Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные периоды в истории римской юриспруденции. Деятельность юристов в царский период и республиканскую эпоху. Жрецы-понтифики.




Билет №1

1. Основные периоды в истории римской юриспруденции. Деятельность юристов в царский период и республиканскую эпоху. Жрецы-понтифики.

2. Становление сравнительного правоведения как метода юридической науки.

 

Основные периоды в истории римской юриспруденции. Деятельность юристов в царский период и республиканскую эпоху. Жрецы-понтифики.

 

Один ученый сказал, что Рим трижды покорял народы мира: вначале - силой оружия, затем - христианством, и, наконец, - римским правом. Право, выработанное Римом, - Римское право - явилось наиболее развитой и законченной системой права общества. Римское право пережило своего создателя- античное (рабовладельческое) общество. Оно непосредственно и опосредованно легло в основу гражданского, частью уголовного и государственного прав многих феодальных, а затем буржуазных государств.

       История Западной римской империи насчитывает около 1200 лет. Начальной датой принято считать 754 или 753 год до н.э., то есть год основания города Рима. Конечной датой – 476 год н.э., когда римская империя была завоевана германскими племенами.

       Различают:

       -период царей – VIII-VI века до н.э.

       -период республики – V-I века до н.э.

    ранняя республика-V-III века до н.э.

    поздняя республика – II-I до н.э.

       -период империи – I-V века н.э.

    принципат – I-III н.э.

    доминат – IV-V н.э.

 

       Основные периоды в истории римской юриспруденции:

- древнейший (архаический) -753-367 до н.э. (период царей);

- предклассический – 367-27 до н.э. (период республики);

- классический – 27 год до н.э. – 235 год н.э. (период империи: принципат);

- постклассический –IV-V н.э. (период империи: доминат);

- юстиниановский период – 527-562 н.э. (период империи: доминат).

 

       На каждом этапе своей исторической эволюции римское право приобретало свои особые черты и не оставалось неизменным. Зарождаясь, институты римского публичного и частного права эволюционировали, преобразовывались, отмирали и трансформировались. Римское право в этом смысле подобно живому организму имеет время своего зарождения (архаический период), формирования и рождения (предклассический период), расцвета (классический период), упадка и «смерти»(постклассический период) и «возрождения» (юстинианов период).

       Для каждого периода развития римского права были характерны свои преобладающие или даже только ему присущие источники права. Для древнейшего периода - обычаи, постановления народных собраний; предклассический период - деятельность юристов, постановления сената, преторский эдикт; классический период- постоянный эдикт и деятельность юристов; постклассический период- общие законы, преобладают императорские указы-эдикты и рескрипты; юстиниановский период- период кодификации.

 

Деятельность юристов в царский период и республиканскую эпоху. Книга об исках и судебный календарь

       Царский период характеризуется как период начального формирования римского права. Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов. Основное достижение данного периода - Законы 12 таблиц. Все его принципы и институты подчинены традиции медленно ломающегося в социальном смысле патриархально-общинного строя, право существует только в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей и вместе с тем привилегий, оно неразрывно с юридической практикой жрецов-понтификов, пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началам.

       Римская юридическая практика начинается с деятельности жреческих коллегий. Понтифики - члены одной из важнейших жреческих коллегий, ведавшей общегосударственными религиозными обрядами и другими вопросами сакрального права (право, касающееся жрецов в их отношении к государству и его институтам), а также составлением и исправлением календаря, списков консулов с ежегодными записями важнейших событий. Главная обязанность - блюсти мир между богами и людьми. Деятельность понтификов тесно была связана с важнейшими событиями в жизни города, более того, именно их коллегия определяла, что полезно, а что не полезно римскому народу и направляла деятельность государственных лиц, они являлись главными хранителями, комментаторами норм права. В их руках было судопроизводство, контроль над деятельностью должностных лиц и обычных граждан. Они составили первые календари, которые имели не только религиозное, но и светское значение.

