Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Антирелигиозная пропаганда в СМИ




Почти во всех советских газетах 1920–1930-х гг. встречаются крайне грубые и бесцеремонные нападки на священников и верующих. Были и специальные антирелигиозные издания. С 1922 по 1941 г. под редакцией Е.М. Ярославского (Губельмана) выходила газета «Безбожник».

Как сатирическое приложение к «Безбожнику» в 1924–1925 гг. выпускался журнал «Безбожный крокодил». Издание было откровенно непристойным по сути, печатало сальные и похабные анекдоты о священниках, карикатуры на Бога, святых и т.д.

 

 

9

На ухудшении состояния советской печати сказалось и некоторое оживление частного предпринимательства, приведшего к возникновению значительного количества издательских объединений. В течение первого года нэпа в Москве было зарегистрировано 220, а в Петрограде – 99 частных издательств.

Они наводнили книжный рынок продукцией, рассчитанной на нэпманов, деловых людей, рядового обывателя.

Нэпманская стихия проникала в советскую прессу под разными обличиями: то в виде рекламных объявлений, набранных гигантскими буквами, то в виде сообщений о «вечерах обнаженного тела», то в виде низкопробных карикатур и острот.

В июле 1921 г. за границей – в Праге – русские эмигранты издали сборник «Смена вех», а затем под таким же названием стал выходить журнал. Позиция его была далеко не однозначной. Но совершенно четко просматривалась его лояльность к Советской власти. Он не призывал к свержению существовавшего в России строя, не вел контрреволюционной пропаганды. Напротив, на его страницах то и дело мелькали фразы о «признании революции», о «мире с народом». Вместе с тем журнал последовательно проводил линию на «деидеологизацию» советского общества, видя в частнособственническом предпринимательстве своего союзника. Нэп стимулировал оживление различного рода философских воззрений и политических течений как в стране, так и за рубежом.

Особое место в журналистике русского зарубежья занимают демократические издания. Речь идет о ежедневной газете И. Гессена и В. Набокова «Руль», журнале Вл. Бурцева «Общее дело». Главными для них стали тема родины, России и самое терпимое отношение к тому, что там происходит.

Что касается изданий социалистических партий, главным образом меньшевистской и эсеровской периодики – журнала «Заря», газет «Знамя борьбы», «Революционная Россия», «Социалистический вестник», то их главной темой была борьба с большевистским наследием7.

Центры русской эмиграции в 1920-е годы: Шанхай, Харбин, Варшава, Прага, Париж, Берлин. Деятельность Союза русских литераторов и журналистов в Париже.

Ведущие литературные и общественно-политические журналы русского зарубежья: «Русская книга», «Грядущая Россия», «Современные записки», «Русская мысль», «Воля России», «Сполохи», «Жар-птица», «Перезвоны» и др.

С 1923 - 1924 гг. центр русской культурной жизни перемещается в Париж. Этому способствовали как материальный, так и культурно-психологический факторы. Париж для русских всегда был знакомым и любимым городом. К тому же в Париже работала нансеновская комиссия по делам русских беженцев, благодаря которой легче было получить определенный гражданский статус. Русская колония располагалась в основном в районе Пасси. Здесь было более 30 православных церквей. Вместе с интеллигенцией в Париж перемещается и издательская деятельность. Самыми знаменитыми и долговечными газетами и журналами эмиграции стали парижские «Последние новости», «Современные записки» и «Возрождение».

Самой распространенной формой печатных изданий стали газета и журнал. По подсчетам зарубежных исследователей (в том числе и эмигрантских), с 1918 по 1932 гг. за границей выходило от 1 054 до 2 120 газет и журналов русских эмигрантов.В Советской России их получали ГПУ и Агитпроп ЦК партии большевиков, а в начале 20-х гг. и В.И. Ленин. В его личной библиотеке в Кремле находится 267 книг, изданных русскими издательствами за границей в эти годы. Наиболее читаемой и долговечной газетой русской эмиграции всеми признается газета лидера парижских кадетов П.Н. Милюкова «Последние новости». Каждую неделю «Последние новости» отдавали несколько своих страниц поэзии, художественной прозе, литературоведческим и философским статьям. До 1940 г. тираж этой газеты достигал почти 23 тыс. экземпляров.

Большинство периодических изданий легко возникали и так же легко исчезали, что затрудняет установление размеров тиража, количества вышедших экземпляров и источники финансирования.

Самой серьезной и влиятельной газетой русской эмиграции были «Последние новости». К тому же эта газета, выходившая в Париже, оказалась и долгожительницей: она издавалась без перерывов с 27 апреля 1920 г. до 11 июня 1940 г. Ее издание было прекращено только в связи с немецкой оккупацией.

С 1925 г. в Париже на деньги миллионера А.О. Гукасова стала выходить газета «Возрождение». Эта газета интересна как отражение эмигрантской психологии «политического покаяния».

В 20 - 30-е гг. в Париже не было ежедневных газет, которые можно было бы поставить вровень с «Последними новостями» и «Возрождением» по влиятельности и размерам тиража. Но было и несколько достаточно популярных и читаемых массовых изданий. Среди них - газета «Дни», которую издавали правые эсеры. Особое место среди эмигрантской периодики занимает газета «Новое русское слово», которая и по сей день издается в Нью-Йорке.

Даже такой журнал, как «Современные записки», самый читаемый и известный, испытывал постоянные финансовые трудности. Начинался он как ежемесячный, затем выходил раз в 3 - 4 месяца, а в последние годы существования еще реже. Последняя, 70-я книжка, вышла в 1940 г., незадолго до немецкой оккупации Парижа. Редакторы и сотрудники частью рассеялись, а частью покинули Францию.

С «Волей России» связана и жизненная трагедия М.И. Цветаевой. Пока журнал держался в Праге, поэтесса чаще печаталась, были средства к существованию. После закрытия журнала для поэтессы наступило время настоящей нищеты и безысходности.

Оригинальным явлением в журналистике зарубежья был журнал «Версты» (вышло три номера в 1926 - 1928 гг.). Интересным приемом этого журнала были обширные перепечатки произведений давних лет и авторов Серебряного века

Одной из существенных особенностей печати русского зарубежья было то, что в ней много места отводилось литературе.

Журналистика русского зарубежья отличалась от советской сетью религиозных изданий. Если в СССР сеть церковных ведомостей была полностью свернута, вся конфессиональная периодика к 30-м годам вообще была изжита, то в эмиграции происходило нечто противоположное.

Одной из отличительных черт журналистики русского зарубежья по сравнению с советской была ее многопартийность.

Наконец, одним из типоформирующих признаков журналистики русского зарубежья стало стремление беженцев установить в той или иной степени связи с родиной, подчеркнуть общность культуры диаспоры и метрополии

10

Конец 20-х гг. представлял собой рубеж, за которым все отчетливее проявляется крах демократических начал в жизни советского общества. На смену им пришли лозунги официальной пропаганды, далекие от правды жизни. Получив всю полноту власти в свои руки, Сталин, опираясь на ленинские идеи социалистического строительства, выдвинул собственную модель строительства социализма в СССР. В сложившихся условиях дальнейшее развитие средств информации однопартийной системы было обусловлено необходимостью идеологического и организационного обеспечения выдвинутой Сталиным концепции строительства социализма.

В конце 20-х – начале 30-х гг. развитие советской периодики происходит за счет интенсивного создания новых типов изданий. Широкое распространение получает массовая низовая печать, изменения в административно-территориальном делении вызывают к жизни районные, городские газеты.

Одновременно происходит дальнейшая дифференциация центральной прессы – создаются центральные отраслевые газеты: «Сельскохозяйственная газета», «Социалистическое земледелие», «За пищевую индустрию».

