Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 3.  Особенности психических проиессов и эмоциональность




Психолого-педагогическая характеристика ученика

Раздел 1. Общие сведения о ребенке

Анкетные данные.

                         1. Дата и место рождения ____________________________________

                                            2. Домашний адрес __________________________________________

                                            3. сведения о родителях ______________________________________

                                                 ________________________________________________________                                1.2. Сведения о состоянии здоровья

      1. Часто ли болеет (часто, средне, редко);

        2. Хронические заболевания (какие); _________________________________

      3.  Особенности функционирования нервной системы:

· быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;

· быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; неадекватная смена настроений;

· стабилен в проявлении настроения;

· преобладает возбуждение;

· возбуждение и торможение уравновешены;

· преобладает торможение.

1.3. Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

   

1.4. Внешкольные занятия (систематические)

       1.Занятия общественно-полезным трудом (каким) ________________________________

      2. Занятия художественной самодеятельностью (какой);

      3. Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких);

    4. Занятия спортом (каким); _

     5. Занятия организационной работой  (какой).

 

Раздел 2. Проявление личностных качеств ребенка

2.1. Направленность интересов:

  1. на учебную деятельность.

 2. на трудовую деятельность.

  3. на художественно-эстетическую деятельность.

 4. на достижения в спорте, туризме.

  5. на отношения между людьми.

 

2.2. Отношение к  порученному делу:

1.Общественная активность

· Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

· Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это свое

собственное время.

· Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

· Редко принимает участие в общественных делах.

· Отказывается участвовать в общественных делах.

 2. Трудолюбие

· Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.

· Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи недобросовестного или некачественного выполнения работы редки.

· Редко охотно берется за работу.

· Чаще всего старается уклониться от любой работы.

· Всегда уклоняется от выполнения любого дела

 3. Ответственность

· Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело.

· В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

· Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.

·  Очень редко выполняет порученное ему дело.

· Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

 

Инициативность

· Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.

· Довольно часто выступает зачинателем нового дела.

· Редко сам начинает новое дело.

· Почти никогда сам не начинает новое дело.

· Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

 

 5. Организованность

· Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану.

· В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

· Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый ее этап надо отчитываться.

· Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени

· Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

 

 6. Любознательность

· Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.

· В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки

и культуры.

· Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.

· Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.  

· Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.

7. Аккуратность

· Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут - и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

· Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.

· Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.

· Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.

· Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда  

  неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

Отношение к людям

 

 8. Коллективизм                                                                                             

· Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому

  оказать помощь и поддержку.

· Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.

· Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.

· Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

 

· Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом

«Не лезь не в свое дело».

9. Честность, правдивость

· Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда,

 когда это ему  «невыгодно».

· Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.

· Часто говорит неправду ради собственной выгоды.

· Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно.

· Склонен всегда говорить неправду.

 

10. Справедливость

· Активно борется с тем, что считает несправедливым.

· Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.

· Редко выступает против того, что считает несправедливым.

· Не добивается справедливости.

· Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

 11. Бескорыстие

· В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой.

· Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.

· Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгодой.

· В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.

· В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

 

12. Общительность

· Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

· Как правило, с удовольствием общается с людьми.

· Стремится общаться с ограниченным кругом людей.

· Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.

· Замкнут, необщителен.

 

13. Чувство товарищества

· Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

· Как правило, помогает товарищам.

· Помогает товарищам, когда его просят.

· Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.

· Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

 

14. Отзывчивость

· Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.

· Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными делами.

· Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей.

· Почти не умеет сочувствовать другим.

· Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.

 

15. Вежливость, тактичность

· Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

· Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

· Часто бывает невежлив и нетактичен.

· Часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры.

· Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками* так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

Отношение к себе  

16. Скромность

· Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.

· Иногда, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах.

· Сам рассказывает о своих достоинствах и достижениях.

· Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.

· Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

/ 7. Уверенность в себе

· Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.

· Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае    

действительной необходимости.

· Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

· Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам   

  может справиться.

· Постоянно, даже в простых делах просит помощи и поддержки.

18. Самокритичность

· Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.

· В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

· Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

· К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки.

· Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления. 

 19. Умение рассчитывать свои силы

· Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» - не слишком легкие и не слишком трудные.

· Как правило, верно соизмеряет свои силы с трудностью задания.

· Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.

· В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.

· Почти никогда не умеет правильно соразмерить свои силы и трудности задания или дела.

20. Стремление к успеху, первенству

· Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается.

· Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.

· Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.

· Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».

· Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.

21. Самоконтроль

· Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

· Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

· Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

· Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

· Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».

Волевые качества личности

22. Смелость

· Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

· В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

· Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.

· В большинстве случаев отступает перед силой.

· Всегда отступает перед силой, трусит.

23. Решительность

· Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

· В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

· Иногда колеблется перед ответственным решением.

· Редко решается принять какое-либо ответственное решение.

· Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

 

 

24. Настойчивость

· Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия,

 не отступает перед трудностями.

· Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности.

Противоположные случаи редки.

· Доводит до конца задуманное, лишь,  если трудности его выполнения незначительны

или требуют кратковременных усилий.

· Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

· Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

 

25. Самообладание

· Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

· Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.

· Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

· Часто не может подавить нежелательные эмоции.

· Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

 

Положение ребенка в школ е

26. Авторитет в классе

· Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.

· Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.

· Пользуется авторитетом только у части одноклассников, у какой-то группировки, только среди мальчиков,   или среди девочек и т.п.

· В классе авторитетом не пользуется.

27. Симпатия

· Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.

· В классе ребята относятся к нему с симпатией.

· Пользуется симпатией только у части одноклассников.

· Пользуется симпатией у отдельных ребят.

· В классе его не любят.

28. Авторитет во внешкольных объединениях

· Является безоговорочно признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная .школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания и т.п.).

· Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спорт.школа, муз.школа, клуб, дворовая компания и т.п. ).

· Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений.

· Является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется

(спорт.школа, клуб, и т.п.).

· Не является членом никакого внешкольного объединения.

 

Раздел 3.  Особенности психических проиессов и эмоциональность

29.Внимание

· Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.

· Достаточно внимательно слушает объяснение учителя, отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.

· Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их.

· Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

· Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.

30. П а м я т ь

· При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им  легко.

· При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.

· Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его.

· Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.

· При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.    

· Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

31.Мышление

· Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

· Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.

· Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе,

 обычно собственных оригинальных решений не предлагает.

· В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом

  обдумывания и решения задач.

· Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

32. Э м о ц и о н а л ь н а я р е а к т и в н о с т ь

· Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез

взволновать рассказ, фильм.

· Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко, что его может взволновать глубоко.

· Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.

· Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

33.Общий эмоциональный тонус

· Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.

· Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

· Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

· По сравнению с товарищами менее активен и оживлен.

· Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то что здоров.

34.Эмоциональная уравновешенность

· Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.

· Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

· Эмоционально уравновешен.

· Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям

· Вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному по незначительному поводу.

 

Примечание: задача данной карты – схемы – помочь учителю, классному руководителю, наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном счете выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс.

  Заполнение данной карты-схемы в основном строится по принципу «нужное подчеркнуть», то есть в каждом из пунктов, содержащих шкалу возможных проявлений того или иного качества, учителю необходимо выбрать присущую ученику степень выраженности этого качества. Возможно составление характеристики по данной схеме родителями или самим учеником. В этом случае в шаблоне по линейке подчеркивают нужное цветными линиями. Например: ученик подчеркивает синим цветом, родители – зеленым, учитель – красным.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 157.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...