Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Хвала — в душе вещей. Слова хваленья Приходят как руда из тайных недр Скалы. И сердце смертное, страдая, созидает Живую воду для других живущих.
ЧТО ТАКОЕ ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ? МИР ДУХА Каждый год перед Хэллоуином и 1 мая газеты и телепрограммы сообщают о деятельности американских неоязычников, для которых эти дни являются особыми и священными. В индейских резервациях по всей стране коренные американцы все более открыто и уверенно исполняют обряды, следуя старинным обычаям. Площадки для Солнечного танца снова появились на вершинах холмов, где они так долго отсутствовали. В Майами и в других местах на празднике последователи сантерии впадают в глубокий транс и экстатически сливаются с духами африканских оришас, в то время как умбанда тер- рейрос предоставляет возможности для исцеления души и тела с помощью духов кабокло. Новые иммигранты из Латинской Америки, Африки и Азии приносят с собой духовные традиции, часто озадачивающие американцев, для которых до недавнего времени местные приверженцы Унитарной церкви и пятидесятники были верхом религиозной экстравагантности. Со своей стороны, индейские солнечные танцоры, колдуны-неоязычники, кубинские сантерос и анимисты из Лаоса редко проявляют интерес к общности своих верований. С поверхностной точки зрения они совершенно различны и сходны лишь в том, что не считаются частью религиозного господствующего американского монотеистического большинства. Разумеется, большинство людей, соблюдающих языческие ритуалы разных традиций, такие, как Солнечный танец, колдовской шабаш, барабанные церемонии сантерии или лаосские шаманские ритуалы исцеления, с трудом могут найти сходство между этими обрядами и духовными практиками. Приверженцы монотеистических религий, таких, как христианство, ислам и иудаизм, часто называют последователей альтернативных традиций «язычниками», подразумевая под этим главным образом «бедные заблудшие души, которые еще не сподобились просветления и не постигли природу настоящей духовности». Для большинства американцев «языческий» означает «нехристианский или иудейский». Некоторые заходят так далеко, что называют современное светское общество «языческим», лишая этот термин какого-либо духовного смысла. На самом деле слово «язычник» не имело религиозного значения лишь до утверждения христианского владычества в Западной Европе. Приверженцы дохристианских верований не называли свои обряды «языческими», их верования вообще не имели общего названия. Большинство так называемых язычников давали себе гораздо более конкретное определение. К примеру, античный писатель Апулей назвал бы себя поклонником богини Исиды. Латинское слово paganus происходит от слова pagus, означавшего «сельский округ» или «административный район». Pagan (язычник) был местным жителем; таким образом слово подчеркивало связь между человеком и местом, где он жил. В дни расцвета Римской империи, когда христианство только начало появляться, pagan называли сельского жителя, обычно с пренебрежительным оттенком. По тону это определение было сходно с современным словом «деревенщина». Когда христианство начало распространяться в Европе, оно сначала упрочилось в больших городах. Еще долго после того, как жители городов стали преимущественно христианами, селяне упорно придерживались старых традиций и не спешили принять христианство, поэтому их стали пренебрежительно называть «язычники» или «люди очагов». , Однако со временем ассоциация между язычниками и людьми, действительно живущими в сельской местности, была утрачена. В наши дни «языческими» называются религиозные традиции этих дохристианских народов, ставшие частью нашего общего наследия, а также сходные верования и обряды, распространенные в других частях света. Итак, несмотря на свое происхождение, слово «язычество» стало общепринятым термином для обозначения особого вида духовности. Мне хотелось бы подчеркнуть именно эти аспекты слова, сосредоточенные на связи с землей, старинными традициями и духовными обычаями. Что общего имеют верования и обычаи античных жителей Средиземноморья, индейских Солнечных танцоров, неоязыческих колдунов и колдуний, кубинских сантерос и лаосских шаманов помимо того, что они не принадлежат к иудео-христианской традиции? Оказывается, довольно много. Во-первых, язычество подразумевает совершенно иной вид религиозности, чем христианство. Никто не называет себя язычником в том же смысле, как другие люди называют себя христианами, правоверными, иудеями или мусульманами. У язычников нет общего духовного лидера, живого или мертвого; не существует священного языческого писания или священной книги (хотя некоторые языческие традиции, такие, как индуизм, обладают текстами, которые они считают особо ценными для себя). Тем не менее, если мы называем чью-то веру языческой, это говорит только о том, что она не является монотеистической в широком смысле слова. В качестве метафоры здесь можно воспользоваться образом длинной веревки. Обычно ни одно волокно веревки не продолжается от ее начала до конца, но в любой точке существует достаточно большое перекрытие между отдельными волокнами, чтобы мы могли определить целое как веревку, а не как серию коротких веревочек, связанных вместе. Такое же переплетение сходных черт связывает воедино языческую духовность. Акценты в языческих традициях расставлены по-разному, и в некоторых языческих религиях отсутствуют те или иные характеристики, но в целом мы можем с уверенностью утверждать, что существует основной набор понятий и верований, определяющий природу языческой духовности. Языческую духовность можно определить с помощью пяти следующих характеристик: Пантеизм или панентеизм. Анимизм. Политеизм. 4. Понятие вечного присутствия (основной акцент на циклической или мистической природе духовной реальности, а не на линейности и историчности). 5. Отсутствие эквивалента Сатаны, или абсолютного зла. ПАНТЕИЗМ И ПАНЕНТЕИЗМ Современные американцы обычно представляют Бога как духовную силу, абсолютно отделенную от материального мира*[1]. Бог создал мир, как горшечник создает горшок. Созданный объект, будь то горшок или целый мир, остается фундаментально отделенным от своего создателя. Такое понимание высшей духовной силы подчеркивает ее трансцендентальную природу. Бог находится выше нас и пребывает вне мира, в котором мы живем. Когда наука и религия были еще не так далеки друг от друга, как представляется сегодня, И9аак Ньютон выявил суть этого трансцендентального мировоззрения в своей замечательной метафоре о Боге как о часовщике, создавшем вселенную в виде часов, управляемых предсказуемыми законами механики. Метафора Ньютона позволила ученым тех времен уклониться от теологического осмысления своих исследований с помощью утверждения, что они изучают не Бога, а лишь материальную структуру, которую он создал. Такое полностью трансцендентальное представление о Боге лишает мир его сакральности. Материальный мир становится просто бездушным объектом для исследований. Взятый сам по себе, он не имеет абсолютной ценности. Горшок тоже не имеет ценности, пока кто- то не оценит его. По мере того как наука все глубже проникала в видимое устройство мира, роль Бога в его творении начала уменьшаться. С открытием теории эволюции многим ученым и философам стало казаться, что Бог представляет собой, по выражению одного из них, «гипотезу, в которой нет необходимости». В этом есть тонкая ирония. Существует явное сходство между теми, кто рассматривает понятие божественного как нечто совершенно трансцендентальное, и теми, кто рассматривает божественное как нечто ненужное и избыточное. В обоих случаях мир представляет собой лишь собрание