Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История формирования канона Ветхого завета




 

 

Раздел
Танаха

Назв-е в
Танахе

Приблизит.
время
составл.
или
канони-
зации

Масоретский
текст

Алексан-
дрийский канон (Септуагинта)

Кумран

Мелитон Сардийский Ориген Евсевий Лаоди- кийский собор Кирилл Иеруса- лимский Григорий Богослов Амфи- лохий Иконий- ский Афанасий Алексан- дрийский Апост. пост. Карфа- генский собор 6-й всел. собор Тридент- ский собор Протест. канон Иеруса- лимский собор

Совре-
менная
право-
славная
Библия

2 в.

сер. 3 в.

нач. 4 в.

363

315-386

329-389

кон. 4 в.

296-373

ок. 400

419

681

1546

16 в.

1672

1 Быт Тора Берешит (В начале)     Пятикнижие есть есть 1   есть 1 есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть
2 Исх Тора Шмот (Имена)     Пятикнижие есть есть 2   есть 2 есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть
3 Лев Тора Ва-икра (И сказал)     Пятикнижие есть есть 3   есть 3 есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть
4 Числ Тора

Ба-митбар
(В пустыне)

    Пятикнижие есть есть 4   есть 4 есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть
5 Втор Тора Дварим (Слова)     Пятикнижие есть есть 5   есть 5 есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть
6 Ис Нав Неви'им Иегошуа бин Нун     Историч. кн. есть есть 6   есть 6 есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть
7 Суд Неви'им Шофтим     Историч. кн. есть есть 7   есть 7 есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть
8 Руфь Кетувим Рут     Историч. кн. есть есть 7   есть 7 есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть
9 1 Цар Неви'им

Шмуэль, алеф
(1 Самуила)

    Историч. кн. есть есть 8   есть 8 есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть
10 2 Цар Неви'им Шмуэль, бет (2 Самуила)     Историч. кн. есть есть 8   есть 8 есть есть есть есть есть есть есть есть есть есть
11 3 Цар Неви'им Млахим, алеф (1 Царей)     Историч. кн. есть есть 9   есть 9 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
12 4 Цар Неви'им Млахим, бет (2 Царей)     Историч. кн. есть есть 9   есть 9 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
13 1 Пар Кетувим

Диврей га-
ямим, алеф
(1 Хроники)

    Историч. кн. есть есть 10   есть 10 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
14 2 Пар Кетувим Диврей га- ямим, бет (2 Хроники)     Историч. кн. есть есть 10   есть 10 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
15 1 Езд Кетувим Эзра     Историч. кн. есть есть 11   есть 11 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
16 Неем Кетувим Нехемия     Историч. кн. есть есть     нет   ? ? не упом. нет не упом. нет есть есть есть Есть
17 2 Езд         Историч. кн.     11   есть 11 ? есть есть есть есть есть есть апокриф неканонич Неканонич
18 Тов         Историч. кн.         нет       для чтения нет есть нет есть апокриф есть Есть
19 Иудифь         Историч. кн.         нет       для чтения нет есть нет есть апокриф есть Есть
20 Есф Кетувим Эстер     Историч. кн.   есть 21   есть 12   спорн для чтения есть есть есть есть есть есть Есть
21 Иов Кетувим Иов     Поэтич. кн. есть есть 20   есть 13 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
22 Пс Кетувим Тегилим     Поэтич. кн. есть есть 12   есть 14 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
23 Прит Кетувим Мишлей     Поэтич. кн. есть есть 13   есть 15 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
24 Еккл Кетувим Когелет     Поэтич. кн. есть есть 14   есть 16 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
25 Песн Кетувим Шир га- Ширим     Поэтич. кн. есть есть 15   есть 17 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
26 Прем         Поэтич. кн.         нет       для чтения нет есть нет есть апокриф есть Неканонич
27 Сир     190 до н.э.   Поэтич. кн.         нет       для чтения нет не упом. нет есть апокриф неканонич Неканонич
28 Ис Неви'им Ишаягу     Пророч. кн. есть есть 16   есть 19 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
29 Иер Неви'им Иеремиягу     Пророч. кн. есть есть 17   есть 20 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
30 Плач Кетувим Эйха (Как)     Пророч. кн. есть есть 17   есть 20 ? ? есть нет не упом. не упом. есть есть есть Есть
31 По. Иер         Пророч. кн.     17   есть 20 ? ? есть нет не упом. не упом. есть апокриф неканонич Есть
32 Вар         Пророч. кн.         есть 20 ? ? есть нет не упом. не упом. есть апокриф неканонич Неканонич
33 Иез Неви'им Иехезкель     Пророч. кн. есть есть 19   есть 21 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
34 Дан Кетувим Даниэль     Пророч. кн. есть есть 20   есть 22 есть есть есть есть есть есть есть есть, частично апокриф неканонич Есть
35 Ос Неви'им Гошея     Пророч. кн. есть есть ?   есть 18 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
36 Ио Неви'им Иоэль     Пророч. кн. есть есть ?   есть 18 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
37 Ам Неви'им Амос     Пророч. кн. есть есть ?   есть 18 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
38 Авд Неви'им Овадия     Пророч. кн. есть есть ?   есть 18 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
39 Ион Неви'им Иона     Пророч. кн. есть есть ?   есть 18 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
40 Мих Неви'им Миха     Пророч. кн. есть есть ?   есть 18 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
41 Наум Неви'им Нахум     Пророч. кн. есть есть ?   есть 18 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
42 Авв Неви'им Хаввакук     Пророч. кн. есть есть ?   есть 18 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
43 Соф Неви'им Цфания     Пророч. кн. есть есть ?   есть 18 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
44 Агг Неви'им Хаггай     Пророч. кн. есть есть ?   есть 18 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
45 Зах Неви'им Зхария     Пророч. кн. есть есть ?   есть 18 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
46 Мал Неви'им Малахия     Пророч. кн. есть есть ?   есть 18 есть есть есть есть есть есть есть есть есть Есть
47 1 Макк         Историч. кн.     22   нет       нет есть нет есть есть апокриф неканонич Неканонич
48 2 Макк         Историч. кн.     22   нет       нет есть нет есть есть апокриф неканонич Неканонич
49 3 Макк         Историч. кн.         нет       нет есть нет есть нет апокриф неканонич Неканонич
50 3 Езд                   нет       нет нет нет нет есть апокриф неканонич Неканонич

