Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Духовная жизнь советского общества
Развитие образования. 30-е гг. пошли в историю пашей страны как период осуществления культурной революции. Под этим понятием подразумевалось значительное повышение по сравнению с дореволюционным временем образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры. Еще одной составляющей культурной революции явилось насаждение безраздельного господства марксистско-ленинского учения в науке, образовании и всех областях творческой деятельности. В условиях проводившейся в СССР экономической модернизации особое внимание уделялось повышению образовательного и профессионального уровня населения. При этом утвердившийся в стране политический режим настоятельно требовал изменения содержания школьного образования и воспитания, ибо педагогические вольности 20-х гг. были малопригодными для выполнения ответственной миссии создания «нового человека». В начале 30-х п. ЦК ВКП(б) и СНК. СССР приняли ряд постановлений о школе. В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. Наряду с этим в городах и рабочих поселках для всех детей, окончивших четырехлетку, устанавливалось обязательное обучение в объеме семилетней школы. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений. К 1933 г. переход к обязательному четырехлетнему образованию был завершен, а к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Было развернуто широкое школьное строительство. Только в течение 1933 — 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. за школьными партами в республиках страны обучалось свыше 35 млн. учащихся. По переписи 1939 г., грамотность в СССР составила 87,4%. Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Десятки средних и высших учебных заведений возникли на Украине, в Белоруссии, Армении, Азербайджане, Грузии, в республиках Средней Азии, центрах автономных республик и областей. При этом некоторые национальные республики не имели до революции ни одного вуза. Рост грамотности в стране вызвал большой спрос на литературу. Тираж книг в 1937 г. достиг 677,8 млн. экземпляров, книги выходили на 110языках народов Союза. Широкое развитие получили массовые библиотеки: к концу 30-х гг. их число превысило 90 тыс. Вместе с тем уровень полученного образования принципиально отличался от дореволюционного. Оно было не только сокращено до минимально необходимого, но и крайне идеологизировано. Наука в тисках идеологии.Серьезное внимание власти обратили на науку. Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер. Несогласных с этим утверждением ученых травили в печати, арестовывали. В 1936 г. Академия наук вынесла постановление: «Мы решим стоящие перед нами задачи единственным научным методом — методом Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина». С этого года начинается ликвидация тех наук, которые никак не могли уложиться в прокрустово ложе сталинской идеологии: педологии, социологии, психоанализа и т. д. Острая борьба развернулась в биологической науке. Группа биологов и философов во главе с Т. Д. Лысенко выступила против генетики, объявив ее «буржуазной лженаукой». Разработки советских генетиков были свернуты, впоследствии многие из них (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский и др.) были репрессированы. Развитие общественных наук определялось партийными документами и указаниями Сталина. Самое пристальное внимание он уделял истории, ибо контроль над историей означал контроль над памятью народа. Сталин нуждался в цементирующей все слои общества идее. Такой идеей стал патриотизм, который назвали советским, но все чаще он звучал как русский. Для Сталина было важно, что чувство патриотизма имело глубокие корни в душе русского народа, в его характере. Кроме того, русская история давала немало примеров для воспитания в людях нужных Сталину качеств: верности государству, его правителю, воинской отваги. Сталин выбирал из русского прошлого то, что ему было нужно: героев, черты характера, врагов и друзей государства. Причем тот или иной герой вырывался из истории и возносился на пьедестал в нужный Сталину момент: Иван Грозный — чтобы показать историческую неизбежность суровой расплаты с врагами государства; Петр I — чтобы подчеркнуть величие замыслов вождя; Александр Невский — в период обострения советско-германских отношений и др. Появляется новая отрасль исторической науки, ставшая одной из ведущих в СССР, — история партии. В 1938 г. был выпушен «Краткий курс истории ВКП(б)», который Сталин не только очень тщательно отредактировал, но и написал для пего один из параграфов. Выход в свет этой работы положил начало оформлению одной-единственной концепции развития истории нашей страны, которой должны были следовать все советские историки. И хотя часть фактов в учебнике была подтасована и искажена в угоду возвеличивания роли Сталина, каждое слово, каждое его положение должно было восприниматься как истина в последней инстанции. Успехи советской науки.Идеологические догмы и строгий партийный контроль сильно отразились па состоянии гуманитарных наук. Естественные науки, хотя и испытывали на себе последствия вмешательства партийных и карательных органов, достигли заметных успехов, продолжив славные традиции русской науки. Получила мировое признание советская физическая школа, представленная именами С. И. Вавилова (проблемы оптики), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. Л. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики) и др. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын, Б. В. и И. В. Курчатовы и др.). Весомый вклад в прикладную науку внесли работы ученых-химиков Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, А. Е. Фаворского, А. Н. Баха, С. В. Лебедева. Был открыт способ получения синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс, ценных органических продуктов и т. д. Крупных достижений добились советские биологи Н. И. Вавилов, Д. Н. Прянишников, В. Р. Вильяме, В. С. Пустовойт. Значительных успехов достигли математическая наука, астрономия, механика, физиология. Социалистический реализм. Советский кинематограф.