Газета «Техника» поднимала широкий круг проблем. Она не только пропагандировала передовое, но и вела дискуссии, выступала с критикой недостатков, боролась за подъем отстающих предприятий до уровня передовых.

Процесс дифференциации центральной отраслевой печати происходил и в середине 30-х гг. Появляются новые газеты «Уголь», «Машиностроение» и др.

Процесс дифференциации все больше касается и национальной журналистики. На Украине, в Белоруссии, Казахстане, Грузии, Армении, Азербайджане, Киргизии, Узбекистане и других республиках появляются газеты для учителей, работников культуры, литературные газеты, спортивные издания.

К середине 30-х гг. в стране сложилась разветвленная дифференцированная система многонациональной печати. Характеристика ее по горизонтали может быть представлена таким образом: а) центральные, республиканские, краевые, областные партийные газеты; б) центральные, республиканские издания для крестьян[3]; в) центральные, республиканские молодежные издания; г) центральные, республиканские отраслевые издания.

В 1928 г. в систему всей советской печати входило около 2 тыс. газет, разовый тираж которых составил 9,5 млн. экз., в то время как в 1925 г. – в последнем году восстановительного периода – 1120 газет. Разовый тираж их был немногим более 8 млн. экз. К концу первой пятилетки – в 1932 г. – в стране выходило 7,5 тысяч газет, а к концу второй пятилетки – в 1936 г. – 9250 газет. Разовый тираж за это время поднялся с 35,5 до 38 млн. экз. Гигантский рост тиражей свидетельствовал о растущем интересе масс к периодической печати,

В 30-е гг. осуществляется реформа издательского дела, которая привела к созданию трех крупных специализированных издательств: государственного издательства «Художественная литература», «Детгиз», значительно расширившегося издательства «Академия».

В конце 20-х – начале 30-х гг. заметные изменения происходят в структуре ТАСС. Во всех регионах страны завершается процесс создания отделений или корреспондентских пунктов ТАСС, что способствовало окончательному утверждению в стране единой государственной информационной службы. Собкоры ТАСС получили аккредитацию в Англии, Франции, США и других странах Европы, Азии, Востока, Латинской Америки. И второе: ТАСС становится участником международного информационного обмена. Оно получает и передает информацию крупнейшим телеграфным агентствам мира – Рейтер, Ассошиэйтед пресс, Франспресс и др.

Все более важной частью системы средств массовой информации Советского Союза становилось радио. К концу первой пятилетки в СССР работало 60 радиовещательных станций. Увеличилось число радиовещательных центров в республиках, возросла радиоаудитория, появились новые формы и жанры радиопередач: радиопереклички, радиомитинги, радиособрания, вечера народов СССР и др.

Эпоха второй пятилетки связана с первыми шагами советского телевидения. Еще в 1924 г. «Правда» сообщила о том, что ученые страны добились передачи изображения на расстоянии без проводов, 15 ноября 1934 г. была проведена первая в Советском Союзе передача телевизионной программы с разложением изображения на 30 строк со звуковым сопровождением. Выступить в программе пригласили известного артиста И. Москвина.

1 сентября 1938 г. после завершения строительства был принят в эксплуатацию Ленинградский телевизионный центр. Передачи его выходили в эфир через день.

5 ноября начались опытные телевизионные передачи из нового Московского телецентра на Шаболовке.

Таким образом, в 30-е гг. система средств массовой информации Советского Союза обогатилась еще одним звеном. Телевидение стало реальностью. Но это было только началом пути. Предстояло выяснить общественные, идейно-политические, культурные, образовательные и другие возможности и функции телевидения в структуре идеологических институтов государства.

Укреплялась материально-техническая база не только радио и телевидения. Чтобы ликвидировать бумажный голод в газетно-журнальном и книжном производстве, начинается строительство ряда бумажно-целлюлозных комбинатов, предприятий, производящих отечественное полиграфическое оборудование. С 1931 г. «Правда» печатается не только в Москве. Ее матрицы самолетами доставляются в Ленинград, Харьков, Ростов-на-Дону, Грозный, Баку, Тбилиси, Свердловск и там с них печатают газету.

Бурный рост прессы и большой круг новых задач, вставших перед печатью, требовали улучшения и расширения подготовки журналистских кадров. В стране крепла и все заметнее расширялась система учебных заведений, готовивших работников печати. По специально созданным программам обучение осуществляли Коммунистический институт журналистики им. Правды в Москве, им. В.В. Воровского в Ленинграде, институты в Минске, Харькове, Свердловске, Алма-Ате.

11

Борьба Сталина за единоличное лидерство в партии, за утверждение своей точки зрения как единственно правильной проявлялась все больше[

Начало 1928 г. для Сталина стало периодом реанимирования идеи сверхиндустриализации. Во второй половине 1928 г. Троцкий сошел с политической арены нашей страны. Но противники идеи сверхиндустриализации оставались. И главным оппонентом Сталина выступил его недавний союзник в борьбе с Троцким, главный идеолог партии, главный редактор «Правды» Н. Бухарин. 30 сентября 1928 г. в «Правде» появилась его статья, названная нейтрально «Заметки экономиста.

Считая целесообразным продолжение нэпа, Бухарин практически отвергал предложенный Сталиным в 1928 г. путь преобразования экономики на основе политики «дани», т.е. по сути ограбления деревни, что дало повод Сталину обвинить Бухарина в «правом уклоне». Сталин открыто порывал с нэпом, толкая его к насильственной ломке, к ускорению индустриализации с помощью административно-командного нажима.

«Заметки экономиста» созвучны ленинским идеям социалистического строительства, которые разделял и Бухарин. Главная цель его статьи – показать, сколь догматичен Сталин в их трактовке.

Вторая половина 20-х гг. публицистически насыщена для Бухарина. Он марксист-ленинец и всеми силами отстаивает ленинизм. Главные темы его выступлений в печати – раскрытие сущности нэпа, закономерностей перехода от капитализма к социализму, осмысление ленинской теории и т.д. Речь идет в первую очередь о статьях Бухарина «Ленин как марксист», «Новый курс экономической политики», «Путь к социализму и рабоче-крестьянский союз» и др. Иными словами, Бухарин, как и Сталин, видел в журналистике средство идеологического обеспечения большевистской концепции социалистического строительства. Разница состояла лишь в методах ее осуществления.

Центральная и местная пресса публиковала множество материалов, освещавших проблемы пятилетки: борьбу за эффективность производства, экономию сырья, материалов, электроэнергии, топлива. Газеты рассказывали о конкретных результатах творческой инициативы масс. «Комсомольская правда» находилась в гуще всех происходивших событий: она широко освещала многообразные вопросы комсомольской жизни, тесно связывая их с задачами хозяйственного строительства, выступала организатором движений под лозунгами: «За общий труд на общей земле», «Молодежь – на трактор» и др. В 1930 г. «Комсомольская правда» стала первой газетой в истории журналистики страны, награжденной орденом Ленина. В проблематике выступлений «Вечерней Москвы» 30-х гг. доминировали сообщения о новых промышленных предприятиях в столице, строительстве метро...

11 января 1930 г. «Правда» опубликовала передовую статью «Ликвидация кулачества как класса становится в порядок дня». В ней прозвучал призыв «объявить войну не на жизнь, а на смерть кулаку, и в конце концов смести его с лица земли».

2 марта 1930 г. «Правда» опубликовала статью Сталина «Головокружение от успехов», в которой совершенно правильно были вскрыты причины ошибок в коллективизации. Но о своей вине в допущенных перегибах он не проронил ни слова.

Применяемые Сталиным и его окружением методы осуществления коллективизации, жестокость и насилие вызывали несогласие у некоторых общественных деятелей и ученых, стремление предотвратить массовые репрессии, переселения. Однако их идеи были отвергнуты, а сами они причислены к разряду тех, кто встал на защиту врагов социалистического строя[12].

