Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Историческое значение Древнерусского государства




Экономическая и социально-политическая жизнь Киевской Руси

 

Раннефеодальная монархия федерального тппа, при которой суще­ствовала следующая пирамида власти: а) во главе государства — великий киевский' князь; б) ближайшее окружение, при  помощи которого великий киевский князь управлял государством: личная дружина, делившаяся па старшую (бояре, мужи) и младшую (отроки, детские); удельные князья, стоявшие свгими войсками  в крупных городах (Чернигов,Переяслявль, Псков и др.) и управлявшие подчиненными княжествами. Совет из князей и старших дружинников составлял боярскую думу при великом князе, который собирал ее для принятия важных решений (выступление в поход, заключение мира и т. п.); в) суд, сбор дани и судебных пошлин осуществляли специальные дружинники, называвшиеся мечниками, верниками. г)управление небольшими городами осуществляли наместнпкп ве­ликого князя — тьтсяцкне и посадники. Зависимое население: «Смерды» — крестьяне, не попавшие в личную зависимость от феодала и эксплуатировавшиеся только путем взимания дани. «Закупы» — бывшие смерды, взавшие у феодала *'купу» -— ссу­ду деньгами, инвентарем, семенами и т. п. «Рядовичи» —' крестьяне, заключившие с феод-чл"-.' «ряд» — до­говор и за эта выполняющие различные работы ввотчине. «Изгои» — изгнанные из общины крестьяне, не имевшие права из-за этого пользоваться общинной землей (лугами, пастбищами и т. п.). «Холопы» — полурабы.

 

Внешняя политика Киевских князей

Княжение Олега (879 - 912). Олег оказался воинственным и предприимчивым правителем. Он захватил второй крупный древнерусский город Киев, сделал его главным городом своего княжества. К своим владениям он присоединил земли смоленских кривичей и киевских полян. Так Киев стал первой столицей нового складывающегося государства, а Олег первым великим князем. Олег стал стремиться к завоеванию других славянских племен. В Новгород, Смоленск, Любеч он посылает своих наместников - мужей. В 883 г. он подчиняет своей власти древлян, обложив их данью по черной курице. В 884 г. он присоединяет северян, обложив небольшой данью. В 885 г. были присоединены радимичи, их дань была равна шлягу - серебряной монете. К началу X в. в состав владений великого князя киевского Олега входили поляне, древляне, словене, кривичи, вятичи, радимичи, северяне, хорваты, дулебы, тиверцы, финно-угорские племена - чудь и меря. Управление территориями осуществлялось через наместников великого князя. Олег со своими дружинниками регулярно объезжал свои владения, собирал дань, вершил суд по Закону Русскому (вероятно, своду правил, существовавшему в устной форме), наказывал виновных, охранял свои владения от посягательств соседей.

Но дань нужно было сбывать. Для Олега очень важна была возможность торговли с южной соседкой - Византией. Чтобы обеспечить возможность сбыта дани, Олег задумал большой поход на Византию. В 907 и 911 гг. он совершил два удачных похода на Константинополь. Греки были вынуждены заключить договор на выгодных для русских условиях. До появления "Русской Правды" складывалось и законодательство. В договоре с греками упоминалось о "Законе русском", по которому судили жителей Киевской Руси. По договору русские купцы имели право месяц жить за счёт греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своём приезде. Заключенный договор обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи её на рынках Византии. Кроме того, Олег взял с Константинополя громадную дань, которой хватило не только ему и его дружинникам, которые были с ним в походе, но и тем, что стояли в разных русских городах.

Княжение Игоря (912 - 945). После Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика Игорь. После смерти Олега от Киева сразу же отошел племенной союз древлян. В 913 г. Игорь совершил поход на древлян, обложил их данью, но своего наместника не посадил. Править древлянами он стал через древлянского князя Мала и его знать Он также совершал военные походы, но они были не столь удачны. В 913 г. набег Игоря на прикаспийских жителей закончился разгромом его дружины. По примеру Олега он задумал поход на Византию. Но византийский император откупился богатыми дарами. В 944 г. был подтвёрждён договор с Византией, но на менее выгодных условиях. Под старость Игорь сам не ходил за данью к подчинённым народам, а поручил своему дружиннику Свенельду. Свенельд в 922 и 942 гг. собирал с древлян дань выше установленной нормы. Древляне были этим недовольны и отказывали Игорю в военной поддержке, в частности, не принимали участия в военных походах Игоря против Византии. Игорь решил наказать их, и в 945 г. собрал у них богатую дань.


 

 


Введение христианства на Руси: причины, значение.

Христианство проникало на территорию Руси-Украины еще в начале нашец эры через греческие города-колонии. Первую попытку ввести христианство предпринял князь Аскольд в 860 г. В нач. Х века христианство приняла княгиня Ольга. В 988 году в результате религиозной реформы Владимира обряд крещения приняли киевляне.Целью реформы было возвышение международного авторитета княжеского рода и Киевской державы. Византийский император давал разрешение на брак царевны Анны с князем Владимиром только при условии принятия им христианства.
Значение: христианство укрепило центральную власть князя; со временем христианство стало единым мировоззрением и единой идеологией для разноплеменного населения Киевской державы; дало возможность Киевской державе как равноправной войти в число самых могущественных государств средневековой Европы, активизировать политические,экономические и культурные связи с ними; способствовало бурному развитию торговли, каменного зодчества, культурным связям с христианским миром; способствовало гуманизации морали и культуры; связало Русь с достижениями европейской и мировой культуры.

Причины : В отличии от ислама ( где нельзя есть свинину) и иудаизма (где нельзя пить вино) православие наиболее точно потходило русским людям .
Кроме того сыграли давние тесные культурно-политические связи с Византией
Значение : принятие христианства сыграла большую роль в развитие русской культуры и на морально этические ценности жителей древней русси , небыло уже языческого обычая хоронить в месте с умершем его слуг . Кроме того с принятием христианства повыселся престиж Киевской руси на международной арене , на нас уже не смотрели как на варваров-язычнеков

 




Культура Киевской Руси

 

Огромное значение для развития культуры на Руси имело создание в 863 году письменности болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием (кириллица, которая лежит в основе современных украинского и русского алфавитов). Распространение письменности дало сильный толчок развитию образования на Руси, которое осуществлялось церковью и князем, и сосредоточивалось, преимущественно, в монастырях. Первая школа в Киеве при Десятинной церкви была открыта Владимиром Великим, Широкого распространения приобрели школы в период правления Ярослава Мудрого. Обучение грамоте начиналось с изучения азбуки. Ученики писали на восковой дощечке с помощью стержней с заостренным концом. Большие тексты писали на березовой коре (берестяные грамоты). В 1037 г. при Софийском соборе открыли школу нового типа, где, кроме грамоты, изучали греческий и латинский языки, основы философии и медицины. Известным врачом в Киеве был Агашт, который умел делать даже несложные хирургические операции.

Широкое развитие получило устное народное творчество. Одними из самых древних фольклорных жанров являются народные пересказы (о трех братьях, которые основали Киев, о Кожемьяке). Существовал и дружинный эпос, который нашел свое отображение в былинах. Популярнейшими героями былин были князь Владимир «Красное Солнышко», Илья Муромец, Добриня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович.

Возникновение письменности создало предпосылки для преобразования устного народного творчества в письменную литературу. Одним из древнейших памятников литературы является «Слово о законе и благодати», написанное первым киевским митрополитом Илларионом около 1050 г. В нем положительно оценивается христианство, которое противопоставляется язычеству, высоко оценивается деятельность князя Владимира Великого за то, что сделал Русь известной во многих странах.

Известным писателем того времени был великий князь Владимир Мономах, который написал «Поучение детям». Это произведение является автобиографией князя и, вместе с тем, изложением его политических и философско-этических взглядов. Владимир считал, что князь сам должен входить во все области управления, не обижать людей, сохранять мир, единство Русского государства, укреплять великокняжескую власть.

 



Историческое значение Древнерусского государства

 

Образование государства создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли.
Государство влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.
Мощный импульс получает древнерусская культура. В рамках древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.
Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало "волны" кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации.
С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом влияло на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1059.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...