Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Канонические правила подготовки ко крещению




 

Согласно каноническим требованиям к совершению таинства Крещения, можно сказать, что от крещаемых требуется: 1) вера согласно православному Символу веры; 2) усердие в делах веры; 3) четкое знание и понимание веры, верная мотивация. От тех, кто совершает Крещение, требуется сугубая забота о готовящихся к Крещению, выраженная в молитве за них, тщательном научении и испытании веры.

 

1. Канонические нормы о критериях готовности оглашаемого ко крещению.

 Имеющие хорошую репутацию и стремящиеся стать христианами должны быть оглашаемыми в течение двух лет прежде, чем будут крещены. Если они серьезно заболеют, то могут просить и получить крещение раньше (Эльвирский собор: 42, 300–309 гг.). Длительность оглашения в три года – для случаев с отягощением, например, для оглашаемых, бывших прежде языческими жрецами (если они ни разу не повторят своего греха идолослужения).

Новообращенный, который пребывал вне церкви в течение долгого времени, может быть крещен, если кто-то из клира поддержит его (или ее) просьбу о том, чтобы стать христианином, или если кто-то из верующих свидетельствуют об этом, и видно, что этот человек изменился (Эльв. 45, 300–309 гг.).

Интересно, что свидетельство верного является более важным, чем личное исповедание веры, и может иногда заменить его. На этом основании возможно крещение детей, а также психически больных и находящихся без сознания.

Болящие, которые за себя отвечать не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью (Карф. 54, 393–419 гг.).

Три рода чрезвычайных ситуаций, когда вышеуказанные критерии отходят на второй план и крещение оглашаемого может быть признано действительным. Первый – это смерть оглашаемого из-за свидетельства о Христе, второй – угроза смерти, третий – приобщение некрещенным Святых Таин Христовых.

Первый зафиксирован в писаниях учителей церкви: «А сподобившийся мученичества пусть радуется радостью о Господе, что получил толикий венец и изшел из жизни чрез исповедание. Хотя бы он был оглашенный, да отыдет без печали; ибо страдание за Христа будет для него славнейшим крещением, потому что он соумирает Господу на деле, а прочие – образно. Пусть радуется он, что подражает Учителю» (Const. Ар. V. 6 (рус. пер.: Апостольские постановления). См.: Киприан. Письма. 73 (Oxford edition). 22; Ориген. Увещание к мученичеству. 30, 39; Геннадий Марсельский. О церковных догматах. 74 (PL 58.997). Цит. по: Гаврилюк П. История катехизации в древней церкви. С. 62., второй и третий – в канонических памятниках.

Крещеный христианин, который не отрекался от веры и не был двоебрачным, может окрестить новообращенного, находящегося в смертельной опасности, если они находятся в морском путешествии или если нет церкви поблизости. Если (новокрещеный) человек выживет, то он или она должен пойти к епископу для возложения на него рук (с соответствующей молитвой) (Эльв. 38, 300–309 г.).

Имеющие хорошую репутацию и стремящиеся стать христианами должны быть оглашаемыми в течение двух лет, прежде чем будут крещены. Если они серьезно заболеют, то могут просить и получить крещение раньше (Эльв. 42, 300–309 г.).

Вопрос: Если оглашенный отрок, лет семи, или совершеннолетний человек улучит время быть при совершении Литургии, и по неведению приобщится, то как должно поступить с таковым?

Ответ: Должно просветить его крещением: ибо призван от Бога (Тимоф. 1). (Канонические ответы святейшаго Тимофея епископа Александрийскаго, единаго от стапятидесяти отцев бывших на Константинопольском соборе).

В болезни принявшим Крещение и потом получившим здравие подобает изучать веру, и познавать, что Божественного дара сподобились (Лаодикийский собор: 47).

Имеющую во чреве подобает просветить крещением, когда восхощет. Ибо нет в сем никакого общения у рождающей с рождаемым: поскольку во исповедании собственное каждаго произволение показуется (Неокесарийский собор: 6, 315 г.).

Желающие креститься должны подать свои имена. Будучи проверены воздержанием от вина и плоти и многократным возложением рук, пусть будут крещены (IV Карф. 85, не позднее VI в.).

Запрещено крестить тех, кто изъявил желание принять Крещение, но не пришел на огласительные беседы (43 канон Лаодикийского собора).

Недопустимо Крещение мертвого человека (26 правило Карфагенского собора).

 

2. Правила о том, что требуется научение вере, время и дальнейшее испытание.

«Готовящимся ко крещению надлежит обучиться вере», и в пятый день седмицы давать ответ епископу или пресвитерам (VI Вселенский собор, 78 канон).

2 правило I Вселенского Собора гласит: "…и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание". Вальсамон, толкуя это правило, однозначно утверждает: "…ни один неверный не допускается до крещения прежде довольного научения вере, потому что при сем нужно время для испытания. Того, кто поступает несогласно с сим, правило повелевает извергать".