Разгром «правого уклона» открыл путь к окончательному утверждению административно-командного государства.. Миллионы людей стали узниками ГУЛАГа, дармовой силой в осуществлении планов индустриализации, в выполнении заданий первых пятилеток.

До недавнего времени считалось, что первый пятилетний план был выполнен за 4 года 3 месяца. Так сказал Сталин, а ему верили. Да и как можно было сомневаться, если именно в те годы начал действовать Днепрогэс, вступили в строй Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты и другие гиганты индустрии. Лишь немногие имели в ту пору полное представление о происходящем в стране. Чтобы скрыть истину, Политбюро ЦК ВКП(б) приняло специальное постановление, запрещавшее придавать огласке реальное положение дел.

В 1933–1934 гг. в печати настойчиво проводилась мысль, что решающим условием осуществления технической реконструкции, освоения техники и выполнения заданий по производительности труда является подготовка квалифицированных кадров рабочих, техников и инженеров. Создание советской производственно-технической интеллигенции, – заявляла печать, – задача № 1.

В конце 20-х и в 30-е гг. усиливается взаимодействие печати и радио. Они осуществляли совместные выступления по вопросам хозяйственного и культурного строительстваЗначительное место в отечественной журналистике 30-х гг. заняли материалы, рассказывавшие о мужестве и героизме советских людей, их любви к своей Родине, преданности ей. Героями публикаций были люди, своими подвигами прославлявшие СССР.

В середине февраля 1934 г. Центральное радио сообщило, что погиб, затертый льдами, ледокол «Челюскин».. Вся советская пресса под рубрикой «На помощь челюскинцам» ежедневно осведомляла страну о положении дел на дрейфующей льдине, о принимаемых мерах по спасению челюскинцев.

12

Следует отметить, что теоретическим обоснованием превращения печати в послушный придаток аппаратной системы послужила работа В.И.Ленина «Партийная организация и партийная литература», в которой был сформулирован принцип жесткой зависимости материала, в печати, от политических установок партии

Со второй половины 20-х гг. газеты и журналы все больше превращались в органы, «обслуживающие текущие задачи партии» и ее актуальные политические кампании (индустриализация страны, коллективизация, режим экономии, борьба с бюрократизмом и pp.). Смена редколлегии «Ленинградской правды» (декабрь 1925 г.), на страницах которой была осуждена кампания против так называемой «правой оппозиции» и ее лидера Г.Е.Зиновьева, развернутая в период подготовки и заседаний 15 съезда ВКП (6), явилась одним из последних звеньев в укреплении сталинской политики в отношении прессы.

Последовательно и безжалостно искоренялась живая мысль и живое слово в публицистике. В ходе массовых репрессий в 1937 — 1938 гг. за несколько месяцев был арестован весь состав редакторов центральных газет, всех областных газет России и Украины. В разное время по различным причинам были подвергнуты репрессиям высокопрофессиональные, талантливые журналисты, о которых еще не сказана сегодня вся правда. В день профессионального праздника журналистов в 1938 г. газета «Правда» в передовой статье подвела итоги очередной кампании по повышению бдительности: «Славная советская разведка, руководимая т. Ежовым, помогла работникам прессы очистить свои ряды»(26) .

Массовые репрессии обрушились на редакции газет и журналов. В «Комсомольской правде» была обнаружена «группка врагов», проникших в редакцию, в «Гудке» «группа врагов подвизалась под боком у редактора», «вражеские гнезда» были разгромлены в «Новом мире» и в десятках других изданий(28) . В конце 30-х гг. в коридорах «Известий» ходила горькая шутка: «Когда на Лубянке простои, то приходят в «Известия» искать следы Бухарина». В редакциях насаждались атмосфера страха, недоверия друг к другу, неуверенности в завтрашнем дне, безынициативность и покорность.

Отсутствие профессиональных журналистов самым плачевным образом сказалось на содержании газет, уровне элементарной грамотности их материалов. Анкетирование 23 областных газет России в 1937 г. показало, что среди журналистов-международников (наиболее грамотных и профессионально образованных) высшее образование имели 5 человек,

В ряде районов приостановился выпуск газет из-за отсутствия журналистов, корректоров и наборщиков. Положение с карами становилось настолько чрезвычайным, что истинное положение дел нашло отражение на страницах центральных изданий. К середине 30-х гг. резко ослабла материально-техническая база печати. Обычным явлением стало отсутствие бумаги, пишущих машинок. Старое типографское оборудование пришло в негодность. Редакции газет, их типографии находились в неприспособленных, тесных зданиях. Обо всем этом просто кричали письма местных журналистов в партийные и советские органы, в профессиональные издания. Но признавать истинное положение было не принято, и поэтому в очередной раз появляется спасительный и оправдательный миф о вредительстве, о проникновении «врагов народа» в редакции и типографии страны: «Вредители пытались дезорганизовать снабжение печати бумагой, расстроить полиграфическую базу и держать советскую печать на крайне низком уровне»(31).

В 30-е гг. диктат над печатью проявился также в резком сужении общественно-политических изданий, так как закрывались издания, обвиненные в искривлении линии партии, шло свертывание приложений, экстренных, специальных и вечерних выпусков.

В этих условиях пресса использовала весь арсенал аллегорических символов, метафорических намеков и многозначительных умолчаний, и нужно сказать, что советские читатели преуспели в чтении между строк и овладели эзоповым языком в той же степени, что и способностью не воспринимать политические стереотипы и стилистические штампы.

13

В 30-е гг. интеллектуально перенасыщенный «раствор» русской диаспоры пополнился новыми поэтами, прозаиками, философами, жаждущими самоутверждения. Молодому поколению было трудно пробиться в корпоративную группу печатных органов, созданных в 20-е гг. С таким положением дел связана вторая волна учредительства газет и журналов. Она была много слабее первой и в силу финансовых трудностей, и по интеллектуальному потенциалу.

В Варшаве примечательным эмигрантским изданием была газета «За свободу». Газета получала помощь от правительства Пилсудского.

Несколько периодических изданий выходили в самом удаленном от Европы центре русской эмиграции - Харбине. Здесь издавались двухстраничные «Харбинские еженедельные новости» с литературным приложением и с 1932 г. - собственно литературная газета. Весь «русский Китай» читал журнал «Рубеж», который по долголетию соперничал с европейскими «Современными записками». Он выходил почти 20 лет: с 1927 по 1945 гг. На Востоке издавались также «толстые» журналы «Понедельник» (1930 – 1931 гг.) и журнал «Врата» (середина 30-х гг.).

По мемуарным свидетельствам, весьма энергично работал в Харбине студенческий кружок, который назывался «Чураевка». Он выпускал одноименный журнал. Здесь помещались первые литературные и публицистические опыты молодых авторов. Главной задачей считалась выработка культурной общности, поддержание ощущения «русскости» у молодого поколения эмигрантов.

Множество русских эмигрантских газет и журналов вышло всего лишь несколькими номерами и быстро, в основном из-за отсутствия средств и ограниченности круга читателей, закрылись. Тем не менее, в целом они составили целый «архипелаг» русской журналистики за рубежом. Она служила основной формой сохранения культурной общности эмиграции и продолжения культурных традиций ушедшей России.

14

С первых дней войны тема фронта вышла на первое место в советской печати. Боевым действиям Советской армии против войск фашистской Германии посвящались различные информационные заметки, корреспонденции, статьи. Материалы газет и радио рассказывали об упорном сопротивлении, которое оказывала Советская Армия вражеским войскам.

28 июня 1941 г. «Правда» в передовой статье предупреждала о том, что враг силен и недооценивать его нельзя.