       Формулы судебных исков составляли понтифики. Они же занимались толкованием Законов. Распространяя значение слов на другие явления, создавая новые институты на основе старых ритуальных форм, облекая типичные волеизъявления в строгие формулы заявлений при сделках, влияя на решение суда, они создали римское гражданское право в его первичном виде. Понтифики обладали монополией на толкование XII таблиц и составление судебных исков по запросу частных лиц, однако их роль при этом была именно консультационная, поскольку информация о Законах, хранившихся в храме Сатурна вместе с государственным архивом, не была поставлена под контроль коллегии. Разумеется, практический интерес граждан сосредоточивался на составлении исков, что объективно ставило их в зависимость от знатоков. Отсюда - устойчивая традиция о том, что понтифики хранили Законы в секрете. Заслуживающая доверия в отношении религиозных установлений и календаря (хотя и здесь трудно говорить о тайне: некоторые процедуры судебного преследования в XII таблицах предполагают строгий учет времени по фазам Луны, что, видимо, требовало особых навыков), эта легенда применительно к формулам исков отражает лишь профессиональную монополию коллегии понтификов на толкование Законов и юридические консультации. Иски имели фиксированную языковую форму, и проблему составляло не знание формул, а умение их правильно применять.

       Понтифики представляли собой особую касту, представители которой толковали закон, причем не посвящали массы в свои юридические тайны. По преданию, некий Флавий похитил и обнародовал собрание формуляров или трафаретов исковых производств (legis actiohes), а также календарь, содержавший указание, в какие дни можно вести судебные дела. Предание говорит об издании Флавием даже отдельного юридического сборника, получившего (по его имени) название ius Flavianum. Критики-историки ставят под сомнение существование этого сборника (до нас не дошел). На полстолетия позже первый консул из плебеев — Тиберий Корунканий сделал свои консультации публичными. Юриспруденция перестала составлять монополию и тайну жрецов и оказалась доступной и светским лицам, что подорвало монополию понтификов на толкование законов 12 таблиц и составление суд.исков. Иски в этот период имели строго фиксированную форму и применение их для непосвященных было тайной, люди зависели от понтификов.

       В подчинении у понтификов находились жрецы и жреческие коллегии, в круг обязанностей понтификов входило общее руководство религиозными действиями всех уровней. До конца 4 в. до н. э. понтификам принадлежало также толкование гражданского права, ими был выработан ряд процессуальных формул, составивших основу римского судопроизводства. Понтифики назначались, а позднее избирались пожизненно. С 300 г. до н. э. представители плебеев были допущены к этой должности наравне с патрициями. Главную роль среди понтификов играл так называемый великий понтифик. В 63 г. до н. э. великим понтификом был избран Юлий Цезарь. Именно в должности понтифика Цезарем был учрежден названный по его имени юлианский календарь.

       Коллегия понтификов — совет понтификов; высший жреческий институт царского и республиканского периода, возглавлявшийся Великим понтификом, который до III века до н. э. выбирался из её членов. В коллегии сосредоточивалось знание и хранение сакрального права, вырабатывались правила его толкования, велись записи юридических прецедентов и давались компетентные юридические советы.

                   Республиканская эпоха

       Со 2 века до н.э. начинает развиваться теоретическая юриспруденция. К этому времени жрецы понтифики – жрецы культа Юпитера - утратили свою прерогативу в качестве судей и юристов: право освобождается от религиозной оболочки. Появляются светские юристы, к которым обращаются за консультацией не только стороны, но и претор, составляющий требуемую исковую формулу с помощью юристов. Юристы занимали (в прошлом или в настоящем) высокое служебное положение. Римские юристы благодаря как этому внешнему обстоятельству, так и выдающемуся качеству их консультаций имели большой авторитет и влияние. Не имея, разумеется, законодательной власти, римские юристы тем не менее своей консультационной практикой непосредственно влияли на развитие права авторитетом своих научно-практических заключений. Придавая своими толкованиями закона определенный смысл отдельным нормам, юристы в своей практике фактически создавали нормы, приобретавшие затем авторитетность, граничившую с обязательностью.

       Возникают юридические школы. Юридическая практика характеризуется тремя глаголами:

- RESPONDERE (отвечать) – дача советов, консультаций частным лицам и магистратам;

- AGERE (вести дело) или SCRIBERE (надписывать) – советы касательно образа действий в гражданском процессе;

- CAVERE (принимать меры предосторожности) – руководство процессуальными действиями клиента, редактирование каких-либо формальных документов.

       Мнения римских юристов, их юридические конструкции представляют собой большую ценность, являются своего рода образцом истолкования или интерпретации правовых явлений. Крайне важна также их аргументация. Именно толкование юристов приобретает значение права. Большая часть институтов цивильного права развивается путем толкования юристов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 740.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...