Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Текстологический комментарий⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26
Научное переиздание книги - непростая задача. Тем более, переиздание произведений автора с мировой известностью, тем более в собрании ТРУДОВ, что само по себе подразумевает определенную академическую точность. Вот только как определить стапень и качество этой точности... Казалось бы, если работа уже два или три раза издана, то стоит взять последнее издание, где, по логике вещей, должен присутствовать многократно выверенный корпус текстов, исправлены все ошибки, опечатки и т. п. В действительности же, как научил нас опыт работы с переизданиями отечественной гуманитарной классики, всякое последующее издание не только улучшает, но и ухудшает текст. Редакторы исправляют псевдоопечатки и псевдоошибки, совершенствуют стиль автора, вносят конъюнктурную (т.е. обусловленную общеполитическими соображениями, а иногда и частнонаучным пониманием предмета) правку, не говоря уже о дополнительных собственных опечатках. Поэтому требуется кропотливая текстологическая сверка всех имеющихся изданий. Чтобы хоть как-то избежать субъективизма, мы обычно приводим практически все расходящиеся места текста в специальном постраничном комментарии. Применительно к данному тому текстологическая проблема усугублялась еще тем обстоятельством, что издание двух самых знаменитых трудов В. Я. Проппа в одном переплете осуществляется впервые: будучи повторным в своих частях, в своем целом произведение оказывается новым. Тут мы прямо следуем за столь же прямо выраженной волей автора: ""Морфология" и "Исторические корни" представляют собой как бы две части или два тома одного большого труда. Второй прямо вытекает из первого, первый есть предпосылка второго" (Пропп 1998, 214). Кстати, в только что процитированной работе имеется и обоснование уточненного названия первой части дилогии: "...другое нарушение авторской воли было допущено не переводчиком, а русским издательством, выпустившим книгу; было изменено заглавие ее. Она называлась "Морфология волшебной сказки"" (212) Уточненное название тоже косвенно подчеркивает дилогичность всего произведения. Но части дилогии имели разную издательскую судьбу. "Морфология" дважды издавалась при жизни автора. Вроде бы вопросов о последней воле автора быть не может, но всякий знакомый с советской издательской системой отчетливо представляет, что ни о какой абсолютной авторской воле и речи быть не может (впрочем ее не может быть при любой издательской системе, но советская -- особый случай: брежневская эпоха есть эпоха редактуры). Поэтому нет абсолютно никакой уверенности, что текст 1969 в полной мере отражает волю автора. Кроме того, книга, видимо, специально приспособлена к изолированному от "Исторических корней" прочтению. Кое-какая правка говорит об этом. Сверка с 1 изданием (1928 год в известном смысле был более либеральным к издающимся произведениям) оказалась необходимой. Что касается "Исторических корней", то единственное прижизненное издание вышло в суровом 1946, чем обусловлены неполнота справочного аппараты и возможные конъюнктурные вставки. Эти недостатки попытались устранить во втором издании книги (ответственные редакторы В. И. Еремина и М. Н. Герасимова): 486 "Настоящая книга представляет собой 2-е издание исследования В. Я. Проппа "Исторические корни волшебной сказки", вышедшего в 1946 г. Автор, завершавший работу в военные годы, не имел возможности лишний раз обратиться к первоисточникам для проверки цитат и уточнения библиографического аппарата, он вынужден был использовать сделанные ранее выписки или указывать источниковедческие данные по памяти. Сложная и кропотливая работа по восстановлению справочного аппарата книги была проделана М. Я. Мельц, за что редакторы приносят ей глубокую искреннюю благодарность. В настоящем издании уточнены цитаты, проверены и дополнены сноски. Оформлены они в соответствии с новыми издательскими нормами. Так, вновь выверены многочисленные отсылки к различным сказочным сборникам, исправлены ошибки в цитировании текстов сказок и нумерации сказочных вариантов. <...> Отсылки к исследованию Д. Фрэзера "Золотая ветвь" приведены также по последнему изданию (М., 1983), кроме тех случаев, когда в последнем переводе нет соответствующей цитаты. Проверено написание иностранных слов и названий, их перевод дан в тексте. Расширены и уточнены сокращения. Указаны позднейшие издания приводимой В. Я. Проппом литературы. <...> Редакторы стремились как можно более бережно отнестись к тексту первого издания: единичные и незначительные сокращения касаются только таких мест книги, которые были данью тому времени, когда исследование вышло в свет. Они ни в коей мере не затрагивают содержания исследования. В отдельных случаях в тексте встречаются устаревшие этнографические термины и географические названия, которые приводятся по первому изданию" (В. Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки. А., 1986, с. 4). Мы продолжили сверку и уточнение библиографического аппарата, но практически везде, если дело не касалось цитат, восстановили авторский текст Проппа по первому изданию (где принята правка второго издания, это специально оговаривается в постраничных комментариях). Так например, в некоторых случаях, когда редакторы второго издания стыковали текст Проппа с новым переводом Фрэзера, часть текста Проппа опускалась. Мы последовательно восстанавливаем в таких местах и старые переводы, и диалог с ними Проппа по 1 изд. Теперь о библиографических примечаниях. В обоих книгах Пропп пользовался двумя способами: 1) в скобках давал сокращения библиографического описания с числом, указывающим номер тома, части и т.п. и с числом, указывающим на страницу (если необходимость имелась), или 2) выносил библиографическую (редко иную) сноску вниз страницы. Мы оставляем первый способ только для библиографических сносок, вместе с сокращениями, применяемыми Проппом, используя фамилию автора упоминаемой работы, и, если в списке цитированной литературы оказывалось больше одного наименования работ данного автора, год издания, а, если и год у разных работ совпадал, маленькую букву русского алфавита, его порядком показывающую место работы в списке. В идущей в тексте подряд ссылке на только что указанную работу давались только номера страниц. Второй способ оставлен для небиблиографических или не исключительно библиографических сносок. Пунктуацию мы везде сохраняем по последним прижизненным изда- 487 ниям, снимая лишь запятые перед "как" в значении "в качестве". Унифицирован русский вариант написания фамилии "Леви-Строс" (пишут также с двумя "с" на конце) и в текстах Проппа, и в комментариях. Шрифты различают наш комментарий и текст книги разных изводов, полужирным для наглядности кое-где различены варианты первого (1 изд.) и второго издания (2 изд.). Постраничный комментарий С. 5: 1 изд. начинается так: Слово "морфология" означает учение о формах. В ботанике под морфологией понимается учение о составных частях растения, об их отношении друг к другу и к целому, иными словами -- учение о строении растения. Но "морфология сказки" -- о возможности такого понятия вряд ли кто-нибудь думал. И тем не менее рассмотрение форм сказки возможно с такой же точностью, как возможна морфология органических образований. Если этого нельзя утверждать о сказке в целом, во всем ее объеме, то во всяком случае это можно утверждать о так называемых волшебных сказках, о сказках "в собственном смысле слова". Им только и посвящена настоящая работа. С. 6: В 1 изд.: Предполагалось дать исследование не только морфологической, но и совершенно особой логической структуры сказки, что подготовляло изучение сказки, как мифа. С. 6: В 1 изд. предисловие кончалось: Наши научные учреждения оказали мне широкую поддержку, дав возможность обменяться мыслями с более опытными работниками науки. Сказочная Комиссия Госуд. Географ. О-ва под председательством академика С. ф. Ольденбурга, Исследовательский Институт при Ленинградском Государственном Университете (секция "Живая Старина") под председательством проф. Д. К. Зеленина и фольклорная Секция Отдела Словесных Искусств Государственного Института Истории Искусств под председательством академика В. Н. Перетца по частям и в целом обсуждали методы и выводы этой работы. Председатели этих учреждений, а также другие участники собраний давали порой очень ценные указания, и всем им я приношу свою глубочайшую благодарность. Особое дружеское участие принял во мне профессор В. М. Жирмунский. Он просмотрел часть работы в первой ее редакции, дал несколько важных советов, и по его инициативе работа передана Институту Истории Искусств. Если работа ныне появляется в свет то я обязан этим Институту и в первую голову председателю Отдела Словесных Искусств, Виктору Максимовичу Жирмунскому. Я позволю себе выразить ему живейшую благодарность и признательность за его поддержку и содействие. 15 июля 1927 г. В.Пропп
Во 2 изд.: Настоящее второе издание отличается от первого некоторым количеством мелких поправок и более пространным изложением отдельных мест. Сняты библиографические ссылки как недостаточные и устаревшие. Нумерация ссылок на сборник Афанасьева переведена с дореволюционных изданий на издания, вышедшие в советское время. В конце книги приведена таблица соответствия нумерации этих двух изданий. 488 С. 7: В 1 изд. было: Научная литература о сказке не слишком богата. Помимо того, что трудов издается мало, библиографические сводки показывают следующую картину: больше всего издается текстов; довольно много работ по частным вопросам; совершенно отсутствуют общие труды по сказке. Если же они есть, то это труды сводно-инструктивного, а не исследовательского характера в целом. А между тем, ведь именно общие вопросы больше всего возбуждают интереса, в их решении -- цель науки. Вот как характеризует создавшееся положение проф. М. Сперанский: С. 7: Благодаря этому материал Больте и Поливки в отдельных случаях может быть увеличен В 1 ИЗД. сноска: Пользуемся этим случаем, чтобы указать, что подобное увеличение возможно лишь при правильном международном обмене материалами. Хотя наш Союз -- одна из самых богатых сказками стран мира (как важны хотя бы сказки инородцев, где скрещиваются монгольские, индийские и европейские влияния), но мы до сих пор не имеем такого центра, который давал бы нужные справки. Институт Истории Искусств организует архив для материалов, собранных его сотрудниками. Превращение его в общесоюзный архив имело бы международное значение. С. 7: В 1 изд. было: Посмотрим же, как велось изучение сказки, и с какими трудностями приходится бороться. Настоящий очерк не преследует цели дать связное изложение истории изучения сказки. С. 8: В короткой вводной главе это невозможно, да в этом и нет большой необходимости, так как эта история уже неоднократно излагалась В 1 изд. сноска: См. Савченко. Русская народная сказка. Киев. 1913. С. 10: Эта классификация много богаче прежней, но и она вызывает возражения. "Басня (термин, который встречается пять раз при семи разрядах) есть категория формальная. В 1 изд. еще было: Изучение басни еще только начинается И далее шла сноска: См. Лидия Виндт. "Басня, как литературный жанр" (Поэтика III. Ленинград. 1927). С. 11: Здесь не место дать надлежащую оценку этому направлению Далее В 1 ИЗД. была сноска: Перечень работ этой школы, выходящих под общим заглавием "Folklore Fellows Communications" (сокращенно F.F.C.) дан в первом номере журнала "Художественный фольклор" в статье Н. П. Андреева. С. 12: В 1 изд. было: В частности, Сказочная Комиссия не смогла бы описать своего материала без этого списка, ибо пересказ 530 сказок потребовал бы много места, а для ознакомления с этим материалом пришлось бы прочесть все пересказы. Сейчас смотрятся одни цифры, и дело ясно с первого взгляда. Предшествовало абзац)" Но наряду с этими достоинствами указатель обладает С. 13: В 1 ИЗД. сноска: См. статью Н. П. Андреева. "Система Аарне и каталогизация русских сказок" в Обзоре Работ Сказочной Комиссии за 1924 -- 25 г.г. Он же готовит перевод указателя Аарне с переработкой его в применении к русскому материалу. С. 14: В 1 ИЗД. СНОСКа: Наши основные положения могут быть проверены еще на следующих классификациях: Ор. Миллера в "Опыте исторического обозрения русской словесности". 2 изд. СП.Б. 1865 и в "34-м присуждении Демидовских наград. 1866. ]. G. v. Hahn. Griechische und albanesische Mirchen. Lpz. 1864. G. L. Gomme. The Handbook of Folklore. London. 1890. П. В. Владимиров. Введение в историю русской словесности. Киев. 1896. А. М. Смирнов. Систематический указатель тем и вариантов русских народных сказок. (Изв. Отд. русск, яз. и слов. Ак. Наук. XVI -- 4, XVII -- 3, XIX -- 4). Ср. также A. Christensen. Motif et theme. Plan d'un dictionnaire des motifs de contes populaires, de legendes et de fa- 489 bles. F F С No 59. Hels. 1925. С. 16: В настоящее время необходимость изучения форм сказки не вызывает никаких возражений В 1 ИЗД. сноска: Печатается статья А. И. Никифорова: К вопросу о морфологическом изучении сказки (Сборник в честь А. И. Соболевского). И после сноски было: Однако, в этом отношении современность иногда перегибает палку. Добавлен во 2 изд. абзац и изменено начало текущего абзаца. С. 17: -- вывод, ни к чему не обязывающий и ни к чему не приводящий В 1 изд. сноска: Ср. Рецензии Р. Шор ("Печать и Революция" 1924 кн. 5), С. Савченко (в "Этнографiчном Вiснике" 1925, кн. 1) и А. И. Никифорова (Изв. Отд. Р. Яз и слов. Ак. Наук, т. XXXI, стр. 367). С. 17: Перечисление имен и трудов не имеет смысла В 1 изд. сноска: См. Е. Hoffinann -- Krayer. Volkskundi Bibliographic Sir das Jabr 1917 (Strassburg 1919), far das Jabs 1918 (Berl. -- Lpz. 1920), fur das Jahr 1919 (Berl. -- Lpz. 1922). Богатый материал дают обзоры в Zeitschrift des Vereins fir Volkskunde. С. 18: Подобная черная "неинтересная" работа -- путь к обобщающим "интересным" построениям В 1 изд. сноска: Главнейшая общая литература о сказке: Clouston W. A. Popular tales and fictions, their migrations and transformations. London. 1887. -- Миллер, В. Ф. Всемирная сказка в культурно-историческом освещении. (Русская Мысль 1893, XI). -- Коеhlег, R. Aufsatze uber Mirchen und Volkslieder. Berl. 1894. Халанский, М. Е. Сказки. (История русск, литер, под ред. Аничкова, Бороздина и Овсянико-Куликовского. Том 1, вып. 2, гл. 6). М. 1908, -- Thimme. Das Marchen. Lpz. 1909. Van Gennep, A. La formation des legendes. Paris 1910. F. v. d. Leyen. Das Marchen. 2-te Aufl. 1917. К. Spiess. Das deutsche Volksmarchen. (Aus Natur und Geisteswelt. Bd. 587). Lpz. und Berl. 1917. -- С. Ф. Ольденбург. Странствование сказки. ("Восток" No 4). -- О. Huet Les contes populaires. Paris. 1923. С. 19: Заметим, что повторяемость функций при различных выполнителях уже давно замечена историками религии в мифах и верованиях, но не замечена историками сказки (Вундт, Negelein) В 1 изд. после этого шла сноска: W. Wundt, Volkerpsychologie Bd. II Abtl. I (Mythus und Religion) Negelein. Gennanische Mythologie. -- Negelein создает чрезвычайно удачный термин "Depossedierte Gottheiten". С. 21: и подобные же законы имеют и художественный рассказ, и органические образования. -- 1 изд. С. 21: Следует оговорить, что указанная закономерность касается только фольклора. Она не есть особенность жанра сказки как таковой. Искусственно созданные сказки ей не подчинены. Абзац, добавленный Проппом во втором издании. С. 42: 3) Иные формы клеймения (К3). В 1 изд. отсутствует. С. 53: вопрос о первичности этой формы в том или другом значении здесь опять должен остаться открытым, он должен решаться историком сказки Выделенный текст добавлен во 2 изд. С. 60: Но, подобно всему живому, сказка производит лишь себе подобное. Во 2 изд. ... лишь себе подобных С. 65: В 1 изд. Иногда, наоборот, Иван -- дурак. Все эти атрибуты героя не могут быть нами изучены. Во 2 изд. Иногда, наоборот, Иван -- дурак. Все эти атрибуты героя не могут быть изучены. При исправлении во 2 изд. явно произошла описка или опечатка. Приводим единственный на наш взгляд логичный вариант. С. 66: Влияет текущая историческая действительность, влияет эпос соседних народов Выделенный текст в 1 изд. отсутствовал 490 С. 68: В 1 изд. С точки зрения исторической это означает, что волшебная сказка в своих морфологических основах представляет собою миф. Мы вполне сознаем, что с точки зрения современной науки мы высказываем мысль совершенно еретическую. Эта мысль достаточно дискредитирована сторонниками мифологической школы. Однако, эта же мысль имеет таких сильных сторонников, как Вундт, С. 74: Золото -- одна из постоянных деталей В 1 изд.: Золото -- одна из типичных деталей С. 75: В 1 изд. (ср. некоторые сказки Андерсена, Брентано, сказку Гете о змее и лилии и т. д.). С. 77: В 1 изд. Эта сказка дает нам начальную ситуацию (коза и козлята), отлучку старшего, запрет, обманный уговор вредителя (волка), нарушение запрета, похищение члена семьи, сообщение беды, поиски, убиение вредителя (очень интересный случай ассимиляции с трудными задачами: коза предлагает волку перепрыгнуть через яму; ср. No 77: царевна предлагает царю перейти по жердочке через яму). Убиение волка одновременно является его наказанием. Следует обратная добыча похищенных и возвращение. Таким образом, эта сказка должна быть исключена из разряда сказок о .животных. Она дает схему: С. 77: Таким образом, пользуясь структурными признаками, данный класс может бытьвыделен из других абсолютно точно и объективно. Так в обоих изданиях, причем в первом запятая после деепричастного оборота стоит не на месте, а по высоте посередине строки, что может говорить о том, что в 1 изд. прошла опечатка с потерей строки. С. 78: Сказки с Б--П и сказки с 3--Р по существу сказки разной формации в ор. Сказка ... С. 79: ЛВС { ДГZRБКПЛ } Пр--СпХФУОТНС* Во 2 изд. в конце схемы опечатка: ... СпХФУОНТС* С. 81: Если бы ограниченность сказки объяснялась В ор.: ...объяснилась С. 82: у охотников -- орел, а у жителей побережий моря -- корабль. Здесь следует сноска: Ср. J. v. Negelein. Die Reise der Seele ins Jenseits. (Ztschr. d. Vereins fur Volkskunde 1901,02. Его же: das Pferd im Seelenglauben und Totenkult (Там же). Weicker, Der Seelenvogel. L. Frobenius. Die Weltanschaung der Naturvolker -- в особенности важна 1 глава: Die Vogelmythe etc. И после сноски в 1 изд. еще было: Фробениус даже приводит изображение такого корабля душ (Seelenschiff) из Северо-западной Америки. С. 82: Таков наиболее общий, основной вывод всей нашей работы. В 1 изд. следовало еще: Теперь уже нельзя говорить со Сперанским, что никаких обобщений в науке о сказке нет. С. 83: Пример: чтобы антагонист мог создать беду Во 2 изд.: ...нанести беду С. 85: Нанесение вреда и его ликвидация В 1 изд.: Вредительство и его ликвидация Замена для 2 изд. столь же типичная, как замена вредителя на антагониста С. 85: Сказка как бы детонирует (меняет тональность, фальшивит). В 1 изд.: Сказка как бы детонирует. С. 87: Эта богатейшая область не подлежит изучению морфолога, изучающего строение сказки В 1 изд.: Эта богатейшая область не подлежит изучению морфолога С. 89: Конечно, задача изучить какую-нибудь отдельную сказку во всех ее вариантах и по всему ее распространению очень заманчива, но для 491 фольклорных волшебных сказок эта задача по существу неверно поставлена Выделенное добавлено во 2 изд. С. 89: Сейчас, когда народная сказка для нас все еще полна потемок В 1 изд.: ...таинственных потемок С. 91: Список не вполне исчерпывает содержания каждой сказки, но большинство укладывается в список целиком. В 1 изд. далее следует: Если представить себе данную ниже таблицу исполненной на одном листе, то чтение по горизонтали не всегда дает ту последовательность, какая имеется в сказке. Это возможно лишь по отношению к функциям в целом. Но в этом и нет необходимости. При выписывании точного текста сказки под рубрику, каждая рубрика (при чтении материала по вертикали) дает чрезвычайно наглядную картину и может быть изучена совершенно самостоятельно. Выписанные тексты могут быть известным образом распределены, и таким образом выделяются типические формы. Сопоставление материала каждой рубрики дает возможность изучить трансформации, метаморфозы каждого элемента. Если к каждому случаю прибавить обозначение народа, у которого он имеется, а также время и место записи, то изучение может быть поставлено еще более точно и широко. С. 104: Его тянет домой (а6), она его отпускает (В3), дает щетку, гребенку, два молодильных яблока Во 2 изд. выделенный текст отсутствует. С. 107: В 1 изд.: Юмористическое обращение: бежит не герой, а вредитель, герой преследует. С. 107: В 1 изд.: и многие ее мотивы, исчерпывающе не может быть объяснена без привлечения материала сказок иных разрядов. Остальные случаи не представляют особых затруднений, хотя об отдельных деталях можно бы сказать многое. С. 113: 1 изд. "Исторических корней..." начиналось так: До революции фольклор был творчеством угнетаемых классов: неграмотных крестьян, солдат, полуграмотных рабочих, ремесленников, мастеровых. В наши дни фольклор есть в подлинном смысле слова народное творчество. До революции фольклористика была наукой сверху вниз. Она часто приписывала фольклору какую-то абстрактную философию, была слепа к его революционной динамике, включала фольклор в литературу и рассматривала фольклористику только как часть литературоведения. В наши дни фольклористика становится самостоятельной наукой. Методы дореволюционной фольклористики были бессильны перед сложной проблематикой фольклора: теории сменяли друг друга, и ни одна из них не выдерживает сколько-нибудь серьезной критики. В наши дни метод марксизма-ленинизма, метод Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина позволяет покинуть путь абстртактного теоретизирования и встать на путь конкреного исследования. Но Это было снято редакторами во 2 изд., видимо как вынужденно конъюнктурное начало С. 113: Такова задача исследования исторических корней волшебной сказки Во 2 изд. выделенное слово опущено С. 115: В 1 изд. было: Под волшебными я буду понимать те сказки, строй которых изучен мной в книге "Морфология сказки" и сноска: Пропп В. Я. Морфология сказки. Л., 1928. (Гос. ин-т истории искусств. Вопр. поэтики, вып. XII). С. 150: В 1 изд было: Но все это не может удовлетворить советского 492 фольклориста. Здесь пожалуй можно согласиться с редакторами 2 изд. и предположить, что выделенное слово не авторское или вынужденно авторское, но в целом исправления во 2 изд. этого и двух предыдущих абзацев -- вкусовая правка по советскому редакторскому стандарту. Мы, как и везде, восстанавливаем авторский стиль. С. 157: вместо верей у ворот -- ноги человечьи Самая смешная опечатка, привнесенная 2 изд. книги: вместо дверей* у ворот -- ноги человечьи с сохраненной сноской: Верея -- засов. С. 184: Во 2 изд.: Здесь вспоминается и Орест. В Мессении, в семи стадиях от Мегалополиса стоял храм богинь проклятия, называемых мания , или Эринии (Эринии). Там Орест вследствие убийства матери впал в безумие и в припадке бешенства откусил себе палец. Недалеко от храма находилось возвышение с каменным пальцем на верхушке. Это возвышение называлось дактилон менма (букв. "память о пальце") Последний перевод в скобках, добавленный редакторами 2 изд., не совсем точен: буквально это переводится как "памятник пальцу". С. 216: Уже из изложенного стало ясно, что женщины, прожившие в мужских домах Так в 1 и 2 изд. С. 248: собрание Колесницкой, печатается Во 2 изд. сноска: Собрание не было опубликовано (ред.). С. 253: Между героем, вышедшим из дома и бредущим "куда глаза глядят", В 1 и 2 изд. было: ...бродящим... С. 269: В иных случаях герой переходит через реку по спине огромной рыбы. В 1 и 2 изд. ...на спине... С. 283: Во 2 изд. редактор сделал следующую сноску: По-видимому, В. Я. Пропп располагал недостаточно точным переводом, так как он приписывает свойство давать забвение источнику Мнемоэины, а об источнике по левую сторону ничего не сообщает, предполагая, однако, что это могла быть живая вода. В тексте же таблички у Клингера прямо сказано, что по левую сторону была река Лета (река Забвения), поэтому вряд ли ту же функцию исполнял и источник Мнемозины (Клингер В. П. Амброзия и живая вода. -- Киевск. унив. изв., 1905, No 1, с. 20) (ред.). С. 306: несмотря на всю акрибию проделываемой филологической работы Во 2 изд. выделенное слово заменено на старательность С. 323: "В седьмой табличке (108) о Мардуке говорится, что он "вошел в середину Тиамат" И в 1 и во 2 изд. ...таблетке... один из вариантов перевода английского слова tablet, ныне встречающийся изредка лишь в специальной литературе по археологии (см. например, Фридрих И. История письма. М., 1979. С. 60). Пропп пользовался обоими вариантами перевода, мы же последовательно заменяем все таблетки на таблички С. 341: (Фрэзер III, 35) Во 2 изд. сноска: Ссылка неверна (ред.) С. 411: но они же должны отпугнуть жениха В 1 и 2 изд.: ...отпугать... С. 418: После побывки у царь-девицы Во 2 изд.: ...царя-девицы С. 429: Исчезновение обряда связано с исчезновением охоты как единственного или основного источника существования. В 1 и 2 изд.: ... единственным или основным источником... С. 436: как это утверждают некоторые теоретики. В 1 изд.: ... реакционные... И. В. Пешков 493 Цитированная литература Aarne A. Die magische Flucht Eine Mirchenstudie. Helsinki, 1930. Aarne A. Verzeichnis der Marchentypen. Folklore Fellows Communications No 3 Helsinki, 1911. Achelis Th. Die Religion der Naturvolker im Urnriss. Berlin; Leipzig, 1919. Ankermann B. Die Verbreitung und Formen des Totemismus in Afrika//ZfE, 1915, Bd. 47. Aufhauser Y. B. Das Drachenwunder des heiligen Georg in der griechischen und lateinischen Uberlieferung. Leipzig, 1911 (Byzantinisches Archiv, Hf. 5). Bolsche W. Drachenen Sage und Naturwissenschaft. Stuttgart, 1921. Baumgartner W. Jephthas Gelubde Jud. IIзo-40//ARw, 1915, Bd. XYIII. Bedier J. Les fabliaux. Paris, 1893. Best E. The Maori, vol. 1. Wellington, 1924, Benfey Th. Pantschatantra, Bd. 1. Leipzig, 1859. Boas F. Indianische Sagen von der nord-padfischen Kuste Amerikas. Berlin, 1895. Boas F. The social organization and the secret societies of the Kwakiutl Indians//Report of the U. S. national museum for 1895. Washington, 1897. Bolte J., Polivka G. Anmerkungen zu den Kinder und Hausmarchen der Bioder Grimm. Bd. I--V. Leipzig, 1913--1932. Bousset W. Die Himmelsreise der Seele//ARw, 1901, Bd. IV. Breasted J. H. Development of religion and thought in Ancient Egypt. London, 1912. Brinton D. G. The folk-lore of Jucatan//The Folk-Lore Journal 1883, vol. I. Budge E. A. W. The book of opening the month. London, 1909. Budge E. A. W. The Babylonian legends of the creation and the fight between bel and the Dragon: As told by Assyrian tablets from Nineven. London, 1921. Budge E. A. W. The book of the dead, vol. 1. London, 1922. Burger F. Unter den Kannibalen der Sudsee. Dresden, 1923. Buschan G. Die Sitten der Volker. Liebe, Ehe, Heirat, Geburt, Religion, Uberglaube, Lebensgewohnheiten, Kultureingentumlichkeiten, Tod und Bestattung bei alien Volkem der Erde. Liobe, 1914. Codrington R. H. The Melanesian. Oxford, 1891. Cosquin E. Etudes folkloriques. Paris, 1922. Cushing F. H. Zuni folk-tales. New York; London, 1901. Dieseldorf E. Kunst und Religion der Mayavolker//ZfE, 1925. Dieterich A. Mutter Erde. 3. Aufl. Leipzig, 1925. Dieterich A. Nekyia. Leipzig, 1893. Dorsey G. A. Kroeber A. L. Traditions of the Arapaho: Collected under the auspices of the Field Columbian museum and of the American museum of natural history. Chicago, 1903 (Field Columbian museum, publ. 81. Anthropological ser., vol. 5). Dorsey G. A. Traditions of the Skidi-Pawnee. Boston; New York, 1904. (Memorias Amer. Folk-Lore society, vol. VIII.) Ehrenreich P. Die Mythen und Legenden der sadamerikanischen Urvolker und ihre Bezichungen zu denen der alten Welt Berlin, 1905. Elkin P. The rainbow-serpent myth in North-West Australia//Oceania, 1930, vol. I, N 3. 494 Fulleborn P. Das deutsche Njassa- und Ruwuma-Gebiet, Land und Leute, nebst Bemerkungen uber die Schire-Lander. Berlin. 1906. (Deutsche-Ost-Afrika. Bd. IX). Frazer J. G. The belief in immortality and the worship of the dead, vol. II. London, 1922; vol. III. London, 1922. Frazer J. G. The belief in immortality... vol. III. London, 1928. Frazer J. G. The dying god. London, 1912. Frazer J. G. The fear of the dead in primitive religion, vol. I. London, 1933. Frazer J. G. The golden bough, pt II. Taboo and the perils of die soul. 3 ed. London, 1911. Frazer J. G. The golden bough. A study in magic and religion, pt I, vol 2. London, 1911. Frazer J. The golden bough, vol. П. 3 rd ed. London, 1913. Frobenius L. Das Zeitalter des Sonnengottes. Berlin, 1904. Frobeirius L. Die Masken und Geheimbunde Afrikas. Halle, 1898. (Abh. der leopoldischen karolinischen deutschen Akademie der Naturforscher, Bd. 74, N 1). Frobenius L. Die Weltanschauung der Naturvlker. Weimar, 1898. Fulleborn F. Das deutsche Njassa- and Ruwmna-Gebiet.. Berlin, 1906. Guntert H. Kalypso. Halle, 1919. Gayton A. H. The Orpheus myth in North America//Joumal of American Folk-Lore, 1935, vol. 48, N 189. Gennep A. van. Mythes et legendes d'Australie. Paris, 1906. Gennep A. van. Les rites de passage, etudes systsmatiques des rites. Paris, 1909. Gressmann H. Altorientalische Texte und Bilder zum Alten Testament Tubingen, 1909. Gutmann B. Opferstatten der Wadschagga//ARw 1909, Bd XII. Haeberlin H., Gunther E. Ethnographitsche Notizen aber die Indianerstamme des Pugel-Sundes//ZfE, 1924. Bd. 56. Hahn J. G. Griechische and albanesische Marchen Bd. 1. Leipzig, 1864. Hahn E. Demetra und Baubo. Lubeck. 1896. Hambly W. D. Serpent worship in Africa. Chicago, 1931 (Field Museum of Natural History. Publ. N 289. Anthropological Ser., vol. XXI, N 1). Hambruch P. Sudseemarchen. Jena, 1912. Hartland E. S. The forbidden Chamber//The Folk-Lore Journal, 1885, vol. III. Hartland E. S. The legend of Perseus, vol. I-III. London. 1894--1896. Hermes G. Der Zug des gezahmten Pferdes durch Europa//Anthropos, 1937, Bd. 32, HЈ 1/2. Hertel J. Die arische Feuerlehre. Leipzig, 1925. Hertel J. Indische Marchen. Jena, 1924. Holland R. Zur Typik der Himmelfahrt//ARw, 1925, Bd. XXIII, Hf. 3/4. Howey M. O. The horse in magic and myth. London, 1923. Inscriptiones Graecae/Ed. G. Kaibel. Bd. XIV. Berlin, 1890. Jacoby A. Zum Zerstuckelungs und Wiederbelebungswunder der indischen Fakire //ARw, 1914, Bd. XVII. Jensen P. Das Gilgamesch-Epos in der Welditeratur. StraBburg, 1906. Jeremias А. Нolle und Paradies bei den Babyloniern. Leipzig, 1903. Josselin de Jong J. P. B. Religionen der Naturvelker Indonesiens//ARw, 1933, Bd. XXX. Hf, 3/4. Kuster E. Die Schlauge in der griechischen Kunst und Religion, Giessen, 1913 Karstens R. Die altpemanische Religion/'/ARw, 1927, Bd. XXV, Hf. 1/2. Kirby W. P. The forbidden doors of the "Thousand and one. nights"//The Folk-Lore Journal, 1887, vol. V. 495 Koch-Grunberg Th. Vom Roroirna zum Orinoco. Bd. 2. Mythen und Legenden der Taulipang- und Arekvua-indianer. Berlin, 1924. Kohler J. Ursprung der Melusinensage: Eine ethnologische Untersuchung. Leipzig, 1895. Kretschmer P. Das Mirchen vom Blaubart//Mittheilungen der Antropologischen Gesellschaft in Wien, 1901, Bd. XXXI. Kriclkeberg W. Marchen der Azteken und Inkaperuaner, Maya imd Musilca. Jena, 1928. Kroeber A. L. Gros ventre mythes and tales//AnthropoIogical Papers (Amer. Museum of Natural History, 1907, vol. I, pt. III). Kroeber A. L. The religion of the Indians of Califomia//Publ. Amer. Archaeol. and Ethnol. (Univ. of California, 1907, vol. 4, N 6). Levy-Bruhl L. Das Denken der Naturvolker 2. Aufl. Wien; Leipzig, 1929. Liljeblad S. Die Tobiasgeschichte und andere Marchen mit toten Helfem. Lund, 1927. Loeb E. M. Tribal initiations and secret societies//Publ. Amer. Archaeol. and Ethnol. (Univ. of California, 1929, vol. 25, N 3). Mahly J. Die Schlauge in Mythus und Cultus der klassischen Valker. Basel, 1867; Mackensen L. Der singende Knochen: Bin Beitrag zur Vergleichen den Marchenforschung. Helsinki, 1923 (FFC, N 49). Malten L. Das Pferd im Totenglauben//Jahrbuch des Kaiserlichen deutschen archaologischen Instituts, 1914, Bd. 29. Malten L. Der Raub der Kore//ARw, 1909, Bd. XII. Maspero C. Les contes populaires de 1'Egypte andenne. 3 ed Paris s. a. p. Mathews K. H. Some initiation ceremonies of the aborigines of Victoria//ZfE, 1905, Bd. 37, Hf. VI. Meier J. Mythen und Sagen der Admiralitate-Insulaner//Anthropos, 1907--1909. vol. II-IV. Meinhof C. Die Religion der Afrikaner in ihrem Zusammenhang mit dem Wirtschaftsleben. Oslo, 1926. Mitteilungen der Anthropologischen Gesellschaft in Wien, Wien 1901, Bd. 39. McConnel U. The rainbow-serpent in North Queensland//Oceania, 1930, vol. 1, N 3. Nansen F, Eskimoleben. Leipzig; Berlin, 1903. Negelein J. Das Pferd im Seelenglauben und Totenkult//ZV, 1901, Bd. 11. Negelein J. Das Pferd in der Volksmedizin. Globus, 1901. Negelein J. Das Pferd im arischen Altertum. Konigsberg, 1903 (Teatonia. Arbeiten zur germanischen Philologie, Hf. 2). Negelein J. Die Reise der Seek ins Jenseits//ZV, 1901, Bd. 11. Negelein J. Die Seek als Vogel. Globus, 1901. Negelein J. Die Volkstumliche Bedeutung der Weissen Farbe//ZfE, 1901, Bd. 33. Neuhauss R. Deutsch-Neu-Guinae, Bd. III. Berlin, 1911. Nevermann H. Admiralitats-inseln: Ergebnisse der Sudsee-Expedition 1908--1910/ Hrsg. von G. Thilenius. II. Etnographie: A Melanesien. Bd. 3. Hamburg, 1934. Nevermann H. Masken und Geheimbunde in Melanesien. Berlin, 1933. Nilsson M. P. Primitive Religion. Tubingen, 1911. Oldenberg H. Die Religion des Veda. Berlin, 1894. Parkinson R. Dreissig Jahre in der Sudsee. Stuttgart, 1907. Philpot J. H. The sacred Tree. London, 1897. Polivka G. Cicham clovecinu -- rusky dech. ruskou "kost"//Narodopisny vestnik ceskoslovansky, roc. XVII, 1924. 496 Preuss К. Th. Die geistige Kultur der Naturvolker. Leipzig; Berlin, 1914. Preuss K. Th. Religionen der Naturvalker Amerikas 1906-1909//ARw, 1911, Bd. XIV, T. II. Berichte. Radcliff-Brown A. R. The rainbow-serpent myth in South-East Australia// Oceania, 1930, vol. I, N 3. Radermacher L. Hippolytos und Thekia. Wien, 1916 (Sitzungsberichte Akad. Der Wissenschaften zu Wien. Philos. hist Klasse, Bd. 182, Abh. 3). Radermacher L. Walfischmythen//ARw, 1906, Bd. IX. Radermacher L. Das Jenseits im Mythos der Hellenen. Bonn, 1903. Rank O. Der Mythus von der Geburt des Helden. Leipzig; Wien, 1909. Ranke K. Die zwei Bruder. Helsinki, 1934 (FPC, N 114). Rasmussen K. Gronlandsagen. Berlin, 1922. Raum I. Die Religion der Landschaft Moschi am Kalimandjaro//ARw, 1911. Bd. XIV. Reinach S. Cultes, mythes et religions, vol. II, Paris, 1906, ch. "La mort d'Orphee". Reitzenstein R. Der Kausaizusammenhang zwischen Geschkchtsverkehr und Empfengnis in Glauben und Brauch der Natur- and Kulturvoker//ZfE, 1909, Bd. 41. Reitzenstein R. Zwei hellemstische Hymnen//Arw, 1905, Bd. VIII. Rohde E. Psyche Seelencult und Unterblichkeitsglaube der Griechen, Bd. I. 4. Aufl. •Tubingen, 1907. Roscher W. H. Ausfuhrliches Lexikon der griechischen und romischen Mythologie. Leipzig, 1884. Saintyves P. Les contes de Perrault et les ricits parallels. Park 1923. Samter E. Geburt, Hochzeit, Tod. Leipzig, 1911. Schefteloviz I. Das Fisch-Symbol in Judentum und Chrislontum//ARw, 1911, Bd. XIV. Schilling J. und M. Religion und soziale Verhaltnisse der Catios-Indianer in Kolumbien//ARw, 1925, Bd. XXIII, Hf. 3/4. Schmidt W. Die geheime Junglingsweihe der Karesau-lnsulaner (Deutsch-Neuguinea)//Anthropos, 1907, Bd. II, Hf. 6. Schurtz H. Altersklassen und Mannerbunde. Berlin, 1902. Schweinfarth G. Im Herzen von Afrika. 3. Alifl. Leipzig, 1918. Seligmann C. G. The Veddas. Cambridge, 1911. Siecke E. Drachenkampfe. Mythol. Bd. 1. Leipzig, 1907. Smith G. E. The evolution of the Dragon. Manchester, 1919. Spencer В., Gillen F. The native tribes of central Australia London, 1899. Steinen K. von den. Unter den Naturvalkern Zentralbrasiliens. Berlin, 1894. Stengel P. Aides klytopolos//ARw, 1905, Bd. VIII. Unkel C. N. Sagen der Tembe-Indianer//ZfE, 1915, Bd. 47. Vordemielde H. Die Heke in deutschen Volksmarchen//Mogk-Festschrift, Halle, 1921. Warburg A. A lecture on serpent ritual//Journal of the Warburg Institute, 1939, vol. II, N 4. Waser O. Charon//ARw, 1898, Bd. I. Webster H. Primitive secret societies. New York, 1908. Weicker G. Der Seelenvogel in der alten Literatur und Kunst Eine Mythologisch-archaologische Untersuchung. Leipzig, 1900. WellhausenJ. Reste arabischen Heidentums. 2. Aufl. Berlin, 1927. Werner E. T. C. Myths and legends of China. 2 ed. London. 1924. Wiedemann A. Die Toten und ihre Reiche im Glauben der alten Aegypter. 2. Aufl. Leipzig, 1902. 497 Wilamowitz-Moellendorf U. von. Die griechische Heldensage. T. I, II// Sitzungsberichte der preussischen. Alcademie der Wissemchaft, Berlin, 1925. Wundt W. Velkerpsychologie. Bd. II. Leipzig, 1960, Abt. 1. Абхазские сказки. Сухуми, 1935. Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. Л., 1924 (Сб. МАЭ. т. IV2). Анучин Д. Н. Сани, ладья и кони, как принадлежности похоронного обряда// Древности. Труды Моск. археол. о-ва, 1890, т. XIV. Белуджские сказки, собранные И. И. Зарубиным. Л., 1932. Богораз-Тан В. Г. Миф об умирающем и воскресающем звере//Художественный фольклор. М, 1926, 1. Богораз-Тан В. Г. Основные типы фольклора Северной Евразии и Северной Америки//Сов. фольклор, 1936, No 4-5. Болдырев А. В. Религия древнегреческих мореходов//Религия и общества Л., 1926. Вергилий. Энеида/Пер. В. Брюсом и С Соловьева. М.; Л., 1933. Веселовский А. Н. Поэтика. Том. II, вып. 1 (поэтика сюжетов). Спб., 1913. Веселовский А. Н. Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе//Собр. соч., т. VIII, вып. 1. Пг., 1921. Веселовский А. Н. Сказания о красавице в тереме и русская былина о подсолнечном царстве//Журн. Мин-ва нар. просвещения, 1878, ч. CXCVI. Веселовский А. Н. Поэтика сюжетов//Собр. соч., сер. 1. Поэтика, т. II, вып. 1. СПб., 1912. Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха, ч. II: Святой Георгий в легендах и обрядах//Сборник отд. рус. языка и словесности АН. СПб., 1881, т. XXI, No 2. Веселовский А. Н. Сравнительная мифология и ее метод//Собр. соч., т. XVL Статьи о сказке. М; Л., 1938. Викентьев В. М Древнеегипетская повесть о двух братьях. М., 1917. Волков Р. М. Сказка. Разыскания по сюжетосложению народной сказки. Т. 1. Сказка великорусская, украинская, белорусская. [Одесса], 1924. Волшебный мертвец: Сб. монголо-ойротских сказок/Пер., вступ. статья и примеч. Б. Я. Владимирцова. Пг., 1923. Вундт В. Миф и религия. СПб., б. г. Гесериада. Сказания о милостивом Гесер Мергенхане, искоренителе десяти зол в десяти странах света/Пер., вступ. статья и комм. С А. Козина. М; Л, 1935. Гесиод. Подстрочный перевод поэм с греческого/Вступ., пер. и примеч. Г. Властова. СПб., 1885. Гомеровы гимны/Пер. В. Вересаева. М, 1926. Добровольский В. Н. Смоленский этнографический сборник. СПб., 1891 (Зап. Рус. геогр. об-ва по отд., этногр., т. XX). Долганский фольклор/Вступ. статья, тексты и пер. А. А. Попова. [Л.], 1937. Дрягин Н. М. Любовные мотивы мартовского эпоса горцев Северного Кавказа. //Тристан и Исольда: Сб. статей. Л., 1932. Зеленин Д, К. Культ онгонов в Сибири. М.: Л.. 1936. Зеленин Д. К. Религиозно-магическая функция волшебных сказок//С. Ф. Ольден6ург. К пятидесятилетию науг-обществ. деятельности. 1882--1932. Л, 1934. 498 Зеленин Д К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии/ /Сб. МАЭ, 1929, т. V11I. Зеленин Д. К. Тотемы -- деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. М.; Л., 1937. Иохельсон B. М "Маточеское бегство" как общераспространенный сказочно-мифический эпизод//Сб. в честь семидесятилетия профессора Д Н. Анучина. М., 1913. Кагаров Е. Г. Состав и происхождение свадебной о6рядности//Сб. МАЭ, 1929. Казанский Б. В. Античные аспекты сюжета Тристана и Исольды//Тристан и Исольда: Сб. статей. Л., 1932. Кирпичников А. Георгий и Егорий храбрый; Исследование литературной истории христианской легенды. СПб., 1879. Кунов Г. Происхождение религии и веры в бога. М., 1919. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении М., 1937. Ленинский сборник, т. XII. Липперт Ю. История культуры. СПб., 1902. Лурье С. Я. Дом в лесу//Язык и литература, 1932, т. VIII. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Марр Н. Я. "Лошадь"||"птица" тотем урарто-этрусского племени, и еще два этапа в его миграции // Яфетический сборник, т. 1. Пг., 1922. Марр Н. Я. Средства передвижения, орудия самозащиты и производства в доистории//Избр. произв., т, III. М.; Л., 1934. Минаев И. П. Индейские сказки и легенды, собранные в Камаоне в 1875 г. СПб., 1877. Морэ А. Цари и боги Египта. М., 1914. Никифоров А. И. (Рец. на кн.:) Anderson W. Kaiser and Abt. Helsinki, 1923. //Изв. отд-ния рус. яз. и словесности АН СССР, 1926, т. XXXI. Никифоров А. И. Победитель змея: Из севернорусских сказок//Сов. фольклор, 1936, No 4-5. Никифоров А. И. Сказочные материалы Заонежья, собранные в 1926 году. Сказочная Комиссия в 1926 г. Обзор Работ. Л., 1927. Овидий. Метаморфозы/Пер. С. В. Шервинского. Л., 1937. Овсянико-Куликовский Д. К. К истории культа огня в эпоху вед. Одесса, 1887. Ольденбург С. Ф. Фабло восточного происхождения/ /Журн. Мин. Нар. Проев. ч. CCXLV, 1903, No 4, отд. II. Попов А. Материалы по шаманству: Культ богини Аисыт у якутов//Культура и письменность Востока, т. III. Баку, 1928. Потебня А. А. О мифологическом значении некоторых обрядов и поверий. -- Чтения в общ-ве истории и древностей российских, 1865, кн. 3. Пропп В. Я. Волшебное дерево на могиле//Сов. этнография, 1934, No 1-2. Пропп В. Я. Ритуальный смех в фольклоре: По поводу сказки о Несмеяне// Учен. зап. Ленингр. ун-та, 1939, No 46, сер. филол. наук, вып. 3. Пропп В. Я. Трансформации волшебных сказок//Собрание трудов: Поэтика фольклора. М.,1998. Ратнер-Штернберг С. А. Музейные материалы по тлингитскому шаманству. -- Сб. МАЭ, 1927, т. VI. Рыстенко А. В. Легенда о Георгии и драконе. Одесса, 1909. Сказки зулу/Вступ. статья, пер. и примеч. И. Л. Снегирева. М.; Л.. 1937. 499 Сказки и легенды татар Крыма/Зап. текста К. У. Усеинова. Симферополь, 1936. Сказки народов Востока. M.; Л., 1938. Софокл. Драмы/Пер, со введ. и вступ. очерком Ф. Зелинского, т. III. M., 1915. Сперанский M. Н. Русская устная словесность. M., 1917. Струве В. В. Иштарь-Исольда в древневосточной мифологии//Тристан и Исольда: Сб. статей. Л., 1932. Тихая-Церетели M. Г. Женский образ mzeфunac av грузинских сказок// Тристан и Исольда: Сб. статей. Л., 1932. Толстой И. И. Связанный и освобожденный силен//Памяти академика Н. Я. Марра (1864-1934). M.; Л., 1938. Толстой И. И. Возвращение мужа в "Одиссее" и русской сказке//С Ф. Ольденбургу: К пятидесятилетию науч-обществ. деятельности. 1882--1932. Л., 1934. Толстой И. И. Неудачное врачевание: Античная параллель к русской сказке// Язык и литература, 1932, т. VIII. Толстой И. И. Связанный и освобожденный силен// Памяти академика Н. Я. Марра (1864-1934). M.; Л., 1938. Толстой И. И. Статьи о фольклоре. M.; Л., 1966. Тронский И. M. Античный миф и современная сказка//С. Ф. Ольденбургу: К пятидесятилетию науч.-обществ, деятельности. 1882--1932. Л., 1934. Тураев Б. А. Древний Восток. Л., 1924. Тураев Б. А. Египетская литература. M., 1920. Францов Ю. П. Древнеегипетские сказки о верховных жрецах//Сов. фольклор, 1935, No 2-3. Фрейденберг О. M. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936. Фрейденберг О. M. Сюжет Тристана и Исольды в мифологемах Эгейского отрезка Средиземноморья//Тристан и Исольда: Сб. статей. Л., 1932. Фрэзер Д Золотая ветвь. M., 1983. Фрэзер Д. Золотая ветвь, т. II. М" 1928, т. I. M., 1928. Фрэзер Д. Золотая ветвь, т. III. M., 1928. Фрэзер Д. Золотая ветвь. Изд. 2-е. Л., 1983. Фюстель де Куланж. Гражданская община древнего мира. СПб., 1906. Харузин Н. Н. Русские лопари. M., 1890. Харузин Н. Н. Этнография, вып. IV. Верования. СПб., 1905. Худяков M. Г. Культ коня в Прикамьи//Из истории докапиталистических формаций Сб. статей к 45-летию науч. деятельности Н. Я. Марра. M; Л, 1933. Худяков И. А. Верхоянский сборник. Якутск, 1890 (Зап. Вост.-Сиб. отд. Рус. геогр. об-ва по этногр., т. 1, вып. 3). Чернецов В. Н. Вогульские сказки: Сб. фольклора народа манси (вогулов). Л., 1935. Шкловский В. Теория прозы. M.,--Л., 1925. Штернберг Л. Я. Материалы по изучению гиляцкого языка и фольклора, т. 1. СПб., 1908. Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936 (Науч.-исслед. ассоциация Ин-та народов Севера ЦИК СССР им. П. Г. Смидовича. Материалы по этногр., т. IV). Эдда: Скандинав. эпос/Пер., предисл. и ком. С Свириденко M., 1907. Яворский Ю. А. Памятники галицко-русской народной словесности, вып. 1. Киев, 1915, No 27. (Зап. Рус. геогр. об-ва по отд. этногр., т. XXXVII, вып. 1). 500 Сокращения Аз. -- Азадовский M. К. Верхнеленские сказки. Иркутск, 1938. Аф. -- Афанасьев А. Н. Народные русские сказки, т. 1--3 / Подгот. текста, предисл. и примеч. В. Я. Проппа. M., 1957 (в тексте книги в скобках указаны не страницы, а номера сказок). Больте--Поливка -- Bolte J., Polivka G. Anmefklingen zu den Kinderund Hausmarchen der Bruder Grimm, Bd. 1--5. Leipzig, 1913--1932. Гримм -- Grimm J. und W. Kinder- und Hausmarchen, Bd. 1--3, Berlin, 1822 и др. (в тексте в скобках указаны номера сказок). Ж. ст. - Живая старина, т. XXI, 1912, вып. II-IV. 3В -- Зеленин Д. К. Великорусские сказки Вятской губернии. Пг., 1915 г. (Зап. Рус. геогр. об-ва по отд. этногр. т. XLII.) ЗП -- Зеленин Д. К. Великорусские сказки Пермской губернии. Пг., 1914. (Зап. Рус. геогр. об-ва по отд. этногр., т. XLI.) К. -- Сказки M. M. Коргуева. Кн. 1/Зап., вступ. статья и комм. А. Н. Нечаева. Петрозаводск, 1939. (Сказки Карельского Беломорья, 1.) "Книга мертвых" -- Naville E. Das Aegyptische Todtenbuch der XIII. bis XX. Dynastie, Bd. 1-2. Berlin, 1881. Он. зав. -- Песни и сказки на Онежском заводе. Петрозаводск, 1937. (Карел. НИИ культуры.) Онч. -- Ончуков Н. E. Северные сказки. СПб., 1908. (Зап. Рус. геогр. об-ва по отд. этногр., с. XXXIII.) Ригведа -- Ludwig A. Der Rigveda, oder Die heiligen Hymmen der Brahmana/Zum ersten Mal vollstandig ins Deutsche ubersetzt, Bd. I--V. Praga, 1876-1883. Сад. -- Садовников Д. Н. Сказки и предания Самарского края СПб., 1884. (Зап. Рус. геогр. об-ва по отд. этногр., т. XII.) Сев. -- Карнаухова И. В. Сказки и предания Северного края. M,, 1934. Ск. -- Соколовы Б. и Ю. Сказки и песни Белозерского края. M., 1915. См. -- Смирнов А. M. Сборник великорусских сказок Архива Русского географического общества, вып. I, II. Пг., 1917. (Зап. Рус. геогр. об-ва по отд. этногр., т. XLIV1,2) Худ. -- Худяков И. А. Великорусские сказки, вып. 1--3. M., 1860--1862. Сб. МАЭ -- Сборник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого АН СССР (Ленинград). ARw -- Archiv ftr Religionswissenschaft (Leipzig). FFC -- Folklore Fellows Communications. Edited for the Folklore Fellows (Helsinki). ZfE -- Zeitschrift far Ethnologic (Berlin). ZV -- Zeitschrift des Vereins fur Volkskunde (Berlin). 501 Именной указатель Aarne A. 11; 222; 419,421; 494 Achelis Th. • 191; 379; 416; 494 Aechlimann J.F. • 478 AndersonW.-499 Ankermann В. • 244; 494 Appelbaum M.A. • 478 Armstrong R.P. • 465 Aufhauser Y.B. • 306; 307; 494 Bolsche W. • 305; 494 Balsiger • 478 Baumgartaer W. • 179; 494 Bausinger H. • 466 Bedier J.-15;464;494 Benes B.-466 Benfey Th.-201;494 Berndt C.H.-466 Best Е.-331; 494 Boas F. • 150; 156; 158; 171; 185; 186; 231; 268;269;289;318;369;391;393; 420;494 Bogatyrev P. • 464 Bolte J. • 494; 501 Bousset W. • 163; 494 Bozoky E. • 481 Bravo G.L. • 463 Breasted J.H. • 162; 297; 372; 494 Bremond C. • 465 Brinton D.G.-139;494 Budge E.A.W. • 162; 290; 353; 373; 494 Buhler I.R. 474 Burger F. • 494 Buschan G. • 405; 494 Boas F. •161; 494 Carey В. • 476 Clouston W.A.-490 Codrington R.H. • 224; 228; 494 Cosquin E. • 246; 494 Christensen A.-489 Curtis E.J. • 478 Cushing F.H. • 494 Dan I.-476 Diamond • 464 Dieseldorf E. • 340; 494 Dieterich A. • 178; 242; 283; 334; 374; 375;494 Dorsey G-A. • 152; 160; 170; 200; 494 Drory R. • 476 Dundes A. • 463; 465; 475 Ehrenreich P. • 307; 494 Elkin P.-310;494 Fischer J.L. • 465 Frazer G. • 134; 159; 161; 192; 193; 209;213;215;216;238;251;286; 295; 316; 330; 356; 368; 370; 390; 392;424;495 Frobenius L. -114; 150; 152; 167; 178; 182;218;224;228;229;241;263; 265;281;289;293;295;305;308; 311; 316; 318; 320;321;325;336; 347;355;424;491;495 Fullebom F.-159;290;495 Gayton A.H. • 159; 174; 495 Gennep A. • 150; 196; 490; 495 Gillen F.-335;380;497 Gomme G.L. • 489 Greimas A.I. • 465 Gressmann H. • 162; 174; 326; 351; 495 Grimm J. und W. • 501 Gontert H. • 163-165; 333; 495 Gutmann B. • 342; 345; 495 Haeberlin H. • 238; 274; 495 Hahn J.G. • 312; 405; 489; 495 Hambly W.D. • 306; 336; 423; 495 Hambruch P. • 293; 371; 495 Hartland E.S. • 230; 306; 495 Hermes G.-257;495 Hertel J. • 201;290; 495 Holbek B.-467;473 Holland R. • 265; 294; 375; 495 Howey M.O.-259;495 Huet О. • 490 Ingemann F.J. • 465 Jacobs M. • 465 Jacoby A.-188;495 Jakobson R. • 464 Jason H.-467;468;476 Jensea P.-174;294;495 Jeremias A. • 276; 284; 373; 495 Jolles A.-464 Josselin de Jong J.P.B.- 250; 495 Kaibel G.-495 Kalish • 478 Karstens R. • 140; 495 KirbyW.F.-230;495 Klein S. • 478 Koch-Grunberg Th. • 496 Kohler J.-289;496 Koehler R.-490 Kretschmer P. • 180; 496 Krickeberg W. 244; 336; 342; 416; 496 502 Kroeber A.L. • 125; 153; 166; 170; 275; 311:319; 404; 416; 494; 496 Kuster E. • 306; 346; 495 Learch E. • 464 Levi-Strauss C. • 463; 464 Levy-Bruhl L. • 330; 380; 496 Leyen F. • 464; 490 Liljeblad S,-116;239;496 Loeb E.M. • 150; 157;209; 227; 309;496 Ludwig A. -.501 Mackensen L. • 116; 496 Mahly J.-306;496 Malten L. • 259; 262; 334; 425; 496 Maranda (Kongas) E.-K. • 465; 473; 475 Maranda P. • 465; 475 Maspero C. • 373; 496 Mathews K.H. • 191; 198; 496 Meier J.-310;496 Meinhof C. • 496 Minsky M. • 482 McConnel U. • 496 McCansen F. • 169; 265; 289; 332; 416; 496 Nathhorst B. • 465 Naville E. • 501 Negelein J. • 145; 259; 260; 262; 293; 490; 491;496 Neuhauss R. • 434; 496 Nevermann H. • 150; 160; 191; 200; 201;205;227;228;308;310;496 NilssonM.P.-139;395;496 Oldenberg H. • 264; 496 Parkinson R. • 157; 179; 201; 227; 1231; 333; 496 Philpot J.H. • 297; 496 Pirkova-Jacobson S. • 463 Polivka G. • 7; 116; 124; 159; 494; 496; 501 Pop M. • 466; 490 Preuss K.-275;278;497 Propp V.I. • 463; 464; 466; 478 Radcliff-Brown A.R. • 308; 369; 497 Radin P.-464 Radermacher L. • 323; 497 Rank О.-306;325;497 Ranke K. • 306;497 RasmussenK.-289;497 Raum I. • 109; 290; 497 Reinach S.-188;497 Reitzenstein R. • 145; 405; 497 Rohde E. • 163; 178; 260; 398; 497 Roscher W.H. - 152; 338; 345; 497 Rohan-Csermak G. • 465 Saintyves P. • 148; 186; 246; 497 Samter E. • 145; 175; 225; 379; 401; 497 Schefteloviz I. • 416; 497 Schmidt W. • 228; 497 Schrijnen J. • 464 Schurtz H. • 150; 179; 181; 182; 185; 186;196;198;204;206;209;211; 212; 215; 224; 231; 308; 497 Schweinfarth G. • 379; 497 Scott L. • 463 Sebeok A.-465 Segal D. • 467 Selby H.A.-474 Seligmann C.G. - 242; 497 Siecke E. • 305; 497 Smith G.E.-306; 497 Souriau E. • 464 Spencer В.-378; 380; 497 Spiess К. • 464; 490 StannerW.E.H.-466 Steinen K.-238;497 Stender-Petersen A. • 464 Stengel P. • 259; 262; 291; 497 Thilenius G. - 496 Thompson S. • 468 Urikel C.N. • 270; 497 ordemieldeH.-166;497 Vrabie Ch. • 466 Wagner A.-463 Warburg A.-127;497 Waser O.-241;295;497 Webster H. • 150; 175; 178; 181; 183; 185; 195; 196; 198; 209; 212; 214; 217; 221; 225;272;289;309;497 Weicker G. • 293; 294; 313; 491; 497 Wellhausen J. • 379; 497 Werner E.T.C.-337;497 Wiedemann A. • 286; 295; 423; 497 Wilamowitz-Moellendorf U. • 126; 498 Wundt W. • 9; 490; 498 Аарне А. • 11-13; 18; 88; 222; 419-421; 426; 427; 437; 462; 467; 468;476;489 Азадовский М.К. • 141; 285; 501 Андерсен Г.Х. • 75; 491 Андреев Н.П. • 138; 285; 364; 489 Аничков Е.В. • 490 Анкерман Б. • 244; 245; 274 Анохин А.В.-275; 498 Анучин Д.Н. • 146; 258; 259; 295-297; 498; 499 503 Аполлодор -338 Арапов М.В.- 459 Армстронг Р.П. • 454 Артемидор • 333 Аристофан 374 Ауфгаузер Й. • 307 Афанасьев А.Н. • 8; 9; 12; 19; 24; 120;132-134; 136; 137; 144;153; 155; 157-160; 163; 164; 166-169; 171-173;176;177;180;181;184; 195; 197; 204; 205; 207-209; 211; 213; 216; 220;221;223;226;229;230; 233;236;239;240;243;245;246; 248; 250; 251; 253-255; 258-262; 266-271; 275; 278;280;282-285; 288; 292; 295-305; 312; 317;325; 332; 348; 354; 360-362; 364;365; 367;371;375;377;378;381-384; 386;387;389;392;394;396; 397; 399;402;403;406;411;413-415; 419; 420; 422;426; 501 Берков П.Н. •458 Бадж Э.•161;290;323;353; 373 Бальбус С. • 463 Барт Р. • 454 Баузингер Г. • 458; 466 Баумгартен В. •116 Бедье Ж.-15;16;19;438;441 Бенеш Б. • 458 Бест • 330 Боас Ф.-124;160;391;432 Богатырев П.Г. -441; 459 Богораз-Тан В.Г. • 420; 434; 498 Бозоки Э. • 480 Больте И. • 7; 12; 124; 192; 217; 219; 221; 247; 26.8; 312; 370; 489; 501 Бороздин А.К. -490 Бремон К. • 453; 454; 458; 465; 467; 468 Брентано К. • 491 БрестэдДж. •162:372 Брето К. • 471 Бульбас С. • 463 Бюхлер И. • 474 Вагнер Р. • 136 Велльгаузен • 379 Вергилий • 152; 346; 498 Вересаев В.В. • 498 Веселовский АН. • 14; 15; 20; 66; 90; 113; 141;247;306;313;378;379; 380; 437;463;498 Видеман А. • 286 Викентьев В.М. • 139; 207; 498 Виламовиц-Меллендорф У. • 126 Виндт Л. • 489 Владимиров П.В. • 489 Владимирцов Б.Я. • 498 Властов Г. • 498 Волков P.M. • 10; 12; 14; 17; 464; 498 Врабье Г. • 458 Вундт В. • 9; 10; 14;69;259;292; 328; 343;490;491;498 Гаазе-Рапопорт М. Г. • 479 Геббель Х.Ф.- 136 Гейбель Э. 136 Герасимов • 187 Герасимова Н.М. • 486 Геродот • 372 Гесиод • 346; 498 Гете И.В. - 5; 6; 18; 66; 69; 75; 441; 491 Гиллен • 190; 335 Гомер • 126; 168 Греймас А.Ж. • 438; 447; 448; 449; 450; 451; 452; 453; 467 Гримм Я. и В. • 7; 76; 135; 137; 141; 188; 212;220;223;225;229;233; 268; 282; 312; 370; 413; 501 Группе • 374 Дан И.-476 Дандис А. • 456; 457; 465; 467; 475 Джекобс М. • 442; 456; 464; 465 Дизельдорф Э. • 340 Дитерих А.-334;346;375 Добровольский В.Н. • 282; 498 Дорси Дж. • 200; 258; 430; 431; 433; 434 Дрори Р.-476 Дрягин Н.М.-338;498 Дюмезиль Ж. • 447 Егоров Б.Ф. • 459 Еремина В.И.- 485; 486 Женет Г. • 454 Жирмунский В.М • 458; 463; 488 Замтер • 175; 225 Заньоли Н. • 471 Зарипов Р.Х. • 479 Зарубин И.И.-498 Зеленин Д.К. • 123; 135; 136;139; 151; 164;167;169;176;180-184; 189; 192; 195;197;199;204;206-215; 218; 220;223;226;229;230; 232; 233;245;255;262;263;266; 270; 278; 279;285;297;312;317; 325; 341;360;364;367;388;399; 402;413;415;419;426;435;441; 464; 488;498;499;501 Зелинский Ф.Ф. • 500 504 Зике • 305 Зоркая Н.М. • 481 Ибн Батута • 340 Иванов Вяч.Вс. • 459; 466 Ивлева Л.М.-483;484 Иеремиас А. • 284 Иохельсон В.М. -419; 420; 499 ЙоллесА.-441;458 Кагаров Е.Г. • 222; 380; 401; 406; 499 Казанский Б.В. • 149; 379; 499 Карнаухова И.В. • 138; 140; 144; 145; 158; 172; 199; 204; 222; 226; 227; 248; 285; 377; 388; 389; 392; 401; 501 Кенгяс • 455; 456 Кербелите Б.П. • 470 Кирби У.-230 Кирпичников А.И. • 306; 499 Клейн Ш.-478; 479 Клингер В.П. • 493 Козин С.А-498 Колесницкая И.М.(?) • 248; 493 Коргуев М.М. • 501 КреберА.Л.-125;275 Кретов А. • 476; 477; 478 Кречмер П. • 180; 232 Кунов Г. • 238; 499 Кук Дж. • 204 Кэрей Б.-476 Кюстер • 346; 355 Лайен Ф. • 437 Леви-Брюль Л. • 432; 434; 499 Леви-Стросс К. • 442.448; 450- 452; 455; 456;458;459;467;474;475;488 Ленин В.И.-113; 122; 492 Лильеблад С. • 116; 240 Липперт Ю. •378;380;499 Лотман Ю.М. • 459 Лукиан • 375 Лурье С.Я. • 149; 184; 210; 211; 212; 215:499 Людвиг • 266 Макензен Л. • 116 Mapкc K. • 116; 117; 122; 130; 280; 492; 499 Маркус С. • 471 Марр Н.Я. • 257; 288; 398; 499; 500 Мартемьянов Ю.С. • 482 Мартынова А.Н. • 467 Мейер 310 Мелетинский Е.М. • 437; 465; 466; 467; 473;481;485 Мельц М.Я. • 487 Миллер В.Ф. 118;490 Миллер О. • 489; Минаев И.П. • 141; 354; 499 Минский • 482 Морган Л.Г.- 117 МорэА.-291;294;353;499 Мэли • 306 Негелейн • 259; 260; 262 Неклюдов С.Ю. • 459; 466; 473; 483 Нечаев А.Н.-501 Никифоров А.И. • 13; 114; 306; 313; 411; 438; 441;464;490;499 Нильссон-139 Новик Е.С.466; 473; 476 Овидий Публий Назон • 152; 499 Овсянико-Куликовский Д.Н. • 264; 499 Огибенин Б.Л. • 459; 466 Ольденберг X. • 264; 267 Ольденбург С.Ф. • 15; 488; 490; 498; 499; 500 Ончуков Н.Е. • 135; 168; 169; 171; 182;188;205;206;216;219;229; 237; 245; 246; 282; 296;398;501 Пайк К.Л.-456 Панцер Ф. • 343 Перетц В.Н. • 441; 464; 488 Пермяков Г.Л. • 459 Пизеций • 331 Пиркова-Якобсон С. • 441 Поливка Ю.И. • 12; 116; 158; 159; 219; 221; 247;370;501 Попов А.А.-265; 498; 499 Поп М.-458 Поспелов Д.А. • 479 Потебня А.А.-165;499 Пропп В.Я. • 67; 120; 318; 347; 402; 437; 440; 442; 445; 446; 448; 452; 457; 459; 461; 463; 464; 467; 469; 474; 476-479; 482- 488; 490; 492; 493; 499 Псевдокаллисфен • 294 Путилов Б.Н. • 483 Пушкин А.С. -478 Пятигорский А.М. • 459 Радермахер Л. • 116; 311; 374; 425 Расмуссен К. • 289 Ратнер-Штернберг С.А. • 330; 499 Раум И. • 290 Рафаева А.В.-467 Ревзин И.И.-479;480 Рейтценшгейн Р. • 373; 405; 406 Роде Э. 163;242;260;398 505 Рошияну И. • 458; 466 Рыстенко А.В. • 306; 499 Савченко С. • 490 Сегал Д.М. • 466 Садовников Д.Н. • 136; 144;180;195; 199; 205; 207;213;218;240;312; 313; 402; 501 Сайто К • 482 Сегал Д.М. • 459; 466; 473 Селби Г. 474 Свириденко С. • 500 Семенова Е.Т. -479 Сентив П. • 148 Серебряный С.Д. • 459; 466 Смидович П.Г. • 500 Смирнов А.М. • 69; 105;106;133; 135; 136;140;144;153;168;169; 171; 173; 176; 180; 183-185.189;190;192;195;197;205;207;218; 220;223;224;226;228;232;233; 236;240;246;250;259;262;268; 285; 287; 288;297;301;302;312; 313; 326; 358;366;380;383;385; 387; 389;399;402;413;415;416; 422;489;501 Смирнов Ю.И. • 459 Снегирев И.Л. • 499 Соболевский А.И. • 464; 490 Соколовы Б.М. и Ю.М. • 204; 232; 258; 261; 403;501 Соколов Ю.М. -285 Софокл • 126; 424; 500 Спенсер Б.- 190; 335 Сперанский М.Н. • 7; 8; 113; 489; 500 Станнер В. • 466 Стендер-Петерсен А. • 441 Стерн Т. -456; 465 Струве В.В,- 139; 145; 500 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 558. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |