Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Польская и венгерская музыкальная культура XIX века




Развитие польского национального искусства и литературы. Творчество польских композиторов: Ю. Эльснера, М. Каменьского, М. Огиньского, М. Шимановской, С. Монюшко. Круг образов польской народной музыки – отражение эпических картин, крестьянской жизни. Связь песенного начала с танцевальным. Народные танцы. Народное инструментальное исполнительство.

Фридерик Шопен (1810-1849). Значение искусства Ф. Шопена в польской и мировой музыке. Творческий путь. Характерные черты стиля Ф. Шопена. Новаторство в трактовке разнообразных жанров фортепианной музыки и их форм. Характер претворения фольклорных элементов. Проблема своеобразия ладовой и мелодико-ритмической структуры в мазурках. Героико-патриотическая концепция полонезов, драматизм содержания, масштабность формы. 24 прелюдии. Широкий круг тем и музыкальных образов. Многообразие жанров и их параллели с другими сочинениями. Поэтическая трактовка жанра ноктюрна. Преломление бытовых жанров, их поэтизация (вальсы). Особенности одночастных поэмных форм (баллад, скерцо, фантазий).

Романтическое претворение симфонической драматургии. Концерты. Соната h-moll – концепция сонатной драматургии.

Историческое значение наследия Ф. Шопена в мировой музыкальной культуре.

Ференц Эркель (1810-1893) – создатель венгерской национальной романтической оперы. Роль Ф. Эркеля в развитии музыкально-театральной и концертной жизни Венгрии. Основание в 1853 году в Пеште филармонического общества и в 1875 году музыкальной Академии.

Ференц Лист (1811-1886).Мировое значение композиторской, исполнительской, общественно-музыкальной, педагогической и критической деятельности Ф. Листа. Творческий путь. Эстетические воззрения. Широкий круг тем и образов, активное обращение к героической тематике. Ф. Лист – создатель жанра программной симфонической поэмы. Образцы мировой литературы, их романтическая трактовка. Принципы монотематизма. Внутренняя цикличность одночастных форм. Претворение принципов поэмности в жанре симфонии. «Фауст-симфония» – гениальное воплощение трагедии Гете.

Фортепианное творчество. Обогащение выразительных, тембральных и технических приемов. Фортепианный цикл «Годы странствий». Симфонизация жанра фортепианного концерта. Соната h-moll как симфоническая поэма для фортепиано. Венгерские рапсодии.

Значение творчества Ф. Листа.

 

Австро-немецкая музыкальная культура

Второй половины XIX века

Музыкальная жизнь Германии и Австрии. Рост демократических тенденций. Концертная и музыкально-театральная жизнь. Особая роль таких городов, как Берлин, Лейпциг, Веймар, Байрейт. Противоречия между различными творческими направлениями, в частности, между сторонниками Р. Вагнера и И. Брамса (Э. Ганслик, А. Амброс).

Рихард Вагнер (1813-1883). Творческий путь. Эстетические и философские взгляды. Деятельность Р. Вагнера как композитора, музыкального критика, поэта, дирижера. Освоение различных жанров оперной драматургии. Оперы 40-х годов: «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин» – новый этап в развитии немецкой романтической оперы. Кристаллизация принципов музыкальной драмы. Усиление роли оркестра, сквозное развитие действия, система лейтмотивов, деление на сцены.

«Тристан и Изольда» – психологическая музыкальная драма. Эмоциональная выразительность вокально-речевого интонирования. Мелодическая и гармоническая яркость основных лейтмотивов, их роль в симфоническом развитии этапов драмы. Интонационно-тембровое богатство оркестра.

«Нюрнбергские мейстерзингеры». Обобщение классических традиций немецкой музыки. Связи с музыкальной комедией и музыкальной драмой. Богатство вокальных форм, яркость претворения национальных песенных традиций, мастерство полифонического развития.

Тетралогия «Кольцо Нибелунга». Воплощение оперно-реформаторских идей. Героико-эпические и философско-психологические тенденции опер. Образно-звуковое богатство партитуры тетралогии, возвышенный строй ее музыки, драматический размах, богатство психологических оттенков, красочность картин природы.

Музыкальный язык Р. Вагнера. Интонационная яркость тематизма, новые гармонические средства выразительности, полифоничность фактуры. Интонационно-колористические достижения в оркестровке. Симфонические принципы музыкальной драмы Р. Вагнера. Влияние идей и новаторских достижений Р. Вагнера на развитие европейской музыки.

