Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Туристическое районирование мира




1. Роль туризма в культурно-цивилизационном развитии человечества. Периодизация истории мирового туризма и туризма в Беларуси.

2.Типы туристического пространства. Туристские потоки и центры.

2. Туристское районирование мира. Макрорегиональная классификация туризма. Типология мезорегионов Европы..

 

1. Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизационного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые так или иначе попадают под категорию туризма.

Туризм сыграл огромную роль в становлении и развитии как локальных цивилизаций древности, так и мировой цивилизации в целом.

Выдающийся немецкий философ Карл Ясперс, говоря о периоде формирования современной ментальности (в середине I тыс. до н.э.), показал, что это явление произошло синхронно на пространстве, включающем Китай, Индию, Персию, Палестину и Грецию. Такой универсальный качественный скачок не мог произойти «одномоментно» в абсолютно изолированных обществах. Именно путешественники того времени способствовали созданию некоего единого ментального фона путем распространения передовых идей и выступая в качестве прообраза системы коммуникаций.

Путешествия мыслителей Древней Греции привели к интенсивному обмену научными знаниями и возникновению европейской философии. Были написаны труды, создавшие основу истории, географии, этнографии, антропологии.

Особую роль сыграл туризм в развитии экономики. Например, дипломатические «туры» китайского путешественника Чжан Ценя способствовали созданию Великого шелкового пути (с II в. до н.э.), что повлияло на развитие межконтинентальной торговли, создав евразийское экономическое пространство.

Морские путешествия с целью открытия новых земель привели к тому, что были созданы мировое экономическое пространство и в целом единая мировая цивилизация. Много странствовали основоположники мировых и субрегиональных религий (Будда, Заратустра, Моисей, Конфуций, Махавира, Мани), закладывая духовно-этические начала жизни подавляющего числа жителей современности. Еще в глубокой древности стал развиваться паломнический туризм, способствовавший интенсификации торговли, развитию инфраструктуры паломнических центров (Дельфы, Фивы), а также экономики не только этих городов, но и близлежащих регионов. Таким образом, путешествия, странствия как элементы туризма тесно переплетены с общецивилизационном развитием человечества. Путешествия – форма межкультурных коммуникаций.

Соответственно, в современной литературе можно найти различные подходы к периодизации истории туризма. Связав эту историю с развитием средств транспорта, американский ученый Дж. Уокер выделил пять периодов или эпох.

1. Прединдустриальный (использование крайне примитивных средств передвижения).

2. Период железных дорог.

3. Век автомобилей.

3. Век реактивных лайнеров.

4. Век круизов на морских лайнерах.

В соответствии с технико-экономическими и социальными изменениями в обществе, а также целевыми функциями туризма предлагается следующая периодизация европейского туризма:

I  этап. До начала XIX в. – предыстория туризма.

II этап. XIX век – становление и развитие элитарного туризма. Зарождение специализированных предприятий по производству туристических и гостиничных услуг.

III этап. Первая половина ХХ века – становление социального туризма.

IV этап. С конца Второй мировой войны и по настоящее время – период развития массового туризма, формирования туристической индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

История развития туризма в Беларуси до 1991 г. неразрывно связана с историей туризма России и Советского Союза, и, по мнению ряда ученых, насчитывает свыше 100 лет. Ее делят на пять этапов:

1 – просветительский – длился до 1890 г.

2 – предпринимательский – связан с развитием капитализма в России. Время активного формирования туристических фирм и контор, занимающихся частной предпринимательской деятельностью в сфере туризма.

3 – организационно-централизованный – (1920-е – 1960-е гг.) – формирование советского туризма и появление характерных для него государственных и общественных организаций.

4 – административно-нормативный (1980–1990 гг.).

5 – переходный – совпадает с началом процессов перестройки и реформирования экономики в стране, когда возрождаются традиции предпринимательства, в том числе и в сфере туризма.

2.Изучение географии туристского движения ведется на основе выделения «туристических потоков» и «туристических центров». Потоки, с точки зрения социологии, являются совокупностью групп туристов, которые направляются в специальные центры, с целью проведения свободного времени, досуга, совершения путешествий. Пути пересечения этих потоков в контрольном географическом месте или их протяженность в конкретном пространстве определяются статистическим путем. Слияние туристических потоков в определенных географических ареалах в связи с их аттрактивностью формирует туристические центры, которые экономически и социально влияют на эти потоки. Туристический центр – это территория, располагающая помимо туристических ресурсов соответствующей инфраструктурой (транспортные пути, гостиницы, ресторан, развлечения, урбанизация) для обслуживания значительных туристических контингентов. Эту территорию можно разделить на несколько типов:

1) Пространство с преобладанием «тропического» влияния, на котором солнце и пляжи – решающий фактор для привлечения туристов.

2) Малоизмененное естественное пространство, включая горы, в котором привлекающим для туристов мотивом является природа.

3) Культурное пространство, дающее возможность посещать музеи, театры, архитектурные ансамбли.

4) Антропологическое пространство, предоставляющее туристам возможность для занятий, связанных с декоративным искусством, кулинарией, фольклором.

5) Городское пространство, связанное с большими и малыми центрами цивилизации (Париж, Лондон, Рим), а также центры, связанные с паломничеством.

При этом в туризме важно различать два типа географического места, которые по-разному генерируют туристическую деятельность: отправляющий центр и принимающий центр.

Отправляющий центр имеет следующие характеристики: развитое индустриальное или постиндустриальное общество с высоким уровнем жизни. Экономика выпускает много потребительских товаров. Население имеет возможность и интерес для удовлетворения потребностей в свободное время.

Принимающий центр: индустриально-развитое общество с богатыми природными ресурсами и развитой инфраструктурой (США, Англия, Франция) или развивающиеся страны, имеющие туристические ресурсы и в которых туризм является источником экономического развития.

По функциональной структуре принимающие центры классифицируются на:

а) климатические;

б) центры с минеральными источниками, бальнеологические;

в) природные, основанные на национальных парках;

г) спортивные;

д) исторические;

е) религиозные центры (Иерусалим, Мекка, Лурх);

ж) фольклорные, основанные на национальном искусстве, праздниках, ярмарках (Бразильский карнавал);

з) культурные, основанные на сезонах оперы, театра, кино, выставках;

и) деловые и торговые;

к) центры научно-политические;

л) центры развлечений: зоологические парки, казино в Лас-Внгасе и Монако, парки аттракционов и т.д. (Диснейленды).

Различают следующие туристические потоки, которые сложились в 80–90-е гг. ХХ века:

1) Меридиональный поток Север–Юг: из Северной или Центральной Европы к Средиземному Морю и Африке.

2) Восточный поток: из Западной Европы на Средний Восток и в Азию.

3) Атлантический поток: а) из Западной Европы в Северную Америку; б) из Северной Америки в Америку Центральную, Южную и Европу.

4) Азиатские и Тихоокеанские потоки: из Японии в страны бассейна Тихого океана, в Европу и Америку. Из других стран Южной Азии в соседние страны. Из Австралии и Новой Зеландии в Европу и Северную Америку.

3. Совместное действие таких групп факторов как социально-экономический уровень развития, особенности рекреационно-ресурсного потенциала, уровень развитости общеэкологической и социальной инфраструктуры, особенности транспортно-географического положения обусловливает формирование относительно стабильных рекреационных потоков, что, в свою очередь, ведет к возникновению и существованию международных туристских регионов, характеризующихся определенной интенсивностью рекреационного движения.

Наиболее распространенной классификацией является туристское районирование мира, разработанное Всемирной туристской организацией (ВТО). Согласно этой классификации в мире выделяется шесть крупных макрорегионов: Европа, Америка, Восточная Азия и Океания, Южная Азия, Африка, Ближний Восток. Схема ВТО рассматривает туристские потоки как временные миграции населения, что предопределило выделение регионов по интенсивности туристских связей – мезорегионов. Указанное деление позволяет дифференцировать общемировую картину туристских потоков.

Макрорегион Европа состоит из 4-х мезорегионов:

1 – Центрально-Восточная Европа (в т.ч. страны СНГ, государства Балтии);

2 – Северная Европа;

3 – Южная Европа (включая страны бывшей Югославии);

4 – Западная Европа и Восточное Средиземноморье (Турция, Кипр, Израиль).

В состав макрорегиона Америка входят Северная (США, Канада, Мексика), Центральная, Южная Америка и Карибский мезорегион.

В Африке выделяется 5 мезорегионов: Северная, Центральная (включая Анголу), Западная, Восточная (включая все островные государства Индийского океана) и Южная Африка.

В состав Азии и Океании входят Центрально-Восточная, Юго-Восточная Азия, Южная Азия (включая Афганистан), Западная Азия, Ближний Восток (включая Египет), а также Восточно-Средиземноморский мезорегион, Австралазия (Австралия и Новая Зеландия), Меланзия, Микронезия, Полинезия.

Наиболее дифференцированной структурой международного туризма отличаются макрорегионы: Ближний Восток и Южная Азия.

Основными странами – туристскими центрами макрорегионов мира являются:

1 – Африка – Тунис, Марокко, Алжир, ЮАР, Кения, Ботсвана, Зимбабве, свазиленд.

2 – Америка – США, Пуэрто-Рико, Канада, Мексика, Доминиканская Республика, Бразилия, Багамские о-ва, Аргентина.

3 – ВАТ – Китай, Малайзия, Гонконг, Япония, Таиланд, Корея, Сингапур, Австралия.

4 – Европа – Франция, Австрия, Испания, Италия, Великобритания, Германия, Венгрия, Швейцария.

5 – Ближний Восток – Иордания, Египет, Сирия, Бахрейн, Саудовская Аравия, ОАЭ.

6 – Южная Азия – Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Иран, Мальдивская Республика, Бангладеш.

Анализ географической структуры туристских потоков показывает, что удельный вес стран ВАТ заметно увеличивается, что является следствием экономического роста, происходящего в высококонкурентной среде таких стран, как Австралия, Гонконг, Индонезия, Южная Корея, Китай, Сингапур, Таиланд.

Основные туристские потоки концентрируются в мире внутри Европы, Америки, ВАТ. В группу «принимающих» макрорегионов (межрегиональный миграционный приток туристов превышает их выезд) входят Европа, Африка и Ближний Восток. Группу «отправляющих» макрорегионов (выездные туристские потоки больше интуристов) образуют Америка, Восточная Азия и Океания, а также Южная Азия. Европа является лидирующим регионом по степени развития международного туризма благодаря наиболее благоприятным социально-экономическим, политическим, культурно-историческим и транспортным предпосылкам. Регион доминирует по всем основным показателям, выделяется большой напряженностью и преобладанием внутрирегионального обмена.

В рамках европейского континента основными источниками рекреационных потоков является высокоразвитые страны Западной Европы. На них приходится более 40% прибытий. Наиболее же мощные потоки направлены во Францию, Испанию, Италию.

Однако существуют и факторы, ведущие к потере доминирующего положения Европы на туристском рынке. Среди них можно выделить:

– падение конкурентоспособности некоторых стран на юге Европы (Греция, Италия) вследствие старения туристского продукта;

– трудности приспособления туристских секторов к рыночной экономике в восточноевропейских странах;

– североевропейские страны – Великобритания, Дания, Норвегия и Швеция предлагают дорогостоящий пакет туристских услуг;

– рост популярности стран Юго-Восточной Азии, которые с середины 1990-х гг. успешно развивают туристскую индустрию.

Анализ внутрирегиональной структуры международных туристских потоков в Европейском регионе показывает, что основные туристские потоки концентрируются в странах Западной и Южной Европе. Северные страны Европы, в частности, Скандинавские страны и Ирландия, специализируются на экотуризме.

Исходя из анализа показателей туризма можно выделить 4 типа мезорегионов, выступающих в качестве:

1) центров развития международного туризма (Западная Европа, Северная Европы, Северная Америка и Центрально-Восточная Азия);

2) зоны интенсивного развития (Южная Европа, Карибский мезорегион, Юго-Восточная Азия);

3) периферийной зоны экстенсивного развития: Северная Африка, Восточное Средиземноморье, Ближний Восток, Австралазия и Микронезия;

периферийной зоны в состоянии стагнации (мезорегионы Южной и Центральной Америки, Западной Африки, Центральной Африки, Восточной и Южной Африки, Южной Азии, Меланезии и Полинезии. Всего 9 мезорегионов, достаточно значительно различающихся как по уровню общего экономического развития, так и международного туризма. Центрально-Восточная Европа промежуточное положение между 3 и 4).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 573.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...