Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины




Кафедра Экономики и финансов

Семикин Д. В.

 (фамилия, инициалы автора (ов)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА

 (наименование учебной дисциплины)

Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки

************                 ***********

ЭБ–100

                                          (код специальности)                       (наименование направления подготовки).

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № ……..от «…..» .........................2012 г.     И.о зав. кафедрой Ю.В. Брёхова_______________    

 

Волгоград 2012

 



Содержание

Наименование раздела

№ Стр.

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины

  3
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицыпо дисциплинам, включенных в государственный образовательный стандарт 3
1.2.. Цели и задачи учебной дисциплины 3
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины 4
1.4. Тематический план учебной дисциплины 5
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины 7

Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

  26
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса 26
2.2. Рекомендации по работе с литературой 26
2.3. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса 26
2.4. Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими задачами 27
2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету) 27

Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций

  28

Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)

  43

Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ 

  46

Раздел 6. Данные о мультимедийных и интерактивных занятиях

46

 



РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины

 

Требования образовательного стандарта

По учебной дисциплине «Экономическая география и регионалистика»

Предмет, методы исследования экономической географии и региональной экономики; использование методов математического моделирования экономической географии; принципы, особенности, факторы и общие условия размещения производства; понятие географической среды; теория географического детерминизма; методика оценки природных ресурсов: балансовые запасы минерального сырья и топлива; экономическая оценка земельных, водных и других природных ресурсов; методика оценки трудовых ресурсов; методы отраслевого обоснования размещения производства; размещение межотраслевых комплексов отраслей народного хозяйства России и стран СНГ: региональная экономика и региональная политика России и других стран СНГ; методы обоснования развития экономики региона; экономическое районирование России; специализация и комплексное развитие хозяйства регионов страны в условиях перехода к рыночной экономике; проблема структурной перестройки хозяйства регионов с высокой концентрацией производительных сил и большой антропогенной нагрузкой: внешнеэкономические связи России и ее регионов.

 

Дидактические единицы

 по учебной дисциплине «Экономическая география и регионалистика»

 

1.2. Целью учебной дисциплины экономической географии и регионалистики - дать студентам знания о современном состоянии и тенденциях изменений в размещении производительных сил России, ознакомить с основными закономерностями территориальной организации экономики.

. Основными задачами данного учебного курса являются:

· Формирование у студентов содержательного представления об объекте, предмете экономгеографической науки, о методологических основах, структуре экономгеографического знания, социальных функциях дисциплины в современном обществе.

· Демонстрация методических, технических и технологических возможностей экономической географии и регионалистики в решении проблем общества.

· Развитие способностей к научно - исследовательской деятельности.

· Передача студентам комплекса умений по практическому применению

теоретического и практического материала.

· Формирование навыков анализа и оценки размещения производительных сил региона в зависимости от природных, исторических и экономических факторов размещения производства. Студенты должны обратить внимание на региональные особенности проявления научно-технического прогресса, формирующиеся рыночные отношения и экологию региона.

В ходе занятий студент должен быть подготовлен к восприятию категорий микро- и макроэкономики, статистики, прогнозирования, организации и управления в увязке с основными категориями размещения производительных сил.

Знания и навыки, приобретаемые в ходе изучения курса, являются обязательным условием фундаментальной подготовки экономиста широкого профиля.

В условиях становления и развития рыночных отношений, для научного обоснования радикальных экономических реформ, особое значение приобретает экономическая география и регионалистика.

Являясь одной из основных общеобразовательных и мировоззренческих дисциплин, изучая размещение производительных сил и их территориальные сочетания, экономическая география имеет важное значение для понимания современного состояния и тенденций изменений в их размещении.

Дидактические единицы:ОК–5; ОК–6; ОК–11; ПК 1–6.

 

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины.

В результате изучения предмета «Экономическая география» студент должен знать:

1. Основные экономгеографические подходы к проблемам экономики и общества.

2.  Основные законы, закономерности размещения производства и населения.

3. Категории и понятия экономической географии.

4. Основные типы территориально-производственных комплексов.

5. Особенности и специфику современного районирования России.

6. Методологию, методы и особенности эконом-географического анализа социальных и экономических проблем.

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

1. Выявить и проанализировать основные экономгеографические проблемы экономики и общества.

2. Увидеть проблемы взаимодействия природы и общества.

3. Прогнозировать развитие территориального размещения хозяйства и населения.

Студент должен приобрести следующие навыки:

1. Разработки программы эмпирического экономгеографического исследования проблем взаимодействия современного общества и природы.

2. Отображение данных на карту и обработки первичной информации.

3. Обобщения, анализа и представления итоговой информации.

 Дисциплина «Экономическая география» является базовой общегуманитарной дисциплиной, опирающейся на знания студентов по физической географии, философии, экономики, демографии, экологии, математики, статистики и других наук.

Прежде чем рассматривать проблемы экономической географии и регионалистики, студенты в курсе «Экономическая теория» изучают такие категории, как издержки производства, прибыль, риски, индекс цен, валовой внутренний продукт, уровень инфляции и другие. Знание этих категорий позволяет студентам в курсе «Регионалистика» сопоставлять уровни социально-экономического развития разных регионов страны.

Курс «Экономической географии и регионалистики» опирается также на знание таких дисциплин, как «Экономика предприятия», «Маркетинг», «Менеджмент», «Статистика», «Физическая география». Не повторяя их содержания, ЭГиР дает базисные знания в области региональной экономики и предоставляет возможность применить эти знания в сфере экономической деятельности.

Дисциплина является базой для изучения проблем регионального менеджмента, управления макроэкономической деятельности фирм и административных органов власти.

Совокупность этих знаний позволит выпускникам Академии государственной службы эффективно участвовать в региональном и общероссийском бизнесе и успешно использовать потенциал России в общенациональных интересах.


1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Экономическая география и регионалистика »


Для студентов ЭБ–100

на 2012 – 2013 уч. год.[1]

 

Наименование тем

Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)

Лекции Практические занятия Самостоят. работа Всего часов по теме

Очная форма обучения ЭБ–100

Тема 1.Теоретические основы экономической географии ирегионалистики. Предмет, методы и задачи. ЭГП РФ 2 4 3 4
Тема 2. Природно-ресурсный потенциал России и его экономическая оценка. 2 2 3 4
Тема 3Население и трудовые ресурсы. Демографические Проблемы России. 2* 2* 3 6
Тема 4.Урабанизационные процессы современной России.     3 2
Тема 5. Миграционные потоки между Россией и государствами СНГ, и внутри страны. 2   3 4
Тема 6.Экономическое районирование России. 2 2 3 6
Тема 7.Хозяйственный комплекс России, его отраслевая структура и функциональные особенности. 2* 2* 3 6
Тема 8.Топливно–энергетический комплекс. Проблемы развития ТЭК в условиях рынка. 2   3 4
Тема 9.Современные тенденции развития и размещения машиностроительного комплекса.     4 4
Тема 10.Тенденции современного развития химико-лесного комплекса 2 2 4 2
Тема 11.  Развитие металлургического комплекса в условиях рынка. 2 4 4 4
Тема 12.Агропромышленный комплекс. 2 4 4 4
Тема 13.Территориальная организация сферы обслуживания России.     4 4
Тема 14.  Территориальные аспекты размещения производительных сил экономических районов РФ. 2* 4* 4 2
Тема 15. Региональные аспекты размещения производительных сил (на примере Волгоградской области). 2* 4* 4 4
Тема 16.Территориальная организация населения Волгоградской области. 2* 4* 4 4
Итого по курсу: 26 34 56 116


Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...