О необходимости проявления усердия в вере перед Крещением говорит 45 правило Лаодикийского Собора: "По двух седмицах четыредесятницы не должно принимати к крещению". В древности подготовке к Крещению был посвящен весь Великий пост. Это правило запрещает принимать на подготовку тех, кто пропустил первые две седмицы. Комментарии Книги правил разъясняют: "Кто сначала четыредесятницы, или по крайней мере в течение двух первых недель ея, не изъявил решительного желания принять крещение и не начал готовиться: того правило не позволяет принимать к крещению в сию четыредесятницу, а ожидать дальнейшаго усмотрения его усердия в вере".

7 правило II Вселенского Собора указывает на точный порядок, по которому нужно принимать людей в Церковь, и предписывает заставлять оглашенных пребывать в храме и слушать поучения: "В первый день делаем их христианами, во вторый оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и во уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их".

А 46 правило Лаодикийского Собора требует не просто обучать людей вере, но и постоянно проверять, правильно ли они ее усваивают: "Крещаемым должно изучати веру и в пятый день седмицы давати ответ епископу или пресвитерам". В толковании на сие правило Зонара отмечает очень важную для практической пастырской деятельности вещь. Тщательная подготовка к Крещению - это эффективное средство профилактики попадания людей в секты: "А повелевает оно, чтобы просвещаемые, то есть, готовящиеся к просвещению и оглашаемые, изучали таинство веры и в пятый день каждой седмицы давали ответ епископу или пресвитеру, что узнали в течение седмицы. Это бывает для того, чтобы не был кто крещен, не быв посвящен в наше таинство, и, как не утвержденный, не был похищен еретиками".

Правила указывают на необходимость изучения веры даже теми, кто был крещен в смертельной опасности без подготовки, но избежал смерти. 47 правило Лаодикийского Собора: "В болезни приявшим крещение и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко Божественнаго дара сподобилися". Аристин так толкует это правило: "Кто приходит в церковь с тем, чтобы креститься, тот должен изучать веру…, ибо не должно крестить их тотчас и прежде, чем открыта будет им вера. Кто болен и ищет креститься, должен быть крещен; потом, востав с одра болезни, он должен изучать веру и познавать, что сподобился божественной благодати".

 

3. Правила, касающиеся проверки правильной мотивации.

Важно, что мотивы, по которым человек ищет принятия Таинства, должны быть верными и предельно чистыми. Неверная мотивация принятия Крещения при невызревшем состоянии души делает ущербной и всю последующую духовную жизнь. Это видно из 12 правила Неокессарийского Собора. Оно запрещает рукополагать в священный сан того, кто был крещен в болезни: "Аще кто в болезни просвещен крещением, то не может произведен быти во пресвитера: ибо вера его не от произволения, но от нужды (обстоятельств)): разве токмо ради после открывшейся добродетели и веры и ради скудости в людях достойных". Аристин поясняет так: "Кто пожелал крещения не по требованию какой-нибудь нужды, тот, поелику оно может омыть всякую душевную скверну, может быть производим и во пресвитера и в епископа.… А крещеный по причине болезни, как пришедший к просвещению не по произволению, но по нужде, не иначе может быть принят во священство, как если будут содействовать тому два обстоятельства - скудость в достойных людях и его подвиги после крещения".

Особенно интересен тот факт, что ущербная мотивация Крещения детей, с канонической точки зрения, недопустима. Об этом говорит 8 правило VII Вселенского Собора. Правило запрещает крестить младенцев, родители которых, будучи иудеями, притворно делались христианами: "Поелику некоторые из еврейского вероисповедания, блуждая, возмнили ругатися Христу Богу нашему, притворно делаяся христианами, втайне же отвергаяся Его, и скрытно субботствуя, и прочее иудейское исполняя: то определяем, сих ни во общение, ни к молитве, ни в церковь не приимати: но явно быти им, по их вероисповеданию, евреями: и детей их не крестити…". Правило осуждает лицемерие, когда веру принимали по политическим мотивам, из-за определенных льгот, которыми пользовались христиане. Евреи, о которых идет речь, тайно держались своего вероисповедания. Что же говорить о тех, кто явно держится антихристианского образа жизни и убеждений, называя себя православным? Их также следует "…ни во общение, ни к молитве, ни в церковь не приимати: но явно быти им, по их вероисповеданию…: и детей их не крестити…". Главный акцент здесь сделан не на национальную принадлежность детей, а на искренность намерений. Мнимое обращение родителей к вере - это прямое каноническое препятствие для крещения их детей. Мы вполне можем пользоваться логикой данного правила, тем более, что в истории уже есть подобный прецедент. Никодим Милош в толковании на это правило пишет, ссылаясь на Вальсамона: "Относительно этого последнего, то есть, что не следует крестить детей этих мнимообращенных в христианство евреев, Вальсамон в толковании настоящего правила замечает, что и турки нечто подобное тому, что и евреи, делали и приводили своих детей к христианским священникам для крещения, смотря на крещение не как на таинство, но как на некое телесное лекарство. В толковании 84 правила трульского собора Вальсамон разъясняет, как это завелось у турок. Во время патриарха Луки (1156 - 1159) пришли в Константинополь некоторые из турок, заявляя патриаршему синоду, что они христиане, ибо в детстве были крещены в своей земле христианскими священниками. На вопрос же, как это могло случиться, когда они следуют мухаммедову закону, отвечали, что существует у них обычай крестить своих детей у православных священников потому, что, по их мнению, во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и смердит, как собака, пока не получит христианского крещения. Из этого собор заключил, что крещения, требуемого у христиан неверными, ищут последние не с добрым православным намерением, но ради телесного лечения, и не как средство, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, но как некое лекарство и чародейство. Таковое крещение, совершенно естественно, синод патриарший не мог признать правильным и потому определил, чтобы те турки, буде пожелали бы, были вновь крещены. Решение свое этот синод обосновал по аналогии на 8 правиле седьмого вселенского собора".

Также неправильно, как упомянутые в цитате турки, поступают и современные русские родители. Они тоже крестят своих детей "чтобы не плакал", "чтобы не болел", "чтобы не сглазили" и т. п. "Добрые православные намерения" здесь обнаружить можно очень редко.

 

4. Канонические нормы, говорящие о месте оглашаемых в литургическом собрании церкви. Эти нормы указывают нам, с одной стороны, что оглашаемые – уже члены церковного собрания, с другой – есть четкая граница между ними и верными.

На особое место оглашаемых в богослужебном собрании четко указывал, например, еще Ипполит Римский. Таким образом, существующее доныне деление литургии на две части: доступную всем членам церкви и доступную только верным – имеет древнее происхождение.

Это закрепляет правило Лаодикийского собора:

Подобает, во-первых, по беседах епископских, особо творить молитву об оглашенных, а по исшествии оглашенных, быть молитве о кающихся; когда же и сии приидут под руку и отыдут, тогда совершать молитвы верных… (Лаод. 19, 364 г.).

Отметим, что в некоторых церквах Запада катехумены должны были покидать собрание до чтения Евангелия. Лишь в середине V в. Оранжский собор закрепляет:

Евангелие пусть читается в присутствии катехуменов во всех провинциях нашей церкви (Оранж. 18). Ср. Галл. 84, 475 г.

Интересно и то, что «во времена Амвросия в Милане “стремящиеся” могли заходить в баптистерий, тогда как позднее это было запрещено» (Оранж. 19).

В каноническом послании Феофила, архиепископа Александрийского, оглашаемым запрещается употреблять антидор. Этим самым, по-видимому, запрещалось участие оглашаемых в постлитургической агапе.

Приношения для бескровной жертвы, по употреблении нужного для таинства, да разделяют между собою принадлежащие к клиру: и да не ест и да не пьет от оных оглашенный, но только принадлежащие к клиру и сущие с ними верные братия (Феоф. 8). (Правила Феофила, архиепископа Александрийскаго).

И последнее в этой части. Подобно тому как канонами строго запрещается симония, так же категорически не приемлется и плата за крещение.

Новокрещеные не должны класть деньги в крещальню, поскольку это будет значить, что священник продает то, что является свободным даром (Эльв. 38, 300–309 гг.).

 

6. Есть целый ряд канонических постановлений, говорящих о возможности епитимьи для некрещеных членов церкви. Епитимья накладывалась в случае: 1) проявления небрежности в подготовке к крещению; 2) совершения тяжелого греха; 3) беснования. Епитимья заключалась или в изменении статуса оглашаемого, или в откладывании сроков крещения, или даже в изгнании из церкви.

Если женщина-катехумен выйдет замуж за мужчину, зная, что он оставил свою прежнюю жену без причины, она не может быть крещена в течение пяти лет, разве только серьезно заболеет (Эльв, 11, 300–309 гг.).

Катехумен, который зачнет вне брака и затем задушит младенца, может быть крещен только на смертном одре (букв.: тогда, когда приблизится смерть) (Эльв. З8, 300–309 гг.).

Оглашенный, входящий в церковь и стоящий в чине оглашенных, обличен быв во грехе, если сопричислен был к преклоняющим колени, да низведется в разряд слушающих Писания, перестав грешить. Если же и пребывая между слушающими согрешит, да изгонится из церкви (Неок. 5, 315 г.).

Относительно оглашенных и отпадших, угодно святому и великому Собору, чтобы они три года только были между слушающими писания, а потом молились с оглашенными (I Всел. 14).

По двух седмицах четыредесятницы не должно принимать к крещению. (Правило сие относится ко крещению возрастных, которое, по древнему обычаю, совершалось в Великую Субботу. Кто с начала Четыредесятницы, или, по крайней мере, в течение двух первых недель ее не изъявил решительного желания принять крещение и не начал готовиться, того правило не позволяет принимать ко крещению в сию Четыредесятницу, а ожидать дальнейшего усмотрения его усердия к вере) (Лаод. 45, 364 г.).

Вопрос: если оглашенный будет беснуемый и захочет сам или родственники его, да приимет святое крещение, то должен ли принять или нет, и особенно если будет близ смерти?

Ответ: когда беснуемый не очистился еще от духа нечистого, то не может принять святое крещение, но, при исходе от сей жизни, крещается (Тимоф. 2).

Если же некие, будучи оглашенными, подвергнутые отлучению в наказание за грехопадения, потом приближаются к смерти, то да крещаются, и да не отходят от жизни сей без причастия благодати, то есть без приобщения Святых Тайн. Ибо, кажется, и это согласно с уставами церкви (Кирил. 5). (Правила Кирилла Александрийского)

 

7. Канонические правила, определяющие прием в церковь из отделяющихся от нее сообществ. Для этих правил характерно обращение к вопросу о том, являются ли члены данного сообщества оглашаемыми или нет. Иными словами, выходят ли они за основные границы Церкви или нет. В зависимости от этого и появляется известное различение ереси, раскола и самочинного сборища.

Еретика, как не имеющего веры в Бога и Христа Его или имеющего ее в искаженном виде, всегда принимают в церковь как язычника, не признавая ни крещения, ни сана, тщательно оглашая, а потом и крестя. Раскольника же и члена самочинного сборища принимают как своего, исходя из допущения, что в данном случае не повреждена вера, но восполняя при этом недостающее.

Присоединяющихся к православию и к части спасаемых из еретиков приемлем по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, македониан, савватиан и паватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четырнадцатидневников, или тетрадитов, и аполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствущую, как мудрствует святая Божия кафолическая и апостольская церковь, приемлем запечатлевая, то есть помазуя святым миром, во-первых, чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: печать дара Духа Святаго. Евномиан же, единократным погружением крещающихся, и монтанистов, именуемых здесь фригами, и савеллиан, держащихся мнения о сыноотечестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков, (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из Галатийской страны), всех, которые из них желают присоединены быть к православию, приемлем, подобно как язычников. В первый день делаем их христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и в уши: и так оглашаем их, и заставляем пребывать в церкви, и слушать Писания, и тогда уже крещаем их (II Всел. 7).

Древние положили принимать крещение, ни в чем не отступающее от веры: посему иное нарекли они ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками называли они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся; раскольниками – разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами – собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом. Например, если кто, быв обличен в грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив кафолическую церковь, – сие есть самочинное сборище. О покаянии мыслить иначе, нежели как сущие в церкви, – есть раскол. Ереси же суть, например: манихейская, валентинская, маркионистская и сих самых пепузиан. Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога. Почему от начала бывшим отцам угодно было крещение еретиков совсем отметать; крещение раскольников, яко еще не чуждых церкви приимати; а находящихся в самочинных сборищах исправлять приличным покаянием и обращением и вновь присоединять к церкви (Васил. 1). (Первое каноническое послание святаго отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийския, к Амфилохию епископу Иконийскому).

Присоединяющихся к православию и к части спасаемых из еретиков приемлем по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, македониан, наватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четырнадцатидневников, или тетрадитов, и апполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует святая Божия кафолическая и апостольская церковь, – приемлем, запечатлевая, то есть помазуя святым миром, во-первых, чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: печать дара Духа Святого. А о бывших павлианами, потом к кафолической церкви прибегших, постановлено: перекрещивать их непременно. Евномиан же, единократным погружением крещающихся, и монтанистов, именуемых здесь фригами, и савеллиан, держащихся мнения о сыноотечестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из Галатийской страны), – всех, которые из них желают присоединены быть к православию, приемлем как язычников. В первый день делаем их христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лицо, и в уши: и так оглашаем их, и заставляем пребывать в церкви, и слушать Писания, и тогда уже крещаем их. Также и манихеев, валентиниан, маркионитов и им подобных еретиков. Несториане же должны творить рукописания и предавать анафеме ересь свою, и Нестория, и Евтиха, и Диоскора, и Севира, и прочих начальников таковых ересей, и их единомышленников, и все вышепоказанные ереси: и потом да приемлют святое причащение (VI Всел. 95).

 

Нарушения канонических оснований и требований церковной жизни влечет за собой неблагоприятные последствия во всех ее сферах и проявлениях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...