Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правление Ивана IV Грозного




Иван III, его деятельность по укреплению великокняжеской власти.

Политическое объединение Руси завершилось при Иване III (1462—1505) и его сыне Василии III (1505—1533). Самое крупное и сильное Московское княжество добилось окончательного свержения ордынского ига: с 1476 г. Иван III перестал платить дань, а когда хан Ахмат выступил против России, двинулся с войском ему навстречу. Неделю стояли две рати на берегах р. Угры (приток Оки), не решаясь вступить в битву. Дата окончания «стояния на Угре» считается и датой окончания ордынского ига. В период правления ИванаIII, умного и коварного политика, властолюбивого и жестокого государя, к Московскому княжеству силой были присоединены Новгородская Земля (1478 г. — отменено вече и вечевой колокол отвезен в Москву) и Тверское княжество (1485). С 1485 г. Иван III объявил себя «государем всея Руси».

11 Московское государство в 16 веке


Причины превращения Москвы в центр складывающегося единого государства:· Москва являлась центром довольно развитого пашенного земледелия и ремесла;· она находилась на пересечении торговых путей, что способствовало развитию экономических связей с другими областями, более широкому и тесному общению людей;· географическое положение гарантировало ее относительную безопасность от внешних вторжений, обусловливало приток населения, увеличение его плотности, что, в свою очередь, ускоряло экономическое развитие;· Москва являлась средоточием тех территорий, где формировалась великорусская народность. Население более развитого московского региона в большей степени влияло на отдельные элементы языка, культуры и быта людей всей Северо-Восточной Руси.

Однако перечисленные специфические условия во многом были характерны и для Тверского княжества. Но центром объединения стала не Тверь, а Москва, в первую очередь благодаря умелой политике московских князей.

К концу XIV в. были созданы экономические, политические и социальные предпосылки для объединения и образования единого государства. В отличие от Западной Европы, на Руси этот процесс имел ряд особенностей:· монголо-татарское нашествие прервало наметившиеся в XIII в. объединительные процессы. Борьба за свержение монгольского ига определяла само существование Руси как самостоятельного государства. Политические задачи объединения отдельных княжеств в единое государство стали определяющими;· развитие городов и внутренней торговли не достигло такого уровня, как на Западе, еще не возникли буржуазные отношения, а именно этот фактор стал главной социально-экономической предпосылкой создания единых государств в Западной Европе;· единое государство на Руси складывалось на основе многих народностей, и к началу XIV в. Российское государство носило многонациональный характер;· процесс объединения русских земель в единое государство был обусловлен необходимостью защиты от внешних врагов — татар, турок, поляков, немцев и т. д.

Иван III явился фактическим основателем Московского государства. Именно он заложил основы российского самодержавия, не только расширив значительно расширив территорию страны, но так же укрепив ее политический строй и государственный аппарат, значительно повысив международный престиж страны.

В XVI в. продолжается рост территории Московского государства. После победы над Литвой в 1503 г. к нему отошли земли по верхнему течению Оки, берегам рек Десны, Сож и Днепра. Всего в состав Московского государства вошло 25 городов и 70 волостей.

Становление Московского централизованного государства. Начатый первыми московскими князьями процесс собирания земель и укрепления своей власти активно продолжался. И после многолетней тяжелой борьбы между князьями Москва необратимо превращается в политический центр раздробленных русских земель, в столицу нарождающегося мощного государства, размеры которого потрясали воображение современников.

Иван III (1440-1505) присоединяет Новгород (1478), отменив вече и посадив своего наместника. За этим последовали особенно важная в политическом отношении Тверская земля и Вятка. Осторожный и расчетливый политик Иван III сумел завершить изгнание ордынцев долгим «стоянием» на реке Угре (приток Оки). И в ноябре 1480 г. ордынское иго закончилось. Перед Иваном III стояли задачи объединения русских земель вокруг Москвы и централизация великокняжеской власти.

