1.
| Алексеев, А.Д.Русская фортепианная музыка. Конец XIX – начало XX вв. – М., 1969.
|
2.
| Альшванг, А. Опыт анализа творчества П.И. Чайковского. - М., Л., 1951.
|
3.
| Арановский, М. Романтизм и русская музыка XIX века. / Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 4. – М., 1965.
|
4.
| Арановский, М. Симфонические искания. – Л., 1979.
|
5.
| Асафьев, Б.В. А.С. Даргомыжский. «Русалка». Впечатления и мысли / Асафьев Б.В. Об опере. – М., 1985.
|
6.
| Асафьев, Б.В. Композиторы первой половины XIX века. / Асафьев Б.В. Избранные труды. Т. 4. – М., 1965.
|
7.
| Асафьев, Б.В.Музыкально-драматургическая концепция оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» / Асафьев Б.В. Избранные труды. Т. 3. – М., 1954.
|
8.
| Асафьев, Б.В. Русская музыка (XIX – начала XX вв.). – Л., 1979.
|
9.
| Асафьев, Б.В.Статьи о А.К. Лядове. / Асафьев Б.В. Избранные труды. Т. 2. – М., 1954.
|
10.
| Балакирев, М.А., Стасов, В.В.Переписка. Тт. 1, 2. – М., 1970-1971.
|
11.
| Баренбойм, Л. Антон Григорьевич Рубинштейн. В 2-х тт. – Л., 1962.
|
12.
| Белый, А.Символизм как миропонимание. – М., 1994.
|
13.
| Бернандт, Г. С.И. Танеев. – М., 1983.
|
14.
| Беседы с А. Шнитке. – М., 1994.
|
15.
| Бобровский, В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления: очерки / Отв. Ред. и авт. предисл. Е.И. Чигирева. – М.: Ком Книга, 2008. – 324 с.
|
16.
| Бородин, А.П. Критические статьи. – М., 1982.
|
17.
| Брянцева, В. С.В. Рахманинов. – М., 1976.
|
18.
| Варуну, В. Музыкальный неоклассицизм. – М., 1988.
|
19.
| Васина-Гроссман, В.А. Музыка и проза / Типология русского реализма второй половины XIX века. – М., 1979.
|
20.
| Васина-Гроссман, В.А. Русский классический романс XIX века. – М., 1956.
|
21.
| Воспоминания о С.В. Рахманинове / Сост. З. Апетян В 2-х томах. – М., 1988.
|
22.
| Гаккель, Л. Фортепианная музыка XX века. – Л., 1989.
|
23.
| Ганина, М. А.К. Глазунов. – Л., 1961.
|
24.
| Герасимова-Персидская, Н. Русская музыка XVII века: встреча двух эпох. – М..1994.
|
25.
| Глазунов, А.К. Исследования. Материалы. Публикации. Письма. – Л., 1960.
|
26.
| Глинка, М.И. Исследования и материалы. – М., 1950.
|
27.
| Глинка, М.И. Литературное наследие. Тт. 1, 2. – М.-Л., 1952-53.
|
28.
| Головинский, Г.М.П. Мусоргский и фольклор. – М.. 1990.
|
29.
| Григорьева, Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. – М., 1989.
|
30.
| Гуляницкая, Н.С. Методы науки о музыке: Исследование. – М.: Музыка, 2009. – 256 с.
|
31.
| Данилевич, Л. Д. Шостакович. Жизнь и творчество. – М., 1980.
|
32.
| Даргомыжский, А.С.Автобиография. Письма. Воспоминания современников. – СПб., 1921.
|
33.
| Дельсон, В. А.Н. Скрябин. – М., 1971.
|
34.
| Друскин, М.С. Игорь Стравинский. – Л., 1974.
|
35.
| Дурандина, Е.Е. Вокальное творчество М.П. Мусоргского. – М., 1985.
|
36.
| Евсеев, С.В. Русские песни в обработке А.К. Лядова. – М., 1965.
|
37.
| Иванов, В. Родное и вселенское. – М., 1994.
|
38.
| Иконников, А. Художник наших дней – Н.Я. Мясковский. – М., 1980.
|
39.
| История музыки народов СССР. Тт. 1-7. – М., 1970-1991.