объектов, лишенное внутреннего смысла. Для многих христиан ценность окружающего мира проистекает от богоданной способности человека выполнять Божью волю и того факта, что Бог счел мир достойным себя, когда создал его. Для современных светских мыслителей мир представляет ценность исключительно потому, что люди считают его ценным. И те и другие согласны в том, что мир не обладает самоценностью. Язычники придерживаются иной точки зрения. Для нас божественность проявляется внутри окружающего мира и отчасти находится в этом мире. Мир никогда не был полностью отделен от Священного, следовательно, он обладает самоценностью, которую мы обязаны уважать и которая вполне независима от наших личных предпочтений. Самоценность мира обусловлена тем фактом, что он является частью Божественного, а не творением божественной силы. В конечном счете мир не является объектом. Эта мысль помогает понять, почему во всех языческих религиях женские аспекты Божественного почитаются наравне с мужскими. Образ богини, порождающей мир, создает гораздо более интимную и взаимосвязанную концепцию творческого процесса, чем образ божественного горшечника, навеки разделенного со своим творением. Дитя существует отдельно от матери, но остается ее частью. Мир является священным, поскольку Священное отчасти явлено в этом мире. Этот аспект языческой духовности описывается двумя сходными теологическими терминами: пантеизм и панентеизм. Разница между ними заключается в том, что пантеист рассматривает мир (то есть физическую вселенную) как Божество в его полноте, в то время как, с точки зрения панентеиста, связь Божества с миром больше похожа на связь между разумом или душой и телом. Панентеист в отличие от пантеиста полагает, что некий аспект Бога является трансцендентным по отношению к окружающему миру. Панентеист рассматривает Божественное одновременно как трансцендентное и имманентное, а не как только имманентное или * только трансцендентное. На уровне слов различие между пантеизмом и панентеизмом кажется очевидным, но эти словесные различия на практике размываются, в частности потому, что философы и теологи расходятся во мнениях об истинной природе души и разума. Также и физическая вселенная не является подлинно физической на любом уровне наших знаний. В своей основе она состоит из различных энергий, а у нас нет четкого определения энергии. Далее, не существует адекватной физической теории сознания, поэтому не вполне ясно, что именно подразумевается в пантеизме под словом «мир». Эти вопросы являются камнем преткновения для пантеистов и панентеистов, поэтому едва ли удивительно, что проблема остается нерешенной. Возможно, она так и останется нерешенной, однако большинство язычников сходится в том, что в мире нет ничего полностью и абсолютно отдельного от Божественного. Томас Желтый Хвост, шаман Солнечного танца племени кроу, так описал Высочайшего, которого они называют Акбададеа: Мать-Земля есть способ выражения той части Акбададеа, которая создана в этом мире, поскольку все, что создано, происходит от Акбададеа, но он также находится превыше всех вещей. Указывая трубкой на все вокруг себя, я вижу созданное им, поскольку все ветры, силы и сама природа происходят от Акбададеа... Можно сказать, что каждая из этих реальностей тем или иным способом происходит от Акбададеа, но всегда следует помнить о том, что Акбададеа есть нечто гораздо большее, чем реальность»*. Духовные взгляды Томаса находятся в гармонии с первоначальными языческими представлениями, зародившимися в эпоху палеолита, описанными великими философами Греции и Рима, Индии и Китая и разделяемыми языческими народами до настоящих дней. Изучая природу языческой духовности в целом, мы находим широкий ряд мнений по этому вопросу. Некоторые подчеркивают трансцендентальный аспект божественности, как это делали античные греки и римские неоплатоники, последователи Плотина. Другие, например современные кубинские сантерос, выделяют более имманентные духовные аспекты. Но почти все языческие традиции признают существование обоих аспектов Божественного. Плотин рассматривал даже самое низменное физическое вещество как эманацию Единого, и хотя сантерос сосредоточивают внимание в основном на ритуальной стороне подчинения духовных сил, они признают, что все сущее происходит от абсолютного источника, который называется Олоддумаром. Нам не нужно прилагать усилия и искать место пребывания Божественного, поскольку нет такого места, где оно не пребывает. Не стоит и говорить, что язычников крайне редко охватывает экзистенциальная тоска из-за предполагаемой бессмысленности бытия[2]. Для нас все сущее достойно преклонения, мир священен, и если мы оказываемся не в состоянии жить в соответствии с этими истинами, вина лежит на нас, а не на ком-то еще. Когда человек верит, что Бог существует совершенно отдельно от мира, как указывает распространенная метафора о Боге-горшечнике, духовная истина не может быть обнаружена внутри этого мира. Подобно форме и смыслу горшка, знание божественной истины пребывает вне Творения. Бог должен воздействовать на грубый материальный мир через свое откровение. Трансцендентальные религии черпают свой авторитет исключительно из священных откровений, где Бог открывает свою истину миру ради блага человечества. С этой точки зрения Библия, Коран, Книга Мормона и другие подобные тексты представляют единственный надежный источник информации о желаниях Бога. Индивидуальные духовные откровения признаются достоверными лишь в той степени, в которой они согласуются со Священным Писанием. Прилагаются огромные усилия для толкования этих текстов, поскольку вероисповедания, которые они поддерживают, были бы потрясены до основания, если бы кто-то смог доказать их ошибочность. Когда мы рассматриваем мир как один из аспектов божества, а не как нечто совершенно отдельное от него, мы ищем другие источники духовного знания и озарения. Хотя во многих языческих традициях действительно существуют священные тексты, язычники меньше озабочены толкованием своих писаний, чем представители мировых монотеистических религий. Если божественное рассматривается как внутренняя сущность всего мира, абсурдно полагать, будто абсолютно достоверный источник содержится в тексте, данном в откровении лишь на одном языке одному человеку, нескольким людям или племени. Поэтому, в отличие от трансцендентальных религий, язычники придают гораздо большее значение личному восприятию Божественного через ритуал, медитацию, созерцание, транс, духовные поиски и тому подобные мероприятия. Более того, язычники часто подчеркивают важность передачи знаний, объединяющей опыт многих поколений в единую живую традицию. Во многих языческих верованиях устное обучение заменяет письменное в качестве источника духовного наследия. Если все жрецы или шаманы умирают, их традиция прерывается, и ее внутренний смысл большей частью утрачивается. Языческие культы исчезают вместе с их носителями, поэтому в наши дни так мало известно о религиозных обрядах древних кельтов. Хотя их верования и обряды были широко известны и пользовались уважением в античные времена, друиды не верили в силу письменного слова. Эта разновидность языческой религии умерла вместе со смертью последнего жреца. С другой стороны, поскольку язычники верят, что Божественное находится повсюду, утрата отдельной традиции, какой бы тяжелой она ни была, является лишь частичной утратой. По мере того как люди встречаются с Божественным в их собственной жизни, появляются новые традиции. К примеру, когда рабов из Африки перевозили в Бразилию и на острова Карибского моря, их духовные общины распадались. Со временем они заново выстроили эти общины, сочетая остатки от старых верований с впечатлениями