Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос №37. Экономический и общественный строй Хеттского государства.




Естественные условия восточной части Малой Азии способствовали развитию скотоводства как главной отрасли хозяйства местных племен. Еще Страбон (как бы не сказать «страпон» при ответе) отметил, что области Малой Азии, лишенные растительности, служат пастбищем для грубошерстных овец, которые являются основным богатством страны. Хеттские документы также указывают на широкое распространение скотоводства. Так, в хеттских законах 35 статей регулируют права собственности на скот.

Законодатель особенно заботился об охране интересов крупных владельцев стад. Например, за кражу крупного рогатого скота, лошади или барана полагалось 15-кратное возмещение стоимости украденного. Присвоение убежавшей скотины приравнивалось к краже; повреждение животного возмещалось уплатой штрафа. Законодатель устанавливал твердую плату за наем скота. Особенное значение имело коневодство. Лошади упоминаются уже в древнейших надписях.

В горных районах, богатых лесом, имело некоторое хозяйственное значение использование лесных массивов. Специальные статьи закона охраняли леса. Виновный в самовольной порубке леса или в краже деревьев должен был уплатить денежный штраф. Если кража достигала крупных размеров, приговор выносил сам царь.

Впоследствии наряду со скотоводством стало развиваться и земледелие. Несмотря на недостаток речной воды, хетты все же применяли искусственное орошение, хотя и в ограниченных размерах. Специальные законы регламентировали распределение воды. Так, в одной статье хеттских законов запрещается отводить воду канала.

Виновный в присвоении воды обязан был уплатить штраф. Земледельческие орудия хеттов были очень примитивны. Несмотря на развитие металлургии, многие орудия долгое время делались из камня.

Наряду с полеводством (ячмень, полба, эммер) хетты в некоторой степени занимались огородничеством и плодоводством. Известны были виноград и маслина. Имущественные интересы владельцев фруктовых садов и виноградников охранялись законом.

Горы, окружавшие степи, хранили в своих недрах металлы, главным образом медь, серебро и свинец. Важным центром добычи серебра и свинца был Болкар-Меден, где сохранились новохеттские памятники. Хетты располагали не только «горами серебра», как часто называли Тавр, но могли добывать медь и железо. В середине II тысячелетия до н. э. хетты вывозили железо даже в Египет.

Металлом не ограничивались богатства хеттов, они имели в своем распоряжении камень и дерево. Еще в древности «горы Амана» назывались «кедровым лесом». Однако среди различных видов ремесленного сырья первое место принадлежало металлическим рудам. Этим объясняется развитие металлургии, особенно изготовление бронзовых и железных орудий и различных видов оружия.

В хеттских законах упоминаются плуги, повозки, бронзовые копья и удила, медные колышки и нож цирюльника. В тех же законах названы горшечники, кузнецы, столяры, сапожники, портные, ткачи, суконщики, изготовители копий, что говорит о большой дифференциации ремесла.

Успехи сельского хозяйства и ремесла привели к раннему развитию торговли. Это видно из деловых документов, найденных в Кюль-Тепе (в Каппадокии), которые свидетельствуют о том, что хетты вели оживленную торговлю с ассирийцами, построившими свои торговые колонии в восточной части Малой Азии уже в конце III тысячелетия до н. э. Все эти документы написаны на вавилоно-аккадском языке, слегка измененном местными влияниями. Судя по этим документам, ассирийские торговцы уже давно проникали в Каппадокию и строили здесь свои фактории.

Ассирийская торговля способствовала проникновению в хеттские страны ассирийского влияния. Так, в Малую Азию из Ассирии пришла календарная система, способ датировки и религиозные верования. Одновременно с ассирийскими купцами в хеттские страны проникают и вавилонские купцы, которые приносят с собой вавилонскую денежную систему, основанную на шестеричной системе счисления.

Многие вавилонские ритуальные тексты, мифы и легенды были переведены на хеттский язык. Среди хеттских надписей были обнаружены лексические справочники и словари вавилонского типа. В течение долгого времени, вплоть до времени расцвета Хеттского государства, хеттские цари заключали договоры с соседними странами на вавилонском языке. Только в XIV в. до н. э. хеттский язык окончательно стал вытеснять в Малой Азии вавилонский.

Торговля, не только связывавшая отдельные хеттские области, но и вводившая хеттские племена в широкий круг экономических связей, объединявших страны Передней Азии, отразилась в хеттских законах. Эти законы устанавливали твердые цены на скот, мясо, шкуры, сельскохозяйственные продукты, землю, одежды, ткани и металлы. В частности, закон приравнивал 240 весовых единиц меди к одной единице серебра.

Некоторые исследователи полагали, что человек, названный в этой надписи «господином крови», является председателем судебной палаты. Но если это судья, то непонятно, почему закон запрещает царской юрисдикции вмешиваться в дела об убийстве.

Одним из пережитков (у Хеттов) глубокой старины была круговая порука, тесно связывавшая родичей, будь то в родовой или семейной общине или в большой патриархальной семье, наконец, даже членов сельской общины коллективной ответственностью за каждое преступление, совершенное одним из членов общины. Так, существовал закон, согласно которому члены «семьи», в которой занимались колдовством, должны выдать виновного.

Если они этого не сделают, то они и весь их «дом» подлежат наказанию. Коллективная ответственность родичей и односельчан сохранилась и в новохеттскую эпоху. Согласно «Присяге воинов», боги — покровители присяги должны были покарать не только клятвопреступника, но также его жену, его детей, его дом и даже его селение (т. е. общину).

Наконец, в служебных инструкциях дворцовым и храмовым служащим говорится, что виновные в совершении некоторых преступлений должны быть наказаны вместе со своим потомством. С течением времени представление о коллективной ответственности родичей и односельчан постепенно ослабевает.

В хеттских законах, относящихся к XIV в. до н. э., указания на этот древний обычай сохранились лишь в двух статьях. Однако община продолжала существовать. Судя по законам, каждая семья получала в общине земельный надел, называвшийся «целое поле». Делами общины управляли старейшины, которые, в частности, решали вопрос о праве собственности на скот.

Велика была роль патриархальной семьи. В хеттских законах встречается особый термин «цена жены», указывающий на прочно существовавший обычай продажи девушек. Семейное право предоставляло неограниченную власть главе патриархальной семьи — отцу и мужу. Он имел право творить суд и расправу над подвластными ему членами патриархальной семьи. В быту сохранялись остатки самосуда, узаконенного древним обычным правом. Если муж заставал жену с мужчиной, то он имел право их убить. «Наказания для него (т. е. мужа) нет», — гласит ст. 197 хеттского судебника.

Документы указывают на возникновение и развитие рабовладения, чему особенно способствовали войны и развитие торговли, которая обогащала одних за счет разорения других. Поэтому понятно, что рабовладение получило особенное развитие в ассирийских торговых колониях в Каппадокии. В надписях свободные противопоставляются рабам, которые, очевидно, происходили из местного хеттского населения. Хетты часто попадали в рабство благодаря широко развитой долговой кабале.

Согласно сохранившейся долговой записи, должник, не погасивший в срок своего долга, обращался в рабство; по другим долговым записям, происходящим из района Ганиша, члены семьи должника должны были отрабатывать проценты по данной ссуде личным трудом в доме кредитора.

Естественно, что хетты должны были чувствовать ненависть к пришлым ассирийским торговцам, которые их жестоко эксплуатировали. Возможно, на этой почве происходили столкновения. Теснимые местным хеттским населением, ассирийские торговцы обратились к царю Аккадского государства Саргону I. В одном сказании рассказывается, как Саргон I совершил далекий поход в хеттскую страну, чтобы оказать помощь ассирийским торговым колониям.

Рабы были заняты на больших государственных работах по сохранению и расширению сети искусственного орошения, по починке дорог, по строительству. Рабы трудились также в дворцовом хозяйстве, в различных ремесленных мастерских, особенно при добыче и обработке металлов. Много было и домашних рабов. Больше всего труд рабов использовался в царском и храмовом хозяйстве.

Жестокие формы эксплуатации рабов вызывали часто с их стороны как пассивный, так и активный протест. Чаше всего рабы пытались спастись, убегая от своих хозяев. Хеттские цари принимали меры, чтобы предотвратить побеги пленников в соседние страны. Закон устанавливал особое вознаграждение, которое имел право получить человек, поймавший беглого раба. Укрыватель беглого раба обязан был уплатить собственнику раба высокий штраф.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...