Оценка творчества Р. Вагнера русскими композиторами и критиками XIX века.

Иоганнес Брамс (1833-1897) и немецкая музыка его времени. Связи И. Брамса с австрийской культурой. Песенная основа творчества, связи с фольклором различных стран. Романтический склад его музыки при сохранении классических традиций. Их новаторская трактовка. Симфоническое творчество. Синтез бетховенских и шубертовских традиций в симфонизме композитора. Четвертая симфония. Лирико-философское содержание. Своеобразие тематизма, структуры, принципов развития. Особенности драматургии, черты сквозного развития.

Фортепианное творчество. Синтез классических и романтических тенденций в фортепианном стиле и трактовке жанров.

Антон Брукнер (1824-1896). Крупнейший симфонист и органист. Своеобразие симфонической концепции А. Брукнера. Значение эпического начала. Широкое использование в мелосе интонаций хорала и австрийской народной песенности. Симфония № 7. Мастерское владение полифонией. Драматичное противопоставление полярных чувств и образов, масштабность развития, монументальность строения симфонического цикла. Оркестр А. Брукнера.

Иоганн Штраус (1825-1899) – австрийский мастер высокохудожественной бытовой музыки. Трактовка И. Штраусом вальса, польки, галопа, чардаша. Оперетты И. Штрауса. «Летучая мышь» – яркий образец венской танцевальной оперетты. Напевная мелодика, разнообразие ритмов, выразительная оркестровка.

 

Французская музыкальная культура

Второй половины XIX века

Разнообразие жанров французского музыкального искусства. Лирическая опера и ее развитие в творчестве К. Сен-Санса, Ж. Массне, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Л. Делиба, А. Тома. Использование сюжетов мировой литературы, характер их переосмысления, опора на бытовые музыкальные жанры. Возникновение в 50-х годах жанра оперетты, связь нового жанра с классической оперой, водевилем, искусством французских шансонье. Творчество Ф. Эрве, Ж. Оффенбаха, Ш. Лекока, Р. Планкета. Интенсивное развитие симфонической и камерно-инструментальной музыки. Появление значительного числа непрограммных сочинений – симфоний, сюит, концертов, камерных ансамблей, сольных инструментальных пьес. Новый этап в развитии французской камерной вокальной лирики.

Творчество Жака Оффенбаха (1819-1880). Ж. Оффенбах – классик французской оперетты. Многообразие сюжетов. Использование французского городского фольклора. Жанровая основа музыки (баркарола, болеро, куплеты, кадриль). Оперетта «Прекрасная Елена» и опера «Сказки Гофмана».

Шарль Гуно (1818-1893). Оперное творчество Ш. Гуно и его вклад в развитие жанра лирической оперы. «Фауст» – лучший образец жанра. Трактовка сюжета Гете как лирической драмы. Музыкальные характеристики основных героев, ясность и законченность музыкально-драматургической композиции, выразительность мелодики, оригинальность оркестрового письма.

Творчество Жоржа Бизе (1838-1875). Творческий путь. Драматизация жанра лирической оперы. «Кармен». Особенности драматургии. Яркое раскрытие характеров в их психологической сложности и развитии. Опора на испанско-цыганский и внеевропейский фольклор. Принципы сквозного развития и «обобщение через жанр». Острота драматического конфликта. Связь с «номерной» оперой.

Музыка к драме А. Доде «Арлезианка»: красочные картины крестьянского быта и массовых сцен наряду с тонкой передачей лирических настроений и душевных конфликтов. Национальное и индивидуальное своеобразие музыкального языка. Особенности музыкальной драматургии.

Творчество Сезара Франка (1822-1890). Основные жанры. Сочетание классической завершенности с романтической импровизационностью. Богатство и тонкость гармонического языка, значение полифонических жанров и приемов развития в творчестве С. Франка. Прелюдия, хорал и фуга.

Камиль Сен-Санс (1835-1921), его значительный вклад в развитие французской инструментальной музыки. Проявление сильных сторон таланта композитора в области концертно-виртуозной музыки: рельефность, «броскость» тематизма, опора на народно-бытовые жанры (преимущественно в финальных частях). Сюита «Карнавал животных».

Поль Дюка (1865-1935) и его скерцо «Ученик чародея».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 361.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...