В дни героической битвы под Москвой все газеты, выходившие в столице, призывали остановить и опрокинуть врага. «Отстоять родную Москву!» – вот лозунг, который повседневно звучал со страниц газет. 7 ноября 1941 г. по радио передавался репортаж о параде советских войск на Красной площади в Москве. Это было событие, вселившее уверенность в народ Годы Великой Отечественной войны стали новым испытанием для «Вечерней Москвы». Штат ее сократился до семи человек, невероятные трудности возникли с обеспечением ее материалами, с доставкой подписчикам и распространением.

Во время обороны Одессы – с 3 августа до 16 октября 1941 г. – радио города продолжало работать ежедневно, регулярно выходили газеты. Они сообщали о событиях на фронте, о героизме солдат и моряков, о героях трудового фронта. Полгода – с ноября 1941 по апрель 1942 г. – почти ежедневно шли радиорепортажи из Севастополя – города великой боевой славы, С августа 1941 г. Центральное радио начало транслировать для всей страны передачи из Ленинграда. Несмотря на артиллерийский обстрел и налеты вражеской авиации, ежедневно выходили газеты, велись передачи радио.

В тяжелые дни блокады прямой и откровенный разговор с читателем вела «Ленинградская правда». К мужеству и стойкости звали газета Ленинградского фронта «На страже Родины», молодежная газета «Смена».

В блокадные дни часть тиража «Правды» печаталась в осажденном Ленинграде. Матрицы с Большой земли доставлялись сюда самолетом. Летчики рисковали жизнью, но не оставляли ленинградцев без свежего номера московской газеты 23 ноября 1942 г. Центральное радио передало первое сообщение Совинформбюро о начале разгрома немецко-фашистских войск на Волге. Начался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. 5 августа 1943 г. из Москвы в 12 часов ночи транслировался первый в истории Великой Отечественной войны артиллерийский салют в честь советских войск, освободивших города Орел и Белгород от немецко-фашистских войск.

Газета Западного фронта «Красноармейская правда» в различных по своим жанрам материалах поведала своим читателям о самоотверженном поступке Николая Гастелло, направившего свой горящий самолет на танковую колонну противника;.

Огромный резонанс в армии и на флоте вызвали два замечательных очерка Петра Лидова в «Правде» о Зое Космодемьянской.

Советская печать рассказала о всеобщем восхищении героизмом и мужеством советских войск, отстоявших город на Волге и разгромивших отборнейшие гитлеровские дивизии под Сталинградом. «Мир восхищен!» – так озаглавила ряд подборок «Правда».

Советские войска день ото дня все дальше отбрасывали врага. На страницах газет и в передачах радио широко отражался ход наступательных действий Советской Армии в 1943–1944 гг.

Народы европейских стран, освобожденные от фашистского ига, вместе с Советской Армией направили свои силы на разгром фашизма. Об этом в «Правде» 16 января 1944 г. писал Кле­мент Готвальд.

Так, 26 марта 1945 г. «Правда» опубликовала передовую статью «Воин-освободитель», в которой с достаточной глубиной выразила политику Советского государства и его отношение к немецкой нации и фашизму.

Однако часть газет, разоблачая кровавые замыслы германского фашизма, воспитывая у советских воинов ненависть к врагу, продолжала публиковать материалы, неверно ориентировавшие солдат и офицеров действующей армии. Так, 11 апреля 1945 г. «Красная звезда» опубликовала статью Ильи Эренбурга «Хватит!». Автор, говоря о причинах ожесточенного сопротивления немцев, пытался объяснить это тем, будто Германия представляет собой одну колоссальную шайку преступников, будто все немцы одинаково ответственны за злодеяния

9 мая 1945 г. «Правда» опубликовала акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. В этом же номере газета опубликовала репортаж Б. Горбатова и М. Мержанова «Пушки больше не стреляют» – последний фронтовой материал с европейского театра военных действий.

Распространенной формой массовой работы в годы войны оставались выездные редакции. 25 ноября 1941 г. Центральное радио создало выездную редакцию фронтового вещания «Говорит фронт». Более 30 выездных редакций «Правды» работало в различных пунктах страны; 38 выездных редакций организовала «Комсомольская правда». Они выпустили 2884 номера газеты общим тиражом 6 млн. экз.

15

К маю 1945 г. структура советской печати представляла собой тщательно разработанную систему военной и тыловой прессы, рассчитанной на условия военного времени. Окончание войны вызвало необходимость не только реорганизовать систему печати, но и направить ее усилия в сторону проблем хозяйственного строительства. Перед страной стояла нелегкая задача восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства. После окончания войны почти все местные газеты – республиканские, краевые, областные, городские, районные – выходили в уменьшенном объеме – на двух полосах Возникла крайняя необходимость всесторонней помощи печати. Предпринимались энергичные шаги для перевода высвободившихся из военной печати журналистов, денежных средств, полиграфической техники, бумаги. Значительное развитие получила пресса на национальных языках. В 1945 г. в Молдавии выходит на молдавском языке газета «Жизнь села», в 1949 г. Сахалинский обком партии начал выпускать на корейском языке газету «По ленинскому пути», В 1946 г. в стране выходило 7 039 газет, разовый тираж которых составлял около 30 млн. экз.[1], в то время как в 1942 и вплоть до окончания Великой Отечественной войны издавалось ежегодно немногим более 4,5 тыс. газет, а их разовый тираж составлял 18 млн. экз.

Особое место в структуре всей советской печати первых послевоенных лет занимала газета «Культура и жизнь». «Культура и жизнь» занимала непримиримые позиции по отношению к изданиям, которые отступали от сложившихся стереотипов славословия в адрес партии, советской власти. «Безликий журнал» – так озаглавила газета критическую статью, посвященную журналу «Ленинград». Вслед за ней резкой критике был подвергнут журнал «Звезда/ Лишенные объективной оценки, эти постановления подвергли грубой, жесткой, ничем не обоснованной и не оправданной критике многих известных деятелей советской культуры – Анну Ахматову, М. Зощенко, Дм. Шостаковича, На страницах печати и в творческих коллективах развернулась травля деятелей культуры, литературы и искусства, обвинявшихся в космополитизме. Вскоре эта кампания переплелась с. еще одной политической акцией, получившей название «кампания борьбы за чистоту материалистической науки, против вейсманизма и морганизма». В послевоенные годы с особой остротой встал вопрос о повышении интенсивности издательской деятельности. К концу 40-х гг. ОГИЗ РСФСР был реорганизован в Главполиграфиздат.

В 1955 г. в стране газеты выходили на 67 языках народов СССР и зарубежных стран.

В 1955 г. в стране издавалось более 4300 журналов.

7 мая 1945 г. в СССР впервые отмечался День радио. В этот день после длительного перерыва, вызванного войной, в Москве состоялась первая телевизионная передача.

1947 г. стал началом заметного повышения роли отечественного радиовещания в информированности масс, в их политическом воспитании и повышении культурного уровня. Растет объем информационных программ «Последние известия»,

К началу 50-х гг. заметно возросла роль телевидения в системе средств массовой информации страны. Так, во второй половине 1949 г. Московский телевизионный центр стал работать на новой аппаратуре. Речь идет о вводе в действие 29 июня 1949 г. передвижной телевизионной станции (ПТС), с помощью которой была осуществлена первая в СССР внестудийная передача – репортаж с футбольного матча на стадионе «Динамо».

Первый репортаж с предприятия был передан по телевидению в январе 1955 г. Это был прямой эфир с московской кондитерской фабрики «Красный Октябрь».

