Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства - верный курс, заданный Президентом Н.Назарбаевым




АСТАНА. 1 сентября. КАЗИНФОРМ /Мейрам Байгарин/ - Сегодня наша страна известна всему мировому сообществу своими успехами в социально-экономическом развитии, активной внешней политикой заслужила высокий международный авторитет. Но каких-нибудь 15 лет назад в Казахстане, как и в других постсоветских странах, был высокий уровень безработицы и низкий уровень жизни. Что произошло в стране за этот короткий, по историческим меркам, срок? После обретения независимости Казахстан оказался перед необходимостью в кратчайшие сроки определить собственное место в системе геополитических координат, сформулировать свои национально-государственные интересы, выстроить адекватную систему внешнеполитических приоритетов и заложить основы внешнеполитической стратегии. Как считают многие зарубежные и отечественные эксперты, эти задачи были успешно решены благодаря тому, что в столь сложный период страну возглавил ее Первый Президент Нурсултан Назарбаев. Личные контакты, установленные Н.Назарбаевым на самом высоком уровне, помогли решить важнейшие задачи становления отечественной внешней политики. В качестве её главной цели Президент определил формирование и поддержание благоприятных внешних условий для успешной реализации Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства. Основополагающие принципы внешнеполитического курса независимого Казахстана были чётко сформулированы Президентом в работе 1992 года «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», где была провозглашена миролюбивая направленность внешней политики РК на международной арене: «Осознавая свою ответственность и понимая, что любой военный конфликт может привести к катастрофическим последствиям: признаём сохранение мира в качестве приоритетной цели государственной политики Казахстана; отвергаем войну или угрозу военной силы как средства достижения политических, экономических и других целей; стремимся к обретению статуса безъядерного государства и присоединения к договору о нераспространении ядерного оружия; поддерживаем принцип неприменения первыми оружия массового поражения и выступаем за принятие данного обязательства всеми государствами мирового сообщества; придерживаемся принципов нерушимости сложившихся границ, невмешательства во внутренние дела других государств». Многовекторная политика, ставшая системообразующим элементом внешнеполитической доктрины Н.Назарбаева, предусматривает развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для страны практический интерес. «Казахстан, в силу своего геополитического положения и экономического потенциала, не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах, - говорит Президент. - Это было бы непонятно не только нашему многонациональному населению, но и всему мировому сообществу. Будущее Казахстана - и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Проводя именно такую политику, мы сможем исключить какие-либо проявления угрозы безопасности Казахстана». Жизнь показала, что принцип многовекторности полностью оправдал себя, позволив республике не только эффективно отстаивать свои национальные интересы, но и стать самостоятельным и влиятельным игроком на международной арене. Президент Французской Республики Жак Ширак однажды сказал о Казахстане такие слова: «Франция оценивает произошедшие с 1991 года изменения как важные и решающие. В неопределенных и сложных условиях Ваша страна вступила на необратимый путь строительства государства, которое, наряду с верностью своим национальным ценностям и долгой истории, заявляет о своей приверженности общечеловеческим принципам демократии и правового государства. В течение 15 лет Казахстан стал страной, имеющей стабильные институты и динамичную экономику». Н.А.Назарбаев умеет мыслить на много ходов вперёд, интуитивно улавливать и учитывать в практической политике основные мегатренды международной жизни. Некоторые постсоветские лидеры не вполне адекватно и своевременно отреагировали на сформулированную нашим Президентом 29 марта 1994 года во время выступления в МГУ евразийскую инициативу. Но вся логика последующего развития межгосударственных отношений на постсоветском пространстве подтвердила востребованность евразийской идеи. 10 октября 2000 года Казахстан, Россия, Беларусь, Кыргызстан и Таджикистан учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), которое на сегодняшний день является одним из самых успешных и эффективных интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Благодаря авторитету и влиянию Н.А.Назарбаева Казахстан стал одним из локомотивов евразийской интеграции. Как отмечают российские эксперты, Казахстан в настоящее время становится не просто равноправным стратегическим партнёром России, но и её естественным конкурентом на постсоветском пространстве. При этом специалисты акцентируют внимание на том обстоятельстве, что Казахстан успешно развивает отношения не только с партнёрами по ЕврАзЭС, но и со странами ГУАМ - Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдовой. Важным завоеванием РК на этом пути является создание Таможенного союза, который пока включает в себя Россию, Беларусь и Казахстан. В начале 2010 года в силу вступил единый таможенный тариф. Но по-настоящему союз, призванный объединить три страны в единую таможенную территорию, начал функционировать совсем недавно. «Несмотря на всякого рода сложности, мы вышли на новый этап сотрудничества, - заявил недавно Президент РФ Дмитрий Медведев. - Это очень значимое, долгожданное событие, которое родилось в результате очень непростых переговоров». Нурсултан Назарбаев является убеждённым сторонником многополярного мира. Ещё в 1992 году, в своей работе «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», он чётко заявил, что Казахстан стремится к созданию системы коллективной безопасности мирового сообщества. Важнейшую роль в обеспечении региональной и глобальной безопасности должна сыграть ОБСЕ, чей потенциал пока далеко не исчерпан. Казахстану, достигшему значительных успехов в сфере внутренней и внешней политики, было что предложить ОБСЕ, поэтому наша страна выдвинула свою кандидатуру на пост председателя данной авторитетной Организации. Сегодня, как мы знаем, это председательство стало реальностью. Решение о нём является признанием реальных достижений Казахстана в построении демократического общества и либеральной рыночной экономики. Нурсултан Назарбаев считает, что избрание республики на пост председателя ОБСЕ в 2010 году является первым шагом к повороту во взаимоотношениях между Западом и странами бывшего Советского Союза. Казахстан внёс значительный вклад и в укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения. После распада СССР в распоряжении Казахстана оказался четвёртый в мире военный ядерный арсенал. Благодаря непреклонной политической воле Н.Назарбаева Казахстан добровольно и активно вступил на путь ядерного разоружения. Уже 29 августа 1991 года был подписан указ о закрытии Семипалатинского полигона, а в июле 1992-го мы ратифицировали Лиссабонский протокол и обязались присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве страны, не обладающей ядерным оружием. 13 декабря 1993 года Казахстан ратифицировал ДНЯО, а 14 февраля 1994-го стал членом МАГАТЭ. Н.Назарбаев, как никто другой, осознаёт необходимость постоянного диалога между цивилизациями, культурами и религиями и выступает его активным проводником. В Казахстане мирно сосуществуют и сотрудничают представители около 130 национальностей и 46 конфессий. Раз в три года здесь проходят Съезды лидеров мировых и традиционных религий, призванные способствовать поиску взаимопонимания и формированию механизмов снятия межрелигиозного напряжения в «горячих точках» планеты. В 2003 году Президент США Джордж Буш говорил: «Для Соединенных Штатов, которые сами являются многонациональной и многоконфессиональной страной, такие встречи подчеркивают важность сотрудничества с нашими друзьями в Центральной Азии для продвижения ценностей толерантности и уважения, которые формируют основу демократии». Не менее успешной является и проводимая Президентом нашей страны внутренняя политика. Благодаря ей в начале 90-х в Казахстане не было и тени межнациональной напряжённости. Не ощутили мы на себе столь остро и последствий нынешнего экономического кризиса, как это произошло в других, зачастую более развитых государствах. Мы не допустили резкого замедления темпов роста экономики и кризиса отечественной финансовой системы. Государственная поддержка банков второго уровня позволила сохранить стабильность в финансовой системе страны, которая, в свою очередь, служила основой социально-экономической стабильности. Государство гарантировало все вклады населения в БВУ, создало Фонд стрессовых активов. Параллельно была обеспечена продовольственная безопасность: во всех регионах страны созданы стабилизационные фонды по продовольственной пшенице, рису, растительному маслу, сухому молоку, мясу и сливочному маслу. Успешно решались проблемы строительного рынка, для завершения объектов долевого жилищного строительства из бюджета выделялись сотни миллиардов тенге. 29 января 2010 года Президент РК Нурсултан Назарбаев выступил с ежегодным Посланием народу Казахстана «Новое десятилетие - Новый экономический подъем - Новые возможности Казахстана», в котором было сказано: «Завершается очень трудный период в истории нашей страны в XXI веке. Еще не утихла буря глобального кризиса, затормозившего развитие мировой экономики. Но кризис уже утратил свою первоначальную силу. Мы были полностью подготовлены к нему, поэтому его последствия не были очень тяжелыми для нашей страны». По словам Главы государства, мы решили все задачи, которые наметили на первое десятилетие XXI века. Президент напомнил, что в 2009 году, когда многие развитые страны переживали рецессию, в Казахстане рост экономики составил 1,1 процента, промышленности - 1,7 процента. Валовые и международные резервы и активы Национального фонда возросли, за последние 10 лет, более чем в 25 раз, и сегодня превысили 50 миллиардов долларов. «Моя главная цель, - заявил Н.Назарбаев, - обеспечить экономический подъем нашей страны в предстоящие десять лет, открыть новые возможности». Общенародной задачей всей страны в ближайшее десятилетие должна стать Программа индустриально-инновационного развития - только так мы сможем войти в число 50-и конкурентоспособных стран мира». Касаясь программы форсированного индустриально-инновационного развития, Президент отметил, что речь идет о реализации 162 проектов с общим объемом инвестиций в 6,5 триллиона тенге: это составляет более 40 процентов ВВП страны. Все это позволит Казахстану создать свыше 200 тысяч постоянных новых рабочих мест в ближайшие три года. В последовательной модернизации политической системы Казахстана важную роль в ближайшее десятилетие займет правовая реформа. Предстоит серьезная работа по реформированию правоохранительной системы, основные направления которой определены в Указе Президента «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан». Кроме того, Нурсултан Назарбаев поручил Правительству с 2010 года реализовать единую бюджетную программу по развитию предпринимательства в регионах. К концу 2020 года доля малого и среднего бизнеса в ВВП должна быть повышена до 40 процентов. Казахстан должен войти в число 50-ти стран с самым благоприятным бизнес-климатом. «Можно и в 30 стран поставить задачу, потому что это абсолютно возможно», - отметил Н.Назарбаев. Для финансирования проектов ГПФИИР будут привлечены инвестиции из Китая, Южной Кореи, Объединенных Арабских Эмиратов, а также от французских, итальянских и российских компаний на общую сумму 20 миллиардов долларов. С 1 апреля 2010 года началось повышение зарплат работникам бюджетных организаций и стипендий студентам вузов. Президент поручил приступить к реализации специальной программы «Балапан» по охвату детей дошкольным образованием. Подводя итог сказанному, следует констатировать, что именно конструктивная многовекторная внешняя политика Казахстана, а также взвешенная внутренняя политика и устойчивое экономическое развитие обеспечили сегодняшний высокий авторитет нашей страны в мире.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 556.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...