Наряду с расширением территории и борьбой за независимость московские князья ставили перед собой задачи укрепления хозяйства, создания сильной системы управления и большого войска. В этот период они расширяют практику пожалования своим служилым людям поместий. В отличие от вотчин эти земли оставались государственной собственностью и давались во временное пользование только на период службы, особенно военной. При Иване III был принят Судебник (1497), положивший начало прикрепления крестьян к земле. Теперь крестьянин мог перейти от одного помещика к другому лишь единожды в году (за неделю до и неделю после Юрьева дня – 26 ноября) при условии уплаты пожилого – компенсации землевладельцу за утрату рабочих рук.

Начинает налаживаться система органов центрального управления. Она включала казну (финансовые, внешнеполитические и другие общегосударственные дела), дворцы (управление из центра вновь присоединенными землями), наместников (назначаемых из центра правителей уездов) и пр. Московские князья принимали меры к укреплению своей власти. Все стороны государственной жизни подчинялись специально разработанному торжественному ритуалу.

Длительный процесс собирания раздробленных русских земель в единое государство завершался. Иван III принял титул Великого князя Всея Руси. Он имел печать великого государя, на одной стороне которой был изображен двуглавый орел, на другой всадник, дерущийся с драконом, и надпись вокруг: «Иоанн, Божией милостью господарь всея Руси». Москва стала центром большого русского централизованного государства. Она объявляется преемницей Византии и центром православия. Идея союза княжеской власти с христианским миром воплотилась в философию: «Москва-третий Рим».




Правление Ивана IV Грозного

После смерти Василия III в 1533 г. на престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Из-за его малолетства правительницей была объявлена Елена Глинская, его мать. Так начинается период печально знаменитого «боярского правления» — время боярских заговоров, дворянских волнений, городских восстаний. Участие Ивана IV в государственной деятельности начинается с создания Избранной Рады — особого совета при молодом царе, в составе которого были лидеры дворянства, представители крупнейшей знати. Состав Избранной Рады как бы отразил компромисс между различными слоями господству-ющего класса.
Несмотря на это, обострение взаимоотношений Ивана IV с определенными кругами боярства стало назревать еще в середине 50-х годов XVI века. Особенно острый протест вызвал курс Ивана IV «открыть большую войну» за Ливонию. Некоторые члены правительства считали войну за Прибалтику преждевременной и требовали направить все силы на освоение южных и восточных рубежей России. Раскол между Иваном IV и большинством членов Избранной Рады толкнул бояр на выступление против нового политического курса. Это подтолкнуло царя перейти к более решительным мерам — полной ликвидации боярской оппозиции и созданию особых карательных органов власти. Новый порядок управления государством, введенный Иваном IV в конце 1564 г., получил название опричнины.
Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину царь включил наиболее важные земли — экономически развитые районы страны, важные в стратегическом отношении пункты. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Содержать его входило в обязанность земщины. Бояр с опричных территорий выселяли.
В опричнине создавалась параллельная система управления государством. Ее главой стал сам Иван IV. Опричнина была создана для устранения тех, кто выражал недовольство самодержавием. Это была не только административная и земельная реформа. Стремясь уничтожить остатки феодального дробления в России, Иван Грозный не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни и ссылки. Особенно жестокому разгрому подверглись центр и северо-запад русской земли, где боярство было особенно сильным. В 1570 г. Иван IV предпринял поход на Новгород. По дороге опричное войско разгромило Клин, Торжок и Тверь.
Опричнина не уничтожила княжеско-боярского землевладения. Однако она сильно ослабила его мощь. Была подорвана политическая роль боярской аристократии, выступавшей против
политики централизации. В то же время опричнина ухудшила положение крестьян и способствовала их массовому закрепощению.
В 1572 г., вскоре после похода на Новгород, опричнина была отменена. Причиной этого было не только то, что основные силы оппозиционного боярства были к этому времени сломлены и само оно было физически истреблено почти полностью. Основная причина отмены опричнины заключается в явно назревшем недовольстве этой политикой самых различных слоев населения. Но, отменив опричнину и даже вернув некоторым боярам их старые вотчины, Иван Грозный не изменил общего направления своей политики. Многие опричные учреждения продолжали существовать после 1572 г. под названием Государева двора.
Опричнина могла дать лишь временный успех, так как она представляла собой попытку грубой силой сломить то, что было порождено экономическими законами развития страны. Необходимость борьбы с удельной стариной, укрепление централизации и власти царя были объективно необходимы в то время для России. Правление Ивана IV Грозного предопределило дальнейшие события — установление крепостного права в государственном масштабе и так называемое «смутное время» на рубеже XVI-XVII веков.








Смутное время»

После Ивана Грозного русским царем в 1584 г. стал его сын Федор Иванович, последний царь из династии Рюриковичей. Его правление стало началом того периода в отечественной истории, который принято обозначать как «смутное время». Федор Иванович был слабым и болезненным человеком, неспособным управлять огромным Российским государством. Среди его приближенных постепенно выделяется Борис Годунов, который после смерти Федора в 1598 г. был избран Земским собором на царство. Сторонник жесткой власти, новый царь продолжил активную политику закрепощения крестьянства. Был издан указ о кабальных холопах, тогда же увидел свет указ об установлении «урочных лет», то есть срок, в течение которого владельцы крестьян могли бы возбудить иск о возвращении им беглых крепостных. В правление Бориса Годунова была продолжена раздача земель служилым людям за счет владений, отобранных в казну у монастырей и опальных бояр.
В 1601-1602 гг. Россию постигли сильные неурожаи. Ухудшению положения населения способствовала эпидемия холеры, поразившая центральные районы страны. Бедствия и недовольство народа привели к многочисленным восстаниям, наиболее крупным из которых было восстание Хлопка, с трудом подавленное властями лишь осенью 1603 г.
Воспользовавшись сложностями внутреннего положения русского государства, польские и шведские феодалы попытались захватить смоленские и северские земли, которые раньше входили в состав Великого княжества Литовского. Часть русского боярства была недовольна правлением Бориса Годунова, а это было питательной средой для появления оппозиции.
В условиях всеобщего недовольства на западных границах России появляется самозванец, выдававший себя за «чудесно спасшегося» в Угличе царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного. «Царевич Дмитрий» обратился за помощью к польским магнатам, а затем и к королю Сигизмунду. Чтобы заручиться поддержкой католической церкви, он тайно принял католичество и обещал подчинить русскую церковь папскому престолу. Осенью 1604 г. Лжедмитрий с небольшим войском перешел русскую границу и двинулся через Северскую Украину на Москву. Несмотря на поражение под Добрыничами в начале 1605 г., ему удалось поднять на восстание многие области страны. Весть о появлении «законного царя Дмитрия» вызывала большие надежды на перемены в жизни, поэтому город за городом заявлял о поддержке самозванца. Не встречая сопротивления на своем пути, Лжедмитрий подошел к Москве, где к тому времени скоропостижно скончался Борис Годунов. Московское бо-ярство, не принявшее в качестве царя сына Бориса Годунова, дало возможность самозванцу утвердиться на российском престоле.
Однако он не торопился выполнить данные им ранее обещания — передать Польше окраинные русские области и тем более обратить русский народ в католичество. Лжедмитрий не оправдал
надежд и крестьянства, поскольку стал проводить ту же политику, что и Годунов, опираясь на дворянство. Бояре, использовавшие Лжедмитрия для свержения Годунова, теперь ждали только повода, чтобы избавиться от него и прийти к власти. Поводом для свержения Лжедмитрия послужила свадьба самозванца с дочерью польского магната Мариной Мнишек. Прибывшие на торжества поляки вели себя в Москве как в завоеванном городе. Воспользовавшись сложившейся обстановкой, бояре во главе с Василием Шуйским 17 мая 1606 г. подняли восстание против самозванца и его польских сторонников. Лжедмитрий был убит, а поляки изгнаны из Москвы.