|
40.
| История современной отечественной музыки. Вып. 2. / Под ред. Тараканова М.Е. – М., 1999.
|
41.
| Кандинский, А.И. О реализме и романтизме в русской музыке второй половины XIX века / Вопросы методологии советского музыкознания. – М., 1981.
|
42.
| Кандинский, А.И. Симфонические произведения М.А. Балакирева. – М., Л., 1960.
|
43.
| Каратыгин, В.Г. Памяти П.И. Чайковского / Избранные статьи. – М., – Л., 1955.
|
44.
| Катонова, С. Музыка советского балета. – Л., 1990.
|
45.
| Кашкин, Н.Д. Воспоминания о П.И. Чайковском. – М., 1954.
|
46.
| Келдыш, Ю.В. А.К. Глазунов – симфонист / Келдыш Ю.В. Очерки и исследования по истории русской музыки. – М., 1978.
|
47.
| Келдыш, Ю.К. К проблеме происхождения знаменного распева / Келдыш Ю.К. Очерки и исследования по истории русской музыки. – М., 1978.
|
48.
| Келдыш, Ю.К.Русская музыка XVIII века. – М., 1965.
|
49.
| Келдыш, Ю.К. С.В. Рахманинов и его время.
|
50.
| Книга о Г.В. Свиридове: Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки / Сост. А. Золотов – М., 1983.
|
51.
| Композиторы «Могучей кучки» о народной музыке. – М.. 1951.
|
52.
| Композиторы «Могучей кучки» об опере. – М., 1955.
|
53.
| Композиторы о современной композиции: хрестоматия / ред.-сост. Т.С. Кюрегян, В.С. Ценова. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. – 356 с.
|
54.
| Корабельникова, Л. Творчество С.И. Танеева. – М., 1986.
|
55.
| Красовская, В. Русский балетный театр второй половины XIX века. – Л., – М., 1963.
|
56.
| Кремлев, Ю.А.Симфонии П.И. Чайковского. – М., 1955.
|
57.
| Кюи, Ц.А. Избранные письма. – Л., 1955.
|
58.
| Кюи, Ц.А. Избранные статьи. – Л.. 1952.
|
59.
| Ларош, Г.А. Избранные статьи. Вып. 1-4. – Л., 1974-77.
|
60.
| Левашева, О. М.И. Глинка. Кн. 1, 2. – М., 1988.
|
61.
| Левая, Т. Русская музыка начал XX века в художественном контексте эпохи. – М., 1991.
|
62.
| Ливанова, Т.Н. Русская музыкальная культура XVIII в. в ее связях с литературой, театром, бытом. Тт. 1-2. – М., 1952-53.
|
63.
| Ливанова, Т.Н., Протопопов, В.В.М.И. Глинка. Тт. 1, 2. – М., 1955.
|
64.
| Лихачева, И. Музыкальный театр Родиона Щедрина. – М., 1977.
|
65.
| М.П. Мусоргский в воспоминаниях современников. – М., 1989.
|
66.
| Мазель, Л.А. Этюды о Д.Д. Шостаковиче. – М., 1986.
|
67.
| Метнер, Н.К. Воспоминания. Статьи. Материалы. – М., 1981.
|
68.
| Михайлов, М. А.К. Лядов. – М., 1961.
|
69.
| Музыка XX века: очерки. – М., 1976, 1977, 1980.
|
70.
| Музыкальный мир Георгия Свиридова: сборник статей / Сост. Белоненко А. – М., 1990.
|
71.
| Мусоргский, М.П. Литературное наследие. – М.. 1971.
|
72.
| Мясковский, Н.Я.Статьи, письма, воспоминания. Тт. 1, 2. – М., 1968.
|
73.
| Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 248 с.: ноты.
|
74.
| Неизвестный Николай Мясковский. Взгляд из XXI века. Сборник статей. – М., 2006. – 224 с.
|
75.
| Нестьев, И.В. Жизнь Сергея Прокофьева. – М., 1973.
|
76.
| Никитина, Л.Д. Советская музыка: история и современность. – М., 1991.
|
77.
| Николаев, А.А. Фортепианное наследие П.И. Чайковского. – М., 1958.
|
78.