и откровениями, которые пришли к ним в Новом Свете. Такие культы, как сантерия, вуду, кандомбль и умбанда, не имеют точных африканских эквивалентов, но во многом сходны с религиями йоруба, конго, фон и других племен, представители которых некогда были обращены в рабство и доставлены в Новый Свет. Языческая традиция сосредоточена главным образом на передаче знаний, с помощью которых люди получают право исполнять определенные обряды и иметь учеников. По сравнению с христианством, здесь уделяется внимание не столько общим верованиям, сколько общим обрядам, в которых достаточно места для индивидуальных вариаций при условии, что линия наследования остается непрерывной. К примеру, шаман клана кроу сказал мне, что если я или кто-то еще получает от него праве» проводить церемонии индейской парной, каждый из нас должен постепенно внести в нее что-то свое и выполнять ее немного иначе по сравнению с тем, как нас учили, и это совершенно нормально. В некоторых колдовских традициях разные группы связаны только общими обрядами посвящения, а в остальном они существенно различаются. Таким образом, природа духовного источника зависит от нашего восприятия Божественного. Язычники видят божественные уроки и учения в циклах жизни и смерти, в фазах солнца и луны, силах природы — во всей вселенной, поскольку это по крайней мере одно из мест, где Божественное находит свое безусловное выражение. Их «священное писание» всегда рядом и ожидает прочтения. Вместе с тем они не отрицают прямого откровения от Духа в более трансцендентальном смысле. В моей жизни определенно случались такие откровения, но они не противоречили знаниям, почерпнутым из одушевленного мира Природы. Язычники считают, что некоторые места на земле обладают духовной силой, и именно там строили храмы и чтили богов. В наши дни храмы также служат для «духовных исканий», исполнения ритуалов и церемоний исцеления. Если христианская церковь становится святым местом после ее освящения, то языческий храм является святым потому, что он был построен на священном месте. Сама земля, а не здание или ритуал освящения придает ему особую силу. Обряды и ритуалы, исполняемые в гармонии с силами места и времени, могут преобразить нашу душу. С имманентной точки зрения разрыв между священным и низменным гораздо более велик, чем между разумом верующего и окружающей реальностью. Когда наш разум наконец очищается, а наше сердце становится открытым, мы можем в полной мере осознать смысл строк Райнера Марии Рильке: Хвала — в душе вещей. Слова хваленья Приходят как руда из тайных недр Скалы. И сердце смертное, страдая, созидает Живую воду для других живущих. И слов Робинсона Джефферса: Человеческое чувство красоты — это наша метафора их совершенства, их божественной природы, словно пыль, подхваченная вихрем и делающая зримой яростную силу смерча... Лик Господа явлен в необъятной и неуничтожимой красоте всего сонма вещей, и мы можем лишь радостно жить в ее присутствии и умирать без печали или страха, зная, что она переживет нас»
АНИМИЗМ Дух находится во всех вещах. Когда Божественное проявляется во всем, ничто нельзя назвать простой вещью или предметом. Все становится выражением Божественного и в то же время «вещью в себе», как ребенок является одновременно самостоятельной личностью и выражением своих родителей. Поскольку Божественное воспринимает и сознает себя, сознание является универсальной функцией. Все сущее по-своему участвует в процессе восприятия. Одно из драгоценнейших откровений языческого опыта заключается в том, что мы должны относиться ко всем вещам с уважением, а в идеальном случае — с любовью*[3]. Эта мысль исходит от иудейского теолога Мартина Бубера, значит, человеку не нужно быть язычником, чтобы получить такое озарение. Тем не менее это непосредственно вытекает из принципов язычества, каким бы путем оно ни было получено. Хотя мы должны убивать других живых существ, чтобы есть, одеваться и тому подобное, каждый аспект жизни остается для нас священным. Выражение «Ешьте, это Мое тело» относится не только к священному причастию. Для язычника каждый акт употребления пищи уместно рассматривать как акт священного причастия. В центре языческого мировоззрения находится осознание святости жизни, а поскольку поддержание жизни требует ее уничтожения (будь то растительная или животная жизнь), каждый такой акт следует выполнять разумно и с уважением. Быть анимистом — значит относиться ко всем связям в окружающем мире как к взаимоотношениям между вещами, которые в определенном смысле обладают собственным восприятием. Язычники обычно распространяют это отношение не только на животных и растения, но и на многие объекты, которые современные западные люди считают абсолютно неодушевленными. Мы считаем, что камни, горы, небо, океаны и реки в определенном смысле обладают восприятием и заслуживают особого внимания как проявление Священного. Поскольку ничто не является просто объектом, ко всему следует относиться с уважением. С этой точки зрения все, о чем мы можем помыслить, будь то физический объект, живое существо или даже абстрактное понятие, обладает духовной силой, которая есть одновременно проявление Божественного и самосознающая сущность. Мы можем чтить эти силы, стремясь к установлению особых и личных отношений с ними, мы можем пытаться избежать или даже игнорировать их, но они тем не менее существуют, и если не противоречить им, течение жизни становится более гладким и спокойным. Мы находимся в одном из узелков невероятно сложной сети отношений с сознающими сущностями, даже когда не подозреваем об этом. Современному западному человеку такие примитивные взгляды могут показаться ненаучными. Если наука описывает реальность в терминах силы и инерции и рассматривает атомы как механические строительные блоки, такое презрительное отношение вполне оправданно — по крайней мере, с научной точки зрения. Но одной из самых ценных особенностей науки является ее способность обнаруживать и исправлять собственные ошибки. С зарождением квантовой механики и появлением теории относительности ученые больше не придерживаются механистических взглядов на окружающий мир. Реальность, раскрытая в принципах квантовой механики, парадоксальна, почти непостижима и состоит в конечном счете из энергии, а не из вещества. Такой взгляд на мир благоприятствует потенциальной универсальности сознания, в отличие от прежней схемы, рассматривавшей мир как скопление мельчайших непроницаемых частиц, подчиняющихся механическим законам движения.[4] Здесь мы не будем подробно обсуждать многие замечательные открытия физики и химии*. Следует лишь указать, что современные научные открытия в основном согласуются с пантеистическими и па- нентеистическими взглядами на окружающий мир. Людей, придерживающихся таких взглядов, больше нельзя считать несерьезными и шарлатанами. Поскольку истоки современной науки и язычества — в области человеческого опыта, они не находятся в неразрешимом конфликте между собой. Язычники просто утверждают, что человеческий опыт можно расширить за пределы научных методов, основанных на предсказуемости, измерениях и дедуктивных выводах. Если вселенная обладает божественностью, то, проникая в тайны физической вселенной, наука способствует более глубокому пониманию Божественного. В то же время, с нашей точки зрения, научные методы предназначены для исследования лишь отдельных аспектов реальности. Для экспериментирования или логичного объяснения доступна только та часть окружающего мира, которая остается сравнительно неизменной, предсказуемой, ограниченной или пассивной. Научные исследования большей частью разбираются лишь с теми аспектами реальности, в которых существование осознания можно проигнорировать. Аргумент, согласно