После убийства Лжедмитрия русский престол занял Василий Шуйский. Его правительству пришлось бороться с крестьянским движением начала XVII века ( восстание под руководством Ивана Болотникова), с польской интервенцией, новый этап которой начался в августе 1607 г. (Лжедмитрий II). После поражения под Волховом правительство Василия Шуйского было осаждено в Москве польско-литовскими интервентами. В конце 1608 г. многие районы страны оказались под властью Лжедмитрия II, чему способствовал новый всплеск классовой борьбы, а также рост противоречий среди русских феодалов. В феврале 1609 г. правительство Шуйского заключило договор со Швецией, по которому за наем шведских войск уступало ей часть русской тер-ритории на севере страны.
С конца 1608 г. началось стихийное народно-освободительное движение, возглавить которое правительство Шуйского сумело только с конца зимы 1609 г. К концу 1610 г. были освобождены Москва и большая часть страны. Но еще в сентябре 1609 г. началась открытая польская интервенция. Поражение войск Шуйского под Клушино от армии Сигизмунда III в июне 1610 г., выступление городских низов против правительства Василия Шуйского в Москве привели к его падению. 17 июля частью боярства, столичного и провинциального дворянства Василий Шуйский был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи. В сентябре 1610 г. он был выдан полякам и увезен в Польшу, где и умер в заключении.
После свержения Василия Шуйского власть оказалась в руках 7 бояр. Это правительство получило название «семибоярщины». Одним из первых решений «семибоярщины» было постановление не избирать царем представителей русских родов. В августе 1610 г. эта группировка заключила со стоящими под Москвой поляками договор, признававший русским царем сына польского короля Сигизмунда III — Владислава. В ночь на 21 сентября польские войска были тайно впущены в Москву.
Агрессивные действия развернула и Швеция. Свержение Василия Шуйского освободило ее от союзнических обязательств по договору 1609 г. Шведские войска оккупировали значительную часть севера России и захватили Новгород. Страна оказалась перед прямой угрозой утраты суверенитета.
В России росло недовольство. Появилась идея создания всенародного ополчения для освобождения Москвы от интервентов. Его возглавил воевода Прокопий Ляпунов. В феврале-марте 1611 г. войска ополченцев осадили Москву. Решающее сражение произошло 19 марта. Однако освободить город пока не удалось. Поляки по-прежнему оставались в Кремле и Китай-городе.
Осенью того же года по призыву нижегородца Кузьмы Минина стало создаваться второе ополчение, руководителем которого был избран князь Дмитрий Пожарский. Первоначально ополчение наступало по восточным и северо-восточным районам страны, где не только образовывались новые районы, но и создавались правительства и администрация. Это помогло войску заручиться поддержкой людьми, финансами и припасами всёх важнейших городов страны.
В августе 1612 г. ополчение Минина и Пожарского вошло в Москву и объединилось с остатками первого ополчения. Польский гарнизон испытывал огромные лишения и голод. После удачного штурма Китай-города 26 октября 1612 г. поляки капитулировали и сдали Кремль. Москва была освобождена от интервентов. Попытка польских войск вновь взять Москву провалилась, и Сигиз-мунд III потерпел поражение под Волоколамском.
В январе 1613 г. собравшийся в Москве Земский собор принял решение об избрании на российский престол 16-летнего Михаила Романова, сына митрополита Филарета, находившегося в это время в польском плену.
В 1618 г. поляки вновь вторглись в Россию, но были разгромлены. Польская авантюра закончилась перемирием в деревне Деулино в том же году. Однако Россия потеряла Смоленск и северские города, которые смогла вернуть только в середине XVII века. На родину вернулись русские пленные, в том числе и Филарет, отец нового русского царя. В Москве он был возведен в патриарший сан и сыграл в истории значительную роль как фактический правитель России.
В жесточайшей и суровой борьбе Россия отстояла свою независимость и вступила в новый этап своего развития. Фактически на этом кончается ее средневековая история.
