 

Брюс Мецгер «Канон нового завета»^ 2. Мелитон Сардийский

Одним из наиболее плодовитых писателей своего времени был Мелитон, епископ города Сарды, столицы Лидии, творчество которого достигло расцвета в правление Марка Аврелия (161–180 гг. по P. X.). Ему принадлежит множество трудов, однако, к сожалению, в большинстве случаев до нас дошли лишь названия из списка, который Евсевий скопировал, вероятно, из собрания библиотеки в Кесарии. Его книги свидетельствуют о широкой сфере интересов, от сочинения «Диавол» и Апокалипсис Иоанна299) до целого ряда других, написанных на такие темы: «Церковь», «истина», «творение», «крещение», «Рождество Христово», «гостеприимство», «День Господень» и даже «материальность Бога».
В XX веке обнаружены два папирусных сборника, которые, как оказалось, содержат две проповеди об иудейской пасхе300). Это – обращения, отрывистые и выразительные фразы, нередко сопровождающиеся антитезами и повторами301). Мелитон толкует иудейскую пасху символически, как прообраз искупительного дела Христа. В этом духе он говорит об убийстве египетских первенцев и о неприкосновенности иудейских. Мелитон утверждает, что иудейский закон был лишь временным наброском будущего христианства, которое и есть истинное и непрерывное дело Бога. Страдания Христа предвосхищены страданиями многих ветхозаветных праведников. В проповеди слышны отголоски новозаветных выражений, но нет прямых указаний на сами книги Нового Завета.
Из приводимого Евсевием (Церковная история, IV. 26, 13-14) фрагмента предисловия к сочинению Мелитона под названием Извлечения мы узнаем нечто интересное о каноне Ветхого Завета. Этот труд в шести книгах написан для друга по имени Онесим, который попросил Мелитона составить что–то вроде антологии из фрагментов закона и пророков, касающихся Спасителя, и сообщить ему сведения о числе и последовательности ветхозаветных книг. Чтобы отделить апокрифические книги от канонических, Мелитон отправился в Палестину, «где это создавалось и проповедовалось». Он рассчитывал собрать там точные сведения преимущественно у грекоязычных иудеохристиан. Полученный список совпадает с иудейским каноном и не включает ни одну из дополнительных книг, входящих в состав Септуагинты. Выражения, встречающиеся в отрывке, «древние книги» (τα παλαιά βιβλία) и «книги Ветхого Завета» (τα της παλαιάς διαθήκης βιβλία), возможно, говорят о том, что «книги Нового Завета» признаны письменным аналогом Ветхому.
Подводя итог, скажем, что скудные остатки его литературного творчества не дают прямых цитат из Нового Завета. Однако Мелитон интересуется аллегорическим толкованием Ветхого Завета в связи с ранними событиями Иисусова служения и стремится уточнить канон Ветхого Завета, а потому мы можем предположить, что он занимался и тем, чтобы выявить подлинные новозаветные документы.