которому реальность состоит только из того, что может быть произведено или раскрыто научными методами, не выдерживает критики. В наши дни не научно и отрицать реальность анимизма, и подтверждать ее. Наука признает, что она не может измерить или объяснить природу сознания, поэтому утверждения некоторых ученых и философов, будто сознание существует в одном месте и не существует в другом, представляются несостоятельными. Я прошу тех, кто уверен, что сознание есть у человека, но отсутствует у деревьев или у ветра: пожалуйста, покажите свои способы измерения сознания человеческого существа, которые нельзя использовать по отношению к деревьям или ветру. Поскольку наука не в состоянии ответить на этот вопрос, она ничего не может сказать о том, где можно или нельзя найти сознание. Существует интересное сходство между языческой духовной традицией и научной теорией. Их жизнеспособность определяется не столько происхождением, сколько практическим применением и плодотворностью. И то и другое проходит проверку на практике и получает добровольное признание. Однако духовная традиция не равнозначна научной теории, и отношения, развивающиеся в духовном мире, не являются детерминированными в научном смысле слова, поэтому обучение язычеству происходит преимущественно с помощью личных примеров, постоянной практики и устной традиции, а не с помощью текстов и экспериментов. Закон наследования и церемония посвящения играют важную роль, поскольку лишь таким образом мудрость и опыт предыдущих поколений могут надежно передаваться потомкам. Здесь тоже можно провести аналогию с современным научным сообществом, где молодые люди результативнее занимаются, когда работают вместе с опытными учеными, а не просто изучают научные книги и журналы. В принципе, язычники и ученые всегда открыты для новшеств, так как они не претендуют на полноту знаний действительного положения вещей. Однако, как и в любом человеческом сообществе, в языческой религии существуют постоянные трения между традицией и новыми веяниями. Консерваторы, придерживающиеся старых традиций, утверждают, что знания нельзя «разбавлять» введением новых обрядов, но при тщательном изучении старинные традиции часто оказываются синкретичными и состоят из более ранних учений в сочетании с нововведениями, возникшими при контакте с другими традициями и народами. Я не утверждаю, что языческая духовность является продуктом субъективного сочетания различных верований. Для любой языческой традиции окончательным критерием ее истинности является опыт — иными словами, способность удовлетворять духовные потребности ее последователей в осмысленном контакте с Божественным. Этот «контроль качества» зависит не от человеческих суждений, а от нашего восприятия Божественного. Если те, кто занимается духовной практикой, находятся в контакте со Священным, их дела принесут щедрые плоды. Изменения вносятся и проходят проверку в соответствии с этим мерилом успеха. ПОЛИТЕИЗМ Древнегреческий философ Фалес Милетский писал, что «боги присутствуют во всех вещах». Христиане верят в существование единого Бога. Несмотря на использование одного и того же слова (бог), представители этих двух систем верований не могут говорить об одном и том же понятии. Поскольку мы выросли в христианской культуре, где практически все, что мы узнавали о религии, имело христианский отгенок, необходимо проявлять осторожность в попытке понять, что именно представители других культур подразумевают под словом «бог». Политеизм является одной из наиболее превратно истолкованных языческих традиций. Люди часто считают, что политеизм подразумевает отрицание единого источника, от которого происходит все сущее, однако это скорее исключение, чем правило. В подавляющем большинстве языческих вероисповеданий признается существование абсолютного источника всего сущего наряду с признанием других духовных сил и сущностей, с которыми он соотносится. Некоторые коренные американцы называют этот источник Вакан-Танка, Оренда или Великая Тайна. Традиционные неоязычники и колдуны называют его Драйтон[5], или «первичный источник всего сущего»*. За мириадами богов индуизма находится Атман. Платоники, "Неоплатоники и стоики, определявшие преобладающие философские и религиозные воззрения дохристианской античной западной цивилизации, говорят о Едином, или Абсолютном, Источнике, который они часто называют Благом, от которого произошло все сущее, или даже Богами. Представители племени йоруба из Западной Африки называют Олоддумара божественной почвой, из которой произросло все, что есть в мире. Такой же способ постижения Абсолюта существует даже в христианской традиции. Некоторые христианские мистики трактовали абсолютный аспект божества как безличный и отделенный от более ограниченного понятия Бога — личности, обладающей некими чертами и не обладающей другими. В православном христианстве Бог-Отец иногда рассматривается как сущность, принадлежащая к царству невыразимого — довольно сходное понятие. Нам нужно проявлять осторожность в терминологии, которой мы пользуемся для описания Абсолюта, имена несут в себе иллюзию понимания того, что названо, но каждое имя представляет собой абстракцию реальности, на которую оно указывает. В случае Абсолюта мы пытаемся дать имя тому, что далеко превосходит нашу способность к пониманию. Некоторые античные философы решили эту проблему, утверждая, что такой термин, как Благо, просто описывает воздействие этого Абсолюта на низшие существа, но в действительности никогда не описывает его. Другие, в том числе многие индийские мыслители, некоторые неоплатоники и христиане приняли подход «негативной теологии», согласно которому Абсолют невыразим с помощью любого конкретного описания. Моим любимым названием для Абсолюта является Вакан-Танка, что обычно переводится как Великая Тайна. Мне нравится упоминание о тайне и, следовательно, признание того, что все мы являемся конечными и ограниченными существами в нашем понимании божественного Абсолюта. Это учит смирению. Некоторые могут сказать, что человеку гораздо проще обращаться к Богу, чем к Великой Тайне. В этой книге я пользуюсь разными терминами для напоминания читателю, что ни один термин не является полностью приемлемым. Божественный источник не имеет личной природы, так как любая личность по необходимости является ограниченной. В лучшем случае в личности проявляется один из аспектов совершенства. Мы не можем описать совершенную личность. То же самое относится к половым признакам. Мужское ничуть не более совершенно, чем женское, поэтому совершенный Абсолют нельзя описать в терминах женского или мужского. Итак, Абсолют находится за пределами человеческой мысли и восприятия. В этом вопросе язычники сходятся во мнении с монотеистами. Отсюда следует, что любая концепция абсолютной божественности будет лишь частичной, а в целом возможно великое множество таких концепций. Опираясь на эту основу, мы можем перейти к пониманию политеизма. Языческие боги и богини представляют собой проявления тайны и бесконечного богатства Вакан-Танка. Это не абсолютные божества, а скорее ограниченные проявления Абсолюта. Алан Дэнилоу, пишущий об индуистском политеизме, приводит довод, который я считаю справедливым для языческой духовности в целом: Отдельные приверженцы монотеизма... обычно почитают конкретную форму своего божества, а не его причинный, неявленный, бесформенный аспект. Таким образом, формальному аспекту свойственна определенная узость, отсутствующая в абстрактном понятии. Но каузальная всепроникающая божественность, причина и источник всех форм, не может быть явлена в конкретной форме. К божественности можно приближаться лишь через ее проявления, поэтому существует столько же