Церковный раскол

В России церковный раскол связан именем патриарха Никона, в миру известного как Никита Минин (1605-1681 гг.). По воле родителей стал священнослужителем и на данном поприще сумел сделать блестящую карьеру. В 1643 году он получил высокий духовный сан игумена Кожеозерского монастыря в Архангельской губернии. В 1646 году Никон, прибыв в Москву для улаживания монастырских дел, был представлен молодому царю Алексею Михайловичу. Семнадцатилетнему государю так приглянулся игумен, что он оставил его при дворе, назначив архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Благодаря царской

милости, впоследствии Никон получил сан Новгородского митрополита.   По повелению царя в 1651 году Никон был вновь возвращен в Москву и с этого момента его влияние на Алексея Михайловича еще больше возросло. Он вошел в полное доверие к государю, активно участвовал в решении многих государственных вопросов. Вершины своей карьеры Никон достиг в 1652 году, взойдя на патриарший престол, после смерти патриарха Иосифа. С этого времени начинается подготовка церковной реформы, необходимость которой назревала давно.

Кратко о реформах патриарха Никона и церковном расколе. Первое, на что направил свою деятельность новый патриарх была редакция всех церковных книг, которые необходимо было привести в соответствие с греческими канонами. Однако начальной датой церковного раскола 17 века считается 1653 год, когда вводятся изменения в богослужебные правила, и начинается противостояние между патриархом Никоном и его сторонниками – с одной стороны и приверженцами старых обрядов – с другой.

Теперь остановимся кратко на реформах Никона и церковном расколе, последовавшем за ними:

замена двуперстного знамения на троеперстное. У противников реформ это нововведение вызвало больше всего нареканий. Крестное знамение, совершаемое новым способом, расценивалось как неуважение к самому Господу, ведь из трех пальцев получался «кукиш Богу»;

написание «Иисус» вместо «Исус»;

сокращение числа просфор для литургии;

во время службы вместо земных поклонов необходимо было совершать поясные;

движение во время крестного хода теперь совершалось против солнца;

в церковном пении стали произносить три раза «Аллилуйя» вместо двух.

Реформы, проводимые патриархом Никоном, стали главной и основной причиной церковного раскола 17 века.

Что такое церковный раскол и каковы его причины?Русским церковным расколом называется отделение значительной части верующего населения от Православной Церкви и выступающих против церковных преобразований, проводимых патриархом Никоном.

Если говорить кратко о причинах церковного раскола 17 века, оказавшего влияние на всю дальнейшую историю российского государства, то они были непосредственно связаны с недальновидной политикой светской и церковной властей.

Следует заметить, что негативно сказался на отношениях власти и церкви, церковный раскол, кратко охарактеризовать которые можно как охлаждение и конфронтация. Причиной тому стали жесткие методы, которыми руководствовался патриарх Никон, осуществляя свою реформу. По повелению царя в 1660 году духовный собор низложил Никона с патриаршего престола. В дальнейшем его лишили священнического сана и сослали в Феропонтов Белозерский монастырь.

С отстранением Никона от власти, церковные реформы не были свернуты. В 1666 году Церковный Собор официально утвердил новые обряды и церковные книги, которые должны были быть приняты всей Православной Церковью. Решением того же Собора сторонники «старой веры» отлучались от церкви и приравнивались к еретикам.