В 30-е гг. был завершен процесс ликвидации разномыслия в художественной культуре. Искусство, полностью подчиненное партийной цензуре, обязано было следовать одному художественному направлению — социалистическому реализму. Политическая суть этого метода заключалась в том, что мастера искусства обязаны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была в действительности, а такой, какой она должна быть в обещанном социализме. Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспринимали. Ведь народ жил в атмосфере веры в то, что совершившийся переворот должен принести прекрасное «завтра», хотя «сегодня» было трудным. В сознании людей происходило размывание границ между желанным будущим и мнимым настоящим. Особенно большой вклад в создание подобного социально-психологического настроя внес кинематограф, ставший самым массовым видом искусства. И этому было свое объяснение. Советский кинематограф рождался вместе с революцией, впитывал в себя весь ее пафос. События 20-х, а затем 30-х гг. отражались в сознании людей не только через собственный опыт, но и через интерпретацию их кинематографом. Документальную хронику смотрела вся страна. Ее видел зритель, подчас не умевший читать, неспособный глубоко анализировать события, и он воспринимал окружающую жизнь не только как жестокую зримую действительность, но и как радостную эйфорию, льющуюся с экрана. Огромное воздействие кинодокументалистики на массовое сознание объясняется еще и тем, что на этом поприще трудились блистательные мастера (Д. Вертов, Э. Тиссэ, Э. Шуб, П. Новицкий, А. Згуриди). Не отставал и художественный кинематограф. Он находился под личным контролем Сталина. Многие лучшие художественные фильмы того времени были посвящены историко-революционной тематике: «Чапаев» (реж. братья Васильевы), трилогия о Максиме (реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг), «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Дзиган), «Депутат Балтики» (реж. А. Зархи и И. Хейфиц) и др. В 1931 г. на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» (реж. Н. Экк), повествующий о воспитании нового советского поколения. Этой же проблематике были посвящены фильмы С. Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель». В 1936 г. появилась первая цветная кинокартина «Груня Корнакова» (реж. Н. Экк). В этот же период закладываются традиции советского детского и юношеского кинематографа. Появляются киноверсии известных произведений В. Катаева («Белеет парус одинокий»), А. Гайдара («Тимур и его команда»), А. Толстого («Золотой ключик»). Для детей выпускались замечательные мультипликационные киноленты. Особой популярностью у людей всех возрастов пользовались музыкальные кинокомедии Г. Александрова «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», И. Пырьева «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух». Любимым жанром советских кинематографисте стали исторические картины. Фильмы «Петр I» (реж. В. Петров), «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» (реж. В. Пудовкин) и др. являлись, по сути, иллюстрацией сталинской концепции истории. Они лучше, нежели любой учебник, формировали нужные вождю стереотипы, способствуя созданию определенного психологического состояния общества. Яркие образы в фильмах 30-х гг. создали артисты II. Алейников, Б. Андреев, Б. Бабочкин, М. Бернес, М. Жаров, II. Крючков, М. Ладынина, Т. Макарова, Л. Орлова и др. «Нам песня строить и жить помогает».Музыкальная жизнь страны в 30-е гг. связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского. В этот период были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: Квартет им. Л. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии и др. Однако судьба «серьезной» музыки была наиболее показательна с точки зрения претворения в жизнь одного из главных сталинских принципов в области культурной политики, гласившего, что искусство должно быть «понятно народу». Были решительно пресечены любые новаторские поиски в оперной, симфонической, камерной музыке. При оценке тех или иных музыкальных произведений сказывались личные эстетические вкусы партийных вождей. Об этом свидетельствует, например, критика в печати оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и балета «Светлый ручей» Д. Шостаковича. Наибольшего расцвета в 30-е гг. достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества — песенная. На этом поприще творили талантливые композиторы — И. Дунаевский, Б. Мокроусов, М. Блантер, братья Покрасс и др. Простые, легко запоминающиеся мелодии песен этих авторов были у всех на слуху, они звучали дома и па улице, лились с киноэкранов и из репродукторов. И вместе с мажорной, бодрой музыкой звучали незамысловатые стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина. Пафос этих песен не соответствовал реалиям жизни, но их ромаптико-революционпая приподнятость оказывала сильнейшее воздействие на человека. Изобразительное искусство. Архитектура.Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера изобразительного искусства. Закончилось время поиска новых форм, сосуществования различных художественных стилей. Перед художниками была поставлена задача «предугадать будущее и выразить его в картине», и притом так, чтобы это было «общедоступно». Главным критерием оценки художника являлась не его творческая индивидуальность, а идейная направленность сюжета. Отсюда пренебрежительное отношение к жанру натюрморта, пейзажа, хотя в этой области творили такие талантливые художники, как П. Кончалов-ский, А. Лентулов, М. Сарьян. Ведущими теперь стали иные художники. Среди них главное место занимает Б. Иогансон. Его картины «Рабфак идет (Вузовцы)», «Допрос коммунистов» и др. стали классикой соцреализма. Много работают А. Дейнека, создавший свое знаменитое поэтическое полотно «Буду-1цие летчики», М Нестеров (серия портретов советской интеллигенции) и