Евсевий Кесарийский «Церковная история» Книга 4 глава 26: 13-14.

13. «Мелитон брату Онисиму привет. По усердию к нашей вере ты часто просил меня сделать тебе выборки из Закона и пророков, относящиеся к Спасителю и ко всей нашей вере; ты хотел в точности узнать число ветхозаветных книг и порядок, в каком они расположены. Я постарался выполнить твое желание, зная твою ревность к вере и любознательность к ее учению; ты считаешь это самым важным, любя Бога и трудясь для вечного спасения.
    14. Я отправился на Восток и дошел до тех мест, где Писание было проповедано и исполнено, в точности разузнал о ветхозаветных книгах и послал тебе их список. Вот их названия: пять книг Моисеевых — Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Иисус Навин, Судьи, Руфь, четыре книги Царств; две Паралипоменон, Псалмы Давида, Притчи Соломоновы, или книга Премудрости, Екклезиаст, Песнь песней, Иов; пророки: Исаия, Иеремия и двенадцать в одной книге, Даниил, Иезекииль, Ездра. Из них я и сделал выборки, разделив их на шесть книг».
   О Мелитоне сказано достаточно.

Юнгеров . «Введение в ветхий завет» Книга 1 глава 30.

При обозрении предыдущих периодов, на первом месте обычно ставились нами соборные определения, как имевшие наибольший церковный авторитет, теперь же соборные определения по рассматриваемому нами вопросу явились довольно поздно, лишь в половине XV-гo и XVI-го столетий и ими, конечно, не могла (с VI-XIV вв.) западная Церковь руководиться, а она руководилась вышеизложенными более ранними папскими буллами и каноническими сборниками.
Рассматриваемый вопрос решался в этот период всего лишь на двух соборах: Флорентийском (1439 г.) и Тридентском (1546 г.). Поводом к отчетливому выяснению здесь вопроса о составе ветхозаветного канона послужили в первом случае явное несогласие по этому вопросу с Православно-восточной Церковью, а во втором — с протестантскими общинами.
На Флорентийском соборе, как и в вышеприведенной булле к нему папы Евгения IV, все ветхозаветные и новозаветные книги признаны произведением одного Св. Духа — автора их и перечислены так: пять книг Моисея: Бытие, Исход, Левит, Числ, Второзаконие, Иисуса, Судей, Руфь, четыре Царств, две Паралипоменон, Ездра, Неемия, Товия, Иудифь, Есфирь, Иов, псалмы Давида, Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломона, Екклезиастик (Прем, сына Сирах.), Исаия, Иеремия с Варухом, Иезекииль, Даниил, 12 пророков и две Маккавейских []. — Особенности этого счисления: впервые называется книга Неемии, ранее и на востоке и на западе называвшаяся второй книгой Ездры; не упоминается о Плаче и Послании Иеремии. Но эти разности незначительны и, несмотря на них, несомненно, что Флорентийский собор признавал неканонические книги равными каноническим, за исключением второй и третьей книг Ездры и третьей Маккавейской, которые и прежде и теперь не входят в канон католической Церкви, а считаются апокрифами.
Особенное же значение, в обозреваемом периоде, имеет определение Тридентского собора (4-я сессия от 8 апреля 1546 г.), потому что оно имеет руководственныи авторитет в католической Церкви и доселе, как полностью повторенное на Ватиканском соборе. Не лишне упомянуть о подробно описываемых в деяниях Тридентского собора и не скрываемых современными католическими учеными продолжительных богословских спорах, предшествовавших официальному провозглашению этого правила 8 апреля 1546 г. Продолжительное обсуждение и споры по вопросу о ветхозаветном каноне среди членов собора возникли еще с 7-го января, а особенно подробно вопрос дебатировался в февральских и мартовских заседаниях. Предметом спора служили преимущественно неканонические книги, их сомнительное происхождение, их сомнительный авторитет, неравный авторитету канонических книг, непринятие их в еврейский канон, отсутствие их в 85 апостольском правиле, непризнание за ними авторитета Иеронимом и т. п. Эти несомненные из церковной литературы факты побуждали кардиналов, особенно Пашехо и др., делать возражения против полной канонизации их. В виду подобных возражений и отсутствия их в еврейском каноне даже избегнут был термин sacri et canonici, а оставлен довольно неясный: qui in Vulgata latina sunt []. Выработанное в конце концов этими спорами соборное определение от 8 апреля читается так: Святейший вселенский и общий собор Тридентский… определяет в сем декрете надлежащий каталог Священных книг, обязательный для руководства всякого верующего. Сии книги следующие: Ветхого Завета — пять книг Моисея, т. е. Бытие, Исход, Левит, Числ, Второзаконие; Иисуса, Судей, Руфь, четыре книги Царств, две Паралипоменон, первая Ездры, вторая, называемая Неемиею, Товии, Иудифь, Есфирь, Иова, Псалтирь Давидова из ста пятидесяти псалмов, Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость, Екклезиастик, Исаия, Иеремия с Варухом, Иезекииль, Даниил, двенадцать малых пророков (с перечислением их по именам), две книги Маккавейских — первая и вторая… Кто не считает священными и каноническими сих книг, в целом их содержании и во всех их частях, как они читаются и принимаются в Церкви католической и как они содержатся в древней латинской Вульгате, и сознательно и упорно будет отвергать установленные предания, тот да будет анафема» []. — Очевидно, представленный каталог вполне сходен с прежде бывшими исчислениями, только не упомянуты Плач и Послание Иеремии, вероятно подразумеваемые в его книге. В конце пояснено, что и неканонические отделы канонических книг, например, Есфири, Даниила, должны быть признаваемы равно авторитетными и богодухновенными, потому что они находятся в древней латинской Вульгате. От всех соборных определений этот декрет отличается произнесением «анафемы» на христиан, несогласных с его исчислением ветхозаветных книг. В предыдущих соборных определениях о каноне, как восточной, так и западной Церкви, анафематизмами он не ограждался. Без сомнения, эти строгости были вызваны протестантскими суждениями и они, как увидим, не устрашили католических и протестантских богословов.

39 послание АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО (отрывок) Итак, книги Ветхого Завета существуют в количестве двадцати двух; ибо, как я слышал, столько же употребляется и букв у Евреев; и каждая из них (священных книг) занимает по порядку следующее место и имеют следующее наименование.

Первая — Бытие, потом Исход, далее Книга Левитов, за нею Числа, после нее Второзаконие; за сими следуют: Иисус, сын Навина, потом же (книга) Судей, а после нее Руфь; затем после сей — книга Царей — четыре части: первая и вторая принимаются за одну книгу, а третья и четвертая также за одну; и потом книга Паралипоменон — первая, и вторая, принимаемые за одну книгу; затем Ездры первая и вторая, равным образом (составляющие) одну книгу. А за сими одна книга Псалмов, затем Притчи Соломона — одна книга, а также Екклесиаст — одна, потом Песнь Песней одна книга; а за сими (следует) еще Иова одна книга, а потом двенадцать Пророков, считаемые за одну книгу; затем Исаии одна книга, потом Иеремии с Варухом, Плачем и Посланием — одна книга; после сего Иезекииля одна (книга), а также Даниила одна книга. Доселе состав Ветхого Завета.

Но нельзя оставить без внимания и упоминание о (книгах) Нового (Завета); они суть cледующия: 4 Евангелия — Матфея, Марка, Луки, Иоанна; а потом Деяния Апостолов и семь посланий, которые суть: Иакова одно, Петра же два, затем Иоанна 3, а за ними Иуды одно; после сих, посланий Павла четырнадцать, расположенных в следующем порядке: первое — к Римлянам, потом к Коринфянам два, а после сих к Галатам одно и потом к Ефесянам одно и еще к Филипийцам одно, а также к Колоссянам одно; потом же за сими — к Фecсалоникийцам два, затем к Евреям одно и еще к Тимофею два, к Титу одно и последнее к Филимону; а также Откровение Иоанна.

Сии суть источники спасения, жаждущие коих утоляют жажду от словес животных, которые в них; в них только возвещается наставление в благочестии. Да не прилагает никто к ним, ни отнимает от них. Ибо Господь наш, проповедуя саддукеям, сказал: прельщаетеся не ведуще Писаний (Мф. 22, 29); а иудеев Он укорял и говорил: испытайте Писаний... та суть свидетельствующая о Мне (Ин. 5, 39). Но к сему в добавление я признаю необходимым написать и следующее: существуют и другие писания, помимо сих, — которые не определены канонически, — (писания), назначаемые у Отцев для чтения тем, которые желают приступить к оглашению и изучению благочестия; они суть следующие: Премудрость Соломона и Премудрость сына Сирахова, и Есфирь, и Иудифь, и Товия, и так называемое Учение Апостолов, и Пастырь.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...