Теперь более подробно рассмотрим причины и последствия церковного раскола:

способы, при помощи которых осуществлялись церковные реформы, оттолкнули значительную часть духовенства и простого народа, а именно насильственное изымание церковных книг, икон и других святынь, несоответствующих греческим канонам и дальнейшее их публичное уничтожение;

резкий и непродуманный переход к новым правилам богослужения вызвал у народных масс убеждение, что им пытаются навязать иную веру. К тому же, отказывающихся принять нововведения подвергали серьезным телесным наказаниям, что не добавляло симпатий к патриарху Никону и его окружению;

низкий уровень образования, а порой и полная безграмотность приходского духовенства, не способного объяснить прихожанам в чем суть изменения литургии;

недобросовестный перевод отдельных текстов с греческого на русский, которые хоть и незначительно, но стали отличаться от прежних старорусских. Наибольшего возмущения у верующих вызвали изменения смысла молитвы Символ веры, где в новой редакции о Царствии Божьем говорится в будущем времени, а не в настоящем, как было прежде;

отсутствие единства и согласия в церковной среде по вопросу проводимых реформ. Как следствие среди духовенства появились противники нововведений, ставшие духовными лидерами старообрядчества.

Церковный раскол в России связан с именем протопопа Аввакума Петрова – известного лидера старообрядцев. За несогласие с церковными реформами он был сослан на долгие одиннадцать лет в Сибирь. Перенеся многие тяготы и невзгоды, остался предан «старой вере». В результате, по решению Церковного собора, Аввакум был приговорен к заточению в земляной тюрьме, а в последствии заживо сожжен.

Причины и последствия церковного раскола кратко можно охарактеризовать как неприятие никоновских реформ значительной частью верующих, вылившегося затем в религиозную войну. Старообрядцы подвергались гонениям и преследованиям со стороны правительства и вынуждены были искать спасение на окраинах российского государства. Ответом староверов на церковную политику стали массовые самосожжения, называемые «гари».

В исторической литературе часто встречается определение церковного раскола как отправной точки для массовых народных волнений, периодически сотрясавших русскую землю на протяжении 17-18 веков. Действительно старообрядцы нашли мощную поддержку среди простого народа, именно вокруг них стали собираться все недовольные существующими порядками в стране.

Значение церковного раскола

Церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.

Как итог церковного раскола — прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.

Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества.

Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира.

Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.

Понятие церковный раскол возникло в царствование Алексея Михайловича и с тех пор неоднократно становилось темой для исторических исследований. Большинство историков утверждают, что истинная причина церковного раскола в 17 веке вовсе не в споре о поправках к богослужению. Все дело в одном значимом вопросе – может ли светская и церковная власть решать, как и каким образом народу верить во Христа или народ имеет право сохранить нетронутыми обрядность и уклад церковной жизни, установленные много веков назад.

Россия в XVII веке

Экономическое и социальное развитие России при первых Романовых Смута привела Россию к полному экономическому краху. Не сразу установилась и политическая стабильность, система управления в центре и на местах была разрушена. Основными задачами Михаила Романова было достижение примирения в стране, преодоление хозяйственной разрухи и упорядочение системы управления. Первые шесть лет своего царствования Михаил правил, опираясь на Боярскую думу и Земские соборы. В 1619 г. из польского плена вернулся отец царя Федор Никитич (в монашестве Филарет) Романов. Принявший патриарший сан Филарет стал фактически управлять страной до своей смерти в 1633 г. В 1645 г. умер и Михаил Романов. Русским царем стал его сын Алексей Михайлович (1645–1676).

К середине столетия хозяйственная разруха, принесенная Смутой, была преодолена. Экономическое развитие России в XVII в. характеризуется рядом новых явлений в хозяйственной жизни. Ремесло постепенно перерастало в мелкотоварное производство. Все больше изделий производилось не на заказ, а для рынка, происходила экономическая специализация отдельных регионов. В Туле и Кашире, например, производились металлические изделия. Поволжье специализировалось на обработке кожи, Новгород и Псков были центрами производства льна. Лучшие ювелирные изделия производились в Новгороде, Тихвине и Москве. Начали возникать центры художественного производства (Хохлома, Палех и др.).

Развитие товарного производства привело к появлению мануфактур. Они разделялись на казенные, т. е. принадлежащие государству, и частновладельческие.

Рост производительных сил способствовал развитию торговли и зарождению общероссийского рынка. Возникли две крупные общероссийские ярмарки – Макарьевская на Волге и Ирбитская на Урале.

Земский собор 1649 г. принял Соборное уложение – кодекс отечественного феодального права, регулировавший отношения в основных сферах жизни общества. Соборное уложение предписывало жестокие наказания не только за мятеж против царя или оскорбление главы государства, но даже за драки и бесчинства на царском дворе. Таким образом происходило законодательное закрепление процесса становления абсолютной монархии.

В Соборном уложении была оформлена социальная структура общества, так как в нем регламентированы права и обязанности всех сословий.

Кардинальные изменения произошли в жизни крестьянства. Соборное уложение царя Алексея Михайловича окончательно оформило крепостное право – был установлен бессрочный розыск беглых крестьян.

Согласно Соборному уложению городские жители прикреплялись к месту жительства и «тяглу», т. е. несению государственных повинностей. Значительная часть Уложения посвящена порядку судопроизводства и уголовному праву. Законы XVII в. выглядят слишком суровыми. За многие преступления в Соборном уложении была предусмотрена смертная казнь. Уложение регламентировало также порядок несения военной службы, выезда в другие государства, таможенную политику и т. д.

Политическое развитие России в XVII в. характеризуется эволюцией государственного строя: от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Особое место в системе сословно-представительной монархии занимали Земские соборы. В состав Земского собора входили высшее духовенство, Боярская дума и выборная часть: московские дворяне, администрация приказов, уездное дворянство, верхи «тягловых» слобод московского посада, а также казаки и стрельцы («служилые люди по прибору»).

В первые годы правления Михаила Романова Земские соборы работали почти непрерывно и помогали ему в управлении государством. При Филарете Романове деятельность Соборов становится менее активной. Последний Земский собор, работавший в 1653 г., решал вопрос о воссоединении Украины с Россией. Впоследствии земская деятельность угасает. В 1660–1680-е гг. собирались многочисленные сословные комиссии. Все они по преимуществу были боярскими. Окончание работы Земских соборов фактически означало завершение перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму. В системе органов государственной власти и управления сохранялась существенная роль Боярской думы. Однако во второй половине XVII в. ее значение падает.

Высокого развития в XVII в. достигает приказная система управления. Приказы занимались отдельными отраслями в сфере государственного управления внутри страны или ведали отдельными территориями. Важнейшими среди них были приказ Тайных дел, руководимый лично Алексеем Михайловичем и занимавшийся надзором за деятельностью высших государственных учреждений и должностных лиц. Поместный приказ оформлял земельные наделы и проводил судебные расследования по земельным делам. Посольский приказ осуществлял внешнюю политику государства. Приказ Большой казны управлял финансами.

Основной административно-территориальной единицей государства был уезд. Система местного управления строилась в XVII в. не на основе выборных органов, а на власти назначаемых из центра воевод. Им подчинялись земские и губные старосты. В руках воевод сосредоточивалась административная, судебная и военная власть, надзор за сбором налогов и податей.

Социальная структура русского общества XVII в. была глубоко сословной. Термин «сословие» означает социальную группу, обладающую закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Привилегированным сословием были светские и духовные феодалы (духовенство). Светские феодалы разделялись на чины. В XVII в. это понятие отражало не столько служебное положение, сколько принадлежность к определенной группе феодального сословия. Его верхушку составляли думные чины: бояре, окольничьи, дьяки и думные дворяне. Следующими по своему положению в обществе были чины московские – чиновники, стряпчие, московские дворяне. За ними следовали низшие категории привилегированного сословия – чины городовые. К ним относились провинциальные дворяне, которых называли «детьми боярскими».

Большую часть зависимого населения составляли крестьяне. Лично свободные члены общины назывались черносошными крестьянами. Остальные крестьяне были либо частновладельческими, т. е. принадлежащими помещикам, либо дворцовыми, или удельными, принадлежащими царской семье. На положении рабов находились холопы. Прикреплены к своим повинностям были жители городов – ремесленники и купцы. Наиболее богатые купцы назывались «гостями». К числу зависимых сословий относились и «служилые люди по прибору»: стрельцы, пушкари и казаки.

Реформы Петра. Абсолютизм

С первых дней своего царствования, Петр 1стремился к концентрации власти в своих руках. Абсолютная монархия - это последняя форма феодального государства, возникающая в период зарождения капиталистических отношений. Основная ее черта заключается в том, что глава государства является источником законодательной и исполнительной власти. Абсолютизм - форма правления, при которой власть принадлежит монарху.

Главным своим противником молодой царь считал духовенство. В 1721 г. он ликвидирует патриаршество и вводит Синод, ставя дела религии под контроль светских чиновников. С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор Синода. Это означало победу светской власти над духовной.

Петр начинает формировать гибкий централизованный аппарат, который строго контролируется центральными органами власти.

В 1711 г. был создан Сенат - верховный орган управления страной, высший распорядительный орган по судебным, финансовым, военным и зарубежным делам. Члены Сената назначались самодержцем. Для контроля и надзора за исполнением государственных законов и распоряжений в 1722 г. во главе Сената была введена должность генерал-прокурора (назначен П.И.Ягужинский). Он осуществлял контроль за деятельностью всех правительственных учреждений и доносил о злоупотреблениях должностных лиц центрального и местного аппарата.

В 1718 г. взамен приказов были созданы 12 коллегий, которые ведали политическими, промышленными и финансовыми делами. Коллегии отличались от приказов структурой и функциями (президент, вице-президент, советники, асессоры, секретари) и формировалась из представителей дворянства.

Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждения. В подчинении коллегий находились губернская, провинциальная и уездная администрации.

В целях укрепления власти на местах была произведена реформа системы местного самоуправления. В 1718 г. страну разделили на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Азовскую, Казанскую, Смоленскую, Сибирскую. Во главе губерний стояли губернаторы, наделенные всей полнотой административно-полицейской и судебной власти. Губернии делились на провинции, а провинции на уезды, во главе которых ставились местные дворяне. В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций. Во власти губернаторов оставались функции управления городом и командование расквартированными в его пределах войсками. По остальным вопросам решения принимались коллегиями и сенатом.

Городское управление было сосредоточено в руках городских верхов. В 1702 г. был создан Главный магистрат, который контролировал дела городовых магистратов. Они избирались имущим населением для ведения внутригородских дел - сбора налогов и судебного делопроизводства при разбирательстве тяжб между горожанами.

В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал преемника.

При Петре I сложился многочисленный дворянско-бюрократический аппарат. Консолидации возникшего чиновничьего дворянства способствовала «Табель о рангах». Документ делил гражданские и придворные звания на 14 степеней. От фельдмаршала и генерала армии (в сухопутных войсках и на флоте) и канцлера (на гражданской службе) до самого нижнего, 14-го ранга прапорщика и коллежского регистратора. «Табель о рангах» поставила на первое место не родовитость, а способности, образованность и деловые качества дворянина. Закон ликвидировал деление господствующего класса на сословия. Он способствовал выделению из среды неродовитого дворянства крупных государственных деятелей: генерал Ф.М. Апраксин, дипломаты П.А. Толстой, И.И. Неплюев и др.

С 1721 г. Петр I стал именоваться императором, а Россия превратилась в империю. Этими титулами завершилось оформление русского абсолютизма.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 304.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...