др. Официально при iiiainii.ie художники создавали образ ликующей, праздничной жизни 30-х i г. Подобные настроения характерны для талантливой картины Ю. Пименова «Новая Москва». В 30-е г г значительное внимание уделялось развитию всех видов монументального искусства. Монументы Ленину, Сталину, руководителям партии и государства, революционерам и героям Гражданской войны, ученым и литераторам стали непременным атрибутом юродской жизни. Рубежным событием в становлении советской монументальной скульптуры стало участие СССР в международной выставке «Искусство, техника и современная жизнь» в Париже в 1937 i Здание советского павильона, построенного по проекту Б. Иофана, венчала поднятая на 33-метровом пилоне скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница», воплотившая идеал целой эпохи. Грандиозные сталинские планы нашли свое воплощение не только в гигантских индустриальных стройках, но и в грандиозных культурных проектах и смыслах' Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, канал имени Москвы, строительство метрополитена в Москве, клубов, дворцов культуры, театров, санаториев. При этом недавние модернистские и конструктивистские поиски были прекращены. Архитектура 30-х гг. отличается пышностью и великолепием, монументальностью, тяготением к традициям неоклассицизма Для осуществления новых архитектурных планов нередко сносились и уничтожались здания, имеющие историческую ценность. Особенно безжалостно разрушались церкви. Одним из примеров деятельности подобного рода стал взрыв в 1931 г. в Москве храма Христа Спасителя, на месте которого планировалось возвести Дворец Советов, увенчанный огромной скульптурой Ленина. Чудом подобной участи избежал храм Василия Блаженного на Красной площади. Литература. Театр.Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура не могли не оказать влияния на общий уровень массовой литературной продукции. Появляются произведения-однодневки, напоминающие скорее передовые статьи в газетах. Но тем не менее даже в эти неблагоприятные для свободного творчества годы русская советская литература была представлена талантливыми писателями, создавшими значительные произведения. В 1931 г. окончательно вернулся на родину М. Горький. Здесь он закончил свой роман «Жизнь Клима Самгина», написал пьесы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие». А. Н. Толстой также на родине поставил последнюю точку в трилогии «Хождение по мукам», создал роман «Петр 1» и другие произведения. М. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, пишет роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины». М. А. Булгаков подарил миру книгу «Мастер и Маргарита» (правда, тогда не опубликованную). А ведь были еще книги Л. Леонова, А. Платонова, П. Бажова, К. Паустовского и многих других писателей; стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, П. Васильева, А. Твардовского. Существовала прекрасная детская литература — книги К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, С.-Михалкова, Б. Житкова, Л. Пантелеева, В. Бианки, Л. Кассиля и др. С конца 20-х гг. на театральных подмостках утвердились пьесы драматургов Н. Погодина («Человек с ружьем»), А. Корнейчука («Гибель эскадры», «Платон Кречет»), В. Вишневского («Оптимистическая трагедия») и др. В репертуар всех театров были включены пьесы М. Горького «Враги», «Мещане», «Дачники», «Варвары» и др. Согласно канонам соцреализма образцом в театральном искусстве стал МХАТ. В нем собрались лучшие актерские силы страны: О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, И. М. Москвин. Рядом с ними выросло новое, не менее блестящее поколение — О. Андровская, А. Грибов, Б. Добронравов, К. Еланская, Б. Ливанов, А. Степанова, А. Тарасова, М. Яншин и др. Важнейшей чертой культурной революции стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счет не только увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества; устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ. Широкое распространение получило физкультурное движение. Приметы времени.Советский народ в 30-е гг. жил как бы в нескольких измерениях. Немногочисленные гости из-за рубежа единодушно отмечали атмосферу удивительной приподнятости, веры людей в то, что они вершат великие дела. Вся страна жила в едином ритме: пела жизнеутверждающие марши; смотрела оптимистические фильмы; восторженно приветствовала легендарных летчиков, совершивших в 1937 г. беспосадочный перелет в Америку: В. Чкалова, Г. Байдукова, А. Белякова; тревожилась за судьбу полярников; принимала детей испанских республиканцев. Подростки мечтали сражаться с фашистами в Испании, очень высок был престиж Красной армии, народными кумирами стали пограничники, сражавшиеся у озера Хасан. И со всех сторон — с плакатов, фотографий, картин, с газетных страниц и с киноэкрана — смотрел великий вождь, мудрый Сталин. Материализовавшимися символами величия сталинского государства стали Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, похожие на дворцы залы станций Московского метро, гостиница «Москва», Крымский мост через Москву-реку и грандиозная скульптурная композиция В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Это парадное государственное великолепие уживалось с очень скромными жизненными благами большинства населения страны. Веселая, радостная жизнь проходила на фоне судебных процессов над «врагами народа». В каждую семью в любой момент могла постучаться беда. Тихий звук тормозов па ночной улице, настойчивый стук в дверь заставляли людей сжиматься в страхе. Жуткая атмосфера ночных арестов витала над страной. Таким образом, развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. Образование, паука, литература, художественная культура были взяты под строгий партийный контроль, испытывали идеологическое давление. Тем не менее советская культура имела большие достижения. ДОКУМЕНТЫ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 338. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |