Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формационный и цивилизационный подходы к развитию истории




Культура и цивилизация

Цивилизация и культура - понятия тесно связанные друг с другом. Оба эти определения относятся к наиболее многозначным. Впервые слово «культура» появилось в латинском языке и обозначало обработку земли, земледельческий труд. Значение научного понятия термин «культура» приобрел в XVII-XVIII вв. В науке Нового времени формируется представление, что между природой и личностью существует особый мир человеческой деятельности, который называют «культурой».

       Культура наравне с цивилизацией играет в обществе немаловажную роль: с одной стороны она обеспечивает специфическое своеобразие, которое присуще определенному социуму, а с другой стороны обеспечивает в рамках и вместе с цивилизацией целостность мировой истории. В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры.

 Термин «цивилизация» произошёл от латинского слова, означавшего «гражданский». В большинстве научных и справочных изданий цивилизация понимается как определенная стадия развития общества, связанная с определенной культурой и имеющая ряд признаков, отличающих цивилизации от доцивилизованной стадии развития общества.  К таким признакам чаще всего относят:

наличие государства как определённой организации, управленческой структуры, координирующей хозяйственную, военную и другие сферы жизнедеятельности всего общества;

наличие письменности;

наличие совокупности законов, правовых норм, пришедших на смену родовым обычаям;

определенный уровень гуманизма и др.

Эти признаки обеспечивают минимум защищенности человека и эффективное использование его способностей, а значит, обеспечивают эффективность хозяйственной и политической системы и расцвет духовной культуры.

Многие историки в своих трудах затрагивали проблему понимания цивилизации. Так О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» подразумевает под цивилизацией такой тип развития общества, когда на смену эпохе творчества, воодушевления приходит этап закостенелости общества, этап оскудения творчества, этап духовного опустошения. Творческий этап - это культура, которой на смену приходит цивилизация. В рамках этой концепции получается, во-первых, что цивилизация означает омертвление культуры, а во-вторых, что цивилизация - переход не к лучшему, а к худшему состоянию общества.

Советский историк Н.Бердяев назвал ошибкой Шпенглера то, что тот придал «чисто хронологический смысл словам цивилизация и культура и увидел в них смену эпох». С точки зрения Бердяева, в эпоху цивилизации существует культура, как и в эпоху культуры существует цивилизация. Таким образом, обе теории имеют преимущества и дополняют друг друга

Прогресс и регресс

Прогресс и регресс – два противоположных понятия, которые широко используются практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному. Феномен сопоставимости этих понятий заключается в том, что прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли.

Понятие прогресса применительно к обществу несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека. Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей.

Пространство и время

Пространство и время являются всеобщими формами существования материи. Они не существуют вне материи и независимо от неё. Пространственными характеристиками являются положения одних тел относительно других, расстояния между ними, и т.д. Временные характеристики — "моменты", в которые происходят явления, продолжительности (длительности) процессов.

Понятия пространства и времени являются необходимой составной частью картины мира в целом, поэтому они входят в предмет изучения философии.

На протяжении почти всей истории естествознания и философии существовали 2 основные концепции пространства и времени. Одна из них идёт от древних атомистов — Демокрита, Эпикура, Лукреция, которые ввели понятие пустого пространства и рассматривали его как однородное (одинаковое во всех точках) и бесконечное; понятие времени тогда было разработано крайне слабо и рассматривалось как субъективное ощущение действительности. В новое время в связи с разработкой основ динамики эту концепцию развил И. Ньютон. По Ньютону, пространство и время существуют независимо от материи и друг от друга. Пространство само по себе есть нечто пустое, абсолютно неподвижное, непрерывное, однородное, не воздействующее на материю и не подвергающееся её воздействиям, бесконечное; время в концепции Ньютона само по себе есть нечто абсолютное и ни от чего не зависящее, чистая длительность, как таковая, равномерно текущая от прошлого к будущему. Время универсально, одномерно, непрерывно, бесконечно, однородно. П. и в. в концепции Ньютона независимы друг от друга. Ньютоновская концепция была господствующей в естествознании на протяжении 17—19 вв., т.к. она соответствовала науке того времени — евклидовой геометрии, классической механике и классической теории тяготения.

Кризис механистического естествознания на рубеже 19—20 вв. привёл к возрождению на новой основе субъективистских взглядов на П. и в. Изменение представлений о материи привело к кардинальным изменениям взглядов на сущность пространства и времени.

Формационный и цивилизационный подходы к развитию истории

   Существует два основных подхода к изучению истории - формационный и цивилизационный. Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Марксисты исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развитиея общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.
    Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции).
     Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений. Сколько авторов - столько и трактовок этого понятия. И следовательно эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по разному классифицируют государство. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей
    Недостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.
   Каждый из них имеет и плюсы и минусы. И оба этих похода имеют право на существование. Они просто рассматривают историю с разных сторон. В исторической науке не сложилось единого мнения о том, какой же подход применять. История - явление многогранное и изучать её необходимо со всех сторон, и при этом, использовать как можно больше разнообразных подходов к её изучению.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...