгово-экономических отношениях между Россией и Китаем. В течение последних нескольких лет механизм торговых отношений базировался на высоких ценах на сырьевые товары (нефть, руды, металл), что давало возможность росту экспорта их России в Китай. В свою очередь высокие темпы роста экономики России, рост платежеспособности населения и укрепление курса рубля были движущей силой увеличения поставок продукции из Китая. В январе 2009 года товарооборот упал на 42%. Очень тревожным выглядит тот факт, что падение торгового оборота Китая составило 29%, а России 42%. По итогам месяца экспорт из России снизился на 59%, импорт на 29%. [36]

Таким образом, тенденция последнего квартала 2008 года не была преодолена и продолжала усиливаться. Одновременного, столь значительного, падения обоюдосторонних поставок не наблюдалось.

Главной задачей на 2009 год являлась удержать достигнутые ранее позиции и несмотря на серьезные экономические сложности закончить год хотя бы с положительным ростом 8-10%.

Если проанализировать конец 2008 года, то можно отметить тот факт, что снижение экспорта из России наблюдалось не только в стоимостном объеме, но и в физическом, т.е. сказалось не только снижение цен на сырьевые ресурсы. В декабре, несмотря на меры по снижению ставок на экспорт древесины, ее экспорт, в физическом объеме, уменьшился на 49%. Экспорт железной руды снизился в стоимостном объеме на 48% в физическом на 10%. [36]

Падение китайского экспорта составило 82%, в том числе поставки машин и оборудования снизились на 27% на снижение поставок, которых в значительной мере повлияли антидемпинговые технические барьеры и повышение ввозных пошлин на автомобили.

Ведущиеся между нашими странами переговоры о взаиморасчетах в рублях и юанях КНР на данное время не завершены. Валюты 2-х стран в основном используются в приграничной торговле, в небольших объемах и не оказывают серьезного влияния на повышение или уменьшение товарооборота в целом.

Для исправления и выравнивания сложившейся ситуации в торговле между Россией и Китаем следует активизировать работу по следующим направлениям:

- продолжать расширять ассортимент поставляемой машинотехнической продукции, выводить на рынок новые, высокотехнологичные товары, сельскохозяйственную продукцию;

- крупные компании поставщики и потребители сырьевой продукции должны перейти на долгосрочные контрактные отношения, что позволить избежать влияния внешнеэкономической ситуации;

- приложить максимум усилий, чтобы не допустить роста протекционизма в торговле;

- поддержка со стороны правительств 2-х стран, так Россия пошла на снижение экспортных пошлин;

- финансирование, в том числе кредитная поддержка предпринимателей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении на основе проделанного системно-комплексного анализа и синтеза процессов иностранного инвестирования и формирования инвестиционного климата автором делаются следующие общие выводы.

Китайское законодательство в области иностранных инвестиций и ПИИ в целом приближается к международным стандартам. Три основных закона – по акционерным совместным предприятиям, контрактным совместным предприятиям и иностранным предприятиям – позволяют Китаю эффективно привлекать предпринимательский капитал многих ТНК и успешно развивать международное экономическое сотрудничество и обмен технологиями.

Вступление Китая во Всемирную торговую организацию – фактор значительного повышения интереса транснациональных корпораций к долгосрочному инвестированию в Китае.

Выявлена тенденция к расширению географии зарубежных инвестиций, возрастает объем вложений капитала за пределами специальных экономических зон Китая.

Улучшению инвестиционного климата в КНР во многом способствует создание зон совместного предпринимательства. Эти зоны характеризуются разнообразием форм, гибкой адаптацией к местным условиям, что позволяет добиваться увеличения темпов экономического роста в зонах эффективного освоения иностранных инвестиций с учетом приоритетных направлений развитии экономики КНР. Система особых экономических зон характеризуется отраслевой и территориальной дифференциацией мер стимулирования инвестиций, действующей в зонах экономического и технического развития, и зонах высоких технологий более льготной, чем в других типах СЭЗ.

В настоящее время основная форма инвестирования в китайскую экономику – создание предприятий со 100%-ым участием иностранного капитала. Перспективной формой прямых иностранных инвестиций является привлечение зарубежного капитала в Китай путем слияния и поглощения. Подобная форма прямых иностранных инвестиций находится в русле общемировой тенденции и способствует реформированию государственного сектора, превращению части государственных активов в функционирующий капитал, уменьшению числа убыточных предприятий.

С уверенностью можно сказать, что японо-китайское инвестиционное сотрудничество находится на более высокой стадии развития. Это объясняется тесной взаимосвязанностью инвестиционной политики Японии с экономической и внешней политикой государства, а также политикой Китая по привлечению иностранных инвестиций.

Оценивая общий итог практики привлечения ПИИ в Китай можно сделать вывод о том, что в целом экономика Китая получила дополнительный стимул для стремительного роста и развития. Использование ПИИ под строгом контролем государства сыграло заметную роль и в стимулировании открытости китайской экономики, а также восполнило определенный недостаток внутренних накоплений, дало возможность получить определенный доступ к передовому опыту управления и передовым производственным технологиям.

Государство целенаправленно использовало привлекаемые ПИИ в национальных интересах Китая. Этим обстоятельством объясняется и общий итог их деятельности в Китае, который можно оценить положительно. Особенно ценным оказался опыт хозяйствования, современный менеджмент и маркетинг, организация бизнеса, новые технологи и т.д.

Сложившаяся в начале XXI века благоприятная инвестиционная среда в стране после вступления Китая в ВТО способствовала переориентации потоков иностранного капитала, что позволило КНР выйти на первое место в мире по темпам прироста прямых иностранных инвестиций. Несмотря на спад мировой экономики в последние годы, китайская экономика стабильно растет, поэтому Китай стал выгодным местом вложения иностранных инвестиций.




Список использованных источников и литературы

Книги и монографии

1. Бажанов Е.П. Китай: От Срединной империи до сверхдержавы XXI века. – М.: Известия, 2007.

2. Ван Ин. Присоединение Китая к ВТО: условия и последствия. – М.: МГИМО – Университет, 2007.

3. Великомыслов Ю.Я. Иностранные инвестиции. Международно-правовое и внутригосударственное регулирование деятельности предприятия с иностранными инвестициями. – М., 2005.

4. Девятов А. Китай и Россия в 21 веке. – М.: Алгоритм, 2002.

5.  Институт Дальнего Востока РАН, «Китайская народная республика в 2006 г. Политика, экономика, культура», Москва, 2007.

6. Лузянин С.Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Ближний Восток» (2004-2008 гг.). – М.: АСТ: Восток – Запад, 2007

7. Мукимджанова Р.М. Страны Центральной Азии: Азиатский вектор внешней политики. Монография. – М.: Научная книга, 2009.

8. Потапов М.А., Салицкий А.И., Шахматов А.В. Экономика современной Азии: Учебник. –М.: Международные отношения, 2008.

9. Селищев А. С., Селищева Н. А. Китайская экономика в XXI веке. – СПб.: Питер, 2004.

10. Экономическая реформа в КНР: на рубеже веков / Сост.: П.В. Каменов. - М.: ИДВ РАН, 2008.

Статьи

11. Архипов В. Австралокитай набирает обороты // Азия и Африка сегодня. – 2010. - № 6. – С. 7

12. Бергер Я. Большая стратегия Китая в оценках американских и китайских исследователей // Проблемы Дальнего востока. – 2011. - № 1. – С. 34

13. Бергер Я. Итоги 10 пятилетки и становление новой модели экономического роста в КНР // Проблемы Дальнего Востока. – 2010. - № 3. С. 12.

14.  Бергер Я. Китай – глобальная держава XXI века // Азия и Африка сегодня. – 2006. - № 8. – С. 2

15.  Бони Л. Китай принимает вызов мирового рынка // Проблемы Дальнего Востока. – 2003. - № 6

16. Гельбрас В. Цена экономических успехов Китая // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. - № 9. – С. 26

17. Губайдуллина Ф. ПИИ, деятельность ТНК и глобализация // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. - № 2. – С. 42

18. Зюзин А. Китай. Как сохранить природу при быстром экономическом росте? // Азия и Африка сегодня. – 2010. - № 7. – С. 28

19. Кузнецов А. Прямые иностранные инвестиции. Эффект соседства // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - № 9. – С. 40

20. Кузнецова В. Китай. Финансовая бомба замедленного действия // Азия и Африка сегодня. – 2002. - № 10. – С. 47

21. Мельянцев В. Экономический рост Китая и Индии: динамика, пропорции и последствия // Международная экономика и международные отношения. – 2011. - № 9. – С. 18

22. Новоселова Л. В. Развитие иностранного предпринимательства в КНР // Проблемы дальнего Востока. – 2005. - №3. – С. 93-105

23. Рудь Н. Механизмы государственной поддержки ПИИ в сферу высоких технологий // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - № 8. – С. 32

24. Салицки А. Китайская цивилизация в современном мире // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. - № 8. – С. 70

25. Фам Тхи Лан Ань. Иностранные инвестиции в развитии экономики России и Китая // Проблемы современной экономики, 2007. – № 2 (22). – С. 46-57.

 

Неопубликованные источники

26. Агентство Синьхуа. / http://www.russian.xinhuanet.com/russian/

27.  База законодательства по Китаю / http://travelandlaw.ru/judge/china/opre dpriytiyh

28. Время Востока. Центральная Азия. Экономика Китая / http://www.eastime.ru/cou ntries/topics/?c=6&id=60&r=1

29. Деловой журнал "ChinaPRO" - Весь Китай # 2 (32) от 05.03.2008 года. Законы Китая / http://www.chinapro.ru/law/32/

30. Деловой журнал "ChinaPRO" - Весь Китай. Статьи / http://www.chi napro.ru/articles/

31. За первые два месяца этого года в Китае темы падения фактически использованных иноинвестиций замедлись. Бизнес в Китае и Гонкогне. Новости Китая. / http://www.china-hongkong-business.ru/content/view/8928/2/

32. Китай по-прежнему представляет большой интерес для прямых международных инвестиций / http://russian.cri.cn/841/2009/03/17/1s282409.htm

33. Перспективы. Азиатский мир. Куда движется Китай? О последнем съезде КПК и перспективах социализма. / http://www.perspektivy. info/oykumena/azia /kuda_dvizhetsya_kitaiy_2007-11-15-34-51.htm

34. Российско–Китайское торгово-экономическое сотрудничество / http://www. crc.mofcom.gov.cn/crweb/rcc/index.jsp

35. Российско-китайское партнерство. Законодательство Китая / http://www. legal -way.ru/Zakon.php

36. Яков Берген. Китай победит кризис повышением доходов и инвестиций / http://rodon. org/polit-081219115902

Размещено на http://www.allbest.ru/

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...