богов, сколько аспектов творения» Отвечая на нападки ранних христиан на языческие верования, римлянин Цельс указал, что «когда речь идет о Боге, неразумно отвергать почитание нескольких богов», поскольку «человек, почитающий нескольких богов, принадлежащих к великому Богу, этим своим поступком доказывает свою любовь к нему». Цельс приходит к выводу, что «каждый, кто чтит всех принадлежащих Богу, не наносит ему ущерба, так как все они принадлежат ему»**. Все мы являемся ограниченными существами. Мы не можем постичь то, что находится за пределами нашего понимания. Следовательно, мы должны стремиться к осмыслению нашей связи со всеми вещами в мире как аспектами сверхчеловеческого, которые мы можем постичь до некоторой степени. Если в силу своей удачливости или по чьей-либо милости мы удостаиваемся личного опыта, аспекты, которые я называю «богами», отвечают нам. С языческой точки зрения, монотеизм представляет собой лишь средство, с помощью которого люди стараются установить надлежащие отношения с абсолютной реальностью. Даже в христианском монотеизме существуют парадоксальные концепции, сочетающие разных божеств под одним именем. К примеру, христианский Бог в сочинениях Жана Кальвина предстает как невероятно суровая и полностью трансцендентальная сущность. Судя по тому, что мне приходилось читать о сочинениях Кальвина, его Бога вряд ли можно назвать любящим. В других христианских традициях подчеркивается любовь Бога к людям и его желание прощать наши прегрешения. Во всяком случае, таким он предстает передо мной в описаниях моих знакомых евангелистов. Эти две разновидности христианского монотеизма описывают то, что представляется мне двумя разными божествами. Даже монотеисты не всегда сходятся во мнениях о природе монотеизма. Некоторые мусульмане и иудеи утверждают, что христианство является политеистической религией. Я говорил с раввином, который доказывал, что христианская доктрина Троицы есть проявление политеизма. Я не хочу вступать в споры о сущности Святой Троицы, но воспользуюсь этим примером как доказательством того, что простое разделение религий на монотеистические и политеистические вызывает дебаты даже среди монотеистов. Кроме того, характеристики монотеистического Бога изменяются в зависимости от того, к какому монотеисту мы обращаемся. Это естественное следствие попыток описать и таким образом ограничить то, от чего произошли все вещи — невыразимую тайну бытия. Сегодня это можно назвать иронией судьбы, но многие из наиболее известных языческих критиков раннего христианства считали, что христиане недостаточно монотеистичны! «Абсолют, — говорили они, — нельзя разделить на две или три отдельных формы, как делали христиане, проводившие различия между Богом-отцом, Иисусом и Святым Духом. Некоторые образованные язычники представляли божественную множественность как Абсолют, а большинство считало богов, к которым были обращены ежедневные ритуалы, далеко не высшими духовными силами*. Актуальность этих вопросов не уменьшилась и в наши дни. К примеру, западный монотеистический Бог до недавних пор считался мужчиной (роль женственности в понимании божественного до сих пот горячо обсуждается в христианской церкви). Но бессмысленно утверждать, что мужское начало первично по отношению к женскому, поскольку наличие одного пола обязательно подразумевает наличие другого. Нет мужественности без женственности. Интересно отметить, что у некоторых беспозвоночных и насекомых существует партеногенез — размножение без участия особей мужского пола, причем потомство всегда бывает женского пола, но даже в этом случае необходима гетеросексуальность, чтобы возникшие животные впоследствии могли размножаться. Античные язычники были свободны от этих ошибок. Они говорили и писали возвышенные сочинения о Едином, от которого произошло все, и признавали законную роль других аспектов Божественного. По объяснению Плотина: «Ныне каждая душа является ребенком этого Отца, но в небесных телах обитают разумные и священные души, которые гораздо ближе к высшему существу, чем мы; ибо как Космос может быть отделен от Единого и как представить богов, стоящих в стороне от него?»** Обращаясь к тем, кто принижал богов в своем предположительном почитании Единого, Плотин писал: «Там, где есть презрение к родственным проявлением высшей сущности, знание Абсолюта само по себе есть только на словах». В совершенно иной культурной традиции — религии Солнечного танца, разделяемой многими американскими индейцами, — люди приходят к точно такому же выводу: Поэтому, когда мы обращаемся с молитвой о помощи к Великому Знахарю, к Семи Стрелам или к любому другому из великих шаманов, мы обращаемся к ним как к представителям Акбададеа, поскольку они ближе к нему, чем мы, и они представляют его в мире, где мы живем. Поэтому, когда мы молимся Великим Отцам, мы обращаемся с молитвой и к Акбададеа*. В этой точки зрения ошибка монотеистов заключается не в том, что они почитают «неправильного» бога, а в том, что их представление о боге, будучи ограниченным, не может претендовать на исключительность. Претензии на исключительное знание Абсолюта неизбежно являются неверными и неоправданными. Абсолют обладает безграничными творческими способностями. Физический мир вокруг нас, который наиболее доступен нашим чувствам, является лишь одним из аспектов этого божественного творчества. Существует также духовный мир, населенный разнообразными существами — природными духами, элементалями, дэвами, духами предков, божествами и так далее. Политеистический термин «боги» может обозначать эти сущности, или силы, которые находятся ближе всего к Источнику всего сущего, или охватывать большее или меньшее количество этих духовных сил и сущностей. Некоторые из них, очевидно, когда-то имели человеческую природу, другие — нет. Иногда эти сущности наделяются антропоморфными чертами, как боги греко- римского Пантеона или Западной Африки. Другие народы — например, кельты и более склонные к философии греки и римляне, а также некоторые африканцы — считали такой антропоморфизм наивным упрощением. • Такая концептуальная расплывчатость связана с природой рассматриваемых феноменов. Это один из источников путаницы, которая возникает даже при сравнении разных языческих традиций. Достаточно лишь краткого знакомства, чтобы показать отсутствие четких межкультурных взаимосвязей между священными существами разных традиций, хотя некоторые из них могут быть близки друг другу. К примеру, Ошан, богиня красоты африканского племени йоруба, является приблизительным аналогом римской Венеры, а их бог войны Оган является также богом кузнечного дела, в отличие от Марса. У римлян с кузнечным делом ассоциировался совсем другой бог — Гефест, а у кельтов — богиня исцеления Бригитта. Скептики указывают на разнообразные противоречия между божественными существами как на доказательство того, что языческие боги являются всего лишь общественными конструкциями. Если бы языческая религия представляла собой разновидность философии, стремящейся к интеллектуальному упорядочиванию природного разнообразия, такая критика была бы справедливой, но языческая традиция основана на личном опыте, ее философия и теология выросли из повседневной практики. В афро-карибских и афро-бразильских традициях Огана можно призывать, и он часто приходит. Ритмы барабана, призывающие Огана, не приводят Чанго или Ошан, божеств племени йоруба, реагирующих на иные ритмы и ассоциирующихся с иными качествами. Барабанный бой и другие специфические ритуалы для призыва божеств не всегда бывают необходимыми и не всегда действуют безупречно. Боги могут прийти совершенно непрошеными или вообще отказываются приходить. Весьма осторожной попыткой разобраться в многообразии богов и ритуалов языческих религий будет предположение, что любое индивидуальное восприятие сосредоточивается на отдельных аспектах Божественного, но все эти аспекты принадлежат Единому. Контакт с божеством в определенном смысле напоминает настройку на конкретную частоту, сосуществующую со многими другими частотами в полном спектре восприятия. Наше осознание тоже существует в этом спектре, поэтому мы можем настраиваться на иные уровни сознательного через ритуальные призывы или другие способы, а они могут настраиваться на нас, что мы испытываем как божественное откровение и озарение. В отличие от радио или телевизионных станций, такая настройка создает взаимную связь. Испытав воздействие Божественного на собственном опыте, мы пытаемся лучше понять его и включить в свои социальные и психологические основы. Поскольку это связано с восприятием сверхчеловеческого, при его описании неизбежны метафоры, как и в моем описании встречи с Богиней в главе 3. В рамках этой интерпретации Божественное отвечает нам, устанавливая двустороннюю связь. В то время, как божества развиваются вместе с изменением человеческого понимания, они сами могут изменять наше понимание "И делают это. Божественная форма всегда ассоциируется с конкретным культурным контекстом, но все же не сводится к нему. Поскольку Божественное недоступно нашему пониманию, любая встреча с ним может привести к непредвиденным последствиям. Кроме того, если мои представления о Божественном Абсолюте верны и он пронизывает все сущее, то любое конкретное понятие — от человека до дерева, от ветра до абстрактной идеи — является лишь частично изолированным. Все это проявление Священного, обладающее духовными аспектами. Возможно поэтому наши интеллектуальные концепции часто приводят к откровениям, которые находятся далеко за рамками текущего опыта или осознанного намерения. На самом деле эти концепции не являются творениями лишь нашего разума. Такой подход к делу объясняет, почему осознанная подготовка и сосредоточение играют жизненно важную роль в практических духовных традициях. Он также объясняет, почему наш разум, наши мысли и чувства имеют далеко не только личное значение. Мысли и чувства не ограничены черепной коробкой, а связаны с другими силами и другими частотами, хотя мы еще не в состоянии постигнуть природу этой связи. Независимо от своего происхождения, политеистические религии обычно признают существование многочисленных духовных сущностей: некоторые из них благосклонно относятся к людям, другие нейтральны, а кое-какие враждебны, поэтому в духовном мире, как и в материальном, мы вовлечены в сложную систему отношений. Разумный человек старается налаживать добрососедские и уважительные отношения на духовном уровне точно так же, как он делает это в своем обществе ла физическом плане. Возможно, на этом этапе некоторые читатели вспомнят расхожие христианские обвинения язычников в идолопоклонстве. Ничто так не захватывает непросвещенный разум при мысли о языческих религиях как воспоминания о некоторых голливудских фильмах, где сотни скудно одетых танцовщиков выделывают коленца вокруг большого и обычно чудовищного идола, перед которым собираются принести в жертву главную героиню. Хотя, как и в монотеистических религиях, в язычестве известны случаи жестокости и кровавых жертвоприношений, такие распространенные представления являются совершенно неверными по своей сути и искажают истинную картину. Ни один язычник не верит, что Божественный Абсолют может обитать в каком-либо идоле; это применимо, да и то лишь в редких случаях, к духовным сущностям низшей природы. Многие действительно верят, что некоторые виды духов тесно связаны с определенными вещами или местами — как наша душа связана с телом или как чувства музыканта выражаются в его музыке, но это едва ли можно приравнять к обожествлению материальных объектов. Приведем еще одну цитату из Цельса, ответившего на христианское обвинение в идолопоклонстве: «Кто, кроме неразумных детей, может представить, что эти вещи являются богами, а не жертвоприношениями и образами богов?» Статуэтки, статуи и символы языческих богов отождествлялись язычниками с самими богами не больше, чем статуя распятого Иисуса отождествляется христианами с самим Иисусом. Любой культовый предмет можно использовать не по назначению и таким образом исказить его духовную сущность. Каждое орудие, символ, текст, образ, имя или священный объект может быть намеренно использован для затуманивания сущности божества, которое он предназначен некоторым образом представлять. В этом смысле идолопоклонство представляет угрозу для любой духовной традиции. Иногда мы можем пролить свет на сложные вопросы с помощью сравнительного анализа. Во время встречи с далай-ламой иудейский раввин Соломон Шахтер сделал некоторые важные замечания, которые, по моему мнению, будут полезными для христиан, пытающихся понять характер политеизма. Однако он описывает ангелов с точки зрения иудейского мистицизма и Каббалы: Когда мы говорим об ангелах, то подразумеваем существ с таким широким осознанием... что если бы сознание ангела могло прямо сейчас поместиться в мою голову, оно оказалось бы слишком велико для меня... Существуют разные виды ангелов. Есть ангелы, вознаграждающие людей, наделяющие их мудростью, ангелы для наказания и для духовных испытаний. Это характерно для нашей традиции... Говорят, что даже травинка не растет, если ангел не говорит ей: «Расти, расти»; плоды созревают благодаря ангелам... При этом говорят о самых разных существах, но слово «ангел» — это лишь человеческая речь, поскольку количество и разнообразие этих существ далеко превосходит всякое воображение и возможности счета... Ангелы в традиционном мистическом иудаизме имеют много общего с языческими представлениями о божествах. В обоих случаях они неисчислимы, связаны с особыми силами природы, с людьми, группами и концепциями, и являются эманациями или созданиями Абсолюта. Различия между иудейскими ангелами и многими языческими божествами, судя по всему, только на словах, наиболее существенное из них заключается в том, что в языческой традиции придается меньшее значение непосредственному общению с этими существами. По-моему, еще никогда не возникало столько путаницы из-за того, что в большинстве случаев является простыми семантическими различиями. ВЕЧНОЕ ПРИСУТСТВИЕ Современные монотеистические вероисповедания придерживаются представления о линейном течении времени и во многом зависят от этого. Основу монотеистической космологии составляет представление о том, что мир некогда был сотворен, существует сейчас и закончится в неопределенном будущем, согласно общему плану спасения, разработанному Богом-творцом. Такое понимание времени напоминает последовательность событий в романе. Все сущее в мире оказывается объединенным в одной истории, имеющей начало и конец. Для вероисповеданий, придерживающихся такой точки зрения, необходимо, чтобы события прошлого были неопровержимо доказуемой частью общей схемы. Так, для большинства христиан совершенно необходимо рассматривать существование Христа, его распятие и воскрешение из мертвых как конкретные исторические факты. Лишь немногие языческие традиции придерживаются линейных представлений о времени. Большинство язычников рассматривают время как серию повторяющихся циклов или Спиралей. Одна эпоха следует за другой; за смертью следует возрождение, а зима сменяется весной; движение Солнца и Луны и подчинено своим законам. Разные языческие религии расставляют акценты на разных циклах. В земледельческих общинах наибольшее внимание уделяется сезонам посадки растений и сбору урожая, жизнь охотников и собирателей зависит от периодов скудной добычи и изобилия. Естественно, что