| Николаева, А.И.Методика практической реализации стилевого педагогического подхода на занятиях в музыкально-исполнительских классах. Учебное пособие. Часть I. – М.: МПГУ, 2011. – 32 с.
|
79.
| Николаева, А.И. Методика практической реализации стилевого педагогического подхода на занятиях в музыкально-исполнительских классах. Учебное пособие. Часть II. – М.: МПГУ, 2012. – 52 с.
|
80.
| Орлова, Е.М. П.И. Чайковский. – М., 1980.
|
81.
| Орлова, Е.М. Романсы П.И. Чайковского. – М., Л., 1948.
|
82.
| Оссовский, А.В. А.К. Глазунов. /Оссовский А.В. Воспоминания. Исследования. – Л., 1968.
|
83.
| Отечественная музыкальная литература. 1917-1985. Вып. 1. – М., 1996.
|
84.
| Памяти С.И. Танеева. 1856-1946 / Под ред. В. Протопопова. – М., Л., 1947.
|
85.
| Пекелис, М. А.С. Даргомыжский и его окружение. Тт. 1, 2. – М., 1973.
|
86.
| Прокофьев, С.С. Автобиография. – М., 1973.
|
87.
| Прокофьев, С.С. Материалы, документы, воспоминания. – М., 1961.
|
88.
| Рахманинов, С.В.Литературное наследие. В 3-х томах. – М., 1978-1980.
|
89.
| Римский-Корсаков, Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. – М.. 1980.
|
90.
| Римский-Корсаков, Н.А.Музыкальное наследство. В 2-х тт. – М.. 1954.
|
91.
| Рубинштейн, А.Г. Литературное наследие. Тт. 1-3. – М., 1983-86.
|
92.
| Рубцова, В.В. А.Н. Скрябин. – М., 1989.
|
93.
| Русская литература конца XIX – начала XX вв. – М., 1971.
|
94.
| Русская музыка на рубеже XX века. – М., Л., 1966.
|
95.
| Русская художественная культура конца XIX – начала XX вв. Кн. 1-4. – М., 1968.
|
96.
| Сабанеев, Л. Воспоминания о Скрябине. – М.: Классика-XXI, 2003. – 400 с.
|
97.
| Сабинина, М. Д.Д. Шостакович – симфонист. – М., 1976.
|
98.
| Серов, А.Н. Статьи о А.С. Даргомыжском / Серов А.Н. Избранные статьи. Тт. 1, 2. – М., 1950, 1967.
|
99.
| Серов, А.Н. Статьи о М.И. Глинке / Серов А.Н. Избранные статьи. Тт. 1, 2. – М., 1967.
|
100.
| Серов, А.Н. Статьи о музыке. Вып. 1-7. – М., 1985-1991.
|
101.
| Скребков, С. Русская хоровая музыка XVII – начала XVIII вв. – М., 1968.
|
102.
| Скребков, С.Симфоническая полифония П.И. Чайковского / Избран. статьи. – М., 1980.
|
103.
| Скрябин, А.Н.Письма. – М., 1965.
|
104.
| Скрябин, А.Н. Сборник статей: К столетию со дня рождения. – М., 1965.
|
105.
| Слонимский, Ю.П. П.И. Чайковский и балетный театр его времени. – М., 1956.
|
106.
| Советская музыкальная литература. Вып. 1. – М., 1977.
|
107.
| Соллертинский, И. Исторические типы симфонической драматургии / И. Соллертинский Исторические этюды. – Л., 1963.
|
108.
| Соловцов, А. Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова. – М.. 1969.
|
109.
| Соловцов, А. С.В. Рахманинов. М., Л., 1969.
|
110.
| Сохор, А.Н. А.П. Бородин. – М., Л., 1965.
|
111.
| Сохор, А.Н. Г.В. Свиридов. – М., 1972.
|
112.
| Стасов, В.В. А.П. Бородин. – М., 1954.
|
113.
| Стасов, В.В. Избранные статьи о М.П. Мусоргском. – М., 1952.
|
114.
| Стасов, В.В. Статьи о музыке. Вып. 1-5а. – М., 1975-1980.
|
115.
| Стасов, В.В. Статьи о Н.А. Римском-Корсакове. – М., 1963.
|
116.
| Стилевые особенности русской музыки XIX – XX веков. – Л., 1983.
|
117.
| Стравинский, И.Ф.Диалоги. – Л., 1977.
|
118.
| Стравинский, И.Ф.Статьи и материалы. – М., 1973.
|
119.
| Стравинский, И.Ф. Статьи. Воспоминания. – М., 1985.
|
120.
| Танеев, С.И. Дневники. Кн. 1-3. – М., 1983-85.
|
121.
| Танеев, С.И. Материалы и документы. Переписка и воспоминания. – М., 1952.
|
122.
| Тараканов, М.Е. Стиль симфоний С.С. Прокофьева. – М., 1968.
|
123.
| Тараканов, М.Е. Творчество Родиона Щедрина. – М., 1980.
|
124.
| Туманина, Н. П.И. Чайковский. Великий мастер. – М., 1968.
|
125.
| Туманина, Н. П.И. Чайковский. Путь к творчеству. – М., 1962.
|
126.
| Успенский, Н. Образцы древнерусского певческого искусства. – Л., 1971.
|
127.
| Федорова, Г. М.А. Балакирев. – М., Л., 1951.
|
128.
| Холопова, В.Н. Николай Бердяев и София Губайдуллина: в той же части Вселенной / Советская музыка, 1991, № 10.
|
129.
| Холопова, В.Н. Типы новаторства в музыкальном языке русских советских композиторов среднего поколения. /Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. – М., 1982.
|
130.
| Холопова, В.Н., Чигарева, Е. Альфред Шнитке. – М., 1990.
|
131.
| Цуккерман, В.А. «Камаринская» М.И. Глинки и ее традиции в русской музыке. – М., 1957.
|
132.
| Цуккерман, В.А. Выразительные средства лирики П.И. Чайковского. – М., 1971.
|
133.
| Чайковский, П.И. Вопросы истории и стиля: Сб. статей. – М., 1989.
|
134.
| Чайковский, П.И.О композиторском творчестве и мастерстве. – М., 1964.
|
135.
| Чайковский, П.И. О программной музыке. – М., Л., 1952.
|
136.
| Чайковский, П.И. О России и русской культуре. – М., 1961.
|
137.
| Чайковский, П.И. Об опере и балете. – М., 1960.
|
138.
| Черты стиля Д.Д. Шостаковича: сборник статей. – М., 1962.
|
139.
| Шлифштейн, С. М.П. Мусоргский. – М., 1975.
|
140.
| Щербакова, А.И. Философия музыки и музыкального образования. Часть I. Учебное пособие. – М.: ООО «Учебно-методический издательский центр “ГРАФ-ПРЕСС”», 2008. – 256 с.
|
141.
| Щербакова, А.И. Философия музыки и музыкального образования. Часть II. Учебное пособие. – М.: ООО «Учебно-методический издательский центр “ГРАФ-ПРЕСС”», 2008. – 320 с.
|
142.
| Ярустовский, Б.М.Оперная драматургия П.И. Чайковского. М., Л., 1947.
|
Данное учебное пособие является дополнением к основным учебникам по истории музыки, рекомендованным для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профили – «Музыка», «Дополнительное музыкальное образование»). Его основная задача состоит в систематизации изучаемого фактического материала и его теоретическом осмыслении, создании сквозных исторических линий музыкальных стилей и жанров.
Согласно ФГОС курс истории музыкального искусства нацелен на формирование профессиональных компетенций, связанных со знанием направлений, стилей и жанров зарубежной и отечественной музыки, исторических этапов в развитии национальных музыкальных культур, художественно-стилевых и национально-стилевых направлений в области музыкального искусства от древности до начала XXI века, на изучение композиторского творчества в культурно-эстетическом и историческом контексте.
Изложенный практический материал, задания для самостоятельной работы студентов помогут в целенаправленном освоении курса истории музыкального искусства как учебной дисциплины для будущих преподавателей музыки и специалистов в области дополнительного музыкального образования. Систематическая работа по освоению курса будет способствовать умению излагать и критически осмысливать базовые представления по истории музыкального искусства, рассматривать музыкально-исторические события в динамике социально-культурных процессов, овладению профессиональным понятийным аппаратом в области истории музыкального искусства.