Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образование Древнерусского государства




Происхождение славян. Термин «славяне» появляется в источниках достаточно поздно — в VI веке нашей эры. Не вызывает сомнений тот факт, что история славян ухо­дит далеко вглубь времен, но проследить их корни доста­точно непросто.

Славянские языки относятся к индоевропейским языкам. Они очень близки языку индоевропейской общности. Дан­ное положение вещей можно объяснить тем, что язык сла­вян поздно отделился от общеиндоевропейской основы. Не исключено, что область формирования индоевропейцев со­впадает с прародиной славянских племен.

Судя по языку, праславяне жили в лесной, но не горной местности, лежащей далеко от моря. Под это определение подпадают многие территории, поэтому историки не при­шли к единому мнению в вопросе о прародине славян.

В настоящее время большинство специалистов опреде­ляют в качестве этнической территории славян область, простирающуюся к северу от Карпат. Таким образом, они считают славян автохтонным населением (коренным насе­лением Центральной или Восточной Европы): взгляды уче­ных существенно расходятся в вопросе нахождения более точных границ расселения.


4. Зак. 606


97


Носителем праславянского языка выступала довольно небольшая группа населения, которая позднее смогла рас­пространить славянский язык среди других народов — сосе­дей славян. Ближайшими соседями праславян были племе­на балтов, живущие в лесах к востоку и северо-востоку от славян, В этногенезе славян также принимали участие ира­ноязычные кочевники — скифы и сарматы. У них славяне заимствовали слова «бог», «собака», «топор».

Со славянами обычно связывают венедов, упоминаемых античными авторами в качестве народа, проживавшего на территории современной Польши, однако эту точку зрения нельзя считать бесспорной. Готы, германские племена, про­шедшие через Восточную Европу, тоже оказали влияние на язык славян (отсюда можно сделать вывод, что между ними должны были быть не только языковые, но и иные контак­ты). Кроме готов, участие в этногенезе принимали и тюрко-язычные кочевники, сменившие сарматов (гунны, авары, бол­гары, хазары).

Первое точное упоминание о славянах связано с их на­бегами на Византию в VI веке. В этот период происходит мощное колонизационное движение славян на Балканы и во­сток — на просторы Восточной Европы. Тогда же происходит разделение славян на западных, южных и восточных.

Расселение восточных славян. В середине первого ты­сячелетия нашей эры на обширной территории Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, сложились восточносла-вян-ские племена. Историки насчитывают около 15 таких племен. Каждое племя представляло собой совокупность родов, занимавшую сравнительно небольшую обособлен­ную область. Карта расселения восточных славян в VIII — IX веках вы-глядела так: словене (ильменские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочакагли — у верховьев Западной Двины, Волги и Днеп­ра; дреговичи — между Припятью и Березиной; вятичи — на Оке и Москве-реке; радимичи — на Соже и Десне; севе­ряне — на Десне, Сейме, Суле и Северском Донце; древля­не - на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне — по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы — на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи — на самом юге, у Чер­ного моря и у Дуная.

98


Призвание варягов.Возникновение государства у вос­точных славян связывают с призванием варягов с берегов Балтики в 862 г. Согласно летописи, они были призваны племенами, проживавшими на севере Восточной Европы — словенами, кривичами, чудью, весью. Во главе варягов стоял Рюрик, обосновавшийся в Ладоге. В 882 г. опекун сына Рюрика — Олег — захватил Киев. С этого момента начинается история Руси как единого государства.

Немецкие историки XVIII в., жившие в это время в России, на основании данного летописного рассказа ут­верждали, что государственность на Русь была привнесе­на скандинавами. Труды этих историков положили нача­ло норманн-ской теории возникновения древнерусского государства, поддержанной многими русскими историка­ми. Кто такие варяги? С точки зрения норманнистов, ва­ряги — это скандинавы, русское название викингов (варя­ги Рюрика были шведами).

Против норманнистов резко выступил М.В. Ломоносов, доказывавший, что варяги являлись выходцами с южного и восточного берегов Балтики и принадлежали к славянс­кой языковой группе. Если учесть, что такое представле­ние было распространено в источниках XV — начала XVIII века, причем не только славянских, то говорить о Ломо­носове как о родоначальнике антинорманнизма можно лишь условно. Конечно, среди варягов могли быть скандинавы, но не следует упускать из виду, что все южные берега Балтики были заселены славянами, зачастую не менее хищ­ными, чем викинги. Поэтому не стоит удивляться, что славяне севера Восточной Европы пригласили княжить балтийских славян. Вдобавок известно, что часть словен, проживавших на Ильмене, была сформирована переселен­цами с берегов Балтики.

Необходимо отметить, что у норманнской теории проис­хождения государства на Руси в настоящее время не мень­ше сторонников, чем противников, что можно объяснить устойчивой традицией норманнизма в отечественной исто­риографии и многочисленными ответными доводами ученых, придерживающихся этой точки зрения.

Но, кем бы ни были варяги — славянами или скандина­вами, или и теми и другими сразу — они, несомненно, при-


4*


99


шли на подготовленную почву. Государство создается не столько волей верхушки, сколько внутренними законами развития общества.

Социально-экономическое развитие восточных славян. В VII—VIII вв. у славян развивается земледелие, совершен­ствуются орудия труда (соха, рало), на юге подсечное зем­леделие заменяется пашенным. В земледелии начинают ис­пользовать лошадь. Выросшая производительность труда благоприятствовала переходу славян от родовой к соседс­кой общине, в рамках которой не весь род, а каждая семья в отдельности вела свое самостоятельное хозяйствоо

Наряду с земледелием функционирует ремесло, специа­лизирующееся на изготовлении различных видов продук­ции. С развитием ремесла связан рост внутренней и внеш- -ней торговли. Торговые пути шли по рекам, на берегах ко­торых основываются города. Крупные города Киев, Ладога (которую очень быстро перерос Новгород) стояли на важ­нейшем торговом пути «из варяг в греки». Этот путь шел с Балтийского моря по Неве и другим рекам до.Днепра, по Днепру в Черное море и далее в Константинополь.

Города строились как торговые и военные поселения, одновременно формируясь в качестве племенных центров. В городах появляется постоянно проживающее здесь торго­вое и ремесленное население.

Возросшая социальная дифференциация позволила выде­литься племенной знати, которая, в свою очередь, опиралась на вооруженные отряды — дружину. Знать с дружиной теперь не только ходила в походы, но и начинала наводить свой порядок в племени. Она захватывала земли, облагала населе­ние данью, сконцентрировав в своих руках управление пле­менем, Военная добыча и дань являлись источником обога­щения и, следовательно, усиления власти князя и знати,

Северная и южная версии происхождения Русского государства. Откуда пошло слово «русь»? В настоящее вре­мя историки также не пришли к общему выводу относи­тельно происхождения данного понятия. Сложность заклю­чается в том, что на европейской карте названия с корнем «рус» или «рос» встречаются достаточно часто.

Главная проблема состоит в выявлении географического центра формирования русской государственности. В настоя-

100


щее время существуют две господствующие концепции — северная и южная. Они оформились еще в летописной тра­диции Древней Руси.

Киевский летописец отождествлял себя с потомками из­давна проживавшего здесь племени полян, которых и счи­тал собственно «русью». Он передает предание об основа­теле Киева князе Кие, жившем, по легенде, в VI веке. Таким образом, летописец утверждает, что традиции госу-дарврвенности сформировались, прежде всего, на Среднем Днепре. Это мнение поддержали многие современные исто­рики, приняв во внимание быстрое экономическое, соци­альное и политическое развитие Поднепровья.

В «северной столице» русского государства, Новгороде, возникла другая версия о начале Руси. Новгородский лето­писец настаивал на том, что русь — это варяги, и сами нов­городцы происходят «от рода варяжска». Согласно новго­родской летописи, варяги первоначально проникли именно в северо-западные земли и лишь потом спустились к Сред­нему Поднепровью. Что же касается первого русского кня­зя, то им был вовсе не Кий, как уверял киевский летопи­сец, а Рюрик, которому определены и годы правления: 862-879.

Приверженцы северного варианта начала Руси, таким образом, указывают на легенду о призвании варягов. Но они расходятся в выявлении источника происхождения варягов-руси — скандинавском или же славянском. Сто­ронники южной версии, в свою очередь, затрудняются точ­но определить происхождение южной Руси.

Таким образом, вопрос о происхождении Русского госу­дарства остается по многим пунктам дискуссионным.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 379.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...