16

Противоречия между трудовым энтузиазмом масс и все нараставшей волной беззакония в послевоенные годы требовали перемен, осуждения нарушений, допущенных в период культа личности Сталина. Уже в марте 1953 г. – буквально через две недели после его смерти – было прекращено следствие по так называемому «делу врачей» 10 апреля 1953 г. прекращается так называемое «мингрельское дело» о якобы действовавшей в Грузии националистической организации. В мае 1954 г. начался процесс над теми, кто сфабриковал «ленинградское дело». Это были работники органов государственной безопасности, непосредственно виновные в истязаниях и репрессиях безвинных людей.С 15 до 20 декабря 1954 г.

Печать сообщала и о других процессах над лицами, виновными в злостных нарушениях законности.Но позиция советской журналистики, официальной пропаганды оставалась неизменной. Они по-прежнему сохраняли миф о вожде народов, великом продолжателе дела Ленина. В декабре 1954 г. отмечалось 75-летие И. Сталина. Многие газеты к этой дате открыли специальные рубрики, под которыми появились статьи: «И.В. Сталин – выдающийся теоретик марксизма», «Сталин – великий продолжатель дела Ленина» и др.

В течение весны, лета и осени 1953 г. на страницах «Правды», «Социалистического земледелия» и других газет шло обсуждение назревших проблем сельскохозяйственного производства.

Появление в «Правде» и журнале «Новый мир» острых публицистических выступлений В. Овечкина явилось началом нового этапа глубокого и правдивого отображения колхозной жизни.

«Комсомольская правда» в течение полугода публиковала серию целевых полос, посвященных молодым целинникам – участникам патриотического движения молодежи за освоение целины.

В декабре 1947 г. редакция газеты «Труд» положила начало новой форме массовой работы – «стахановским вторникам». Проводились они редакцией совместно с отраслевыми профсоюзами и министерствами и преследовали цель распространения передового опыта в различных отраслях промышленности.

 «Правда» ввела постоянную рубрику «На Нюрнбергском процессе. Их портреты», опубликовала статьи Вс. Вишневского, Л. Леонова, Е. Кононенко и других публицистов. В «Красной звезде» Нюрнбергский процесс освещали П. Трояновский, К. Симонов, Ю. Корольков, художник-сатирик Б. Ефимов, карикатуры которого часто появлялись в газетах.

Вскоре после окончания второй мировой войны зародилось Движение сторонников мира. С 1948 г. центральные советские издания публиковали подробные отчеты о всемирных конгрессах и всемирных конференциях, всесоюзных конференциях борцов за мир, кампаниях в защиту мира. В печати были опубликованы «Воззвание Конгресса народов в защиту мира», итоги сбора подписей под стокгольмским «Воззванием о защите мира» и другие документы.

20 сентября 1947 г. М. Шолохов, А. Фадеев и другие писатели опубликовали открытое письмо «С кем вы, американские мастера культуры?», в котором звучал призыв предотвратить угрозу термоядерной войны, стать глашатаями идей мира, не допустить распространения милитаристских идей.

В эмигрантской журналистике конца 40-х – середины 50-х гг. большим влиянием пользовалась парижская демократическая газета «Русская мысль». На ее страницах находили отражение важнейшие проблемы послевоенного устройства Европы, международной жизни. 6 марта 1953 г. газета сообщила о смерти Сталина, многозначительно подчеркивая: «Корабль потерял ход. С исчезновением Сталина возрастают шансы скорого падения режима».

Большой интерес в эмигрантских кругах в послевоенные годы вызывал «Новый журнал», основанный еще в 1942 г. в Нью-Йорке М. Алдановым и М. Цетлиным[26]. Публицистические выступления издания имели четко выраженную направленность – критику и развенчание мифов о величии большевизма, советской демократии,

В международной проблематике доминирующее место заняла борьба за мир, освещение тех социально-политических преобразований, которые произошли в странах Европы, Азии, Дальнего Востока во второй половине 40-х – середине 50-х гг.

17

В 1956 г. был провозглашен новый курс партии. Пришедший к руководству КПСС Н.С. Хрущев задал импульс движению советского общества к обновлению. Начался процесс перестройки политического сознания. Остро встала проблема преодоления сложившихся стереотипов в журналистике. «Оттепель» в общественно-политической жизни благотворно сказалась на системе СМИ. Новое появилось в ее характере, содержании, оформлении. Главными в работе СМИ становятся вопросы реального положения дел в экономике, борьба с беззаконием, с последствиями культа личности в политической жизни.

ЦК КПСС содействовал возникновению новых центральных и местных изданий, новых видов прессы. В середине 50-х – 60-х гг. вышли «Промышленно-экономическая газета», «Экономическая газета», «Экономическая жизнь», «Социалистическая индустрия», «Советская торговля», «Советская авиация», «Московские новости» на нескольких языках, республиканская газета «Советская Россия».

 «Оттепель» второй половины 50-х гг. принесла серьезные перемены в жизнь страны, наметила новые тенденции в общественных отношениях. «Советская Россия» отводила им специальные подборки, полосы, циклы различных по своим жанрам материалов.

Газетно-журнальный мир страны находился в постоянном развитии. Во второй половине 50-х и в 60-е гг. были созданы такие центральные журналы, «Молодая гвардия», «Москва», «Ленинград», «Нева».

В 1956–1958 гг. изменился характер выступлений прессы. Совершенно иным стал подход к оценке фактов. В выступлениях прессы начали преобладать творческий подход к рассмотрению той или иной проблемы,

Основные положения доклада Н. Хрущева были изложены 26 марта 1956 г. в «Правде» в редакционной статье «Почему культ личности чужд духу марксизма-ленинизма?».

В поспешных поисках путей выхода из сложившейся идеологической ситуации политической находкой оказался выдвинутый Н. Хрущевым лозунг «Догнать и перегнать США по производству мяса, молока и масла на душу населения!». Главной целью его был перевод политической активности масс в русло хозяйственного строительства, особенно в отрасль сельскохозяйственного производства. В 1957 г. газетные полосы буквально пестрели многочисленными коллективными обязательствами работников сельского хозяйства, а вслед за ними – рапортами, в достоверности многих из которых сомневались даже высшие руководители государства.

Тип хозяйственного руководителя, нерадиво относящегося к делу, демагога и крикуна, человека «занятого бездельничанием», стал одним из ведущих образов в публицистике, фельетонах и критических статьях. Одновременно в журналистике в качестве образца, достойного подражания, появился тип хозяйственного руководителя – честного, добропорядочного, человека дела, ставящего интересы общества, государства выше личных и ведомственных.

2 апреля 1959 г. «Правда» сообщила о благородном поступке бригадира Вышневолоцкого хлопчатобумажного комбината Валентины Гагановой, перешедшей из передовой в отстающую бригаду, чтобы помочь ей подняться до уровня передовой. На следующий день в «Правде» появилась статья об опыте Гагановой. Вскоре рассказу о ее почине газета посвятила полосу. Поступок Гагановой нашел тысячи последователей в различных отраслях народного хозяйства страны.

Обогатилось новыми выпусками радиовещание. Стремясь шире освещать политическую, экономическую и культурную жизнь советского общества, Всесоюзное радио ввело выпуски «Время, события, люди», «Глобус», «Собеседник», «Трибуна новаторского опыта», «Репортер на заводах и стройках» и др.

. Телевизионный экран захлестнул поток речей, выступлений, лекций, бесед, собеседований. Работники телевидения встали на легкий, но неверный путь слепого подражания радиовещанию. В качестве примера следует назвать новые телевизионные информационные программы «Эстафета новостей», «Время», «Сегодня в мире», «Новости» и др.

12 апреля 1961 г. вышли специальные экстренные выпуски «Правды» и «Известий» с сообщениями о первом полете человека в космос. Им стал Юрий Гагарин. На космическом корабле «Восток» он совершил 108-минутный полет вокруг земного шара. В середине 60-х гг. в «Правде» печатались статьи профессора К. Сергеева, посвященные проблемам освоения космоса. Это был литературный псевдоним академика С. Королева.

Десятки изданий – «Труд», «Экономическая газета», «Рабочая газета», «выступали против бесхозяйственности, расточительства, зазнайства, бюрократизма, проявлений местничества.

И все же надежды, возлагавшиеся на быстрое улучшение положения дел в экономике, не сбывались. Хозяйственная реформа в силу экстенсивного развития экономики не получила своего дальнейшего логического продолжения, не реализовывались ее основные положения. К началу 70-х гг. в экономике еще ощущалось действие реформы 1965 г., но сила воздействия ее становилась все меньше. Причин было много. Но о них, по сути, никто не говорил. Лишь иногда со страниц «Экономической жизни» звучали мысли о том, что деятельность машиностроительных, энергетических министерств, министерств, производящих товары народного потребления, других отраслевых ведомств, а также планово-финансовых органов хозяйственного управления не увязана достаточно с механизмом экономической реформы.

18

В октябре 1964 г. была дана справедливая оценка субъективизму и волюнтаризму Н. Хрущева в руководстве партией и государством, и предприняты некоторые шаги в восстановлении порушенных норм руководства народным хозяйством и культурой.

Вторая половина 60-х гг. была связана со стремлением отечественной журналистики избавиться от недостатков, имевших место в недавнем прошлом: односторонности в оценке фактов, элементов произвола. Прессе предстояло преодолеть пагубные последствия волюнтаризма. И в первые пять лет пребывания Л. Брежнева во главе партии это было возможно. Печать без прикрас заговорила о тех, кто добросовестно относился к порученному им делу.

Административно-командная система с большой торжественностью отмечала знаменательные даты в жизни страны – 40-, 50-, 60-летие Октябрьской революции, 40-, 50-, 60-летие образования СССР. Выпускались целевые номера, специальные полосы, посвященные различным историческим вехам жизни страны, «Идем к Октябрю» – так называлась рубрика, ежедневно появлявшаяся на первой полосе «Правды». Анализируя деятельность печати, радио, телевидения начала 70-х гг., следует отметить увлечение СМИ такими сюжетами, как освещение хода социалистического соревнования, вопросов комплексной механизации и автоматизации производства, их собственного участия в поисках путей повышения производительности труда и культуры производства. Творческий поиск телевизионных журналистов во второй половине 60-х гг. привел к рождению цикла передач «Летопись полувека». Это была пятидесятисерийная лента, посвященная 50-летию советской власти. Перед зрителем предстали люди, события, документы кинофотоархивов, советской и зарубежной хроники.

Своеобразным итогом торжества идей социализма, успехов общества «развитого социализма» стал телесериал «Год за годом», посвященный 60-летию Октябрьской революции. Это публицистическая лента, построенная на воспоминаниях современников, в которой хотя и были сделаны попытки правдивого отображения исторического прошлого советского государства, но не названы причины тех нарушений законности, того сохраняющегося еще административно-командного режима, который сделал возможным преследование и суровое наказание инакомыслия и в сталинскую пору, и в последующие годы. Создатели ленты, восторгаясь личностью Генерального секретаря ЦК КПСС, возвеличивали его заслуги в преодолении волюнтаризма и субъективизма Хрущева, С 1979 г. во всей советской печати регулярными стали сообщения об интернациональной миссии ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Первоначально объяснение этому было сформулировано в духе идей социалистического интернационализма: оказать помощь братскому афганскому народу. Девять лет продолжались бои в Афганистане. Советская страна оказалась втянутой в боевые действия. Средства массовой информации уже не могли скрывать гибель воинов и боевой техники. Но приносимые жертвы оправдывались необходимостью исполнения интернационального долга, а о все растущих потерях умалчивалось.

В международной проблематике советской журналистики конца 50-х – середины 80-х гг. доминирующее место занимали вопросы формирования под эгидой СССР мировой социалистической системы, укреплявшегося экономического и военного союза стран СЭВ и Варшавского договора.

Для печати 70-х – начала 80-х гг. характерна неуклонно развивавшаяся тенденция борьбы с инакомыслием. Под огонь критики вновь попадает журнал «Новый мир». После публикации повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и поэмы Твардовского «Теркин на том свете» для него настали тяжелые времена. Жесткое идеологическое давление сверху, поощряемое Л. Брежневым, привело к задержкам с выходом журнала. Цензурные и «цековские» придирки приводили к сокращениям, изъятиям и другим последствиям цензуры. Все громче раздавались в печати и на различных совещаниях обвинения в адрес журнала и его редактора в «мелкотемье», в «очернении» действительности. Брежневское окружение обвиняло «Новый мир» в клевете на советский строй.

Предлогом для окончательной расправы с журналом стала новая, не увидевшая тогда света поэма А. Твардовского «По праву памяти» (опубликована лишь 17 лет спустя). Поэма послужила поводом для тяжелых политических обвинений ее автора, для травли его в коллективе редакции. Так, в феврале 1970 г. Александр Твардовский – знаменитый автор «Василия Теркина» и «Дома у дороги» – был вынужден вновь, и на этот раз окончательно, покинуть возглавляемый им журнал.

Начало диссидентскому движению положила демонстрация 5 декабря 1965 г. в Москве на Пушкинской площади. Дальнейшее его развитие приходится на 1968–1976 гг., когда в Чехословакию были введены советские войска для подавления там народных выступлений, и состоялись политические процессы над теми, кто обвинялся в антипатриотизме, в преступной связи с западными средствами массовой информации и разведывательными органами.

О диссидентстве советская печать долгое время умалчивала. Но о политическом процессе над А. Гинзбургом и Ю. Галансковым она вынуждена была заговорить, чтобы использовать его для обвинения подсудимых в контактах с западными разведками, с радиостанциями Би-би-си, «Европа», «Свободная Европа», с русскими эмигрантскими изданиями «Грани», «Посев» и ведении антисоветской пропаганды.

В конце 70-х – середине 80-х гг. в советской журналистике утверждаются помпезность, лжепафос, безудержное славословие, явное стремление выдать желаемое за действительное, уход от реальных проблем, выдвигаемых жизнью.

Однако начавшееся содружество печати, телевидения и радио не получило своего развития и продолжения. Вполне возможно, что основной причиной стало командное давление партийных органов на средства массовой информации, лишавшее их творческой активности и индивидуальности, давление, требовавшее неукоснительного выполнения своих директив.

Исключительно важную роль в жизни нашего общества сыграл апрель 1985 г., положивший начало широким демократическим преобразованиям.

Страницы печати отразили «оттепель» в общественно-политической жизни страны,

Советская журналистика второй половины 50-х – середины 80-х гг. при всем ее проблемно-тематическом многообразии пребывала в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности. Находясь под постоянным давлением и контролем КПСС, она настойчиво проводила ее лозунги, не замечала тех противоречий и деформаций, которые все больше проявлялись во всех сферах жизни общества и вели страну к кризису.

19

Разгром фашистской Германии привел к дальнейшему расслоению русской эмиграции. В широком спектре изданий различных партий и общественных течений в первые послевоенные годы появились газеты и журналы с явно выраженной антисоветской направленностью, непримиримостью к тоталитарному режиму Сталина. Среди них издания «Союза борьбы за свободу России», газеты «Российский демократ», «Возрождение», журнал «Часовой», печатный орган анархистов «Дело труда», газета кавказских сепаратистов «Прометей», эсеровский журнал «За свободу» и др. Главная проблематика их выступлений связана с разоблачениями диктаторского режима Сталина, чудовищных притеснений и насилий, чинимых советскими властными структурами.

В печати русского зарубежья было немало общественно-политических и литературных журналов, в полную меру заявивших о себе в последующие годы: «Посев», «Грани», «Возрождение», «Жар-птица», «Встреча» и др.

В эмигрантской журналистике конца 40-х – середины 50-х гг. большим влиянием пользовалась парижская демократическая газета «Русская мысль». На ее страницах находили отражение важнейшие проблемы послевоенного устройства Европы, международной жизни. Первая полоса всегда посвящалась событиям, происходившим в Советском Союзе

6 марта 1953 г. газета сообщила о смерти Сталина, многозначительно подчеркивая: «Корабль потерял ход. С исчезновением Сталина возрастают шансы скорого падения режима».

Из периодики русского зарубежья первого послевоенного десятилетия особенно обращал на себя внимание выходивший в Париже журнал «Возрождение». Рассчитанный на читателя-интеллигента Советской России и эмиграции, он апеллировал к нему в надежде на его прозрение, призывая к решительным действиям, духовному возрождению.

В 1950 г. редактором журнала стал видный историк и публицист С. Мельгунов Одним из впечатляющих выступлений «Возрождения» явилась статья «Страшное безмолвие России», посвященная раскрытию всевластия Политбюро ЦК ВКП(б), его «угрожающим интонациям» в «разговоре» с внешним миром.

Большой интерес в эмигрантских кругах в послевоенные годы вызывал «Новый журнал», основанный еще в 1942 г. в Нью-Йорке Постоянными в журнале были отделы «Художественная проза», «Литература и искусство»,

Общественно-политические и литературные издания русского зарубежья первого послевоенного десятилетия свято чтили героический подвиг миллионов простых советских людей, защитивших Отчизну от посягательств фашистской Германии. Газета «Русская мысль», журналы «Возрождение», «Российская независимость» и другие не только значительное место отводили разоблачениям тоталитаризма в СССР, но и вскрывали причины, сделавшие неизбежной новую послевоенную российскую эмиграцию.

В начале 1970-х годов, когда на Западе появились представители «третьей волны» русской эмиграции, в Европе и США на протяжении уже нескольких десятилетий издавались журналы «Грани», «Посев», «Новый Журнал», «Вестник РХД» (русского христианского движения), газеты «Новое русское слово» (Нью-Йорк) и «Русская мысль» (Париж). Однако «третья волна», в составе которой было много представителей научной и творческой интеллигенции, сразу же приступила к созданию собственных периодических изданий. Это объяснялось не только жаждой самореализации, желанием печатать в бесцензурных условиях тексты, обреченные в СССР на запрет, но и необходимостью самоопределения внутри русской диаспоры, сложившейся на протяжении ХХ века.

  Первым и наиболее представительным здесь стал литературный, политический и религиозный ежеквартальник «Континент»[i], созданный в 1974 году в Париже по инициативе А.Солженицына.

Следующим по значимости был «Синтаксис»2 - журнал небольшого формата с подзаголовком «публицистика, критика, полемика». Он выходил с 1978 по 1995 год в Париже под редакцией писателя, литературного критика Андрея Синявского (

Журнал «Стрелец» (издавался с 1984 года как ежемесячник сначала в Париже, затем в Нью-Йорке) – детище искусствоведа, коллекционера Александра Глезера, эмигрировавшего из СССР в 1974 году. Журнал литературы, искусства и общественно-политической мысли был полностью посвящён произведениям авторов «третьей волны» эмиграции, при этом проза и поэзия обязательно соседствовали с произведениями живописи, графики.

    «Эхо»3 - еще одно весьма необычное издание «третьей волны» русской эмиграции. Это именно литературный журнал, взявший на себя в конце 1970-х годов обязательство публиковать по преимуществу литературу самиздата, прежде всего ленинградского.

   «Время и мы» - литературный журнал «третьей волны» эмиграции, выходил с 1975 года ежемесячно, а с 1980-го шесть раз в год. Сначала журнал издавался в Тель-Авиве, с №49(1980) по №57 (1980) в выходных данных значится «Нью-Йорк-Иерусалим - Париж», с № 106 (1989) «Нью-Йорк». Основатель, бессменный главный редактор в течение 27 лет и издатель – Виктор Перельман. В нем печатались А.Солженицын, А.Зиновьев     Журнал «Двадцать два» (22), выходящий и сегодня в Иерусалиме на русском языке, возник в 1978 году как продолжение журнала «Сион» (Основная цель издания – диалог еврейской диаспоры и русского зарубежья,

     Журнал «Страна и мир» (1984-1992), который издавали в Мюнхене К.Любарский и Б.Хазанов, отличался от других изданий «третьей волны» эмиграции тем, что не печатал текущую эмигрантскую прозу и поэзию.

   Среди периодических изданий русской диаспоры в США непременно следует назвать газету «Новый американец», первый номер которой вышел 8.02.1980 в Нью-Йорке. Инициатива её создания принадлежала Сергею Довлатову, который стал главным редактором, начиная с № 13.

  Разумеется, представители «третьей волны» эмиграции печатались и в других изданиях русской диаспоры, которые возникли еще в 1940-50-е годы: в «Новом журнале», «Гранях», «Посеве», журналах «Вече» и «Голос зарубежья», в «Вестнике РХД». Но важно подчеркнуть, что Третья эмиграция сумела основать за рубежом значительное количество новых периодических изданий и создать собственное медийное пространство.                      

20

Ужесточение политического режима в стране, растущее идеологическое давление и нетерпимость к инакомыслию вызвали откровенный протест у некоторой прогрессивно настроенной части научной и творческой интеллигенции, стремление защитить гражданские свободы. Так возникло диссидентство, основными проявлениями которого стали протесты и обращения в адрес руководителей страны, в судебные и карательные органы, бесцензурная печать («самиздат» и «тамиздат»). Начало диссидентскому движению положила демонстрация 5 декабря 1965 г. в Москве на Пушкинской площади. Дальнейшее его развитие приходится на 1968–1976 гг., когда в Чехословакию были введены советские войска для подавления там народных выступлений, и состоялись политические процессы над теми, кто обвинялся в антипатриотизме, в преступной связи с западными средствами массовой информации и разведывательными органами.

О диссидентстве советская печать долгое время умалчивала. Но о политическом процессе над А. Гинзбургом и Ю. Галансковым она вынуждена была заговорить, чтобы использовать его для обвинения подсудимых в контактах с западными разведками, с радиостанциями Би-би-си, «Европа», «Свободная Европа», с русскими эмигрантскими изданиями «Грани», «Посев» и ведении антисоветской пропаганды.

Идейное осуждение диссидентства, преследования представителей правозащитного движения повлекли за собой новую волну эмиграции. В числе высланных из страны оказался и А. Солженицын. И вновь, как и раньше, русское зарубежье стало играть роль оппозиции существовавшему строю в России.

70-е гг. характеризуют сегодня как период застоя. Такая характеристика социально-политического состояния советского общества той поры не соответствовало реальности. Это период деформации, период, когда во многих сферах нашей жизни насаждались подхалимство, угодничество, взяточничество, коррупция, подтасовка фактов, грубое извращение реального положения дел в экономике, в национальных отношениях.

В конце 70-х – середине 80-х гг. в советской журналистике утверждаются помпезность, лжепафос, безудержное славословие, явное стремление выдать желаемое за действительное, уход от реальных проблем, выдвигаемых жизнью.


 

 

 

 

 

 

[1]

 

[2] Издание кронштадтского исполкома, не имеющее отношения к одноименной московской газете.