представители племени йоруба из тропической Африки обращают внимание на иные проявления циклического течения времени, чем европейские язычники, живущие в климате с четко выраженной сменой времен года. В языческом понимании времени историчность событий менее важна, чем их мифическое значение. К примеру, античный языческий миф о Персефоне, которая спускается в Аид и возвращается оттуда, играет совсем другую роль, чем христианская история о божественном Сыне, который был убит и воскрес, хотя в обоих случаях сюжет построен на теме смерти и воскрешения. Для большинства христиан их вера опирается на историчность смерти и воскрешения Иисуса. Для язычников уход и возвращение Персефоны происходят каждый год, начиная с символической смерти природы поздней осенью и заканчивая наступлением весны, когда зеленые растения возвращаются на землю, а дни становятся длиннее. Это не исторические события, а олицетворение вечной истины, которую специалисты по мифологии называют «Вечным присутствием». Мифология не является примитивной наукой, но, с другой стороны, в ней не нужно искать смысл жизни. Она служит совершенно иным целям. Языческая мифология видит смысл в самой жизни. Пронизанная движением Духа мысль несет всевозможные оттенки смысла под внешней • оболочкой. Миф служит для прояснения этих оттенков. Для язычников жизнь больше похожа на поэму, чем на роман, а процесс жизни — больше искусство, чем технический навык. Памятуя об этом, рассмотрим распространенное заблуждение: противопоставление языческих и христианских понятий о времени. Мы часто слышим, что вера в прогресс, свойственная западной цивилизации, обусловлена ее христианским наследием. Христианский взгляд на мир с его линейностью и историчностью открывает дорогу к совершенствованию и прогрессу, предположительно закрытую для язычников с их циклическими представлениями о времени. Соперничество между идеями линейного прогресса и циклического развития хорошо известно с античных времен. Еще в конце VI века до нашей эры грек Ксенофан заметил, что «боги не открыли людям всех вещей в самом начале, но с течением времени благодаря поискам и размышлениям люди лучше узнают себя и окружающий мир». Аристотель указал: «Те, кто ныне прославлен, унаследовали свои знания от многих предшественников как факел в эстафетном беге и только поэтому сами смогли добиться успехов в продвижении вперед». Римский язычник Сенека в I веке нашей эры написал: «Придет время, когда человеческая проницательность в сочетании с долгим и прилежным изучением прольет свет на все, что ныне скрыто от нас... придет время, когда наши потомки будут изумляться, как мы могли быть столь невежественными в отношении самых очевидных вещей». Эти примеры, вне всякого сомнения, доказывают, что идея общественного и личного прогресса едва ли свойственна лишь христианской цивилизации. В то же время мы никак не можем поставить знак равенства между христианской культурой и западными представлениями о прогрессе. Византийская цивилизация так и не приняла этот склад мышления; то же самое относится и к другим православным культурам. Западную культуру нельзя назвать просто христианской. Как известно, книги по истории пишут победители; этим объясняется столь частое использование термина «христианский» для описания нашей культуры. Я хочу восстановить справедливость. На самом деле отделение христианских (и иудейских) влияний в нашем наследии от языческих влияний представляет очень трудную задачу, более того, само христианство по-разному смотрело на роль прогресса и истории в человеческой жизни. Бе- * зусловно, раннее христианское средневековье не было пучиной абсолютного невежества, но идеи прогресса в те времена не приветствовались. Новые веяния появились лишь в эпоху Возрождения и получили широкое распространение в эпоху Просвещения, причем зарождались они не в лоне церкви. В эпохи Возрождения и Просвещения расцвет западной науки и искусства был тесно связан с возрождением интереса к античной языческой культуре и философии. Такие люди, как Монтень, Вольтер, Монтескье, Юм и Адам Смит восхищались античными язычниками — Платоном, Аристотелем, Цицероном и Сенекой. Основатели американской демократии тоже придерживались высокого мнения об античных мыслителях. Это мнение выражалось в использовании многими образованными американцами античных имен в качестве псевдонимов. Александр Гамильтон, Джеймс Медисон и Джон Джей писали под псевдонимом «Публий», выступая в защиту американской конституции в своем блестящем эссе о федерализме. В самом деле, философия американской конституции уходит корнями в концепцию закона природы, который Монтескье почерпнул из языческих убеждений Плутарха: Бог во вселенной — это источник надежного порядка, а не высшее существо, часто вмешивающееся в человеческие дела посред- ством чудес. Существует неопровержимая связь между достижениями античной цивилизации и главными ценностями современного западного общества. Западное мышление находится по крайней мере в таком же долгу перед античными язычниками, как перед христианством. С учетом всего сказанного, есть существенные различия между христианскими и языческими взглядами на роль прогресса и временных циклов. Языческая духовность подчеркивает циклическую природу внешнего мира. Люди могут развиваться как в личном, так и в общественном отношении, но, поскольку божественное явлено в окружающем мире, на самом глубоком уровне происходит циклическое повторение и обновление схем божественного порядка. Мы развиваемся в мире, который включает в себя всевозможные перемены, но сам не претерпевает фундаментальных изменений. Эти вечные схемы являются знаками святости всего сущего, поэтому и они сами, и мир, в котором они проявляются, не рассматривается как нечто порочное, несовершенное и нуждающееся в исправлении. Следовательно, прогресс ни в коем случае не подразумевает обесценивание прошлого и настоящего. С этой точки зрения истинный прогресс требует почтения к прошлому и уважения к настоящему. Когда внутренний смысл окружающего мира оказывается забытым и мы сосредоточиваемся только на прогрессе, ценность настоящего измеряется лишь величиной его вклада в будущее. Ожидается, что все хорошее в настоящем будет улучшено и превзойдено в будущем. Все сравнивается с этим еще не существующим будущим и объявляется несовершенным. Культ молодости принижает пожилых людей, потому что молодые родились «еще дальше» на пути прогресса. Такая близорукая сосредоточенность на прогрессе и пренебрежение к настоящему приводит к потере смысла жизни. С языческой точки зрения, в прогрессе нет ничего плохого, но настоящее само по себе обладает ценностью • и привлекательностью. Давайте развиваться, но при этом будем чтить время и место, в котором мы находимся сейчас. Пренебрежение настоящим во имя будущего, по моему мнению, является мощным фактором в развитии тысячелетней утопии, которая поразила западное общество и привела к огромным страданиям и кровопролитиям. Первая жестокая западная революция, нацеленная на изменение наших представлений об окружающем мире, возглавлялась английскими пуританами. Часто считается, что наиболее радикальные утописты эпохи Просвещения и более поздние философы — от певцов Французской революции до современных коммунистов — находятся в оппозиции к церкви. Но, хотя античные писатели помогли им освободиться от бездумного согласия с религиозными догмами, их собственные привычки и схемы мышления по-прежнему находились под глубоким воздействием христианского воспитания. Их вера в полное разрушение старого порядка, за которым последует рай с молочными реками и кисельными берегами, представляет собой лишь светскую интерпретацию христианских апокалипсических представлений об Армагеддоне и втором пришествии Христа. Такое мировоззрение было совершенно не свойственно античным язычникам. Невнимание к проблемам окружающей среды — еще один пример пренебрежения настоящим во имя воображаемого будущего. Уничтожение лесов, загрязнение атмосферы, рек и морей обычно сопровождается доводом: «нельзя остановить прогресс». Но что это за прогресс? Этот жизненно важный вопрос редко задается и мы не можем в полной мере осознать ценность того, что имеем. Когда языческие философы обсуждали природу Божественности, явленной в мире циклических изменений, они часто наделяли ее атрибутом неизменности. Согласно альтернативной концепции, божественное начало рассматривается как вечно творящее и созидающее, но не в том смысле, что более поздние творения лучше или хуже ранних, они просто иные. Как говорится в одном колдовском песнопении: «Она меняет все, к чему прикасается; все, к чему Она прикасается, меняется»*. Так или иначе, прогресс является одним из аспектов великого целого, ни одна часть которого, включая будущее, не обладает абсолютной ценностью, поэтому язычники рассматривают мир как уже священный, уже достойный восхищения и уважения. Акцент на значимости повторяющихся циклов приводит большинство язычников к вере в перевоплощение или некую другую форму загробной жизни. Как и все остальное в природе, человеческая жизнь представляет собой цикл рождения, смерти и возрождения. Однако, в отличие от некоторых школ буддизма, большинство язычников рассматривают этот бесконечный цикл не как проблему, которую нужно преодолеть, а скорее как процесс, требующий гармонизации и совершенствования**. Это соображение можно расширить. Поскольку все существует в контексте Священного, ничто само по себе не является абсолютно полным. Не будучи олным, ничто не может обойтись без перемен, поскольку все вещи существуют и поддерживаются благодаря своим взаимоотношениям, а все отношения подвержены переменам. Однако любые перемены происходят в изначальном, которое в нашем восприятии всегда описывается в терминах божественного, безупречной любви и тому подобное. В этом смысле перемены похожи на изменения света на рассвете или на закате, когда от движения рождается новая красота, и не являются признаком всеобщего упадка и разложения. Эта истина часто отражается в языческих символах и ритуалах. К примеру, неоязыческое Колесо года обозначает вечный цикл рождения, роста, зрелости, упадка, смерти и возрождения. Фазы года символизируют этот процесс, повторяясь снова и снова. Цель большинства язычников заключается не в освобождении этого Колеса и не в его уничтожении, а в гармоничном сосуществовании с ним. Языческие взгляды на цикличную природу времени приводят к большему сосредоточению на процессе, а не на конечной цели, на преемственности, а не на источнике происхождения. ЗЛО И ДУАЛИЗМ Помимо красоты в нашем мире существует много страданий. Каждому человеку приходится страдать, а некоторые находят удовольствие в причинении вреда другим или еще хуже того/Часто страдание кажется абсолютно не связанным с жертвой и не заслуженным какими-либо поступками с ее стороны. Духовность помогает нам бороться со страданием, и в этом заключена глубокая тайна. Встреча со Священным всегда наполняет нас чувством красоты, любви, гармонии и божественного порядка. Тогда почему в нашей повседневной жизни так много боли и страдания, почему мы так редко обнаруживаем в себе любовь, свойственную Божественному? Большинство из нас не испытывает на себе божественного благословения в повседневной жизни, но если этот трансцендентный опыт раскрывает природу Божественности, почему мы изолированы от его постоянного восприятия? Почему мы страдаем? Почему мы причиняем страдания другим людям? Мир языческих традиций предлагает различные ответы на эти вопросы. Однако все они без исключения, в отличие от вероисповеданий, подчеркивающих существование единого трансцендентного творца, не находят места для Сатаны, или Дьявола, и не рассматривают страдание как доказательство некой изначальной порочности окружающего мира. Они не считают мир ареной титанической борьбы между добром и злом. Подобные интерпретации присущи монотеистическим вероисповеданиям и тому есть веское основание. Когда бесконечно добрый, всемогущий и всезнающий Бог создает мир, там вроде бы нет места для страдания. Поскольку все же страдание существует, оно должно происходить из другого источника. В монотеистических традициях преобладают два главных объяснения. Согласно иудейским, христианским и исламским представлениям, подчиненная божественная сила некогда восстала против Бога и все последующее страдание в мире стало результатом этого восстания. Согласно альтернативному гностическому представлению, Бог, создавший этот мир со всем его страданием, находился в подчиненном положении по отношению к более совершенному Богу, абсолютно отдельному от мира. Люди рассматривались как духи, скованные во плоти этим злым Богом, а спасение требовало избавления от плотской оболочки и возрождения в духовном мире. При этом подразумевалось, что все мы так или иначе уже находимся в аду. Зло рассматривалось как нечто отдельное от абсолютного Бога и вечно противостоящее ему. Наиболее крайней разновидностью этого представления является теологический дуализм, в котором принципы добра и зла являются порождениями одной и той же силы, вечно сражающимися друг с другом. Наша духовная задача состоит в выборе правильной стороны. , Языческая духовная традиция отрицает наличие фундаментального зла, действующего во вселенной как сила или принцип. Действительно, в мире есть духовные силы, которых стоит избегать. Некоторые из них довольно ужасны или даже смертельны, но ни одна не занимает центральное место в духовной реальности, как христианский Сатана. Ни одна сила, эквивалентная Сатане, не находится в первичном противостоянии с Божественным. Поскольку эта тема имеет первостепенную важность, я вернусь к ее рассмотрению в последующих главах.
[1] Я говорю о «Боге» мужского рода, когда имею в виду иудейскую, христианскую и мусульманскую идею Божественного. Более общий термин «Божественное» (и другие сходные термины) используется для обозначения абсолютной духовной реальности. [2] Весьма смелое утверждение автораJ Боюсь, «экзистенциальная тоска» это участь большинства людей современного мира. [3] [3] Жизненно важная роль любви, или агапэ, по-видимому, является общей чертой для всех мировых религий. См. Peggy Storkey, «Agape: A Christian Criterion for Truth in the Other World Religions» International Review of Mission, vol. LXXIV, N 296, October, 1985), а также «Я и Ты» Мартина Бубера (русский перевод В. В. Рынкевича в книге «Два образа веры», издательство «Республика», 1995).
[4] За последние годы в научно-популярной литературе сложилось увлекательное направление, развивающее дискуссию о глубинном смысле достижений современной науки. Для начала я рекомендую книгу Ника Херберта «Quantum Reality: Beyond the New Physics (New York: Anchor, 1985). Физика — не единственная область современной науки, демонстрирующая совместимость с анимистскими представлениями. См. также книги Ильи Пригожина и Изабель Стэнгерс «Order Out of Chaos: Man's New Dialogue With Nature» (New York: Bantam, 1984) и Пола Дэвиса «.The Cosmic Blueprint: New Discoveries in Nature's Creative Ability to Order the Universe» (New York: Simon & Shuster, 1988). Все авторы, упомянутые в этом примечании, являются известными учеными, однако я не утверждаю, что они придерживаются анимистских взглядов.
[5] [5] Это имя называется в молитве благословения гарднериан ской традиции Викки. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 402. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |