Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы и средства собирания информации о внешних признаках человека




 

Потребность в получении и фиксации сведений о признаках внешности возникает при криминалистическом учете (уголовной регистрации) живых лиц и неопознанных трупов; при необходимости розыска лиц, совершивших преступление и скрывающихся от органов следствия и суда, лиц, совершивших побег из мест заключения. Источники получения сведений о каждой из категорий различны, однако все они могут быть поделены по своей природе на две группы: субъективные и объективные. Способы фиксации сведений, получаемых из этих источников: словесное (вербальное) описание и материально-фиксированное изображение или отображение признаков внешности человека.

Субъективными являются представления (психофизиологические отображения) о внешности искомого лица в памяти человека ("мысленный образ"). Этот мысленный образ может быть зафиксирован в форме описания (в протоколе допроса, в ориентировке, рапорте, донесении и т. п.), а также путем передачи изображений, несущих в себе значительный элемент субъективизма (рисованные, композиционные портреты).

К объективным источникам относятся фотоснимки, кинокадры, видеозапись, рентгенограммы. .

Рис. 3. Черты лица в целом: а — крупные, б — мелкие.

Рис. 4. Линия роста волос: а — прямая, б — дугообразная, в — извилистая, г — ломаная, д — М-образная, е — асимметричная.

Рис. 5. Общая конфигурация лица: а — округлое, б — овальное, в — треугольное, г — квадратное, д — прямоугольное, е — ромбовидное.

Рис. 6. Контур лица в профиль: а — прямой, б — выпуклый, в — вогнутый.

Рис. 7. Высота лба: а — высокий, б — низкий.

Глава 19. Исследование внешних признаков человека

Рис. 7а. Ширина лба: а — широкий, б — узкий.

Рис. 8. Положение лба: а — вертикальный, б — выступающий, в — скощенный назад.

Рис. 9. Схематическое изображение брови и глаза: 1 — головка брови, 2 —хвостовик брови, 3 — зрачок, 4 — белковая оболочка, 5 — периферия, 6 — радужная оболочка, 7 — внутренний угол глаза, 8 — наружный угол глаза, 9 — верхнее веко.

Рис. 10. Размер (длина) бровей: а — средние, б — длинные, в — короткие.

Рис. 11. Размер (ширина) бровей: а — средние, б — широкие, в — узкие, г — расширяющиеся к вискам, д — сужающиеся к вискам.

Объективными источниками являются и отображения элементов человека (слепок с лица трупа, слепок следа босой ноги, отпечатки пальцев и т. п.), а также костные останки, череп. Объективным может быть признано и, описание по методу словесного портрета, составленное по всем правилам в условиях непосредственного целенаправленного восприятия фиксируемого лица.

Оценка информации из субъективных источников требует особого подхода. Формирование мысленного образа искомого лица в памяти человека — это сложный психофизиологический процесс. Он складывается из нескольких этапов, каждый из которых способен повлиять на достоверность информации. Основными из этих этапов являются: восприятие, запоминание, воспроизведение.

Восприятие внешнего облика может быть длительным, неоднократным, в том числе и при благоприятных условиях, способствующих запоминанию

Рис. 12. Форма (контур) бровей:

а — прямые, б — дугообразные, в — извилистые, г — ломаные, д — треугольные.

Рис. 13. Положение бровей относительно горизонтали: а — горизонтальное, б — косовнутреннее, в — косонаружное.

Рис. 14. Расстояние между бровями: а — малое, б — большое.

Рис. 15. Величина открытых глазных щелей: а — средняя, б —- большая, в — малая.

Рис. 16. Части носа: 1 — переносица, 2 — спинка носа, 3 — кончик носа, 4 — основание носа, 5 — крылья носа, б — ноздря, линия а—б — высота носа

Рис. 17. Глубина переносицы: а — средняя, б — большая, в — малая.

Рис. 18. Форма спинки носа: а — прямая, б — выпуклая, в — вогнутая, г — прямоволнистая.

Рис. 19. Положение основания носа: а — приподнятое, б — горизонтальное, в — опущенное.

Рис. 20. Размер рта: а — средний, б — большой, в — малый.

Рис. 21. Контур линии смыкания губ: а — линия прямая, б — дугообразная, в — волнистая, г — ломаная.

Рис. 22. Высота подбородка: а — средняя, б — большая, в — малая.

Рис. 23. Ширина подбородка: а — средний, б — широкий, в — узкий.

Рис. 24. Форма (контур) подбородка анфас: а — закругленный, б •— треугольный, в — прямоугольный.

Рис. 25. Положение подбородка относительно вертикали: a-b-d — вертикаль, b-c — скошенный, b-d — вертикальный, b-e — выступающий.

Рис. 26. Ушная раковина и ее части: завиток, противозавиток, козелок, противокозелок, мочка.

Рис. 27. Величина (размер в целом) ушной раковины: а — средняя, б — большая, в — малая.

Рис. 28. Контур (форма) ушной раковины: а — круглая, б — овальная, в — прямоугольная, г — треугольная.

Рис. 29. Форма мочки уха (слева направо): треугольная, прямоугольная,

закругленная. .

Рис. 30. Положение мочки: отделенная, слитная.

Рис. 31. Местоположение морщин и складок кожи лица: 1 — подбородочная складка, 2 — подротовая складка, 3 — щечные складки, 4 — подглазничные складки, 5 — внешнеглазничные морщины, 6 — межбровные морщины, 7 — лобные морщины, 8 — внутреннеглазничные морщины, 9 — предушные морщины, 10 — носогубные складки, 11 — ротовые морщины, 12 — шейные морщины.

 

(совместные учеба, работа, проживание и т. п.), либо кратковременным, когда совершалось преступление. На восприятие могут оказывать влияние как объективные факторы (расстояние до запоминаемого лица, характер и степень освещения объекта, длительность восприятия), так и субъективные (пол, возраст, профессия запоминающего, его наблюдательность, целенаправленность восприятия и др.). Бывает так, что свидетель в какой-то момент даже не осознает того, что является очевидцем преступления и не обращает должного внимания на преступника. В ходе собеседования или допроса лица (свидетеля, потерпевшего), показания которого предполагается использовать для составления описания разыскиваемого, обязательно выявляются и учитываются условия восприятия, свойства памяти допрашиваемого и оценивается его способность к воспроизведению запомненных признаков. Рассказ допрашиваемого (опрашиваемого) должен быть свободным. Не следует применять при его допросе терминов словесного портрета, так как они ему неизвестны и могут дезориентировать. Если же изложить его показания в протоколе с использованием этих терминов, то ему придется подписываться под сведениями, которых он не понимает.

Вместе с тем, допрашивая лицо о признаках внешности, полезно придерживаться общей схемы словесного портрета — от общего к частному и т. д. Целесообразно использовать контурные изображения лица и отдельных его элементов. На основе такого произвольного описания можно составить систематизированную ориентирующую информацию.

Мысленный образ может быть трансформирован в виде субъективного портрета. В криминалистической технике различают три модели таких портретов: рисованные, рисованно-композиционные, фотокомпозиционные. Рисованные портреты выполняются самим очевидцем (при наличии у него соответствующего навыка) или художником с его слов. При составлении рисованно-композиционных портретов применяются штриховые рисунки элементов лица, позволяющие путем различных комбинаций составить значительное количество изображений, различающихся по тем или иным признакам внешности. В настоящее время для этих целей используется система ИКР-2.

При изготовлении фотокомбинированных портретов (фоторобот) используют не рисунки, а фрагменты фотографий различных лиц. Фотографии подбирают в соответствии с показаниями свидетелей.

Рисованные и композиционные портреты являются по своей природе субъективными и используются только в целях розыска. Для экспертного отождествления они непригодны и объектами судебно-портретной экспертизы не являются (рис. 32).

Дополнительные сведения о разыскиваемой личности могут быть получены при осмотре места происшествия и анализе вещной обстановки. Следы рук, ног (обуви), зубов, следы взлома и др. позволяют судить о поле, росте лица, размере отдельных частей тела (рук, ног), его навыках (профессиональных, преступных), физической силе и т. п. Если предстоит собрать информацию о внешности известных лиц, например скрывшихся от следствия и суда, бежавших из мест заключения, безвестно отсутствующих, то для этого используют как субъективные, так и объективные источники информации.

Объективными здесь являются материалы оперативных и криминалистических учетов, личные и учетные дела арестованных и осужденных.

Данные о без вести пропавшем могут быть получены от его родственников и знакомых. Они же могут предоставить фотографии. Дополнительные данные для всех случаев розыска могут быть получены из лечебной документации (стоматологических карт, санаторно-курортных книжек, рентгенограмм и т. п.), где фиксируют сведения, включаемые в словесный портрет (рост, состояние зубного аппарата, хирургические вмешательства и др.). Информацию о внешности регистрируемого лица получают путем непосредственного наблюдения и освидетельствования, что позволяет точнее воспринять анатомическое строение тела, его признаки, особые приметы (наличие татуировок, их содержание, цвет, месторасположение и т. д.). Личный обыск также может служить одним из

Рис. 32. Субъективный портрет (а), изготовленный при участии восьмилетней потерпевшей, и фотоснимок (б) преступника, установленного с использованием субъективного портрета[144].

 

источников сведений о лице и главным образом о сопутствующих объектах (одежда, обувь, головной убор и т. д.).

Полнота и способ фиксации данных в случае обнаружения трупа зависят от того, будет он опознан или нет. При этом учитывают, что труп вообще может быть неопознанным из-за далеко зашедших гнилостных изменений, повреждения лица (головы) трупными вредителями (насекомыми, грызунами) или в результате обезображения лица преступником. Если допускается возможность опознания трупа, то в протоколе осмотра отмечают лишь его общеанатомические признаки (пол, возраст, рост, национальность, телосложение) и некоторые признаки основных элементов лица (без детализации). Обязательно указывают видимые особые и броские приметы. Для опознания трупу придают прижизненный вид ("туалет трупа"). Фотографируют его на месте происшествия по правилам обзорной, узловой и детальной фотосъемки.

Если труп не опознали, то составляется подробное описание по методу словесного портрета для картотеки неопознанных трупов. Туда же помещают отпечатки его пальцев и фотографии лица (головы): анфас, правый и левый профиль, в пол-оборота слева и справа.

Один из способов фиксации внешности — получение посмертной маски.

Наиболее объективным, полным и достоверным способом фиксации являются фотоснимки, выполненные по правилам сигналетической съемки. Кинокадры и кадры видеозаписи способны передавать функциональные признаки и признаки сопутствующих предметов.

Обобщенные данные об использовании метода словесного портрета в следственной и оперативно-розыскной деятельности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Применение метода "словесного портрета" в следственной и оперативно-розыскной работе

Содержание действия (следственного, оперативно-розыскного, вспомогательного) Непосредственная цель и способ применения метода   Источник, используемый для получения сведений о признаках внешности     Способ фиксации признаков внешности    
1 2 3 4
Допрос (опрос) о признаках внешности разыскиваемого лица     Системное и до статочно полное(подробное) описание внешности человека   Допрашиваемое (опрашиваемое) лицо (свидетель, обвиняемый, потерпевший)   1. Словесный: а) протокол допроса; б)ориентировка; в) рапорт 2. Рисованный портрет
При составлении композиционно- рисованного портрета     Предъявление штриховых рисунков элементов лица для материализации мысленного образа Мысленный образ в памяти допрашиваемого, штриховые рисунки элементов лица     Композиционно- рисованный портрет  
При портретном фотомонтаже   Предъявление фрагментов фотоизображений лиц для активизации воспоминания Мысленный образ, фрагменты фотоснимков лиц   Композиционно- фотографический портрет    
Уголовная регистрация (криминалистический учет) без вести пропавших и неопознанных трупов Заполнение карты на без вести пропавшего по методу словесного портрета   а) Допрос лиц, знавших безвестно отсутствующего. б) Фотоснимки из личного дела, любительские,художественные  в) Данные из лечебных документов. г) Данные уголовной регистрации (если лицо ранее было зарегистрировано) Карточка на без вести пропавшего с прилагаемым фотоснимком  

Таблица, 1 (продолжение)

1 2 3 4
  Заполнение кар ты на неопознанный труп по методу словесного портрета     а) Труп, его одежда, предметы при нем; б) Данные из судебно-медицинского заключения об исследовании трупа а)Карточка неопознанного трупа; б) Пять фотоснимков; в) Отпечатки пальцев    
Сопоставление карточек без вести пропавших и неопознанных трупов   Сопоставление признаков внешности с использованием метода словесного портрета с целью отождествления личности а)Регистрационные карточки (без вести пропавшего, неопознанного трупа); б) Фотоснимки; в) Отпечатки пальцев     а) Соединение карточек при установлении тождества; б) Проведение экспертизы (при необходимости)  
Регистрация лиц, содержащихся под стражей     Описание в анкете арестованного (вспомогательная к по- Фамильному учету (алфавитному) Арестованное лицо     Анкета арестованного    
Уголовная регистрация (криминалистический учет) осужденных Описание при знаков внешности в дактилоскопической карте     Лицо, осужденное за совершение преступления     Карта дактилоскопического учета  
Составление ориентировки для розыска лица, бежавшего из-под стражи     Составление описания внешнего облика, обеспечивающего эффективность розыска     а) Материалы уголовной регистрации; б) Личное дело; в) Фотоснимки; г)Данные допроса окружающих лиц; д) Данные личного наблюдения; е) Данные, полученные при осмотре ж) Другие источники Ориентировка для розыска    

 

Таблица 1 (продолжение)

1 2 3 4
При проведении розыскных мероприятий   а) Установление личности путем непосредственного сопоставления признаков внешности человека и имеющегося описания по методу словесного портрета; б)Отождествление человека путем сопоставления описания по методу словесного портрета с фотоизображениями а) Искомое лицо; б)Описание внешности признаков в ориентировке; в) Рисованные, композиционно- рисованные, композиционно-фотографические портреты; г)Описание признаков внешности; д) Фотоснимки проверяемых лиц   а) Ориентировка; б) Рисованные и композиционные портреты;     а) Ориентировка; б) Фотоснимки    
Опознавательная (сигналетическая) фотосъемка     Для правильного запечатления признаков внешности человека а) Фотографируемое живое лицо; б) Фотографируемый труп     а) Два фотоснимка; б) Пять фотоснимков    
Освидетельствование и личный обыск   Для квалифицированного описания.признаков внешности, повреждений, особых примет, сопутствующих предметов а) Освидетельствуемый; б) Обыскиваемый     а)Протокол освидетельствования; б) Протокол личного обыска; в) Фотоснимки    
Проверка личности: а) вызванного на допрос, б)при оперативной проверке документов, в) при розыске, г) содержащихся под стражей Отождествление лица путем непосредственного сопоставления признаков его внешности с портретным фотоизображением   а) Фотоснимок лица(в документе, удостоверяющем личность, в розыскной ориентировке, в анкете арестованного)   а) Фотоснимок лица; б) Визуальное восприятие личности    
Производство криминалистической портретной экспертизы Отождествление личности а) Фотоснимки (сигналетические, любительские, художественные); б) Череп; в) Посмертная скульптурная маска г) Описание по методу словесного портрета Описание в заключении эксперта, прилагаемые фотоснимки

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 468.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...