 


 

  

 

 Глава I. Третья русская эмиграция в контексте отечественной  культуры 1960-80-х годов и культуры русского зарубежья

     На фоне огромного числа монографий и статей, посвященных культуре русского зарубежья, бросается в глаза преобладание работ, в которых исследуется первая, послереволюционная волна русской эмиграции. Так сложилось исторически – и тому есть объективные причины, связанные с поистине великим вкладом литераторов, философов, историков и деятелей искусства послереволюционной эмиграции в сокровищницу национальной культуры. Что же касается «третьей волны», то она по-прежнему занимает в исследованиях абсолютно маргинальное положение, а в совокупности, как целостное явление, до сих пор мало изучена. Достаточно сказать, что не существует ни одной обобщающей монографии на эту тему 1, что в девяти выпусках альманаха «Диаспора» отсутствуют публикации, связанные с «третьей волной», что энциклопедический справочник «Литературное зарубежье России», подготовленный в ИНИОН РАН и изданный в 2006 году, полностью игнорирует третью русскую эмиграцию.

   Вспомним, как много писала российская пресса в конце 1980-х годов об эмигрантах «третьей волны», как часто брали у них интервью, приглашали на читательские встречи, какими огромными тиражами издавались их произведения. В начале 1990-х сложилась весьма парадоксальная ситуация: отъезд в эмиграцию стал изображаться в нашей печати как особая доблесть, а эмигранты подавались как фигуры более значимые для русской культуры, чем те, кто оставался на родине (и даже лучшие из них – такие, как В. Астафьев, В. Шукшин, А. Битов, Б.Окуджава, Ю. Трифонов, Ф.Искандер).

 В так называемые «нулевые» годы об эмигрантах «третьей волны» практически не пишут и не говорят; широкий интерес к ним угас, и рассуждать имеет смысл лишь об известности отдельных фигур. Скажем, Вас.Аксенов, И. Бродский и С. Довлатов обрели после смерти статус классиков, о них уже написаны диссертации и монографии. Что же касается произведений Вик. Некрасова, А. Галича, Н.Коржавина, А.Синявского, Г.Владимова, Юза Алешковского, Саши Соколова, В.Войновича, то они по праву осознаются как неотъемлемая часть русской литературы ХХ века, которая по чисто идеологическим причинам находилась два десятилетия под запретом, а теперь полностью вернулась к отечественному читателю. Русской культуре, вытесненной в 1970-80-е годы в подполье и на Запад, «запасная площадка» эмиграции больше не нужна. Однако не стоит забывать, что роль такой запасной площадки была весьма значительна, а порой и спасительна.

В известной речи «Миссия русской эмиграции», произнесенной в Париже 16 февраля 1924 года, И. Бунин говорил: «Мы так или иначе не приняли жизни, воцарившейся с некоторых пор в России, были в том или ином несогласии, в той или иной борьбе с этой жизнью и, убедившись, что дальнейшее сопротивление наше грозит нам лишь бесплодной, бессмысленной гибелью, ушли на чужбину. <… > Сотни тысяч из нашей среды восстали вполне сознательно и действенно против врага, ныне столицу свою имеющего в России, но притязающего на мировое владычество, сотни тысяч противоборствовали ему всячески, в полную меру своих сил…<...>Поистине действуем мы от имени России подъяремной, страждущей, но все же не до конца покоренной»2 . Полвека спустя позиция Бунина оказалась мировоззренчески очень близка представителям старшего поколения третьей эмиграции: их целью стало разоблачение коммунистической идеологии, все та же убежденная и настойчивая борьба с мировой экспансией коммунизма. У многих из них был собственный, биографический опыт политических репрессий со стороны КГБ: А.Синявский отсидел 7 лет в лагере; А.Солженицын (который открещивался от третьей эмиграции, но исторически ей принадлежал) также прошел тюрьму и лагерь, был насильственно выслан с родины. А.Галича, В.Максимова, В.Некрасова, А.Зиновьева, В.Войновича, Г.Владимова власти изощренно травили и откровенно «выдавливали» из страны. «Третью волну» эмиграции неслучайно называют еще и «диссидентской». Имена В.Буковского, А.Амальрика, А.Гинзбурга, Э.Кузнецова, В.Чалидзе, П.Литвинова и многих других правозащитников не менее важны в общем контексте третьей эмиграции, чем собственно писательские или поэтические, да и большинство диссидентов считали себя литераторами 3.

Сегодня эмиграция «третьей волны» почти не осознается как некое целое, как человеческое и творческое сообщество. Между тем в середине 1970-х, когда А.Солженицын и В.Максимов, А.Синявский и Вик.Некрасов, А.Галич и Н.Коржавин вместе участвовали в создании первых номеров журнала «Континент», это чувство единства, ощущение общей судьбы, безусловно, существовало. Осенью 1974 года В.Максимов подчеркивал в одном из личных писем: «Что же касается нашего журнала, то нам не до авантюр. Вокруг него собрались серьезные люди с серьезными намерениями и столь же серьезными именами. Для нас это дело жизни, а не попытка самоутвердиться. У членов нашей редколлегии достаточно почетный возраст и широкая мировая известность (от Солженицына и Сахарова до Ионеско и Силоне), чтобы отдавать себе отчет, под чем они подписываются»4 . Год спустя редактор «Континента» писал Роману Гулю от имени сплоченного «мы»: «Поймите же наконец, многоуважаемый Роман Борисович. Наш журнал спокойно будет существовать самостоятельно, что бы о нем ни говорили в нынешней эмигрантской среде. Повторяю, у нас достаточно для этого авторитета внутри России (беззаветность Сахарова и шесть с половиной лет каторжных лагерей Синявского чего-нибудь да стоят!), а также профессиональной репутации (большинство из нас имеет серьезного и стабильного читателя, как на родине, так и за рубежом). Мы делаем журнал в основном не для эмиграции, а для России и Восточной Европы и уже получаем огромное число откликов оттуда» 5 .

  Значимость идеологической составляющей в среде всех волн русской эмиграции представляется совершенно естественной: культурное противостояние советскому режиму было тесно связано с политическим. К идеологическим распрям интеллигенции дореволюционной России (которые продолжились в среде эмигрантов «первой волны») добавился идейный раскол интеллигенции послесталинского, «оттепельного» СССР. Те, кто в СССР совместно и убежденно боролись против коммунистической власти, в эмиграции зачастую оказывались по разные стороны баррикад. Ни о каком единстве «третьей волны», особенно в её политическом изводе, не могло быть и речи. И это тем более поразительно, что необходимость борьбы за освобождение России от тоталитарного коммунистического режима признавали в равной мере все: от А.Солженицына и В.Максимова – до В.Чалидзе, П.Литвинова, Б.Шрагина и К.Любарского.

Принято говорить даже об излишней политизированности третьей русской эмиграции, создававшей по преимуществу социально направленные тексты. Весьма показательно, что в докторской диссертации Н.Хрусталевой «Психология эмиграции» среди основных характеристик представителей «третьей волны» под номером один значится: «Идеологизация жизненных целей и политизированность ценностных ориентаций эмигрантов»6. Действительно, старшее поколение (В.Максимов, А.Галич, Вик.Некрасов, Н.Коржавин, А.Зиновьев, В.Войнович) во главу угла ставило общественную значимость текста, его идейную составляющую. Однако младшие – Саша Соколов, А.Хвостенко, А.Волохонский, А.Цветков, И.Бурихин, Э.Лимонов (как поэт), Дм. Савицкий, Ю.Милославский были заняты по преимуществу вопросами формы, стиля и языка. В эстетическом плане «шестидесятники» - и более младшие, особенно те, кто вырос в среде неофициальной культуры (от московских «смогистов» до ленинградского «андеграунда»), отошли друг от друга довольно далеко. Младшие ставили перед собой по преимуществу эстетические, творческие задачи и уезжали в эмиграцию, главным образом, для того, чтобы обрести читательскую аудиторию, иметь возможность печататься. Это было уже не изгнание, а собственный выбор.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 336.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...